Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Работа №69207

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы130
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ 11
АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Социально-трудовая абилитация детей с интеллектуальной 11 недостаточностью как предмет научного анализа
1.2. Практико-ориентированный подход в социально-трудовой 27 абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в интернатных учреждениях
2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АБИЛИТАЦИИ 40 ВОСПИТАННИКОВ ГБСУСОССЗН «БОЛЬШЕТРОИЦКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
2.1. Опыт и проблемы организации социально-трудовой 40
абилитации в доме-интернате для умственно отсталых детей
2.2. Практико-ориентированная модель социально-трудовой 61
абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в интернатных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Актуальность проблемы исследования. Одним из приоритетных направлений адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью является создание условий социально-трудовой абилитации. Только социально-трудовая абилитация воспитанников интернатных учреждений для умственно отсталых детей, направленная на коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития и профессиональную подготовку, сможет обеспечить возможность их трудоустройства.
Социально-трудовая абилитация детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с трудовой подготовкой их нормально развивающихся сверстников вызвана необходимостью ее усиления в целях коррекции развития и подготовки воспитанников интернатных учреждений к полноценному участию в трудовой жизни в современных социально-экономических условиях развития общества.
Задачами социально-трудовой абилитации детей с отклонениями в умственном развитии являются: усиление мотивированного жизненно- заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (чувства самостоятельности, ответственности; умения работать в коллективе; коррекция и компенсация средствами трудовой и профессиональной подготовки недостатков физического и умственного развития и готовности к производительному труду, позволяющей выпускникам работать на производстве).
В настоящее время, по данным Управления специального образования Министерства образования Российской Федерации, в стране функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом около 300000 человек [9]. Трудоустройство выпускников этих учреждений проблематично, так как они не выдерживают конкуренции на рынке труда со своими нормально развивающимися сверстниками.
Человек с отклонениями в интеллектуальном развитии, как любой гражданин, имеет право на труд, но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности, а, следовательно, организации процесса социально-трудовой адаптации.
Задачам социально-трудовой абилитации лиц с интеллектуальной недостаточностью наиболее полно отвечает образовательно-адаптационная и коррекционная среда школы-интерната.
Практика показывает, что правильно созданные в данных учреждениях условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить воспитаннику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности. Эта среда может компенсировать ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы-интерната выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Степень научной разработанности проблемы. Социология труда, трудовой занятости, их влияние на формирование личности в норме и патологии получили освещение в исследованиях Е.Г. Антосенкова,
B. П. Мошняги, В.В. Новикова, Ф. Тейлора, Ж.Т. Тощенко, Э.Н. Фетисова и др. Трудовая занятость людей с задержкой интеллектуального развития характеризуется в работах Н.Ф. Дементьевой, A.B. Кораблева, A.B. Паршутина.
Социально-трудовая абилитация инвалидов с интеллектуальной недостаточностью напрямую соотносится с проблемой их профессиональной подготовки, профессиональной ориентацией и переобучением. Эти положения отражены в публикациях О.С. Андреевой, A.A. Грачева,
C. А. Мельникова, В.В. Петрова B.C. Сазонова, Д.П. Рязанова.
В отечественной науке С.Я. Батышевым, С.А. Косиловым,
Б.Ф. Ломовым, A.M. Новиковым, К.К. Платоновым разработана целостная система, способствующая трудовой подготовке лиц с полноценной психофизиологией, позволяющей осваивать мобильные (способные к переносу в различные производственные ситуации) умения и навыки. Исследованием специфики воспитания у умственно отсталых подростков интереса и склонности к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, занимались В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Б.К. Клюшников, В.В. Коркунов, C.JI. Мирский, Б.И. Пинский, A.B. Политова, A.M. Щербакова. Разработкой специфических требований к организации трудового обучения и его коррекционной направленности занимались Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Б.Н. Пинский и др. В ряде исследований раскрываются проблемы адаптации умственно отсталых детей с учетом возрастной принадлежности и условий пребывания в условиях интерната (А.А. Модестов, Н.Ф. Дементьева, Л.Н. Поперечная, Т.Н. Исаева, М.И. Жинько, А..В. Орлов).
