ВВЕДЕНИЕ 3 - 16
ГЛАВА 1. МОЗАИЧНОЕ ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА 17 - 29
1.1 Зарождение и развитие мозаичного искусства 17 - 23
1.2 Приёмы и техника изготовления мозаики в античности 23 - 29
ГЛАВА 2. ГРЕКО - ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА 30 - 47
2.1 Эллинистический Восток 30 - 43
2.2 Особенности мозаичного искусства Северного Причерноморья 43 - 47
ГЛАВА 3. МОЗАИКИ РИМСКОГО ВРЕМЕНИ 48 - 79
3.1 Помпеи как объект мозаичного искусства 48 - 67
3.2 Древнеримская Вилла дель Казале как объект мозаичного
искусства 67 - 70
3.3 Мозаика Северной Африки 70 - 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 - 83
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 84 - 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 92 - 110
Данная тема является актуальной, так как вопросы формирования конкретного периода развития общества тесно связаны с его культурой, с развитием искусства, а именно архитектуры, литературы, живописи, истории. Рассматривать историю какого-либо народа, общности невозможно без знания его достижений и продвижений в сфере культуры. Ведь именно в период античности зарождались многие современные виды искусства, да и сама наука, в различных ее сферах. Следовательно, нельзя оставлять без внимания изучение такого типа памятников истории, поэтому тема дипломной работы является значимой и необходимой для формирования целостного восприятия атмосферы и быта людей античности.
Действительно, искусство занимает значительное место в культуре каждого общества, определяет уровень его развития. Благодаря сохранившимся источникам мы можем узнать о событиях прошлого и ответить на многие вопросы. Так, одним из видов искусства, на котором мы хотели бы остановиться, является мозаика.
Мозаика - это один из видов декоративно - прикладного искусства, узор или изображение, выполненное из различного материала. Данный вид искусства позволяет создавать целые картины, произведения с различными сюжетами: мифологические, бытовые сцены, геометрические, растительные и животные орнаменты.
Художественная и историческая ценность мозаики часто недооценивалась в искусствоведческой науке. Она воспринималась лишь как некая ветвь искусства, которая была интересна только воспроизведением уже известных сюжетов. Однако в настоящее время появился новый подход к ее изучению. Исследование мозаичного наследия античности важно для понимания процесса его трансформации в искусство раннего Средневековья.
Другой аспект актуальности состоит в том, что, несмотря на существование в современной отечественной и особенно зарубежной науке достаточного количества источников и литературы по данной тематике, в целом в них рассматриваются лишь отдельные вопросы, касающиеся истории античной мозаики. В своей работе мы попытаемся синтезировать имеющиеся источники, научные подходы и литературу, и на основе этого создать общий очерк античного мозаичного искусства.
В своей работе мы остановились на рассмотрении и изучении памятников мозаичного искусства в следующих регионах: Средиземноморье, Северное Причерноморье, Малая Азия, Италия, о. Сицилия, Северная Африка.
Так, Малая Азия - полуостров на западе Азии, срединная часть территории современной Турции, включает в себя множество памятников мозаичного искусства, которые отличаются своей структурой, имеют уникальные сюжеты, образы и мотивы. Это позволяет говорить о новом, отличном развитии региона, техника которого повлияла на становление мозаичного искусства в других областях. Территория Малой Азии в разные исторические периоды входила в состав различных государственных образований древности и раннего Средневековья. Во II веке до н. э. Малой Азии достигли римляне, постепенно подчинившие её себе и разделившие её на несколько провинций. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Византийской империи.
Северная Африка - провинция Древнего Рима, хранит в себе множество памятников мозаичного искусства, которые отличаются своей живописностью.
Особое внимание в своей работе мы уделили такому историческому памятнику мозаичного искусства как Помпеи. После катастрофы в августе 79г. Помпеи длительное время оставались неизвестными, не предпринимались попытки изучения и его восстановления. Город исчез, за многие столетия над ним образовались новые пласты земли. Интерес к данному памятнику был отмечен XVIII в., когда были предприняты случайные, а затем и научные раскопки города, которые помогли вернуть и восстановить прежний облик.
Помпеи имеют уникальную и насыщенную историю. Она сосредотачивает в себе множество интересных мелочей бытового уклада, которые зафиксированы вещественными памятниками, социально-экономическую структуру с разнообразным характером жизни, культурную сферу, о которой можно говорить по памятникам материальной культуры. Именно она позволяет нам анализировать уровень жизни людей того времени, их повседневность, быт, род занятий, род деятельности.
Памятник мозаичного искусства на территории Древнего Рима - Помпеи хранит множество великолепных образов мозаичного искусства. С точки зрения художественной стилистики и сюжетов помпейские мозаики представляют собой не только историю древнего искусства, но и предвосхищают развитие искусства в течение следующих тысячелетий.
Данный вид исторического наследия никого не может оставить равнодушным. Искусство мозаики и в современном мире вызывает восхищение и восторг у любого образованного человека, поэтому нами было решено изучить историю ее возникновения и развития в эпоху Античности.
