ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понимание как процесс и как результат читательской
деятельности 6
1.2. Условия для формирования понимания художественного
текста на уроках литературного чтения в начальной школе 11
1.3. Особенности смысловой стороны чтения младших
школьников с общим недоразвитием
речи 17
1.4. Анализ методических приемов по формированию
понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 29
2.2 Методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее десятилетие отмечается увеличение числа детей с нарушениями чтения и письма в общеобразовательной школе, а также в целом в современном российском сообществе наблюдаются неблагоприятные тенденции в становлении и развитии читательской компетенции подрастающего поколения. Среди учащихся общеобразовательных школ около 30% детей испытывают выраженные трудности в овладении навыком чтения (М.Н. Русецкая). Исследования Л.А. Бенько, М.Н. Русецкой, М.М. Аманатовой и других показывают увеличение в общеобразовательных школах количества детей со специфическими нарушениями письменно-речевой деятельности.
По данным Т.А. Алтуховой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения. Ученик, страдающий нарушениями чтения, не всегда правильно понимает прочитанное задание на любом уроке, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого учащегося.
Многочисленные исследования (Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова) доказали, что учащиеся, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в овладении письменно-речевой деятельностью.
По мнению Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, нарушения письма и чтения у такой категории детей, основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности
психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.
В последние годы возрастает интерес к проблеме формирования смыслового компонента читательской деятельности у детей с речевой патологией (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева, О.Е. Грибова, С.Ю.
Горбунова, В.В. Строганова, Э.Б. Чиркова и др.). Основной акцент в коррекционной работе делается на формировании перцептивно-смысловых операций чтения (Т.А. Алтухова, Г.Н. Васильева, И.Н. Карачевцева).
На наш взгляд, недостаточная изученность особенностей смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи, определяют актуальность исследования по теме «Коррекционно-педагогическая работа по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по теме исследования.
2. Отобрать диагностический материал и провести исследование особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- будет проводиться целенаправленное формирование навыков
перцептивно-смысловой обработки текста на его различных уровнях;
- будут тщательно подбираться специальные тексты с учетом отрабатываемых умений;
- включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования;
- педагогический эксперимент;
- анализ устно-речевой деятельности учащихся;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория смысловой обработки текста, представленная в работах А.А. Трудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, И.А. Зимней, З.И. Клычниковой; представления о базовой структуре читательской компетентности и этапах ее формирования в норме и при отклонениях в развитии Е.Л. Гончаровой; исследования по формированию смыслового компонента чтения у детей с ОНР Т.А. Алтуховой, Г.В. Бабиной, О.Е. Грибовой, И.Н. Карачевцевой, В.В. Строгановой.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода.
В результате теоретического анализа литературы по проблеме понимания читаемых текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи было выяснено, что понимание рассматривается с разных позиций, т.е. под понимаем определяется познавательный мыслительный процесс, процесс осмысления знаний или процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления. Понимание является многоуровневым процессом.
Многие педагоги используют разнообразные приемы работы по формированию понимания художественного произведения, в программах начальной школы по литературному чтению предусмотрены условия, способствующие формированию понимания художественных текстов.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают специфические сложности в понимании смысла прочитанного, отмечаются нарушения предметной соотнесенности слов у испытуемых, слабой ориентации учащихся в содержательной стороне слов с отвлеченным значением и ограничении объема семантических поле и др.
Анализ методических приемов по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи показал, что в логопедии накоплен определенный опыт устранения нарушения чтения у детей с общим недоразвитием речи. В последние годы уделяется внимание разработке проблемы формирования понимания читаемого текста у школьников, имеющих нарушения речи.
На констатирующем этапе была цель - выявление особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Нами был определен диагностический материал, который основывался на методике, представленной в исследовании И.Н. Карачевцевой по выявлению особенностей перцептивно-смысловой обработки письменных текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Задания были направлены на изучение понимания текстов различной сложности (1 и 2 блок).
В результаты исследования в экспериментальной группе было выяснено, что младшие школьники с общим недоразвитием речи не могут определять основную мысль произведения, затрудняются в ответах на вопросы по содержанию текста, иногда не помогает и помощь экспериментатора, дети затрудняются пересказывать сложные тексты. При выполнении блока 1 средний уровень составил 62,5%, низкий - 37,5%, при выполнении блока 2: низкий - 62,5%, очень низкий - 37,5%.
Исследование в контрольной группе показало, что младшие школьники с нормальным речевым развитием без труда понимают смысл прочитанного, отвечают на вопросы и пересказывают простые тексты, иногда затрудняются определить основную мысль произведения. При выполнении блока 1 высокий уровень составил 87,5% , средний - 12,5%, блока 2 - высокий - 37,5%, средний - 62,5%.
Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной и контрольной группе показал, что уровень понимания прочитанного у младших школьников с недоразвитием речи значительно отличается от уровня понимания у детей без речевой патологии. У детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с детьми без нарушений речи, характерными являются низкий и очень низкий уровень, иногда отмечен средний уровень, дети не могу определять основную мысль произведения, часто требуется помощь экспериментатора.
