СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА КОМПАНИИ АО «БЕЛТЕЛ» НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОТРАСЛИ 6
1.1. Характеристика ЗАО «БЕЛТЕЛ» 6
1.2. Характеристика рынка ИТ-услуг в России 7
1.3. Анализ внешней среды компании «Белтел» 10
1.4. Первичный SWOT-анализ АО «Белтел» 13
ЧАСТЬ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЗАЦИИ КОМПАНИИ 19
2.1. Выбор зарубежного рынка 19
2.1.1. Первичный скрининг 22
2.1.2. Идентификация стран 22
2.1.3. Заключительный выбор рынка 23
2.2. Выбор стратегии выхода на зарубежный рынок 23
2.2.1. Основные стратегии интернационализации 23
2.2.2. Подход к выбору стратегии интернационализации 25
ЧАСТЬ 3. ВЫХОД КОМПАНИИ «БЕЛТЕЛ» НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК 28
3.1. Осуществление выбора целевого рынка для АО «Белтел» 28
3.1.1. Первичный скрининг 28
3.1.2. Идентификация стран 29
3.1.3. Заключительный выбор рынка 33
3.2. Выбор стратегии интернационализации АО «Белтел» 44
3.3. Рекомендации по реализации стратегии 46
3.3.1. Поиск партнера 46
3.3.2. Создание союза 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Приложение 1. Страны отобранные на этапе первичного скрининга 51
Приложение 2. Численность населения, 2014 52
Приложение 3. Доля городского населения (%), 2014 53
Приложение 4. Номинальный ВВП на душу населения, в млрд. долларов, 2014 54
Приложение 5. Темп прироста ВВП на душу населения, 2014 55
Приложение 6. Потребление электроэнергии, кВт.ч/ душу, 2014 56
Приложение 7. Количество Интернет-пользователей на 100 человек, 2014 57
Приложение 8. Приток зарубежных инвестиций, в млн. долларов 2014 58
Приложение 9. Темп прироста зарубежных инвестиций, 2014 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОТРАСЛИ 6
1.1. Характеристика ЗАО «БЕЛТЕЛ» 6
1.2. Характеристика рынка ИТ-услуг в России 7
1.3. Анализ внешней среды компании «Белтел» 10
1.4. Первичный SWOT-анализ АО «Белтел» 13
ЧАСТЬ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЗАЦИИ КОМПАНИИ 19
2.1. Выбор зарубежного рынка 19
2.1.1. Первичный скрининг 22
2.1.2. Идентификация стран 22
2.1.3. Заключительный выбор рынка 23
2.2. Выбор стратегии выхода на зарубежный рынок 23
2.2.1. Основные стратегии интернационализации 23
2.2.2. Подход к выбору стратегии интернационализации 25
ЧАСТЬ 3. ВЫХОД КОМПАНИИ «БЕЛТЕЛ» НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК 28
3.1. Осуществление выбора целевого рынка для АО «Белтел» 28
3.1.1. Первичный скрининг 28
3.1.2. Идентификация стран 29
3.1.3. Заключительный выбор рынка 33
3.2. Выбор стратегии интернационализации АО «Белтел» 44
3.3. Рекомендации по реализации стратегии 46
3.3.1. Поиск партнера 46
3.3.2. Создание союза 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Приложение 1. Страны отобранные на этапе первичного скрининга 51
Приложение 2. Численность населения, 2014 52
Приложение 3. Доля городского населения (%), 2014 53
Приложение 4. Номинальный ВВП на душу населения, в млрд. долларов, 2014 54
Приложение 5. Темп прироста ВВП на душу населения, 2014 55
Приложение 6. Потребление электроэнергии, кВт.ч/ душу, 2014 56
Приложение 7. Количество Интернет-пользователей на 100 человек, 2014 57
Приложение 8. Приток зарубежных инвестиций, в млн. долларов 2014 58
Приложение 9. Темп прироста зарубежных инвестиций, 2014 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
На сегодняшний день в результате продолжающейся глобализации большинство рынков товаров и услуг практически утратили свои национальные границы, превратились в единый мировой рынок. Современные компании все чаще вынуждены вступать в жесткую конкуренцию с зарубежными предприятиями даже в пределах своей страны, что обеспечивает потребителям доступ к наилучшим продуктам и услугам. В целях повышения своей конкурентоспособности, реализации имеющихся на глобальном рынке возможностей, а также снижения экономических, политических и прочих рисков, которым подвергается компания, оперируя в пределах отдельной страны, предприятия все чаще стремятся к расширению своего присутствия за пределы национального рынка, решают направить свои ресурсы на освоение новых зарубежных рынков.