Целью дипломной работы является комплексное изучение истории возникновения и расцвета античной мозаики с её техническими особенностями в различных регионах.
Исходя из цели работы, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. дать характеристику мозаике как виду искусства;
2. изучить историю зарождения мозаичного искусства античности;
3. определить особенности техники изготовления античной мозаики;
4. рассмотреть ряд памятников мозаичного искусства, относящихся к периоду эллинизма в различных регионах;
5. выделить основные памятники, относящиеся к периоду расцвету данного искусства на территории Древнего Рима;
6. указать значение и роль античного мозаичного искусства в развитии общества и культуры.
Предмет исследования. В работе анализируется процесс развития и формирования мозаики в рамках рассматриваемого периода, эволюции античного мозаичного искусства (на примере памятников античного времени).
Объектом изучения является искусство мозаики в античности, ее характерных особенностей и стилевых решений.
Хронологические рамки - традиционно соответствующие времени существования античной цивилизации. Нижней временной гранью исследования является возникновение и расцвет греческих полисов, которое относится к VIII в. до н.э., верхняя граница не имеет четкой определенной даты, так как существует множество трактовок по поводу временных границ «поздней античности» и «ранней Византии», однако мы остановимся на завершающем этапе античной цивилизации, упадке Римской империи - VI в. н.э.
Территориальные рамки - территория Древней Греции и Древнего Рима. В особенности мы остановились на рассмотрении отдельных провинций и регионов, которые являются истоками зарождения и расцвета мозаики. К таковым, в первую очередь, относятся Греция, Малая Азия, Северное Причерноморье: Ольвия и Херсонес, Италия, Северная Африка.
Методологической основой исследования является комплексный подход к источникам, который выражается, прежде всего, в сочетании и интеграции письменных и иллюстративных источников. Дополненный сравнительно-историческим анализом, данный подход представляется нам наиболее верным при разработке темы исследования. В работе также использован историко-культурологический подход.
В связи с этим применяется ряд методов: общенаучные методы (анализ, синтез), а также собственно исторические, к которым можно отнести сравнительно-исторический и историко-генетический. Сочетание данных методов и подходов позволяет выявить наиболее специфические черты, отличающие мозаику античного и раннехристианского искусства.
Мы имеем достаточное количество источников, по которым можно проследить генезис античной мозаики и процесс расцвета мозаичного искусства на территории Древнего Рима.
Существует большое количество письменных источников, которые освещают зарождение и развитие искусства периода античности. В своей работе мы обращались к трудам Витрувия «Об архитектуре» , Плиния Старшего «Естествознание» , Филострата Старшего «Картины» . Работа Плиния Старшего представляет собой энциклопедию всевозможных знаний, накопленных древним миром о природе и её произведениях. Витрувий обобщил опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов и принципов художественного восприятия. Сборник «Картины» содержит описание произведений эллинистического и римского искусства.
Для изучения данной темы мы также использовали источники, которые повествуют об истории города Помпеи, событиях его гибели и дальнейшем существовании. Так, о народах, населявших область Кампания, пишет греческий историк и географ Страбон. В своей «Географии» он рассказывает об истории смены народов. Данный труд служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.
Также в своей работе мы обращались к трудам Корнелия Тацита «Анналы» , Сенеки "Naturales Quaestiones" («Исследования о природе») . Луций Анней Сенека, будучи государственным деятелем, поэтом и философом, отмечал в своем труде «Исследования о природе» в Предисловии о наличии в богатых домах мозаики: «...тогда сладостно ей, странствующей среди звезд, смеяться над драгоценными мозаичными полами в домах наших богачей, над всей землей с ее золотом. » .
Не менее важным источником являются «Письма» Плиния Старшего, которые повествуют о его жизни и событиях землетрясения.
Также отдельного изучения и рассмотрения заслуживают труды Иосифа Флавия «Иудейская война» и «Иудейские древности». Иосиф Флавий - еврейский историк, а также военачальник. «Иудейская война» является первым сочинением, трудом Иосифа Флавия, относится к I в. н. э., в котором описываются события, предшествующие войне, а также дана характеристика прилегающим регионам и городам. «Иудейские древности» - - второй крупный труд историка, состоящий из 20 книг. Данное произведение интересно тем, что в нем мы находим отдельные упоминания о городе Сепфорис и о его функциональном значении. Для нас наиболее важной и значимой является книга 18.
Рассматривая этот же регион - Израиль - мы обращались и к трудам А. А. Олесницкого. В частности его труд - «Святая Земля. Отчёт по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. 1873 - 1874» . Данная работа интересна тем, что автор, во - первых, описывает географическое положение Сепфориса, во - вторых, указывает его значение для всей Г алилеи, в - третьих, указывает на наличие сохранившихся древних памятников мозаичного искусства.
