ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения... 7
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого¬педагогической литературе 7
1.2. Проектная деятельность, как метод организации процесса
обучения младших школьников 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности 19
2.1. Диагностическое исследование уровня познавательной
активности младших школьников 19
2.2. Формы организации и использование проектной деятельности
в процессе обучения младших школьников 28
2.3. Анализ результатов исследования уровня познавательной
активности младших школьников в процессе проектной деятельности 38
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 57
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения... 7
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого¬педагогической литературе 7
1.2. Проектная деятельность, как метод организации процесса
обучения младших школьников 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности 19
2.1. Диагностическое исследование уровня познавательной
активности младших школьников 19
2.2. Формы организации и использование проектной деятельности
в процессе обучения младших школьников 28
2.3. Анализ результатов исследования уровня познавательной
активности младших школьников в процессе проектной деятельности 38
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 57
В XXI веке становится всё более очевидным, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности младшего школьника в процессе обучения. В чем же заключается эта активность? Ученые определяют познавательную активность, как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно¬волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» (Талызина, 1988, 27).
В настоящее время в школах важной задачей учителя является формирование познавательной деятельности младших школьников. Творческое развитие учащихся, а так же развитие активности, инициативности, самостоятельности - это требование самой жизни. В период научно¬технической революции, мы можем наблюдать стремительный рост научных знаний и их широкое внедрение в производство и в жизнь, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Информационно-коммуникативные технологии могут найти решение многих педагогических задач, а так же представляют совершенно новые возможности для творчества и реализации новых форм и методов обучения младших школьников.
В связи с этим актуальным является формирование у учащихся умений совместной деятельности уже с младшего школьного возраста. В этих условиях меняется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного развития творческого потенциала личности младшего школьника.
Одним из главных периодов жизни человека является младший школьный возраст, ведь именно на этом этапе своей жизни он начинает приобретать знания об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.
Также ребёнок приобретает не только знания, но и основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребёнка. В этот период задача учителя, формирующего
познавательную активность, состоит в том, чтобы быть внимательным к каждому ребенку; уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру
интереса к какой-либо стороне учебной работы; создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. Каким же образом мы можем активизировать познавательную активность школьников?
Среди средств активизации деятельности школьников дидакты выделяют такие, как «учебное содержание, методы и приёмы обучения, формы организации учения» (Ганелин, 1982,79).
Для развития познавательной активности большие возможности создаёт и проектная учебная деятельность. Но здесь возникает противоречие, которое связано с необходимостью повышения познавательной активности через проектную деятельность и неразработанностью методики её применения.
Проблема исследования: Каковы оптимальные способы организации проектной деятельности в начальной школе для формирования и развития познавательной активности младших школьников.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс формирования и развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
Гипотеза исследования: участие младших школьников в проектной деятельности будет способствовать развитию их познавательной активности, при условии, что:
- проектная деятельность будет направлена на формирование мотивации к занятиям;
- проектная деятельность будет стимулировать потребности ребёнка в самореализации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «познавательная активность».
2. Рассмотреть проектную деятельность, как метод организации процесса обучения младших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по выявлению оптимальных способов организации проектной деятельности в начальной школе с целью формирования познавательной активности младших школьников.
Методы исследования:
а) теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация.
б) практические (эмпирические) - беседа, наблюдение, анкетирование.
База исследования - МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода, класс 4 «Г» в количестве 25 человек.
Структура выпускной квалификационной работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе нашего исследования «Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения» раскрываются: понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе; проектная деятельность, как метод организации процесса обучения младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности» описано диагностическое исследование уровня познавательной активности младших школьников; формы организации и использование проектной деятельности в процессе обучения младших школьников; анализ результатов исследования уровня познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
В Заключении логически и последовательно изложены теоретические и практические выводы по результатам проведённого исследования.
Библиографический список состоит из 62 источников.
В приложении предлагаются диагностические методики и материалы экспериментальной работы.
В настоящее время в школах важной задачей учителя является формирование познавательной деятельности младших школьников. Творческое развитие учащихся, а так же развитие активности, инициативности, самостоятельности - это требование самой жизни. В период научно¬технической революции, мы можем наблюдать стремительный рост научных знаний и их широкое внедрение в производство и в жизнь, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Информационно-коммуникативные технологии могут найти решение многих педагогических задач, а так же представляют совершенно новые возможности для творчества и реализации новых форм и методов обучения младших школьников.
В связи с этим актуальным является формирование у учащихся умений совместной деятельности уже с младшего школьного возраста. В этих условиях меняется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного развития творческого потенциала личности младшего школьника.
Одним из главных периодов жизни человека является младший школьный возраст, ведь именно на этом этапе своей жизни он начинает приобретать знания об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.
Также ребёнок приобретает не только знания, но и основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребёнка. В этот период задача учителя, формирующего
познавательную активность, состоит в том, чтобы быть внимательным к каждому ребенку; уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру
интереса к какой-либо стороне учебной работы; создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. Каким же образом мы можем активизировать познавательную активность школьников?
Среди средств активизации деятельности школьников дидакты выделяют такие, как «учебное содержание, методы и приёмы обучения, формы организации учения» (Ганелин, 1982,79).
