КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ .. 7
1.1. Изучение критичности мышления в психологии 7
1.2. Личностная рефлексия как основной механизм развития
профессионального самосознания студентов 15
1.3. Особенности профессионального самосознания студентов вуза 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ И
ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 36
2.3 Рекомендации по формированию профессионального самосознания
студентов-педагогов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ .. 7
1.1. Изучение критичности мышления в психологии 7
1.2. Личностная рефлексия как основной механизм развития
профессионального самосознания студентов 15
1.3. Особенности профессионального самосознания студентов вуза 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ И
ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 36
2.3 Рекомендации по формированию профессионального самосознания
студентов-педагогов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Коренная перестройка системы образования в России на уровнях от школы до вуза характеризуется множеством исследований в науке, связанных с изучением значимости профессии учителя, проблемой подготовки учителей и их переподготовкой, что является современной тенденцией в развитии отечественной психолого¬педагогической науки. Учитель на сегодняшний день выступает не именно в роли синтезатора знаний, но и в роли проектеранта и «инженера» условий и наличия нормального развития ребенка. В этой ассоциации увеличилась численность исследований, которые демонстрируют связь успешной реализации личности в профессии и таким качеством личности как профессиональное самосознание. Профессиональное самосознание - это комплексное личностное качество, в него входят интеллектуальные, аффективные, отношенческие и прочие составляющие. Такая сложная структурная организация позволяет раскрыть основные психологические условия развития профессионального самосознания педагогов в вузовском обучении.
Существуют педагогические исследования, в которых
профессиональное самосознание освещается в контексте самоосознания ожидаемым профессионалом своих специальных и личностных качеств и компетенций (Б.И. Горовая, Б.Б. Колосов и др.)[22]. Это самоосознание должно прийти к будущему специалисту при существовании некоторой умственной самостоятельности. Самостоятельность ума с его критичностью связывает А.А. Смирнов, критичность ума, по его мнению - умение не быть подверженным влиянию со стороны навязанным мыслям, идеям, а быть способным к их оцениванию, видению их сильных и слабых сторон, вскрывать то существенное, что них находится, и те просчеты, которые имеются в них. А.А. Смирнов еще отмечал, что критичность и самостоятельность ума становятся необходимой предпосылкой к творческой деятельности. Б.В. Зейгарник расценивает критичность как признак безутратности личностно-мотивационной сферы и говорит, что критичность состоит в обдуманности действий, сличении, проверке и исправлении своих действий в соразмерности с желаемыми результатами. Критичность мышления нераздельна с понятием «личностная рефлексия». Многие авторы представляют наличие рефлексии как конкретный, сформированный, зрелый уровень развития личности, развития ее самосознания.
Отечественные исследователи (Е.М. Васильева; В.Н. Козиев; Л.М. Митина) и известные зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) отмечают, что профессиональное самосознание - это ориентация на себя в профессиональной и трудовой сфере. На основании соотнесения образа- Профессии и образа-Я у студента складывается профессиональный образ-Я и развивается осмысление своей идентичности с выбранной профессией, возникает благоприятное расположение к своей действительной учебно¬профессиональной и предстоящей профессионально-производственной деятельности, и себя как субъекта в ней.
Таким образом, проблема становления профессионального самосознания сохраняет свою актуальность, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
В связи с этим определена проблема исследования: Является ли критичность мышления и личностная рефлексия условиями развития профессионального самосознания студентов вуза?
Цель исследования: изучить влияние критичности мышления и личностной рефлексии на развитие профессионального самосознания студентов.
Объект исследования: профессиональное самосознание студентов вуза.
Предмет исследования: критичность мышления и личностная рефлексия как условия развития профессионального самосознания личности студентов вуза.
Гипотеза исследования:
Высокий уровень критичности мышления и личностной рефлексии определяют высокий уровень развития профессионального самосознания.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ аспектов проблемы становления профессионального самосознания.
2. Оценить уровень развития критичности мышления, личностной рефлексии и профидентичности у студентов
3. Выявить связь между типом и уровнем критичности мышления, личностной рефлексии и типом профессиональной идентичности студентов.
4. Исследовать влияние критичности мышления и личностной рефлексии на профессиональную идентичность студентов.
5. Выявить различия по показателям критичности мышления личностной рефлексии и профидентичности в исследуемых группах у испытуемых.
6. Разработать практические рекомендации по развитию профессионального самосознания в системе профессиональной подготовки студентов.
