Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения... 7
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого¬педагогической литературе 7
1.2. Проектная деятельность, как метод организации процесса
обучения младших школьников 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности 19
2.1. Диагностическое исследование уровня познавательной
активности младших школьников 19
2.2. Формы организации и использование проектной деятельности
в процессе обучения младших школьников 28
2.3. Анализ результатов исследования уровня познавательной
активности младших школьников в процессе проектной деятельности 38
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 57
В XXI веке становится всё более очевидным, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности младшего школьника в процессе обучения. В чем же заключается эта активность? Ученые определяют познавательную активность, как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно¬волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» (Талызина, 1988, 27).
В настоящее время в школах важной задачей учителя является формирование познавательной деятельности младших школьников. Творческое развитие учащихся, а так же развитие активности, инициативности, самостоятельности - это требование самой жизни. В период научно¬технической революции, мы можем наблюдать стремительный рост научных знаний и их широкое внедрение в производство и в жизнь, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Информационно-коммуникативные технологии могут найти решение многих педагогических задач, а так же представляют совершенно новые возможности для творчества и реализации новых форм и методов обучения младших школьников.
В связи с этим актуальным является формирование у учащихся умений совместной деятельности уже с младшего школьного возраста. В этих условиях меняется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного развития творческого потенциала личности младшего школьника.
Одним из главных периодов жизни человека является младший школьный возраст, ведь именно на этом этапе своей жизни он начинает приобретать знания об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.
Также ребёнок приобретает не только знания, но и основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребёнка. В этот период задача учителя, формирующего
познавательную активность, состоит в том, чтобы быть внимательным к каждому ребенку; уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру
интереса к какой-либо стороне учебной работы; создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. Каким же образом мы можем активизировать познавательную активность школьников?
Среди средств активизации деятельности школьников дидакты выделяют такие, как «учебное содержание, методы и приёмы обучения, формы организации учения» (Ганелин, 1982,79).
Для развития познавательной активности большие возможности создаёт и проектная учебная деятельность. Но здесь возникает противоречие, которое связано с необходимостью повышения познавательной активности через проектную деятельность и неразработанностью методики её применения.
Проблема исследования: Каковы оптимальные способы организации проектной деятельности в начальной школе для формирования и развития познавательной активности младших школьников.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс формирования и развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
Гипотеза исследования: участие младших школьников в проектной деятельности будет способствовать развитию их познавательной активности, при условии, что:
- проектная деятельность будет направлена на формирование мотивации к занятиям;
- проектная деятельность будет стимулировать потребности ребёнка в самореализации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «познавательная активность».
2. Рассмотреть проектную деятельность, как метод организации процесса обучения младших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по выявлению оптимальных способов организации проектной деятельности в начальной школе с целью формирования познавательной активности младших школьников.
Методы исследования:
а) теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация.
б) практические (эмпирические) - беседа, наблюдение, анкетирование.
База исследования - МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода, класс 4 «Г» в количестве 25 человек.
Структура выпускной квалификационной работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе нашего исследования «Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения» раскрываются: понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе; проектная деятельность, как метод организации процесса обучения младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности» описано диагностическое исследование уровня познавательной активности младших школьников; формы организации и использование проектной деятельности в процессе обучения младших школьников; анализ результатов исследования уровня познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
В Заключении логически и последовательно изложены теоретические и практические выводы по результатам проведённого исследования.
Библиографический список состоит из 62 источников.
В приложении предлагаются диагностические методики и материалы экспериментальной работы.
В процессе экспериментальной работы были изучены труды многих учёных, психологов, педагогов, освоены новые формы и методы работы с детьми по повышению их познавательной активности и положительному отношению к обучению.
Проектная деятельность может способствовать повышению познавательной активности, развитию познавательной потребности у ребенка, его личностных и творческих качеств и, конечно же, готовит ребенка к реальным условиям жизнедеятельности.
Анализ полученных результатов экспериментальной работы по выявлению познавательной активности младших школьников через использование проектной деятельности показал, что это способствовало повышению уровня познавательной активности детей. Ведь проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, развивает коммуникативные навыки и учит работать сообща, формирует умения осуществлять поиск нужной информации, развивает в ребёнке индивидуальность, инициативность и даёт возможность реализовать свои творческие идеи. В классе создаётся обстановка сплочённости, ведь каждый ребёнок вносит вклад в общее дело. Именно в проектной деятельности ребёнок может примерить на себя разные роли - выступая и организатором, и исполнителем деятельности.
Использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности.
Экспериментальная работа показала, что учащимся нравится осуществлять проекты в учебное время, это способствует повышению познавательной активности младшего школьника. Так же мы увидели, что повысилась активность учащихся и на обычных уроках. Детям нравятся те предметы, которые они изучают, они считают их интересными и полезными. Они не против внести в процесс обучения что-то новое, добавив в школьную программу интересующие их предметы.
Именно групповая работа позволяет детям не бояться сделать неверные шаги, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.
Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт ничего не делать.
