Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Работа №69288

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Адаптация пятиклассников к обучению в средней школе как предмет
исследования в психологии 8
1.2. Психологические характеристики личности пятиклассников 18
1.3. Особенности психологического сопровождения и обучения школьников
на этапе адаптации к среднему звену школы 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К
ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения адаптации
пятиклассников к обучению в средней школе 37
2.3. Разработка и реализация программы психологического сопровождения
процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе 58
2.4. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования. Современная школа часто сталкивается с проблемами в учебной деятельности у школьников. Наиболее ярко, эти проблемы проявляются в средней школе. Спад учебной активности происходит именно в переходный, критический период, так как младшие школьники вступают в подростковый возраст, когда изменяется объективная социальная ситуация развития. Ряд исследователей (Выготский Л.С., Князева Т.Н. и другие) считают его сложным, имеющим свою специфику и оказывающим влияние на развитие личности в целом [13; 24]. Изменяются привычные условия обучения, обеспечивающие успешность ребенка в учебной деятельности. В свою очередь они предъявляют более высокие требования к развитию познавательных процессов, к степени сформированности определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и, конечно же, к личностному развитию пятиклассника. Низкий уровень подготовленности учащихся к обучению в основной школе может привести к негативному отношению к учебной деятельности и школе в целом, снизить школьную успеваемость и ухудшить психическое состояние, что в дальнейшем отразится на всем периоде его обучения в школе.
Из этого следует, что на данном этапе, одной из важнейших задач школы является создание системы психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией младших подростков к условиям обучения в средней школе, указывают исследования, М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Е. В. Новиковой, Н.В. Помазкова, Н.И. Сперанской, Г.А. Цукерман, [9;17; 38;44; 60; 73].
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы остается мало изученной, а именно, не раскрывается сама динамика многоуровневого активного процесса, обусловленного интегративным единством объективных и субъективных факторов.
Создаются программы психологического сопровождения адаптации, но зачастую, существуют проблемы таких программ: они объемные и один педагог-психолог, не справляется, что сказывается на эффективности его работы. Разработанного комплекса диагностических и развивающих методик на сегодняшний день нет. Поэтому мы разработали свою программу диагностики и психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы.
Таким образом, проблема нашего исследования следующая: каковы особенности психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе?
Цель: изучить особенности психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе и разработать программу психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
Объектом исследования является процесс адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
Предмет - психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
Гипотеза исследования - в структуре процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе более высокий уровень развития имеют эмоциональный и социально-психологический компоненты, по сравнению с более низким уровнем развития интеллектуального, мотивационного и личностного компонентов. Процесс психологического сопровождения адаптации пятиклассников к обучению в средней школе, включающий в себя развитие мышления, внимания, мотивации учебной деятельности, а также снижение тревожности и агрессивности, будет способствовать повышению уровня адаптированности пятиклассников к обучению в среднем звене школы.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
2. Изучить адаптацию пятиклассников к обучению в средней школе.
3. Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента по психологическому сопровождению процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
4. Провести сравнительный анализ результатов психологической диагностики адаптации до и после формирующего эксперимента.
Теоретические основы исследования составили: концепции адаптации учащихся в образовательной среде (Беличева С.А., Коробейников И.А., Лусканова Н.Г., Новикова Е.В. и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, экспертная оценка,
тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
4. Методы анализа и интерпретация данных.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных программ из пакета SPSS-17. С целью выявления статистических различий между показателями адаптации пятиклассников к школе и уровнями адаптированности, нами был применен непараметрический статистический критерий для 3-х независимых выборок, Н критерий Крускала-Уоллиса. Для выявления структуры компонентов адаптации детей к обучению в школе был применен факторный анализ (метод главных компонент) с Varimax-вращением с использованием метода Кайзера.
С целью выявления статистических различий по показателям адаптации пятиклассников к обучению в школе в экспериментальной и контрольной группах до и после воздействия нами был применен не параметрический статистический критерий для двух зависимых выборок Т- Вилкоксона.
Методики:
1) Комплексная психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения (Уфимцева В.Л.);
2) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
3) Проективный рисуночный тест «Автопортрет» Р. Бернса (модифицированный вариант Потемкина С.Ф., Романова Е.С.);
4) Методика Рене Жиля;
5) Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (по Чиркову В., Соколовой О., Сорокиной О.) для заполнения учителем учащихся 5-х классов.
