Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В «САТИРИКОНЕ» ПЕТРОНИЯ

Работа №69204

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Исследуемые фрагменты 6
Обзор литературы 7
Глава I. Sat. 1-5: критика риторики 10
Речь Энколпия 12
Ответ Агамемнона 26
Schedium Lucilianae humilitatis 29
Стихотворение Агамемнона 32
Глава II. Эвмолп. Речь о падении нравов (Sat. 88) и поэма о взятии Трои (Sat. 89)41
Образ Эвмолпа 41
Речь Эвмолпа о падении нравов и упадке искусств 46
Поэма о взятии Трои 52
Литературная оценка Вергилия в «Сатириконе»55
Поэма о взятии Трои и Verg. Aen. II 59
Глава III. Sat. 118. Поэтическая программа Эвмолпа и поэма о
Гражданской войне 63
Sanitas / Vanitas 69
Ambages deorumque ministeria 77
Fabulosum +sententiarum tormentum+81
Цель поэмы Bellum Civile. Обзор мнений 84
Заключение 88
Список литературы 90

Насколько можно судить по сохранившемуся тексту, значимой частью «Сатирикона» являются замечания о литературе, спорадически вплетенные в повествование и часто сопутствующие рассуждениям более общего характера, а именно - жалобам на падение морали и критике современного образа жизни. Упадок красноречия и литературы вообще, таким образом, становится важным показателем того кризиса общественной жизни, нравов и настроений, о котором писали все крупнейшие авторы времени Нерона, будь то Сенека-старший, философ Луций Анней Сенека или сатирик Персий.
Своего рода классификацию причин упадка красноречия приводит в комментарии к «Сатирикону» Гарет Шмелинг, выделяя, помимо этических (к которым относятся леность молодежи, пренебрежение родителей, невнимание к учителям и закат древних ценностей; см., например, Tac. Dial. 12, 25-38 или Quint. 1, 2, 1-8; 12, 1), также причины политические. Последние включают в себя новый политический режим, в связи с которым у ораторов осталось меньше свободы и появилась необходимость находить безопасные темы и области для рассуждений; запрет на ряд тем, который повлек за собой сосредоточение на пышном торжественном красноречии и на определенном, строго регламентированном наборе литературных жанров. Возникли новые условия, в которых красноречие перестало влиять на внутреннюю и внешнюю политику в государстве; экономическая ситуация, которая, в целом, не вызывала недовольства, относится к этим же причинам. Достижения Цицерона и других выдающихся ораторов, которых было трудно превзойти, внушали мысль, что золотой век риторики уже миновал. Наконец, само обучение искусству красноречия стало вызывать меньший интерес, поскольку оставалось все меньше шансов проявить себя (см. Tac. Agr. 3,1; Dial. 25Ff; Pliny NH 14, 1-7; Juven. 10, 114-117). Об утрате свободы, в т. ч. свободы слова, начиная с эпохи Августа, как о важном факторе, повлиявшем на красноречие, часто пишут ученые. Тем не менее, хотя политика и риторика в сознании римской аристократии времен республики шли рука об руку, рассуждений о связи режима с упадком красноречия мы находим в литературе по понятным причинам меньше, чем размышлений и сетований о падении нравов и его воздействии на литературу вообще и риторическое искусство в частности.
