ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЫБОР СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО
FLASH-ТЕХНОЛОГИЯМ 6
1.1 Понятие электронного обучения 6
1.2 Преимущества электронного обучения 11
1.3 Роль дисциплины «Flash-технологии» в учебном процессе 14
1.4 Обзор средств разработки электронного учебника 22
1.5 Обзор выбранного средства разработки 24
2 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО FLASH-
ТЕХНОЛОГИЯМ 26
2.1 Структура и содержание учебника по flash-технологиям 26
2.2 Основные этапы разработки электронного учебника по flash-
технологиям 29
2.3 Реализация электронного учебника по flash-технологиям 37
2.4 Рекомендации пользователю электронным учебником по flash-
технологиям 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЬfХ ИСТОЧНИКОВ 48
В настоящее время очень активно стали разрабатываться компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Уже по многим учебным дисциплинам создают электронные самоучители и учебники.
Однако организация и создание учебных курсов, в которых используются электронные задачи в особенности на базе интернет- технологий, является непростой методической и технологической задачей. Тем не менее, компьютерные учебно-методические материалы расширяются в силу их социальной значимости и востребованности. Например, компьютерные средства обучения могут быть полезны при индивидуальной и самостоятельной работе, это очень важно в личностно-ориентационной системе обучения.
На сегодняшний день создание эффективных и качественных электронных образовательных ресурсов можно назвать одной из главных задач информатизации образования в Российской Федерации. Если взять, например, развитие электронных продуктов, заметно, как на смену графическим текстам приходят мультимедийно насыщенные высоко интерактивные электронные образовательные ресурсы. Причём очень важно обеспечить возможность их сетевого распространения [23].
Также не менее важно учитывать мультимедийную насыщенность и интерактивность электронных образовательных ресурсов, так как у любого школьника есть комплект полиграфических учебников, и копия этих учебников в электронном варианте вряд ли вызовет y него интерес. «Более того, обычная книга обладает массой преимуществ: не требует
дополнительных технических средств воспроизведения, удобна в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немало важно, 500¬летнюю традицию применения»[31].
Но c каждым годом все труднее становится производство привычных для нас бумажных учебников, содержательный материал которых, как 3
правило, перестаёт быть актуальным еще до того, как они попадут в учебные заведения. Одним из выходов из подобной ситуации может быть разработка электронных средств обучения дисциплинам, затем их публикация в мировых сетях или на информационных носителях, на которых их можно будет оперативно изменить или дополнить в соответствии с изменениями в разных сферах жизни.
Существующая система преподавания базируется на изучении широкого комплекса предметов и дисциплин, каждая из которых имеет свои специфические особенности. Несмотря на это, в содержании учебных дисциплин имеется собственная, характерная для конкретного учебного заведения специфика, определенная академическими традициями и методиками преподавания.
Исходя из этого, актуальность работы состоит в том, что разработка компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников, которые соответствуют современным идеям развития образования, крайне необходимы в современном образовании.
Цель работы: разработать электронный учебник по flash-технологиям.
Объектом стал процесс создания электронного учебника по flash- технологиям.
Предметом исследования является электронный учебник по flash- технологиям.
Исходя из всего вышесказанного, были определены задачи работы:
1. Изучить теоретический материал об электронном обучении, его преимуществах и роли дисциплины «Flash-технологии» в образовании;
2. Выбрать средство разработки электронного учебника по flash- технологиям;
3. Разработать структуру электронного учебника;
4. Разработать электронный учебник по flash-технологиям;
5. Разработать рекомендации пользователю.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые делятся на параграфы. В первой главе описано понятие электронного обучения, преимущества электронного обучения, роль дисциплины «Flash- технологии» в учебном процессе, представлены различные средства разработки электронных учебников, а также описание выбранного средства разработки. Во второй главе представлены структура учебника по flash- технологиям, этапы его разработки, реализация учебника, а также руководство пользователю электронного учебника по flash-технологиям. В завершении представлено заключение работы и список использованных источников.