Теоретическая основа исследования: в своей работе мы опирались на научные работы и труды таких авторов как: Мороченкова И.А., Семенова О.М., Кашапов М.М., Шадриков В.Д., Гаряев А.В., Калинин И.Ю., Швецова А.В., Жумалиева Ж.М., Кузнецова Г.Д., Елин Е.Н., Пьянкова Г.С., Кисельман М.В., Исхаков Р.Х., Мишина Е.И., Серёгин К.С., Шнейдер Л.Б., Тараскина Т.В., Беляев О.Б., Левшин С.В.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;
- эмпирические методы:: тестирование;
- статистические методы (описательная статистика, критерий Краскела Уоллиса, регрессионный анализ, корреляция Спирмена)
Диагностические методики:
1) Методика определения рефлексивности мышления (Анисимов О.С.);
2) Опросник «Выявление ситуативного/надситуативного уровня
педагогического мышления» (Кашапов М.М., Киселева Т.Г.)
3) Методика определения уровня рефлексивности (Карпов А.В., Пономарева В.В.);
4) Дифференциальный тест рефлексивности (Леонтьев Д.А., Осин Е.Н.);
5) ) Методика изучения статусов профессиональной идентичности (Азбель А.А., Грецов А.Г.).
Эмпирической базой исследования является «НИУ БелГУ». Выборку составили студенты 3 курса, факультетов: историко-филологического, дошкольного начального и специального образования, иностранных языков, математики и естественнонаучного образования педагогического института в количестве 98 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы при организации учебного процесса в вузе, в средних специальных учебных заведениях, а также в различных формах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Существуют педагогические исследования, в которых
профессиональное самосознание освещается в контексте самоосознания ожидаемым профессионалом своих специальных и личностных качеств и компетенций (Б.И. Горовая, Б.Б. Колосов и др.)[22]. Это самоосознание должно прийти к будущему специалисту при существовании некоторой умственной самостоятельности. Самостоятельность ума с его критичностью связывает А.А. Смирнов, критичность ума, по его мнению - умение не быть подверженным влиянию со стороны навязанным мыслям, идеям, а быть способным к их оцениванию, видению их сильных и слабых сторон, вскрывать то существенное, что них находится, и те просчеты, которые имеются в них. А.А. Смирнов еще отмечал, что критичность и самостоятельность ума становятся необходимой предпосылкой к творческой деятельности. Б.В. Зейгарник расценивает критичность как признак безутратности личностно-мотивационной сферы и говорит, что критичность состоит в обдуманности действий, сличении, проверке и исправлении своих действий в соразмерности с желаемыми результатами. Критичность мышления нераздельна с понятием «личностная рефлексия». Многие авторы представляют наличие рефлексии как конкретный, сформированный, зрелый уровень развития личности, развития ее самосознания.
Отечественные исследователи (Е.М. Васильева; В.Н. Козиев; Л.М. Митина) и известные зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) отмечают, что профессиональное самосознание - это ориентация на себя в профессиональной и трудовой сфере. На основании соотнесения образа- Профессии и образа-Я у студента складывается профессиональный образ-Я и развивается осмысление своей идентичности с выбранной профессией, возникает благоприятное расположение к своей действительной учебно¬профессиональной и предстоящей профессионально-производственной деятельности, и себя как субъекта в ней.
Таким образом, проблема становления профессионального самосознания сохраняет свою актуальность, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
В связи с этим определена проблема исследования: Является ли критичность мышления и личностная рефлексия условиями развития профессионального самосознания студентов вуза?
Цель исследования: изучить влияние критичности мышления и личностной рефлексии на развитие профессионального самосознания студентов.
Объект исследования: профессиональное самосознание студентов вуза.
Предмет исследования: критичность мышления и личностная рефлексия как условия развития профессионального самосознания личности студентов вуза.
Гипотеза исследования:
Высокий уровень критичности мышления и личностной рефлексии определяют высокий уровень развития профессионального самосознания.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ аспектов проблемы становления профессионального самосознания.
2. Оценить уровень развития критичности мышления, личностной рефлексии и профидентичности у студентов
3. Выявить связь между типом и уровнем критичности мышления, личностной рефлексии и типом профессиональной идентичности студентов.
4. Исследовать влияние критичности мышления и личностной рефлексии на профессиональную идентичность студентов.
5. Выявить различия по показателям критичности мышления личностной рефлексии и профидентичности в исследуемых группах у испытуемых.
6. Разработать практические рекомендации по развитию профессионального самосознания в системе профессиональной подготовки студентов.
Теоретическая основа исследования: в своей работе мы опирались на научные работы и труды таких авторов как: Мороченкова И.А., Семенова О.М., Кашапов М.М., Шадриков В.Д., Гаряев А.В., Калинин И.Ю., Швецова А.В., Жумалиева Ж.М., Кузнецова Г.Д., Елин Е.Н., Пьянкова Г.С., Кисельман М.В., Исхаков Р.Х., Мишина Е.И., Серёгин К.С., Шнейдер Л.Б., Тараскина Т.В., Беляев О.Б., Левшин С.В.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;
- эмпирические методы:: тестирование;
- статистические методы (описательная статистика, критерий Краскела Уоллиса, регрессионный анализ, корреляция Спирмена)
Диагностические методики:
1) Методика определения рефлексивности мышления (Анисимов О.С.);
2) Опросник «Выявление ситуативного/надситуативного уровня
педагогического мышления» (Кашапов М.М., Киселева Т.Г.)
