ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Особенности формирования ответственности у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Влияние нормативной проектной деятельности на формирование
ответственности у старших дошкольников 21
1.3. Педагогические условия формирования ответственности у старших
дошкольников в нормативной проектной деятельности 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
НОРМАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностика уровня сформированности ответственности у старших
дошкольников 38
2.2. Содержание работы по формированию ответственности у старших
дошкольников в нормативной проектной деятельности 48
2.3. Анализ результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная российская действительность ежедневно доказывает, что в
обществе происходит значительные перемены, затронувшие все области жизнедеятельности: экономическую, политическую и социальную. А на этапе развития
демократического общества существует потребность в активных, самостоятельных, предприимчивых и ответственных гражданах. Именно в период дошкольного возраста происходит начало формирование личности ребѐнка, а также предпосылки еѐ дальнейшего развития, и от дошкольных образовательных организаций
требуется сделать акцент на воспитание ответственности, самостоятельности молодого поколения.
Политические и экономические реформы, происходящие в нашей стране,
значительно повышают значимость личной ответственности человека за события,
происходящие в его жизни и жизни общества в целом. Так, реформирование и
модернизация приводят к актуализации проблемы формирования ответственности
в подрастающем поколении.
Термин ответственность является центральным понятием в философии,
права, морали, социальных науках, в бизнесе. Ответственность – это способность
предвидеть последствия своего поведения и исправить то же самое на основании
этого положения. Ответственность предполагает свободу выбора, при котором он
может предвидеть вероятное положение дел, а также, при желании, избегать последствий этих дел.
Ответственность является основой качественной жизни человека и общества. Любая работа, любое действие и решение имеет последствия и зависит от
нас самих. Воспитание ответственности у детей является долгосрочной задачей,
которая требует самоотверженности. Развитие способности отвечать за свои действия, связан с достижением личной автономии, приобретѐнной с детства, и пониманием взаимосвязи между причиной и следствием.4
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач является формирование
ответственности ребѐнка, эта задача должна быть решена в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Так, в старшем дошкольном возрасте ребѐнок
должен быть способным к принятию собственных обдуманных решений, анализировать своѐ поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.
Научно-теоретическая значимость исследования проблемы формирования
ответственности у старших дошкольников обусловлена тем, что несмотря на
большое количество трудов, посвящѐнных исследованию воспитания ответственности личности как отечественных (Л.И. Божович, 3.Н. Борисова, В.А. Горбачѐва,
К.А. Климова, В.С. Мухина, Л.И. Дементий и др. ), так и зарубежных (Л. Котберг,
Ф. Хайдер, Дж. Роттер, Ж. Пиаже и др. ) учѐных вопрос о становлении данного
качества личности в дошкольном возрасте остаѐтся не разрешѐнным в педагогической науке.
Фундамент исследований проектной деятельности заложен в работах отечественных учѐных (П.Ф.Каптерев, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.И. Шульгина и
др.). На современно этапе было так же посвящено не мало трудов проектной деятельности (П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотуцев, Н.Е. Веракса, и др.). Современное изучение проектной деятельности как формы развития ответственности у старших дошкольников представлено в работах М. Эпштейн, К.Н. Поливановой, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, и др. Н.Е. Веракса в своѐм труде «Проектная
деятельность дошкольников» писал, что именно нормативная проектная деятельность является важным направлением по позитивной социализации детей, а ответственность является одним из компонентов этой социализации.
Проектная деятельность позволяет содействовать развитию познавательных
и творческих способностей ребѐнка, а также способности самостоятельно разрабатывать план своих действий и нести ответственность за результат. Успешность
проекта полностью зависит от отношения ребѐнка к нему. Так, в проекте реализу5
ется три главных принципа формирования ответственности: обучение жизненным
навыкам, возможность выбора, чувство собственного достоинства. При работе
над проектом ребѐнок получает практические навыки, при выборе темы проекта
ребѐнок отталкивается от своего осознанного выбора, при правильной работе над
проектом у ребѐнка будет развиваться чувство компетентности и контроля, что в
дальнейшем будет способствовать формированию ответственности у ребѐнка.