Подводя итоги, следует отметить, что специалист, исследующий историю возникновения и эволюции мозаичного искусства, будет иметь в своем распоряжении разнообразные письменные источники, которые позволят ему восстановить ход исторических и культурных процессов изучаемого им периода. Во-первых, практически все данные произведения в том или ином виде сохранились и переведены. Во-вторых, наличие значительного количества письменных источников по данной проблематике говорит о высокой творческой и интеллектуальной жизни людей рассматриваемого периода.
Иллюстративные источники. В русле данной проблематики интерес представляют и сами изображения античной мозаики, которые несут в себе определенную информацию о представлениях, жизни и быте людей того времени, той эпохи. Интересен и тот факт, что данный вид источников эволюционировал от простых, символических изображений, до более сложных, сюжетных, иллюстративных.
Русский историк М. И. Ростовцев в своей работе «Античная декоративная живопись на Юге России» представляет альбом, посвященный росписям античных погребальных сооружений древнегреческих колоний Северного Причерноморья. Он позволяет нам увидеть многие объекты мозаичного искусства, которые являются на настоящий момент потерянными.
Иллюстративные источники опубликованы в ряде научных изданий, а также доступны на тематических сайтах в сети Интернет.
Археологические источники. В большинстве случаев археологические источники, опубликованные в специальных изданиях, подтверждают данные письменных источников рассматриваемого периода. По отношению к нашей теме археология имеет вспомогательное значение.
Степень изученности темы. Искусство мозаики привлекало внимание многих исследователей и ученых. Так, Иоганн Иоахим
Винкельман - основатель истории классического искусства, работая в
Италии, изучал памятники античного искусства. В его известной книге «История искусства древности» древние греки представлены единственными носителями подлинно изящного вкуса, а подражание античности - единственно правильным путем развития европейского искусства. Также популярным зарубежным ученым является Katherine M. D. Dunbabin - профессор Канадского университета. Она занималась историей искусства, а в частности античной мозаикой. Ее труд «Mosaics of the Greek and Roman World» интересен тем, что помимо теорий и исследований, эта книга дает всеобъемлющую и полностью иллюстрированную историю мозаики в греческий и римский мир, и изучает их развитие более тысячи лет в Римской империи.
К числу зарубежных исследователей относится немецкий ученый Август Мау , который занимался изучением стенной росписи в Помпеях, дал историю этой росписи.
Также необходимо отметить исследователя R. S. Young, который возглавил группу археологов совместно с Музеем Археологии и Антропологии Пенсильванского Университета и изучил мозаику Г ордиона. А также опубликовал свою работу «Early Mosaics at Gordion» , которая дает возможность нам познакомиться с результатами экспедиции и увидеть ее находки.
Проблема определения временных границ Античности, указанная ранее, также отражена в трудах зарубежных исследователей и нуждается в глубоком изучении. Для этого был проведен отбор выдающихся исследователей и ученых, которые посвятили свою жизнь изучению мозаичного искусства в эпоху Поздней античности и Ранней Византии.
В современной историографии существует проблема перехода от античности к ранневизантийскому периоду и, как следствие, определение временных рамок данного периода. Так, согласно исторической литературе, началом ранневизантийского периода принято считать IV век (в частности событие 395г.), а окончание периода датируется в основном серединой VII века, совпадающим с внутренними изменениями в империи. Однако некоторые исследователи продлевают данный период до середины IX века, включая процессы иконоборчества в Византии.
Так, известный историк изобразительного искусства Фридрих Вильгельм Дайхманн родился 17 декабря 1909 года в Германии. Он является инициатором введения в научный оборот памятников византийского искусства в Италии. Дайхманн рассматривает архитектурные памятники как сложный объект культуры, которые требует всестороннего изучения и анализа в контексте его эпохи. Главным объектом изучения Дайхманна является мозаика Равенна. Именно этому городу он посвятил всю свою жизнь. Свои исследования Ф.В. Дайхманн начал в 1939 году, результатом стала публикация в 1958 - 1989гг. сборников под названием «Ravenna: Hauptstadt des spatantiken Abendlandes» («Равенна - столица
позднеантичного Запада»). Таким образом, Ф. Дайхманн внес серьезный вклад в область мозаичного искусства, важного для изучения архитектурных памятников Поздней античности. Его работа позволяет провести сравнительный анализ мозаик античного и христианского искусства.
Интересна работа выдающегося историка Поздней античности и византийского искусства Эрнст Китцингера. Остановимся на рассмотрении его книги «Byzantine Art in the Making: Main Lines of Stylistic Development in Mediterranean Art, 3rd - 7th Century» («Формирование византийского искусства: Основные направления стилистического развития в искусстве Средиземноморья в III - VII вв») .
Данная работа посвящена художественной культуре
средиземноморского мира с III по VII век. Китцингер рассматривает все основные виды искусства: скульптуру, живопись и мозаику. Главная цель по утверждению автора - «на основе ряда характерных памятников, проследить основные линии развития художественных форм в течение особенно сложного и критического периода в истории западного искусства».
