Введение 3
Глава I. Использование различных видов народного
декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы 8
1.1. Виды художественной обработки материалов доступные для
изучения в школе 8
1.2. Технические и художественные возможности освоения
приемов художественной обработки волокнистых материалов в школе 17
Глава II. Научно - методические основы организации учебных и
кружковых занятий по художественной обработке материалов в общеобразовательной школе 27
2.1. Методика и организация занятий по художественной
обработке волокнистых материалов в школе 27
2.2. Теоретическое и экспериментальное обоснование
содержания занятий по художественной обработке материалов 42
Глава III. Описание творческой части дипломного исследования... 49
3.1. Особенности вязания Лешуконских узоров 49
3.2. Этапы работы над творческой частью дипломного
исследования 55
Заключение 59
Библиографический список 60
Приложения 65
Проблема исследования на современном этапе определяется необходимостью воспитания личности ребенка, способного воспринимать и преобразовывать действительность « по законам красоты». Это можно осуществить различными путями, в том числе и путем научно - методической организации занятий по художественной обработке волокнистых материалов на основе народных традиций.
Народное декоративно-прикладное искусство активно влияет на формирование художественного вкуса ребенка, обогащает профессиональное искусство. Творчество народных мастеров способствует сохранению исторически сложившихся эстетических принципов и трудовых умений и навыков. Лучшие традиции народного и декоративно-прикладного искусства сохранялись и передавались в каждом промысле как образец вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.
Необходимость данного исследования определяется и отсутствием на данном этапе в сельских школах научно обоснованного содержания деятельности педагогов и учащихся в кружках художественной вышивки.
В последнее время остро стоит вопрос о приобщении школьников к народной культуре, ее истории, традициям. Хочется обратить особое внимание на тот факт, что при значительном разнообразии научных концепций и содержании ведущих исследований по данной проблеме, практически отсутствуют исследования направленные на изучение местной региональной культуры.
С учетом этих проблем мы сформулировали тему исследования: «Особенности проведения занятий по художественной обработке волокнистых материалов с учениками средних классов общеобразовательной школы».
Определяющее значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы комплексного развития личности имели работы: Е.А. Ануфриева, МС.Кагана, Р.И. Косолапова, В.А. Разумного, И.Т.Фролова. и др. В теории учебно-воспитательного процесса мы опирались па научные труды С.И. Архангокьского, Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, И.Д Зверева, И.Л.Лернера, М.Н.Скаткина, В.С. Сластенина и др.
Но вопросам общей и возрастной психологии данное исследование опирается на труды: Л.С. Выготского, П.Я. Галъпериыа, Л.В.Замкова, Е.И. Игнатьева, А.Г.Коналева, В.А.Крутецкого, А Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Я.Ракицкого, Д.В.Эльконина и др.
Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василснко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.ТКлимовой, Г.С.Масловой, М.А. Некрасовой, Е.И.Прибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др. Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в историческом, этнографическом, философском, эстетическом,
искусствоведческом, социальном и педагогическом аспекте.
Наше исследование так же опиралось на научные труды: А.Д.Алехина, Г.В.Беды, Г.Г Воробьева, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, Б.В.Нешумова, Н.Н.Росговцева, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Е.В.Шорохова, Б.П.Юсова. и др. А так же на публикации по проблемам сельской школы Ю.А.Артюняна, Т.Г. Богдановой, В.М Величкиной, П.А. Жильцова, Т.В.Корниловой и др.
Выявляя значение, влияние и места народного творчества в процессе формирования и развития личности мы обращались к исследованиям С.М. Гаджимурадова, М.К. Даутова, Н.В. Ефремичевой, В.В. Корешкова, С.Н.Новикова, М.В.Соколова, Р.У.Тебуева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой. и др.|
Цель исследования: заключается в разработке научно-методических основ проведения занятий по художественной обработке волокнистых материалов в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс обучения школьников декоративной деятельности на занятиях кружка по художественной обработке волокнистых материалов.
Предмет исследования: содержание, методы и дидактические средства проведения занятий по художественной обработке волокнистых материалов в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: проведения занятий по художественной обработке волокнистых материалов в общеобразовательной школе будет осуществляться более эффективно если:
- На занятиях художественной обработке волокнистых материалов учащиеся школ последовательно изучают технологические процессы по изготовлению декорированных изделий, от общего ознакомления к естественнонаучному обоснованию и практическому использованию в изделиях.
- Процесс проведения занятий по художественной обработке волокнистых материалов в общеобразовательной школе у учащихся взаимосвязан с производственным трудом по изготовлению изделий и опорой на опыт народных мастеров.
- На практических занятиях используется сочетание различных методов, направленных как на изучение народных традиций и технологических приемов, так и на формирование умений и навыков в процессе выполнения заданий.
- Методы и формы обучения художественной обработки волокнистых материалов должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся школьного возраста.
- Определена система личностных и социально-значимых учебных заданий, ориентированная на разный уровень сложности, индивидуальные особенности и запросы ученика.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить историю декоративно-прикладного и народного искусства и влияние его на развитие личности, формирование творческих качеств школьников.
2. Сделать анализ системы, условий и возможностей работы кружка по художественной обработке волокнистых материалов в условиях школы.
3. Выявить научно-теоретические основы формирования умений и навыков в процессе занятий по художественной обработке волокнистых материалов.