Дошкольный возраст не рассматривается как сенситивный период, в котором развитие человека достигает своей оптимальной стадии, но считается, что
именно дошкольный возраст, является важным, чтобы начать воспитание ребѐнка.
(Берк 2003; Nuthbrown, 2006). В этом возрасте развиваются базовые ценности, отношения, навыки поведения и привычки. А в отечественных работах сенситивным периодом возникновения ответственности, согласно З. Н. Борисовой, В.А.
Горбачѐвой, В.С. Мухиной и др., считается возраст от 3 до 7 лет, то есть дошкольный возраст, в связи с этим основываясь на позиции упомянутых авторов,
полагаем допустимым говорить об основах или начальных, формам ответственности, а кроме того о необходимости исследования и теоретического обоснования
педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в нормативной проектной деятельности.
Значимость и актуальность рассматриваемой проблемы стала причиной для
определения темы исследования: «Формирование ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности».
Проблема исследования – при каких педагогических условиях формирование ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности наиболее эффективно. Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования – процесс формирования ответственности у старших
дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности.6
Гипотеза исследования – формирование ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности будет эффективным, если:
‒ при планировании и организации работы учитывать интересы и потребности старших дошкольников, а также мотивировать их к деятельности;
‒ систематически осуществлять взаимодействие субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей и воспитанников;
‒ способствовать благоприятному психологическому климату в группе.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования ответственности у старших дошкольников.
2. Раскрыть влияние нормативной проектной деятельности на формирование ответственности у старших дошкольников.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирование ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: В исследовании приняли участие
дошкольники Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32 с. Стрелецкое» Белгородского района Белгородской области, старшая группа. Общее число испытуемых 20 детей.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Библиографический список содержит 70 наименований источников.
Во введении даѐтся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень еѐ разработанно7
сти, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется
гипотеза, даѐтся обзор методов исследования.
В первой главе мы рассмотрели особенности формирования ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности. Рассмотрели влияние нормативной проектной деятельности на формирование ответственности у старших дошкольников. Затем представили педагогические условия, которые способствую формированию ответственности у старших дошкольников.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию
ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности» мы изучили уровень ответственности у старших дошкольников, апробировали педагогические условия, провели повторно диагностику уровня сформированности ответственности у старших дошкольников.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме –
проблеме воспитания ответственности у старших дошкольников. В теоретической
части «Основы формирования ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности» рассмотрены вопросы об особенности формирования ответственности, определены понятия ответственности в психологии и
педагогики. Развитие ответственности основано на развитии волевых качеств. В
дошкольном возрасте происходит становление волевых качеств: ребѐнок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Ответственность ребѐнка 6–7-
летнего возраста проявляется: в понимании ребѐнком значимости выполнения деятельности; в эмоциональном переживании морального удовлетворения; целенаправленном, самостоятельном характере действия при выполнении деятельности.
Проектная деятельность способствует развитию познавательных интересов,
коммуникативных, нравственных качеств, а именно в нормативном проекте происходит становление социальной нормы. Нормативная проектная деятельность
имеет непосредственное влияние на формирование ответственности старшего
дошкольника.
В связи с поставленной гипотезой о том, что формирование ответственности у старших дошкольников наиболее эффективно при условии, если при планировании и организации работы учитывать интересы и потребности старших дошкольников, а также мотивировать их к деятельности; если систематически осуществлять взаимодействие субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей и воспитанников; способствовать благоприятному психологическому
климату в группе, было проведено исследование. Был разработан и апробирован
нормативный проект формирования ответственности у старших дошкольников.
Представлены методы исследования, результаты диагностики, дан сравнительный анализ полученных данных, а также сделаны общие выводы.63
В результате исследования поставленная гипотеза нашла своѐ подтверждение. Полученные данные являются основой для дальнейших исследований по
данной проблеме.
Таким образом, следует отметить, что поставленная цель достигнута, а задачи работы решены.
1. Авторский коллектив Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: Издательство "Детство-Пресс", 2010.
2. Алфёров А.Д. Формирование ответственного отношения к учению: Учебное пособие к спецкурсу. - Ростов: Редакционно-издательский совет Ростов- ского-на-Дону государственного педагогического института, 1984.