В настоящее время процесс компьютеризации развивается всё стремительнее. Меняется многое: устройства, которыми мы пользуемся, процесс обучение, способы получить новые знания и даже наши привычки. Одним из таких изменений является популяризация электронного обучения. Оно имеет множество преимуществ. Обучающемуся больше не нужно тратить деньги на курсы, ведь можно найти информацию в свободном доступе, загрузив на компьютер нужный файл или открыв интересующий сайт. Помимо стоимости самих курсов, нам не приходится тратить деньги на переезд к месту получения новых знаний, платить за жильё и питание. Также одним из преимуществ электронного обучения является то, что обучаемый экономит время. Ведь каждый человек выбирает удобную для него скорость чтения, также он имеет возможность обозначить для себя нужные и ненужные темы, тем самым пропустив неинтересные. Стоит отметить и то, что электронное обучение является более эффективным, ведь обучаемый может сразу видеть, слышать и читать информацию, имея возможность в любой момент вернуться к непонятным ему темам.
На сегодняшний день учитель стал организатором учебного процесса, при котором используются современные информационные технологии. Поэтому необходимо добиться того, чтобы компьютеры использовались вместе с привычными методами обучения. Одним из средств обучения, способствующих лучшему усвоению учебного материала, являются flash- технологии. Использование flash-технологий способствует значительному увеличению внимания, запоминаемости в процессе усвоения новых знаний при значительном сокращении длительности процесса передачи знаний от учителя к ученику.
В последнее время так сложилось, что обучающие электронные ресурсы разрабатывают программисты. Они делают это очень качественно с первого взгляда, так как такой ресурс действительно очень удобен, имеет огромное количество возможностей, многофункционален. Но программисты, разрабатывая электронный учебник, опираются на знания, полученные в школе и еще на ту форму обучения. Получается, что наполняемость становится неподходящей, и такой продукт не становится востребованным. Следовательно, учитель, самостоятельно разрабатывающий электронный учебник, может сделать его намного лучше.
Примерно то же самое можно сказать и про разработку урока. Например, найдя презентацию к уроку в Интернете, учителю приходится ее переделывать и делать это таким образом, чтобы ученикам было интересно смотреть и слушать предложенное. На это тратится огромное количество времени, и не факт, что результат будет положительным. Если же учитель будет использовать flash-технологии при разработке собственной презентации, это значительно повысит интерес обучающихся. Кроме того, flash-технологии могу применять не только преподаватели, объясняя какой-либо материал, они также будут полезны ученикам, студентам, работникам, например, для участия в конкурсе, презентации продукта, компании или просто для саморазвития.
Следовательно, разработка электронного учебника по flash-технологиям оправдала свою актуальность.
Для создания учебника была выбрана программа TurboSite 1.7.1, потому что она, прежде всего, является бесплатной и находится в свободном доступе. С помощью этой программы можно создать электронный учебник с поддержкой комментариев, формы обратной связи, вставки видеофайлов и javascript-тестов и другими возможностями. Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста.
После разработки структурной схемы электронного учебника по flash- технологиям были определены основные этапы разработки учебника по flash- технологиям: этап подготовки, создания и публикации. Каждый этап был успешно пройден, электронный учебник реализован.
Для пользователей электронного учебника по flash-технологиям был разработан перечень рекомендаций, которые помогут определиться с назначением данного учебника, а также более подробно изучить навигацию по ресурсу.
В заключении, стоит отметить, что поставленные задачи и цель выпускной квалификационной работы были достигнуты.
1. Агапонов, С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / Под ред. З.О. Джалиашвили. - СПб.: БХВ- Петербург, 2003. С. 149-177.
2. Алгинин, Б.Е. Концепция информатизации образования. Информатика и образование / Б.Е. Алгинин, Б.Г. Киселев, 1990, 1.