Как было сказано выше, разговоры об упадке красноречия стали своего рода общим местом у поздних авторов. Что, впрочем, не значит, что подобные рассуждения не следует принимать всерьез, особенно когда они возникают под пером крупного писателя. Однако следует признать, что теоретические воззрения Петрония по целому ряду причин являются более трудным материалом для анализа, чем литературная критика в творчестве его современников. Прежде всего, поскольку мы не располагаем полным текстом романа. Далее, все рассуждения, в т. ч. и о литературе, вложены в уста персонажей, а вопрос о том, насколько взгляды Энколпия или Эвмолпа могут соответствовать убеждениям самого автора и каково соотношение иронии и серьезности в интересующих нас пассажах, никогда не будет решен. И все же, принимая во внимание тот факт, что в сохранившейся части романа среди героев выведены поэт и учитель красноречия, а кроме того, сам повествователь владеет риторическим искусством и формулирует свою обдуманную позицию, можно заключить, что теоретические рассуждения оказываются важны для понимания текста. Возражением на это часто служит аргумент, что все герои Петрония, даже те, кто рассуждает о падении нравов и упадке искусства, сами являются носителями сомнительных нравственных качеств. Однако тот факт, что Петроний наделяет всех без исключения персонажей отнюдь не героическими чертами и тем самым как дистанцируется от них, так и привносит в повествование юмор и иронию, никак не дискредитирует сами по себе те ценности, о которых идет речь. Тем более, римская литература знает примеры, когда серьезные рассуждения вкладывались в уста сомнительных персонажей (см. Дав, который говорит о необходимости обуздывать свои желания, в сатирах Горация, Serm. 2, 7; или более сложный пример старухи, которая рассказывает сказку об Амуре и Психее у Апулея; Apul. Met.4-6). Кроме того, не совсем правы те авторы, которые пытаются приложить к «Сатирикону» критерии и представления, подходящие скорее для литературы реализма.
Следует также принимать во внимание большое количество примеров обращения к классической литературе в тексте романа, прямые и скрытые цитаты из школьных авторов, узнаваемые сюжетные мотивы (как, например, мотив гнева божества, хоть и представленный в пародийном ключе) и, наконец, тщательную литературную обработку и придание речи каждого из героев определенной специфики, по которой можно судить о его образовании и начитанности. Все это говорит об исключительной важности литературы для автора «Сатирикона».
Цель настоящей работы — проанализировать те пассажи в романе, которые содержат собственно критические замечания, вложенные в уста разных героев, сопоставить их между собой и соотнести как с текстом романа, так и с другими сочинениями, посвященными теории литературы. Суммировать сложившуюся точку зрения ученых на каждый случай, который представляет собой проблему, и, где это окажется возможным, привести какие-либо аргументы за или против нее.
Кроме того, в каждом из пассажей неизменно приходится сталкиваться с текстологическими, лексическими и прочими трудностями, которые также заслуживают внимания. До сих пор научная литература уделяла больше всего внимания отношению поэмы о гражданской войне, которую читает герой «Сатирикона», и «Фарсалии» Лукана, которая, если разделять общее мнение о личности и времени жизни Петрония, была создана примерно в то же время, что и «Сатирикон». Собственно взгляды автора на литературу, представленные в романе, исследованы в меньшей степени, потому мы хотели бы уделить больше внимания им.
Исследуемые фрагменты
Прежде всего следует выделить три больших фрагмента, в которых читателю предлагается развернутое рассуждение: разговор Энколпия с Агамемноном об упадке красноречия и минусах риторического образования, завершающийся назидательными стихами (Sat. 1-5), рассуждение Эвмолпа об упадке искусства вообще, после которого поэт читает свою поэму о взятии Трои (Sat. 88-89) и наиболее важный для данного исследования фрагмент - рассуждение о поэзии, предшествующее поэме о гражданской войне (Sat. 118ff). Кроме этого, в тексте (чаще всего в разговорах персонажей) также встречаются короткие и менее законченные высказывания, которые касаются в самом широком смысле теории литературы или литературной критики. Как, например, шутка Тримальхиона над контроверсией Агамемнона и дальнейшее хвастовство своей образованностью (Sat. 48, 5-8), рассуждение о том, кого стоит счесть величайшим поэтом, и о преимуществе Публилия над Цицероном, которое начинается «парагорацианской» эпиграммой Тримальхиона, а заканчивается стихами, выдаваемыми за произведение Публилия (Sat. 55, 3-6). Сюда же можно отнести описание представления гомеристов (Sat. 59, 3-7) и раба Габинны (Sat. 68, 4-5).