3. Артамохина О.В. Проект как метод взаимодействия педагогов, роди¬телей и детей в ДОО // Управление ДОУ. - Москва: Творческий Центр Сфера, 2016 г. - №9 (124).
4. Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г., Детство: примерная общеобразова-тельная программа дошкольного образования. - Санкт-Петербург: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
5. Бабаева Т.И. Римашевская Л.С., Как развивать взаимоотношения и со¬трудничество дошкольников в детском саду. - Санкт-Петербург: [б.н.], 2012.
6. Бабко С.Ю. Проектная деятельность в ДОУ - наиболее эффективная форма работы с дошкольниками и их родителями // Дошкольная педагогика / ред. Ермолаев С.Д. - Санкт-Петербург: "Детство-пресс", май 2016 г.. - с. 63-64.
7. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - Москва: Сфера, 2007.
8. Богатырёв А.И. Теоретические основы педагогического моделирова-ния. - Москва: Издательский дом "Образование и наука".
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - Москва: Рос. акад. образования, 2001.
10. Борец Т. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. - https://vk.com/ranneerazvitie.
11. Борисова З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания от¬ветственности у детей дошкольного возраста: автореф. канд.дис. . - Липецк: [б.н.], 1953.
12. Веракса Н.Е. Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений . - Москва: "Мозаика Синтез", 2014. - с. 64.
13. Виноградова Н.А. Панкова Е.П., Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - Москва: [б.н.], 2008.
14. Волкова М.С. Деятльностно-ценностные задачи в проектной деятель¬ности младших школьников // Педагогические технологии. - 2011 г.. - №2. - с. 58¬63.
15. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
16. Воронин В. Бесплатные обеды и очередь в университеты Как устроена самая продвинутая система школ — финская // МЕДУЗА. - июль 2016 г.. - 2017 г. - https://meduza.io/feature/2016/07/24/besplatnye-obedy-i-ochered-v-universitety.
17. Выготский Л.С. Психология. - Москва: Педагогика, 1987.
18. Генералова О.Ю. Гроголева О.А., Психологический Практикум. Ощущение. Восприятие. Представление. - Омск: Издание ОмГУ, 2004. - с. 52.
19. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Москва: АСТ, Харвест, 1998.
20. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответствен¬ности у детей старшего дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педаго¬гических наук . - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2008.
21. Дементий Л.И. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2007 г.. - №1.
22. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жиз-недеятельности. - Москва: Просвещение, 2005. - с. 25.
23. Демин В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды // Мо-ниторинг образовательного процесса. - 2000 г.. - №4. - с. 35-39.
24. Дергунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - Москва: Центр педагогического образования, 2013. - с. 144.
25. Деркунская В.А. Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Проектная деятель¬ность. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. По¬собие для педагогов. - Москва: Просвещение, 2012. - с. 108-127.
26. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - Москва: [б.н.], 2006.
27. Емельянова М.Н. Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ // Дошкольная педагогика / ред. Ермолаев С.Д. - Санкт-Петербург: "Детство-пресс", ноябрь 2016 г. - №9 (124). - с. 9-16.
28. Ермолаева Н.В. Основные ошибки при реализации проектной дея-тельности с детьми. // Справочник старшего воспитателя. - 2015 г.. - №1. - с. 10-13.
29. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 2008.
30. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного ме-тода в начальной школе // Начальная школа. - 2012 г.. - №2.
31. Игнатьев Е.И. Лукин И.С., Громов М.Д., Психология, пособие для пе¬дагогических училищ. - Москва: Издательство "Просвещение", 1965.
32. Ильин В.В. Разумова А.Е., Моральные абсолюты в нормативном со-знании // МГУ. Сер. "Философия". - Москва: [б.н.], 1992 г. - №5.
33. Ильин Е.П. Психология воли. - Санкт-Петербург: Питер, 2009.
34. Килпатрик У.Х. Метод проекта. - 1918.
35. Киселёва Л.С. Данилина Т.А., Лагова Т.С., Проектный метод в дея-тельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - Москва: АРКТИ, 2003. - с. 96.
36. Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учре-ждения. Пособие для руководителей и практических работников в ДОУ. -
Москва : [б.н.], 2010.
37. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. Фор¬мирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного воз¬раста . - Москва : [б.н.], 1968.
38. Кольберг Л. Очерки нравственного развития . - 1981.
39. Кривошеева О.Р. Практические аспекты формирования социальной ответственности: учебное пособие. - Омск : СибГУФК, 2010.
40. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. - 2007 г.. - №3. - с. 9-15.
41. Куцакова Л.В. Мерзлякова С.И., Воспитание ребёнка-дошкольника. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
42. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учебное пособие . - Сургут : СурГПУ, 2014.
43. Левшина Н.И. Роль проектной деятельности в речевом развитии до-школьников // Дошкольная педагогика. - Санкт-Петербург: "Детство-пресс", 2014 г.. - №8 (103). - с. 12-14.
44. Леушина А.М. Дошкольная педагогика. - [б.м.] : Пед. институт им. Герцена, 2009.
45. Лобанова В. Тимошенко А., Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементами проектной деятельности // До-школьное воспитание / ред. Гризик Т.И.. - Иркутск : Издательский дом "Воспита¬ние дошкольника", 2014 г.. - 12. - с. 99-103.
46. Лосева В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников // Дошкольная педагогика / ред. Ермолаев С.Д.. - Санкт-Петербург: "Детство-пресс", май 2016 г.. - с. 22-25.
47. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие . - Москва : ТЦ Сфера, 2012. - с. 128.
48. Макаренко А.С. Педагогические сочинения . - Москва : Педагогика, 1984. - Т. 4.
49. Махмутов М.И. Проблемное обучение . - Москва : [б.н.], 1975.
50. Мещерякова Б.Г. Зинченко В.П. Большой психологический словарь . - Москва : Прайм-Еврознак, 2003.
51. Мея Р. Словарь терминов по психологическому консультированию. -
2010.
52. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью: Учебное пособие . - Москва : "Высшая школа", 1990. - с. 144 с..
53. Михайлова З.А. Винокурова И.Г., Новикова В.К., Педагогическая поддержка позитивной социализации старших дошкольников в проектной дея-тельности // Дошкольная педагогика / ред. Ермолаев С.Д.. - Санкт-Петербург : "Детство-пресс", май 2016 г.. - с. 14-16.
54. Новиков А.М. Новиков Д.А., Методология . - Москва : Синтег, 2007.
55. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учрежде¬нии: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов . - Москва : АРКТИ, 2003. - с. 110.
56. Петрова В.И. Стульник Т.Д., Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет . - Москва : "Мозаика-Синтез", 2015. - с. 80.
57. Пиаже Ж. Психология интеллекта . - Санкт-Петербург : "Питер", 2003. - с. 192.
58. Полат Е.С. Бухаркинна М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования . - Москва : [б.н.], 2004.
59. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения . - Москва : Академия, 2008. - с. 392.
60. Поливанова К.И. Проектная деятельность . - Москва : Просвещение,
2011.
61. Почебут Л.Г. Мейжис И.А., Социальная психология: учебник для ВУ¬
Зов . - Санкт-Петербург : Питер, 2017.
62. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие . - Москва : Центр "педагогический поиск", 2006.
63. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии . - Москва : [б.н.], 1998.
64. Сидорова Т.Н. Особенности социальной ответственности у старше-классников // Вопросы психологии. - 1987 г.. - №5.
65. Сиротюк А. Л. научно-методическое сопровождение интеллектуаль-ной одарённости. Учебное пособие . - Москва : Директ-Медиа, 2014.
66. Степанова А., Борейко Е., Филоненко Л., Развитие и воспитание детей . - https://vk.com/razvitie_detei.
67. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии . - Москва : Издательство "Просвещение", 1995.
68. Урунтаева Г.А Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений . - Москва : Издательский центр «Академия», 2011.
69. Урунтаева Г.А. Детская психология . - Москва : Издательский центр "Академия", 2006. - 6-еизд., перераб. и доп..
70. Эльконин Д.Б. Детская психология . - Москва : Издательский центр "Академия", 2007. - 4-е издание, стереотипное.