Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Работа №69323

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие слоговой структуры и её формирование в
онтогенезе 6
1.2. Особенности слоговой структуры слова у дошкольников с
общим недоразвитием речи 14
1.3. Методические аспекты коррекции слоговой структуры
слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ 27
РЕЧИ
2.1. Организация обследования слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Анализ результатов обследования 29
2.3. Методические рекомендации по коррекции слоговой
структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время в процессе работы с детьми с общим недоразвитием речи, обращается внимание на то, что среди разнообразных проявлений речевой патологии одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Особенностью этих нарушений является их стойкость. Искажения слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематического развития ребёнка и на овладение письменной речью.
Проблемой состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались многие ученые и логопеды.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, А.1<. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Работы Л. Б. Есечко, В.А. Ковшикова, А. К. Марковой, Н. Н. Трауготт, О.Н. Усановой, С.Н. Шаховской и других показали закономерности становления слоговой структуры слова в речи детей с нормальным речевым онтогенезом и наиболее типичные случаи нарушений слоговой структуры в речи детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
А.Р. Лурия дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Б.М. Теплов писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения. Н.С. Жукова дает периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.
Искажение слогового состава слова может вести за собой целый ряд последствий. Так, при воспроизведении не усвоенных слоговых структур появляются искажения звуков, не свойственные изолированному произношению слов с доступной ребенку слоговой структурой. Это говорит о необходимости специальной и своевременной отработки слоговой структуры не только для овладения произношением целых слов, но и для возможности употребления имеющихся звуков и усвоения новых.
Задержка в усвоении слогового состава слова ограничивает развитие предложения. Не усвоение многословной структуры фразы и сокращение ее отдельных элементов может привести к искажению некоторых грамматических отношений во фразе, что будет препятствовать полноценному овладению грамматическим строем речи.
Затруднения в воспроизведении слогового состава слова препятствуют усвоению словарного запаса, так как эти ошибки, вызывая цепь все более усложняющихся искажений, приводят к замене исходного слова другим.
Об актуальности выбранной темы «Коррекционно-педагогическая работа по коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников с нарушением речи» говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников с нарушением речи.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования - процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников с нарушением речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования, обосновать проблему.
2. Отобрать диагностический материал для обследования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести исследовательскую работу по изучению уровня сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, сделать выводы.
4. Разработать методические рекомендации по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников с нарушением речи будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- подбор материала с учетом возраста детей;
- подбор специальных игр и игровых упражнений для усвоения слоговой структуры слова;
- поэтапного проведения занятий, предусматривающих работу на вербальном и невербальном материале;
- осуществления систематизированной и комплексной коррекции.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды по изучению онтогенетических основ становления процессов восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова у детей разного возраста (Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Проблема усвоения слогового состава слова детьми с нарушенной речевой деятельностью, типология нарушений слоговых и ритмических составляющих слова, пути преодоления имеющихся нарушений, как предмет исследования, представлены в работах специалистов различных научных областей (З.Е. Агранович, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Ю. Сафонкина, Г.Н. Соломатина, З.В. Шарипова и др.). Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением звукослоговой структурой слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка»
г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ специальной литературы позволил нам выяснить понятие слоговой структуры и её формирование в онтогенезе, особенности слоговой структуры у дошкольников с общим недоразвитием речи.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Нарушение слоговой структуры - это нарушение, с которым логопеды сталкиваются все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Нарушение слоговой структуры являются стойкими и преодолеваются с трудом. В силу того, что слоговая структура формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному усвоению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции в школе.
Анализ методик по коррекции слоговой структуры у дошкольников с общим недоразвитием речи показал многообразие существующих подходов в данном направлении. Так, авторы предлагают определенную систему работы, где выделяют этапы, упражнения и задания, особенности проведения коррекционной работы.
Далее нами было проведено исследование особенностей слоговой структуры у дошкольников с общим недоразвитием речи . В исследовании приняли участие две группы детей: экспериментальная группа - 8 дошкольников с общим недоразвитие речи и контрольная группа - 8 дошкольников без речевых нарушений.
В качестве тестовых заданий на выявление особенностей слоговой структуры были использованы задания, предложенные в работе О.Б. Иншаковой: исследование воспроизведения односложных слов, исследование воспроизведения двусложных слов, исследование воспроизведения трехсложных слов, исследование воспроизведения многосложных слов.
