ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ 10
1.1 Сущность, принципы и национальные модели корпоративного управления 10
1.2 Проблемы развития национальных моделей корпоративного управления 28
1.3 Корпоративное управление предприятий как объектов инвестирования 41
2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 54
2.1. Отражение информационной прозрачности в существующих
рейтингах корпоративного управления 54
2.2. Формирование рейтинговой оценки корпоративного управления
на основе его информационной прозрачности 71
3. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ ИХ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 86
3.1 Опыт рейтинговой оценки предприятий на основе информационной прозрачности корпоративного управления 86
3.2. Отражение информационной прозрачности корпоративного управления в оценке стоимости и цены инвестиционного капитала 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 138
ПРИЛОЖЕНИЯ 147
2
Актуальность темы исследования. Современный этап развития экономических систем разных стран характеризуется многократным увеличением масштабов инвестируемых капиталов, расширением географического пространства этих вложений и появлением новых форм и механизмов привлечения и использования инвестиций.
В соответствии с теорией фирмы основной источник эффективности управления состоит в способности организации решать проблемы агентских отношений и связанных с ними издержек между принципалами (собственниками) и агентами (менеджерами). На языке агентской теории отделение собственности от управления приводит к возникновению агентских конфликтов, которые могут повлечь за собой существенное ухудшение результатов деятельности фирмы.
Способы устранения противоречий во взаимоотношениях между различными экономическими агентами в процессе функционирования фирмы как акционерного общества являются предметом и составной частью системы корпоративного управления.
Национальную систему корпоративного управления принято именовать его моделью [40]. Несмотря на многообразие существующих в мире моделей, их можно разбить на три основные группы: англо¬американскую, германскую и японскую.
Наиболее важной специфической характеристикой российской модели корпоративного управления можно назвать извлечение доходов от акционерной собственности не через прибыль (что характерно для англо¬американской модели), а через контроль доминирующего собственника над финансовыми потоками предприятия. С помощью механизмов трансфертного ценообразования прибыль головного предприятия систематически выводится на компании, аффилированные с доминирующим акционером или с высшими менеджерами головного предприятия. При этом очевидным образом игнорируются интересы не участвующих в управлении предприятием «младших» акционеров, к которым также относятся и работники.
Вопросы эффективности управления, прибыльности и открытости компании, обеспечения защиты прав акционеров имеют существенное значение при оценке инвестиционной привлекательности отдельного предприятия, что не может не влиять на принятие решений об инвестировании в российскую экономику в целом. При этом права акционеров и их защита обеспечиваются, прежде всего, должной постановкой корпоративного управления, которое предполагает своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией. Только при надлежащем уровне корпоративного управления компаний может быть обеспечена их инвестиционная привлекательность, инвестор должен быть уверен в безопасности своих вложений и в охране своих прав как собственника.
Высокий уровень корпоративного управления позволяет снизить риски инвесторов, способствует привлечению средств в форме инвестиций для развития эффективно работающих компаний, повышая их инвестиционную привлекательность. В свою очередь доступность капитала является существенным фактором для обеспечения роста экономической прибыли и увеличения стоимости компании. Тем самым обеспечивается переток капитала, создаются стимулы для собственников и менеджеров к повышению эффективности работы, созданию конкурентоспособных товаров и услуг.
Последние годы характеризуются активной деятельностью со стороны российского государства по разработке прогрессивного корпоративного законодательства, в частности, разработан и рекомендован к применению Кодекс корпоративного поведения. Недостаточное развитие отечественного фондового рынка и связанная с ним информационная закрытость большинства российских компаний, игнорирование топ-менеджментом правил корпоративного поведения порождают недоверие инвесторов и, как следствие, дефицит инвестиционного капитала.
Увеличение информационной прозрачности как основы для развития инвестиционной привлекательности компании, способствует повышению ее конкурентоспособности.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью разработки рейтинговой оценки информационной прозрачности корпоративного управления с учетом особенностей отечественного законодательства в этой сфере.