Для развития познавательной активности большие возможности создаёт и проектная учебная деятельность. Но здесь возникает противоречие, которое связано с необходимостью повышения познавательной активности через проектную деятельность и неразработанностью методики её применения.
Проблема исследования: Каковы оптимальные способы организации проектной деятельности в начальной школе для формирования и развития познавательной активности младших школьников.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс формирования и развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
Гипотеза исследования: участие младших школьников в проектной деятельности будет способствовать развитию их познавательной активности, при условии, что:
- проектная деятельность будет направлена на формирование мотивации к занятиям;
- проектная деятельность будет стимулировать потребности ребёнка в самореализации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «познавательная активность».
2. Рассмотреть проектную деятельность, как метод организации процесса обучения младших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по выявлению оптимальных способов организации проектной деятельности в начальной школе с целью формирования познавательной активности младших школьников.
Методы исследования:
а) теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация.
б) практические (эмпирические) - беседа, наблюдение, анкетирование.
База исследования - МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода, класс 4 «Г» в количестве 25 человек.
Структура выпускной квалификационной работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе нашего исследования «Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения» раскрываются: понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе; проектная деятельность, как метод организации процесса обучения младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности» описано диагностическое исследование уровня познавательной активности младших школьников; формы организации и использование проектной деятельности в процессе обучения младших школьников; анализ результатов исследования уровня познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
В Заключении логически и последовательно изложены теоретические и практические выводы по результатам проведённого исследования.
Библиографический список состоит из 62 источников.
В приложении предлагаются диагностические методики и материалы экспериментальной работы.
В процессе экспериментальной работы были изучены труды многих учёных, психологов, педагогов, освоены новые формы и методы работы с детьми по повышению их познавательной активности и положительному отношению к обучению.
Проектная деятельность может способствовать повышению познавательной активности, развитию познавательной потребности у ребенка, его личностных и творческих качеств и, конечно же, готовит ребенка к реальным условиям жизнедеятельности.
Анализ полученных результатов экспериментальной работы по выявлению познавательной активности младших школьников через использование проектной деятельности показал, что это способствовало повышению уровня познавательной активности детей. Ведь проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, развивает коммуникативные навыки и учит работать сообща, формирует умения осуществлять поиск нужной информации, развивает в ребёнке индивидуальность, инициативность и даёт возможность реализовать свои творческие идеи. В классе создаётся обстановка сплочённости, ведь каждый ребёнок вносит вклад в общее дело. Именно в проектной деятельности ребёнок может примерить на себя разные роли - выступая и организатором, и исполнителем деятельности.
Использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности.
Экспериментальная работа показала, что учащимся нравится осуществлять проекты в учебное время, это способствует повышению познавательной активности младшего школьника. Так же мы увидели, что повысилась активность учащихся и на обычных уроках. Детям нравятся те предметы, которые они изучают, они считают их интересными и полезными. Они не против внести в процесс обучения что-то новое, добавив в школьную программу интересующие их предметы.
Именно групповая работа позволяет детям не бояться сделать неверные шаги, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.
Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт ничего не делать.
Таким образом, участие младших школьников в проектной деятельности будет способствовать развитию познавательной активности при соблюдения ряда обязательных условий:
- проектная деятельность будет направлена на формирование мотивации к занятиям;
- проектная деятельность будет стимулировать потребности ребёнка к самореализации.
Гипотеза, выдвинутая в начале экспериментальной работы, подтвердилась
Проектная деятельность может способствовать повышению познавательной активности, развитию познавательной потребности у ребенка, его личностных и творческих качеств и, конечно же, готовит ребенка к реальным условиям жизнедеятельности.
Анализ полученных результатов экспериментальной работы по выявлению познавательной активности младших школьников через использование проектной деятельности показал, что это способствовало повышению уровня познавательной активности детей. Ведь проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, развивает коммуникативные навыки и учит работать сообща, формирует умения осуществлять поиск нужной информации, развивает в ребёнке индивидуальность, инициативность и даёт возможность реализовать свои творческие идеи. В классе создаётся обстановка сплочённости, ведь каждый ребёнок вносит вклад в общее дело. Именно в проектной деятельности ребёнок может примерить на себя разные роли - выступая и организатором, и исполнителем деятельности.
Использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности.
Экспериментальная работа показала, что учащимся нравится осуществлять проекты в учебное время, это способствует повышению познавательной активности младшего школьника. Так же мы увидели, что повысилась активность учащихся и на обычных уроках. Детям нравятся те предметы, которые они изучают, они считают их интересными и полезными. Они не против внести в процесс обучения что-то новое, добавив в школьную программу интересующие их предметы.
Именно групповая работа позволяет детям не бояться сделать неверные шаги, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.
Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт ничего не делать.
Таким образом, участие младших школьников в проектной деятельности будет способствовать развитию познавательной активности при соблюдения ряда обязательных условий:
- проектная деятельность будет направлена на формирование мотивации к занятиям;
- проектная деятельность будет стимулировать потребности ребёнка к самореализации.
Гипотеза, выдвинутая в начале экспериментальной работы, подтвердилась



