ВВЕДЕНИЕ 3
I. Святые в средневековой Западной Европе и Византии 10
1.1. Святость в средневековой христианской культуре 10
1.2. Западноевропейские святые 20
1.3. Святые Византии 27
II. Древнерусские святые 33
2.1. Зарождение феномена святости на Руси 33
2.2. Первые русские святые 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 62
Актуальность квалификационной работы. Данная тема актуальна прежде всего тем, что современное российское общество оказалось еще в конце минувшего столетия, в критическом состоянии, и из которого оно никак не может выбраться до сих пор. Причина этого достаточно очевидна - большая часть нынешнего российского общества, разочаровалось в прежних ценностях, переданных от предков. В итоге, как уже было неоднократно замечено, в духовной сфере жизни общества образовался своего рода идейный вакуум.
Посмотрим на мир, в котором мы живем, и заметим, что нельзя избежать некой дилеммы: либо нет ни Господа Бога, ни идеи и вообще ничего, что имело бы подлинное бытие, или Господь обязан показать нам свою победу, Свое торжество над всем миром. Ведь, на самом деле, Бог доказал это все тем, что умер на кресте, а затем воскрес. Скажем так, Он воплотился, что бы призвать нас к участию Своего божественного существования. Страдание, мучение, крест - единственный путь, который приведет к победе. Обожженное человечество, изменение мира - это и есть конец и задача истории, единственное положительное решение загадки существования. Воскресение, т.е. изменение в целом, всего мироздания, есть завершение дела Божия.
Но существование общества без некоей общей мысли невозможно и противоестественно. Свято место пусто не бывает, и потому этот вакуум неизбежно должен был быть заполнен. Но чем и кем? И вот здесь вступает в дело вторая сторона, обусловившая наш интерес к выбранной теме проекта - возвращение к религии стало одним из выбранных частью современного российского общества способов заполнения этого вакуума. Рост интереса к религии в целом и к отдельным религиозным культам и системам столкнулся с острой нехваткой не только научной, но и качественной научно - популярной литературы по всем основным вопросам, связанным с теми или иными аспектами функционирования религии как общественно¬политического, социокультурного и идейно-политического феномена.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что религия и разные формы религиозного сознания отнюдь не стали, несмотря на длящееся уже по меньшей мере 300 лет господство рационализма и тесно связанного с ним атеистического мировоззрения. Религия и раньше, и сейчас так или иначе занимает в системе культурообразующих элементов любого общества чрезвычайно важное место, и связано это прежде всего с тем, что, как отмечал тот же С. Хантингтон, «...и цивилизация, и культура относятся к образу жизни народа, и цивилизация - это явно выраженная культура.» . Между тем, продолжал далее он свою мысль, «.из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным, однако, является религия. Основные цивилизации в человеческой истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира; и люди общей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания могут вести кровопролитные братоубийственные войны.» .
Естественно, что все эти факторы не могли не обусловить резко возросший интерес доли российского общества именно к православию, которое, согласно отмеченным выше факторам, стало той идейной основой, на которой строилась русская культура. На протяжении без малого 1000 лет именно православие и православная культура, воспринятые из Византии и творчески переработанные на Руси и русскими книжниками, и народом, оказывали непреходящее воздействие на развитие русской культуры. И поскольку, как отмечал отечественный философ и культуролог Б.С. Ерасов , религия как весьма значимый компонент культуры присуща не только классическим цивилизациям, но сохраняет эту роль и в «постклассический» период, и в современном обществе, то, следовательно, эта традиция пусть и вне в прямой, в сильно опосредованной форме продолжала влиять на развитие культуры советской и продолжает оказывать воздействие на современную российскую культуру.
Явление духовной жизни эпохи Средневековья является чрезвычайно важным компонентом культуры той эпохи - образы святых сопровождали человека Средневековья от его рождения и обретения имени до самой его смерти, они были теми образцами, теми примерами праведной жизни, на которые он должен был равняться, с которых он должен был брать пример, если хотел достичь Царствия Небесного. Одним словом, данная проблема остается актуальной и по сей день.
