ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций младших школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии 7
1.1. Формирование ценностных ориентаций младших школьников
как дидактическая проблема 7
1.2. Фразеология как средство формирования у младших
школьников ценностных ориентаций 14
1.3. Педагогические условия формирования ценностных
ориентаций младших школьников при изучении фразеологии.. 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций младших школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии 31
2.1. Анализ действующих учебников для начальной школы
По проблеме исследования 31
2.2. Показатели и уровни сформированности ценностных
ориентаций младших школьников 37
2.3. Проектирование экспериментальной работы по
формированию ценностных ориентаций младших школьников при изучении фразеологии 43
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение 61
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций младших школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии 7
1.1. Формирование ценностных ориентаций младших школьников
как дидактическая проблема 7
1.2. Фразеология как средство формирования у младших
школьников ценностных ориентаций 14
1.3. Педагогические условия формирования ценностных
ориентаций младших школьников при изучении фразеологии.. 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций младших школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии 31
2.1. Анализ действующих учебников для начальной школы
По проблеме исследования 31
2.2. Показатели и уровни сформированности ценностных
ориентаций младших школьников 37
2.3. Проектирование экспериментальной работы по
формированию ценностных ориентаций младших школьников при изучении фразеологии 43
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение 61
Обучение в современной начальной школе направлено на усвоение учащимися определенных знаний об окружающем мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий и на развитие гуманной направленности личности.
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика обусловлена запросами общества, которые предъявляются к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. ФГОС НОО направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Формирование навыков речевой деятельности младших школьников также определяется задачами образования на современном этапе развития общества и требованиями к уровню подготовки учащихся, которые заявлены в требованиях ФГОС. В этом документе акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.
Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ученика дает работа с фразеологизмами. Правильное истолковывая фразеологизм, а затем путем лингвистических и логических рассуждений поясняя его смысл, включая учащихся в активную умственную деятельность, ученики задумываются над значением слов и выражений, почему мы так говорим, тем самым повышается уровень мыслительной способности.
Вопросы формирования ценностных ориентации в процессе овладения детьми родным языком становятся все более актуальными для начальной школы. Специфика овладения родным языком проявляется в том, что он в данном случае рассматривается одновременно как объект изучения и как уникальный феномен человеческой культуры, являющийся средством общения, познания действительности и ключом к усвоению национальных и духовных ценностей. Постижение языка способствует приобщению младших школьников к русской национальной языковой культуре и закладывает основы индивидуальной культуры личности, определяющей в дальнейшем степень образованности и образ жизни человека.
Современные исследователи отмечают необходимость духовного развития личности в связи с дальнейшим развитием и построением гармоничной и гуманной цивилизации. Большое внимание в документах, регламентирующих современное образование, обращается на сферу духовно¬нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.
Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников необходимо с первых лет обучения. В это время закладываются основы дальнейшего становления личности (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Голованова и др.).
Воспитываемая личность определяется как наивысшая ценность, имеющая право на свободу, счастье, достойную жизнь. Аспекты воспитания, рассматривают в своих трудах И. П. Иванов, В. И. Казаренков, Н. Е. Щуркова, Л. И. Маленкова, С. В. Кульневич, В. Н. Максакова и другие.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе изучения фразеологизмов на уроках русского языка. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования ценностных
ориентаций младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
ценностных ориентаций младших школьников при изучении фразеологии.
Гипотеза исследования: формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе изучения фразеологизмов на уроках русского языка будет успешным, если:
1) целенаправленно включать в работу на различных этапах урока фразеологизмы с ценностно-смысловым значением;
2) совершенствовать знания и умения, связанные с фразеологизмом как языковой единицей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить содержание понятия ценностных ориентаций младших школьников.
2) выявить педагогические условия формирования ценностных ориентаций при изучении фразеологии.
3) проанализировать действующие учебники по проблеме исследования.
4) спроектировать экспериментальную работу по формированию ценностных ориентаций младших школьников при изучении фразеологии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования);
2) изучение продуктов деятельности учащихся;
3) анализ действующих учебников по русскому языку для общеобразовательных школ;
4) эксперимент (констатирующий и формирующий этапы).
Экспериментальная база исследования: исследование
осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №20» г. Белгорода 2 «В» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, б иблиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников, характеризуется фразеология русского языка как средство формирования ценностных ориентаций, описываются педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Во второй главе приводится анализ учебников по русскому языку по исследуемой теме, а также содержится описание экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций младших школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии.
В заключении излагаются наиболее существенные результаты, представляются общие выводы о степени реализации цели, задач, подтверждении гипотезы.
В приложение помещены диагностические материалы, конспекты уроков по теме исследования, материалы для словаря фразеологизмов.
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика обусловлена запросами общества, которые предъявляются к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. ФГОС НОО направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Формирование навыков речевой деятельности младших школьников также определяется задачами образования на современном этапе развития общества и требованиями к уровню подготовки учащихся, которые заявлены в требованиях ФГОС. В этом документе акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.
Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ученика дает работа с фразеологизмами. Правильное истолковывая фразеологизм, а затем путем лингвистических и логических рассуждений поясняя его смысл, включая учащихся в активную умственную деятельность, ученики задумываются над значением слов и выражений, почему мы так говорим, тем самым повышается уровень мыслительной способности.
Вопросы формирования ценностных ориентации в процессе овладения детьми родным языком становятся все более актуальными для начальной школы. Специфика овладения родным языком проявляется в том, что он в данном случае рассматривается одновременно как объект изучения и как уникальный феномен человеческой культуры, являющийся средством общения, познания действительности и ключом к усвоению национальных и духовных ценностей. Постижение языка способствует приобщению младших школьников к русской национальной языковой культуре и закладывает основы индивидуальной культуры личности, определяющей в дальнейшем степень образованности и образ жизни человека.