Таким образом, участие младших школьников в проектной деятельности будет способствовать развитию познавательной активности при соблюдения ряда обязательных условий:
- проектная деятельность будет направлена на формирование мотивации к занятиям;
- проектная деятельность будет стимулировать потребности ребёнка к самореализации.
Гипотеза, выдвинутая в начале экспериментальной работы, подтвердилась
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых. / В.П. Бедерханова // Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24-36.
3. Балина Т.И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы. / Т. И. Балина // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 189-192.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович. - М: Питер, 2008. - 400 с.
5. Бордовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников./ З.В. Бордовская. - Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006. - 121 с.
6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. / А.В. Бычков. - М.: Просвещение, 2000. - 231 с.
7. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в начальной школе. / Н.В. Белобородов. - М.: Аркти, 2006. - 168 с.
8. Бахир В.К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа -
2004. - № 5. - С.26-30.
9. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.
10. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе / В. Вайс // Воспитание школьников. - 2005. - С.217.
11. Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист. - 1998. - № 2. - С. 30-33, № 3. - С. 31-35, № 4. - С. 30-33.
12. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. / В.В. Гузеев. - М.: Знание, 1998. - 135с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45 с.
14. Ганелин Ш.И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. / Ш.И. Ганелин. - М.: ЛТУ, 1982. 250 с.
15. Данилов, М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. - М.: Просвещение, 1960. - 300 с.
16. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
17. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // М.: Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 29-32.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
19. Дуранов М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. - Магнитогорск: МГПИ, 1996. - 315 с.
20. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - №9. - С.55-59.
21. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Н.В. Иванова // Начальная школа. 2004. - №2. - С. 54-68.
22. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс. / В.С. Ильин. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
23. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. / Н.В. Иванова // Начальная школа. 2008. - №8. - С.33-56.
24. Ильясов, И.И. Структура процесса обучения / И.И. Ильясов. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 198 с.
25. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. / Н.М. Конышева. // Начальная школа. - 2006. - №1, - С. 35-42.
26. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Э.А. Красновский // Советская педагогика. - 1989. - №5, - С. 9-15.
27. Коршунов А.М. Познание и деятельность / А.М. Коршунов. - М.:
Политиздат, 1967. - 127 с.
28. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 1992. - 704 с.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. - Издат. центр «Академия»,
2005. - С.425.
30. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учеб. пособие / В.Г. Леонтьев. - М.: Новосибирск: НГПИ, 1987. - 264 с.
31. Леонович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. / А.В. Леонович. //Школьные технологии. - 2005. - №5. - С.14.
32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.
33. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. / Т.Д. Марцинковская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
34. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьни¬ков. / Н.В. Матяш., В.Д. Симоненко. // Книга для учителя начальных классов. - М.: Вента-Графф, 2002. - 112с.
35. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И.В. Тавриль. - М.: Изд-во « 5 за знания», 2008. - 160 с.
36. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / Т.Д. Новикова. // Начальное образование. - №2. - С.15.
37. Осадько О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников / О.Ю. Осадько. - М.: Киев, 1998. - 19 с.
38. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов — 3-е изд., испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
39. Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии / Учеб. пособие для студ. Пед. вузов / Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224с.
40. Поддъяков Н.Н. Очерки психологического развития дошкольников. / Н. Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2012. - 341 с.
41. Петровский А.В. Психологический словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии 1 Т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
43. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. / А.С. Сиденкко. // Завуч. - 2003. - №6. - С. 25-37.
44. Семенова Н.А Вопросы проектной деятельности в начальной школе. / Н.А. Семенова. // Вестник ТГПУ. - 2012. - №2. - С. 209 - 211.
45. Савенко И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. / И.А. Савенко. // Одаренный ребёнок. - 2003. - №2. - С.32.
46. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С Сергеев. - М; АРКТИ, 2008. - 80 с.
47. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления / Н.Ф. Талызина // Советская педагогика. - 1967. - № 1. - С. 28 - 32.
48. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 344 с.
49. Тамарин В.Э. Единство и особенности различных форм познавательной деятельности учащихся / В.Э. Тамарин // Советская педагогика. - 1969. - №2. - С. 106-116.
50. Татьянченко Д.В, Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников. // Народное образование. - 2003. - №8 - С.34.
51. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. / Н.Ф. Галызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
52. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
53. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-и т. / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - Т.5. - 528 с.
54. Федотова О.Н. Методическое пособие по окружающему миру 4 класс / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/учеб - ник, 2015. - 128 с.
55. Федотова О.Н. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. Часть 1 ФГОС./ О.Н.
Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига/учебник, 2015. - 192 с.
56. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов. / И.Д. Чечель. // Директор школы. - 1998. - 175 с.
57. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации./ М.Ю. Шатилова - Волгоград: «Учитель». 2010. С. 12-23.
58. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
59. Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания / А.Т. Шумилин. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 167 с.
60. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
61. Юдачева Т.В. Деятельность учителя по организации домашней работы по математике / Т.В. Юдачева. // Начальная школа. - 2004. - №11. - С.34.
62. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Эльконин Д.Б. - М: Педагогика, 1989. - 231 с.