ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Современные подходы к определению продовольственной
безопасности 6
1.2. Место и роль продовольственной безопасности в системе национальной
безопасности 16
1.3. Критерии и показатели продовольственной безопасности 27
1.4. Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности
в РФ 38
ГЛАВА 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И
ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 48
2.1. Тенденции и закономерности развития мировой продовольственной
системы 48
2.2. Современное состояние продовольственной безопасности в РФ 62
2.3. Оценка продовольственной безопасности Белгородской области 78
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ 93
3.1. Проблемы, продовольственной безопасности, стоящие перед РФ 93
3.2. Интеграция РФ в систему международной продовольственной
безопасности 99
3.3. Приоритетные направления продовольственной безопасности в рамках реализации проекта «Развитие АПК» на примере Белгородской области 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
ПРИЛОЖЕНИЯ
Национальная продовольственная безопасность является основой устойчивого экономического развития государства, доступности качественных продуктов питания и социальной стабильности в обществе. Поэтому ее обеспечение в современных условиях формирования негативных для потребителей прогнозов относительно дальнейшей ценовой динамики на рынке продовольствия и низкой платежеспособности населения является одним из основных приоритетов государства.
Системный анализ состояния продовольственной безопасности РФ, угроза ее ухудшения в контексте мировой продовольственной проблемы, а также существующего ныне экономического и социального кризиса в стране позволяет утверждать, что актуальной задачей государства является, в первую очередь, обеспечение населения качественными продуктами питания за счет преимущественно отечественного производства, в условиях их физической и экономической доступности для всех слоев населения.
Несмотря на ощутимый корпус научных трудов и исследований в этом направлении, вопрос организационно-экономических основ обеспечения качества продуктов питания, их сбалансированности и доступности в системе национальной продовольственной безопасности требует дальнейшего углубленного исследования. Остаются дискуссионными отдельные аспекты обеспечения населения страны качественным продовольствием, в частности органического производства. Актуальна также необходимость определения оптимизации организационно-экономического регулирования количественных и качественных параметров пищевых продуктов на внутреннем продовольственном рынке.
Необходимость определения путей и способов обеспечения качественного питания населения РФ базируется на разработке соответствующих теоретико-методологических основ обеспечения продовольственной безопасности, формировании ее концепции, количественных и качественных параметров и механизма обеспечения. Именно эти составляющие и определяют актуальность темы исследования.
Целью исследования является научное обоснование теоретических положений, методических подходов и разработка практических рекомендаций по организационно-экономическим основам обеспечения качества пищевых продуктов, что будет способствовать повышению уровня национальной продовольственной безопасности.
Для того, чтобы достичь указанной цели, нам необходимо решить ряд последовательных задач:
- раскрыть теоретико-методологические аспекты исследования продовольственной безопасности;
- оценить современное состояние продовольственной безопасности в РФ;
- исследовать состояние продовольственной безопасности Белгородской области;
- выявить основные проблемы и разработать направления укрепления продовольственной безопасности Белгородской области.
Объектом исследования является процесс формирования организационно-экономических основ качества пищевых продуктов в системе национальной продовольственной безопасности.
Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и прикладных аспектов организационно-экономического обеспечения качества пищевых продуктов в системе национальной продовольственной безопасности.
Методы исследования. Теоретической и методической основой исследования являются диалектический метод познания, комплексный и системный подход к изучению экономических явлений, научных трудов отечественных и зарубежных ученых, законодательных актов и нормативных документов по исследуемой теме. Для реализации поставленных задач использовались такие общенаучные и специальные методы исследования: теоретического обобщения - при обработке литературных источников и изучении поставленных вопросов; абстрактно-логический - для уточнения сущности основных экономических категорий анализа и синтеза - для классификации и конструирования определений; экономико-статистический, экономического анализа и группировки - при исследовании основных критериев оценки состояния продовольственной безопасности; корреляционно-регрессионного анализа - для установления зависимости взаимосвязей между факторами исследования; моделирования и прогнозирования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- усовершенствовано:
- толкование понятия «национальная продовольственная безопасность», которое отличается от существующих тем, что в ее критерии добавлено качественные показатели пригодности к употреблению пищевых продуктов с учетом платежеспособного спроса населения и предложена модель современной продовольственной безопасности РФ, что будет способствовать разработке продовольственной доктрины государства;
- концепция развития органического производства продовольствия, позволит улучшить качество питания населения за счет экологически чистых продуктов, в первую очередь, для детей, больных и пожилых людей;
- предложения по совершенствованию механизма государственного регулирования продовольственной безопасности и системы государственного контроля качества пищевых продуктов на продовольственном рынке для не-допущения обращения некачественной и опасной продукции.
