«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ-III УРОВНЯ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика связной речи детей с ОНР-III уровня 6
1.2. Использование проектной деятельности в работе по развитию речи
детей 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ-III УРОВНЯ 19
2.1. Организация констатирующего исследования по изучению
особенностей связной речи у детей с ОНР-III уровня 19
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по
исследованию особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи-III уровня 22
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ-III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРИЕМОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
3.1. Описание системы работы с использованием приемов проектной
деятельности 28
3.2. Организация и анализ результатов контрольного этапа эксперимента по
оценке эффективности логопедической помощи детям с ОНР-III уровня 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика связной речи детей с ОНР-III уровня 6
1.2. Использование проектной деятельности в работе по развитию речи
детей 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ-III УРОВНЯ 19
2.1. Организация констатирующего исследования по изучению
особенностей связной речи у детей с ОНР-III уровня 19
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента по
исследованию особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи-III уровня 22
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ-III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРИЕМОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
3.1. Описание системы работы с использованием приемов проектной
деятельности 28
3.2. Организация и анализ результатов контрольного этапа эксперимента по
оценке эффективности логопедической помощи детям с ОНР-III уровня 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с различными речевыми расстройствами. Среди них достаточно ве¬лика категория детей с общим недоразвитием речи.
В результате исследований, проведенных Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, было установлено, что «общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложный дефект, характеризующийся нарушением формирования всех струк¬турных компонентов речевой деятельности: звуковой стороны, фонематических процессов, лексики, грамматического строя» [26, с. 624].
Специалисты в области детской логопедии отмечают, что дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладе¬нии лексико-грамматическими закономерностями и навыками монологической речи [24; 40; 42].
В публикациях Н.С. Жуковой, О.С. Ушаковой, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой говорится о том, что у детей с общим недоразвитием речи при составлении рассказов отмечаются ошибки передачи логической последо-вательности, пропуски отдельных событий, трудности в программировании связного высказывания. В пересказах детей наблюдаются многочисленные по¬вторы, пропуски важных звеньев в содержании текста, ограничения в подборе слов, деформированные предложения. Также можно указать, что ошибки про¬являются в неверном построении, неумении распространять предложения, строить цепь взаимосвязанных предложений [16; 40; 5; 15]. Эти недостатки со¬ответственно затрудняют процесс овладения грамотой в школе.
Таким образом, проблема изучения и коррекции связной речи дошколь¬ников с ОНР является актуальной, поскольку полноценное развитие речи и си¬стемное проведение коррекционной работы поможет в дальнейшем избежать трудностей в обучении и социализации детей.
В настоящее время на практике логопедическое воздействие выстраива-ется с использованием как традиционных, так и инновационных методов рабо- 3
ты. Одним из современных и востребованных способов организации коррекци¬онной работы с дошкольниками является метод проектов.
Изучением проектной деятельности занимались Д. Дьюи, В. Килпатрик,
С.Т. Шацкий, Н.Е. Веракса, Н.А. Рыжова и др. Ученые в своих исследованиях доказали эффективность использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
В работе с детьми с общим недоразвитием речи метод проектов также ак¬тивно используется. С его помощью можно проводить логопедическую работу по развитию связной речи, звукопроизношения, лексико-грамматических навы¬ков. К тому же, применение проектной деятельности помогает развивать твор¬ческую активность детей, умение работать в коллективе [2].
Объект исследования - связная речь детей дошкольного возраста с об-щим недоразвитием речи-III уровня.
Предмет исследования - влияние приемов проектной деятельности на формирование связной речи детей с ОНР-III уровня.
Цель исследования - выявить эффективность использования приемов проектной деятельности в обучении составлению рассказа по картине до-школьников с ОНР-III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические задания, речевой и наглядный материал для экспериментального исследования.
3. Организовать экспериментальное исследование по изучению умения составлять рассказ по картине детей с ОНР-III уровня.
4. Осуществить качественный и количественный анализ данных, полу-ченных в ходе исследования.
5. Разработать систему логопедической работы по формированию связ¬ной монологической речи при обучении дошкольников с ОНР-III уровня.
6. Организовать и провести логопедическую работу с детьми эксперимен¬тальной группы с ОНР-III уровня с использованием приемов проектной дея¬тельности.
7. Оценить эффективность логопедической работы по обучению детей с общим недоразвитием речи-III уровня составлению рассказа по картине.
Гипотеза: эффективность использования приемов проектной деятельно-сти в обучении составлению рассказа по картине дошкольников с ОНР-III уровня зависит от соблюдения следующих условий:
1) проект будет направлен на обучение умению строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью, объединять их в рассказ; соблюдать структуру текста; отбирать адекватные лексические и грамматические средства;
2) проект позволит обеспечить индивидуальный подход к каждому ре-бенку;
3) проект будет способствовать развитию особенностей личности, твор-ческих способностей и адаптации дошкольников в социуме.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и специаль-ной литературы; беседа с детьми; логопедическое обследование; количествен-но-качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования в практической работе логопедами детских садов.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы исследования были представлены на 63-й научной студенческой конференции (секция логопедии) Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) (Таганрог, 2020).
