ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ 9
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С
ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ
РАЗДЕЛ II АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ ОРГАНОВ 25
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С
ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 39
РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМ
МНЕНИЕМ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Актуальность темы исследования. К числу приоритетов развития современной России относится поиск действенных механизмов взаимодействия власти и общества. Это необходимо в силу нескольких причин: во-первых, граждане должны получить возможность участвовать в принятии жизненно важных для себя и социума в целом решений; во-вторых, в процессе эффективного взаимодействия системы управления и общества минимизируются возможности злоупотребления властью; в-третьих, в результате такого взаимодействия становится возможным формирование новых гражданских традиций и ценностей, дефицит которых ощущается в общественно-политической жизни.
Проблеме формирования гражданского общества в России уделяют серьезное внимание и ученые, и практические руководители, политические и общественные деятели. Она стала неотъемлемой частью современных представлений об обществе, демократии, правовом государстве.
Гражданское общество вырастает из потребностей социума в преодолении противоречий, согласовании и гармонизации общественных сил. Главный смысл и направленность его состоит в осуществлении предназначения человека в конкретно-исторических и национально-специфических условиях, в том числе и выражения его индивидуальных сил и способностей, «высшим» проявлением которых являются гражданские качества.
Формирование гражданского общества с одной стороны, предполагает автономность и самостоятельность, самоуправляемость субъектов, а с другой стороны - объединение их усилий на базе сотрудничества, что особенно важно на уровне местного самоуправления.
Местное самоуправление является особым элементом общественных отношений, оно максимально приближено к населению, затрагивает интересы каждого гражданина. Именно на муниципальном уровне возможно формирование сообществ, основанных на пространственной близости индивидов и способных реально влиять на власть, используя потенциал взаимопомощи и взаимной поддержки, то есть социальный капитал.
Решение проблемы достижения согласия, диалога, сотрудничества, партнерства между различными социальными слоями, между органами местного самоуправления и общественными организациями чрезвычайно важная и актуальная задача современного этапа исторического развития нашего общества, которая должна решаться в ходе постоянного взаимодействия местной власти и общественности. Одним из условий такого взаимодействия является системная работа с общественным мнением.
Однако в большинстве муниципальных образований, в том числе и Белгородском районе Белгородской области, эта деятельность осуществляется недостаточно эффективно, что, в частности, проявляется в низком уровне доверия к местной власти, отказе граждан участвовать в решении местных проблем. Поэтому необходим поиск теоретически обоснованных решений, направленных на совершенствование организации работы органов местного самоуправления с общественным мнением.
Степень научной разработанности темы. Проблемы взаимодействия власти и граждан рассматривали такие мыслители, как Г. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо1.
Исследования различных типов взаимодействий человека с институтами власти осуществлены А. Бороноевым, П. Дерюгиным, В. Ельмеевым, В. Келасьевым, П. Смирновым и другими авторами .
Проблемы социальной организации местного самоуправления в РФ нашли отражение в работах Л. Лазарева1. В исследовании И. Григорьевой акцентируется внимание на необходимости разработки механизма, позволяющего строить эффективное социальное взаимодействие как на уровне местных сообществ, так и между всеми социальными институтами. Распространение практики организации различных форм взаимопомощи и самоорганизации населения рассматривается как важнейший ресурс развития страны .
Анализу проблемы участия гражданского общества в развитии местного самоуправления посвящены публикации Р.Г. Апресян, В.Н. Бельского, Т.М. Бялкина, Ю.И. Исакова, А.А. Клягина, О.Н. Кочева, В.Н. Лукина, Э. Майковой, А.А. Хоконова .
В исследованиях И. Бабичева, А. Воронина, А. Гладышева, В. Голованова, П. Бирюкова, И. Овчинникова и других изучаются проблемы развития местного самоуправления, его роли в становлении демократического общества в России.
Многообразные направления взаимодействия общественного мнения с властными органами местного самоуправления рассматриваются в трудах И.В. Вилинова, О.Б. Ионова, В.Н. Киселева, Г.Ю. Семигина, А.В. Трубицина и др.
Тем не менее, до настоящего времени остаются недостаточно изученными многие аспекты организации работы органов местного самоуправления с общественным мнением, в особенности, связанные с технологиями его формирования в нестабильной среде.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью обеспечения активного участия общественности в муниципальном управлении, формирования позитивного имиджа местной власти ее общественной поддержки и дефицитом концептуального обоснования технологий работы органов местного самоуправления с общественным мнением.
Объект исследования - процесс взаимодействия органов местного самоуправления и общественности.
Предмет исследования - организация работы органов местного самоуправления с общественным мнением в Белгородском районе.
