Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЗА Б. ШЕРГИНА (ТЕКСТОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМЫ ЦИКЛИЗАЦИИ)

Работа №69214

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы161
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Б. Шергин: перспективы изучения 8
Глава 2. Проза Б. Шергина: проблемы циклизации 15
2.1 Проблема циклизации: теоретический аспект 15
2.2 Книги Б. Шергина: разделы и циклы 19
2.3 Итоговый сборник Б. Шергина: принципы циклизации31
Глава 3. Проза Б. Шергина: текстологии 43
3.1 Текстология: терминология и методология 43
3.2 Рассказы Б. Шергина: варианты и редакции 48
Заключение58
Библиография 60
Приложение 1 65
Приложение 2 78


Имя Бориса Викторовича Шергина сегодня упоминается, к сожалению, не часто. Мало кто знает и помнит творчество этого чудесного северного писателя, почти всю свою жизнь прожившего в Москве и написавшего там немало удивительных рассказов о своей далекой родине - Архангельской земле. Несмотря на то, что при жизни были опубликованы 9 сборников Шергина, литературное наследие его невелико: многие рассказы переходили из сборника в сборник, а весь корпус текстов мог бы занять всего пару томов. Но это не снижает их литературной ценности: Шергина высоко ценили хорошо знакомые с его творчеством М. Горький, Б. В. Томашеский, а его земляк, северный писатель Ф. А. Абрамов назвал его настоящим мастером слова. Рассказы Шергина публиковались в таких ведущих литературных журналах СССР, как «Нева», «Звезда», а также в «Литературной газете», он неоднократно выступал на радио, читал свои произведения в концертных залах и университетских аудиториях.
К сожалению, немногих современных филологов привлекает творчество Шергина - оно довольно скупо освещено в научной литературе. Большая часть научно-критических работ связана с биографией писателя, причем ученые при построении биографии пользуются его произведениями как источниками. Между тем, сам автор, по воспоминаниям Ю. И. Коваля, говорил о своих произведениях так: «Большинство моих рассказов - и устных и печатных - идут от первого лица - “я”. Но это не я, Борис Шергин, это - и молодой моряк, и портниха архангельская, и старуха, которую немцы заставили копать себе могилу» .
Среди биографических работ стоит отметить книгу Ю. Ф. Галкина «Борис Шергин: Златая цепь» . В ней автор, который знал писателя лично и много общался с ним, дает достаточно полную его биографию, подкрепляя ее своими мыслями по поводу его произведений. Более краткая, но в то же время более точная биография Шергина представлена в биобиблиографическом словаре «Русская литература XX века: Прозаики, поэты, драматурги» , а также в очерке жизни и творчества писателя Е. Ш. Галимовой, приложенном к биобиблиографическому указателю Шергина и главе «Окнами на север» ее монографии «Книга о Шергине»56.
Как видим, биографии писателя посвящено немало книг и статей. Однако многие из них, как уже упоминалось выше, имеют очень существенный недостаток: в качестве источников в них использованы произведения автора. Конечно, не подлежит сомнению тот факт, что многие рассказы Шергина глубоко автобиографичны. Но это значит только, что требуется отдельное исследование, в котором определялась бы степень автобиографичности этих произведений.
Другой пласт научных работ о Шергине - это исследования, посвященные поэтике его произведений. К таковым следует отнести в первую очередь монографии Е. Ш. Галимовой «Книга о Шергине» и «Земля и небо Бориса Шергина» , большая часть которых описывает художественный мир писателя. В первой главе «Книги о Шергине» описывается пространство рассказов писателя, а именно город Архангельск, в соотношении с реальным Архангельском того времени (начало ХХ века). Глава пятая («”На веках неакотором осударстве...”») посвящена сказке Шергина и его работе с фольклором. В шестой главе речь идет о языке произведений писателя . Особый интерес представляет глава четвертая «Феномен Шергина», посвященная фольклорной составляющей творчества писателя.
«Земля и небо Бориса Шергина» еще больше концентрируется на поэтике произведений писателя, а именно на образной структуре его текстов. Глава «Домострой Бориса Шергина» посвящена образу семьи в его произведениях, глава «Город архангела Михаила, древний, пречудный город...» продолжает заявленную в «Книге о Шергине» тему образа Архангельска, в главе «Без радости человеку незачем таскать свое тело» речь идет о теме радости и веселья у Шергина, а в главе «У природы лик всегда живой.» - об образе природы в творчестве писателя.
