ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРУЖКОВЫХ РАБОТ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ 9
1.1. История развития отечественной системы
дополнительного образования детей 9
1.2. Содержание дополнительного образования в детском
оздоровительном центре 14
1.3. Виды кружковых работ по изобразительному
искусству 17
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ 20
2.1. Организация и комплектование работы кружка в детском
оздоровительном центре 20
2.2. Содержание кружковой работы в детском
оздоровительном центре 42
ГЛАВА III. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 49
3.1. Художественный замысел создания декоративной
композиции «Кони» 49
3.2. Композиция, образы и приемы пермогорской росписи в
декоративном изделии «Кони» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях в нашей стране большое внимание уделяется преобразованию системы эстетического воспитания и художественного образования. Особое значение в этом процессе приобретают аспекты ознакомления с историческими и культурным традициям своего народа. Сложившаяся практика обучения мастерству конкретного вида декоративно- прикладного искусства показала широкие возможности для развития творческих способностей личности, ее общечеловеческих и нравственных качеств, поскольку она опирается на многовековой опыт и знания предшествующих поколений.
Эстетическое воспитание требует сегодня повышения качественного уровня и должно быть направлено на приобретение учащимися конкретных умений, знаний, и навыков, без которых невозможно художественно-творческое развитие и самосовершенствование личности. Это связано с тем, что уровень образования и степень компетентности школьника должны будут обеспечить ему возможность достичь успеха в любой сфере жизнедеятельности, помогут сформировать различные навыки и самореализоваться в разных видах творческой деятельности.
Изучение специфики и сущности педагогической технологии формирования навыков самореализации учащихся привело к поискам таких педагогических условий, которые обеспечивают восприимчивость к новым идеям, развитие интереса детей к занятиям искусством в условиях детских оздоровительных центров.
Огромный потенциал, заложенный в народном декоративно-прикладном искусстве, обеспечил его широкое использование в общем и дополнительном образовании в целях творческого развития подрастающего поколения. Поэтому обучение методике, технологии, техническим приёмам, специальным ремесленным навыкам в конкретном виде декоративно-прикладного искусства находится в тесной взаимосвязи с формированием образного, ассоциативного мышления, творческой фантазии, воображения.
Почти каждая область и каждый регион нашей страны имеет различные детские оздоровительные центры (загородные детские лагеря), которые включают в свою работу с детьми такую форму как кружковая работа и больший процент их приходится на спортивные и художественные кружки по изобразительному искусству, организация которых требует особого внимания в плане научно - методического обоснования кружковой работы в условиях временных объеденений.
На данный момент существует достаточное количество теоретического материала, посвященного различным видам народных промыслов: истории, техники и технологии; существуют методические разработки для проведения уроков декоративного рисования в общеобразовательной школе и внеклассных занятий по художественной росписи. Однако, до настоящего времени не было проведено строгой систематизации педагогических условий для развития навыков кистевой росписи на занятиях декоративно-прикладным искусством в детских оздоровительных центрах.
Таким образом, было установлено существующее противоречие между потребностью в художественном развитии учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством и недостаточной разработанностью образовательных технологий, программных заданий, методических пособий, которые бы способствовали проявлению самостоятельности и активности учащихся реализовать свои творческие способности в каникулярный период во временных объединениях в детских оздоровительных центрах . Так, основываясь на вышесказанное, появилось предположение о том, что тема дипломной работы « » с
детьми среднего школьного возраста является актуальной в современной художественной педагогике.
Данная дипломная работа посвящена изучению различных форм, методов и приемов организации занятий по декоративно-прикладному искусству в детских оздоровительных центрах с целью учащихся среднего школьного возраста к художественному творчеству. В соответствии с этим методика преподавания изобразительного и декоративно - прикладного искусства в кружках при детских оздоровительных центрах должна иметь научное обоснование с позиций педагогической и психологической науки, учитывать особенности развития современного общества, актуальные на сегодняшний день педагогические условия обучения и воспитания, соответствовать требованиям современного декоративно - прикладного искусства и традициям народных мастеров.
Многие ученые: искусствоведы, культурологи, психологи, педагоги изучали вопросы народного творчества и декоративно-прикладного искусства, их роли в системе формирования личности ребенка.
Вопросы художественного творчества и его значения в процессе формирования личности, проблемы развития творческих способностей освещаются в работах Н.С. Боголюбова, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, С.П. Ломова, A.A. Мелик-Пашаева, H.H. Ростовцева, В.П. Строкова, П.М. Якобсона и др.