Анализируя данные исследования, мы пришли к выводу, что у дошкольников с общим недоразвитием речи ярко выражены нарушения слоговой структуры. Были выявлены многочисленные ошибки, так дети сокращали количество слогов в словах, разных по слоговой структуре (как односложных, так и многосложных), заменяли труднопроизносимые звуки другими, более простыми по артикуляции. При произношении большинства слов детьми допускалось большое количество ошибок разного характера (замены, пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов).
Дети с общим недоразвитием речи часто переставляли местами слоги, сокращали или добавляли количество слогов. Но наряду с нарушениями слоговой структуры, у детей с общим недоразвитием речи, наблюдалось нарушение звукового состава слова, то есть замены, пропуски и перестановки звуков (как в начале, конце, так и в середине слова), сокращение групп согласных, а также неправильное произнесение слова из- за искаженного произнесения ребенком звуков.
Отмечено, чем длиннее слово, чем сложнее его структура, тем больше ошибок возникает у детей с ОНР, причем воспроизведение многосложных слов оказалось для дошкольников с ОНР практически невыполнимым.
Средние баллы варьируются у детей с ОНР от 1,4 до 3,6; у детей без нарушений речи - от 2,4 до 4 баллов.
В целом, выявленные особенности, стойкость, выраженность имеющихся дефектов позволяют выделить всех детей с общим недоразвитием речи в группу риска по возможностям их подготовки к школьному обучению, что говорит о необходимости проведения с ними специальной целенаправленной логопедической работы по устранению выявленных недостатков.
В методические рекомендациях по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи представлены принципы коррекционно-педагогической работы в данном направлении, этапы и направления коррекционно-педагогической работа по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, и подробное описание содержания данной работы. Также определены задачи, формы работы, направления работы при взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем и семьей.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.



1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей [Текст]. - СПб: Детство-пресс, 2009. - 48 .
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. Запорожца А.В.,
Давыдова В.В. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.
com/file/307870/
3. Бабина, Г.В., Сафонкина, Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. - 214 с.
4. Большакова, СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.
5. Ванюкова, Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 87 с.
6. Винарская, Е.Н., Богомазов, Г.М. Возрастная фонетика [Текст]. - М.: АСТ, Астрель,2005. - 208 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 471 с.
8. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://danefae.org/biblio/gvozdev.htm
9. Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]/ А.П. Непокорова, С.В. Дель. - М., 2006. - 96 с.
10. Есечко, Л.Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии [Электронный ресурс].
URL: http://www.dissercat.com/content/differentsialnaya-diagnostika-i-
korrektsiya-struktury-slova-u-detei-s-dizartriei-i-alaliei
11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZpedlib.ru/Books/3Z0086/3-0086-1.shtml
12. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - Екатеринбург: Литур, 1999. - 320с.
13.Зик, К. Как говорит мой ребенок в различные периоды своей жизни [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00- 03/dissertaciya-differentsialnaya-diagnostika-i-korrektsiya-struktury-slova-u- detey-s-dizartriey-i-alaliey
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда: 2-е изд. испр. и дополн [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
15. Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.rU/preview/1724114/page:27/
16. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Текст]. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
17. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб.: Союз, 2001. - 222с.
18. Левина, Р.Е. Принцип анализа речевых нарушений у детей//Труды 2-ой научной сессии по дефектологии детей [Электронный ресурс]. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=46069
19. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст]//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 434 с.
20. Маркова, А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте //
Вопросы психологии [Электронный ресурс]. URL:
http://pedlib.rU/Books/4/0055/4-0055-2.shtml
21. Сикорский, И.А. О заикании //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0045/2-0045-1.shtml
22. Титова, Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией [Текст]. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 126 с.
23. Ткаченко, Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь [Текст]. - М., Книголюб, 2008. - 48 с.
24. Усанова, О.Н. Усвоение стечений согласных при моторной алалии //
Дефектология [Электронный ресурс]. URL: http://www.shishkova.r
u/library/j ournals/items/d6904.htm
25. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Психолого-педагогические основы
коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология [Электронный ресурс]. URL:
http://www.studmed.ru/filicheva-tb-chirkina-gv-ustranenie-obschego- nedorazvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta_78ca720abdf.html
26.Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]. - М.: Гном и Д, 2001. - 96
27.Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст]/ Составление К.Ф. Седова - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