ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ
|
Глоссарий 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ 10
1.1. Понятие «аутизм» 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей-аутистов 13
1.3. Формы внеурочной занятости, позволяющие адаптировать детей в новом
коллективе 18
1.4. Анализ опыта взаимодействия тьюторов с аутистами 27
1.5. Модель формирования навыков взаимодействия учащихся начальной
школы с детьми-аутистами во внеурочной занятости 31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ 37
2.1. Диагностическое исследование у учащихся школы знаний, умений
взаимодействовать с детьми-аутистами 37
2.2. Программа обучения учащихся начальной школы навыкам
взаимодействия с детьми-аутистами 52
2.3. Реализация программы обучения учащихся навыкам взаимодействия с
детьми-аутистами 55
2.4. Результаты диагностики на контрольном этапе 57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Приложения 76
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ 10
1.1. Понятие «аутизм» 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей-аутистов 13
1.3. Формы внеурочной занятости, позволяющие адаптировать детей в новом
коллективе 18
1.4. Анализ опыта взаимодействия тьюторов с аутистами 27
1.5. Модель формирования навыков взаимодействия учащихся начальной
школы с детьми-аутистами во внеурочной занятости 31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ 37
2.1. Диагностическое исследование у учащихся школы знаний, умений
взаимодействовать с детьми-аутистами 37
2.2. Программа обучения учащихся начальной школы навыкам
взаимодействия с детьми-аутистами 52
2.3. Реализация программы обучения учащихся навыкам взаимодействия с
детьми-аутистами 55
2.4. Результаты диагностики на контрольном этапе 57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Приложения 76
Актуальность темы. С 2016 года в российских школах введено понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» - включающий в себя; от латинского слова «include» - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями [35]. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности [4, С. 6-11]. Интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 5 закрепляет за лицами с ограниченными возможностями здоровья право на получение образования для коррекции развития и социальной адаптации [2].
Наряду с детьми, имеющими ограничения в физическом, психическом, умственном развитии, в школы стали поступать на обучение совершенно «особые» дети - дети с расстройствами аутистического спектра (аутисты).
Согласно статистике аутизма в мире им страдают более десяти миллионов человек. С каждым годом их становится на 11-17% больше. По сравнению со статистикой десятилетней давности количество людей с психическим расстройством аутизм в 2017 году увеличилось в 10 раз. И это количество стремительно растет. Сейчас каждый сотый житель планеты страдает аутизмом.
В образовательных учреждениях города Муравленко каждый год учащихся с диагнозом аутизм становится на 1-2 человека больше. В 2016 году в образовательных организациях города обучались 5 детей с расстройствами аутистического спектра, в 2017 году 7 детей, в 2018 году 9 (из них 4 младшего школьного возраста) и трое детей получают дошкольное образование. В частности на базе исследования в МБОУ «Школа №6» города Муравленко в 2016-2017 учебном году обучался 1 ребенок-аутист (выбыл на обучение в другой город), в 2017-2018 были зачислены 2 детей с РАС, в 2019-2020 в школу поступают еще двое детей-аутистов.
В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия, а в частности работа с детьми-аутистами, имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться [3]. Обозначился ряд проблем инклюзивного образования, а именно:
1. Неготовность системы образования к приему детей с особыми образовательными потребностями;
2. Неготовность родителей других (нормативно развивающихся) учащихся, работать по преодолению стереотипов о детях с особыми образовательными потребностями;
3. Несформированность или отсутствие навыков взаимодействия с «особыми» детьми у их нормативно развивающихся сверстников.
Первая проблема решается достаточно успешно: школы оснащаются специальным оборудованием, разработаны адаптированные образовательные программы, приобретаются специальные учебники, пособия и средства обучения и коррекции, учителя активно повышают квалификацию по профилю специальной педагогики и психологии.
Две другие проблемы требуют более длительного времени для их решения, так как связаны с изменениями на ценностном и нравственном уровне всех участников образовательных отношений.
Основными особенностями детей с расстройствами аутистического спектра являются: отсутствие социального взаимодействия и коммуникации, стереотипные модели поведения, что является большой преградой к адаптации в школьной среде и в среде сверстников.