Целью дипломной работы является концептуальное обоснование технологий работы органов местного самоуправления с общественным мнением.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
— изучить теоретические основы организации работы органов местного самоуправления с общественным мнением;
— проанализировать практику работы органов местного самоуправления с общественным мнением в Белгородском районе;
— предложить направления совершенствования организации работы органов местного самоуправления с общественным мнением в Белгородском районе.
Теоретико-методологическая основа исследования включает теоретические разработки ведущих отечественных и западных социологов в области изучения общественного мнения (В.И. Митрохин, А.А. Ященко)1, взаимодействия муниципальных органов и общественности (И.В. Вилинова, П.В. Савченко, В.Н. Якимец) , в которых эта деятельность рассматривается как интерактивный процесс, как целенаправленные изменения структурных взаимоотношений интеграционных социальных взаимодействий.
В ходе исследования использовались общенаучные методы: диалектический метод, анализ, синтез, сравнение, эмпирические методы: анкетный опрос; анализ документов
Эмпирическую базу исследования составили:
— федеральные и региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс муниципального управления ;
- статистические данные, характеризующие развитие муниципальных образований Белгородской области1;
- результаты социологических исследований .
Научно-практическая значимость настоящего исследования обусловлена содержанием предложений и рекомендаций по формированию эффективной системы социального взаимодействия между местными органами власти и обществом, по привлечению населения к активному участию в реализации социальной политики на местном уровне.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Организации работы органов местного самоуправления с общественным мнением приобретает в настоящее время особую актуальность, поскольку местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем. Работа органов местного самоуправления с общественным мнением является формой взаимодействия с массовым сознанием, в процессе которой происходит (скрытое или явное) общение с различными группами людей затрагивающее их интересы и потребности. Она проявляется в следующих видах: диагностика общественного мнения, анализ влияния общественного мнения на коллективное поведение, формирование общественного мнения.
Организацией работы органов местного самоуправления с общественным мнением на территории Белгородского района занимаются все структурные подразделения, но наиболее последовательно - Комитет социальной политики Белгородского района Белгородской области. В ходе работы с общественным мнением Комитет реализует следующие функции: координация работы с письменными уведомлениями и обращениями граждан; организация работ с общественным мнением путем личного приема или организация такого общения через электронные ресурсы; осуществление комплексного изучения, анализа, прогнозирования вопросов взаимодействия общества и власти, что подразумевает под собой проведение мониторинга и оценки общественного мнения путем опросов или интервью; проведение оценки состояния работы с общественным мнением и путей ее совершенствования; организация внедрения надежных механизмов работы с общественным мнением через портал «Электронная Россия»; включение в процессы взаимодействия органов местного самоуправления с населением новых акторов.
Активную роль в работе с общественным мнением играет муниципальный совет, реализующий ряд функций: вынесение наиболее важных вопросов государственного, хозяйственного и социально¬культурного строительства на обсуждение граждан; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, обобщение и анализ содержащейся в них информации; учет общественного мнения и его формирование.
Конкретными мерами, осуществляемыми органами местного
самоуправления в ходе работы с общественным мнением, являются: комплексное изучение, анализ, прогнозирование взаимодействия органов местного самоуправления с общественным мнением; диагностика состояния данных процессов; оценка состояния работ с общественным мнением и выявление проблем.
Проблемы организации работы органов местного самоуправления с общественным мнением, выявленные в ходе проведенного нами исследования, сводятся к следующим: отсутствие системы взаимодействия органов власти с общественным мнением; ограниченность применяемых методов взаимодействия; низкий уровень социально-технологического обеспечения; бюрократизация системы местного самоуправления; недостаточная открытость власти; отсутствие системы оценки эффективности взаимодействия органов власти с населением; недостаточная открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления.
Все перечисленные проблемы указывают на несовершенство работы органов местного самоуправления с общественным мнением и необходимости совершенствование данного процесса. Исследование дает основание полагать, что совершенствование работы органов местного самоуправления с общественным мнением требует технологически грамотного подхода и использования современных каналов взаимодействия. Прежде всего, социальных сетей. Для этого нами предлагается Проект «Повышение уровня интернет-компетентности муниципальных служащих органов местного самоуправления Белгородского района Белгородской области в социальных сетях». Целью внедрения проeктa выступает повышение уровня профессиональной компетентности муниципальных служащих в отношении воздействия на общественное мнение через социальные сети.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес администрации Белгородского района с целью совершенствования работы органов местного самоуправления с общественным мнением.
1. Необходимо привлечение специалистов-экспертов с целью исследования уровня интернет-компетентности муниципальных служащих и последующей разработки программы их обучения навыкам работы в социальных сетях.
2. Целесообразна разработка эффективной системы стимулов мотивирующих муниципальных служащих к работе с общественным мнением в социальных сетях.