Однако он описывает лишь избранные памятники, в которых наиболее ярко выражаются необходимые тенденции художественного стиля. Э. Китцингер является одним из приверженцев более широкого определения позднеантичной эпохи. III - VII столетия, по его мнению, носят переходный характер от античности к средним векам, поэтому он вводит термин «pre- medieval», т. е. «предсредневековый». Именно эта особенность определила общие тенденции развития стиля.
Рассмотрим подробнее стили, выделенные Э. Китцингером. Художественная культура III века, согласно автору, характеризуется трансформацией изобразительных принципов, связанной с кризисом позднеантичного искусства в изменении художественного сознания. Стиль IV века знаменателен обращением к классическим формам. V веку ученый посвящает 2 главы, указывая на возрастание абстракции и геометричности в искусстве. Далее период «Юстиниановского синтеза»: главным памятником данного этапа являются мозаики Сан - Витале в Равенне. На этом примере автор демонстрирует «равновесие между органической жизнью и абстрактным порядком». Памятники середины VI - начала VIII века Китцингер определяет как «Поляризация и новый синтез». Этот период характерен синтезом «абстрактной» и «эллинистической» тенденции в искусстве. Примером являются фрески Санта - Мария Антиква в Риме 705 - 707гг.
Курт Вайцман - историк византийского искусства, изучал историю искусства и археологию. Основной деятельностью стало исследование по проблемам связи византийского искусства с искусством классической древности, а также взаимосвязи искусства латинского Запада и Востока, в частности Византии. Кроме этого К. Вайцман являлся инициатором открытия в конце 1977 года выставки позднеантичного и ранневизантийского искусства в Нью-Йорке. Обращаясь к рукописям IV - VI вв., К. Вайцман отмечает не только использование в них античного наследия, но стремится доказать, что основной чертой этого периода была такая тесная связь всех видов искусства между собой.
Таким образом, все рассмотренные зарубежные исследователи и историки заслуживают отдельного глубокого изучения.
Анализ этапов развития научной литературы по данный проблеме показывает, что большой вклад в изучение искусствоведения античности внесли и российские ученые. Из отечественных ученых следует отметить работы Т.П. Каптеревой , А.П. Чубовой, А.П. Ивановой1, Г.И. Соколова2, Ю.Д. Колпинского, Н.Н. Бритовой3. Каптерева в своей книге «Римская мозаика: Африка» рассказывает о ведущей школе искусства мозаики Северной Африки, которая отличается многообразием регионов и традиций, колоссальным количеством находок и огромным изобразительным репертуаром. Ей удается создать целостную картину событий и явлений в мире искусства древности. Работа А.П. Чубовой, А.П. Ивановой «Античная живопись» посвящена технике исполнения мозаичной живописи, ее составляющим элементам. Это одно из уникальных изданий, описывающее эволюцию живописи на фоне исторических событий. Труд Г.И. Соколова «Искусство Древнего Рима» освещает заключительный этап в развитии античного искусства, так как время его расцвета приходится на период, когда произведения, созданные римлянами в годы поздней республики и империи, значительно превосходили все появившиеся в их творчестве раньше.
История развития города Помпеи вызывало интерес многих ученых. К ним относятся В. Классовский «Помпея и открытые в ней древности», М.Е. Сергеенко, которая в своей книге «Помпеи»4 ярко и увлекательно повествует об этом историческом городе, опираясь на анализ зарубежных исследований и большое количество источников.
Русский историк М. И. Ростовцев в своей работе «Античная декоративная живопись на Юге России»5 представляет альбом, посвященный росписям античных погребальных сооружений древнегреческих колоний Северного Причерноморья. Он позволяет нам увидеть многие объекты мозаичного искусства, которые являются на настоящий момент потерянными.
Б.А. Рыбаков - советский и российский археолог, известный своим огромным трудом «Античные государства Северного Причерноморья» - представлена в Археологии СССР - своеобразная энциклопедия, в которой на основе археологических раскопок, а также исторических источников, восстанавливаются античные города и их культура.
А. Л. Якобсон - советский археолог, историк искусств. Его труд «Раннесредневековый Херсонес» дает возможность познакомиться с историей и культурой Херсонеса, а также его материальной культурой.
Нельзя не отметить и труды исследователей древней армянской архитектуры Н.Г. Буниатяна «Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни» , А.А. Саиняна «Архитектурные памятники Гарни и Гегарда» , Г. С. Мурадяна «Греческая надпись Трдата I, найденная в Гарни» .
Таким образом, интерес к истории античной мозаики и ее трансформации является высоким. В настоящее время продолжается изучение различных аспектов данного вопроса. Однако, несмотря на значительное многообразие исследований в данной области, тем не менее, в историко-культурологическом и социальном аспектах данная тематика освещалась мало, исследований, подобных нашему, в отечественной науке пока нет. Поэтому данное обстоятельство также можно назвать актуальным для данного исследования.
