ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Информационные образовательные технологии в школе 6
1.2 Мультимедиа-технологии - новый уровень качества профессионального
образования 9
1.2.1 Технические и программные средства мультимедиа, используемые в школе 11
1.2.2 Методика использования мультимедиа технологий на уроке 14
1.2.3 Преимущества использования мультимедийных презентаций 19
1.3 Интернет-технологии: формы и методы применения на уроке 21
1.4 Дистанционные образовательные технологии как средство организации
качественного школьного обучения 22
1.4.1 Система дистанционных эвристических олимпиад как инновационный
образовательный процесс 23
1.4.2 Технология проведения дистанционных чат - занятий на основе
эвристических заданий 26
1.4.3 Методические рекомендации по использованию дистанционных
технологий на уроках информатики 28
1.5 Информационные технологии как средство активизации познавательной
деятельности школьников 29
1.6 MyTest - помощник в создании тестирования 30
2 РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 32
2.1 Теоретические сведения для электронного образовательного ресурса
«Информатика» 32
2.2 Тестовые задания на основе теоретических сведений 33
2.3 Информационно - образовательный ресурс «Информатика» в WordPress 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современный этап развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных и информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.
Новая эпоха ставит перед школьным образованием важную задачу - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием информационных технологий обучения.
Система образования развивается вместе с современным обществом, которому в настоящее время присущи многие новаторские процессы. Стремительное развитие науки, техники, прогресса ведет к гигантскому увеличению информационных потоков. В таких потоках информации современному учителю невозможно обойтись без использований информационных технологий.
Актуальность. Обуславливается потребностью поиска инновационных подходов к организации учебного процесса и разработки методики использования информационных технологий на уроках информатики.
Задача информатизации системы образования состоит в интенсификации эмоционально - интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса за счет целенаправленного использования средств информатизации. Образование благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации. В настоящее время в системе образования чаще всего используются следующие информационные технологии: мультимедиа технология, электронная почта, веб-серверы сети Интернет, видеоконференции, гипертекстовая технология, телеконференции, вебинары.
Целью выпускной квалификационной работы является обучение информатике на основе применения современных информационных технологий.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. обзор возможностей применения информационных технологий в учебном процессе;
2. разработка тестовых заданий для старших классов;
3. разработка структуры информационно - образовательного ресурса «Информатика»;
4. реализация информационно - образовательного ресурса «Информатика» для обучения информатике в старших классах.
Объект исследования: процесс применения информационных технологий на уроках информатики в старших классах.
Предмет исследования: информационно - образовательный ресурс «Информатика», в преподавании урока информатики в старших классах.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы:
1. обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.);
2. обзор информационных систем, форматов представления информации в современных компьютерных системах;
3. педагогические и методические методы формирования средств обучения.
Информационные технологии в образовании вносят изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания, и поэтому оказывают существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом. Использование современных информационных технологий способствует развитию деятельностной и мыслительной функций учащихся.
Научная новизна состоит в том, что информационно-образовательный ресурс «Информатика» и тестовые задания разработаны с учетом новых технологий и инновационных методов.
Практическая значимость: результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы при проведении уроков информатики, для дальнейших исследований и разработки новых методик.
Теоретическая значимость: материалы, которые были разработаны в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, могут стать основой организации элективного курса на занятиях по информатике в старших классах.
Предмет «Информатика» отличается от других предметов тем, что у учеников изначально преобладает высокая мотивация к предмету.
Использование информационных технологий на уроках информатики способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и формированию умений у учащихся работать с информацией (извлекать ее, анализировать, воспринимать).
В практической части содержится описание сайта и тестирования для обучения информатике в старших классах.
Процесс обучения сложен и многообразен. За последние несколько лет многие педагогические ценности переменились. Появились новые цели и новые средства образования. Современный урок рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Среди множества способов улучшения процесса преподавания в целом определенное место занимает применение информационных технологий. Не случайно, одной из основных задач школы является широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы был изучен вопрос по обучению информатике старшеклассников на основе применения современных информационных технологий, создан информационно - образовательный ресурс «Информатика» с теоретическими сведениями, видео-лекциями, примерами заданий и тестирование по 20 темам.
В выпускной квалификационной работе выполнены задачи:
1. рассмотрены возможности применения информационных технологий в учебном процессе;
2. разработаны тестовые задания для старших классов;
3. разработана структуры информационно - образовательного ресурса «Информатика»;
4. реализован информационно - образовательный ресурс «Информатика» для обучения информатике в старших классах.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
1. Андрианова Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады как
средство раскрытия творческих способностей школьников: анализ
экспериментальных данных. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: ИСМО РАО, 2004. - 187 с.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
- Москва, 1995.
3. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. // М.: Педагогика, - 1988. - 160 с.
4. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий - М.: ИНФОРМАТИК, 1995. - 220 с.
5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования - новая учебная дисциплина. / В сб. Материалы XVI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк: МОО ФНТО "Байтик", - 2005. - 11 с.
6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". / В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. - 219-222 с.
7. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006. - 98 с.
8. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. / Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.
9. Донской М. Интернет и пользовательский интерфейс. /Мир Internet.
- 1999. № 9.
10. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании» - М: Издательский центр «Академия», 2008.
11. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2007.
12. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: "Академия", 2005.
13. Макарова Н.В. Информатика и информационно-коммуникативные технологии: учебник 11 класса/ Питер, 2006.
14. Околелов О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве /Информатика и образование, №10-2001г.
15. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. 80-81 с.
16. Полат Е.С. Дистанционное обучение.- М.: Владос. 1998.
17. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 1998.
18. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе
информационно-коммуникационных средств» - М.: НИИ школьных
технологий, 2006.
19. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. / Информатика и образование. М., - 1991. №1.
20. Субботин М.М. Использование ЭВМ при построении содержательных рассуждений. / Научно-техническая информация. Сер. 2. М., - 1986. №11.
21. Субботин М.М. Новая информационная технология: создание и обработка гипертекста. / Научно-техническая информация. Сер. 2. М., - 1988. №5.
22. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике. / Диссертация канд. пед. наук. / М. - 2006. 172 с.
23. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.
24. Угринович Н. «Информатика и информационные технологии» М.: Бином, 2003.
25. Хуторский А.В. «Развитие одаренности учащихся»: Методика продуктивного обучения. - М., 2000. - 266 с.
26. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
27. Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближнего Зарубежья. - М., 1994.