О роли специальной школы в социально-трудовой адаптации писали И.М. Бгажнокова, Н.Н. Малофеев А.М. Щербакова.
Вместе с тем, проблема социально-трудовой абилитации детей с интеллектуальной: недостаточностью с позиции теории и практики социальной работы рассматривалась недостаточно полно. Важно определить факторы успешной социально-трудовой абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью, ее составляющие (мотивацию, интересы, специальные навыки и др.), которые изменяются в процессе социально-трудовой абилитации и могут способствовать «интеграции в общество данной категории детей.
Объект исследования - социально-трудовая абилитация.
Предмет исследования - практико-ориентированная направленность социально-трудовой абилитации детей с интеллектуальной
недостаточностью в интернатных учреждениях.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать практико-ориентированную модель социально-трудовой абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в интернатных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы социально-трудовой абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в интернатных учреждениях;
- выявить специфику социально-трудовой абилитации воспитанников Большетроицкого дома-интерната для умственно отсталых детей;
- разработать практико-ориентированную модель социально-трудовой абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в интернатных учреждениях.
Теоретико-методологической основой исследования является общенаучные методологические принципы развития и системности, фундаментальные принципы деятельного подхода в процессе изучения личности воспитанников интернатных учреждений для умственно отсталых детей, принципы комплексного системно-структурного подхода при изучении специфики социально-трудовой абилитации детей с отклонениями в развитии.
Теоретическими источниками исследования стали философские концепции, концепции общей и специальной психологии и педагогики, а также психофизиологии труда (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, A.H Леонтьев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов), о ведущей роли профессионально-трудового обучения в подготовке умственно отсталых детей к жизни и труду в обществе (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский и др.), о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский), о роли специально организованного (коррекционного) обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в решении вопроса их социально¬трудовой абилитации (Д.И. Азбукин, Т.А. Власова). А также современная теория трудового обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью (Г.М.Дульнев, C.JI. Мирский, Г.Н. Мерсиянова, Б.И. Пинскийи др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), концепция трудовой подготовки умственно отсталых детей в интернатных учреждениях специального образования (Е.М. Старобина, C.JI. Мирский, A.M. Щербакова и др.).
Методы исследования. В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы: анализ общей и специальной психолого¬педагогической, социологической литературы, анализ педагогической и медицинской документации, наблюдение, изучение продуктов деятельности воспитанников Большетроицкого детского дома-интерната для умственно отсталых детей, экспертный опрос и беседа с воспитанниками детского дома- интеранта. Обработка материалов исследования проводилась при помощи методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования. Основой информационной базы исследования явились официальные нормативно-правовые документы: Конвенция о Правах ребенка (1989), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971), Конституция Российской Федерации (1993); Федеральные законы: Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (2013); Семейный кодекс Российской Федерации (1995); Об основных гарантиях прав ребенка (1998); Об образовании (2013); О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995); и др.; постановления Правительства Российской Федерации: Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; О детском доме-интернате для умственно-отсталых детей и др.
Важным источником документальной информации при подготовке дипломной работы явились публикации в периодической печати и интернет сайтов по вопросам создания специальной адаптационно-коррекционной среды и моделях трудовой подготовки в интернатных учреждениях для умственно отсталых детей, обеспечивающих решение проблем социально- трудовой абилитации этой категории детей.
Основная часть эмпирической информации извлечена автором из результатов нескольких социологических исследований, проведенных в виде опросов в 2015-2017 годах в Большетроицком детском доме-интернате для умственно отсталых детей, в том числе:
1. Результаты экспертного опроса специалистов, занятых в системе социальной защиты детей с интеллектуальной недостаточностью. Выборка была основана на принципах позиционного анализа и охватывала около 30 человек. Из них одну третью часть опрашиваемых составили психологи, логопеды, дефектологи, работающие непосредственно с умственно отсталыми детьми, одну треть социальные работники и психологи учреждений социальной защиты населения, одну треть - специалисты учреждений специального образования. Анкета включала блоки вопросов: формы социально-трудовой абилитации; специфика и проблемы трудовой подготовки лиц с интеллектуальной недостаточностью.