Научная новизна определяется использованием комплексного подхода в изучении источников и создании на их основе общего очерка античного мозаичного искусства. В данной работе впервые проведено сравнение особенностей мозаики античного и христианского искусства. А также проведен анализ технической стороны изготовления мозаики в разные периоды существования античного мира в различных регионах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в нем материал может быть использован в процессе дальнейшего изучения истории мозаичного искусства, а также исследовании генезиса ранневизантийского искусства и причин его эволюции. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем истории древнего мира, истории мировых религий и истории мировой культуры, в формировании системы духовно - нравственного воспитания, применены в учебном процессе средних и высших образовательных учреждений области, региона, России (исторический, теологический и др., факультеты вузов; основы православной культуры и мировая художественная культура - в школе). Некоторые описанные в работе процессы, явления и факты могут представлять интерес для широких кругов любителей истории.
Положения, выносимые на защиту. Во - первых, мы докажем, что мозаика была важным видом искусства, который оказал влияние на эволюцию культурной и социальной жизни общества. Во - вторых, планируем прийти к выводу, что искусство - это, прежде всего, отражение быта людей античности. В - третьих, составим иллюстративный источник - альбом, где будут отражены и указаны основные памятники мозаичного искусства античности.
Искусство мозаики имеет свою уникальную и давнюю историю, однако в то же время оно в конкретный исторический период развития общества является всегда новым, отличным от предыдущей эпохи и актуальным. Ведь и в настоящее время мозаика выполняет свою главную функцию - декоративную. Мы её используем в повседневной жизни, встречаем в домах, она также отражает и образ жизни, быт людей разных исторических эпох.
В результате исследования нами были изучены версии появления самого искусства, определены его территориальные рамки, масштабы распространения.
Отметим, что вопрос о происхождении живописи, а именно мозаики, является спорным. Однако, рассмотрев историю зарождения мозаики, мы можем сделать о вывод, что мозаичное искусство зародилось в Греции, причем оно было не заимствовано, а носило независимый характер развития. А самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе и относится к концу V в. до н. э. Мозаика, ее сюжеты, способы изображения менялись в зависимости от конкретной исторической эпохи, появлялись новые работы, памятники искусства.
Отдельное место в нашем исследовании занимает мозаика периода эллинизма. Рассмотрев ряд памятников мозаичного искусства, мы можем прийти к следующим выводам.
Во - первых, именно такой регион эллинистического мира как Малая Азия отличается своими особенными стилевыми и функциональными элементами мозаики.
Для этого были выделены и охарактеризованы основные памятники, располагающиеся на территории Малой Азии. Особое внимание было уделено мозаикам Гордиона, Пергама и Зевгмы, в частности были изучены анализы археологических экспедиций в данном регионе.
Следует отметить, что в Гордионе были открыты три галечные мозаики, которые с уверенностью могут быть датированы временем до 700 года до н.э. Гордион был очень оживленным местом, соединявшим центральную Анатолию и страны Передней Азии с Эгейским побережьем.
Во - вторых, приемы изготовления мозаики имеют характерные и уникальные черты, которые отличаются, например, от более поздних римских мозаик. Таковым является мозаичное искусство Зевгмы. Именно эта техника стала ведущей на территории Малой Азии, впитав в себя восточные влияния других стран, и передала свое влияние на искусство Византии. Подобные мозаичные картины являются интересным источником для изучения общества и культуры данного периода.
В - третьих, несмотря на общие тенденции развития искусства в эпоху эллинизма, мы выявили, что существуют и собственные внутренние процессы ее развития. Так, имея определенные «шаблоны и маркеры», известны регионы, которые имели собственные архитектурные напралвения. Доказательством этому служат отдельные исторические памятники.
Большую роль в данном процессе играет гарнийская мозаика - это памятник культуры господствующей верхушки, в которой преобладают эллинистические мотивы и формы. Однако следует отметить, что в Армении также было развито множество ремесел, известных в древнем мире. Таким образом, мы можем говорить и о присутствии особенностей местного зодчества в мозаике.
В ходе изучения темы были выделены и охарактеризованы основные памятники мозаичного искусства, относящиеся к Римскому времени. Римские мозаики являются периодом расцвета данного вида искусства на территории Древнего Рима.
В своей работе мы рассмотрели такой памятник мировой культуры как Помпеи. Во - первых, были изучены источники, касающиеся истории древнеримского города, его устройства. Представлены фрагменты из текстов античных авторов, которые рассказывают нам о страшной трагедии, погубившей все живое. Над развалинами уничтоженного города образовалась новая почва. Только длительные раскопки, которые продолжаются и сегодня, помогли приоткрыть и показать прежнюю жизнь древнеиталийского муниципального города эллинистической эпохи. Была вновь открыта для рассмотрения и изучения будничная жизнь античной городской общины. Шаг за шагом появляются и воссоздаются картины социальной, политической, духовной и культурной сфер жизни общества.
Во - вторых, краткая история города, его раскопок позволяет нам окунуться в то далекое время и представить, как по крупинкам собиралась любая информация, любой объект материальной культуры, да и сам город. Вся собранные и найденные объекты сразу же отправлялись в археологический музей.
Также особое внимание было уделено искусству Помпеи. В частности, описаны стили стенной росписи, дана их краткая характеристика, особенности и приведены примеры использования каждого из них.
