Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЗДАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АНАЛИЗА КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Работа №69318

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

библиотечное дело

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНОЛОГИЮ СОЗДАНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ 5
1.1 Понятие экспертная система 5
1.2 Описание процесса работы школьной библиотеки 8
1.3 Обзор существующих средств создания экспертных систем 14
2 РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ 19
2.1 Язык программирования Prolog 19
2.2 Возможности SWI-Prolog 27
2.3 Создание графической оболочки 31
2.4 Демонстрация экспертной системы для анализа книгообеспеченности
школьной библиотеки 40
2.5 Инструкция пользователю 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современный мир невозможно представить без компьютеров. Они используются в разнообразных сферах человеческой деятельности, таких как промышленная индустрия, военная сфера, образование и других. Использование компьютеров в сфере образования позволяет применять новейшие технологии в учебном процессе, тем самым облегчая и упрощая его. В организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, принято формировать библиотеки, позволяющие обеспечить реализацию образовательных программ. Большое внимание стоит уделить школьным библиотекам. Для автоматизации работы библиотекаря с библиотечным фондом и расчета коэффициента книгообеспеченности учебными изданиями образовательной деятельности можно использовать экспертные системы, предназначенные для этих целей. Экспертная система для анализа книгообеспеченности школьной библиотеки позволит ускорить ,
автоматизировать и облегчить процесс работы школьного библиотекаря.
Экспертные системы представляют собой программы, способные выступать в роли экспертов-консультантов в некоторой конкретной предметной области. Экспертные системы позволяют расширить область применения знаний, основанных на мнении авторитетных специалистов, сэкономить на оплате труда консультанту по данному вопросу, принять решение исходя из определенных данных и параметров. Экспертные системы используется для расширения и усиления профессиональных возможностей их пользователей. Традиционно экспертные системы применяются при интерпретации данных, диагностике, мониторинге, проектировании, прогнозировании, планировании и обучении [19].
ЦЕЛЬ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ - создание экспертной системы для анализа книгообеспеченности школьной библиотеки.
В соответствии с этой целью были сформированы следующие ЗАДАЧИ: • Выявить основные потребности школьной библиотеки.
• Изучить принцип расчета коэффициента книгообеспеченности.
• Изучить основные средства создания экспертных систем.
• Изучить основные возможности языка логического программирования Prolog.
• Разработать экспертную систему для анализа
книгообеспеченности школьной библиотеки.
ОБЪЕКТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ - деятельность школьной библиотеки.
ПРЕДМЕТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ - экспертная система для анализа книгообеспеченности школьной библиотеки.
Научная новизна состоит в разработке анализирующей экспертной системе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения выпускной квалификационной работы было выяснено, что использование компьютеров в современном мире позволяет автоматизировать и упростить работу многих людей в различных областях человеческой деятельности. Экспертные системы позволяют реализовать эту функцию. Они способны заменить эксперта в какой-либо области для решения задач. Отличительной особенностью экспертных систем является возможность объяснения решения. А также возможность поиска решений на основании не полных данных.
Изучение литературы о различных средствах создания экспертных систем позволило проанализировать возможности этих средств. Для создания ЭС для анализа книгообеспеченности школьной библиотеки был выбран язык логического программирования Prolog. Также были рассмотрены основные возможности SWI-Prolog.
Для создания экспертной системы для анализа книгообеспеченности школьной библиотеки, были выявлены основные потребности библиотеки, а также изучена информация об используемых подходах к расчету книгообеспеченности и о подходе, применяемом в данной школьной библиотеке. Также были изучены документы, регламентирующие деятельность школьной библиотеки.
Созданная в результате экспертная система позволила автоматизировать работу школьного библиотекаря, тем самым сократив время, затрачиваемое на поиск книг в библиотеке, анализ учебных материалов и консультирование школьников о наличии книг и произведений того или иного автора, хранящихся в библиотеке, а также позволило рассчитывать затраты на недостающие материалы. На основании этого можно сделать вывод, что задачи выполнены, а цель достигнута.