Однако в первой половине романа, включая эпизод пира, литературе в самом широком смысле не отводится столько места, сколько она получает с появлением Эвмолпа, который немедленно пускается в рассуждения о том, что служение прекрасному - дело не очень прибыльное. Свою речь он подкрепляет стихами, в которых по контрасту с низменной роскошью персонифицированное красноречие обращается к всеми забытым искусствам (Sat. 83, 7 - 84, 4). Кроме двух больших поэм, Эвмолп произносит также четыре небольших стихотворения (Sat. 83, 10; 93, 2; 109, 9 и 10), из которых первые два имеют отчетливую моралистическую направленность и содержат инвективу против чрезмерности и роскоши. Однако, в настоящем исследовании, основным предметом которого, как было сказано выше, являются «литературные манифесты» героев, тексты стихотворений привлекаются лишь в качестве примеров и иллюстраций. В Sat. 132 Энколпий также произносит декламацию на окололитературные темы и читает несколько стихотворений. Мы учитываем этот фрагмент и несколько раз на него ссылаемся, однако не выделяем его в отдельную главу, поскольку, он не содержит отчетливо критических высказываний, а скорее свидетельствует о начитанности повествователя.
Обзор литературы
Помимо изучения источников, данное исследование предполагало знакомство с обширной литературой. Исчерпывающего исследования всего, что сказано о литературе в «Сатириконе», еще не написано, однако существует ряд работ, посвященных отдельным аспектам литературной критики, высказанной в романе. Так, например, риторическим главам посвящена статья В. Кисселя, отдельно поэтической программы Эвмолпа (Sat. 118) касались авторы ряда монографий, кроме того, написано несколько отдельных статей, . Одной из последних работ, написанных на эту тему, стала статья М. Карминьяни. Существуют также исследования, включающие Петрония в число писателей- критиков эпохи «серебряной латыни» и носящие преимущественно обзорный и обобщающий характер. Была также смелая попытка прочтения романа как театрального и метафорического произведения, в котором литература уподоблена человеческому телу или пище, проглатываемой в процессе познания.
Ценной в ходе написания работы оказалась классическая монография Дж.-П. Салливана, в которой автор, исследуя различные аспекты «Сатирикона», посвящает отдельную главу критике и пародии на страницах романа. Впрочем, обзор интересующих нас фрагментов дан довольно бегло, некоторые утверждения Салливана можно назвать спорными, а кроме того, значительная часть указанной главы посвящена сопоставлению поэмы о гражданской войне (Sat. 119 - 124) с «Фарсалией» Лукана. Такое сопоставление занимало многих исследователей, существует ряд работ, в которых сравниваются поэмы Петрония и Лукана . В исследованиях, посвященных собственно поэме о Гражданской войне, всегда уделено много места «Фарсалии». Важность такого сопоставления обусловлена не только вопросами литературы, но и тем, что связь между двумя поэмами часто используют как один из аргументов в поддержку датировки «Сатирикона» серединой I в. н. э.
По сей день не теряет актуальности исследование А. Коллиньона, в котором намечены основные вопросы, касающиеся «Сатирикона» как литературного произведения, а также собрано большое количество параллелей с другими произведениями римской литературы. Оно также является первой пыткой обобщения всего того, что сказано в романе о литературе.
Существуют исследования, посвященные отдельно стихотворным фрагментам в романе, включающие не только поэмы о гражданской войне и о взятии Трои, но и короткие стихотворения, или даже только они. Среди таких монографий в первую очередь следует назвать книгу Х. Штуббе, многие наблюдения и замечания которого впоследствии воспроизводились более поздними исследователями. Мы обращались также к работам Э. Кортни, А. Сетайоли, наиболее современному и полному среди посвященных малым поэтическим формам в романе Петрония, и др.
В качестве основного издания текста Петрония мы выбрали издание, подготовленное К. Мюллером. Для сравнения иногда привлекается издание Ф. Бюхелера и др. (указания даны в ссылках). В качестве комментария к тексту нами был выбран полный комментарий, составленный Г. Шмелингом, единственный, охватывающий весь текст романа. Отдельный комментарий к «риторическим главам» романа написан Н. Брайтенштайн. В ходе написания 2¬ой главы привлекалась также первая часть комментария П. Хабермеля, которая охватывает главы 79-110. Вторая его часть к настоящему времени еще не издана.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашем исследовании мы обратились к тем пассажам в «Сатириконе», которые содержат критические рассуждения о литературе (и, кроме того, об искусстве вообще, поскольку герои романа не раз сопоставляют литературу со скульптурой и живописью). Наиболее важными фрагментами текста в этом отношении оказались речи протагониста Энколпия и учителя красноречия Агамемнона (Sat. 1-5), речь поэта Эвмолпа в пинакотеке (Sat. 88) и его же поэтическая программа (Sat. 118). Общим для всех этих рассуждений, хотя они и вложены в уста разных персонажей, становится резкая критика современной риторики и поэзии и противопоставление ее классической греческой и римской литературе. Более того, всякий раз высказывается мысль, что упадок искусств связан в конечном итоге с упадком нравов.