Отдельное место уделено мозаичному искусству: рассмотрены особенности древнеримской мозаики, изучены отдельные ее фрагменты, найденные в Помпеях, приведены основные сюжеты и ее значение в жизни людей.
В настоящее время Помпеи раскопаны приблизительно на 75% - это говорит о том, что данный памятник раскроет еще множество неразгаданных тайн и предоставит нам не менее интересные исторические объекты.
Заинтересовало развитие мозаики Северной Африки, т.к. провинция играла большую роль в жизни Римской империи, и без знакомства с ней трудно понять многие аспекты римской культуры.
В ходе исследования было выяснено, что её характерной чертой является трансформация мозаики от классических изобразительных канонов до самостоятельного объекта мировой культуры со своим собственным стилем и техникой. Дальнейшее развитие мозаичного искусства в эпоху раннего христианства было прервано в V веке нашествием вандалов, захвативших территорию Северной Африки.
Таким образом, благодаря комплексному подходу к изучению источников мы определили основное значение мозаичного искусства в становлении цивилизованного, гармонично развитого общества. Исполненные в разных стилях и техниках мозаики, обнаруженные в огромном количестве, позволяют проследить эволюцию античного мозаичного искусства.
Поэтому для нас было важным и необходимым узнать историю возникновения мозаичного искусства, расцвета античной мозаики с её стилистическими особенностями. Кроме этого, изучив мозаичное наследие античности, мы выявили причины и процесс ее трансформации в раннехристианское искусство.
1. Аверинцев, С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью [Текст] / С. С. Аверинцев // Из истории культуры средних веков и Возрождения. Сборник. - М. : Наука,
1976. - С. 17 - 64
2. Аверинцев, С. С. Образ античности [Текст] / С. С. Аверинцев. - СПб. : Азбука - классика. - 2004. - 480 с.
3. Айналов, Д. В. Эллинистические основы византийского искусства [Текст] / Д. В. Айналов. - СПб. - 1900. - 300 с.
4. Античный мир: Проблемы истории и культуры: Сборник статей [Текст]. - СПб. : Издательство С.-Петербургского университета. - 1998. - 344 с.
5. Аракелян, Б. Н. О новооткрытой мозаике в Гарни [Текст] / Б. Н. Аракелян // Известия Академии наук Армянской ССР // Общественные науки. - 1954. - 150 с.
6. Банк, А. В., Этингоф, О. Е. Рецензия на: E. Kitzinger. Byzantine Art in the Making. Main lines of stylistic development in Mediterranean Art. 3rd- 7th century. London. - 1977. [Эл. ресурс] // Византийский Временник РАН. - URL: http: //www.vremennik.biz/opus/BB/
7. Бартенев, И. А. Античная архитектура [Текст] / И. А. Бартенев // История искусства зарубежных стран. - М. : Изобразительное искусство - 1979. - 471 с.
8. Баумгартен, Ф., Поланд, Ф., Вагнер, Р. Эллинистическо-римская культура [Текст] / Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер. - СПб. - 1914. - 149 с.
9. Брануоссер, М. Зевгма после потопа [Текст] / М. Брануоссер / Археология / пер. с англ. О. В. Любимовой. - URL: http://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=513
10. Буниатян, Н. Г. Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни [Текст] / Н. Г. Буниатян. - М. - 1933. - 122 с.
11. Винкельман, И. И. История искусства древности. Малые сочинения [Текст] / И. И. Винкельман / Изд. подготовил Бабанов И. Е. - СПб. : Алетейя, Государственный Эрмитаж. - 2000. - 800 с.
12. Виннер, А. В. Материалы и техника мозаической живописи [Текст] / А. В. Виннер. - М. : Искусство. - 1953. - 462 с.
13. Вощинина, А. И. Античное искусство. Исторический очерк [Текст] /
А. И. Вощинина. - М. : Издательство Академии художеств СССР. - 1962. -
394 с.
14. Горматюк, А. Мозаики Северной Африки / А. Горматюк / Искусство [Эл. ресурс]. - Электронный журнал. - 2003. - №3 - URL: http://iskusstvo.msk.rU/2003/5/05_56_63b.htm
15. Детская энциклопедия. Искусство [Текст]. - М. : «Педагогика». -
1977. - 576 с.
16. Иванова, А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья [Текст] / А. П. Иванова. - Л. : Изд-во ЛГУ. - 1953. - 192 с.
17. Казелли, Д. Тайны истории Помпеи. Раскопки исчезнувшего города [Текст] / Д. Казелли. - Эгмонт Россия. - 2000. - 44 с.
18. Каптерева, Т. П. Античное искусство Испании и Португалии [Текст] / Т. П. Каптерева. - М. : Изобразительное искусство. - 1997. - 200 с.
19. Каптерева, Т. П. Искусство стран Магриба. Древний мир [Текст] / Т. П. Каптерева. - М. : Искусство. - 1980. - 360 с.
