Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №69311

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ 12 ЛИЦ С МЕНТАЛЬНЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
1.1. История становления арт-терапии: теоретические и методические 12 основы
1.2. Современные тенденции развития реабилитации лиц с ментальными 26 и психическими отклонениями с применением арт-терапии
1.3. Место и роль арт-терапии в комплексной реабилитации лиц с 38 ментальными и психическими отклонениями в условиях образовательного учреждения
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В 47
РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Диагностика проблем применения арт-терапии в комплексной 47 реабилитации детей с отклонениями ментального и психического развития
2.2. Социальный проект «Арт-терапевтическая студия для детей и 62
подростков с ментальными психическими отклонениями «Радуга»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 85


Актуальность проблемы исследования. Увеличение числа лиц, страдающих ментальными и психическими расстройствами, в структуре населения становится актуальной проблемой практически во всех странах мира. Реабилитация данной группы лиц не должна ограничиваться только устранением психопатологических симптомов, так же необходимо создать для них оптимальные условия социального функционирования, повысить качество жизни и развивать способность к самостоятельной активной деятельности. В нынешних условиях данная проблема приобретает особую важность, поскольку в последнее время система реабилитационной работы в нашей стране оказалась разрушенной и, по сути, сводится к поддерживающей фармакотерапии [78]. Социальная адаптация лиц, имеющих ментальные и психические особенности, достаточно затруднена в современном обществе. Об этом свидетельствуют, в том числе, возрастающее число уровня суицидов, социально опасных действий, инвалидизации, разводов и безработицы. В связи с этими фактами, остро ощущается необходимость разработки комплексных реабилитационных программ и их непосредственного внедрения в практику работы социальных и специализированных учреждений.
Исследования в области психосоциальной работы, психиатрии, клинической психологии показывают, что важную роль в реабилитационном процессе, выполняет арт-терапия. Согласно Резолюции РОО «Арт- терапевтическая ассоциация», принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия рассматривается как «система психологических и психофизических лечебно¬коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала» [39, с. 22-26]. В связи с богатством возможностей широкое применение арт-терапия получила в психиатрической практике. Не заменяя медикаментозного лечения, назначаемого по клиническим показаниям, арт- терапия, проводимая подготовленным специалистом, способна существенно обогатить арсенал используемых в клинической психологии и психиатрии современных средств, усилить эффект и отдаленные результаты комплексной реабилитации, сделать максимально щадящим и гуманным ее проведение. Последнее определяется тем, что использование зрительного и пластического выражения актуальных переживаний и конфликтов смягчает душевную боль пациента, неизбежную при прямом обсуждении их проблем с психотерапевтом.
Зачастую мы сталкиваемся с тем, что под вывеской арт-терапии скрывается посещение больными театров, музеев, выставок, проведение занятий больными рукоделием или рисованием, лечебной физкультурой, «художественной самодеятельностью». Всё это, безусловно, может считаться составляющей арт-терапевтической работы, однако ни один из перечисленных видов досуга или деятельности больных сам по себе арт- терапией не является [55, с. 37-39].
Несмотря на сравнительно длительную историю изучения и становления творческой активности лиц, имеющих ментальные и психические особенности, а также использование арт-терапии в психосоциальной работе, на сегодняшний день она зачастую рассматривается только как вспомогательный лечебный прием, «психотерапия второго сорта». Методологические и организационные вопросы, будучи связанными с использованием арт-терапии в системе социального сопровождения и психосоциальной работы, продолжают оставаться недостаточно разработанными. В нашей стране, как и за рубежом, пока недостаточно
учитываются показания для применения арт-терапии при лечении психических отклонений на различных этапах лечебно-реабилитационного процесса [14, с. 42-45]. Практикующие арт-терапию специалисты, не всегда обладают специальной подготовкой, необходимой для ее квалифицированного применения. Исходя из вышеизложенного мы приходим к выводу, что среди разнообразия психотерапевтических методов роль арт-терапии в процессе реабилитации оказалась наименее изученной, что определило актуальность исследования данного метода в работе с лицами с ментальными и психическими отклонениями.
Степень научной разработанности. Понятие «арт-терапия» появилось в контексте идей К.Юнга и З.Фрейда. В психотерапевтической практике оно рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия, который с помощью изобразительного творчества мог помочь психически больным людям выразить в картинах свои потаенные психотравмирующие переживания и тем самым избавиться от них. В последующем это понятие получило более широкую концептуальную основу.