Кроме того, наблюдается проявление стереотипного (не всегда доброжелательного) отношения обычных детей к детям «особым», нежелание взаимодействовать, принимать в совместную деятельность, особенно в рамках внеурочной деятельности. И этот факт явно тормозит процесс социальной интеграции, является ограничением успешной школьной адаптации детей-аутистов.
Этот аспект заслуживает приоритетного внимания со стороны педагогов. Именно на организацию правильного взаимодействия может реально повлиять школьный учитель, тем самым снять определенные ограничения, препятствующие успешности социализации и адаптации в условиях школьного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Внеурочная деятельность дает возможность осуществления свободного и творческого общения детей в соответствии с их возрастными особенностями, возможностями здоровья, потребностями и интересами, тем самым она может стать площадкой для формирования навыков взаимодействия детей с особыми образовательными потребностями со сверстниками.
Ресурсные возможности в полной мере предоставляют различные формы внеурочной занятости.
Педагогическим работникам необходимо осуществлять поиск эффективных методов, направленных на успешность школьной адаптации детей-аутистов к коллективу сверстников, а именно выявить возможные условия взаимодействия нормативно развивающихся школьников и детей- аутистов в формах внеурочной занятости.
Всё выше перечисленное позволяет говорить о существующем противоречии между необходимостью социализировать детей-аутистов через общение со сверстниками и отсутствием программы формирования навыков взаимодействия обычных детей с детьми с особыми потребностями .
Проблема исследования заключается в выявлении эффективных педагогических методов, способствующих успешной адаптации детей- аутистов за счет формирования навыков взаимодействия с ними их нормативно развивающихся сверстников.
Всё выше приведённое позволяет говорить об актуальности исследования на тему: «Формирование навыков взаимодействия учащихся начальных классов с детьми-аутистами во внеурочной занятости».
Объект исследования: процесс формирования навыков
взаимодействия учащихся начальной школы с детьми-аутистами.
Предмет: способы взаимодействия учащихся начальной школы с их сверстниками-аутистами во внеурочной занятости.
Цель: теоретически обосновать и эмпирически проверить
эффективность способов формирования навыков взаимодействия учащихся начальной школы с детьми-аутистами во внеурочной занятости для обеспечения успешной школьной адаптации «особых» детей.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков
взаимодействия учащихся начальной школы с детьми-аутистами будет эффективным, если включить в него специальное обучение, направленное на получение знаний об особенностях мира аутистов и способах их взаимодействия с окружающими, развитие необходимых личностных качеств у младших школьников, опробование способов взаимодействия с «особыми» детьми (аутистами) через коллективные формы внеурочной занятости.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования.
- охарактеризовать формы внеурочной занятости, позволяющие адаптировать детей в новом коллективе.
- выявить способы работы тьютора в образовательном процессе с детьми-аутистами.
- разработать и реализовать программу внеурочной деятельности «Обучение учащихся начальной школы навыкам взаимодействия с детьми-
аутистами».
- провести эмпирическое исследование взаимодействия учащихся с детьми-аутистами в формах внеурочной занятости.
Теоретико-методологическая база. Теоретическими основами
данного исследования послужили различные работы современных отечественных и зарубежных авторов компетентных в области исследования проблемы взаимодействия с аутистами и их социальной адаптации (С. Морозова, Т. Морозовой, Е. Янушко, И.И. Мамайчук, Т. Делани, Р. Шрамма, С. Гринспена и др.), история развития учения об аутизме и методики по формированию взаимодействия аутистов со сверстниками во внеурочной деятельности.
Методы исследования: методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анализ, обобщение, теоретическое моделирование).
Экспериментальная база: методы эмпирического уровня
(наблюдение, беседа, методика И.П. Капустина по определению уровня воспитанности младших школьников, диагностика взаимоотношений в классе (социометрия), анкетирование, педагогический эксперимент).
База исследования. Исследовательская работа проводилась в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 6» (МБОУ «Школа № 6») г. Муравленко, ЯНАО. В исследовании принимали участие дети 9-10 лет: 19 учащихся 3-го класса, 1 ребенок с ОВЗ (ЗПР) из того же класса, 2 ребенка-аутиста; помощь на формирующем этапе
оказывали тьютор и педагог-психолог.