Образам героев произведений «Северного текста», к которым относят прозу Шергина, посвящена статья Л. С. Скепнер «О литературоведческом аспекте “Северного текста”» . В ней исследовательница выявляет типологические особенности героев прозы Шергина и отмечает, что основное различие прозы Шергина и Писахова заключается как раз в том, что Писахов ориентируется на героя-крестьянина, а Шергин - на героя-моряка, помора.
Схожую характеристику дает прозе писателя и Н. М. Теребихин в статье «Северный текст Б. В. Шергина» , где он также обращается к символическим образам, связанным с морской стихией.
Особое место занимает статья японского исследователя Томоко Фудзита «Шергин с японской точки зрения» , представляющая собой краткое, но довольно интересное описание сказовой манеры повествования писателя.
Еще меньше работ посвящено текстологическим аспектам творчества Шергина. К ним можно отнести только главу третью монографии Е. Ш. Галимовой «Книга о Шергине» «Судьбы книг», которая представляет собой довольно краткий обзор прижизненных сборников Шергина, и статью С. В. Петухова «Циклизация прозы Шергина» , в которой дается характеристика двум «собранным» циклам писателя: циклу «Государи- кормщики» и никогда не публиковавшемуся циклу сказок о животных «Друзья».
В статье используются материалы архива Шергина, находящегося в ИРЛИ РАН. Текстологического аспекта изучения прозы писателя также касается в главе «“Ему не будет перемены”» А. А. Горелов. Он обращается к некоторым принципам работы писателя с текстом и формирования сборников, особо подчеркивая, что книги Шергина «компонуются не как случайные сборники, но как единства. Их композиция <...> тщательно продумана» .
Проанализировав литературу, посвященную творчеству Шергина, мы приходим к следующим выводам: во-первых, творчество писателя недостаточно изучено и требует более детального рассмотрения во всех аспектах, большая часть работ посвящена биографии писателя, остальные во многом тяготеют к публицистике; во-вторых, совершенно необходимыми остаются текстологические исследования творчества Шергина.
К этой лакуне в изучении его текстов и будет обращена эта работа. Цель ее - установить основной источник произведений Шергина и определить композиционную структуру его текстов. Для этого мы проведем текстологический анализ некоторых рассказов Шергина, сопоставив все их варианты и редакции, а также сопоставим структуру сборников, на основе этого сопоставления проследим историю формирования разделов-циклов Шергина и охарактеризуем все циклы произведений писателя.
Таким образом, предлагается следующая структура работы: первая глава посвящена перспективам изучения творчества Шергина; во второй речь пойдет о принципах циклизации его прозы и о том, как от сборника к сборнику меняется состав разделов-циклов; в третей главе от изменений в группировке текстов мы перейдем к изменениям внутри самих текстов - она будет посвящена текстологическому анализу рассказов писателя. От более крупных различий между сборниками мы будем двигаться к более мелким - от различий, которые проявляются на уровне циклов, к различиям на уровне текстов.
Объектом изучения будут являться сами тексты произведений Шергина во всех девяти прижизненных сборниках, а также циклы или разделы, по которым тексты распределяются в каждом из сборников. Предметом изучения становится циклизация произведений Шергина, изменения структуры циклов и самих текстов его произведений внутри каждого из циклов.
Новизна работы заключается в том, что до сих пор никто из исследователей прозы Шергина не обращался к текстологическому анализу его произведений. Если же говорить о циклизации, то исследования, касающиеся этого аспекта творчества Шергина, обращались только к тем циклам его произведений, которые изначально были задуманы как циклы и меньше всего подвергались изменениям: «Государи-кормщики» и неопубликованный цикл сказок о животных «Друзья». Однако наша гипотеза такова: остальные разделы его последних сборников тоже являются циклическими образованиями.
Практическое применение данной работы очевидно - и выбор итоговой структуры циклов, и текстологическая подготовка необходимы для корректного издания произведений Шергина, которого по сей день не существует.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наш вердикт таков: хорошо подготовленное научное издание совершенно необходимо для дальнейшего изучения творчества Шергина. Маленьким шагом в сторону его создания становится эта работа. Однако необходим также тщательный анализ рукописей автора, поскольку, как показало даже наше исследование, прижизненные сборники несвободны от опечаток и редакторских ошибок. Кроме того, тексты требуют подробного комментария, разъяснения непонятных современному читателю реалий, диалектных и устаревших слов. Такая работа отчасти была проделана самим автором - многие прижизненные издания его сопровождались словарем диалектных слов. Но исчерпывающим такой автокомментарий назвать, конечно, нельзя.