Немаловажную роль арт-терапия играет в деятельности социальных учреждений психоневрологического профиля. В работе с душевнобольными арт-терапию стали практиковать намного раньше, чем в других областях медицины. В небольшом арсенале методов лечения психических отклонений второй половины XIX в. - начала XX в., то есть, еще до появления арт- терапии как области научного знания, различные виды творческих занятий больных занимали не последнее место. Некоторые психиатры еще давно отметили своеобразие и выразительность художественного языка душевнобольных (А. Тардье, М. Симон, Г. Принцхорн, В. Моргентхалер), выявили наличие определенной взаимосвязи между душевными расстройствами и творческими способностями (Ч. Ломброзо, П. Карпов), а также оценили положительное влияние творческих занятий на процессы психиатрического лечения, коррекции и психотерапии (П. Малиновский, К. Юнг).
Однако отечественным психиатрам о данном направлении лечебно- коррекционной, реабилитационной и профилактической деятельности известно очень мало. Первую попытку применить искусство и художественную деятельность в психиатрии, психологии, педагогике, медицине можно отнести к середине 1800-х годов. Отечественными психиатрами XIX-го века была отмечена терапевтическая значимость спонтанного творчества. В 1908 году И. А. Яроцким была выделена
совокупность принципов психотерапии — арететерапия, направленных на «нравственное воодушевление» и пропаганду таких идеалов, как целебное наслаждение природой, искусством, доблестным общественным служением [69, с. 43-46]. В частности, Р. А. Бутковский (1834) писал о благотворном влиянии эмоционально взволнованными впечатлениями и увлекающими занятиями на лечение людей, У. Гризенгер (1867) считал основой всякого психического лечения «психическое увлечение», направленное на поддержку и укрепление в больном человеке здорового «Я».
Обращают на себя внимание концептуальные работы М.Е.Бурно (1989), Р. Б. Хайкина (1992), А.И.Копытина (2002). Не мало важный вклад в изучение арт-терапевтических методов, используемых в работе с детьми, внесли отечественные психологи, такие, как: Е.Е. Свистовская, Г.В. Крюкова, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Е.А. Медведева, Т.А. Добровольская, М.В. Киселева. Информация, которая содержится в отечественных изданиях, начиная с 1980 г., не отражает ни зарубежных достижений в этой области, ни того, что происходит у нас в стране. Практически отсутствуют научные публикации, нет системы профессиональной подготовки кадров, слабо развита теоретическая база. В связи с этим отечественным специалистам приходится довольствоваться сведениями «второго сорта», или знакомиться с арт-терапией по книгам иностранных авторов, путём общения с коллегами и участия в краткосрочных образовательных программах.
Объект исследования: арт-терапия в реабилитации лиц с ментальными и психическими отклонениями.
Предмет исследования: специфика применения арт-терапии в реабилитации лиц с ментальными и психическими отклонениями в условиях образовательного учреждения
Цель исследования: анализ теории и практики применения арт- терапии в реабилитации лиц с ментальными и психическими отклонениями и разработка социального проекта по внедрению технологий арт-терапии в реабилитационную работу с детьми и подростками с ментальными и психическими отклонениями в условиях образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы арт-терапии в системе реабилитации лиц с ментальными и психическими отклонениями.
2. Определить место и роль арт-терапии в реабилитации лиц с ментальными и психическими отклонениями в условиях образовательного учреждения.
3. Выявить проблемы применения арт-терапии в реабилитации лиц с ментальными и психическими отклонениями и разработать социальный проект арт-терапии для лиц с ментальными и психическими отклонениями в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза исследования заключается в том, что различные арт- терапевтические методы проявляют свою эффективность в решении психо-социальных, социально-педагогических, эмоционально-коммуникативных проблем детей и подростков с ментальными и психическими отклонениями. Применение методов арт-терапии в образовательном учреждении будет способствовать формированию инклюзивной реабилитационной социально- педагогической среды и создавать дополнительные возможности для творческого самовыражения, социальной адаптации и налаживания коммуникации между детьми и подростками с ментальными и психическими отклонениями и их здоровыми сверстниками.