Сложившаяся научная традиция, которая делает акцент главным образом на сатирической составляющей текста Петрония, часто видит здесь иронию над избитыми и повторяющимися мнениями, тем более что сами персонажи, которым Петроний отвел роль критиков, далеки от нравственного идеала. В то же время, нельзя не согласиться с тем, что высказывания героев часто убедительны. Многие тенденции эпохи, которые они отмечают, в т. ч. снижение общего уровня образования, излишнее увлечение декламацией, чрезмерное влияние школьной риторики на поэзию, описывают и другие авторы, такие как Сенека-старший, Квинтилиан и Тацит. Некоторые высказывания героев «Сатирикона» даже очень критично настроенные ученые называют блестящими (как, например, формулу curiosa felicitas, которой Петроний определил поэзию Горация).
Подход, исключающий всякую серьезность рассуждений о литературе, кажется нам поэтому слишком упрощенным. Прежде всего, вопросам литературы в романе, насколько можно судить по сохранившейся части, отводится достаточно много места, что было бы странно, если бы эта тема не была важной для самого Петрония. Далее, в ходе подробного анализа каждого из фрагментов текста, мы показали, что все персонажи исходят из одних и тех же эстетических представлений и что, насколько можно заключить из текста «Сатирикона», сам
Петроний, по крайней мере, до какой-то степени их разделяет. Таким образом ирония, вероятнее всего, направлена не на сами мнения и установки, убедительность которых часто не вызывает сомнения, а скорее на героев, которые проповедуют их на словах, но не на деле.
Отдельную проблему представляет функция цель двух больших поэм, - Troiae Halosis и Bellum Civile, - которые читает Эвмолп. В первой из них научная традиция обычно видит пародию на трагедии Сенеки, во второй - критику «Фарсалии» Лукана. Вопрос о том, как относился Петроний к поэзии Сенеки и Лукана очевидно никогда не будет решен с уверенностью, но сам текст «Сатирикона» позволяет делать некоторые выводы. Так, например, нам кажется, что речь Эвмолпа о падении нравов и упадке искусств (Sat. 88) должна быть прочитана как критическое вступление к поэме, с чем согласны не все ученые. И если рассматривать речь и поэму вместе, их с большей уверенностью можно связывать с творчеством философа, поскольку отсылки к Сенеке есть и там, и там. В поэме о гражданской войне есть несколько очевидных параллелей с Луканом, но нельзя однозначно говорить о том, что заэтим стоит. Нам показалось важным сделать акцент на том, что в обеих поэмах есть отсылки к Вергилию, которого, по всей видимости, высоко ценят не только герои «Сатирикона», но и его автор. Это может быть аргументом против тех, кто видит в поэмах Петрония намеренно неуклюжие, пародийные стихи: автор, чтобы написать плохие стихи, вряд ли бы стал опираться на те, которые считает хорошими.
В ходе работы нам также пришлось столкнуться с рядом трудностей текстологии и интерпретации, как-то: необычное употребление глагола timere (Sat. 2, 4) и существительного schedium (Sat. 4, 5); значение прилагательного consultissima (Sat. 88, 7), в котором подозревают порчу текста; выбор между рукописным чтением sanitas и исправлением vanitas (Sat. 118, 3); во многих отношениях загадочное словосочетание fabulosum sententiarum tormentum (Sat. 118, 6) и др. В отдельных случаях мы не смогли привести достаточно аргументов для окончательного решения вопроса и только обозначили проблему, обойденную вниманием комментаторов. В большинстве случаев, где речь шла о конъектурах, 89
нам, вопреки многим издателям, показалось возможным защищать рукописное чтение: atroci (Sat. 4, 3); exonerata (Sat. 5, v. 19); consultissima (Sat. 88, 7); sanitas (Sat. 118, 3), tormentum (Sat. 118, 6).