1. Introduction // SWI-Prolog. 2013. URL: http://www.swi-
prolog.org/pldoc/doc_for?object=manual (дата обращения 15.03.2018).
2. LISP// Энциклопедия языков программирования. 2017. - URL: http://progopedia.ru/language/lisp/ (Дата обращения 10.12.2017).
3. SWI-Prolog // Национальная библиотека им. Н.Э. Баумана. 2016. URL: https://ru.bmstu.wiki (Дата обращения 17.01.2018).
4. Wielemaker J. XPCE/Prolog Course Notes // SWI-Prolog. 2010. URL: http://www.swi-prolog.org/download/xpce/doc/coursenotes/coursenotes. pdf (Дата обращения 15.03.2018).
5. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы - М.: Наука, 2004. - 424 с.
6. Большакова Е.И. Программирование на языке пролог// Информатика и ЭВМ. Логическое программирование. 2009. URL: http://www.studmed.ru (Дата обращения 7.01.2018).
7. Большакова Е.И., Груздев Н.В. Программирование на языке Пролог: учебное пособие. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 112 с.
8. Братко И. Алгоритмы искусственного интеллекта на языке Prolog - М.: Вильямс, 2001. - 640 с.
9. Городняя Л. Введение введение в программирование на языке Лисп. - Новосибирск: НГУ,2005. - 93 с.
10. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.40-82; введен 02.06.2003. - М.: Изд-во стандартов, 2004. - 169 с.
11. Гужавин С.А. Экспертная система «Рапана»// Средство быстрой
разработки экспертных систем «Рапана». 2008. - URL:
http://esrapana.narod.ru/rapana.pdf (Дата обращения 11.12.2017).
12. Джарратано Дж., Райли Г. Экспертные системы. Принципы разработки и программирования - М.: Вильямс, 2007. - 1152 с.
13. Еремеев А.П., Чибизова Н.В. Методическое пособие по курсу «Экспертные системы» - М.: Издательство МЭИ, 2002. - 100 с.
14. Иструментальные средства разработки и проектирования экспертных систем// Портал искусственного интеллекта. 2009-2017. URL: http://www.aiportal.ru/articles/expert-systems/design-tools.html (Дата обращения 11.12.2017).
15. Лигун Т.А. Книгообеспеченность в библиотеке образовательного
учреждения: задачи и решения // Информационный портал школьных библиотек России. 2007. URL: http://rusla.ru/rsba/provision/provision-
metod/tech_work_bibl (Дата обращения 15.11.2017).
16. Лисп - язык программирования искусственного интеллекта// LISP. 2012. - URL: http://lisp2d.net/rus/teach/d.html (дата обращения 09.12.2017).
17. Луценко Е.В. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие - Краснодар: КубГАУ, 2006. - 645 с.
18. Марселлус Д. Программирование экспертных систем на Турбо Прологе: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 256 с.
19. Муромцев Д.И. Введение в технологию экспертных систем. - СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2005. - 93 с.
20. Муромцев Д.И. Оболочка экспертных систем Exsys Corvid: Методическое поосбие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. - 69 с.
21. Назначение и основные возможности SWI-Prolog. //
Интеллектуальные информационные системы. 2015. URL:
https://sites.google.com (Дата обращения 17.01.2018).
22. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 288 с.
23. Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения: Приказ от 23.03.2004 №14-51-70/13/ Положение о библиотеке. - 2004. - 7 с.
24. Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. - М.: Наука, 1987. - 288 с.
25. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход - М.: Вильямс, 2007. - 1410 с.
26. Старовойтова О.Р., Плескачевская С.М. Справочник школьного библиотекаря/ под ред. Ю.Н. Столярова - М.: Школьная библиотека, 2006. - 448с.
27. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», 2012. - 404 с.
28. Хабаров С.П. Интеллектуальные информационные системы. PROLOG- язык разработки интеллектуальных и экспертных систем: учебное пособие - СПб.: СПбГЛТУ, 2013.- 138 с.
29. Школьная библиотека: задачи и функции // Академик. 2010 URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1346368 (Дата обращения 7.12.2017)
30. Шрайнер П.А. Основы программирования на языке Пролог. Курс лекций. - М.: ИНТУИТ, 2005. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