Теоретико-методологическая основа исследования. Особое значение для исследования имели конкретные теории и концепции, а именно: психодинамический подход (М. Наумбург, К. Г. Юнг, И. Чампертон), на теоретические разработки в области групповой динамической психотерапии В. Биона, С. Фолькиса, теории объектных отношений, динамической психиатрии Г. Аммона,теоретико-методологический аппарат аналитической психологии, теория стигматизации, анализ личности в ситуации с позиций гештальта, фигуры и фона, теории поля, основанный на идеях М.Вертгеймера и К.Левина.
Методы исследования:
1) обобщение и теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме исследования;
2) эмпирические методы: тестирование, интервью, наблюдение за
художественно-творческой деятельностью детей и подростков с ментальными и психическими отклонениями;
3) качественный и количественный сравнительный анализ полученных данных.
Эмпирической базой исследования послужил материал, собранный автором во время прохождения производственной практики на базе - муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Информационную базу исследования составляют официальные документы, статистические источники, результаты собственного эмпирического исследования «Диагностика эффективности применения арт- терапии в комплексной реабилитации детей с отклонениями ментального и психического развития», проведённого методами тестирования и интервьюирования.
В качестве информационных источников использовались:
а) законодательные и нормативные акты Российской Федерации;
б) федеральные и региональные нормативно-правовые акты,
определяющие принципы и основные направления психосоциальной помощи в отношении людей с ментальными и психическими отклонениями и их семей;
в) статистические материалы по проблемам ментальных и психических отклонений, медицинская статистика.
Научная новизна исследования. В исследовании впервые на основе репрезентативного материала по учащимся образовательного учреждения мы изучили динамику их психического состояния и качества жизни в процессе применения арт-терапии; определили показания к использованию арт- терапии в реабилитации лиц с ментальными и психическими отклонениями и уточнили роль арт-терапии на различных этапах реабилитационного процесса; разработан проект арт-терапии с учетом клинических характеристик лиц с ментальными и психическими отклонениями и конкретных задач реабилитационного воздействия в условиях образовательного учреждении.
Выносимое на защиту положение. Арт-терапия в системе реабилитации лиц с ментальными и психическими отклонениями представляет собой последовательную смену либо сочетание разнообразных видов творческой культурной деятельности, с использованием различных методов, техник и ресурсов творческого самовыражения, способствующих консолидации психического и социального опыта этих лиц, расширению возможностей самореализации, коммуникации и взаимодействия в социальной среде.
В психосоциальной работе с детьми и подростками с ментальными и психическими отклонениями в условиях образовательного учреждения необходимо использовать синтез арт-терапии с другими видами психотерапевтического воздействия (вербальной и телесно-ориентированной, аутогенной тренировкой и другими) для активизации их личностного и социального потенциала.
Примером инклюзивного арт-терапевтического проекта может служить разработанный в рамках магистерской диссертации социальный проект для МКОУ ОШ №30 г. Белгорода «Арт-терапевтическая студия для детей и подростков с ментальными психическими отклонениями «Радуга», который направлен на решение социально-психологических проблем детей с помощью арт-терапевтических методик, включающий в себя структурные компоненты, этапы, цели, задачи, содержание, методы и приемы, активизирующие развитие творческих способностей, активную социализацию и интеграцию детей и подростков, с ментальными и психическими отклонениями, а также их родителей.
Научно-практическая значимость исследования заключается в рассмотрении данных, касающихся реабилитации с лиц ментальными и психическими отклонениями посредством арт-терапевтических методов. Так же в магистерской диссертации обосновывается необходимость изучения динамики психического состояния и качества жизни детей с ментальными и психическими отклонениями в процессе применения арт-терапии. Определяются дифференцированные показания к использованию арт- терапии; детально описываются принципы, этапы, методические подходы и техники арт-терапевтической работы, проводимой в условиях образовательного учреждения; уточняется роль арт-терапии на различных этапах реабилитационного процесса и её место в комплексе реабилитационных мероприятий в условиях образовательного учреждения.
