Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА» НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №69326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения пропорциям человека
1.1. Теоретическое и историческое развитие представлений о
пропорциях 8
человека
1.2. История методов обучения изображению 15
человека
Глава 2. Экспериментальная работа по методике изучения темы «пропорции человека» на внеклассных занятиях по изобразительному искусству
2.1. Анализ программ по изобразительному искусству с целью выявления методических аспектов по теме: «Пропорции человека» 25
2.2. Выявление эффективности методики обучения
пропорциям человека в общеобразовательной школе на внеклассных занятиях по изобразительному 30
искусству
Глава 3. Методическая последовательность разработки творческой части выпускной квалификационной работы
3.1. Обоснование выбора темы и определение содержания
творческой работы 39
3.2. Процесс выполнения творческой части выпускной
квалификационной работы на основе создания авторских портретных кукол «Три 44
мушкетера»
Заключение 57
Библиографический 60
список
Приложение 64


Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет ряд отличительных особенностей от остальных учебных предметов, в силу направленности его задач, целей, и, вместе с тем, специфичности его методических приемов.Данный предмет всегда являлся одним из самых важных, влияющих на всестороннее,творческое развитие личности, развивающих органы чувств, расширяющих кругозор и укрепляющих патриотические чувства, позволяющих ребенку получать психологическую разрядку, именно в этом заключается актуальность нашего исследования.
Изучение данного предмета в рамках общеобразовательной программы дает ученикам основы художественного знания, подготавливает почву для дальнейшего творческого развития и формирования интереса к художественной культуре нашей страны и всего мира. Но, по причине ограниченного времени, отведенного на изучение данного предмета в общеобразовательной системе, а именно один час в неделю, для полного понимания значимости художественной культуры как для нашей страны, так и для всего мира, для более глубокого приобщения ученика к изобразительной деятельности требуется организация внеклассных занятий, которые позволили бы ребенку изучать один из интереснейших предметов школьного курса более глубоко. Эта проблема больше всего касается ребят, планирующих связать дальнейшую жизнь с изобразительным творчеством. Именно поэтому своеисследование мы направим на внеклассные занятия по изобразительному искусству.
Изученные нами программы общеобразовательного курса
изобразительного искусства предлагают до трех уроков в год на изучение человека, и не только его пропорций, но и человека в движении, и изображение его с натуры. Знание особенностей строения человека, приемов его изображения очень важно не только со стороны художественной деятельности, но и с точки зрения психологии. Не всегда ребенок имеет возможность изучить фигуру при помощи художественного взгляда, Изучение строения человека, безусловно, проходит на уроках биологии, но простое заучивание анатомии не вызывает никакого эмоционального отклика и интереса к человеку как таковому. В подростковом возрасте (11-15 лет) у ребенка появляется интерес к человеку в силу особенностей физического и психологического развития, и в этот момент важно сформировать правильное понятие о теле человека. Изобразительное искусство, же заставляет увидеть его как наипрекраснейшее творение природы, как часть огромного мира и приобщиться к мысли величайших философов и художников всех времен.Такое отношение к человеку меняет отношение у ребенка и к себе, и к природе, меняет мировоззрение, повышает самооценку, заставляет задать себе философские вопросы, что является признаком саморазвития и самоанализа. Изучение пропорций человека необходимо любому человеку, и именно в нехватке времени для освоения данной темы в школе заключается наша проблема. Одну из самых сложных тем курса необходимо усвоить в короткий срок, что вызывает вопрос о методологической разработке ее изучения. Стоит учитывать психологические особенности подросткового возраста и специфики усвоения информации, возможно использование нестандартных методик и форм занятий.
Скульптурная лепка - эффективная деятельность для активации памяти при помощи тактильных ощущений, помимо уже работающих на уроке зрительных и слуховых.В средних классах задачи общеобразовательной программы по изобразительному искусству направлены по большей части на усвоение знаний, а не развитие моторики, поэтому данный вид работы там отсутствует. Именно поэтому лепка будет для детей «глотком воздуха», чем- то новым и увлекающим. Создание скульптуры вынуждает работать с объёмом, а, следовательно, изучение пропорций будет проходить более полно, в отличии от изучения схемы, традиционно представляющей только два положения фигуры. Данная деятельность в рамках темы «Пропорции человека»поможет намлегко добиться цели данного исследования.