Научно-методические публикации, посвященные дидактическим
особенностям организации учебных занятий по декоративно-прикладному и изобразительному искусству принадлежат известным ученым, художникам- педагогам Алехину А.Д., В.В. Корешкову, С.П .Ломову, Б.М. Неменскому, H.H. Ростовцеву, Н. М.Сокольниковой, A.C. Хворостову, Е.В. Шорохову, Т. Я. Шпикаловой и др.
Значительный вклад в теорию, раскрывающую нравственный, эстетический, социальный и искусствоведческий аспект народного декоративного искусства, внесли ученые П.Г. Богатырева, И.Я. Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыков, и др.
Исследования искусствоведов и художников-прикладников
В.А.Барадулина, М. П. Бесчастнова, Л.С. Жоголь, Ю.В. Максимова, Н.В.Романовой, В.И. Савицкой и др. явились источником информации о современном декоративно - прикладного искусстве, объяснили его сущность для эстетического воспитания и художественного образования, позволили выявить стилистические особенности традиционных и современных направлений в художественной обработке материалов, а также определить современные аспекты в области стилизации, приемах декоративной композиции, технологических навыках.
Тема росписи по дереву интересовала следующих исследователей: B.C. Бадаев, И.В. Земцова, E.H. Прилуцкая, М.С.Соколова, Т.Я. Шпикалова и др.
Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании такой методической системы и педагогических условий, которые обеспечат максимально эффективное привлечение школьников к художественному творчеству во временных объединениях при детских оздоровительных центрах.
Объект исследования - творческая деятельность обучающихся кружков по изобразительному и декоративно - прикладному искусству при детском оздоровительном центре.
Предмет исследования - научно-педагогические методы, приемы, условия организации кружковой работы в детском оздоровительном центре.
Гипотеза исследования - если разработать специальную, методическую систему и создать конкретные педагогические условия обучения изобразительному и декоративно - прикладному , направленные на эффективные привлечение школьников к изобразительной деятельности, то цели, задачи и содержание учебного материала, должны соответствовать определенным требованиям:
- построение учебной программы и заданий должно вестись с учётом психолого-педагогических особенностей и индивидуальных задатков учащихся;
- использованию занятий изобразительному и декоративно - прикладному искусству в качестве эффективного средства формирования художественно-творческих способностей, в том числе специальных способностей, в современных общественных условиях;
- специальная система заданий должна быть объединена в экспериментальную программу, позволяющую получить необходимые знания и навыки и освоить приемы работы в области изобразительного искусства и декоративно - прикладного искусства детьми в процессе кружковых занятий в детских оздоровительных центрах.
Исходя из поставленной цели, гипотезы и состояния проблемы, были определены задачи исследования:
1. Выполнить анализ содержания дополнительного образования в детском оздоровительном центре;
2. Изучить историю развития отечественной системы дополнительного образования детей;
3. Рассмотреть виды кружковых работ по изобразительному искусству;
4. Определить методические основы работы кружка изобразительного искусства в детском оздоровительном центре.
Методы исследования:
- изучение учебных программ, методических разработок, учебно¬
методических материалов для организации учебного процесса по организации кружка в детском оздоровительном центре;
-анализ учебных и творческих работ учащихся;
- наблюдение за работой кружка в детском оздоровительном центре.
Этапы исследования:
Этап 1. На первом этапе, на 4 курсе была определена основная идея исследования, тема. На данном этапе была сформулирована проблема и аппарат исследования.
Этап 2. В 2016 учебном году была разработана модель формирующего эксперимента на базе Новохуторной средней общеобразовательной школы Красногвардейского района Белгородской области. В это же время был определен характер и содержание творческой части диплома в технике художественной росписи по дереву, которая предполагалась как будущее наглядно-методическое пособие технике и технологии росписи по дереву в системе кружковой работы в детском оздоровительном центре.
Этап 3. На третьем этапе, в 2016 учебном году был проведен педагогический эксперимент по доказательству эффективности предложенных мер педагогического воздействия в процессе проведения занятий с обучающимися в художественных кружках при детских оздоровительных центрах.
По окончанию эксперимента были подведены итоги, оформлена текстовая часть дипломной работы.
1. Разработанный программный материал по кружковой работе в детских оздоровительных центрах позволил нам апробировать эффективные методы и приёмы проведения кружковой работы в детских оздоровительных центрах. Привить учащимся свободную манеру работы с художественными красками, уверенность в их возможности выполнять практически работы декоративно-прикладного характера, в частности средствами кистевой росписи.