Можно выделить следующие особенности понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи: понимание простых текстов не вызывает трудностей; затруднения в пересказе сложных текстов; неумение определить основную мысль произведения; затруднения в ответах на вопросы к сложному тексту; воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками, искажающими содержание; невозможность самостоятельно, без специального воздействия, преодолевать возникающие трудности при чтении.
В методических рекомендациях представлено описание принципов организации логопедической работы по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи, этапов, направлений, приемов и заданий по проблеме исследования. Логопедическая работа включает два этапа: подготовительный и основной. Каждый этап включает направления работы, так, в подготовительный этап входят два направления - совершенствование вербальных и невербальных функций, обеспечивающих перцептивно-смысловую обработку текста и развитие мотивационной основы чтения, основной этап включает формирование навыков работы с текстом на предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном уровнях.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Алтухова, ТА. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. - Белгород: БелГУ, 1998. - 116 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_izbrannye-
trudy_t2_1980/go,0; fs,0/
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму//Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб., 2001, с. 58-64.
4. Бабина , Г.В. Трудности смысловой обработки текста при чтении учащимися с нарушениями речи. - М., 2004. - С. 39-44.
5. Богин, Г.И. Субстанциальная сторона понимания. Тверь: Изд-во Тверского госуниверситета, 1993. - 137 с.
6. Брудный, А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур // Смысловое восприятие речевого сообщения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/4467335/page:15/
7. Васильева, Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с нарушениями речи: [Текст] дис, ... канд. пед. наук / Г. Н. Васильева. - М., 2004. - 147 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2007. - 234 с.
9. Гасанова, С.С. Развитие процессов осознания языковой действительности
дошкольниками с недоразвитием речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-
formirovanie-predposylok-analiza-slovesnogo-sostava-predlozheniya-u- doshkolnikov-s-nedorazvitiem-rechi
10. Грибова, О. Е. К вопросу о сущности текста как лингвистического явления сб. Актуальные вопросы коррекционной педагогики, спец. психологии и
детской психиатрии. Международная научная конференция. - Спб., 2008. - 123 с.
11. Гуменная, Г.С. Металингвистическое знание в структуре познавательного развития дошкольников группы риска по дислексии // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения: Материалы III Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Российская ассоциация дислексии, МГПУ, 2007. - С. 49-53.
12. Гурова, Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления //Вопросы
психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.twirpx.com/file/1389328/
13. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его
понимания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy-
pro.livejournal.com/1264432.html
14. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/525755/
15. Епишкина, Е.Н. Проблемы развития смысловой обработки текста у учащихся начальных классов общеобразовательных школ// Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные тректории и возможности сопровождения: Материалы Третьей Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М., 2004. - С.53-60.
16. Еремина, В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 193 c.
17. Ефросинина Л.Н. Литературное чтение (1-4 классы): методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2003.
18. Иншакова, О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/narusheniya-pisma-i-chteniya-uchashchikhsya- pravshei-i-nepravshei
19.Зимняя, И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/eksperimentalnoe-
issledovanie-psiholingvisticheskih-zakonomernostey-smyslovogo-vospriyatiya- teksta
20.Знаков, В.В. Психология понимания / В.В. Знаков. М.: Институт психологии РАН, 2005. - 436 с.
21. Калмыкова, З.И. Понимание школьниками учебного материала [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.studmed.ru/kalmykova-zi-ponimanie-
shkolnikami-uchebnogo-materiala_c 10213dcf20.html
22. Карачевцева, И.Н. Организация работы по формированию понимания читаемого текста с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях общеобразовательной школы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 133. - С. 267-272.
23. Карачевцева, И.Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. кан. пед. наук. - М., 2012. - 26 с.
24. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение :Учебник. В 2-х частях. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
25. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на
иностранном языке [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.booksite. ru/fulltext/klichnik/index.htm
26. Корицкая, Е.Г., Шимкович, Т.А. Формирование развернутой описательно¬
повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b2bc78a4d53b89521316d36_1.h tml
27. Крылова, Н.Л. Использование текстов для первоначального чтения в спеицальном обучении детей с ОНР: автореф. дисс. канд. пед. наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1566366/
28. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы 1 Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Московского социально¬гуманитарного института, 2004. - С.132-139.
29. Леонтьев, А.А. Восприятие текста как психологический процесс
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://test-
metod.ru/index.php/component/content/article/13-leontev/377-leontev234
30. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.twirpx.com/file/209366/
31. Люблинская, А.А. Детская психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1833164/
32. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 4. - С.12-16.
33.Оморокова, М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. - М.: Аркти, 1999. - 160с.
34. Разуваева, Т.А. Формирование читательской компетенции студентов
факультета иностранных языков: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тула, 2006. - 23 с.
35. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-nasledie-n-a-rubakina-v-
sisteme-bibliotechno-informatsionnogo-obrazovaniya
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
37. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx .com/file/967967/
38. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - №1. - 2003. - С.1 4-17.
39. Смирнов, A.A. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview /1635409/page:53/
40. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/508143/
41. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books /1/0146/1_0146-1.shtml
42. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
43. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0327/2-0327-1.shtml
44. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. - 304 с.
45. Шулекина, Ю.А. Выявление и коррекция нарушений смыслового
восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. канд. наук. - М., 2008. - 27 с.