Цель исследования заключается в разработке методики изучения пропорций человека на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Объект исследования - процесс организации внеклассных занятий по изобразительному искусству (занятия лепкой).
Предмет исследования - методические особенности изучения темы «Пропорции человека» на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Гипотеза исследования заключается в том, чтопроцесс изученияпропорций человека учащимися средних классов, занимающимися на внеклассных занятиях по изобразительному искусству может иметь большую эффективность, если:
- будет разработана методика преподавания темы «Пропорции человека» для учащихся средних классов на внеклассных занятиях по изобразительному искусству, включающая такой вид деятельности, как скульптурную лепку;
- занятие будет содержать нестандартные методы изучения данной темы для эмоционального отклика учащихся;
- методы и формы изучения темы «Пропорции человека» должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся старшего школьного возраста;
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и историческое развитие представлений о пропорциях человека, и историю методов обучения изображению человека.
2. Проанализировать программы для дополнительного образования и внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
3. Разработать методику изучения пропорций человека на внеклассных занятиях по изобразительному искусству с учащимися средних классов.
4. Выявить эффективность методики обучения пропорциям человека в общеобразовательной школе на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы теоретического исследования:
1. анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы;
2. индуктивный метод анализа информации.
Методы эмпирического исследования;
3. формирующий педагогический эксперимент;
4. наблюдение;
5. беседа;
6. изучение творческих работ.
Опытно-экспериментальная база исследования - внеурочные занятия по изобразительному искусству МБОУ «СОШ №31» г. Белгорода.
Методологическую основу исследования составили работы по педагогике, в том числе и методике преподавания пропорций человека (И.Д. Прейслер, В.К. Шебуев, А. П. Сапожников,В. С. Кузин, А. Е.Терентьев), педагогической и возрастной психологии (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В. С. Кузин),истории искусства и философии искусства (А.Д. Алехин, В.Н. Ростовцев, А. Н. Андреев, И. П.Шмелев,А.А Сидоров).
Практическая значимость исследования заключена в том, что материал может быть использован на внеклассных занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, посвященных теме «Пропорции человека».
Структуравыпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, методологическая основа и используемые методы сформулирована гипотеза.
В первой главе раскрываются теоретические основы обучения пропорциям человека. Изучается история развития представлений о человеческих пропорциях начиная с Древнего Египта и заканчивая нашим временем, история методов обучения изображению человека.
Вторая глава посвящена экспериментальной работе по созданию методики изучения темы «Пропорции человека» на внеклассных занятиях по изобразительному искусству. В ней проводится анализ трех программ по изобразительному искусству: для школы искусств, художественной школы и программы внеурочных занятий в общеобразовательной школе с целью выявления методических аспектов по теме «Пропорции человека». Во втором параграфе второй главы выявляется эффективность методики обучения пропорциям человека в общеобразовательной школе на внеклассных занятиях по изобразительному искусству с применением такого вида деятельности, как скульптурная лепка.
В третьей главе представлено обоснование выбора и последовательность выполнения творческой части выпускной квалификационной работы, а именно выполнение серии авторских
8 портретных кукол по мотивам литературного произведения А. Дюма «Три мушкетера».
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог проделанной нами работы, мы можем с уверенностью сказать, что изучение пропорций человека это одна из тем, требующих методической разработки, особенно в области внеурочной деятельности.
По итогам выпускной квалификационной работы была разработана и апробирована методика изучения темы «Пропорции человека» на внеклассных занятиях по изобразительному искусству, а, следовательно, достигнута цель данной работы.
Были выполнены следующие задачи исследования:
1. Изучили теоретическое и историческое развитие представлений о пропорциях человека, и историю методов обучения изображению человека.
2. Проанализировали программы по изобразительному искусству для дополнительного образования и внеурочной деятельности .
