Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ-III УРОВНЯ»

Работа №69271

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика связной речи детей с ОНР-III уровня 6
1.2. Использование проектной деятельности в работе по развитию речи
детей 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ-III УРОВНЯ 19
2.1. Организация констатирующего исследования по изучению
особенностей связной речи у детей с ОНР-III уровня 19
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по
исследованию особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи-III уровня 22
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ-III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРИЕМОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
3.1. Описание системы работы с использованием приемов проектной
деятельности 28
3.2. Организация и анализ результатов контрольного этапа эксперимента по
оценке эффективности логопедической помощи детям с ОНР-III уровня 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48


В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с различными речевыми расстройствами. Среди них достаточно ве¬лика категория детей с общим недоразвитием речи.
В результате исследований, проведенных Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, было установлено, что «общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложный дефект, характеризующийся нарушением формирования всех струк¬турных компонентов речевой деятельности: звуковой стороны, фонематических процессов, лексики, грамматического строя» [26, с. 624].
Специалисты в области детской логопедии отмечают, что дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладе¬нии лексико-грамматическими закономерностями и навыками монологической речи [24; 40; 42].
В публикациях Н.С. Жуковой, О.С. Ушаковой, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой говорится о том, что у детей с общим недоразвитием речи при составлении рассказов отмечаются ошибки передачи логической последо-вательности, пропуски отдельных событий, трудности в программировании связного высказывания. В пересказах детей наблюдаются многочисленные по¬вторы, пропуски важных звеньев в содержании текста, ограничения в подборе слов, деформированные предложения. Также можно указать, что ошибки про¬являются в неверном построении, неумении распространять предложения, строить цепь взаимосвязанных предложений [16; 40; 5; 15]. Эти недостатки со¬ответственно затрудняют процесс овладения грамотой в школе.
Таким образом, проблема изучения и коррекции связной речи дошколь¬ников с ОНР является актуальной, поскольку полноценное развитие речи и си¬стемное проведение коррекционной работы поможет в дальнейшем избежать трудностей в обучении и социализации детей.
В настоящее время на практике логопедическое воздействие выстраива-ется с использованием как традиционных, так и инновационных методов рабо- 3
ты. Одним из современных и востребованных способов организации коррекци¬онной работы с дошкольниками является метод проектов.
Изучением проектной деятельности занимались Д. Дьюи, В. Килпатрик,
С.Т. Шацкий, Н.Е. Веракса, Н.А. Рыжова и др. Ученые в своих исследованиях доказали эффективность использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
В работе с детьми с общим недоразвитием речи метод проектов также ак¬тивно используется. С его помощью можно проводить логопедическую работу по развитию связной речи, звукопроизношения, лексико-грамматических навы¬ков. К тому же, применение проектной деятельности помогает развивать твор¬ческую активность детей, умение работать в коллективе [2].
Объект исследования - связная речь детей дошкольного возраста с об-щим недоразвитием речи-III уровня.
Предмет исследования - влияние приемов проектной деятельности на формирование связной речи детей с ОНР-III уровня.
Цель исследования - выявить эффективность использования приемов проектной деятельности в обучении составлению рассказа по картине до-школьников с ОНР-III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические задания, речевой и наглядный материал для экспериментального исследования.
3. Организовать экспериментальное исследование по изучению умения составлять рассказ по картине детей с ОНР-III уровня.
4. Осуществить качественный и количественный анализ данных, полу-ченных в ходе исследования.
5. Разработать систему логопедической работы по формированию связ¬ной монологической речи при обучении дошкольников с ОНР-III уровня.
6. Организовать и провести логопедическую работу с детьми эксперимен¬тальной группы с ОНР-III уровня с использованием приемов проектной дея¬тельности.
7. Оценить эффективность логопедической работы по обучению детей с общим недоразвитием речи-III уровня составлению рассказа по картине.