В данной работе мы выяснили, что в качестве основного источника как для структуры сборника, так и для самих текстов следует использовать книгу «Запечатленная слава», предпоследний прижизненный сборник Шергина. В этом сборнике наиболее полно представлена структура циклов писателя. Эта структура формировалась постепенно от сборника к сборнику, однако разделы в ней следует признать циклами, сверхжанровыми единствами, поскольку тексты в каждом из них собраны не случайно, это сознательный выбор автора, который привносит новое в смысл этих произведений.
Одним из доказательств этого становится то, что так же, как меняются циклы от сборника к сборнику, меняются и тексты внутри них. Шергин одинаково работает и над текстами произведений, и над их расположением в сборнике. Если же говорить о самих текстах, то здесь следует выделить три основные редакции произведений Шергина, а за основную для последующих публикаций признать третью, которая представлена в сборниках «Океан-море русское» и «Запечатленная слава».
Таким образом, цели, поставленные нами во введении, можно считать достигнутыми: мы доказали, что разделы в книгах Шергина следует считать именно циклами, проследили историю их формирования, а также историю работы автора над текстами внутри них. Мы установили основной источник текстов и композиционной структуры сборников Шергина. Им является, как уже было сказано выше, сборник «Запечатленная слава».
Итак, в качестве вывода можно сказать, что творчество Шергина требует глубокого и многостороннего изучения, маленьким кирпичиком в котором может считаться и эта работа.



1. Шергин Б. У Архангельского города, у корабельного пристанища: Сб. старин. М., [1924].
2. Шергин Б. Шиш Московский / худож. А. Самохвалов. М.; Л.: Госиздат, 1930.
3. Шергин Б. Архангельские новеллы / предисл. и рис. Б. В. Шергина. М.: Совет. писатель, 1936.
4. Шергин Б. У песенных рек / худож. Б. В. Шергин. М.: Гослитиздат, 1939.
5. Шергин Б. Поморщина-корабельщина / худож. А. Усачев. М.: Совет. писатель, 1947.
6. Шергин Б. Поморские были и сказания / вступит. статья
Н. Емельяновой; худож. В. А. Фаворский, А. Ф. Билль. М.: Детгиз, 1957.
7. Шергин Б. Океан-море русское: Поморские рассказы / [предисл.
А. Югова; послесл. В. Сякина; худож. В. Бродский]. М.: Молодая гвардия, 1959.
8. Шергин Б. Океан-море русское: Поморские рассказы. / [предисл.
А. Югова; послесл. В. Сякина; худож. В. Бродский]. М.: Молодая гвардия, 1961.
9. Шергин Б. Запечатленная слава: Поморские были и сказания / предисл. автора. М.: Совет. писатель, 1967.
10. Шергин Б. Гандвик - Студеное море: Сказы, были, новеллы/ вступ. ст. В. Сякина; худож. А. Т. Наговицын. Архангельск: Сев.-зап. кн. изд-во, 1971.
11. Шергин Б. Гости с Двины: [Былины, сказания] / предисл. Б. Шергина; худож.: А. Билль, М. Чуракова, Ф. Константинов, В. Фаворский. М.: Дет. лит., 1970.
12. Шергин Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1-4. М.: НО «ИЦ «Москвоведение», 2012-2015.
Научная литература
13. Благой Д. Типы советских изданий русских писателей-классиков // Вопросы текстологии: Сб. ст.. М., 1957. С. 5-28.
14. Вьюгин В. Идеальная текстология (Несколько замечаний к теории и практике критики текста) // Текстологический временник. Русская литература ККвека: Вопросы текстологии и источниковедения. М., 2009. С. 550-569.
15. Дарвин М. Европейские традиции в становлении понятия цикла // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. М., 2003. С. 38-49.
16. Дарвин М. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983. Дарвин М. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории: На материале поэзии первой половины Х!Х в. Красноярск, 1988.
17. Дарвин М., Тюпа В. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск, 2001.
18. Егорова О. Развитие цикла и жанровые трансформации в русской прозе первой половины XX века. Астрахань, 2006.