Этапы работы:
1. Сентябрь 2018 - ноябрь 2018 гг. - определение цели и задач исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвижение основной гипотезы исследования; изучение и анализ социально-педагогической, психолого-педагогической, социологической литературы, формирование представлений о проблеме, разработка модели формирования поведения несовершеннолетних в межличностном общении; разработка программы формирования.
2. Декабрь 2018 - февраль 2019 гг. - проведение эксперимента по разработанной программе.
3. Март 2019 - май 2019 гг. - анализ, обработка, систематизация и обобщение результатов работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработана программа по обучению учащихся начальных классов навыкам взаимодействия с детьми- аутистами во внеурочной деятельности, которая может использоваться для дальнейшей работы педагогов по формированию позитивного отношения к детям с особыми образовательными потребностями со стороны сверстников и организации таких школьных условий, которые будут способствовать успешной школьной адаптации детей-аутистов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 5 закрепляет за лицами с ограниченными возможностями здоровья право на получение образования для коррекции развития и социальной адаптации [2].
Наряду с детьми, имеющими ограничения в физическом, психическом, умственном развитии, в школы стали поступать на обучение совершенно «особые» дети - дети с расстройствами аутистического спектра (аутисты).
Согласно статистике аутизма в мире им страдают более десяти миллионов человек. С каждым годом их становится на 11-17% больше. По сравнению со статистикой десятилетней давности количество людей с психическим расстройством аутизм в 2017 году увеличилось в 10 раз. И это количество стремительно растет. Сейчас каждый сотый житель планеты страдает аутизмом.
В образовательных учреждениях города Муравленко каждый год учащихся с диагнозом аутизм становится на 1-2 человека больше. В 2016 году в образовательных организациях города обучались 5 детей с расстройствами аутистического спектра, в 2017 году 7 детей, в 2018 году 9 (из них 4 младшего школьного возраста) и трое детей получают дошкольное образование. В частности на базе исследования в МБОУ «Школа №6» города Муравленко в 2016-2017 учебном году обучался 1 ребенок-аутист (выбыл на обучение в другой город), в 2017-2018 были зачислены 2 детей с РАС, в 2019-2020 в школу поступают еще двое детей-аутистов.
В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия, а в частности работа с детьми-аутистами, имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться [3]. Обозначился ряд проблем инклюзивного образования, а именно:
1. Неготовность системы образования к приему детей с особыми образовательными потребностями;
2. Неготовность родителей других (нормативно развивающихся) учащихся, работать по преодолению стереотипов о детях с особыми образовательными потребностями;
3. Несформированность или отсутствие навыков взаимодействия с «особыми» детьми у их нормативно развивающихся сверстников.
Первая проблема решается достаточно успешно: школы оснащаются специальным оборудованием, разработаны адаптированные образовательные программы, приобретаются специальные учебники, пособия и средства обучения и коррекции, учителя активно повышают квалификацию по профилю специальной педагогики и психологии.
Две другие проблемы требуют более длительного времени для их решения, так как связаны с изменениями на ценностном и нравственном уровне всех участников образовательных отношений.
Основными особенностями детей с расстройствами аутистического спектра являются: отсутствие социального взаимодействия и коммуникации, стереотипные модели поведения, что является большой преградой к адаптации в школьной среде и в среде сверстников.
Кроме того, наблюдается проявление стереотипного (не всегда доброжелательного) отношения обычных детей к детям «особым», нежелание взаимодействовать, принимать в совместную деятельность, особенно в рамках внеурочной деятельности. И этот факт явно тормозит процесс социальной интеграции, является ограничением успешной школьной адаптации детей-аутистов.
Этот аспект заслуживает приоритетного внимания со стороны педагогов. Именно на организацию правильного взаимодействия может реально повлиять школьный учитель, тем самым снять определенные ограничения, препятствующие успешности социализации и адаптации в условиях школьного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Внеурочная деятельность дает возможность осуществления свободного и творческого общения детей в соответствии с их возрастными особенностями, возможностями здоровья, потребностями и интересами, тем самым она может стать площадкой для формирования навыков взаимодействия детей с особыми образовательными потребностями со сверстниками.
Ресурсные возможности в полной мере предоставляют различные формы внеурочной занятости.
Педагогическим работникам необходимо осуществлять поиск эффективных методов, направленных на успешность школьной адаптации детей-аутистов к коллективу сверстников, а именно выявить возможные условия взаимодействия нормативно развивающихся школьников и детей- аутистов в формах внеурочной занятости.