Современные исследователи отмечают необходимость духовного развития личности в связи с дальнейшим развитием и построением гармоничной и гуманной цивилизации. Большое внимание в документах, регламентирующих современное образование, обращается на сферу духовно¬нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.
Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников необходимо с первых лет обучения. В это время закладываются основы дальнейшего становления личности (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Голованова и др.).
Воспитываемая личность определяется как наивысшая ценность, имеющая право на свободу, счастье, достойную жизнь. Аспекты воспитания, рассматривают в своих трудах И. П. Иванов, В. И. Казаренков, Н. Е. Щуркова, Л. И. Маленкова, С. В. Кульневич, В. Н. Максакова и другие.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе изучения фразеологизмов на уроках русского языка. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования ценностных
ориентаций младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
ценностных ориентаций младших школьников при изучении фразеологии.
Гипотеза исследования: формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе изучения фразеологизмов на уроках русского языка будет успешным, если:
1) целенаправленно включать в работу на различных этапах урока фразеологизмы с ценностно-смысловым значением;
2) совершенствовать знания и умения, связанные с фразеологизмом как языковой единицей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) определить содержание понятия ценностных ориентаций младших школьников.
2) выявить педагогические условия формирования ценностных ориентаций при изучении фразеологии.
3) проанализировать действующие учебники по проблеме исследования.
4) спроектировать экспериментальную работу по формированию ценностных ориентаций младших школьников при изучении фразеологии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования);
2) изучение продуктов деятельности учащихся;
3) анализ действующих учебников по русскому языку для общеобразовательных школ;
4) эксперимент (констатирующий и формирующий этапы).
Экспериментальная база исследования: исследование
осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №20» г. Белгорода 2 «В» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, б иблиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников, характеризуется фразеология русского языка как средство формирования ценностных ориентаций, описываются педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Во второй главе приводится анализ учебников по русскому языку по исследуемой теме, а также содержится описание экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций младших школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии.
В заключении излагаются наиболее существенные результаты, представляются общие выводы о степени реализации цели, задач, подтверждении гипотезы.
В приложение помещены диагностические материалы, конспекты уроков по теме исследования, материалы для словаря фразеологизмов.
В ходе исследования мы выявили, что проблема формирования ценностных ориентаций актуальна во все времена, так как ценности меняются в совокупности с изменением общества. Существует фразеологическая картина мира, которая отражает в себе ценности и ценностные ориентации. Она рассматривает узкий круг ценностей, например: отношение к труду, дружбе, к характеру и поведению человека, здоровью, мужеству, свободе.
Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Формировать ценностные ориентации следует начиная с младшего школьного возраста. Вопросы формирования ценностных ориентации в процессе овладения детьми родным языком становятся все более актуальными для начальной школы. Специфика овладения родным языком проявляется в том, что он в данном случае рассматривается одновременно как объект изучения и как уникальный феномен человеческой культуры, являющийся средством общения, познания действительности и ключом к усвоению национальных и духовных ценностей.
В первой главе мы описали проблему формирования ценностных ориентаций младших школьников, охарактеризовали фразеологию русского языка как средство формирования ценностных ориентаций, описали педагогические формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Во второй главе мы провели анализ действующих учебников по русскому языку по исследуемой теме и описали экспериментальную работу по формированию ценностных ориентаций младших школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии, состоящую из констатирующего и формирующего этапа. На констатирующем этапе эксперимента мы выявили у учащихся уровень сформированности ценностных ориентаций. На формирующем этапе эксперимента, опираясь на полученные данные, мы разработали систему упражнений, направленную на повышение уровня сформированности младших школьников. учитывая возрастные особенности учащихся и уровень их подготовки.
Задачи, поставленные нами в начале исследования, решены. По окончании формирующего этапа учащиеся стали употреблять изученные фразеологизмы в своей речи, проявлять внимание к неизученным выражениям, задавать вопросы о происхождении фразеологизмов. Положительная динамика, проявившаяся на формирующем этапе, дала возможность сделать о том, что гипотеза подтвердилась.
Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Формировать ценностные ориентации следует начиная с младшего школьного возраста. Вопросы формирования ценностных ориентации в процессе овладения детьми родным языком становятся все более актуальными для начальной школы. Специфика овладения родным языком проявляется в том, что он в данном случае рассматривается одновременно как объект изучения и как уникальный феномен человеческой культуры, являющийся средством общения, познания действительности и ключом к усвоению национальных и духовных ценностей.
В первой главе мы описали проблему формирования ценностных ориентаций младших школьников, охарактеризовали фразеологию русского языка как средство формирования ценностных ориентаций, описали педагогические формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Во второй главе мы провели анализ действующих учебников по русскому языку по исследуемой теме и описали экспериментальную работу по формированию ценностных ориентаций младших школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии, состоящую из констатирующего и формирующего этапа. На констатирующем этапе эксперимента мы выявили у учащихся уровень сформированности ценностных ориентаций. На формирующем этапе эксперимента, опираясь на полученные данные, мы разработали систему упражнений, направленную на повышение уровня сформированности младших школьников. учитывая возрастные особенности учащихся и уровень их подготовки.
Задачи, поставленные нами в начале исследования, решены. По окончании формирующего этапа учащиеся стали употреблять изученные фразеологизмы в своей речи, проявлять внимание к неизученным выражениям, задавать вопросы о происхождении фразеологизмов. Положительная динамика, проявившаяся на формирующем этапе, дала возможность сделать о том, что гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ КАК ЯЗЫКОВОЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ
КОМПОНЕНТОМ КАК ЯЗЫКОВОЙ И
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