Состояние научной разработанности проблемы. Теоретическую базу исследования проблемы агентских издержек и связанной с ней проблемы корпоративного управления составили труды таких известных зарубежных ученых, как О. Уильямсон, Р. Коуз, У. Меклинг, Г. Демсец, М. Дженсен, Д. Нортон, Р. Каплан, М. Накамура. Ими показано, что основной источник эффективности управления состоит в способности решать проблемы агентских отношений и связанных с ними издержек между принципалами (собственниками) и агентами (менеджерами), а также дана характеристика различных страновых моделей корпоративного управления. Исследованию направлений развития систем корпоративного управления в условиях глобализации экономики, адаптации сложившихся зарубежных систем применительно к российским условиям посвящены труды отечественных исследователей таких, как А. Радыгин, В. Гутник, И. Беликов, Г. Мальгинов, А. Шихвердиев, Н. Гусятников. Проблемы учета рисков инвестирования при расчете цены и стоимости капитала нашли отражение в работах Р. Линга, Ф. Модильяни, М. Миллер, Ю. Бригхем, В. Ковалева, В. Новодворского, Е. Патрушевой, Т. Тепловой.
Проведенное исследование уровня корпоративного управления на основе его информационной прозрачности как слагаемого инвестиционной привлекательности предприятия позволяет сделать следующие выводы.
1. Корпоративное управление предложено рассматривать как систему взаимоотношений и взаимодействий между менеджерами компании, ее владельцами (акционерами), инвесторами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон (кредиторов, партнеров, клиентов, персонала компании, региональных властей и т.д.).
2. В развитых рыночных экономиках сложились три базовые модели корпоративного управления - англо-американская, германская и японская. Ни одна из этих моделей не является совершенной, имея свои достоинства и недостатки.
В последнее время наметилась тенденция сближения моделей корпоративного управления (взаимное заимствование различных компонентов и механизмов, т.е. не столько односторонняя рецепция, а конвергенция) в странах с развитой рыночной экономикой. В то же время попытки трансплантации институтов (имитации импорта институтов), связанные с политическими и идеологическими соображениями, но не учитывающие реалии национальных традиций и экономико - правовых особенностей, обычно заканчиваются неудачей.
Рассмотренные в диссертационной работе достоинства и ограничения, а также тенденции сближения моделей корпоративного управления в странах с развитой рыночной экономикой с учетом принципов национальных предпринимательств представляют большой интерес и для России, где идет формирование эффективной, с учетом сохранения российской особенности, модели корпоративного управления. Сегодня это является главным условием создания благоприятного инвестиционного климата в стране и важнейшим элементом конкурентоспособности российских компаний.
3. Наиболее важной специфической характеристикой формирующейся российской модели корпоративного управления является извлечение доходов от акционерной собственности не через прибыль (характерно для англо¬американской модели), а через контроль доминирующего собственника над финансовыми потоками предприятия.
При этом фундаментальной задачей, с точки зрения государства, является рассмотрение корпоративного управления в контексте защиты и гарантий прав собственности (прав инвесторов, прав акционеров) и обеспечение баланса интересов (прав) всех участников корпоративных отношений. Именно в данном контексте корпоративное управление рассматривается как важнейшее институциональное условие экономического роста страны в целом.
4. При оценке инвестиционной привлекательности отдельного предприятия и решении вопросов об инвестировании в российскую экономику в целом вопросы эффективности управления, прибыльности и открытости компании, обеспечении защиты прав акционеров приобретают все большее значение. При этом анализ структуры собственности, отношения с финансово заинтересованными лицами, финансовая прозрачность и раскрытие информации, состав и практика работы совета директоров, имеют в последнее время для инвестиционных фондов более важное значение, чем размер компании и даже ее текущая прибыль.
Поэтому анализ качества корпоративного управления становится важной составляющей при выборе объекта инвестирования.
5. На основе анализа существующих вариантов ранжирования дано определение рейтинга корпоративного управления как показателя риска инвестирования, связанного с качеством и уровнем корпоративного управления компании. Введены разграничения рейтинга корпоративного управления и кредитного рейтинга.
Указаны новые возможности и целый ряд преимуществ для участников рынка (потенциальных инвесторов, акционеров и менеджмента компании), обусловленных введением в обращение рейтинга корпоративного управления.