Продовольственная безопасность государства определяется как состояние развития общественных отношений, при котором совокупность правовых, социально-политических, экономических, научно-технических, организационных, информационных и других мероприятий направлена на обеспечение физической и экономической доступности для населения продуктов питания, соответствия продуктов питания критериям качества и безопасности для жизни и здоровья, обеспечения продовольственной независимости государства на уровне 90% удовлетворение спроса на продовольствие за счет собственного ресурсного потенциала, предотвращение наступления продовольственной зависимости государства, предотвращение и преодоление чрезвычайных продовольственных ситуаций.
Мы считаем, что продовольственная безопасность является такой зада-чей, решение которой должно решаться комплексно. С учетом вышеизложенного, под продовольственной безопасностью страны, на наш взгляд, следует понимать стабильное обеспечение населения продовольствием на рациональном уровне при нормальных условиях, и в случае чрезвычайных ситуаций - на минимальном, включающий: способность рынка предоставить предложение достаточного количества качественных продуктов питания, возможность приобрести продовольствие для всех социальных групп населения, обеспечение необходимого качества товаров.
Выявлено, что бедность населения в странах с переходной или слабой экономикой приводит к недоступности продовольствия для населения по ценам, которые предлагает национальный и мировой рынки.
Доказано, что продовольственного обеспечения можно достичь на основе развития АПК, пищевой промышленности, торговли, международных отношений и обеспечения устойчивости экономики государства.
Доказано, что продовольственной безопасности можно достичь путем развития интенсивных технологий АПК, глубокой переработки в пищевой промышленности, новаций при хранении и инфраструктуры торговли путем создания системы текущего запаса и стратегического материального резерва продовольствия для своевременного реагирования на чрезвычайные нужды продовольственного обеспечения.
Установлено, что обеспечение продовольственной безопасности является комплексной многомерной задачей, которую можно решить на основании системного подхода к вопросам национальной безопасности и экономической политики государства.
В представленном законодательном поле данной проблемы в РФ нормативно-правовые акты не позволяют в достаточно полной мере комплексно и эффективно осуществлять обеспечение продовольственной безопасности на национальном и региональном уровне. Необходимость законодательного регулирования продовольственной безопасности не вызывает сомнения, ведь отсутствие системного видения продовольственной безопасности не соответствует современным требованиям и ослабляет правовую основу обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому сейчас необходимы дальнейшие наработки и систематизация законодательства в сфере продовольственной безопасности, в частности, уместным было бы принятие специализированного нормативного акта, который бы регламентировал правовые, экономические и организационные основы деятельности государства по за-щите национальных продовольственных интересов и обеспечения продовольственной безопасности.
Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, мировой рынок продовольствия динамично развивается и характеризуется наращиванием объемов, повышением уровня концентрации, переходом от модели олигополистической конкуренции к монополии.
Современное состояние российского продовольственного рынка позволяет ставить вопрос об уязвимости национальной продовольственной системы и наличии следующих угроз национальной продовольственной безопасности:
1) современный уровень потребления и отечественного производства основных продовольственных товаров не обеспечивает полноценного питания всех слоев российского населения для ведения здорового и активного образа жизни в соответствии с мировыми стандартами при наличии необходимых материальных предпосылок для их достижения;
2) расходы на приобретение продуктов питания занимают неоправданно высокую долю в расходах российских домохозяйств, ограничивая потребление других материальных и духовных благ;
3) чрезмерно высокая дифференциация доходов обусловливает заметные различия в потреблении продуктов питания различными категориями населения и даже существование недоедающих групп населения;
4) отечественное производство не обеспечивает растущие потребности населения в продовольствии, а рост импорта сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, проникновение на внутренний рынок транснациональных компаний, захват ими крупных сегментов рынка увеличивают риски продовольственной безопасности (независимости), снижая возможности национального контроля продовольственной ситуации в стране.