Практическая значимость работы, в свою очередь, обусловливается тем, что в результате выполненного исследования были даны научно обоснованные рекомендации к внедрению методов арт-терапии в практику оказания реабилитационной помощи лиц с ментальными и психическими отклонениями, и конкретные предложения по совершенствованию реабилитационной работы в образовательных учреждениях.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли применение в процессе прохождения преддипломной практики, а также в деятельности МКОУ ОШ № 30.г. Белгорода по организации арт- терапевтической реабилитации детей с отклонениями ментального и психического развития. Отдельные положения по диссертации обсуждались на научных конференциях, путем выступления со статьей, касающейся данной проблематики. По материалам диссертации опубликовано шесть работ.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 81 наименование. Содержание диссертационной работы изложено на 84 страницах и включает 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире проблема ментального и психического здоровья становится одной из важнейших проблем, которая все чаще и чаще обращает на себя внимания общественности и государства. Причинами этого являются, с одной стороны, значительный рост числа людей, страдающих различными ментальными и психическими заболеваниями, с другой, доминирование медицинского подхода к оказанию помощи таким лицам, либо неудовлетворенными результатами оказываемой помощи, недостаточной разработкой новых социально-психологических мер, направленных на их коррекцию и реабилитацию, интеграцию данной категории лиц в общество. К основным подходам использования арт-терапии в реабилитации можно отнести - медицинский, психологический, социологический и инклюзивный. Арт-терапию можно использовать как наиболее гуманное и прогрессивное, на данный момент, инклюзивное направление психосоциальной работы
Особо важно применять терапию выразительными средствами тогда, когда пациенты фрустрированны в выражении своих глубинных чувств, они сталкиваются с непониманием со стороны окружающих и их контакты с ними очень затруднены. Арт-терапия может служить способом, благодаря которому дети и подростки с ментальными и психическими отклонениями могут посредством визуальных посланий, созданных ими в различной форме (графической, пластической), отразить свои эмоции.
Проведенное исследование на базе МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода выявило повышенный уровень тревожности детей и подростков с ментальными и психическими отклонениями, низкий уровень их коммуникации, слабые уровни графических навыков. Так же была выявлена заинтересованность детей в творческой деятельности, их интересы к изобразительному творчеству. Были изучены социально-педагогические проблемы адаптации детей и подростков, а также влияние арт- терапевтических методик на восприятие и развитие эмоциональной сферы ребенка.
Предложенный автором проект «Арт-терапевтическая студия для детей и подростков с ментальными психическими отклонениями «Радуга» позволит решить ряд проблем детей и подростков с ментальными и психическими отклонениями в городе Белгород. В качестве результатов реализации социального проекта можно выделить:
1. Снятие психоэмоционального напряжение, повышение уверенности в себе и своих возможностях.
2. Улучшение взаимоотношения в семье, уменьшение конфликтности.
3. Расширение круга общения и развитие навыков общения.
4. Развитие творческих, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.
5. Развитие навыков рефлексии.
Опыт реализации проекта может быть направлен как на муниципальном уровне, так и тиражироваться на региональном уровне. Качественная социально-психологическая поддержка позволит сократить риск дальнейших рецидивов заболеваний у самих лиц. имеющих ментальные и психические особенности, а так же способствовать социальной инклюзии данной категории лиц и их семей.


1. Конвенция ООН «О правах инвалидов»: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2016. - 94 с.
2. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: [федер. закон РФ от 02.07.1992г. № 3185-ФЗ: по состоянию на 08.05.2014г.] // Собрание законодательства РФ. - М: Изд-во «Юридическая литература», 2014. - 574 с.
3. Об образовании: [федер. закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ: по состоянию на 01.05.2017г.] // Собрание законодательства РФ. - М: Изд-во «Юридическая литература», 2017. - 224 с.
4. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
5. Арана, Дж. Фармакотерапия психических расстройств / Дж. Арана. - М.: БИНОМ, 2009 . - 416 с.
6. Ахметова, Д.З. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д.З. Ахметова - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с.
7. Балабанова, В.В. Вопросы психического здоровья в материалах российской прессы :практич. пособие / В.В. Балабанова, В.С. Ястребов, И.И. Михайлова. - М.: Центр развития образования, 2000.
8. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова - М.: Педагогика, 2007. - 247 с.
9. Беззубик, К.В. Содержание и методики психосоциальной работы в системе социальной работы: учеб. пособие / К.В. Беззубик. - М.:ИНФРА-М, 2012. - 168 с.
10. Беличева, С.А. Проблемы подготовки в России специалистов по психосоциальной работе/ С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2014. - №7. - С. 45-49.
11. Бердышев, И.С. Интеграция в общество людей с психическими нарушениями / И.С. Бердышев // Социальная защита. - 2011. - №1. - С. 20-23.
12. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б.С. Бондаренко - М.: Владос, 2009. - 300 с.
13. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно - М.: Медицина, 1989. - 304с.
14. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. - М.: Педагогика, 1971. -349 с.