Гипотеза: эффективность использования приемов проектной деятельно-сти в обучении составлению рассказа по картине дошкольников с ОНР-III уровня зависит от соблюдения следующих условий:
1) проект будет направлен на обучение умению строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью, объединять их в рассказ; соблюдать структуру текста; отбирать адекватные лексические и грамматические средства;
2) проект позволит обеспечить индивидуальный подход к каждому ре-бенку;
3) проект будет способствовать развитию особенностей личности, твор-ческих способностей и адаптации дошкольников в социуме.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и специаль-ной литературы; беседа с детьми; логопедическое обследование; количествен-но-качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования в практической работе логопедами детских садов.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы исследования были представлены на 63-й научной студенческой конференции (секция логопедии) Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) (Таганрог, 2020).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме исполь¬зования приемов проектной деятельности в обучении составлению рассказа по картине дошкольников с ОНР-III уровня.
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи-III уровня отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Были отмечены следующие ее особенности: пропуски смысловых элементов рассказа, недостатки определения логико-временных и причинно-следственных связей, трудности понимания сюжетной линии при составлении рассказа и пе¬ресказе.
Исследования Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградовой, Е.С. Евдокимовой и др. показали, что проектная деятельность может помочь устранить перечисленные выше недостатки. Участвуя в реализации проекта, дошкольники учатся строить высказывания, соответствующие теме; соблюдать правильную структуру тек¬ста; соединять предложения, используя различные типы связи; отбирать подхо¬дящие лексические и грамматические средства.
В результате проведенного исследования нами был систематизирован теоретический материал об особенностях связной речи детей с общим недораз¬витием речи, изучены основные особенности метода проектов и возможность его применения в логопедической работе.
После теоретического анализа специальной литературы мы перешли к ор¬ганизации экспериментальной работы, цель которой - обучение дошкольников с ОНР-III уровня составлению рассказа по картине с использованием приемов проектной деятельности.
Констатирующий этап эксперимента был посвящен исследованию осо-бенностей связной речи у детей ОНР-III уровня и позволил выявить у испытуе¬мых средний и низкий уровни состояния изучаемого навыка, что вызвало необ¬ходимость проведения коррекционной работы.
41
На формирующем этапе эксперимента нами были организованы группо¬вые логопедические занятия, цель которых - обучение дошкольников составле¬нию рассказа по картине. Коррекционная работа велась с использованием при¬емов проектной деятельности, направленной на создание альбома с детскими рассказами по сюжетной картине «Зимние забавы».
В процессе апробации проекта особое внимание уделялось развитию лек¬сической и грамматической сторон речи, обучению составлению распростра¬ненных предложений и повествовательных рассказов по картине, а также раз¬витию навыков контроля над собственной речью и речью окружающих.
Контрольный этап эксперимента позволил выявить эффективность про-веденной логопедической работы: была отмечена положительная динамика в развитии связной речи дошкольников экспериментальной группы по сравнению с констатирующим этапом.
Реализация проекта позволила нам добиться следующих результатов у детей: сформировать коммуникативные навыки, научить самостоятельно ис-пользовать лексико-грамматические средства, повысить познавательный инте-рес и активность во время занятий.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута и все задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение: эффективность ис-пользования приемов проектной деятельности в обучении составлению расска¬за по картине дошкольников с ОНР-III уровня зависит от следующих условий:
1) проект направлен на обучение умению строить высказывания в соот¬ветствии с темой и основной мыслью, объединять их в рассказ; соблюдать структуру текста; отбирать адекватные лексические и грамматические средства;
2) проект обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку;
3) проект способствует развитию особенностей личности, творческих способностей и адаптации дошкольников в социуме.
Полученные нами результаты могут быть использованы в коррекционной работе по формированию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи-III уровня.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведе¬ний / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС / Н.Е. Веракса,
A. Н. Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 64 с.
3. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: дошкольное воспитание и развитие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
4. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольни¬ков [Текст]: Т.В. Волосовец. - М: Академия, 2007. - 224 с.
5. Воробьева, В.К. Методика формирования связной речи у детей с си-стемным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева; ред. Шевцова Е.Е. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 160 с.
6. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: учебно-методическое пособие /
B. П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для сту¬дентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 352 с.
9. Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи [Текст] / О.С. Гомзяк. - М.: ГНОМ, 2016. - 128 с.
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: методическое пособие / О.Е. Грибова; ред. И.Ю. Синельников. - М.: АРКТИ, 2018. - 80 с.
11. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 144 с.
12. Дроздова, Д.В. Проект как средство развития связной речи старших дошкольников с ОНР-III уровня [Электронный ресурс] / Д.В. Дроздова // Аллея науки. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28963883. - Дата обраще¬ния: 14.10.2019.
13. Дьюи, Д. Демократия и образование: пер. с англ. [Текст] / Д. Дьюи. - М.: Педагогика-Пресс, 2000.
14. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: Сфера, 2008. - 64 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
16. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики [Текст]: пособие для развивающего обучения, осуществляе¬мого родителями, воспитателями детских учреждений и учителями / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б Филичева. - М.: Эксмодетство, 2011. - 288 с.
17. Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Паспорт проекта, модели занятий, дидактические игры [Текст] / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2020. - 214 с.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
19. Зотеева, О.С. Изучение особенностей связной речи у старших до-школьников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / О.С. Зотеева // Международная педагогическая академия. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28095416. - Дата обращения: 23.09.2019.
20. Килпатрик, В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / В.Х. Килпатрик. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.
21. Конина, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.М. Конина. - М.: Академия, 2000. - 560 с.
22. Кравцова, М.К. Особенности связной речи у детей дошкольного воз¬
раста с ОНР [Электронный ресурс] / М.К. Кравцова // Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23835192. - Дата обращения: 17.09.2019.
23. Лагода, Т.С., Киселева, Л.С., Данилина, Т.А. Проектный метод в дея¬тельности в ДОУ [Текст]: пособие для руководителей и практических работни¬ков ДОУ / Т.С. Лагода, Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. - М.: АРКТИ, 2013. - 69 с.
24. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.
25. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст]: хре-стоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Академия, 2000. - 358 с.
26. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологических фа-культетов педагогических высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2009. - 703 с.
27. Лопатина, Л.В., Баряева, Л.Б., Волосовец, Т.В. Примерная адаптиро¬ванная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.В. Лопатина, Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец и др. - СПб., 2014. - 386 с.
28. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2019. - 336 с.
29. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в лого¬педической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 352 с.
30. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Альянс, 2017. - 368 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
32. Рыжова, Н.А., Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в об¬ласти дошкольного образования [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н.А. Рыжова, Н.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2020. - 450 с.
33. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая ло¬гопедия [Текст] / Н.А. Седых. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 288 с.
34. Сековец, Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ [Текст]: программно¬методическое пособие / Л.С. Сековец. М.: АРКТИ, 2006. - 367 с.
35. Сумарокова, Е.В. Направления коррекционной работы по формирова¬нию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Е.В. Сумарокова // Изучение и образование детей с различными фор¬мами дизонтогенеза. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24321913. - Дата обращения: 17.09.2019.
36. Танская, А.И. Современные исследования лексической стороны речи
младших школьников с ОНР [Электронный ресурс] / А.И. Танская // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26724336. - Дата обращения: 16.09.2019.
37. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]: лого¬педическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 24 с.
38. Трауготт, Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят [Текст] / Н.Н. Трауготт. - СПб.: Смарт, 1994. - 59 с.
39. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / И.А. Тютюева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/46019.htm. -Дата обращения: 21.09.2019.
40. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей до-школьного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2010. - 289 с.
41. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Аркти, 1999. - 250 с.
42. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: Программ¬но-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009 - 189 с.
43. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 [Текст]: Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1980. - 416с.
44. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика. Развитие фонематиче-ского восприятия речи в раннем возрасте [Текст]: хрестоматия: учебное посо-бие / Н.Х. Швачкин. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.
45. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / Л.П. Якубинский; ред. Л.В. Щерба. - М.: Владос, 1989. - 48 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