Всё выше перечисленное позволяет говорить о существующем противоречии между необходимостью социализировать детей-аутистов через общение со сверстниками и отсутствием программы формирования навыков взаимодействия обычных детей с детьми с особыми потребностями .
Проблема исследования заключается в выявлении эффективных педагогических методов, способствующих успешной адаптации детей- аутистов за счет формирования навыков взаимодействия с ними их нормативно развивающихся сверстников.
Всё выше приведённое позволяет говорить об актуальности исследования на тему: «Формирование навыков взаимодействия учащихся начальных классов с детьми-аутистами во внеурочной занятости».
Объект исследования: процесс формирования навыков
взаимодействия учащихся начальной школы с детьми-аутистами.
Предмет: способы взаимодействия учащихся начальной школы с их сверстниками-аутистами во внеурочной занятости.
Цель: теоретически обосновать и эмпирически проверить
эффективность способов формирования навыков взаимодействия учащихся начальной школы с детьми-аутистами во внеурочной занятости для обеспечения успешной школьной адаптации «особых» детей.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков
взаимодействия учащихся начальной школы с детьми-аутистами будет эффективным, если включить в него специальное обучение, направленное на получение знаний об особенностях мира аутистов и способах их взаимодействия с окружающими, развитие необходимых личностных качеств у младших школьников, опробование способов взаимодействия с «особыми» детьми (аутистами) через коллективные формы внеурочной занятости.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования.
- охарактеризовать формы внеурочной занятости, позволяющие адаптировать детей в новом коллективе.
- выявить способы работы тьютора в образовательном процессе с детьми-аутистами.
- разработать и реализовать программу внеурочной деятельности «Обучение учащихся начальной школы навыкам взаимодействия с детьми-
аутистами».
- провести эмпирическое исследование взаимодействия учащихся с детьми-аутистами в формах внеурочной занятости.
Теоретико-методологическая база. Теоретическими основами
данного исследования послужили различные работы современных отечественных и зарубежных авторов компетентных в области исследования проблемы взаимодействия с аутистами и их социальной адаптации (С. Морозова, Т. Морозовой, Е. Янушко, И.И. Мамайчук, Т. Делани, Р. Шрамма, С. Гринспена и др.), история развития учения об аутизме и методики по формированию взаимодействия аутистов со сверстниками во внеурочной деятельности.
Методы исследования: методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анализ, обобщение, теоретическое моделирование).
Экспериментальная база: методы эмпирического уровня
(наблюдение, беседа, методика И.П. Капустина по определению уровня воспитанности младших школьников, диагностика взаимоотношений в классе (социометрия), анкетирование, педагогический эксперимент).
База исследования. Исследовательская работа проводилась в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 6» (МБОУ «Школа № 6») г. Муравленко, ЯНАО. В исследовании принимали участие дети 9-10 лет: 19 учащихся 3-го класса, 1 ребенок с ОВЗ (ЗПР) из того же класса, 2 ребенка-аутиста; помощь на формирующем этапе
оказывали тьютор и педагог-психолог.
Этапы работы:
1. Сентябрь 2018 - ноябрь 2018 гг. - определение цели и задач исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвижение основной гипотезы исследования; изучение и анализ социально-педагогической, психолого-педагогической, социологической литературы, формирование представлений о проблеме, разработка модели формирования поведения несовершеннолетних в межличностном общении; разработка программы формирования.
2. Декабрь 2018 - февраль 2019 гг. - проведение эксперимента по разработанной программе.
3. Март 2019 - май 2019 гг. - анализ, обработка, систематизация и обобщение результатов работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработана программа по обучению учащихся начальных классов навыкам взаимодействия с детьми- аутистами во внеурочной деятельности, которая может использоваться для дальнейшей работы педагогов по формированию позитивного отношения к детям с особыми образовательными потребностями со стороны сверстников и организации таких школьных условий, которые будут способствовать успешной школьной адаптации детей-аутистов.
С 2016 года в российских школах активно внедряется инклюзивное образование. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.
Обозначился ряд проблем инклюзивного образования, которые требуют незамедлительного решения, потому что каждый ребенок живет «здесь и сейчас».