3. Баранова, Ю.Ю. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе // Информатика и образование/ Ю.Ю. Баранова, Е.А. Перевалова, Е.А. Тюрина, А.А. Чадин, 2000. № 8.
4. Беляев, М.И. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / М.И. Беляев, В.М. Вымятнин, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, В.П. Демкин, Г.А. Краснова, С.В. Коршунов, С.И. Макаров, Г.Н. Можаева, М.И. Нежурина, Б.М. Позднеев, И.В. Роберт, А.В. Соловов, А.Г. Теслинов, С.А. Щенников - Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2002. - 86 с.
5. Богомолов, В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением / Educational Technology & Society 10(3) / В.А. Богомолов , 2007. С. 460-466.
6. Борзых, А.А. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции // Образовательные технологии и общество / А.А. Борзых, А.С. Горбунов, 2009 - Т. 12 - № 2.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972. - 234 с.
8. Буханцева, Н.В. Модель e-Learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза // Н.В. Буханцева, И.А. Дудина Образовательные технологии и общество (EducationalTechnology & Society). -
2009. - Т. 12. - № 2. - С. 438-444.
9. Ваграменко Я.А. Информатика: образовательный аспект /Я.А. Ваграменко М: Академия, 2013 - 120 с.
10. Власова, Е. З. Адаптивные технологии как средство оптимизации
управления учебной деятельностью студентов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого¬
педагогические науки / Е. З. Власова, 2011. № 4. С. 6-15.
11. Государев, И. Б. Электронное обучение: тенденции развития моделей и опыт применения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2013. № 162. С. 162¬166.
12. Григорьев, С.Г. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. М.: ИСМО РАО, 2005.
13. Ельцов, Е.В. Использование современных компьютерных технологий / Е.В. Ельцов, И.А. Захаркин, А.М.Шуйцев, Р.В. Уфимский // Информатика и образование. 2007. № 12. С. 115.
14. Захарова, И Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями / И. Захарова. М: Academia, 2015 - 130 с.
15. Иванов, В.Л. Структура электронного учебника // Информатика и образование / В.Л. Иванов, 2001. №6. С. 32-37.
16. Козей С. Подготовка учителей к использованию в процессе обучения современных электронных средств / С. Козей // Информатика и образование. 2005. № 11. С. 112 - 116.
17. Лемех, Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды / Р.М. Лемех, 2005. С. 423-437.
18. Мандрик, П.А. Современный электронный учебно-методический комплекс - основа информационно-образовательной среды / П.А. Мандрик,
А.И. Жук, Ю.В. Воротницкий // Информатизация образования - 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., Минск, 27-30 окт. 2010 г. - Минск: БГУ,
2010. - С. 197-201.
19. Меллинг, М. Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб / Под редакцией Мэксин Меллинг. - М.: Омега-Л, 2006. С. 159-192.
20. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Академия, 2008. С. 148-177.
21. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 432 с.
22. Оганесянц, Н. Конструктивистские подходы в e-Learning // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С. 125-127.
23. Острейковский, В.А. Информатика: учеб. для вузов / В.А. Острейковский. - М. : Высш. шк., 2001. - 511 с.
24. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: Академия, 2010.
25. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.
26. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Полат Е.С., - М: Академия, 2004.
27. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт, - М.:Школа-Пресс, 2008.
28. Сатунина, А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Материалы конференции // Вопросы современной науки и практики. №1 / А.Е. Сатунина, 2006. С.89-90.
29. Скуратов, А.К. Разработка нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения / Политика открытого дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации. Сб. докладов / под общей редакцией Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд- во РУДН, 2001. - С. 87-90.
30. Соловов, А.В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения / Труды Международной конференции "IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies" / А.В. Соловов, - Казань: КГТУ, 2002. - С. 212-216.
31. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании./ В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев., И.В. Трайнев- М.: Дашков и Ко, 2009. С. 153-168.
32. Хортон, У. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон. - М.: КУДИЦ-Образ, 2005. С. 423-437.