2. Результаты устного опроса старших воспитанников детского дома- интерната. Было опрошено 25 человек. Анкета включала три блока вопросов: об уровне информированности о возможной профессии и трудоустройстве после выпуска; о потребностях в различных видах помощи; об интересах детей к трудовой деятельности, желаемых профессиях .
3. Результаты массового опроса «Отношение общества к детям с интеллектуальной недостаточностью и возможностях их трудоустройства». Выборка опроса составила 48 респондентов.
4. В работе использованы результаты повторного анализа аналогичных исследований по проблемам отношения общества к лицам с интеллектуальной недостаточностью и проблемах их социально-трудовой адаптации, проведенных в других регионах Российской Федерации, как опубликованные в печати, так и извлеченные автором из диссертационных исследований.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретические основы социально-трудовой абилитации умственно отсталых детей, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления коррекционной работы с данной группой воспитанников в аспекте теории и практики социальной работы. В ходе исследования: обосновано понятие социально-трудовой абилитации применительно к умственно отсталым детям; определены условия оказания воспитанникам интернатных учреждений
дифференцированной помощи в социально-трудовой абилитации; выявлены условия успешной социально-трудовой абилитации умственно отсталых детей в условиях интернатных учреждениях; представлены обобщенные результаты исследования в виде классификации, характеристик воспитанников выделенных типологических (в социально-трудовой абилитации) групп, дифференцированных рекомендаций, обеспечивающих эффективные условия системы социально-трудовой абилитации умственно отсталых детей в процессе их подготовки к самостоятельной трудовой деятельности.
С целью усиления практико-ориентированной направленности социально-трудовой абилитации автором разработана модель социально-трудовой абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях интернатного учреждения, которая позволяет с достаточной достоверностью выявить особенности овладения воспитанниками знаниями и практическими навыками, составляющие трудовые и профессиональные умения, как показатель степени овладения квалификацией рабочего на доступном их возможностям уровню.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-методических советах Большетроицкого детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
Автором исследования были разработаны не только научно-теоретические аспекты социально-трудовой абилитации умственно отсталых детей, но и разработана и апробирована практико-ориентированная модель социально-трудовой абилитации умственно отсталых детей в условиях интернатного учреждения.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из важных средств коррекции недостатков психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью является труд. Соответственно одной из технологий социальной работы с такими детьми является социально-трудовая абилитация - использование процедур, связанных с трудовой деятельностью, для формирования у детей с интеллектуальной недостаточностью знаний и навыков, которые в обычной ситуации позволяют им компенсировать дефект.
Абилитация - многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.
Абилитация - это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель абилитации - достижение индивидом по возможности более высокой функциональной активности, не приобретенной им от рождения. В настоящее время в Российской Федерации абилитация определена как комплекс государственных социально-экономических, медицинских, юридических, педагогических и иных мероприятий по включению больных и инвалидов в активную социальную, общественную и трудовую деятельность.
Важным фактором коррекции и последующей социализации являются методы социально-трудовой абилитации детей и технология содействия созданию и деятельности родительских объединений. Отличительной особенностью абилитации инвалидов является не подстройка их личностных возможностей и социального потенциала под некий облегченный низкоквалифицированный профессионально-трудовой стандарт, а развитие тех индивидуальных возможностей, пусть даже и необычных, которые могут быть использованы обществом в профессиональном плане, стать социальным вкладом и способом интеграции.
Социально-трудовая абилитация умственно отсталых детей во многом зависит от их физического здоровья, психических и личностных особенностей, условий социальной среды.
Социально-трудовую абилитацию затрудняют: степень умственной отсталости; структура интеллектуальных функций, уровень вербального интеллекта и памяти; неадекватность самооценки; высокая степень зависимости в выборе ценностных ориентаций от ближайшего социального окружения; отклонения и нарушения в психомоторном развитии, личностные характеристики и состояние здоровья в целом.
В прогностическом отношении благоприятными факторами социально¬трудовой абилитации детей с интеллектуальной недостаточностью являются относительная сохранность восприятия, развитие наблюдательности и зрительно-пространственной ориентации.