19. Лихачев Д. Текстология: Краткий очерк. М.; Л., 1964.
20. Лихачев Д. Текстология на материале литературы X-XVI веков. СПб., 2001.
21. Ляпина Л. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб., 1999.
22. Нечаева В. Проблемы установления текстов в изданиях литературных произведений XIX и XX веков // Вопросы текстологии: Сб. ст.. М., 1957.
С. 29-88.
23. Опульская Л. Эволюция воззрений автора и проблема выбора текста // Вопросы текстологии: Сб. ст.. М., 1957. С. 89-154.
24. Основы текстологии / под. ред. В. Нечаевой. М., 1962.
25. Рейсер С. Основы текстологии. Л., 1978.
26. Спиридонова Л. К вопросу о типах изданий // Текстологический временник. Русская литература ХХвека: Вопросы текстологии и источниковедения. М., 2009. С. 15-21.
27. Томашевский Б. Писатель и книга: Очерк текстологии. М.; Л., 1928.
28. Тюпа В. Градация текстовых ансамблей // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. М., 2003. С. 50-63.
29. Фоменко И. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.
30. Сапогов В.Цикл // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 492.
31. Янушкевич А. Три эпохи литературной циклизации: Бокаччо - Гофман - Гоголь // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 2(3). С. 63-81.
32. Ingram F. Z. Representative short story cycles of the Twentieth century. Paris, 1971.
33. MustardH. M. The lyric cycle in German literature. New York, 1946.
34. http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke6/ke6-2331.htm (Краткая литературная энциклопедия)
Научная и критическая литература о Шергине
35. Абрамов Ф. Б. В. Шергин // Абрамов Ф. Слово в ядерный век. М., 1987. С. 416-426.
36. Абрамов Ф. В краю родникового слова // Абрамов Ф. Слово в ядерный век. М., 1987. С. 179-182.
37. Борис Викторович Шергин: Биобиблиографический указатель. Архангельск, 2006.
38. Галимова Е. Земля и небо Бориса Шергина. Архангельск, 2008.
39. Галимова Е. Книга о Шергине. Архангельск, 1988.
40. Галимова Е. Наследие Бориса Шергина в современной России // Наследие Бориса Шергина: Сб. статей. Архангельск, 2004. С. 3-16.
41. Галкин Ю. Борис Шергин: Златая цепь. М., 1982.
42. Горелов А. «Ему не будет перемены» // Соединяя времена. М., 1978. С. 161-190.
43. Дегтярева В. Борис Шергин: генезис литературного творчества. М., 2003.
44. Дюжев Ю. Б. В. Шергин // История русской прозы Европейского Севера первой половины ККвека. Петрозаводск, 2002. С. 174-200.
45. Журавлева А. Островский и Шергин // Северный текст в русской культуре: Материалы международной конференции, Северодвинск, 25-27 июня 2003 г.. Архангельск, 2003. С. 127-134.
46. Коваль Ю. Веселье сердечное // Новый мир. 1988. №1. С. 152-172.
4 7 . Орлицкий Ю. Прозаическая миниатюра в составе «Северного текста» // Северный текст в русской культуре: Материалы международной конференции, Северодвинск, 25-27 июня 2003 г.. Архангельск, 2003. С. 108¬115.
4 8 . Петухов С. Циклизация прозы Шергина // Наследие Бориса Шергина: Сб. статей. Архангельск, 2004. С. 38-51.
4 9. Скепнер Л. О литературоведческом аспекте «Северного текста» // Северный текст в русской культуре : Материалы международной конференции, Северодвинск, 25-27 июня 2003 г.. Архангельск, 2003. С. 13-19.
50. Теребихин Н. Северный текст Б. В. Шергина // Северный текст в русской культуре: Материалы международной конференции, Северодвинск, 25-27 июня 2003 г.. Архангельск, 2003. С. 134-141.
5 1. Фудзита Т. Шергин с японской точки зрения // Наследие Бориса Шергина: Сб. статей. Архангельск, 2004. С. 52-54.
52. Харитонов А. Шергин Б. В. // Русская литература XX века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь: в 3 т. М., 2005. Т. 3. С. 708-710.
53. Шульман Ю.Борис Шергин: годы в Архангельске // Наследие Бориса Шергина: Сб. статей. Архангельск, 2004. С. 16-27.
54. Шульман Ю. Запечатленная душа: Очерк жизни и творчества Бориса Шергина. М., 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