ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ .. 7
1.1. Изучение критичности мышления в психологии 7
1.2. Личностная рефлексия как основной механизм развития
профессионального самосознания студентов 15
1.3. Особенности профессионального самосознания студентов вуза 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ И
ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 36
2.3 Рекомендации по формированию профессионального самосознания
студентов-педагогов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Коренная перестройка системы образования в России на уровнях от школы до вуза характеризуется множеством исследований в науке, связанных с изучением значимости профессии учителя, проблемой подготовки учителей и их переподготовкой, что является современной тенденцией в развитии отечественной психолого¬педагогической науки. Учитель на сегодняшний день выступает не именно в роли синтезатора знаний, но и в роли проектеранта и «инженера» условий и наличия нормального развития ребенка. В этой ассоциации увеличилась численность исследований, которые демонстрируют связь успешной реализации личности в профессии и таким качеством личности как профессиональное самосознание. Профессиональное самосознание - это комплексное личностное качество, в него входят интеллектуальные, аффективные, отношенческие и прочие составляющие. Такая сложная структурная организация позволяет раскрыть основные психологические условия развития профессионального самосознания педагогов в вузовском обучении.
Существуют педагогические исследования, в которых
профессиональное самосознание освещается в контексте самоосознания ожидаемым профессионалом своих специальных и личностных качеств и компетенций (Б.И. Горовая, Б.Б. Колосов и др.)[22]. Это самоосознание должно прийти к будущему специалисту при существовании некоторой умственной самостоятельности. Самостоятельность ума с его критичностью связывает А.А. Смирнов, критичность ума, по его мнению - умение не быть подверженным влиянию со стороны навязанным мыслям, идеям, а быть способным к их оцениванию, видению их сильных и слабых сторон, вскрывать то существенное, что них находится, и те просчеты, которые имеются в них. А.А. Смирнов еще отмечал, что критичность и самостоятельность ума становятся необходимой предпосылкой к творческой деятельности. Б.В. Зейгарник расценивает критичность как признак безутратности личностно-мотивационной сферы и говорит, что критичность состоит в обдуманности действий, сличении, проверке и исправлении своих действий в соразмерности с желаемыми результатами. Критичность мышления нераздельна с понятием «личностная рефлексия». Многие авторы представляют наличие рефлексии как конкретный, сформированный, зрелый уровень развития личности, развития ее самосознания.
Отечественные исследователи (Е.М. Васильева; В.Н. Козиев; Л.М. Митина) и известные зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) отмечают, что профессиональное самосознание - это ориентация на себя в профессиональной и трудовой сфере. На основании соотнесения образа- Профессии и образа-Я у студента складывается профессиональный образ-Я и развивается осмысление своей идентичности с выбранной профессией, возникает благоприятное расположение к своей действительной учебно¬профессиональной и предстоящей профессионально-производственной деятельности, и себя как субъекта в ней.
Таким образом, проблема становления профессионального самосознания сохраняет свою актуальность, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
В связи с этим определена проблема исследования: Является ли критичность мышления и личностная рефлексия условиями развития профессионального самосознания студентов вуза?
Цель исследования: изучить влияние критичности мышления и личностной рефлексии на развитие профессионального самосознания студентов.
Объект исследования: профессиональное самосознание студентов вуза.
Предмет исследования: критичность мышления и личностная рефлексия как условия развития профессионального самосознания личности студентов вуза.
Гипотеза исследования:
Высокий уровень критичности мышления и личностной рефлексии определяют высокий уровень развития профессионального самосознания.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ аспектов проблемы становления профессионального самосознания.
2. Оценить уровень развития критичности мышления, личностной рефлексии и профидентичности у студентов
3. Выявить связь между типом и уровнем критичности мышления, личностной рефлексии и типом профессиональной идентичности студентов.
4. Исследовать влияние критичности мышления и личностной рефлексии на профессиональную идентичность студентов.
5. Выявить различия по показателям критичности мышления личностной рефлексии и профидентичности в исследуемых группах у испытуемых.
6. Разработать практические рекомендации по развитию профессионального самосознания в системе профессиональной подготовки студентов.