3. Требуется разработка комплекса организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных участников социальных сетей.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831).- 21 января.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 21.07.2014 №212-ФЗ // Российская газета. - 2014. - 23 июля.
4. Об общественных объединениях [Текст]: федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2015) // Российская газета. - 2015. - 13 марта.
5. О некоммерческих организациях [Текст]: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2015) // Российская газета. - 2015. - 13 марта.
6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: федер. закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст]: Постановление правительства Белгородской обл. от 25.01.2010 № 27-пп (ред. от 03.06.2013) // Белгородские известия. - 2010. № 3. - 10 марта.
8. Антонова, Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления [Текст] / Н.А. Антонова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 4. - С. 37-40.
9. Апресян, Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность [Текст] / Р.Г. Апресян. - М.: Аслан, 1997. - 110 с.
10. Астахов, Ю.В. Актуальные проблемы совершенствования кадровых технологий в системе муниципальной службы [Текст] / Ю.В. Астахов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2008. - № 2. - С. 7¬
10.
11. Бабинцев, В.П. Субкультура бюрократии: приговор
модернизации России? [Текст] / В.П. Бабинцев // Власть. - 2013. - № 1. -
С. 20-25.
12. Бабинцев, В.П. Стратегия формирования солидарного общества в регионе [Текст] / В.П. Бабинцев, Г.Ф. Ушамирская // Дискуссия. - 2013. - № 5-6. - С. 120-127.
13. Барков, Ф.А. Гражданская активность, солидарность и самоорганизация в контексте российской модели гражданского общества [Текст] / Ф.А. Барков // Гуманитарий Юга России. - 2012. № 7. - С. 193-202.
14. Берталанфи, Л. Общая теория систем - критический обзор [Текст] / Л. фон. Берталанфи // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. - М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.
15. Боженов, С.А. Особенности целевого управления в органах муниципальной власти [Текст] / С.А. Боженов // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 8. - С. 27-33.
16. Бороноев А.О. Проблема личности, поиск социологическою образа [Текст] / А.О. Бороноев // Проблемы теоретической социологии. - № 3. - 2014. - С. 32-35;
17. Белкин, Л.М. Актуальные проблемы повышения роли гражданского общества в обеспечении качества нормативно-правовых актов
[Текст] / Л.М. Белкин // Экономика строительства и городского хозяйства. -
2010. - № 3. - С. 109-117.
18. Белов, В. Самоуправление в условиях построения социального государства и гражданского общества [Текст] / В. Белов // Самоуправление. - 2010. - № 3. - С. 2-7.
19. Бельский, В.Н. Субъекты социальной активности в сфере местного самоуправления [Текст] / В.Н. Бельский // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 1. - С. 85-89.
20. Бойко, Ю.А. Гражданский контроль за работой органов власти [Текст] / Ю.А. Бойко. - Ярославль: ЯРОО «ЦСП», 2003. - 354 с.
21. Бурдье, П. Социология политики [Текст] / П. Бурдье. - М.: Мысль, 1993. - 334 с.
22. Бутитова, Д. Местное самоуправление в системе взаимодействия власти и общества [Текст] / Д. Бутитова // Власть. - 2009. - № 4. - С.51-57.
23. Васильев, В.И. Актуальные проблемы теории и практики местного самоуправления [Текст] / В.И. Васильев // Местное право. - 2009. - № 11’12. - С.13-26.
24. Вебер, М. Избранные сочинения. Основные социологические понятия [Текст] / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
25. Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 228 с.
26. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогическое общество в России, 2001. - 460 с.
27. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - М.: Информ, 2001. - 340 с.;
28. Дерюгин П. Теоретико-методологические проблемы диагностики межличностных отношений / П. Дерюгин. - СПб.: Альфа, 2013. - 420 с.;
29. Дридзе, Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью [Текст] / Т.М. Дризде // Социологические исследования. - 2013. - № 8. - С.82-88.
30. Дьюи, Д. Общество и его проблемы [Текст] / Д. Дьюи. - М.: Идея, 2002. - 160 с.
31. Ельмеев, В.Я. О методах исследования социальной сущности человека [Текст] / В.Я. Ельмеев // Проблемы теоретической социологии. СПб., 2012.
32. Захаров, В.М. Механизмы развития потенциала
государственного и муниципального управления в регионе (на материалах Белгородской области) [Текст] / В.М. Захаров // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 46-53.
33. Захаров, В.А. Формы взаимодействия муниципальных органов власти и общественных объединений [Текст] / В.А. Захаров // Социология власти. - 2008. - № 5. - С. 135-142.
34. Захарова, А.В. Реализация демократической модели муниципального управления в современном российском обществе [Текст] / А.В. Захарова // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - № 4. - С. 174-181.