Другая причина связана с недостаточно развитой традицией изучения феномена святости в отечественной исторической литературе. Сегодня остро не хватает исследований, в которых феномен святости, именно русской православной святости, рассматривался бы не в отрыве от реалий средневекового общества, но и в широкой сравнительно-исторической перспективе, на фоне аналогичных явлений на Западе и в Византии.
Степень разработанности проблемы.
Традиции изучения феномена святости, заложенные в дореволюционное время такими учеными, как, к примеру, митрополит Макарий (Булгаков) , автор первой полной истории Русской Православной Церкви; В.О.Ключевский , автор множества трудов по русской истории; Г.П.Федотов , автор множества сочинений о святых древней Руси; Л.П.Карсавин , Г.Флоровский и др. в советское время не нашла продолжения, и прежде всего по идеологическим причинам. В результате изучение этого чрезвычайно важного феномена духовной жизни средневекового русского общества осталось практически за бортом.
Вместе с тем нельзя не отметить, что данное направление активно развивалось в западноевропейской историографии, особенно во французской, которая эволюционировала в рамках, заданных школой «Анналов» с ее ярко выраженной историко-антропологической направленностью. Среди отечественных историков одним из первых, кто пошел по намеченному зарубежными историками-«анналистами» пути, самым заслуженным, авторитетным и влиятельным был ныне, увы, покойный, А.Я.Гуревич8 . В целом ряде своих монографий и статей он поднял вопросы, которые непосредственно касались интересующей нас проблемы, но рассмотрел их на западноевропейских материалах. В том же направлении работал и известный отечественный историк, филолог С.С.Аверинцев , специализировавшийся на изучении преимущественно византийского православия, однако же сделавший ряд ценных наблюдений относительно интересующего нас вопроса. Не менее интересные и полезные наблюдения относительно механизмов восприятия византийской культурной традиции на Руси сделал В.М.Живов11. Продолжателем начатой В.О.Ключевским традиции изучения житийной литературы как исторического источника стал одни из крупнейших современных отечественных историков - источниковедов Б.М.Клосс .
Мы назвали только самых значительных и оказавших большое влияние на наше исследование специалистов. Естественно, что кроме этих историков, сегодня интересующей нас проблемой занимаются и другие авторы - как отечественные, например, Н.И.Милютенко , так и зарубежные - например, немецкий историк и филолог-русист Л. Мюллер . Однако сказать, что в интересующем нас вопросе сказано уже совершенно все, было бы, конечно, преждевременно.
Цель исследования - заключается прежде всего в сравнении и выделении общего и частного в феномене святости как одной из важнейших компонентов средневекового образа жизни на примере Западной Европы, Византии и Руси.
Задачи исследования:
- Дать характеристику и выделить яркие черты святых Запада, Византии и Востока;
- Какое место занимали святые в жизни средневекового общества в целом и в древнерусской частности;
- Выявить общественно значимые функции, которые возлагались на святых;
- Выяснить причины сходства и различия святости в этих трех регионах христианского мира.
Объект исследования - феномен святости и святые эпохи Средневековья.
Предмет исследования - характерные черты и особенности средневековых святых и их место в жизни средневекового общества.
Хронологические рамки данной работы определены нами как период V-XV вв. как время средневековой культуры, а так же византийского периода.
Новизна исследования состоит в том, что нами была предпринята попытка провести сравнительно-исторический анализ феномена святости в трех регионах христианского мира - Запада, Византии и Востока на примере Руси. Конечно, мы не ставили собой цели перевернуть представления о святых средневековой Европы и стремились скорее применить те наработки, что существуют относительно изучения святых Западной Европы и отчасти Византии, к древнерусским материалам, а также обратить внимание ученого сообщества на эту, вне всякого сомнения, интереснейшую проблему, актуализировать ее, поставить ее на повестку дня.
Методология исследования. В качестве основного метода исследования нами был выбран сравнительно-исторический. Кроме того, нами были также использованы и общенаучные методы исследования - такие, как метод анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.