В ходе оценки физической доступности продовольствия в Белгородской области было установлено, что уровень его аграрного самообеспечения втрое превышает показатель продовольственного самообеспечения, сигнализируя о неполном использовании имеющегося природоресурсного потенциала области, уменьшение объемов производства пищеперерабатывающей промышленности, экспансию импортных продуктов питания. Оценка экономической доступности продовольствия показала превышение доли совокупных продовольственных расходов домохозяйств в регионе на 6-7% по сравнению с аналогичным общегосударственным показателем.
На фоне растущих продовольственных расходов домохозяйств темпы прироста заработной платы населения региона ниже по сравнению со сред-ними по стране, а доля трансфертов в структуре доходов выше, что в сочетании с опережающей ценовой динамикой является наглядным свидетельством неудовлетворительного состояния потребительской составляющей продовольственной безопасности области. Экономический механизм обеспечения региональной ПБ базируется на секторном подходе и предполагает повышение эффективности воспроизводственных процессов во всех секторах продовольственного рынка путем рационального использования природоресурсного потенциала региона, возобновление производства пищеперерабатывающей промышленности, обеспечение ее предприятий высококачественным сырьем, развитие инфраструктуры рынка, поддержка доходов потребителей, а также внедрение аграрной протекционистской политики как необходимого условия реализации механизма.
Научная новизна проведенного исследования заключается в совершенствовании методического подхода к оценке ПБ региона за счет дополнения системы индикаторов физической доступности продовольствия показателями аграрного и продовольственного самообеспечения региона, а также в обосновании с позиций секторного моделирования главных составляющих механизма обеспечения региональной безопасности.
Несмотря на существенные достижения аграрного сектора экономики, состояние продовольственной безопасности по определенным показателям является неудовлетворительным. Прежде всего, это касается качества потребления. Наблюдается существенная диспропорция в потреблении отдельных продовольственных товаров и несоответствие рациональным нормам потребления продукции животноводства. Индикатор достаточности потребления по этим видам продовольствия почти в два раза меньше оптимального. Стимулирование развития аграрного сектора экономики, особенно животноводства, требует значительных финансовых ресурсов для модернизации производства и повышения его конкурентоспособности.
Основными рычагами финансово-кредитного стимулирования сельско-хозяйственного производства должны стать:
- активизация банковского кредитования, особенно долгосрочного, обеспечение доступа к кредитным ресурсам малых и средних производителей, снижение процентных ставок, уменьшение соотношения суммы кредитов к стоимости их обеспечения;
- улучшение условий кредитования производителей продукции животноводства за счет первоочередной компенсации процентных ставок для заемщиков, работающих в животноводстве;
- восстановление специального режима уплаты налога на добавленную стоимость в животноводстве, при котором производителям полностью оставалась сумма этого налога.
Проведенные исследования позволяют утверждать, что под механизмом государственного регулирования национального продовольственного рынка следует считать совокупность элементов организационно-экономического воздействия государства на развитие продовольственного рынка, формирование его товарных ресурсов. То есть, государство может регулировать состояние продовольственной безопасности путем воздействия на покупательную способность потребителей, производство сырья и продуктов питания и контроль за качеством пищевых продуктов.
Государство обязано сформировать действенную систему контроля качества пищевых продуктов на продовольственном рынке РФ, для того чтобы обеспечить надлежащий уровень национальной продовольственной безопасности. Целью системы является повышение уровня продовольственной без-опасности государства путем обеспечения населения качественными пищевыми продуктами для защиты его здоровья и интересов, а также расширение рынков сбыта для отечественной пищевой продукции и повышение ее конку-рентной способности на внешних рынках.
Разработка и реализация Стратегии продовольственной безопасности Белгородской области, будет способствовать сосредоточению усилий региональных властей на наиболее перспективных для данного региона направлениях развития, и одновременно обеспечит решение целого спектра проблем, стоящих на пути ее обеспечения. Кроме того, научно обоснованная Стратегия позволит использовать ограниченные ресурсы наиболее эффективным способом с учетом изменений внешней и внутренней среды.
При разработке долгосрочной Стратегии продовольственной безопасности, особое внимание необходимо уделить преодолению социального упадка и обеспечению комплексного социально-экономического развития сельских территорий, а именно: создание условий для достижения устойчивой положительной динамики роста доходов населения; повышение уровня основных социальных стандартов и гарантий; обеспечения полной и продуктивной занятости; кардинальное реформирование системы предоставления социальных льгот.
Сложным и неопределенным является процесс реализации разработанной Стратегии, поскольку требует мер как финансового, так и организационного обеспечения.