Социально-трудовая абилитация направлена на формирование трудовых навыков. Технология социально-трудовой абилитации инвалидов включает ряд форм: трудовую занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство. В основу разграничения этих форм положен организационно-правовой принцип, под которым подразумевается соответствие клинического статуса и функциональных возможностей умственно отсталого ребенка требованиям, предъявляемым ему характером и условиями труда.
Таким образом, социально-трудовая абилитация лиц с интеллектуальной недостаточностью, заключается в том, чтобы подготовить личность, обладающую социально значимыми качествами, определенными знаниями и профессиональными навыками, способную адаптироваться в коллективе и повседневной жизни.
Применительно к интернатному учреждению для умственно отсталых детей необходимо внедрение элементов политехнизации в обучение воспитанников с целью более эффективного решения главной задачи специального (коррекционного) образовательного учреждения - комплексного воздействия на развитие аномального ребенка для коррекции и компенсации его умственной недостаточности и улучшения подготовки к трудовой деятельности в социуме.
К основным средствам социально-трудовой абилитации относятся: система занятий ручным трудом младших воспитанников; система профессионально-трудовой подготовки старших подростков; комплекс целенаправленных воспитательных мероприятий, направленных на формирование у детей навыков бытового труда (в семье, в интернате) и навыков самообслуживания.
Весь процесс социально-трудовой абилитации, организуемый в интернатном учреждении, должен быть направлен на то, чтобы каждый воспитанник ясно знал свое с место в трудовом процессе, представлял, что и зачем он делает, осознавал, что его работа - необходимая часть общего труда. Профессионально-трудовое обучение включает в себя: трудовую
пропедевтику, профессиональную ориентацию и профессионально-трудовое обучение.
Социально-бытовой труд организовывается на всех возрастных этапах развития воспитанников интерната. Формирование навыков
самообслуживания направлено на соблюдение личной и общественной гигиены; уход за личными вещами; уборка игровой комнаты, спальни; дежурство, уход за растениями и животными, помощь на кухне.
Общественно-полезный труд связан с различными формами общественно-полезной деятельности. В ходе всего процесса социально-трудовой абилитации целенаправленно развивается восприятие, память и воображение, мышление и речь, мелкая и общая моторика, формируется ловкость, чёткость выполнения операций, воспитывается организованность, Важным является то, что в ходе социально-трудовой абилитации воспитывается интерес и наклонность к выбору профессии.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества воспитанников; целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма.
Цели и задачи программы трудовой абилитации: освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения клиентов в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основных овощных; цветочных; плодово¬ягодных культур; формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений; развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур; ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве; цветоводстве; животноводстве.
Возраст клиентов, участвующих в реализации данной абилитационной программы от 18 до 35 лет - отделение молодых инвалидов. Сроки реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 79 часов.
Ожидаемые результаты: формирование навыков эффективной совместной деятельности; здоровый образ жизни; развитие волевых качеств; развитие социально-бытовых навыков; положительное отношение к миру вещей, явлений; усвоение культуры социальных отношений; формирование положительной коммуникативной культуры (знание форм речевых обращений) клиентов; усвоение социальных норм отношений; развитие самоуправления; нравственное направление личности; развитие физических качеств: управление своим здоровьем, развитие навыков по организации личной гигиены, соблюдение правил самоконтроля поведения в различных ситуациях; владение социально-бытовыми умениями и навыками по организации самообслуживания; знание этикета поведения; принятие ответственности за последствия своих действий и поведения; профессиональная ориентация.
Опыт работы в Большетроицком доме-интернате для умственно отсталых детей и результаты социологических исследований, проведенных нами, показывают, что у умственно отсталых детей снижена
работоспособность, гибкость мышления и творческое воображение, преобладает высокая утомляемость, истощаемость. Поэтому в доме- интернате, где коррекционная направленность - одна из главных принципов социально-трудовой абилитации, формирование положительного отношения к труду приобретает особо важное значение. Коррекционный компонент реализуется эффективно в том случае, когда трудовая задача внутренне принимается воспитанниками, имеет конкретную цель, выполняется с желанием, когда воспитанник получает удовлетворение от своего труда. Только в этих условиях воспитанники дома-интерната могут в полной мере проявить свои способности, приложить значительные усилия, а это, в конечном счёте, обеспечивает их всестороннее развитие как личностей.