Появилось достаточно много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам коррекции умственной отсталости, задержки психического развития, отклонениям в поведении и общении. Но, все-таки, еще многие вопросы остаются не до конца изученными.
Среди разного рода ограничений здоровья, отклонений в развитии, аутизм занимает особое место. Причины его до сих пор исследованы недостаточно, а методы преодоления негативных последствий аутизма в должной степени не выявлены. Поэтому педагогическим работникам необходимо осуществлять поиск эффективных методов, направленных на успешность школьной адаптации детей - аутистов к коллективу сверстников, а именно выявить возможные условия положительного взаимодействия нормативно развивающихся школьников и детей-аутистов в формах внеурочной занятости.
В I главе «Теоретические проблемы взаимодействия с детьми- аутистами» данной исследовательской работе был
1) проведён анализ теоретических исследований проблемы аутизма у детей, обозначены причины и следствия, клинические характеристики, аутистические черты личности ребенка, генетические механизмы наследования раннего детского аутизма;
2) представлены основные направления внеурочной деятельности в школе, занятость в которых позволит организовать полноценное взаимодействие всех участников, будет способствовать положительной динамике коммуникации детей-аутистов;
3) описаны способности и личностные качества учащихся, которые необходимо развивать и на их основе формировать навыки и умения взаимодействовать в детском коллективе;
4) обозначены условия эффективности различных форм внеурочной занятости учащихся для развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы;
5) проведен анализ опыта взаимодействия тьюторов с аутистами: обозначены специальные условия для адаптации, обучения и социализации детей с ОВЗ, определены условия успешной работы тьютора;
6) описана модель формирования навыков взаимодействия учащихся начальной школы с детьми-аутистами в формах внеурочной занятости.
Во II главе «Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия учащихся с детьми-аутистами»:
1. описаны условия диагностического исследования знаний, умений взаимодействия учащихся с детьми-аутистами: характеристики учащихся- аутистов, их индивидуальные учебные планы;
2. представлены результаты экспресс-диагностики по Н.П. Капустину, диагностики взаимоотношений в группе (социометрии), анкетирования на выявление отношения к людям с ОВЗ на констатирующем этапе, а также психолого-педагогическая характеристика класса;
3. описано содержание программы обучения учащихся начальной школы навыкам взаимодействия с детьми-аутистами, разработанной автором;
4. представлен ход педагогического эксперимента: апробированные психотехнические упражнения с нормативно развивающимися учащимися с учетом особенностей методов прикладного анализа поведения детей- аутистов и эффективных методик игровых занятий с детьми-аутистами;
5. приведены результаты повторной диагностики на контрольном этапе.
Исследование показало, что изначально дети не готовы к конструктивному взаимодействию с их сверстниками, имеющими признаки аутизма.
Реализация разработанной программы, направленной на развитие организаторских способностей, личностных качеств, необходимых для формирования навыков взаимодействия нормативно развивающихся детей со сверстниками-аутистами, показала, что проведённая психолого-педагогическая работа дала положительные результаты:
1) позволила выявить возможности позитивного взаимодействия;
2) дети-аутисты получили положительный опыт общения со сверстниками;
3) учащиеся с нормативным развитием проявляют понимание, желание помочь, очевидную симпатию к детям-аутистам.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что процесс формирования навыка взаимодействия учащихся начальной школы с детьми- аутистами будет эффективным если включить в него специальное обучение, направленное на получение знаний об особенностях мира аутистов и способах их взаимодействия с окружающими, развитие необходимых личностных качеств у младших школьников, опробование способов взаимодействия с «особыми» детьми (аутистами) через коллективные формы внеурочной занятости доказана.
Инклюзивное образование - прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ребенок-аутист, сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
Поэтому данная работа является перспективной, так как представляет описание некоторых теоретических основ, методических рекомендаций, описание определенного механизма решения актуальных проблем инклюзивного образования. Может быть полезна для использования педагогами школ с похожими условиями инклюзивной практики.
Данная работа (программа обучения учащихся начальной школы навыкам взаимодействия с детьми-аутистами) будет реализовываться в группах других детей в рамках внеурочной занятости, и продолжена с этой же группой детей-аутистов на следующем возрастном этапе с учетом всех происходящих при этом изменений.
Обозначился ряд проблем инклюзивного образования, которые требуют незамедлительного решения, потому что каждый ребенок живет «здесь и сейчас».