В результате исследований, проведенных Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, было установлено, что «общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложный дефект, характеризующийся нарушением формирования всех струк¬турных компонентов речевой деятельности: звуковой стороны, фонематических процессов, лексики, грамматического строя» [26, с. 624].
Специалисты в области детской логопедии отмечают, что дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладе¬нии лексико-грамматическими закономерностями и навыками монологической речи [24; 40; 42].
В публикациях Н.С. Жуковой, О.С. Ушаковой, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой говорится о том, что у детей с общим недоразвитием речи при составлении рассказов отмечаются ошибки передачи логической последо-вательности, пропуски отдельных событий, трудности в программировании связного высказывания. В пересказах детей наблюдаются многочисленные по¬вторы, пропуски важных звеньев в содержании текста, ограничения в подборе слов, деформированные предложения. Также можно указать, что ошибки про¬являются в неверном построении, неумении распространять предложения, строить цепь взаимосвязанных предложений [16; 40; 5; 15]. Эти недостатки со¬ответственно затрудняют процесс овладения грамотой в школе.
Таким образом, проблема изучения и коррекции связной речи дошколь¬ников с ОНР является актуальной, поскольку полноценное развитие речи и си¬стемное проведение коррекционной работы поможет в дальнейшем избежать трудностей в обучении и социализации детей.
В настоящее время на практике логопедическое воздействие выстраива-ется с использованием как традиционных, так и инновационных методов рабо- 3
ты. Одним из современных и востребованных способов организации коррекци¬онной работы с дошкольниками является метод проектов.
Изучением проектной деятельности занимались Д. Дьюи, В. Килпатрик,
С.Т. Шацкий, Н.Е. Веракса, Н.А. Рыжова и др. Ученые в своих исследованиях доказали эффективность использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
В работе с детьми с общим недоразвитием речи метод проектов также ак¬тивно используется. С его помощью можно проводить логопедическую работу по развитию связной речи, звукопроизношения, лексико-грамматических навы¬ков. К тому же, применение проектной деятельности помогает развивать твор¬ческую активность детей, умение работать в коллективе [2].
Объект исследования - связная речь детей дошкольного возраста с об-щим недоразвитием речи-III уровня.
Предмет исследования - влияние приемов проектной деятельности на формирование связной речи детей с ОНР-III уровня.
Цель исследования - выявить эффективность использования приемов проектной деятельности в обучении составлению рассказа по картине до-школьников с ОНР-III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические задания, речевой и наглядный материал для экспериментального исследования.
3. Организовать экспериментальное исследование по изучению умения составлять рассказ по картине детей с ОНР-III уровня.
4. Осуществить качественный и количественный анализ данных, полу-ченных в ходе исследования.
5. Разработать систему логопедической работы по формированию связ¬ной монологической речи при обучении дошкольников с ОНР-III уровня.
6. Организовать и провести логопедическую работу с детьми эксперимен¬тальной группы с ОНР-III уровня с использованием приемов проектной дея¬тельности.
7. Оценить эффективность логопедической работы по обучению детей с общим недоразвитием речи-III уровня составлению рассказа по картине.
Гипотеза: эффективность использования приемов проектной деятельно-сти в обучении составлению рассказа по картине дошкольников с ОНР-III уровня зависит от соблюдения следующих условий:
1) проект будет направлен на обучение умению строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью, объединять их в рассказ; соблюдать структуру текста; отбирать адекватные лексические и грамматические средства;
2) проект позволит обеспечить индивидуальный подход к каждому ре-бенку;
3) проект будет способствовать развитию особенностей личности, твор-ческих способностей и адаптации дошкольников в социуме.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и специаль-ной литературы; беседа с детьми; логопедическое обследование; количествен-но-качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 66 «Теремок» г. Таганрога.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования в практической работе логопедами детских садов.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы исследования были представлены на 63-й научной студенческой конференции (секция логопедии) Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) (Таганрог, 2020).
Выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме исполь¬зования приемов проектной деятельности в обучении составлению рассказа по картине дошкольников с ОНР-III уровня.
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи-III уровня отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Были отмечены следующие ее особенности: пропуски смысловых элементов рассказа, недостатки определения логико-временных и причинно-следственных связей, трудности понимания сюжетной линии при составлении рассказа и пе¬ресказе.
Исследования Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградовой, Е.С. Евдокимовой и др. показали, что проектная деятельность может помочь устранить перечисленные выше недостатки. Участвуя в реализации проекта, дошкольники учатся строить высказывания, соответствующие теме; соблюдать правильную структуру тек¬ста; соединять предложения, используя различные типы связи; отбирать подхо¬дящие лексические и грамматические средства.
В результате проведенного исследования нами был систематизирован теоретический материал об особенностях связной речи детей с общим недораз¬витием речи, изучены основные особенности метода проектов и возможность его применения в логопедической работе.