20. Каптерева, Т. П. Римская мозаика: Африка [Текст] / Т. П. Каптерева. - М. : Белый город. - 2008. - 48 с.
21. Кауфман, С. А. Архитектура Северной Африки Римского времени [Текст] / С. А. Кауфман // Искусство народов Африки. Очерки художественной культуры с древности до настоящего времени. - М. : Искусство. - 1975. - 251 с.
22. Кауфман, С. А., Николаев, И. С. Всеобщая история архитектуры
[Текст] / С. А. Кауфман, И. С. Николаев. - М. : Издательство
академии архитектуры СССР. - 1948. - 433 с.
23. Классовский, В. Помпея и открытые в ней древности, с очерком Везувия и Геркуланума [Текст] / В. Классовский. - СПб. - 1856. - 350 с.
24. Ковалев, С. И. История Рима [Текст] / С. И. Ковалев. - СПб. - 1986. - 425 с.
25. Колпинский, Ю. Д. Искусство этрусков и Древнего Рима [Текст] / Ю. Д. Колпинский, Н. Н. Бритова. - М. : Искусство. - 1982. - 356 с.
26. Колпинский, Ю. Д., Бритова, Н. Н. Искусство этрусков и Древнего мира. Памятники мирового искусства [Текст] / Ю. Д. Колпинский, Н. Н. Бритова. - М. : Искусство. - 1982. - 342 с.
27. Кривченко, В. И. Помпеи. Геркуланум. Стабии [Текст] / В. И. Кривченко. - М. : Искусство. - 1985. - 224 с.
28. Кувшинова, Е. Н. Особенности композиционного построения античных мозаик Пафоса [Текст] / Е. Н. Кувшинова // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 3. - СПб. : РИФ «Роза мира». - 2001. -
29. Лазарев, В. Н. История византийской живописи. В 2 т. [Текст] / В. Н. Лазарев. — М. : Искусство. - 1947-1948. - 506 с.
30. Ларионов, А. И. Искусство античной напольной мозаики [Текст] / А. И. Ларионов. - М. : Наука. - 2014. - 480 с.
31. Ларионов, А. И. Мозаичное искусство античности [Эл. ресурс] / А. И. Ларионов. - URL:http://www.portal-slovo.ru/art/36147.php?PRINT=Y
32. Ласточкина Н. Искусство мозаики [Эл. ресурс] / Мозаики Помпеи.
- 2009. - URL: http://www.mosaic.su/art/mozaiki-pompei/
33. Лебедева, Л. Гибель Помпеи [Текст] / Л. Лебедева. - М. - 1998. - 128 с.
34. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития [Текст] / А. Ф. Лосев. - М. : «Искусство». - 1994. - 312 с.
35. Лосев, А. Ф. Эллинистически - римская эстетика I - II вв. н. э. [Текст] / А. Ф. Лосев. - М.: Издательство Московского Университета. - 1979. - 416 с.
36. Лучкина, О. А. Мозаики Гордиона и проблема происхождения галечных орнаментальных полов [Текст] // Исторические исследования. - №
2. - 2015. - 13 с.
37. Мурадян, Г. С. Греческая надпись Трдата I, найденная в Гарни [Текст] / Г. С. Мурадян // Историко - филологический журнал. - 2012. - №3.
- С. 81 - 94.
38. Нессельштраус, А. Ц. Искусство Раннего Средневековья [Текст] / А. Ц. Нессельштраус. - СПб. : Азбука. - 2000. - 432 с.
39. Полевой, В. М. Искусство Греции. Древний мир [Текст] / В. М. Полевой. - М. : Искусство. - 1970. - 328 с.
40. Помпеи шаг за шагом [Эл. ресурс] / Искусство. - 2006. - URL: http: //pompeii.ru/arte/
41. Попова, О. С. Изобразительное искусство // Культура Византии. IV
- первая половина VII в. [Текст] / О. С. Попова. - М. - 1984. - С. 344 - 388
42. Попова, О. С. Очерки истории искусства [Текст] / О. С. Попова. - М. : Советский художник. - 1987. - 284 с.
43. Починков, А. А. Помпеянские росписи [Текст] / А. А. Починков. - М. : Искусство. - 1937. - 78 с.
44. Рудакова, О. Г. Символика мозаичных полов Херсонеса Таврического // История глазами молодых исследователей. Т. 1. [Текст] / О. Г. Рудакова - Донецк. - 1999. - С. 48 - 51
45. Рыбаков, Б. А. Античные государства Северного Причерноморья [Текст] / Б. А. Рыбаков. - М. - 1984. - 400 с.
46. Рыжов, С. Г. Новые данные о "базилике в базилике" // Античный мир и Византия [Текст] / С. Г. Рыжов. - Харьков. - 1999. - С. 290 - 299
С. 139 - 142.
47. Саинян, А. А. Архитектурные памятники Гарни и Гегарда [Текст] / А. А. Саинян. - М. - 1969. - 76 с.