3) Методика определения уровня рефлексивности (Карпов А.В., Пономарева В.В.);
4) Дифференциальный тест рефлексивности (Леонтьев Д.А., Осин Е.Н.);
5) ) Методика изучения статусов профессиональной идентичности (Азбель А.А., Грецов А.Г.).
Эмпирической базой исследования является «НИУ БелГУ». Выборку составили студенты 3 курса, факультетов: историко-филологического, дошкольного начального и специального образования, иностранных языков, математики и естественнонаучного образования педагогического института в количестве 98 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы при организации учебного процесса в вузе, в средних специальных учебных заведениях, а также в различных формах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Проанализировав научную литературу по данной теме, и проведя исследование, можно сделать вывод о том, что эта тема ещё недостаточно исследована учёными и заслуживает особого внимания. Мы приходим к выводу, что для развития профессионального самосознания необходимо развитие критичности мышления и личностной рефлексии студента. Отметим что, для формирования личностного профессионального самосознания мы выделяем некоторые основания, а именно: критичность мышления и рефлексивное отношение молодого специалиста к себе и своей профессии является необходимым условием самообразования; рефлексия выступает необходимым условием иерархизации его мотивационно - смысловой сферы и может быть понята как важнейшая детерминанта личностного развития, в частности профессионального самосознания; разработки специалистов по развитию педагогической рефлексии у будущих педагогов, связаны в первую очередь с внедрением рефлексивных приемов в педагогическую практику и должны способствовать становлению их профессионального самосознания; развитие критичности мышления как фактора готовности будущих педагогов к творческой педагогической деятельности - это одно из важнейших условий результативного развития и актуализации творческого потенциала студентов в образовательном процессе в вузе.
В нашем исследовании подтвердилась гипотеза о том, высокий уровень критичности мышления и личностной рефлексии определяют высокий уровень развития профессионального самосознания, так как мы обнаружили влияние уровня самокритичности мышления на навязанную профидентичность; влияние уровня педагогического мышления, квазирефлексии и рефлексии настоящей деятельности на неопределенную профидентичность и влияние квазирефлексии на сформированную профидентичность. А также мы можем наблюдать связь между 55
профессиональной идентичностью студентов и типом и уровнем критичности мышления и личностной рефлексии, а именно: существует связь между навязанной профидентичностью и уровнем самокритичности, уровнем ситуативности мышления и квазирефлексией; между неопределенной профидентичностью уровнем мышления и квазирефлексией; между мораторием (кризисом выбора) и системной рефлексией; между сформированной профидентичностью и квазирефлексией. Для подтверждения нашей гипотезы мы проводили корреляционный анализ Спирмена, множественный регрессионный анализ с целью углубленного изучения влияния критичности мышления и личностной рефлексии на профессиональное самосознание студентов на основе пакета статистических программ «SPSS-13.0». Нами разработаны практические рекомендации по развитию профессионального самосознания студентов - будущих педагогов.
В нашем исследовании подтвердилась гипотеза о том, высокий уровень критичности мышления и личностной рефлексии определяют высокий уровень развития профессионального самосознания, так как мы обнаружили влияние уровня самокритичности мышления на навязанную профидентичность; влияние уровня педагогического мышления, квазирефлексии и рефлексии настоящей деятельности на неопределенную профидентичность и влияние квазирефлексии на сформированную профидентичность. А также мы можем наблюдать связь между 55
профессиональной идентичностью студентов и типом и уровнем критичности мышления и личностной рефлексии, а именно: существует связь между навязанной профидентичностью и уровнем самокритичности, уровнем ситуативности мышления и квазирефлексией; между неопределенной профидентичностью уровнем мышления и квазирефлексией; между мораторием (кризисом выбора) и системной рефлексией; между сформированной профидентичностью и квазирефлексией. Для подтверждения нашей гипотезы мы проводили корреляционный анализ Спирмена, множественный регрессионный анализ с целью углубленного изучения влияния критичности мышления и личностной рефлексии на профессиональное самосознание студентов на основе пакета статистических программ «SPSS-13.0». Нами разработаны практические рекомендации по развитию профессионального самосознания студентов - будущих педагогов.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 1999 - САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование волевого компонента в системе саморегуляции студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Специфика переживания чувства вины у сотрудников ГУ МВД России по Алтайскому краю
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