Опираясь на результаты проведенных прикладных социологических исследований об особенностях и факторах успешности социально-трудовой абилитации умственно отсталых детей, нами была разработана модель социально-трудовой абилитации воспитанников в условиях детского дома- интерната для умственно отсталых детей.
Модель социально-трудовой абилитации направлена на достижение эффективных результатов и призвана соответствовать стандартам защиты прав инвалидов, а также располагать многообразным набором средств для гибкой адаптации к индивидуальным потребностям и особенностям психофизического и умственного развития каждого воспитанника. Модель должна включать количественное определение и обеспечивать возможности для эффективного измерения и контроля качества социально-трудовой абилитации воспитанников.
Созданные в доме-интернате условия позволяют воспитанникам овладеть определенным уровнем практической деятельности в зависимости от степени нарушения интеллекта: элементарные навыки трудовой и практической деятельности, самообслуживание и реализация навыков для жизни, профессионально-трудовая подготовка.



1. Декларация о правах инвалидов: Утверждена Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 [Электронный ресурс]/ http://law.edu.ru/norm/norm. 1312098 ot-01122014- n-419-fz-o/
2. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги
инвалидам. Издание официальное. ГОСТ Р 53059-2014.Национальный стандарт российской федерации [Электронный ресурс]/
http: //pandia.ru/text/79/268/1583. php
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. От 29.12.2015) [Электронный ресурс]/ http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01122014-n-419-fz-o/
4. О долгосрочной целевой программе Белгородской области
«Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление правительства
Белгородской обл. от 23.10.2010 N 353-пп[Электронный ресурс]/ http://zakon- region.ru/belgorodskaya-oblast/6318/
5. Адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями: теория и практика / Л. Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 5. - С. 4-10
6. Баранова, Т. Ф. Формирование социального поведения у детей с нарушением интеллекта / Т. Ф. Баранова // Логопед. - 2015. - № 8. - С. 10-17
7. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников./ С.Я. Батышев //Вопросы теории и методики. - М., 2010.
8. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспектива развития// Дефектология, № 3. М.: 2004, С.51-54
9. Бгажнокова И.М. Стандарт образования и система измерителей знаний в школе для детей с нарушениями интеллекта //Адаскин Б.И. Дефектология.- 2017. № 3. С. 12-32
10. Безюллева Г.В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации).- М.: ИРПО, 2013. 132с.
11. Белякова, И.В., Петрова, В. Г. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов [Текст] / И.В. Белякова, В. Г. Пертова. - М., 2007.
12. Белявский Б.В., Гаспарян A.C. Обучение детей-инвалидов в системе профобразования, [Текст] / МАДИ, 2015
13. Белявский Б.В. Из опыта работы вспомогательных школ
Российской. Федерации по трудовому обучению[Текст] // Дефектология, №5,
2011. -С. 48-52
14. Бондарь В.И., Пинский Б.И. О влиянии условий самоконтроля на формирование двигательных навыков у учащихся вспомогательной школы[Текст]// Материалы IV съезда общества психологов. Тбилиси: Мецниереба, 2016.-450с.
15. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду[Текст] //Дефектология,
2012. - № 3.
16. Бородулина С.Ю.: Коррекционная педагогика. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. [Текст] / С.Ю. Бородулина - Ростов н/Д: Феникс, 2014
17. Бружес А.П. Метод экспериментальных исследований мышечных напряжений при трудовых движениях (Метод миограм) // Изучение трудовых движений при помощи циклографического метода.- М.: ЦИТ,-2013. С.12-18
18. Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. - Кишинев, 2013.
19. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - К., 2012.
20. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И.М. Бгажнокова. - М., 2007.
21. Васенкова, Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся [Текст] / Г.В. Васенкова // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 40 - 45.
22. Васенкова, Г. В. Адаптация и социализация выпускников школ VIII вида в процессе включения их в производственные отношения в условиях социума /Г. В. Васенкова // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 5 (41).
23. Васенкова, Г.В. Методическая документация для учителей профессионально-трудового обучения специальных (коррекционных) школ VIII вида [Текст] / Г.В. Васенкова. - М.: Федоровец, 2008.