После теоретического анализа специальной литературы мы перешли к ор¬ганизации экспериментальной работы, цель которой - обучение дошкольников с ОНР-III уровня составлению рассказа по картине с использованием приемов проектной деятельности.
Констатирующий этап эксперимента был посвящен исследованию осо-бенностей связной речи у детей ОНР-III уровня и позволил выявить у испытуе¬мых средний и низкий уровни состояния изучаемого навыка, что вызвало необ¬ходимость проведения коррекционной работы.
41
На формирующем этапе эксперимента нами были организованы группо¬вые логопедические занятия, цель которых - обучение дошкольников составле¬нию рассказа по картине. Коррекционная работа велась с использованием при¬емов проектной деятельности, направленной на создание альбома с детскими рассказами по сюжетной картине «Зимние забавы».
В процессе апробации проекта особое внимание уделялось развитию лек¬сической и грамматической сторон речи, обучению составлению распростра¬ненных предложений и повествовательных рассказов по картине, а также раз¬витию навыков контроля над собственной речью и речью окружающих.
Контрольный этап эксперимента позволил выявить эффективность про-веденной логопедической работы: была отмечена положительная динамика в развитии связной речи дошкольников экспериментальной группы по сравнению с констатирующим этапом.
Реализация проекта позволила нам добиться следующих результатов у детей: сформировать коммуникативные навыки, научить самостоятельно ис-пользовать лексико-грамматические средства, повысить познавательный инте-рес и активность во время занятий.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута и все задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение: эффективность ис-пользования приемов проектной деятельности в обучении составлению расска¬за по картине дошкольников с ОНР-III уровня зависит от следующих условий:
1) проект направлен на обучение умению строить высказывания в соот¬ветствии с темой и основной мыслью, объединять их в рассказ; соблюдать структуру текста; отбирать адекватные лексические и грамматические средства;
2) проект обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку;
3) проект способствует развитию особенностей личности, творческих способностей и адаптации дошкольников в социуме.
Полученные нами результаты могут быть использованы в коррекционной работе по формированию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи-III уровня.
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи-III уровня отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Были отмечены следующие ее особенности: пропуски смысловых элементов рассказа, недостатки определения логико-временных и причинно-следственных связей, трудности понимания сюжетной линии при составлении рассказа и пе¬ресказе.
Исследования Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградовой, Е.С. Евдокимовой и др. показали, что проектная деятельность может помочь устранить перечисленные выше недостатки. Участвуя в реализации проекта, дошкольники учатся строить высказывания, соответствующие теме; соблюдать правильную структуру тек¬ста; соединять предложения, используя различные типы связи; отбирать подхо¬дящие лексические и грамматические средства.
В результате проведенного исследования нами был систематизирован теоретический материал об особенностях связной речи детей с общим недораз¬витием речи, изучены основные особенности метода проектов и возможность его применения в логопедической работе.
После теоретического анализа специальной литературы мы перешли к ор¬ганизации экспериментальной работы, цель которой - обучение дошкольников с ОНР-III уровня составлению рассказа по картине с использованием приемов проектной деятельности.
Констатирующий этап эксперимента был посвящен исследованию осо-бенностей связной речи у детей ОНР-III уровня и позволил выявить у испытуе¬мых средний и низкий уровни состояния изучаемого навыка, что вызвало необ¬ходимость проведения коррекционной работы.
41
На формирующем этапе эксперимента нами были организованы группо¬вые логопедические занятия, цель которых - обучение дошкольников составле¬нию рассказа по картине. Коррекционная работа велась с использованием при¬емов проектной деятельности, направленной на создание альбома с детскими рассказами по сюжетной картине «Зимние забавы».
В процессе апробации проекта особое внимание уделялось развитию лек¬сической и грамматической сторон речи, обучению составлению распростра¬ненных предложений и повествовательных рассказов по картине, а также раз¬витию навыков контроля над собственной речью и речью окружающих.
Контрольный этап эксперимента позволил выявить эффективность про-веденной логопедической работы: была отмечена положительная динамика в развитии связной речи дошкольников экспериментальной группы по сравнению с констатирующим этапом.
Реализация проекта позволила нам добиться следующих результатов у детей: сформировать коммуникативные навыки, научить самостоятельно ис-пользовать лексико-грамматические средства, повысить познавательный инте-рес и активность во время занятий.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута и все задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение: эффективность ис-пользования приемов проектной деятельности в обучении составлению расска¬за по картине дошкольников с ОНР-III уровня зависит от следующих условий:
1) проект направлен на обучение умению строить высказывания в соот¬ветствии с темой и основной мыслью, объединять их в рассказ; соблюдать структуру текста; отбирать адекватные лексические и грамматические средства;
2) проект обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку;
3) проект способствует развитию особенностей личности, творческих способностей и адаптации дошкольников в социуме.
Полученные нами результаты могут быть использованы в коррекционной работе по формированию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи-III уровня.
Подобные работы
- Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование элементов песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Формирование умений составлять рассказы-рассуждения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе проектной деятельности
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023