За принятием компанией решения об интернационализации своей деятельности следует подготовка к её осуществлению, особенно важными этапами которой являются выбор целевого рынка и выбор стратегии проникновения на него. Ошибка при выборе зарубежного рынка, а также возможные несоответствия выбранной стратегии целям и возможностям компании могут привести к пагубным последствиям для всей организации.
Вопрос успешного освоения рынков других стран является ключевым для многих компаний, и его решение осуществляется индивидуально для каждой из них. На данный момент российская компания «Белтел», предлагающая ИТ-услуги для бизнеса, в связи со сложной экономической ситуацией в России и, как следствие, неявными перспективами развития национального рынка, вынуждена искать новый рынок для продвижения своих услуг в более стабильной и благоприятной среде. В этом и состоит актуальность выбранной темы.
Целью работы является разработка рекомендаций АО «Белтел» для выхода на зарубежный рынок.
Поставленную цель позволит достичь решение следующих задач:
• Проанализировать российский рынок ИТ-услуг и факторы внешней среды компании, оценить дальнейшие перспективы развития АО «Белтел» на российском рынке;
• Определить основные подходы к выбору целевого рынка и способы интернационализации компаний, выделить теоретические модели принятия решений о выборе рынка и стратегии;
• В результате анализа ряда стран осуществить выбор целевого зарубежного рынка, идентифицировать наиболее подходящую стратегию проникновения АО «Белтел» на него.
Решение представленных задач осуществляется в соответствующих главах работы. В первой главе приведена характеристика самой компании и рынка, на которой она работает, оцениваются возможности для развития компании на российском рынке ИТ-услуг.
Во второй главе рассматриваются основные подходы к процессу принятия решения о выборе целевого рынка, определяется модель, позволяющая осуществить выбор зарубежного рынка для компании «Белтел». Кроме того, в данной главе рассматриваются основные стратегии интернационализации компаний и выделяется модель, на основе которой можно выбрать способ проникновения на целевой рынок компании «Белтел».
В третьей главе на основе рассмотренных подходов осуществляется выбор зарубежного рынка и стратегии проникновения АО «Белтел» на выбранный рынок, а также даются рекомендации компании по реализации стратегии.
Интернационализация компаний представляет большой интерес для многих авторов, в связи с чем было проведено большое количество исследований и разработаны соответствующие модели. В теоретическую основу работы легли труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам выбора целевого рынка и стратегии интернационализации. В рамках проекта были изучены работы таких авторов, как Медведев А. Г., Root, Cavusgil, Johansson, Kumar, Musso и Francioni, Sakarya, Koch, Lasserre, Papadopolous и Denis, Kotabe и Helsen и многих других. При сборе данных по странам для осуществлении выбора зарубежного рынка были использованы базы данных Всемирного Банка, отраслевые обзоры MarketLine, а также Доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях 2015. Для получения первичной информации о компании «Белтел» было проведено неструктурированное интервью с её представителем, проанализирован сайт компании и её корпоративная презентация.
За принятием компанией решения об интернационализации своей деятельности следует подготовка к её осуществлению, особенно важными этапами которой являются выбор целевого рынка и выбор стратегии проникновения на него. Ошибка при выборе зарубежного рынка, а также возможные несоответствия выбранной стратегии целям и возможностям компании могут привести к пагубным последствиям для всей организации.
Вопрос успешного освоения рынков других стран является ключевым для многих компаний, и его решение осуществляется индивидуально для каждой из них. На данный момент российская компания «Белтел», предлагающая ИТ-услуги для бизнеса, в связи со сложной экономической ситуацией в России и, как следствие, неявными перспективами развития национального рынка, вынуждена искать новый рынок для продвижения своих услуг в более стабильной и благоприятной среде. В этом и состоит актуальность выбранной темы.