Теоретическая основа исследования: в своей работе мы опирались на научные работы и труды таких авторов как: Мороченкова И.А., Семенова О.М., Кашапов М.М., Шадриков В.Д., Гаряев А.В., Калинин И.Ю., Швецова А.В., Жумалиева Ж.М., Кузнецова Г.Д., Елин Е.Н., Пьянкова Г.С., Кисельман М.В., Исхаков Р.Х., Мишина Е.И., Серёгин К.С., Шнейдер Л.Б., Тараскина Т.В., Беляев О.Б., Левшин С.В.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;
- эмпирические методы:: тестирование;
- статистические методы (описательная статистика, критерий Краскела Уоллиса, регрессионный анализ, корреляция Спирмена)
Диагностические методики:
1) Методика определения рефлексивности мышления (Анисимов О.С.);
2) Опросник «Выявление ситуативного/надситуативного уровня
педагогического мышления» (Кашапов М.М., Киселева Т.Г.)
3) Методика определения уровня рефлексивности (Карпов А.В., Пономарева В.В.);
4) Дифференциальный тест рефлексивности (Леонтьев Д.А., Осин Е.Н.);
5) ) Методика изучения статусов профессиональной идентичности (Азбель А.А., Грецов А.Г.).
Эмпирической базой исследования является «НИУ БелГУ». Выборку составили студенты 3 курса, факультетов: историко-филологического, дошкольного начального и специального образования, иностранных языков, математики и естественнонаучного образования педагогического института в количестве 98 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы при организации учебного процесса в вузе, в средних специальных учебных заведениях, а также в различных формах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Проанализировав научную литературу по данной теме, и проведя исследование, можно сделать вывод о том, что эта тема ещё недостаточно исследована учёными и заслуживает особого внимания. Мы приходим к выводу, что для развития профессионального самосознания необходимо развитие критичности мышления и личностной рефлексии студента. Отметим что, для формирования личностного профессионального самосознания мы выделяем некоторые основания, а именно: критичность мышления и рефлексивное отношение молодого специалиста к себе и своей профессии является необходимым условием самообразования; рефлексия выступает необходимым условием иерархизации его мотивационно - смысловой сферы и может быть понята как важнейшая детерминанта личностного развития, в частности профессионального самосознания; разработки специалистов по развитию педагогической рефлексии у будущих педагогов, связаны в первую очередь с внедрением рефлексивных приемов в педагогическую практику и должны способствовать становлению их профессионального самосознания; развитие критичности мышления как фактора готовности будущих педагогов к творческой педагогической деятельности - это одно из важнейших условий результативного развития и актуализации творческого потенциала студентов в образовательном процессе в вузе.
В нашем исследовании подтвердилась гипотеза о том, высокий уровень критичности мышления и личностной рефлексии определяют высокий уровень развития профессионального самосознания, так как мы обнаружили влияние уровня самокритичности мышления на навязанную профидентичность; влияние уровня педагогического мышления, квазирефлексии и рефлексии настоящей деятельности на неопределенную профидентичность и влияние квазирефлексии на сформированную профидентичность. А также мы можем наблюдать связь между 55
профессиональной идентичностью студентов и типом и уровнем критичности мышления и личностной рефлексии, а именно: существует связь между навязанной профидентичностью и уровнем самокритичности, уровнем ситуативности мышления и квазирефлексией; между неопределенной профидентичностью уровнем мышления и квазирефлексией; между мораторием (кризисом выбора) и системной рефлексией; между сформированной профидентичностью и квазирефлексией. Для подтверждения нашей гипотезы мы проводили корреляционный анализ Спирмена, множественный регрессионный анализ с целью углубленного изучения влияния критичности мышления и личностной рефлексии на профессиональное самосознание студентов на основе пакета статистических программ «SPSS-13.0». Нами разработаны практические рекомендации по развитию профессионального самосознания студентов - будущих педагогов.
1. Алиева С.И. Особенности развития критического мышления
учащихся в условиях новой образовательной парадигмы//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. 2011. № 2. С. 18-20.
2. Бабич А.И. Субъектно-личностная рефлексия подростков как объект психологического исследования//Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 9 - 2011 г.
3. Беляев О.Б. Профессиональное самосознание в интегральном исследовании индивидуальности офицера внутренних войск МВД России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ Екатеринбург 2011/ ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»
4. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук / А. А. Бизяева. - СПб, 1993.
5. Большакова О.Н. Инновационно-образовательный процесс в современном вузе// Философия образования. 2008. № 4. С. 184-190.
6. Гаряев А.В., Калинин И.Ю. Мультизадачник по физике как средство развития критичности мышления учащихся// Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2005. № 1. С. 108-118.
7. Двоеглазова М.Ю. Личностная рефлексия в поздней юности: структура// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 12. № 33. С. 322-326.
8. Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как
психологическая составляющая профессионального
становления//Фундаментальные исследования. - 2006. - №7. - С. 101-102
9. Елин Е.Н. Аналитическое мышление как особенность компетентности специалиста IT //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2-1 (32-1). С. 78-81.
10. Жумалиева Ж.М. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию критичности мышления// Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 5. С. 155-158.
11. Исхаков Р.Х. Личностная рефлексия как основа профессионального становления студентов в условиях практики//Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2013. № 3. С. 54-56.
12. Кандыбович Л.В. Становление профессионального самосознание молодого учителя// Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва 1999.
13. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. - С. 414.- М. -2000.
14. Каяшева О.И., Кравцов Г.Г. Личностная рефлексия как возрастное психологическое новообразование// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2006. № 1. С. 116-125.
15. Кисельман М.В. Педагогические условия формирования
профессионально-личностной рефлексии студентов технических
специальностей//Среднее профессиональное образование. 2012. № 1. С. 56-58.
16. Козлова Н.В. Щеглова М.С. Взаимосвязь критического мышления и психологического здоровья студентов высшей школы//Сибирский психологический журнал 2013 г. № 50
17. Кузнецова Г.Д. Пути формирования профессиональных умений
и навыков будущих педагогов на занятиях о педагогике// Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета. 2015. № 25. С. 295-297.
18. Кузьмина О.Б. Профессиональное самосознание будущих
специалистов художественно-промышленного профиля: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кузьмина Ольга Борисовна;
[Место защиты: Научно-образовательный центр Российской академии образования в г. Сочи].- Сочи, 2007.- 181 с.: ил.
19. Лебедева Е.А. Сорокина И.М. Личностная и интеллектуальная рефлексия младших школьников// В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; Научный редактор Г.Ф. Гребенщиков. Москва, 2014. С. 110-112.
20. Левшин С.В. Самосознание личности и предпосылки его развития //Ставропольский государственный университет, Россия.
21. Луцкович В.В. Специфика взаимосвязи типов мышления и субъективных особенностей понимания//Экспериментальная психология, 2013, том 6, № 3, с. 53-61
22. Масюков Н.А. Формирование профессионального самосознания
студентов педагогических специальностей: Аксиологический
подход//Автореферат диссертации кандидата педагогических наук 2001
23. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность // Педагогика : научно-теоретический журнал / Ред. В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. - 2006. - №3 2006. - с. 57-61.
24. Мишина Е.И. Психологическое сопровождение личностной рефлексии будущих специалистов //Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2012. № 1. С. 141-148.
25. Мишина Е.И. Развитие личностной рефлексии в структуре социального капитала// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 4. С. 44-51.
26. Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Оренбург 2004
27. Наконечная Е.В. Специализация как психологический фактор развития профессионального самосознания личности// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Новосибирск 2008
28. Павлова С.А. Проблема развития личностной рефлексии у будущих педагогов в системе среднего профессионального образования// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 12-1. С. 81-85.
29. Пьянкова Г.С. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум. Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 135 С.
30. Рубашенко С.А. Развитие критичности мышления будущих педагогов средствами акмеологических технологий//Научный поиск. 2013. № 4. С. 19-21.
31. Саванович В.В. Я-концепция и личностная рефлексия в
зарубежной психологии//Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и
естественные науки. 2011. № 5. С. 186-192.
32. Савчук А.В. Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ Пермский государственный педагогический университет. Пермь, 1999
33. Семенова О.М. Методы изучения критического мышления будущего учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1, 2015
34. Серёгин К.С. Исследование роли понятийного мышления в личностной рефлексии подростков// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 2-3. С. 125-137.
35. Смоляр А.И. Формирование профессионального самосознания
учителя: Диссертация на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук/Московский педагогический государственный
университет. Москва 2005.
36. Соседова О.С. Значение математических задач в развитии
критического мышления// В сборнике: Современные технологии
преподавания естественнонаучных дисциплин в системе общего и профессионального образования Сборник материалов Международного научно-практического форума. Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». 2016. С. 91-93.
37. Тараскина Т.В. Профессиональное самосознание как основа профессионализма практического психолога: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ Московский открытый социальный университет. Москва 2005
38. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности
человека. Москва 1996
39. Швецова А.В. Критичность мышления как инструмент
гендерного анализа// Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 72¬76.
40. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов// Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6
41. Шнейдер Л. Б. «Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления» Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва - 2001