Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Работа №69227

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
365
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы особенностей «Я - концепции» подростков с разным типом реагирования в конфликте 6
1.1 Понятие «Я - концепции» в психологической науке 6
1.2 Особенности становления «Я - концепции» в подростковом
возрасте 14
1.3 Характеристика конфликта как психологического феномена 18
1.4 Роль «Я - концепции» в подростковом возрасте в проявлении типа
реагирования в конфликтной ситуации 25
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей «Я - концепции» у подростков с разным типом реагирования в конфликте 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Исследование особенностей «Я-концепции» у подростков 36
2.3 Исследование типа реагирования подростков в конфликте 39
2.4 Исследование связи показателей «Я-концепции» у подростков с разным
типом реагирования в конфликте 41
2.5 Рекомендации специалистам психологической службы образовательного учреждения по развитию навыков эффективного разрешения конфликтных
ситуаций 52
Заключение 56
Список литературы 69
Приложения

Актуальность проблемы исследования связана с сензитивностью подросткового возраста, как возрастного этапа развития самосознания и формирования «Я-концепции», поскольку именно в данный возрастной период происходит усложнение структуры образа Я, дифференциация содержания представления о себе, динамика самооценки, рост критичного отношения к себе. «Я-концепция», под которой понимается «динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, а также эмоционально-оценочное отношение к себе в целом и к отдельным аспектам своего «Я» (Р. Бернс), именно в подростковом возрасте претерпевает
значительные качественные изменения, от которых, во многом, зависит становление самосознания личности в будущем.
Поведение в конфликтной ситуации в этой связи можно также характеризовать через призму особенностей «Я - концепции», в силу чего интересным будет исследование «Я - концепции» личности подростка с различным типом реагирования в конфликте. Как известно, подростковый возраст отличается своей конфликтностью и импульсивностью, которая, помимо физиологической обусловленности, связана, в том числе, с особенностями становления «Я - концепции».
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы становления «Я-концепции» в работах Ананьева Б.Г., Бернса Р., Леонтьева А.Н., Кона И.С., Чесноковой И.И., Столина В.В., Пантилеева С.Р., Стейнса Дж., проблемы конфликта как психологического явления в работах Анцупова А.Я., Шипилова А.И., Левина К., Хорни К., Дойч М., Коломинского Я.М., Жизневского Б.П., актуальным является изучение влияния «Я - концепции» современных подростков на регуляцию их поведения и типы реагирования в конфликтной ситуации.
Проблема исследования: каковы особенности «Я-концепции»
подростков с разными типами реагирования в конфликтной ситуации?
3
Цель исследования - изучение особенностей «Я - концепции» подростков с разными типами реагирования в конфликтной ситуации.
Объект исследования: «Я-концепция» подростков.
Предмет исследования: особенности «Я - концепции» личности
подростков с разными типами реагирования в конфликтной ситуации.
Гипотеза: существуют различия между особенностями «Я - концепции» подростков с разными типами реагирования в конфликте, а именно: подросткам с неконструктивными типами реагирования в конфликте (приспособление, избегание) соответствует низкая удовлетворенность собой, повышенная тревожность, они низко оценивают свое положение в школе, популярность среди сверстников; подростки с конструктивными способами реагирования в конфликте (компромисс, сотрудничество) характеризуются позитивным самоотношением, удовлетворенностью собой, они высоко оценивают свое положение в школе, физическую привлекательность, и уверены в себе.
Для реализации поставленной цели исследования нам необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретический анализ проблемы изучения особенностей «Я-концепции» в современной психологической науке
2. Изучить особенности «Я - концепции» в подростковом возрасте.
3. Выявить характерные типы реагирования в конфликте у современных подростков.
4. Определить особенности «Я - концепции» подростков с различным типом реагирования в конфликте.
5. Разработать рекомендации для специалистов психологической службы образовательной организации по развитию навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- эмпирические - психодиагностический метод;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретационные - структурный метод.
Математическая обработка результатов исследования проводилась с использованием t-критерия Стьюдента, коэффициента корреляции Пирсона и вычисления средних значений при помощи табличного процессора MicrosoftExcel.
Диагностические методики:
1. Личностный опросник «Изучение особенностей Я - концепции» Е. Пирса, Д. Харриса (в адаптации А.М. Прихожан), предназначенный для изучения особенностей Я - концепции испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет.
2. Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», направленный на изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №2», г. Белгорода. В исследовании принимали участие 67 школьников, из них 35 девочек и 32 мальчика. Возраст испытуемых составил 13-14 лет.
По результатам эмпирического исследования «Я-концепции» подростков с разным типом реагирования в конфликте, разработаны рекомендации для специалистов психологической службы по вопросам решения конфликтов среди подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного анализа теоретической литературы нами было определено, что «Я-концепция» является относительно устойчивой, в большей или меньшей степени осознаваемой системой представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.