24. Васенкова, Г.В., Попов, Ю.И. Модель службы социальной и трудовой адаптации подростков [Текст] / Г. В. Васенков // Инновационное обучение. Стратегия и практика. - М.: МГУ, 2014.
25. Васенкова, Г.В., Современные формы и содержание профессионально-трудового обучения, способствующие эффективности социально-трудовой адаптации умственно отсталых учащихся [Текст] / Г.В. Васенкова // Сборник материалов педагогических чтений. - Псков: 2009. - С.90 - 96.
26. Васенкова, Г. В. Толковый словарь психолого-педагогических терминов профессионально-трудового обучения во вспомогательных школах [Текст] / Г.В. Васенкова. - М.: Федоровец, 2015.
27. Васенкова, Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях [Текст] / Г.В. Васенкова // Инновации в российском образовании (коррекционная педагогика). - М., 2009. - С. 80 - 95.
28. Власова, Т. А., Певзнер, М.С. О детях с отклонения в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 2013.
29. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии./Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2008.
30. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта// Дефектология, 2014. № 3. - С. 60-67
31. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях// В сб. Инновации в Российском образовании. М., 2009
32. Васенков Г.В. Методика обучения картонажно-переплетному делу умственно отсталых школьников,- М.: Просвещение, 2006.-180с.- 11 п.л.
33. Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов [Текст]// Дефектология.- № 4.-2013
34. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната VIII вида для детей с умственной отсталостью [Текст]// Дефектология.- № 3.¬2016. С. 19-23
35. Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственно отсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2010. - С. 69-75
36. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников [Текст] / Под ред. Ю.Т. Матасова, А.А. Андронова, В.Г. Сигитовой. - СПб., 2016.
37. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст] / Л. С.Выготский// Собрание сочинений. - М., 2003.
38. Галасюк, И. Н. Социально-трудовая реабилитация детей и взрослых с выраженными интеллектуальными нарушениями в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы [Текст]/ И.Н. Галасюк, Н. М. Беднова // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 5 (41)
39. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М.: Изд-во МГУ, 2013. 45с.
40. Головахина, Е.И., Кроник А.А. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головахина, А.А. Кроник. - Кишинев, 2008.
41. Г онеев, А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками [Текст] / А.Д. Гонеев. - СПб., 2011.
42. Дефектология: Словарь-справочник [Текст] / Автор-сост.
С.С. Степанов, под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2006.
43. Дереновская, В. Г. Из опыта работы по социализации выпускников с умеренной умственной отсталостью образовательных учреждений VIII вида /В. Г. Дереновская, Т. А. Девяткова // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 5 (41). - С. 87-90.
44. Дульнев, Г.М. Об особенностях воспитательной работы во вспомогательной школе. Основы трудового обучения [Текст]/ Г.М. Дульнев.- М., 2009.
45. Жданова, О.В. Методологические подходы к анализу социальной ситуации развития умственно отсталого подростка [Текст]/ О. В. Жданова // Специальное образование. - 2013. - № 1. - С. 40-47.
46. Зак, Г.Г. Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования [Текст]/ Г.Г. Зак // Специальное образование. - 2012. - № 3. - С. 30-38.
47. Зак, Г.Г. Социальная реабилитация детей с умственной отсталостью в условиях детского дома[Текст] / Г.Г. Зак // Специальное образование. - 2012. - № 2. - С. 49-57
48. Зак, Г.Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома[Текст] / Г.Г. Зак // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 55-61.
49. Заречнова, Е.А. Организация социально-бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития [Текст]/ Е. А. Заречнова // Дефектология. - 2010. - № 3. - С. 38-46.
50. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения
профессиональной деятельности [Текст] / Учебное пособие, Е.М. Иванова. - М., 2007.
51. Иовайши, Л.И. Проблемы профессиональной ориентации
школьников [Текст] / Л.И. Иовайши. - М., 2013.
52. Инденбаум, Е. Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах[Текст] / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 18-27
53. Капустина, Р. И. Подготовка к самостоятельной жизни детей- инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях [Текст] / Р.И. Капустина, В. А. Грицук // Специальная психология. - 2012. - № 1(30). - С. 10-22.