Содержание освоенного материала по проблеме «Кистевая роспись» позволило учащимся глубже вникнуть познание красоты и обаяния родной культуры, народных традиций, праздников и природы. Увидеть мир более разнообразным, объединить прошлое и настоящее своего народа.
2. В процессе обучения учащихся знаниям следует активней применять метод наблюдения, обследования, так как рассмотрение иллюстраций, позволяет учащимся сосредоточивать внимание на определённых мотивах кистевого письма, а это в свою очередь формирует их умственные действия и эмоциональное отношение к наблюдаемым явлениям, способствует обогащению эстетических знаний и навыков изображения графических форм рисунков.
3. Освоение учащимися технологических особенностей обработки и подготовки материалов для выполнения росписи, наряду с особенностями освоения техники кистевого письма содействует развитию у учащихся навыков моторной деятельности и трудового воспитания, раскрывает их возможности для самостоятельного творчества. Самостоятельно выразить свои личные переживания средствами городецкой росписи в практически создаваемых ими образах.
4. При применении художественных материалов, в особенности при письме по однородной деревянной поверхности следует учитывать, что использование в процессе кистевого письма красок разбавляемых водой (темпера, акрил, гуашь) не всегда может дать желаемые результаты. Данные
63 краски следует наносить на деревянную поверхность тонким кроющим слоем без лишнего количества воды. Это позволяет названным видам красок быстрее высохнуть и тем самым избавить расписываемое деревянное изделие от деформации.
1. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись [Текст] : учебное пособие / В.С. Бадаев. - М.: Владос, 2011. - 72 с.
2. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Дизайн» / Н.П. Бесчастнов - М.: ВЛАДОС, 2010. - 335 с.
3. Величко Н.К. Русская роспись [Текст] / Н.К. Величко. - М.: Аст- Пресс, 2014. - 224 с.
4. Волков, И. Ф. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы [Текст] / И.Ф. Волков. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
5. Голубева З.В. Русские традиции. Азбука свободной кистевой росписи [Текст] / З.В. Голубева. - СПб.; Союз художников, 2012. - 128 с.
6. Голубева, О.А. Основы композиции [Текст] / О.А. Голубева. - М.: Изобразит. Искусство, 2001. - 120 с.
7. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция [Тест] : учебное пособие / К.Т. Даглдиян. - изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 312с.
8. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальных классах [Текст]: учебное пособие /- М.:
Просвещение, 1984. - 121с.
9. Кузин, B.C. Психология [Текст]: учебник / В.С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М..: АГАР, 1997. - 304 с, ил.
10. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192с., ил.
11. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания [Текст]: кн. для учителя / Б.М. Неменский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
12. Неменский Б.М. Познание искусством [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 192 с.
13. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный
труд: 1-4 класс [Текст]: книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.:
Просвещение, 1991. - 138с.
14. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / Н.А. Кушаев [и др.]; под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 240с.
15. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости и металла. Керамическая игрушка [Текст]: практическое пособие для руководителей школ, кружков / В.А. Барадулин [и др.]; под ред. В.А. Барадулина. - М.: Просвещение, 1979. - 320с., ил.
16. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 579с.
17. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 400с., ил.
18. Психология ощущений и восприятия [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - М.: ЧеРо, 1999. - 610 с.
19. Попова, О.С. Русские художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. - М.: Знание, 1984. - 144с., ил.
20. Пряник, прялка и птица Сирин [Текст]: книга для учащихся старших классов / С.К. Жегалова [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1983. - 192с., ил.
21. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]: книга для учителя / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 1984. - 144с.
22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] : учеб. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. - 3-е изд., дораб. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.
23. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву [Текст] : технология народных художественных промыслов: учебное пособие для вузов / М.С. Соколова. - М.6 Владос, 2002. - 303 с.
24. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Н.М.Сокольникова. - М.: Академия,1999. - 368с., ил.
25. Супрун Л.Я. Городецкая роспись [Текст] /Л.Я. Супрун. - М.: Культура и традиции, 2006. - 147 с.
26. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец [Текст] / Н.В. Толстухина. - М.: Интербук - бизнес, 2009. - 160 с.
27. Чуянов С.П. Городецкая роспись [Текст] / С.П. Чуянов. - Н.Н.: Литера, 2009. - 232 с.
28. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с., ил.