Целью работы является разработка рекомендаций АО «Белтел» для выхода на зарубежный рынок.
Поставленную цель позволит достичь решение следующих задач:
• Проанализировать российский рынок ИТ-услуг и факторы внешней среды компании, оценить дальнейшие перспективы развития АО «Белтел» на российском рынке;
• Определить основные подходы к выбору целевого рынка и способы интернационализации компаний, выделить теоретические модели принятия решений о выборе рынка и стратегии;
• В результате анализа ряда стран осуществить выбор целевого зарубежного рынка, идентифицировать наиболее подходящую стратегию проникновения АО «Белтел» на него.
Решение представленных задач осуществляется в соответствующих главах работы. В первой главе приведена характеристика самой компании и рынка, на которой она работает, оцениваются возможности для развития компании на российском рынке ИТ-услуг.
Во второй главе рассматриваются основные подходы к процессу принятия решения о выборе целевого рынка, определяется модель, позволяющая осуществить выбор зарубежного рынка для компании «Белтел». Кроме того, в данной главе рассматриваются основные стратегии интернационализации компаний и выделяется модель, на основе которой можно выбрать способ проникновения на целевой рынок компании «Белтел».
В третьей главе на основе рассмотренных подходов осуществляется выбор зарубежного рынка и стратегии проникновения АО «Белтел» на выбранный рынок, а также даются рекомендации компании по реализации стратегии.
Интернационализация компаний представляет большой интерес для многих авторов, в связи с чем было проведено большое количество исследований и разработаны соответствующие модели. В теоретическую основу работы легли труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам выбора целевого рынка и стратегии интернационализации. В рамках проекта были изучены работы таких авторов, как Медведев А. Г., Root, Cavusgil, Johansson, Kumar, Musso и Francioni, Sakarya, Koch, Lasserre, Papadopolous и Denis, Kotabe и Helsen и многих других. При сборе данных по странам для осуществлении выбора зарубежного рынка были использованы базы данных Всемирного Банка, отраслевые обзоры MarketLine, а также Доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях 2015. Для получения первичной информации о компании «Белтел» было проведено неструктурированное интервью с её представителем, проанализирован сайт компании и её корпоративная презентация.
В ходе выполнения консалтингового проекта для АО «Белтел», в первую очередь, была проанализирована внешняя среда организации и факторы, влияющие на её деятельность на российском рынке, что доказало необходимость интернационализации компании. Затем, в результате изучения имеющейся литературы по проблемам выбора целевого рынка и выбора стратегии проникновения компаний на зарубежный рынок, были определены модели, на основе которых можно принять решения по интернационализации компании «Белтел». Наконец, был выбран наиболее привлекательный для выхода компании целевой рынок и подходящая стратегия проникновения на него. Также были даны некоторые рекомендации компании по реализации выбранной стратегии на выбранном рынке.
Итак, была достигнута цель работы, которая заключалась в разработке рекомендаций для выхода АО «Белтел» на зарубежный рынок. В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, в результате чего можно сделать следующие выводы:
— Компании, работающие на российском рынке ИТ-услуг, в настоящее время сталкиваются со сложностями в лице сокращающихся бюджетов заказчиков, уменьшения притока и увеличения оттока инвестиций, что уже отразилось на реальных и прогнозируемых показателях роста отрасли. Так, в 2015 году объем рынка вырос всего на 4,2%, а в период с 2016 по 2019 год его прогнозируемые совокупные ежегодные темпы роста составят лишь 1,3%. В самом 2019 году ожидается даже падение отрасли, а конкуренция на рынке, возможно, только усилится, что является неблагоприятной перспективой для поставщиков ИТ- услуг и говорит о том, что рассматриваемой компании пора искать возможности на рынках за рубежом;
— Самым объективным способом выбора целевого зарубежного рынка является применение системного подхода, наиболее распространенные модели которого включают в себя три этапа: первичный скрининг, идентификацию стран и заключительный выбор рынка;
