РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность понятия «творческие способности» 7
1.2. Развитие творческих способностей обучающихся в практике
начальной школы 17
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 25
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 39
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.. 39
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 47
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность понятия «творческие способности» 7
1.2. Развитие творческих способностей обучающихся в практике
начальной школы 17
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 25
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 39
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.. 39
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 47
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение
Настоятельная потребность общества в творческой инициативе личности, обусловливает необходимость в теоретической разработке проблемы развития творческих способностей подрастающего поколения. Ускорение темпов развития современного общества требует от человека готовности к жизни в быстро меняющихся условиях, умения творчески подходить к любым изменениям и качественно решать возникающие проблемы. Формирование человека-созидателя, творца и гражданина, призванного утвердить статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, - главная цель образования в России. Государственный образовательный стандарт, основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие творческих способностей младших школьников, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.
Наличие творческих способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям, но и осваивать новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию психических процессов и свойств личности.
К исследованию сущности творчества, его места в человеческой жизни, его природы и источников, условий и возможностей, форм и механизмов его развития обращались многие философы, педагоги и психологи.
Сущность и структура творчества раскрыты в работах Б.Г. Ананьева, Н.А. Бердяева, А.Л. Галина, В.Н. Дружинина, В.А. Левина, Н.Н. Николаенко, Я.А. Пономарева, В.С. Ротенберга и др.
Творческий характер процесса познания и роль воображения в творческой деятельности исследовали Н.Ф. Виноградова, Э.В. Ильенков, Л.С. Коршунова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.
Психологический анализ свойств творческой личности представлен в
научных трудах А.Н. Лука, А. Маслоу, К. Роджерса.
Понятия «способности» и «творческие способности», взаимосвязь общих и специальных способностей человека раскрываются в научных работах Г. Гарднера, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова.
Критерии и показатели творческих способностей представлены в исследованиях Л.А. Венгера, В.Н. Дружинина, В.Т. Кудрявцева, Р. Сильвер, Е.Н. Степанова и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития творческих способностей личности, отдельные её аспекты, на наш взгляд, изучены недостаточно. В ходе теоретического анализа научно-методической литературы нами было выявлено противоречие между имеющимися возможностями для развития творческих способностей младших школьников, заложенными в содержании программы курса «Окружающий мир», и недостаточной разработкой педагогических условий реализации этого процесса. Не менее актуальной, на наш взгляд, является и проблема поиска новых методов и приёмов развития творческих способностей младших школьников.
В связи с этим нами выбрана тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
педагогической литературы была сформулирована гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- организовать разнообразные виды творческой деятельности (моделирование, игровая и проектная деятельность);
- предлагать учащимся творческие задания, требующие воображения и применения знаний в новой ситуации;
- обеспечить младшему школьнику позицию субъекта творческой деятельности путём создания проблемных и воображаемых ситуаций, обращения к индивидуальному опыту ученика.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «творческие способности».
2. Рассмотреть формы, методы и приёмы развития творческих
способностей обучающихся в практике начальной школы.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей
младших школьников на уроках «Окружающего мира».
4. Определить уровень сформированности творческих способностей
младших школьников.
5. Спроектировать и апробировать педагогические условия развития
творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ философской,
психолого-педагогической и методической литературы; анализ педагогического опыта; методика Е. Торренса «Неполные фигуры»; методика Э. Вартега «Круги»; анкетирование; письменный опрос родителей младших школьников и учителя по опроснику Дж. Рензулли и Р. Хартман, педагогический эксперимент.
База исследования: 3 «В» класс МБОУ СОШ № 4 г. Белгорода.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научной статьи в материалах Международной научно-
практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29 - 30 марта 2018г.
Структура выпускной квалификационной работы введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе раскрыта сущность понятий «творчество» и «творческие способности»; выявлены критерии и показатели творческих способностей младших школьников; описаны формы, методы и приёмы развития творческих способностей обучающихся; определены педагогические условия развития творческих способностей учащихся при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описаны ход и результаты констатирующего этапа экспериментальной работы, представлен проект реализации педагогических условий развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
Наличие творческих способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям, но и осваивать новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию психических процессов и свойств личности.