База и выборка эмпирического исследования: МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 80 обучающихся 5-х классов в возрасте 10-12 лет. На этапе проведения формирующего эксперимента, в экспериментальную группу по итогам констатирующего среза вошли 20 пятиклассников, имеющих низкий и ниже среднего уровень адаптированности. В контрольную группу были отобраны 20 пятиклассников, путем случайного рандомизированного отбора, имеющие средний уровень адаптированности.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке программы психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе, которую могут использовать психологи-педагоги в своей работе.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на кафедре возрастной и социальной психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии». Разработанная программа психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы используется психологической службой МБОУ «СОШ №20» г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в школе, на наш взгляд имеет особую значимость. Проанализировав теоретические подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по проблеме психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в школе, мы установили следующее. На основе разработанных концепций адаптации учащихся в образовательной среде (Беличева С.А., Лусканова Н.Г., Коробейников И.А., Новикова Е.В. и др.) мы выделили следующие показатели адаптации пятиклассников к обучению в школе: интеллектуальный компонент (теоретическое (понятийное) мышление; произвольное внимание; учебно-познавательная мотивация); эмоциональный компонент (школьная тревожность); личностный компонент (самооценка, тревожность, страх; агрессивность) и социально-психологический компонент (общительность, любознательность, лидерство, закрытость, отгороженность, социальная неадекватность, отношение к учителю, отношение к другу).
Следующей задачей нашего исследования являлось изучение особенностей адаптации пятиклассников к обучению в школе и проведение формирующего эксперимента. На первом этапе была проведена психологическая диагностика адаптации пятиклассников к обучению школе.
Результаты показали, что на этапе обучения в пятом классе (I полугодие) у детей на низком уровне развиты мышление, внимание, низкая мотивация, повышена школьная тревожность и отсутствуют навыки адекватного поведения.
Для выявления структуры компонентов адаптации детей к обучению в школе был применен факторный анализ (метод главных компонент) с Varimax-вращением с использованием метода Кайзера.
Проведенный факторный анализ позволил выявить 2 уровня адаптации у детей в первом полугодии и получить группы показателей, характерных для группы детей с низким и средним уровнем адаптированности. Мы увидели, что между пятиклассниками с низким и средним уровнем адаптированности существуют статистически значимые различия. У детей с низким уровнем адаптированности доминируют такие показатели как повышенный уровень школьной тревожности, страха, агрессивности, низкий уровень развития лидерских качеств, эмоциональное неблагополучие и низкий уровень развития внимания и мышления. Для среднего уровня адаптации наиболее значимыми являются показатели: любознательность, низкий уровень личностной тревожности, высокий и средний общий уровень интеллектуального развития, включая мотивацию учебной деятельности, общительность и отношения с учителем.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждается, в структуре социально-психологической адаптации более высокий уровень развития имеют эмоциональный и социально-психологический компоненты, по сравнению с более низким уровнем развития интеллектуального, мотивационного и личностного компонентов. Процесс психологического сопровождения адаптации пятиклассников к обучению в средней школе, включающий в себя развитие мышления, внимания, мотивации учебной деятельности, а также навыкам адекватного поведения, будет способствовать повышению уровня адаптированности пятиклассников к обучению в среднем звене.
На основе полученных результатов исследования была разработана и реализована программа психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в школе. При разработке программы психологического сопровождения адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы мы делали акцент на снижение уровня школьной тревожности, агрессивности, страха, развитии лидерских качеств, а также повышению уровня внимания и мышления пятиклассников, тем самым, повышая уровень эмоционального благополучия, способствуя успешному прохождению периода адаптации.
Результаты психологической диагностики адаптации до и после формирующего эксперимента, показали, что, развивая мыслительные операции, любознательность, познавательную мотивацию, снижая уровень страха, агрессивности и тревожности пятиклассника, мы способствуем успешному прохождению процесса адаптации, тем самым, создавая предпосылки для успешного овладения учебной деятельностью на всем этапе обучения в средней школе.
Благодаря методам математической обработки данных с использованием факторного анализа (метод главных компонент) с Varimax- вращением с использованием метода Кайзера мы выделили основные компоненты, характерные для детей со средним и низким уровнем адаптированности. А также, с помощью непараметрического критерия для двух зависимых выборок T-Вилкоксона были выявлены статистические различия по показателям адаптации пятиклассников к школе в экспериментальной и контрольной группах до и после воздействия.
Таким образом, мы подтвердили тот факт, что решающими компонентами в структуре процесса адаптации пятиклассников выступают высокий уровень развития мыслительных операций, низкий уровень страха, высокий уровень любознательности и низкий уровень закрытости.
Разработанная программа психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников к обучению в школе используется психологической службой МБОУ «СОШ №20» г. Белгорода.
В дальнейшем наше исследование является перспективным в направлении изучения других факторов, влияющих на адаптацию пятиклассников к обучению в школе. В качестве изучаемых факторов, может выступать образовательная среда учреждения, а также стиль педагогической деятельности, которые будут влиять на скорость и успешность адаптироаванности пятиклассника.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр "Академия", Раритет. - 2012. - 704 с.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва: МГУ, 2008. - 27с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 с.
4. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000. - 456 с.
5. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях // Педагогика и психология. - 2016. №10. С. 36-38.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии//Дискуссии и обсуждения.1989. №1. С.83-92.