54. Кабанов, Г.П. Методика профессионального обучения [Текст] / Г.П. Кабанов. - Красноярск: СибГТУ, 2014.
55. Карвялис, В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ [Текст] / В.Ю. Карвялис. - М., 2007.
56. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика. [Текст] / Г.И. Колесникова - Ростов н/Д: Феникс, 2010
57. Конопкин О.А. Психологически механизмы регуляции деятельности» [Текст] /О.А.Конопкин. М.- Издательство: Наука - 2011. С.254
58. Копылова, Т.Г., Лапшина, О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида [Текст] / Т.Г. Копылова, О,Л. Лапшина // Дефектология. - 2011. - № 5.
59. Красовская, Л.Г., Нодельман, В.И. Трудовая адаптация при осложненных формах олигофрении [Текст]/ Л.Г. Красовкая, В.И. Нодельман. - Иркутск, 2007.
60. Маллер А.Р.: Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. [Текст]/А.Р. Маллер - М.: Педагогика, 2008
61. Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / С.Л. Мирский. - М. 2010.
62. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории
[Текст] / Б.Д. Парыгин. - М., 2011.
63. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены [Текст] / М.С. Певзнер. -
М., 2009.
64. Певзнер, М.С. Дети с отклонениями в развитии [Текст] /
М.С. Певзнер. - М., 2016.
65. Певзнер М.С.: Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. [Текст] / М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 2012
66. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Основы дефектологии [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2012.
67. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2015.
68. Пинский Б.И.: Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. [Текст] /Б.И. Пинский - М.: Педагогика, 2015
69. Письмо Минтруда РФ Минобразованию РФ о защите прав детей-
инвалидов на образование [Электронный ресурс]//
Kmr302BgMJhE_TXj8j6IKfW0hv9bjVSeiHmk83YTrNbG3cG5IH5OICyyUkz- =4.867167294163504
70. Попов, Ю.И., Вид, В.Д. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Ю.И. Попов, В.Д. Вид. // Дефектология. - 2015. - № 1.
71. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы [Текст]. - М., Владос, 2010.
72. Проблемы изучения и воспитания ребенка. [Текст] / Под ред. В.П. Кащенко. -M. 1926. - C.3.
73. Профессиональная ориентация выпускников школ VIII вида[Текст] / Под ред. В.Н. Вовк. - М., 2012.
74. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. [Текст] /Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Академия, 2009.- 464 с.
75. Самарина Э. В. Клинический анализ состава воспитанников школы-интерната для детей с тяжелой умственной отсталостью [Текст] /
Э.В.Самарина // Вопросы психического здоровья детей и подростков.- 2007 (7).-№1.-С. 18-27.
76. Самарина Э.В. Особенности психологической диагностики тяжело умственно отсталых школьников с множественными нарушениями в развитии в связи с задачами социально трудовой абилитации в условиях интерната [Текст] / Э.В.Самарина // Психолого-педагоческое сопровождение психолого-реабилитационной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции 9¬10.10.2016 г. / под ред. Ткач Е.Н., Ивашкиной С.И. - Хабаровск: ДВГТУ, 2016.—С. 241-249.
77. Самарина Э.В. Современные подходы к исследованию социализации тяжело умственно отсталых детей [Текст] / Э.В.Самарина // Психолого-педагогический поиск. -Рязань: РГПУ, 2004. -№1.-С. 74-82.
78. Самарина Э.В.Уровень активности как критерий личностного становления детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии[Текст]/ Э.В.Самарина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы международной научной конференции, посвященной 30-летию факультета педагогики и психологии. - Рязань, 2007. - С. 409-412.
79. Серов, П.Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида [Текст] / Н.Н. Серов // Дефектология. - 2012. - № 4.
80. Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы [Текст] / А.Н. Смирнова. - М., 2015.
81. Социальная адаптация выпускников школ-интернатов [Текст] / Под ред. Л.Ю. Левченко. - Киров, 2005.
82. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст] / Е.М. Старобина. - М., 2013.
83. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Речь, 2005.
84. Юдилевич, Я.Г. Возможности трудовой подготовки глубоко отсталых учащихся [Текст] / Я.Г. Юдилевич // Дефектология. - 2016. - № 3.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