6. Проведенный анализ существующих методик составления рейтингов корпоративного управления наглядно иллюстрирует различия в подходах к оценке практики корпоративного управления, их сильные и слабые стороны. Методики (кроме разработанной инвестиционным банком Brunswick UBS Warburg) слабо учитывают российские реальности, составлены в основном (кроме агентства Standard & Poor's и Российского института директоров и рейтингового агентства «Эксперт - РА») непосредственными участниками рынка ценных бумаг, что порождает возможность манипуляций итоговыми значениями, и наконец, методики (за исключением разработанной банком Brunswick UBS Warburg) являются закрытыми, т.е. инвестор не может оценить значение (вес) анализируемых параметров в итоговых значениях рейтингов корпоративного управления.
1. Алексеев А. Лебедянцев И. В поисках эффективного корпоративного управления // Управление компанией. 2002. № 2. С. 60.
2. Андрианова Л.Н. Рейтинг ценных бумаг: основы теории и практика: Дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2002.
3. Анохин С. Особенности управления корпоративными финансами // Финансовый бизнес. 2000. № 6. С. 26.
4. Багов В.П. Методика оценки эффективности стратегии корпоративной системы по обобщенным характеристикам // Финансы. 2000. №11. С.
59.
5. Батлер У.Э. Основные черты Российского акционерного общества и американской корпорации // Государство и право. 1998. № 7. С. 81.
6. Батчиков С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике // Российский экономический журнал. 1997. № 8.
С. 12.
7. Беликов И. Рейтинг привлекательности // Консультант. 2005. № 3. С. 23.
8. Беликов И. Зарубежный опыт корпоративного управления // Журнал для акционеров. 2000. № 9. С. 15.
9. Беликов И. Кодекс корпоративного управления: содержание, статус и механизмы реализации // Рынок ценных бумаг. 2000. № 17. С. 55.
10. Беликов И. Основные модели корпоративного управления в странах с развитой рыночной экономикой // http://www.corpgovuz.org
11. Беликов И. Собственники и менеджеры // http://www.rid.ru/
12. Беликов И. Хорошее корпоративное управление: кто заплатит премию? // Рынок ценных бумаг. 2004. № 5(260). С. 27.
13. Беляева И.Ю., Эскиндаров М. А. Корпоративные формы хозяйствования в российской экономике и проблемы взаимодействия менеджмента и мелких акционеров // Финансы и кредит. 2000. № 10. С. 44.
14. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. К.: Ника-Центр. 1999.
138
15. Блохина Т. Рынок институциональных инвестиций: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 2000. №1. С. 156.
16. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс / Под ред. Ковалева В.В. СПб.: Экономическая школа. 1998.
17. Брюханов Д.Ю. К вопросу о проблемах, моделях и тенденциях развития корпоративного управления // Свет науки молодой: Материалы международ. науч.-практ. конф. / Ярославль. 2003. С. 3.
18. Брюханов Д.Ю. Влияние практики (качества) корпоративного управления на инвестиционную привлекательность // Современные аспекты экономики. 2004. № 5 (56). С. 5.
19. Брюханов Д.Ю. Требования к построению рейтингов корпоративного управления российских компаний // VI Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых. Сб. науч. тр. Архангельск. Поморский гос. ун-т. 2004. С. 288.
20. Брюханов Д.Ю. Анализ рейтингов корпоративного управления российских компаний // Экономика современной России: теоретические и методические подходы к решению актуальных проблем развития: Материалы международ. науч.-практ. конф. / Иваново. 2004. С. 4.
21. Брюханов Д.Ю. Оценка уровня корпоративного управления и инвестиционной привлекательности ряда предприятий Ярославского региона // Современные аспекты экономики. 2005. № (). С .
22. Брюханов Д.Ю. Взаимосвязь уровня корпоративного управления и стоимости компаний Ярославского региона // Современные аспекты экономики. 2005. № (). С .
23. Газин Г. Корпоративное управление в России: реальное конкурентное преимущество // Вестник McKinsey. 2003. № 1(3). С. 29.
24. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. М.: Дело. 1997.
25. Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России. М.: Альпина. 1999.
139
26. Готовац С., Денисова М., Бобров А. Технологии рейтингов // Ремедиум. 2002. № 6. С. 19.
27. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
28. Грэй Ч.В., Хэнсон Р.Дж. Корпоративные отношения в Центральной и Восточной Европе. Уроки рыночной экономики развитых стран. - В кн.: Корпоративное управление и права акционеров. М.: ИНФРА-М. 1994.