1. Петроний. Сатирикон [пер. с латин. А. К. Гаврилова, пер. стихов Б. Н. Ярхо] // Римская сатира [сост. и науч. подгот. текста М. Гаспарова]. М., 1989.
2. M. Tulli Ciceronis scripta qui manserunt omnia / ed. Kazimierz F. Kumaniecki. Stutgardiae; Lipsiae, 1995 (11969).
3. M. Tulli Ciceronis scripta qui manserunt omnia [fasc. 4. Brutus] / rec. H. Malcovati. Lipsiae, 1955.
4. Q. Horati Flacci Opera / rec. E. C. Wickham; ed. altera cur. H. W. Garrod. Oxonii, 1967.
5. Titi Livi Ab urbe condita [Tomus I. Libri I-V] / rec. R. M. Ogilvie. Oxonii, 1974.
6. M. Annaei Lucani De Bello Civili Libri X / ed. D. R. Shackleton Bailey. Berolini, 2009.
7. C. Lucilii Carminum Reliquiae / recensuit enarravit Fridericus Marx. Lipsiae, 1905.
8. M. Valerius Martialis. Epigrammata / post V. Heraeum ed. D. R. Shackleton Bailey. Monachii; Lipsiae, 2006.
9. Aulus Persius Flaccus. Satiren / herausgegeben, ubersetzt und kommentiert von W. KiBel. Heidelberg, 1990.
10. Petronii Arbitri Satirarum Reliquiae / rec. Fr. Buecheler. Ed. Sextam cur. Guil. Heraeus. Berolini, 1922.
11. Petronii Arbitri Satyricon Reliquiae / 4. ed. K. Mueller. Stutgardia; Lipsiae, 1995.
12. Petronii Arbitri Cena Trimalchionis / ed. Martin S. Smith. Oxford, 1975.
13. Pindari Carmina cum fragmentis [Pars I. Epinicia] / post B. Snell ed. H. Maehler. Leipzig, 1987.
14. M. Fabi Quintiliani Institutionis Oratoriae Libri XII / ed. L. Radermacher. [Pars Prior Libros I-VI Continens]. Lipsiae, 1907.
15. M. Fabi Quintiliani Institutionis Oratoriae Libri XII / ed. L. Radermacher. [Pars Secunda Libros VI-XII Continens]. Lipsiae, 1935.
16. L. Annaei Senecae ad Lucilium Epistulae Morales / rec. L. D. Reynolds. [Tomus
II. Libri XIV-XX]. Oxonii, 1965.
17. L. Annaei Senecae Naturalium Quaestionum Libros / rec. Harry M. Hine. Stutgardiae et Lipsiae, 1996.
18. L. Annaei Senecae Tragoediae. Incertorum Auctorum Hercules [Oetaeus], Octavia / rec. O. Zwierlein. Oxonii, 1986.
19. Servii Grammatici qui feruntur in Vergilii carmina commentarii [Vol. 1. Aeneidos librorum I-V commentarii] / rec. G. Thilo. Hildesheim, 1961(11867).
20. Thucydidis Historiae [Tomus Prior] / recognovit H. S. Johnes, apparatum criticum correxit et auxit J. E. Powell. Oxonii, 1942 (11900).
21. P. Cornelii Taciti Annales [Tom. I Ab excessu Divi Augusti] / post C. Halm - G. Andersen septimum ed. E. Koestermann. Lipsiae, 1952.
22. Tacitus Cornelius. Dialogus de oratoribus / ed. By R. Mayer. Cambridge, 2001.
23. P. Cornelii Taciti Libri Qui Supersunt [Tom. II. Fasc. II: Germania, Agricola, Dialogus de Oratoribus] / octavum ed. E. Koestermann. Lipsiae, 1957.