— Моделью, позволяющей сделать выбор стратегии интернационализации компании, является эклектическая парадигма Даннинга или модель OLI, основанная на выявлении трёх видов преимуществ, наличие которых говорит о возможности применения тех или иных стратегий;
— Наиболее привлекательным рынком для выхода компании «Белтел» является рынок Индии, где отрасль ИТ-услуг стабильно растет в среднем на 16% в год и продолжит расти в период с 2016 по 2019 год в среднем на 15,2% ежегодно;
— Анализ OLI-преимуществ компании и рынка показал, что наиболее предпочтительно проникновение АО «Белтел» на индийский рынок путем создания совместного предприятия с местной компанией;
— При реализации выбранной стратегии важно провести тщательный поиск партнера, чтобы будущие союзники соответствовали друг другу по трём критериям: стратегии, потенциалу и процессам. В качестве потенциального партнера компании «Белтел» для создания совместного предприятия рекомендована индийская компания eClerx, предлагающая клиентам другой тип ИТ-услуг - аутсорсинг технологических бизнес-процессов; целью создания совместного предприятия может стать достижение доли индийского рынка в 5 % к 2020 году;
— Рекомендовано равное владение партнеров предприятием (50/50) с совместным управлением или внедрением смешанной системы принятия решений. Также компании «Белтел» необходимо снизить риски «предательства» со стороны партнера, изолировав свои ключевые технологии, и внеся специальные оговорочные пункты в соглашение. И итоговой рекомендацией компании для успешной реализации стратегии является ознакомление с культурными особенностями страны и учет культурных различий во взаимодействии с иностранным партнером.
Итак, была достигнута цель работы, которая заключалась в разработке рекомендаций для выхода АО «Белтел» на зарубежный рынок. В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, в результате чего можно сделать следующие выводы:
— Компании, работающие на российском рынке ИТ-услуг, в настоящее время сталкиваются со сложностями в лице сокращающихся бюджетов заказчиков, уменьшения притока и увеличения оттока инвестиций, что уже отразилось на реальных и прогнозируемых показателях роста отрасли. Так, в 2015 году объем рынка вырос всего на 4,2%, а в период с 2016 по 2019 год его прогнозируемые совокупные ежегодные темпы роста составят лишь 1,3%. В самом 2019 году ожидается даже падение отрасли, а конкуренция на рынке, возможно, только усилится, что является неблагоприятной перспективой для поставщиков ИТ- услуг и говорит о том, что рассматриваемой компании пора искать возможности на рынках за рубежом;
— Самым объективным способом выбора целевого зарубежного рынка является применение системного подхода, наиболее распространенные модели которого включают в себя три этапа: первичный скрининг, идентификацию стран и заключительный выбор рынка;
— Моделью, позволяющей сделать выбор стратегии интернационализации компании, является эклектическая парадигма Даннинга или модель OLI, основанная на выявлении трёх видов преимуществ, наличие которых говорит о возможности применения тех или иных стратегий;
— Наиболее привлекательным рынком для выхода компании «Белтел» является рынок Индии, где отрасль ИТ-услуг стабильно растет в среднем на 16% в год и продолжит расти в период с 2016 по 2019 год в среднем на 15,2% ежегодно;
— Анализ OLI-преимуществ компании и рынка показал, что наиболее предпочтительно проникновение АО «Белтел» на индийский рынок путем создания совместного предприятия с местной компанией;
— При реализации выбранной стратегии важно провести тщательный поиск партнера, чтобы будущие союзники соответствовали друг другу по трём критериям: стратегии, потенциалу и процессам. В качестве потенциального партнера компании «Белтел» для создания совместного предприятия рекомендована индийская компания eClerx, предлагающая клиентам другой тип ИТ-услуг - аутсорсинг технологических бизнес-процессов; целью создания совместного предприятия может стать достижение доли индийского рынка в 5 % к 2020 году;
— Рекомендовано равное владение партнеров предприятием (50/50) с совместным управлением или внедрением смешанной системы принятия решений. Также компании «Белтел» необходимо снизить риски «предательства» со стороны партнера, изолировав свои ключевые технологии, и внеся специальные оговорочные пункты в соглашение. И итоговой рекомендацией компании для успешной реализации стратегии является ознакомление с культурными особенностями страны и учет культурных различий во взаимодействии с иностранным партнером.