29. Денчук А.Е. Совершенствование методов комплексной оценки инвестиционной привлекательности промышленных предприятий: Автореф. дис.канд. эконом. наук. - Ярославль, 2000.
30. Долгопятова Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности (опыт эмпирического исследования) // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 46.
31. Индикаторы денежного рынка // Эксперт. 2005. № 18. С. 123.
32. Ионцев М.Г. Акционерные общества: Правовые основы. Имущественные отношения. Управление и контроль. Защита прав акционеров. М.: Ось -
89. 2003.
33. Капелюшников Р. Собственность и контроль в российской промышленности: некоторые итоги опроса российских предприятий // Рынок ценных бумаг. 2001. № 20. С. 33.
34. Как привлечь инвестиции? // Рынок ценных бумаг . 1999. №1. С. 10.
35. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. М.:ИД ФБК-ПРЕСС. 2001.
36. Кирьян П. Кто кого прозрачнее // Эксперт. 2001. № 7. С. 50.
37. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
38. Колягин А., Лимитовский М. Долгосрочная рыночная информация для инвестиционных аналитиков // Рынок ценных бумаг. 2004. №7. С. 46.
140
39. Кондратьев В. Корпоративное управление: особенности и тенденции развития // Проблемы теории и практики управления. 2002. №1. С. 30.
40. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Catallaxy. 1993.
41. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС». 2000.
42. Кочетыгова Ю. Корпоративному управлению - новое качество // Информ курьер связь. 2001. № 11. С. 18.
43. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле. М.: АО «ДИС». 1994.
44. Кузнецов Б., Симачев Ю. Основные направления и факторы реструктуризации промышленных предприятий. М.: 2001.
45. Кумбс П., Уотсон М., Кампос К. и др. Цена корпоративного управления // Вестник McKinsey. 2003. № 1(3). С. 39.
46. Кэхилл Дж.А., Спайдер Дж.П. Подходы к определению рыночной цены частных компаний // Проблемы теории и практики управления. 1998. №5. С. 92.
47. Леонов Р. «Враждебные поглощения» в России: опыт, техника проведения и отличие от международной практики // Рынок ценных бумаг. 2000. № 24. С. 35.
48. Лимитовский М., Паламарчук В. Стоимость собственного капитала российской корпорации // Рынок ценных бумаг. 1999. №18. С. 49.
49. Линг Р.В Основы анализа и оценки бизнеса / Учебные материалы. М.: Valuation Center for Central and Eastern Europe. 1997.
50. Лосев С. В. Учет конфликтов интересов при эмиссии ценных бумаг // http://www.mirkin.ru
51. Методика расчета рейтинга корпоративного управления (CORE-рейтинг) // http://www.iclg.ru
52. Методика расчета рейтинга корпоративного управления Standard & Poor's // http://www.standardandpoors.ru
141
53. Методические рекомендации по составу и форме представления сведений о соблюдении кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ. Распоряжение ФКЦБ от 30 апреля 2003 г. № 03-849/р. // Вестник ФКЦБ России. 2003. № 5. С. 26.
54. Методика расчета рейтинга корпоративного управления «РИД-Эксперт РА» // http://www.rid.ru
55. Новодворский В.Д., Клестова Н.В., Шпак. А.В. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы. 2003. № 4. С. 64.
56. О внесении изменений и дополнений в положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное постановлением федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.07.2003 № 03-32/пс. Постановление ФКЦБ от 24 декабря 2003 г. № 03¬49/пс. // Вестник ФКЦБ России. 2003. № 12. С. 23
57. О внесении изменения и дополнения в уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг. Федеральный закон № 23-ФЗ от 4 марта 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 10. Ст. 966.
58. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР № 948-1 от 22 марта 1991 г. // Бюллетень нормативных актов. 1992. № 2-3.
59. О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ. Постановление ФКЦБ от 1 апреля 2003 г. № 03¬19/пс // Вестник ФКЦБ России. 2003. № 5. С. 36.
60. О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Постановление ФКЦБ от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс. // Вестник ФКЦБ России. 2003. № 9. С. 32.
61. О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения. Распоряжение ФКЦБ от 4 апреля 2002 г. № 421/р. // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4. С. 41.
142