15. Бялин, А. Психотерапия психических расстройств: современное состояние и основные тенденции развития / А. Бялин, О. Леман. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 255 с.
16. Вартапетова, Г.М. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Г.М. Вартапетова - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 118 с.
17. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты:
Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- 265 с.
18. Вильдавская, Л.М. Роль семьи в социальной адаптации больных эндогенными психическими расстройствами юношеского возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.М. Вильдавская. - Хабаровск, 2010. - 325 с.
19. Вегель, Я. Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжелых психических заболевания / Я. Вегель. - М.: Просвещение, 2009.
- 579 с.
20. Вулис, Р. Ваш близкий страдает душевной болезнью. Руководство для членов семей, друзей и социальных работников: пер. с англ. А. Назаренко. - М.: Вильямс, 2012. - 192 с.
21. Вялков, Б.Р. О задачах Минздрава России, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по формированию системы непрерывного улучшения качества в здравоохранении / Б.Р. Вялков. - М.: СТОЙ, 2009. - 208 с.
22. Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Т.Н. Грабенко - Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
23. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии / Л.Г. Григорьева - М.: Академкнига, 2002. - 213 с.
24. Гурович, И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии: пособие для врачей / И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, Я.А. Сторожакова. - М., 2008. - 491 с.
25. Гурович, И.Я. Групповая работа с психически больными по психообразовательной программе: пособие для врачей / И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер. - М., 2010. - 39 с.
26. Гусейнова, А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно - развивающая работа с дошкольниками / А.А. Гусейнова - М.: Книголюб,
2008. - 176 с.
27. Дмитриева, Т.В. Социальная психиатрия: современные
представления и перспективы развития / Т.В. Дмитриева. - М.: ЗНАК, 2011. - 59 с.
28. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
29. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева - СПб.: Речь, 2007 - 196 с.
30. Иванов, В.В. Опыт работы социально-психологической школы для родственников психически больных / В.В. Иванов. - М.: Рефлбук, 2000. - 68 с.
31. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции / Д.Н. Исаев - СПб.: Издательство НИМИ, 2003. - 186 с.
32. Кабанов М.Н. Реабилитация психически больных / М.Н. Кабанов. - М.: РООИ «Перспектива», 2012. - 216 с.
33. Кабанов М.Н. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия / М.Н. Кабанов. - М.: «Перспектива», 2013. - 256 с.
34. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей / М.В. Киселева - Спб.: Изд-во: Речь, 2008 - 159с.
35. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. - 210 с.
36. Копытин, А.И. Арт-терапия. Хрестоматия / А.И. Копытин - Спб.: Изд-во: Питер, 2002.- 320с.
37. Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии / А.И. Копытин - Спб.: Изд-во: Речь, 2003 г. - 320 с.
38. Копытин, А.И. Арт-тарапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336с.
39. Копытин, А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами/ ред.-сост. А. И. Копытин. - СПБ., 2012. - 220с.
40. Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
41. Котко, Д.В. Реабилитация лиц, страдающих психическими заболеваниями: учеб. пособие / Д.В. Котко. - М.:ИНФРА-М, 2012. - 108 с.
42. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - М.: Изд-во Академия, 2001. - 192 с.
43. Левченко, И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / И.Ю. Левченко - M.: Изд-во: Академия, 2001. - 248 с.
44. Линденбратен, Ю.Э. Контроль качества организации психиатрической и социальной помощи / Ю.А. Линденбратен. - СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2012. - 48 с.
45. Лошакова, И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей / И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская- Смирнова - Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - 136 с.
46. Лысенко, М.О. Психосоциальная поддержка семей, воспитывающих детей с отклонениями ментального развития / М.О. Лысенко // Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VIII Международ. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Волковой, Е.И. Мозговой, Д.А. Кулабухова - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - Москва: Издательство «Перо», 2016. - С. 296 - 300.
47. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей / А.Р. Миллер - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 284 с.
48. Мамайчук, И. М. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: учебное пособие / И.М. Мамайчук - СПб., 2000. - 256 с.
49. Мелехов, Д.Е. Социальная психиатрия и реабилитация психически больных / Д.Е. Мелехов // Отечественный журнал социальной работы. - 2012. - №2. - С.6-16
50. Михайлова, И.И. Стигма в психиатрии: скрытая угроза!: учебник / И.И. Михайлова, Е.И. Комаров. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 255 с.