3. Разработали методику изучения пропорций человека на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
4. Выявили эффективность методики обучения пропорциям человека в общеобразовательной школе на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Выполнение поставленных нами задач проходило в следующем виде: первая глава под названием «Теоретические основы обучения пропорциям человека» была посвящена выполнению первой задачи. В первом параграфе «Теоретические и исторические развития представлений о пропорциях человека»были рассмотрены: исследование русского архитектора И. Шмелева о древнеегипетских канонах изображения человека; идеи древнегреческих философов Пифагора, Протагора, Платона, Иктина, по свидетельствам Витрувия, раскрывающих греческий идеал человеческого тела и золотой пропорции во всех сферах художественной деятельности;сочинения средневекового итальянского математика Леонардо де Пизы (Фибоначчи) о числовой последовательности, равной золотой пропорции, художника возрождения Леонардо да Винчи и его Витрувианском человеке.
Во втором параграфе первой главы рассматриваются методики преподавания темы «пропорции человека» в древности, а именно египетская система пропорций, в России начиная со средних веков, когда рисование сводилось лишь к иконописи и заканчивая XIX веком, методом изучения фигуры с помощью конструктивных проволочных моделей А. П. Сапожникова.
Вторая глава: «Экспериментальная работа по методике изучения темы «пропорции человека» на внеклассных занятиях по изобразительному искусству». В ней мы выполняем все последующие три задачи. Анализ программ внеклассной деятельности по изобразительному искусству был проведен в рамках первого параграфа второй главы. Там нами были проанализированы три программы, предусмотренные для разных учебных заведений. Это программы как для учреждений дополнительного образования детей, то есть художественных школ и школ искусств, так и программы внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Первая рабочая программа по рисунку МБОУ ДОД «Пировской детской школы искусств», вторая - Рабочая программа по рисунку ГБОУ ДОД г. Москвы «ДХШ им. М.А. Врубеля», третья - рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Академия художников» для 5 классов по ФГОС. Каждая из программ содержит часы, отведенные на изучение человеческих пропорций, при этом последняя содержит наименьшее количество часов.
Разработка методики и проверка ее эффективности проводилась нами во втором параграфе той же главы. Эксперимент содержал следующие этапы:
1. разработка критериев экспериментального и контрольного среза, его проведение, результаты которого показали одинаково низкий уровень знаний темы в обеих группах, были отобраны экспериментальная и контрольная группа;
2. проведение непосредственно эксперимента, который включает по 2 занятия для каждой группы, в контрольной группе проведены занятия в стандартной форме с объяснениями, наглядностями и копированием образцов, в экспериментальной группе занятие было проведено с применением скульптурной лепки и изучением пропорций в объёме;
3. измерение полученных знаний и умений применять их на практике. Контрольный срез показал, что методика, составленная нами, показывает хорошие результаты в сравнении с занятием, проведенным в стандартной форме.По итогам эксперимента нами выявлена значительная разница уровня усвоения знаний в сравнении занятия проведенного по нашей методике и в стандартной форме и представлена в диаграмме. Занятие, составленное нами, включает деятельность по скульптурной лепке, задействована моторная память и тактильное восприятие, не говоря о зрительном и слуховом, а, следовательно, процесс запоминания проходит быстрее, дети увлечены работой больше.Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была доказана.
Последняя глава раскрывает методическую последовательность разработки творческой части выпускной квалификационной работы. Для начала мы обосновали тему творческой части выпускной квалификационной работы, которая представлена серией из четырех авторских портретных кукол «Три мушкетера» по одноименному роману А. Дюма. В последнем
параграфе работы освещается работа над куклами с иллюстрированием каждого этапа.
Проделанная работа дает все основания считать, что тема «Пропорции человека» нуждается в усовершенствовании методик преподавания на внеклассных занятиях по изобразительному искусству. Это касается ограничении времени, отведенного на данную тему особенно в программах внеурочной деятельности общеобразовательных школ. Требуется высокая скорость усвоения знаний. Именно этого, как мы считаем, нам удалось достичь благодаря нашей методике.



1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя /А. Д. Алехин.- М.: Просвещение, 1984. - 264 с.
2. Андреев А. Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ / А. Н. Андреев. - СПб.: М. О. Вольфа, 1857. - 488 с.
3. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова // Начальная школа: К урокам изобразительного искусства. - 2005. - № 1. - С.82-86.
4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь / А. М. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.
5. Баммес Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников / Е.Н. Московкина, Ю.К. Багровцев, А.И. Басов. - СПб.: Дитон, 2011. - 513 с.
6. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке / Н. С.Боголюбов. - М.: Просвещение, 1979. - 251 с.