35. Иванченко, А.В. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц [Текст] / А.В. Иванченко. - М.: Либеральная миссия, 2007. - 324 с.
36. Игнатова, Т.В. Социологический мониторинг в системе муниципального управления: вопросы теории и практики [Текст] / Т.В. Игнатова, Л.М. Перевозкин // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 4-2. - С. 35-39.
37. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском [Текст] / И. Кант. - М.: АНТ, 1966. - 228 с.;
38. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека [Текст] / В.Н. Касьев. - СПб.: Альфа, 2014.
39. Кидяев, В.Б. Законодательные перспективы развития местного самоуправления [Текст] / В.Б. Кидяев // Практика муниципального управления. - 2013. - № 5. - С.6-12.
40. Кульпина, К.П. Обращения граждан как паллиатив гражданского участия в самоуправлении и социальной политике [Текст] / К.П. Кульпина, А.В. Прудник // Вестник Института социологии. - 2010. - № 1. - С. 154-178.
41. Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк [Текст]. - М., 1998. - 336 с.
42. Лупенко, А.А. Проблемы развития местного самоуправления в малых городах России [Текст] / А.А. Лупенко // Практика муниципального управления. - 2012. - № 3.- С. 20-24.
43. Лысенко, Г.В. Коммуникативные аспекты взаимодействия власти и общества: проблема доверия [Текст] / Г.В. Лысенко // Социология власти. - 2005. - № 4. - С. 122-132.
44. Магомедов, К.О. Местное самоуправление: социологический анализ состояния и перспектив [Текст] / К.О. Магомедов // Государственная служба. - 2011. - № 6. - С. 13-16.
45. Майкова, Э.Ю. Гражданское участие населения как фактор развития местного самоуправления в российских муниципальных образованиях [Текст] / Э.Ю. Майкова, Е.В. Симонова // Власть. - 2014. - № 1. - С. 90-94.
46. Мельникова, Р.И. Интеграция муниципальной власти и
населения: социально-политический аспект [Текст] / Р.И. Мельникова, В.И. Селютин // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 2. -
С. 45-53.
47. Мерсиянова, И.В. Сотрудничество государства и структур гражданского общества в решении социальных проблем [Текст] / И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 2. - С. 5-24.
48. Мешалкина, А.В. Участие населения в муниципальном нормотворчестве [Текст] / А.В. Мешалкина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 10. - С. 15-17.
49. Москвин, Л. Власть и общество: проблема доверия [Текст] / Л. Москвин // Власть. - 2011. - № 9. - С. 7-10.
50. Парсонс, Т. О структуре социального действия [Текст] / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2000. - 880 с.
51. Патрушев, В.И. Основы общей теории социальных технологий [Текст] / В.И. Патрушев. - М.: Изд-во «ИКАР», 2008. - 320 с.
52. Петухов, В.В. Местное самоуправление и гражданское участие [Текст] / В.В. Петухов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2009. - № 2 (90). - С. 25-48.
53. Плотинский, Ю.М. Модели социальных процессов [Текст] / Ю.М. Плотинский. - М.: ЛОГОС, 2001. - 293 с.
54. Позаненко, А.А. Взаимодействие между властями муниципальных районов, городских и сельских поселений [Текст] / А.А. Позаненко // Вопросы государственного и муниципального управления. -
2011. - № 2. - С. 64-73.
55. Полухин, О.Н. Становление гражданственности в России.
Социально-философский анализ [Текст] / О.Н. Полухин. - М.:
Муниципальный мир, 2002. - 80 с.
56. Попов, В.Г. Профессиональная культура современного российского муниципального чиновника: социолого-управленческий анализ [Текст] / В.Г. Попов, В.В. Китаев, В.С. Хохряков, Н.Г. Чевтаева. - Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2003. - 245 с.
57. Разворотнева, С.В. Муниципальная власть и общественность - партнерство неизбежно [Текст] / С.В. Разворотнева // Практика муниципального управления. - 2012. - № 2. - С. 13-16.
58. Реутов, Е.В. Легитимация региональной власти в Российской Федерации: структура и практики: монография [Текст] / Е.В. Реутов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 228 с.
59. Холмская, М.Р. Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы [Текст] / М.Р. Холмская // Полис. - 1999. - № 5. - С. 170-176.
60. Холопов, В.А. Муниципальное управление, ориентированное на результат [Текст] / В.А. Холопов. - Рязань: Академия наук социальных технологий и местного самоуправления, 2011. - 530 с.
61. Яковлев, Р.Р. Особенности формирования и функционирования гражданского общества в современной России [Текст] / Р.Р. Яковлев // Вестник ВЭГУ. - 2010. - № 4 (48). - С. 145-151.