4. Разработать формы и методы занятий кружка с учетом изучения национального декоративно-прикладного искусства и народных традиций.
5. Определить возможности использования местных материалов на занятиях со школьниками, с учетом их возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей, с целью углубления знаний, формирования умений и навыков, духовно - эстетического развития учащихся.
6. Экспериментально апробировать сложившеюся систему обучения декоративно-прикладному искусству и предложить рекомендации по совершенствованию обучения детей в условиях кружковой работы в школе.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ведущие положения философии, психологии, педагогики, искусствоведения, социологии, учения о комплексном развитии и взаимодействии обучения воспитания и развития личности, публикации о народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве, истории культуры, краеведению, постановления и документы о народном образовании.
Методы исследования:
- Изучение педагогической, научной, методической и методологической литературы по рассматриваемой проблеме, издания в этой области.
- Изучение учебных планов, программ для школ.
- Анализ деятельности учащихся на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов, и ее влияние на развитие творческих способностей и формирование умений и навыков школьников.
- Разработка и проведение педагогического эксперимента по предлагаемой программе кружка, выявить роли индивидуальных заданий для формирования умении и навыков школьников в процессе занятия по художественной обработке волокнистых материалов.
1. Артемьева, Е. Наряд допетровской Руси./ Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм.- 2005.- Ж5.- С.5-34
2. Ахияров, К. Ш. Изучение, обобщение и распространения передового опыта школ по трудовому воспитанию учащихся. / Учитель Башкирии. -1979. - № 5 - 154с.
3. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом « Университет», 2000. - 112 с.
4. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988.
- 256с.
5. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя.
- М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
6. Загвязинекий, В. И. Педагогическое творчество учителя. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.
7. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / Издательство «Истоки» 2005
8. Ивановская, В.И. Русские орнаменты / Издательство "В. Шевчук".- 2006.- 224 с.
9. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Белые Альвы.- 2005.- 64 с.
10. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
11. Кузин В. С. Психология: Учебник для студ. сред. спец. уч. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.
12. Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс]
http://www.rosdesign.com.- 2008. 20 мая
13. Пушкарева, Н. Л. Венчик золотный, кичка низанная. [Электронный ресурс] /http://afield.org.ua .- 2008. - 30 марта.
14. Русский народный женский костюм: [Электронный ресурс] http://letopisi.ru.- 2007.- 10 октября.
15. Русский традиционный костюм иллюстрированная
энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006.-400 с., ил..
16. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян: [Электронный ресурс] / .- 2008. - 12 февраля
17. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб. Питер, 2003. - 508 с.
18. Славянские лица: [Электронный ресурс]/ http://www.bolesmir.ru.- 2007.- 20 ноября
19. Славянские рушники: [Электронный ресурс]
/http://plamyasvargi.narod.ru.- 2007.- 20 ноября
20. Старинные узоры русской вышивки: [Электронный ресурс] / http://lubimoe-delo.ru.- 2006. - 5 ноября
21. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
22. Технология: Учебник для учащихся 5 класса
общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2003. - 256 с.
23. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд., стер. - М. - Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1997. - 414 с.
24. Молотобарова, О. С. Учите детей вышивать : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
25. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования : - 3 изд. / Р. С. Немов - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
26. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый, В. И. Журавлев, М. Л. Портнов, Л. Ф. Спирин, М. Г. Тайчинов, Н. Е. Щуркова, А. Ф. Меняев, В. В. Воронов, Л. П. Крившенко, Ю. Б. Зотов, А. А. Елизарова, Л. П. Ашихмина, И. В. Крупина, З. К. Шнекендорф ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.
27. Радченко, И. В. Педагогическое творчество учителя / Народное образование. 1985. - № 7. - с. 78 - 82.
28. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.
29. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2. - 256 с.
30. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.). - М.:
Просвещение.,1971. - 432 с.
31. Филатов Ф. Р. Общая психология : справочник. Ростов-на-Дону : Феникс,2005. - 448 с.
32. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с., ил.,16 л. вкл.
33. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии.- 1986.- №2.
34. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
35. Лаптев Г. Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа и производство. - 2003. - №5. - с 84 - 85
36. Молева Г. А. Богданова Н. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда)// Школа и производство. - 2000. - №3. - с 64 - 66
37. Овечкин В. П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. - Брянск, 1998. - 238 с.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 712 с.
39. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Akademia, 2002. - 366 с.
40. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XII вв.-Л., Аврора, 1971.-127 с , ил.
41. Рождественская СБ. Русская народная художественная традиция в современном обществе. - М.: Наука, 1981.-206 с , ил.
42. Рождественский К.И. Советское декоративное искусство. -М.: Советский художник,1975.-295с.:ил
43. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетика природы ремесла. Народное искусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество. -М.: Советский художник 1985.-190 с : ил.
44. Разина Т.М. Русское народное творчество: Проблемы
декоративного искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1970.-255с.:ил.
45. Рондели Л. Д. Декоративно - прикладное искусство.- М.:Просвещение,1984.-144 с: ил.
46. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в ппсоле.-2-е изд., доп. И перераб.-М.: Просвещение, 1980.-239 с, ил.
47. Русское, декоративное искусство: В Зх т./ Под.ред Леонова А.И.- М.: Академия художеств СССР, 1962.-504с.:ил. Т.2 1963.-695с.:ил, т.З.-М Искусство, 1965. 434с.:ил.
48. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 199