К исследованию сущности творчества, его места в человеческой жизни, его природы и источников, условий и возможностей, форм и механизмов его развития обращались многие философы, педагоги и психологи.
Сущность и структура творчества раскрыты в работах Б.Г. Ананьева, Н.А. Бердяева, А.Л. Галина, В.Н. Дружинина, В.А. Левина, Н.Н. Николаенко, Я.А. Пономарева, В.С. Ротенберга и др.
Творческий характер процесса познания и роль воображения в творческой деятельности исследовали Н.Ф. Виноградова, Э.В. Ильенков, Л.С. Коршунова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.
Психологический анализ свойств творческой личности представлен в
научных трудах А.Н. Лука, А. Маслоу, К. Роджерса.
Понятия «способности» и «творческие способности», взаимосвязь общих и специальных способностей человека раскрываются в научных работах Г. Гарднера, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова.
Критерии и показатели творческих способностей представлены в исследованиях Л.А. Венгера, В.Н. Дружинина, В.Т. Кудрявцева, Р. Сильвер, Е.Н. Степанова и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития творческих способностей личности, отдельные её аспекты, на наш взгляд, изучены недостаточно. В ходе теоретического анализа научно-методической литературы нами было выявлено противоречие между имеющимися возможностями для развития творческих способностей младших школьников, заложенными в содержании программы курса «Окружающий мир», и недостаточной разработкой педагогических условий реализации этого процесса. Не менее актуальной, на наш взгляд, является и проблема поиска новых методов и приёмов развития творческих способностей младших школьников.
В связи с этим нами выбрана тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
педагогической литературы была сформулирована гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- организовать разнообразные виды творческой деятельности (моделирование, игровая и проектная деятельность);
- предлагать учащимся творческие задания, требующие воображения и применения знаний в новой ситуации;
- обеспечить младшему школьнику позицию субъекта творческой деятельности путём создания проблемных и воображаемых ситуаций, обращения к индивидуальному опыту ученика.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «творческие способности».
2. Рассмотреть формы, методы и приёмы развития творческих
способностей обучающихся в практике начальной школы.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей
младших школьников на уроках «Окружающего мира».
4. Определить уровень сформированности творческих способностей
младших школьников.
5. Спроектировать и апробировать педагогические условия развития
творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ философской,
психолого-педагогической и методической литературы; анализ педагогического опыта; методика Е. Торренса «Неполные фигуры»; методика Э. Вартега «Круги»; анкетирование; письменный опрос родителей младших школьников и учителя по опроснику Дж. Рензулли и Р. Хартман, педагогический эксперимент.
База исследования: 3 «В» класс МБОУ СОШ № 4 г. Белгорода.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научной статьи в материалах Международной научно-
практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29 - 30 марта 2018г.
Структура выпускной квалификационной работы введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе раскрыта сущность понятий «творчество» и «творческие способности»; выявлены критерии и показатели творческих способностей младших школьников; описаны формы, методы и приёмы развития творческих способностей обучающихся; определены педагогические условия развития творческих способностей учащихся при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описаны ход и результаты констатирующего этапа экспериментальной работы, представлен проект реализации педагогических условий развития творческих способностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
Рассмотрев проблему развития творческих способностей младших школьников, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время она весьма актуальна. С проблемой развития творческих способностей тесно связана человеческая уникальность, неповторимость, индивидуальность. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, отказ от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению. Создание условий для развития творческих способностей в образовательном процессе школы не только повышает работоспособность младших школьников, но и оказывает положительное влияние на уровень интеллектуального развития детей.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить сущность творческих способностей и критерии оценки уровня их развития у младших школьников. Творческие способности - это способность к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки и проявляется индивидуальность личности. Основные компоненты творческих способностей, которые могут выступать в качестве критериев оценки уровня их развития у младших школьников, это - творческое воображение, творческое мышление и интерес к творческой деятельности.
