Введение 5
1. Работа со звуком в документальном кино на этапе подготовительного
периода 6
2. Особенности работы звукорежиссёра на этапе съёмок 9
2.1. Работа звукорежиссёра в съёмочный период 9
2.2. Работа звукооператора во время съёмок документального фильма 10
3. Способы звукового решения, воплощающиеся согласно изначальному замыслу, и возникающие на этапе монтажно-тонировочного периода
документального фильма 13
3.1. Подход к составляющим звуковой картины в документальном кино. ...13
3.1.1. Подход к чистовой фонограмме, к различным источникам фонограммы.
13
3.1.2. Дикторский текст и речь в документальном фильме 16
3.1.3. Синхронные шумы в документальном фильме 23
3.1.4. Музыка в документальном фильме 29
3.1.5. Атмосферные и акцентные шумы в документальном фильме 36
3.2. Драматургическое значение звука в документальном фильме 43
3.2.1. Влияние звука на монтаж кинокартины 43
3.2.2. Раскрытие героя документальной картины при помощи звука, различия
в способах решения 49
Заключение 53
Библиография 54
Фильмография 55
Данная работа стремится рассмотреть подход звукорежиссёра к созданию документального публицистического фильма. Очевидно, подход к звукорежиссуре в документальном кино отличен от подхода в игровом кино. Тогда как в игровом кино техническое качество фонограммы играет такую же важную роль, как драматургия фильма в целом, в неигровом кино качество фонограммы может потерять свою важность и легко уйти по значимости на второй план. В неигровом кино можно привести множество примеров, когда информативность является ключевой подробностью в решении фильма. Многие неигровые фильмы, разумеется, создаются разными способами, чаще всего это зависит от выбранной тематики. В некоторых фильмах в решении звуковой концепции основной упор может быть сделан на текст диктора или речь героя, то есть семантической составляющей; другие картины могут служить примером того, как шумы становятся основной точки опоры звукорежиссёра в формировании и последующей реализации концепции фильма. При этом, ведущим остаётся стремление к передаче реальности, к раскрытию героя, прибегая к средствам художественной выразительности, которые либо не будут заметны зрителю, либо будут восприниматься как неотделимое от картины естественное творческое решение.
В данной работе в основном будут рассматриваться подходы к созданию картин последних 20 лет, однако будут приводиться примеры и более раннего этапа развития кинодокументалистики, поскольку основы, заложенные в них, также неизменно оставляют свой след и в кинематографе рассматриваемого периода.
В данной работе были рассмотрены различные подходы к составлению звуковой картины документального фильма, приведены примеры, иллюстрирующие их. Нельзя отрицать, что некоторые из них являются новаторскими.
В зависимости от поставленной режиссёром задачи, звукорежиссёр неигрового фильма может предлагать те или иные методы для достижения цели. Несмотря на то, что документальное кино стремится к реалистичности, следствием чего основной опорой является чистовая фонограмма, очень часто уделяется недостаточно внимания на дополнительные моменты вроде синхронных шумов или интересно обрамляющих специальных эффектов. Очень немногие также используют в необычной ипостаси и музыку, игнорируют или не оказывают должнего внимания драматургическому значению атмосферных и акцентных шумов фильма, которые, как известно, могут в корне поменять отношение и восприятие зрителем фильма. Конечно опять же, всё зависит от идеи режиссёра, от призмы его восприятия проблематики, затронутой в фильме, от стилистики, в которой он создаёт кинополотно.
В качестве итога хочется заметить, что, несмотря на сложившуюся годами концепцию создания документального фильма, создание художественной атмосферы, приближающей зрителя к происходящему на экране не является лишним или инородным. В некоторых случаях неплохим побуждением является использование тех же специальных эффектов или саунддизайна, которые используются в документальных картинах крайне редко. Поэтому, при создании фильма и формировании концепции необходимо очень подробно обговаривать с режиссёром не только драматургическую концепцию в общем, но и методы её реализации. Такой подход может способствовать открытию новых граней в областе развития документального кино, а также популяризации его и привнесения в массы.