В нашей работе мы обратились к проблеме изучения «Я- концепции» в подростковом возрасте и выявили, что становление «Я-концепции» опосредовано в подростковом возрасте появлением «чувства взрослости», особенностями взаимоотношений подростка со сверстниками, с которыми он себя сопоставляет и сравнивает, а также особенностями «образа тела», поскольку физическое развитие на данном возрастном этапе имеет определяющую роль. «Я-концепция» считается итоговым продуктом процесса самопознания в подростковом возрасте, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному построению поведения молодого человека, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. В силу конфликтности подросткового возраста нам представлялось интересным изучение особенностей «Я-концепции» подростка, как некого итога развития на данном этапе, во взаимосвязи с типом реагирования в конфликтной ситуации.
Образ «Я», формируемый на основе поведения, влияет на это самое поведение, тип поведения в конфликтной ситуации будет являться определенным отражением образа «Я» у субъекта, который так же будет и влиять на дальнейшее формирование «образа Я», либо его подкрепление. В силу того, что подростковый возраст на всем своем протяжении неизменно связан с конфликтами, как внутренними, так и межличностными, имеющими мотивационную, деятельностную и когнитивную природу, то и формирование «Я - концепции» будет сопряжено с проявлением того или иного типа реагирования в конфликтной ситуации, который так же будет являться неким «отражением» целостности, устойчивости и благополучия «Я-концепции».
В ходе эмпирического исследования особенностей «Я-концепции» подростков с различным типом реагирования нами было выявлено, что уровень самоотношения подростков, главным образом, средний и низкий, при этом уровень самоотношения у девочек несколько выше, чем у мальчиков. На наш взгляд, это объясняет то, что современные подростки решают конфликты неконструктивными способами: они склонны избегать острых углов в конфликтных ситуациях путем, занимать пассивную позицию, характеризующуюся отсутствием как стремления к кооперации, так и отсутствием тенденции к реализации своих интересов, а также решать свои интересы в ущерб другим участникам конфликта. При этом для девочек более выраженной является тенденция избегания в конфликте, а для мальчиков - соперничество.
Мы выявили, что подростки с высоким и очень высоким уровнем самоотношения склонны использовать конструктивные способы решения конфликта, в отличие от подростков с низким уровнем самоотношения.
Наиболее высокие значения показателей факторов «Я-концепции» определены у испытуемых, стремящихся решить конфликтную ситуацию при помощи сотрудничества. По нашему мнению, это объясняется тем, что безусловное принятие себя и признание своей уникальности, уважение к себе, твердость своей позиции, являются необходимым условием для уважительного отношения к другой личности, ее интересам и, как следствие, при возникновении разногласий, готовности к сотрудничеству. Данные испытуемые ощущают удовлетворенность своим положением в школе, чувствуют себя успешными в учебе и в силу этого удовлетворены ситуацией в школе, воспринимают ее как позитивную и способствующую их развитию, кроме этого, они считают свое поведение соответствующим требованиям значимых взрослых. Данные испытуемые благоприятно оценивают свою внешность, испытывают удовлетворение от общения, как со сверстниками, так и со своей семьёй, что говорит о важности эмоционально благополучных отношений внутри семьи на формирование позитивного самоотношения и «Я-концепцию» подростка.
У подростков, склонных в конфликте добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, выявлены самые низкие значения практически по всем показателям факторов «Я-концепции», что, вероятно, обусловливает их стремление во что бы то ни стало в конфликте отстоять и утвердить свою самость, поскольку «победа» в конфликте будет для них тем самым мнимым подтверждением их самоценности. В силу этого, данные испытуемые в меньшей мере удовлетворены ситуацией в школе и положением в семье, возможно, отстаивая свою самость, они склонны противопоставлять интересы других людей своим собственным, в том числе и интересы родителей они могут расценивать как чуждые, противостоящие их интересам. Либо возможен вариант, что отношения в семье, действительно являясь эмоционально неудовлетворительными для данных подростков, в которых подросток не получает должной поддержки своей значимости, вынуждают их таким образом отстаивать свою самость. Кроме этого, испытуемые с типами поведения в конфликте «соперничество» и «приспособление» менее всех остальных респондентов удовлетворены своей внешностью и физической привлекательностью. Их отличает большая, в сравнении с остальными, тревожность, они менее удовлетворены своим положением в школе и ниже оценивают свою успеваемость.
В ходе корреляционного анализа нами были выявлены устойчивые связи показателей конструктивного решения конфликтов и уровня тревожности, что подтверждает значимость эмоционального благополучия, устойчивости личности в формировании типа поведения в конфликте.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования, нашла свое подтверждение.



1. Агапов, В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности / В.С. Агапов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2003. - №1. - С. 90-97.
2. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс / В.М. Аллахвердов. - СПб: «Издательство ДНК», 2000. - 528 с.
3. Ананьев, Б.Г. . Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб: Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007. - 412 с.
4. Андреева, Г.А. Психология социального познания / Г.А. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005.- 303 с.
5. Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Издательство «Питер», 2015. - 528 с.
6. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Р.Т. Байярд,
Дж. Байярд. - М.: Академический проект, 2015. - 208 с.
7. Белинская, Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е.П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - №3. - С.140-147.
8. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков /
Н.Л. Белопольская, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М.: Институт
психологии РАН, 2007. - 332 с.
9. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс; общ.ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
10. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Олма-пресс, 2004. - 672 с.
11. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов/ Б.С. Волков. - М.: Трикста, 2006.-256с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выгоский. - М.: Эксмо, 2006 - 1136 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. -
М.: АСТ, 2008. - 671 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Чувства и конфликты/ Ю.Б. Гиппентрейтер.- М.: АСТ, 2014. - 160 с.
15. Голубь, О.В. Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию/
O. В. Голубь // Вестник ВолГУ - 2012. - Серия 11, №1 (3). - С.94 - 100.
16. Грановская, Р.М.Врожденные истоки конфликтов/
P. М. Грановская, Е.А. Дуленкова. - СПб.: Речь, 2014. - 320 с.
17. Гришина, Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина. - СПб.: Питер. Серия «Мастера психологии», 2015. - 576с.
18. Джеймс, У Психология/ У Джеймс. - М.: Академический проект, 2011. - 318 с.
19. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Изд-во «Прометей», 2010. - 365 с.
20. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/2-е издание, дополненное/ В.Г. Казанская. - СПб.:Питер, 2008. - 283 с.
21. Кон, И.С.Детство как социальный феномен / И.С. Кон // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - Т. 2. - № 2. - С. 151-174.
22. Конфликтология. Хрестоматия / под ред. Н.И. Леонова. - М.: Гриф, 2002. - 329 с.
23. Корниенко, А.А. Детская агрессия: простые способы коррекции нежелательного поведения ребёнка/ А.А. Корниенко. - Екатеринбург: Рама- Паблишинг, 2012. - 200 с.
24. Костыря, С.С. Представления о коммуникативных качествах и индивидуальные особенности самосознания и поведения личности / С.С. Костыря// Педагогические науки. - 2003. - №1. - С. 41 - 47.
25. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития/ Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2012. - 940 с.
26. Лэнгле, А.Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций/ А. Лэнгле. - М.: Генезис, 2013. - 235 с.
27. Леонов, Н.И. Методы изучения конфликтов и конфликтного
поведения» / Леонов Н.И. — М.: МПСИ, 2013. - 215 с.
28. Мид, Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Дж. Мид; под общ.ред. В.И. Добренькова. - М.: Издательство МГУ, 1994. - С.224-227.
29. Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекц. работа/ М.Ю. Михайлина. - Волгоград: Учитель, 2014. - 116 с.
30. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения/ В.И. Моросанова. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 213 с.
31. Мясищев, В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2011. - 402 с.
32. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей/ И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
33. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды/Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
34. Психология. Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М. Я. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2010. - 678 с.
35. Райгородский, Д.Я. Психология личности: в 2-х томах/
Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М, 2013. - 1056 с.
36. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 584 с.
37. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности/ Х. Ремшмидт. - М.: Изд-во «Мир», 2000. - 437 с.
38. Роджерс, К. Становление личности/ К. Роджерс. - М.: Эксмо- Пресс, 2002. - 358 с.
39. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб.пособие/ Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2011. - 432 с.
40. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-пресс, 2005. - 460 с.
41. Самосознание и защитные механизмы личности.
Хрестоматия/под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах - М, 2008. - 656 с.
42. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию
субъективности: Учебное пособие/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.:
Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014. - 368 с.
43. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности/ Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 87-92.
44. Сулимова, Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов/ Т.С. Сулимова. - М.: Харвест, 2010. - 553 с.
45. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса/ Л. Фестингер. - СПб.: Речь, 2000. - 318 с.
46. Хорни, К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза/К.Хорни. - М.: Академический проект, 2008. - 224 с.
47. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: 3-е издание/Л.Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2014. - 607 с.
48. Шильштейн, Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е.С. Шильштейн// Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С.69-78.
49. Штайнер, Р. Формирование самосознания, психики и организма человека/ Р. Штайнер. - М.: Лонгвин, 2013. - 256 с.
50. Шульга, Т.И., Шляпников В.Н. Подросток в кризисной ситуации/ Т.И. Шульга, В.Н. Шляпников //Библиотека «Первое сентября», серия Школьный психолог. -2009. - №25.- С. 23-29.
51. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон. - М.: Просвещение, 2010. - 381 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