24. P. Vergilius Maro. Aeneis Buch VI / erklart von E. Norden. Leipzig; Berlin, 1934.
25. P. Vergili Maronis Opera / rec. R. A. B. Mynors. Oxonii, 1969.
Статьи и монографии
26. Позднев М. М. Психология искусства. Учение Аристотеля. М.-СПб., 2010.
27. Alessio G. Hapax legomena ed altre cruces in Petronio. Napoli, 1961
28. Atkins J. W. H. Literary criticism in antiquity. [Vol. II Graeco-Roman]. Methuen; London, 1952 (11934).
29. Bagnani G. Arbiter of Elegance. Toronto, 1954.
30. Baldwin F. T. The Bellum Civile of Petronius. New York, 1911.
31. Beck R. Eumolpus "Poeta", Eumolpus 'Tabulator": A Study of Characterization in the "Satyricon" // Phoenix. 1979. Vol. 33. №. 3. P. 239-253.
32. Beck R. Some observations on the narrative technique of Petronius // Phoenix. 1973. Vol. 27. №. 1. P. 42-61.
33. Beck R. The Satyricon: Satire, narrator, and antecedents // Museum Helveticum. 1982. Vol. 39. №. 2. P. 206-214.
34. Breitenstein N. Petronius, Satyrica 1 - 15: Text, Ubersetzung, Kommentar. Berlin; New York, 2009.
35. Bonner S. Education in ancient Rome: From the elder Cato to the younger Pliny. New York, 2012. (11977).
36. Bonner S. F., Parks E. P. The Roman Rhetorical Schools as a Preparation for the Courts Under the Early Empire. Baltimore, 1945 // Journal of Roman Studies. 1950. Vol. 40. №. 1-2. P. 157-158.
37. Carmignani M. Poeta vesanus, recitator acerbus: Die auf Horaz basierende Karikierung des Eumolpus in Petronius, sat. 118 // Rheinisches Museum fur Philologie. 2013. Vol. 156. №. 1. S. 27-46.
38. Collignon A. Etude sur Petrone: la critique litteraire, limitation et la parodie dans le Satiricon. Paris, 1892.
39. Connors C. Petronius the poet: verse and literary tradition in the Satyricon. Cambridge, 2006 (11998).
40. Courtney E. A companion to Petronius. Oxford, 2001.
41. Courtney E. The poems of Petronius. Atlanta, 1991.
42. Duff A. M. Freedmen in the early Roman Empire. Cambridge, 1958 (11928).
43. Faider P. Etudes sur Seneque. Ghent, 1921.
44. Fordyce C. J. E. P Parks. The Roman Rhetorical Schools as a Preparation for the Courts Under the Early Empire. Baltimore, 1945 // The Classical Review. 1948. Vol. 62. №. 1. P. 41.
45. Gagliardi D. Il dibattito retorico-letterario a Roma nel I secolo dell'Impero // Aevum. 1966. Vol. 40. №. 3. P. 230-241.
46. George P. A. Petronius and Lucan de bello civili // The Classical Quarterly (New Series). 1974. Vol. 24. №. 01. P. 119-133.
47. George P. Style and Character in the Satyricon // Arion: A Journal of Humanities and the Classics. 1966. Vol. 5. №. 3. P. 336-358.
48. Grube G. M. A. The Greek and Roman Critics. Methuen, 1995.
49. Habermehl P., Petronius S. Satyrica 79-141. Ein philologisch-literarischer Kommentar. Bd. 1 [Sat. 79-110]. Berlin; New York, 2006.
50. Kaster R. A. Controlling reason: declamation in rhetorical education at Rome // Education in Greek and Roman antiquity / ed. Too Y. L. Leiden; Boston; Koln, 2001. P. 317-337.
51. KiBel W. Petrons Kritik der Rhetorik (Sat. 1-5) // Rheinisches Museum fur Philologie. 1978. Vol. 121. №. 3. S. 311-328.
52. Labate M. Eumolpo e gli altri, ovvero lo spazio della poesia // Materiali e discussioni per l'analisi dei testi classici. 1995. P. 153-175.