Эффективными видами творческой деятельности младших школьников при изучении «Окружающего мира», требующими от них умения применять знания в новой ситуации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, использовать различные материалы для воплощения своих творческих идей, являются моделирование, игровая и проектная деятельность. Это подтверждает анализ педагогического опыта, который свидетельствует, что на уроках «Окружающего мира» учителями успешно применяются различные виды творческой деятельности, развивающие интерес младших школьников к творчеству. Исследование показало, что очень важно, чтобы используемые учителем приёмы мотивировали учащихся к индивидуальному творчеству. Эффективны следующие приёмы: создание проблемных и воображаемых ситуаций, обращение к индивидуальному опыту младшего школьника, использование музыки, театрализации, сказки, поэтического слова.
Проведенное теоретическое исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если: организовывать разнообразные виды творческой деятельности, предлагать учащимся творческие задания, требующие воображения и применения знаний в новой ситуации; обеспечивать младшему школьнику позицию субъекта творческой деятельности путём создания проблемных и воображаемых ситуаций, обращения к индивидуальному опыту ученика. Мы убедились в эффективности этих педагогических условий, наблюдая за детьми в ходе проведенных нами уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир».
В ходе экспериментального исследования была достигнута его цель и выполнены все поставленные задачи.
Мы пришли к выводу, что создание педагогических условий для развития творческих способностей младших школьников способствует росту их активности на уроках, повышению качества знаний, формированию положительных мотивов учения. Для успешного обучения нужно побудить младшего школьника быть творческой личностью, уметь находить креативный подход к решению поставленных задач. Школьник, обладая умением творчески осмысливать проблему, сможет сам успешно ориентироваться в новых условиях.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств развития творческих способностей младших школьников.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить сущность творческих способностей и критерии оценки уровня их развития у младших школьников. Творческие способности - это способность к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки и проявляется индивидуальность личности. Основные компоненты творческих способностей, которые могут выступать в качестве критериев оценки уровня их развития у младших школьников, это - творческое воображение, творческое мышление и интерес к творческой деятельности.
Эффективными видами творческой деятельности младших школьников при изучении «Окружающего мира», требующими от них умения применять знания в новой ситуации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, использовать различные материалы для воплощения своих творческих идей, являются моделирование, игровая и проектная деятельность. Это подтверждает анализ педагогического опыта, который свидетельствует, что на уроках «Окружающего мира» учителями успешно применяются различные виды творческой деятельности, развивающие интерес младших школьников к творчеству. Исследование показало, что очень важно, чтобы используемые учителем приёмы мотивировали учащихся к индивидуальному творчеству. Эффективны следующие приёмы: создание проблемных и воображаемых ситуаций, обращение к индивидуальному опыту младшего школьника, использование музыки, театрализации, сказки, поэтического слова.
Проведенное теоретическое исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если: организовывать разнообразные виды творческой деятельности, предлагать учащимся творческие задания, требующие воображения и применения знаний в новой ситуации; обеспечивать младшему школьнику позицию субъекта творческой деятельности путём создания проблемных и воображаемых ситуаций, обращения к индивидуальному опыту ученика. Мы убедились в эффективности этих педагогических условий, наблюдая за детьми в ходе проведенных нами уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир».
В ходе экспериментального исследования была достигнута его цель и выполнены все поставленные задачи.
Мы пришли к выводу, что создание педагогических условий для развития творческих способностей младших школьников способствует росту их активности на уроках, повышению качества знаний, формированию положительных мотивов учения. Для успешного обучения нужно побудить младшего школьника быть творческой личностью, уметь находить креативный подход к решению поставленных задач. Школьник, обладая умением творчески осмысливать проблему, сможет сам успешно ориентироваться в новых условиях.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств развития творческих способностей младших школьников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