51. Мухина, B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина - М.: ВЛАДОС, 1988. - 354 с.
52. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова - М.: Академия, 2010. - 356с.
53. Петкевича, О.М. Использование рисования при работе с детьми в травматических ситуациях / О.М. Петкевич - Школьный психолог. № 12,
2008. - C. 56-60
54. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование / А.С. Пугачев - Молодой ученый. №10, 2012 - C. 374 - 377 .
55. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов / С.Я. Рубинштейн - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
56. Семаго, Н.Я.Инклюзия как новая философия образования и практика / Н. Я. Семаго - Аутизм и нарушения развития. №4, 2010. C.1 - 9.
57. Семенова, Н.Г. Проблема образования психически больных / Н.Г. Семенова. - М.: Рефлбук, 2010. - 624 с.
58. Сетушева, Е.Н. Оценка качества психиатрической помощи: технология социологического опроса пациентов, членов их семей, работников психиатрических учреждений / Е.Н. Сетушева, Л.С. Шевченко. - М.: АСИ, 2014. - 80 с.
59. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: Академия, 2005. - 180 с.
60. Солохина, Т.А. Врач - пациент: оценка качества взаимоотношений / Т.А Солохина. - М.: МАКС, 2013. - 54 с.
61. Сосновский, С.Г. Удовлетворенность пациентов психиатрической помощью, как критерий ее качества: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /
С.Г. Сосновский. - Хабаровск, 2010. - 226 с.
62. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. - M.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
63. Стародубов, В.И. Управление здравоохранением на современном этапе / В.И. Стародубов. - М.: АСИ, 2011. - 88 с.
64. Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / А.С. Сунцова - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.
65. Улъенкова, У. В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей / У.В. Улъенкова - М.: Просвещение, 1995. - 298 с.
66. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. / Л.Ф. Фатихова - Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. - Красноярск // В мире научных открытий. - 2010. № 4 (10). Часть 8. - C. 82-84.
67. Холмогорова, А.Б. Психологические аспекты микросоциального контекста психических расстройств / А.Б. Холмогорова. М.: Изд-во «Речь». - 2011. - С. 35-71
68. Шпигель, Дж. Проблемы взаимодействия психиатра, психолога и социального работника / Дж. Шпигель, Н. Белл. - М.: АСИ, 2011. - 88 с.
69. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. СПб.:«Питер». - 2001. - 192 с.
70. Ястребов В.С. Специалисты психиатрического коллектива: особенности работы, профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностные отношения / В.С. Ястребов, О.А. Митина. - М.: 2012. - 28 с.
71. Ястребов В.С. Клинико-психологические и социальные факторы, влияющие на стигматизацию психически больных разных нозологических групп / В.С. Ястребов, С.Н. Ениколопов. - М.: 2012. - С. 58 - 65
72. Allen, P.F. Teachers' beliefs about co-teaching [Text] // Remedial and Special Education. - 2001. - № 22. - p. 245-255.
73. Killick, K. Sustaining cultures of inclusion: The value and limitations of cultural analyses [Text] // European Journal of Psychology and Educatio. - 2006. - Vol. 21. - №3. - p.279-292.
74. Moloy, F., Waldron, N.L. School change and inclusive schools: Lessons learned from practice // Phi Delta Kapan.-2002. - Vol.84. - №1. - p.65-72.
75. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-
2020годы от 15.05.2013 №792-Р» [Электронный ресурс] -
http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot- 15052013-n-792-r/
76. Новый путь [Электронный ресурс]. - http://www.modo-novum.ru/
77. Навыки взаимодействия с душевнобольными людьми [Электронный ресурс]. - http://www.talagi.ru/library/family_3.htm
78. Психоаналитик [Электронный ресурс] // Душевнобольные в семье.
- http://psychiatrist.kz/psihologiya-semi-v-kotoroj-zhivet-dushevnobolnye.html
79. Психологический форум [Электронный ресурс] // Семья и психическая болезнь. - http://psycheforum.ru/topic27784.html
80. Шевченко, М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты
для взрослых и детей / М.А. Шевченко - АСТ: Москва,2015. - 144с.
[Электронный ресурс] - http://fictionbook.ru/static/trials/10423381.a4.pdf
81. Шизофрения. Полезные рекомендации [Электронный ресурс]. - http://www.schizophrenia.ru/schizo/recommendations.shtml



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