53. Luck G. On Petronius' Bellum Civile // The American Journal of Philology. 1972. Vol. 93. №. 1. P. 133-141.
54. MacL. Currie H. The Satyricon’s Serious Side: Petronius and Publilius // Latomus. 1994. Vol. 53. №. 4. P. 748-760.
55. Mantovanelli P. Curiosa felicictas // Quaderni dell'Instituto di Filologia Latina. 1972. Vol. II. P. 59-71.
56. Marx F. Atellanae fabulae / RE. Bd II, 2. Stuttgard, 1896. Col. 1914 - 1921
57. Muller K. Nelson H. L. W. Ein Unterrichtsprogramm aus neronischer Zeit, dargestellt auf Grund von Petrons Satiricon // Gnomon. 1957. Vol. 29. S. 503¬505.
58. Revay J. Horaz und Petron // Classical Philology. 1922. Vol. 17. No. 3. S.202 - 212.
59. Rimell V. Petronius and the Anatomy of Fiction. Cambridge, 2002.
60.Sage E. T. Atticism in Petronius // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1915. Vol. 46. P. 47-57.
61.Shero L. R. The Cena in Roman satire // Classical Philology. 1923. Vol. 18. P. 126-143.
62. Schonberger J. K. Zum Stil des Petronius // Glotta. 1948. Vol. 31. №. 1/2. S. 20¬28.
63.Schmeling G. L. A Commentary on the Satyrica of Petronius. Oxford, 2011.
64.Schmeling G. Petronian Scholarship since 1957 // The Classical World. 1969. P. 157-164.
65.Schmeling G. The Satyricon: The Sense Of An Ending // Rheinisches Museum fur Philologie. 1991. Vol. 134. №. 3/4. P. 352-377.
66.Schmeling G. L., Stuckey J. H. A bibliography of Petronius. Leiden, 1967.
67.Setaioli A. Arbitri nugae: Petronius' short poems in the Satyrica. Frankfurt am Main, 2011.
68.Sochatoff A. F. The purpose of Petronius' Bellum civile: a re-examination // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1962. Vol. 93. P. 449-458.
69.Sochatoff A. F. Imagery in the Poems of the "Satyricon" // The Classical Journal. 1970.Vol. 65. №. 8. P. 340-344.
70.Steele R. B. Literary adaptations and references in Petronius // The Classical Journal. 1920. Vol. 15. №. 5. P. 279-293.
71.Stubbe H. Die Verseinlagen im Petron. Leipzig, 1933.
72.Sullivan J. P. Petronius: Artist or Moralist? // Arion: A Journal of Humanities and the Classics. 1967. Vol. 6. №. 1. P. 71-88.
73.Sullivan J. P. Petronius, Seneca, and Lucan: a Neronian literary feud? // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1968. Vol. 99. P. 453-467.
74.Sullivan J. P. Sir Richard Fanshawe's Bellum Civile // Arion: A Journal of Humanities and the Classics.1966. Vol. 5. №. 3. P. 359-377.
75.Sullivan J. P. The Satyricon of Petronius: a literary study. Bloomington; London, 1968.
76. Tracy V. Aut captantur, aut captant // Latomus. 1980. Vol. 39. P. 399-402.
77. Walsh P. G. Eumolpus, the Halosis Troiae, and the de Bello Civili // Classical Philology. 1968. Vol. 63. №. 3. P. 208-212.
78. Walsh P. G. The Roman novel: the 'Satyricon' of Petronius and the 'Metamorphoses' of Apuleius. Cambridge , 1970.
79. Zeitlin F. I. Petronius as paradox: anarchy and artistic integrity // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1971. Vol. 102. S. 631-684.
80. Zeitlin F. I. Romanus Petronius: A Study of the Troiae Halosis and the Bellum Ciuile // Latomus. 1971. Vol. 30. №. 1. P. 56-82.
Справочная литература
81. Lausberg H. Handbuch der literarischen Rhetorik: eine Grundlegung der Literaturwissenschaft. - Franz Steiner Verlag, 1990.
82. Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon. / rev. by. H. St. Jones. With a rev. supplement. Oxford, 1996.
83.Oxford Latin Dictionary / ed. P. G. W. Glare. Oxford, 1996.
84.Thesaurus Linguae Latinae. Lipsiae (et al.), 1900-


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