Появилось достаточно много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам коррекции умственной отсталости, задержки психического развития, отклонениям в поведении и общении. Но, все-таки, еще многие вопросы остаются не до конца изученными.
Среди разного рода ограничений здоровья, отклонений в развитии, аутизм занимает особое место. Причины его до сих пор исследованы недостаточно, а методы преодоления негативных последствий аутизма в должной степени не выявлены. Поэтому педагогическим работникам необходимо осуществлять поиск эффективных методов, направленных на успешность школьной адаптации детей - аутистов к коллективу сверстников, а именно выявить возможные условия положительного взаимодействия нормативно развивающихся школьников и детей-аутистов в формах внеурочной занятости.
В I главе «Теоретические проблемы взаимодействия с детьми- аутистами» данной исследовательской работе был
1) проведён анализ теоретических исследований проблемы аутизма у детей, обозначены причины и следствия, клинические характеристики, аутистические черты личности ребенка, генетические механизмы наследования раннего детского аутизма;
2) представлены основные направления внеурочной деятельности в школе, занятость в которых позволит организовать полноценное взаимодействие всех участников, будет способствовать положительной динамике коммуникации детей-аутистов;
3) описаны способности и личностные качества учащихся, которые необходимо развивать и на их основе формировать навыки и умения взаимодействовать в детском коллективе;
4) обозначены условия эффективности различных форм внеурочной занятости учащихся для развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы;
5) проведен анализ опыта взаимодействия тьюторов с аутистами: обозначены специальные условия для адаптации, обучения и социализации детей с ОВЗ, определены условия успешной работы тьютора;
6) описана модель формирования навыков взаимодействия учащихся начальной школы с детьми-аутистами в формах внеурочной занятости.
Во II главе «Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия учащихся с детьми-аутистами»:
1. описаны условия диагностического исследования знаний, умений взаимодействия учащихся с детьми-аутистами: характеристики учащихся- аутистов, их индивидуальные учебные планы;
2. представлены результаты экспресс-диагностики по Н.П. Капустину, диагностики взаимоотношений в группе (социометрии), анкетирования на выявление отношения к людям с ОВЗ на констатирующем этапе, а также психолого-педагогическая характеристика класса;
3. описано содержание программы обучения учащихся начальной школы навыкам взаимодействия с детьми-аутистами, разработанной автором;
4. представлен ход педагогического эксперимента: апробированные психотехнические упражнения с нормативно развивающимися учащимися с учетом особенностей методов прикладного анализа поведения детей- аутистов и эффективных методик игровых занятий с детьми-аутистами;
5. приведены результаты повторной диагностики на контрольном этапе.
Исследование показало, что изначально дети не готовы к конструктивному взаимодействию с их сверстниками, имеющими признаки аутизма.
Реализация разработанной программы, направленной на развитие организаторских способностей, личностных качеств, необходимых для формирования навыков взаимодействия нормативно развивающихся детей со сверстниками-аутистами, показала, что проведённая психолого-педагогическая работа дала положительные результаты:
1) позволила выявить возможности позитивного взаимодействия;
2) дети-аутисты получили положительный опыт общения со сверстниками;
3) учащиеся с нормативным развитием проявляют понимание, желание помочь, очевидную симпатию к детям-аутистам.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что процесс формирования навыка взаимодействия учащихся начальной школы с детьми- аутистами будет эффективным если включить в него специальное обучение, направленное на получение знаний об особенностях мира аутистов и способах их взаимодействия с окружающими, развитие необходимых личностных качеств у младших школьников, опробование способов взаимодействия с «особыми» детьми (аутистами) через коллективные формы внеурочной занятости доказана.
Инклюзивное образование - прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ребенок-аутист, сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
Поэтому данная работа является перспективной, так как представляет описание некоторых теоретических основ, методических рекомендаций, описание определенного механизма решения актуальных проблем инклюзивного образования. Может быть полезна для использования педагогами школ с похожими условиями инклюзивной практики.
Данная работа (программа обучения учащихся начальной школы навыкам взаимодействия с детьми-аутистами) будет реализовываться в группах других детей в рамках внеурочной занятости, и продолжена с этой же группой детей-аутистов на следующем возрастном этапе с учетом всех происходящих при этом изменений.