7. Боголюбов, Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С. Боголюбов. - М.: Просвещение, 1986. - 128с.
8. Ван Дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука I. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции / Н.Н. Веселовский. - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1959. - 455 с.
9. ВегнерЛ.А. Педагогика способностей / Л. А.Вегнер. - М.: Знание, 1973. - 412 с.
10. Витрувий М.П. Десять книг об архитектуре / Ф.А. Петровский. - М.: Академия архитектуры, 1936. - 332 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1991. - 289 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под
общ. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 315 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л. С. Выготский.- М.:
Педагогика, 1987. - 284 с.
14. Гаврилова Е. И. А. П. Лосенко / Е. И. Гаврилова. — М.: Художник
РСФСР, 1977. - 64 с.
15. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю. Я.Герчук. - М.: Учебная литература, 1998. - 173 с.
16.Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
17.Зубов В.П. Архитектурно-историческое наследие и задачи его изучения / В. П. Зубов.- М.: Государственное архитектурное издательство, 1945. -24 с.
18. Зубов В.П. Архитектура античного мира / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М.: Академия архитектуры СССР, 1940. - 254 с.
19.Зубов В.П. Леонардо да Винчи. 1452-1519 / В.П. Зубов. - М.: АН СССР, 1961. - 327 с.
20. Карпушина Н.К. «Е1ЬегаЬас1» Леонардо Фибоначчи / Н. К. Карпушина // Математика в школе -2008. - № 4, С.13.
21. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 176с.
22. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах / Н. М.Конышева. -М.: Просвещение, 1980. - 127 с.
23. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова.- М.: Просвещение,1987. - 293 с.
24. Круглова В.А. Василий Кузьмич Шебуев. 1777 - 1855. Альбом /
В. А. Круглова. - Л.: Искусство, 1982. - 151 с.
25. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В. С.Кузин. - М.: Просвещение, 1984. - 120 с.
26. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В. С. Кузин. -М.: Просвещение, 1977. - 372 с.
27. Кузин В.С. Психология/ В. С. Кузин. - М.: Высшая школа, 1982. - 382 с.
28. Лосев А.Ф. История античной эстетики (в 8 томах). Т.1. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. - М.: Фолио ACT, 2000. - 624 с.
29. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1985. - 330 с.
30. Михайлова О. В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века / О. В. Михайлова. - М.: Академия наук СССР, 1951. - 10 с.
31. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники педагоги /Н. М.Молева. М.; 1962. - 25с.
32. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1981. - 265 с.
33. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 4 классы / Б. М.Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 191 с.
34. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.3 / А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. - 654 с.
35. Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы / А.В. Прудникова М.: Просвещение, 1990. - 140 с.
36. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе / Е. Е.Рожкова. - М.: Просвещение, 1980. - 125 с.
37. Ростовцев В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / В. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 1998. - 175 с.
38. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка / В. Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1981. - 461 с.
39. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка / В. Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1982. - 361 с.
40. Савинов А. И. Лосенко / А. И. Савинов. —М.: Искусство, 1948. - 46 с.
41. Сапожников А. П. Курс рисования / П.А. Марков. - СПб.: Я. А Исаков, 1875. - 11 с.
42. Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров / А.А Сидоров. - М.: Академия наук, 1956. - 527 с.
43. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
44. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя
изобразительного искусства: пособие для учителей / А. Е.Терентьев. - М.: Просвещение, 1981. - 319 с.
45. Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология / Г. Д. Филимонова. - М.: Прогресс, 1993. - С. 455-462.
46. Федотов, Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.Я. Федотов. - М.: Аст-Пресс, 1999. - 144 с.
47. Шмелев И. П. Феномен Древнего Египта. / И. П. Шмелев. - Минск: Университетское РИЦ «Лотаць», 1993. — 64 с.
48. Шмигельская, Е. В. Скульптура малых форм: Для любителей
изобразительного искусства/ Е.В. Шмигельская. - Л.: Художник РСФСР, 1982. - 182с.
49.Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1968. - 200 с.
50. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 290 с.
51.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.:Просвещение, 1960. - 384 с.
52. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н. М.Яковлев. - М.: Просвещение,1985. - 129 с.
53. Ямбург Е. А. Педагогический ансамбль школы / Е. А. Ямбург. - М.: Знание, 1987. - 319 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