7. Берталанфи Л.Ф. Общая теория систем - критический обзор. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969. - 82с.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Консорцум, 1993. - 197 с.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2010. - 229 с.
10. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 96 с.
11. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная
педагогическая академия, 2005. - 478 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 398 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004. - 378 с.
14. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб: Речь, 2009. - 396 с.
15. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
16. Грибов В.Н. Адаптация молодежи сибирского города к условиям обучения в вузе. - Тюмень, 1999. - 80 с.
17. Дубровина И.В. Практическая психология образования. Под. ред. Дубровиной И.В. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2006.- 592 с.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 479 с.
19. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 2-е издание. - СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 320 с.
20. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов - на - Дону, 2003. - 368с.
21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007. - 358 с.
22. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик. - М.: Генезис, 2007. - 122 с.
23. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 2005. -174 с.
24. Князева Т.Н. К проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе / Т.Н. Князева // Начальная школа. 2004.№ 2. С. 29 -31.
25. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: София, 2008. - 209 с.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 365 с.
27. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М.:
Просвещение, 2000. - 179 с.
28. Лескова-Савицкая А.А. Проблема адаптации пятиклассников к школе. - Одесса, 2001. - 60 с.
29. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Маяк, 2001. - 357 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Просвещение, 2005. - 357 с.
31. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: учебник для студентов пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 372 с.
32. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак. - 2008. - 868 с.
33. Микадзе Ю.В. Феномен успеваемости учащихся средних классов. - М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 2008. - 240 с.
34. Морозов А.В. Проблемы социально-психической адаптации. [Электронный ресурс]. URL: http// www/bestreferat.ru/referat-283.html (дата обращения 28.12.2017)
35. Молодцова Т.Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. №5. С. 51-55.
36. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2006. - 368 с.
37. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. - 2-е изд. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
38. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной
дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментально-
психологического исследования / Под ред. А. А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - М., 1987. №10. С. 17-110.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. - 368с.
40. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Логос, 1989. - 191 с.
41. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с.
42. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2003. - 394 с.
43. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: София, 2008. - 378 с.
44. Помазков Н.В. Отношения к значимым другим как показатели социальной адаптации школьников на второй ступени общего образования: Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2001. - 186 с.
45. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. - М.: 2004. - 360 с.
46. Практикум по возрастной психологии. Учеб. Пособие под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПБ.: Речь, 2002. - 480 с.
47. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высших и средних спец. учеб. заведений. - М.: ТЦ «Сфера», - 2000. - 528 с.
48. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Пузырея. - М.: Наука, 2002. - 450с.
49. Психология развивающейся личности. / Под. ред. Маркова А.Н. - М.: Эйдос, 2004. - 380 с.
50. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.
51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: в 2-х книгах - кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
52. Романова Е.С. Потемкина О.Ф., Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1991. - 164 с.
53. Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.
- 397 с.
54. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребёнком. // Вопросы психологии, 2003. №3. С. 24-26.
55. Сахарова И.Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в
среднее звено общеобразовательной школы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского: электронный научный журнал. - 2006. - [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/article/vZadaptatsiya-uchaschihsya-k-obucheniyu-pri- perehode-v-srednee-zveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 01.12.2017).
56. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз.- 1960.¬255 с.
57. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
58. Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие. - М.: Айрис, 2003. - 420 с.
59. Сомыко А.Н., Кафриева Ю.Г. Введение в школьную жизнь. Программа адаптационных занятий для пятиклассников. // Школьный психолог, 2001. № 2. С. 13-15.
60. Сперанская Н.И. Учебная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2001. - 21 с.
61. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
62. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - изд. 7-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 704 с.
63. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. №7. С. 21-24.
64. Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на II ступень обучения / Л.П. Уфимцева // Начальная школа. 2004. №4. С. 12-16.
65. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2008. - 239 с.
66. Фельдштейн Д.И. Психология младшего подростка. - М.:
Просвещение, 2004. - 357 с.
67. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. - М.: Генезис, 2006. - 160 с.
68. Фридман М.Л. Психология детей и подростков. - М.: Смысл, 2003. - 360 с.
69. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Педагогика, 2003. - 397 с.
70. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для
студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.:
Международная пед. академия, 2004. - 375 с.
71. Хрестоматия по педагогической психологии, Учебное пособие для студентов. Сост. И вступ. Очерки А. Красило и А. Новгородцевой. - М.: Международная пед. академия, 2005. - 390 с.
72. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 класс). 5-е издание., перераб. - М.: Генезис, 2017. -208 с.
73. Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. // Вопросы психологии, 2001. №5. С. 19-35.
74. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. СПб.: Нева, 2000. - 216 с.
75. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Педагогика, 2001. - 368 с.
76. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО АСТ, Фонд «Университетская книга», -2006. - 288 с.
77. Aubert H. Physiologic der Netzhaut. - Breslau, 1865


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