Используя указанные выше подходы, методы и приемы, мы и анализировали источники, привлеченные нами к написанию этой работы. Это прежде всего житийная литература, главным образом древнерусская, а также ряд житий святых как Византии, так и Западной Европы. Кроме того, нами были использованы также и труды некоторых отцов Церкви .
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы данного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания в учебных заведениях разного уровня курса «Основы православной культуры», различных религиоведческих и
культурологических дисциплин, а также предметов, связанных с историей России и ее культуры.
Структура исследования. Включает в себя введение, в котором характеризуется актуальность выбранной темы, анализируется источниковая база, теоретико-методологическая база исследования, предмет и объект исследования, две главы, первая из которых посвящена анализу характерных особенностей святости западноевропейской и византийской, а вторая - святости древнерусской, заключения, в котором подводятся общие итоги исследования, и списка использованной литературы и источников.
Апробация результатов исследования: была осуществлена нами в процессе научных конференциях и семинарах. Основные положения данного исследования нашло отражение в следующей статье:
Паненко Н.С. Святость как феномен средневековой христианской культуры. // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. Науч.-практ. Конф. / под ред. Т. И. Липич, С. М. Дергалева. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ БелГУ, 2017. - С.203 - 205.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что сама по себе традиция почитания святых как неотъемлемая часть христианского вероучения и культа своими корнями уходит в самое начало христианства, когда в первых христианских общинах первохристиане почитали Иоанна Крестителя и Богоматерь, а также апостолов. Впоследствии, с началом эпохи противостояния христианства и римских имперских властей и гонений на христианства к их почитанию добавилось и почитание мучеников, пострадавших за веру.
С превращением христианства в официальную религию в 313 г., а затем с превращением ее при императоре Феодосии Великом в единственную узаконенную религию империи открыло новые перспективы для развития культа святых. С течением времени, в особенности в VI-VII вв. почитание святых - как местных, так и общехристианских, занимает одно из центральных мест в религиозной и церковной жизни христианского сообщества вне зависимости от того, где оно располагалось - на Западе ли, на Востоке ли, в составе Империи или же на ее варварской периферии. Епископат, который к тому времени занял господствующие, ключевые позиции внутри церкви, усиленно насаждали культ святых в самых различных формах, формализируя и придавая институциональный, вполне легитимный характер складывавшимся в предыдущие столетия стихийным формам поклонения святым.
Параллельно с этим процессом происходила и трансформация самого христианства. По мнению ряда специалистов, развитие культа святых являлось показателем постепенного ухода раннесредневекового христианства от своих корней. Если ранее христианство в целом следовало традиции, присущей античности, и гласившей, что душа и тело, мир богов и людей, земля и небеса разведены в пространстве, то теперь культ святых строился прежде всего на том основании, что святой выступает в качестве своего рода посредника между Богом и людьми, миром дольним и миром горним. Святой вступал существом дуалистическим, принадлежащим одновременно и миру людей, и небесам, и, как следствие, вера в его дуалистичность, в способность одновременно присутствовать и н земле, и на небесах определяло отношение к святому, его останкам и связанными с его пребыванием в это мире предметами.
Облик святого, снова процитируем А.Я. Гуревича, «.вырабатывался в результате взаимодействия различных тенденций. В нем воплотились идеалы христианского смирения, проповедовавшие церковью. Преданность делу Христа, отказ от мирских радостей, умерщвление плоти, сосредоточение всех сил и помыслов на спасении души и служении Богу - эти мотивы представляют общие места агиографии. Наличие их во всех без исключения житиях и легендах о святых и мучениках дает исследователю точки опоры для суждения о направленности интересов аудитории. Именно в таких общих местах, в постоянном повторении одних и тех же мотивов утверждались некоторые коренные ценности общества.» .
Чудотворение - один из главных признаков святого, продолжая начатую тему, отметим мы. И представить себе святого, не творящего чудеса, невозможно. Чудотворение, сколько бы не говорили клирики о том, что главное для христианина это отрешение от мира, аскетизм, являлось главным признаком и свойством святого. Именно чудес ждали от святого люди Средневековья, мира сложного, недружелюбно настроенного по отношению к человеку.