48. Саркисян, Г. Гарни II [Текст] / Г. Саркисян // Известия Академии наук Армянской ССР // Общественные науки. - 1958. - №4. - С. 95
49. Сергеенко, М. Е. Жизнь Древнего Рима [Текст] / М. Е. Сергеенко. - М. : Наука. - 1964. - 336 с.
50. Сергеенко, М. Е. Помпеи [Текст] / М. Е. Сергеенко. - М-Л. : Издательство Академии Наук СССР. - 1949. - 315 с.
51. Сидорова, Н. А. Искусство Римской Африки [Текст] / Н. А. Сидорова, А. П. Чубова. - М. : Искусство. - 1979. - 224 с.
52. Сидорова, Н. А. Новые открытия в области античного искусства [Текст] / Н. А. Сидорова. - М. : Искусство. - 1965. - 208 с.
53. Соколов, Г. И. Искусство Древнего Рима [Текст] / Г. И. Соколов. - М. : Просвещение. - 1996. - 224 с.
54. Суриков, И. Е. Древняя Греция: история и культура [Текст] / И. Е. Суриков. - М. - 2005. - 372 с.
55. Тревер, К. В. Очерки по истории культуры древней Армении [Текст] / К. В. Тревер. - М. - 1953. - 246 с.
56. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. - М. : Искусство. - 1966. - 192с.
57. Чубова, А. П. Древнеримская живопись [Текст] / А. П. Чубова. - М.: Советский художник. - 1967. - 120 с.
58. Чубова, А. П. Искусство Европы I - IV веков. Европейские провинции Древнего Рима [Текст] / А. П. Чубова. - М. : Искусство. - 1970. - 280 с.
59. Чубова, А. П., Иванова, А. П. Античная живопись [Текст] / А. П. Чубова, А. П. Иванова. - М. : Искусство. - 1966. - 192 с.
60. Якобсон, А. Л. Раннесредневековый Херсонес. Очерки истории материальной культуры [Текст] / А. Л. Якобсон. - М-Л. - 1959. - 362 с.
61. Deichmann F. W. Rom, Ravenna, Konstantinopel. Gesammelte Studien zur spatantiken Architectur, Kunst und Geschichte [Текст] / F. W. Deichmann. - Weisbaden/ - 1982. - 243 c.
62. Deichmann, F. W. Ravenna: Hauptstadt des spatantiken Abendlandes. [Текст] / F. W. Deichmann. - Weisbaden. - 1969. - 380 с.
63. Dictionary of art historians. Deichmann [Эл. ресурс] // Биографический словарь искусствоведов. Ф. В. Дайхманн. - URL: https: //dictionaryofarthistorians. org
64. Dictionary of art historians. Kitzinger [Эл. ресурс] / Биографический
словарь искусствоведов. Э. Китцингер - URL:
https: //dictionaryofarthistorians. org/kitzingere
65. Dictionary of art historians. Kitzinger [Эл. Ресурс] // Биографический словарь искусствоведов. Э. Китцингер - URL: https: //dictionaryofarthistorians. org/kitzingere
66. Dunbabin K.M.D. Mosaics of the Greek and Roman World. - Cambridge University Press, 1999. - 357с.
67. Dunbabin, K.M.D. Technique and materials of Hellenistic mosaics [Текст] / K.M.D. Dunbabin. - 1979.
68. Kitzinger, E. Byzantine Art in the Making: Main Lines of Stylistic Development in Mediterranean Art, 3rd - 7th Century [Текст] / E. Kitzinger. - Harvard University Press. - 1995. - 320 с.
69. Lydakis, S. Ancient Greek Painting and Its Echoes in Later Art [Текст] /
S. Lydakis. - Los Angeles. - 2004. - 318 с.
70. MANN - Museo Archeologico Nazionale di Napoli. [Эл. ресурс] / Мозаика. - URL: http://www.marketplace.it/museo.nazionale/mosaici
71. Mau A. Pompeii m Leben und Kunst. Leipzig, 1912.
72. Mehmet Onal: Mosaics of Zeugma [Текст] / О. Mehmet. - Istanbul. - 2002. - 98 с.
73. Michael Vickers. Pompeii // Kunst und Kultur alter Volker. Rom. — Erlangen: Karl Muller Verlag, 1991. - С. 59 - 71.
№7. - С. 115
74. Robertson, M. A. History of Greek Art [Текст] / M. A. Robertson. - Cambridge. - 1975. - 486 с.
75. Robertson, M. A. History of Greek Art. Cambridge, 1975. - 490 с.
76. Young, R. S. «Early Mosaics at Gordion» // Expedition Magazine. Penn
Museum, May 1965 // [Эл. ресурс]. - URL:
http://www.penn.museum/sites/expedition/early-mosaics-at-gordion/
77. Young, R. S. Gordion 1956: Preliminary Report // American Journal of Archaeology. 61 (4). - 1957. - P. 319 - 333.
78. Young, R.S. «Early Mosaics at Gordion» / Expedition Magazine. Penn
Museum, May 1965 // [Эл. ресурс]. - URL:
http://www.penn.museum/sites/expedition/early-mosaics-at-gordion/