Все это некоторые общие черты, свойственные для культа святых во всем христианском мире. Но были и некоторые отличия, порой весьма серьезные. Как мы уже отметили, в раннем Средневековье наметилась разница в культе святых в Европе варварской, заальпийской, и Европе средиземноморской. Если в последней главным героем житийной литературы выступал аскет-подвижник, отмеченный личной избранностью и способностью к чудотворению и происходящий из самых разных слоев общества, то в варварской среде на ранних этапах доминировали лица аристократического происхождения - короли, князья, епископы. И Древняя Русь не была в этом плане исключением - достаточно вспомнить, кем были первые русские святые.
Вместе с тем культ святых на Руси имел и свои характерные черты, которыми он отличался и от византийского, и от западноевропейского. Ведь идеал христианской святости заключается в строгости и милосердии. На Западе на протяжении всего Средневековья четко прослеживается тенденция «смягчения» облика святости. Ранние святые, строгие, даже суровые, способные в большей степени нагонять ужас, чем внушать любовь, постепенно уступают место более мягким, человечным. В Византии святые, по словам С.С. Аверинцева, «трезвые», эмоционально сухие, но, продолжал автор, «если разматывать нить метафоры, можно сказать, что сухое дерево жарче горит.» .
Совсем иначе выглядят русские святые. В чем они схожи с византийцами, но иначе и быть не могло - с кого брали пример русские подвижники и русские книжники, как не с византийцев. Похожи в чем-то русские святые и на западных святых раннего Средневековья - но опять же, и германцы в раннем Средневековье были варварами, и русичи в домонгольскую эпоху все еще оставались варварами, не до конца христианизированными и цивилизованными (для эпохи Средневековья понятия «христианство» и «цивилизация» были синонимами, и варвар, язычник и даже только-только вступивший на путь к Истине, не мог считаться цивилизованным). Но были и отличия, и отличия серьезные. Как отмечал С.С.Аверинцев, что русская святость, будучи православной, имеет предпосылки, общие для нее с византийской святостью. Но эмоциональная ее окраска иная: она отвечает впечатлительности молодого народа, куда более патриархальным устоям жизни, она включает в себя специфические тона славянской чувствительности.
Этой мыслью мы и хотели бы завершить нашу работу. Русские святые, русская святость, формировавшиеся в характерных, особенных русских условиях, при всей схожести с теми образцами, которые брались древнерусскими книжниками за основу, тем не менее, имели и серьезные отличия, придававшие русской святости характерный, национальный оттенок - без полутонов.
1. Аверинцев, С.С. Другой Рим / С.С. Аверинцев. - СПб.: Амфора, 2005. - 366 с.
2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. - СПб.: «Азбука-классика», 2004. - 480 с.
3. Аверинцев, С.С. Собрание сочинений / С.С. Аверинцев. - Киев: ДУХ I Л1ТЕРА, 2004. - 489с.
4. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. - Киев: Coda, 1997. - 343с.
5. Антоний Сурожский, митр. Труды / Антоний Сурожский, митр. - М.: Практика, 2002. - 1080с.
6. Арсеньев, Н.С. Русская святость петровскую эпоху и позже [Электронный ресурс] - http://www.odinblago.ru/rus_sviat/3
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российской библейское общество, 2012 - 1296 с.
8. Варнава (Беляев), Еп. Основы искусства святости / Варнава (Беляев), еп. - Н. Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 2003. - 587с.
9. Гольбах, П. Галерея святых: исследования образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предпологает в качастве образцов / П. Гольбах. - Киев: Политиздат Украины, 1987. - 335с.
10. Григорий Богослов. Избранные слова / Г. Богослов. - М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. 2002. - 557с.
11. Гуревич, А.Я. Избранные труды. Средневековый мир / А.Я. Гуревич. - СПб.: Изд-во СПБГУ., 2007. - 560 с.
12. Гуревич, А.Я. Избранные труды. Культура Средневековой Европы / А.Я. Гуревич. - СПб.: Изд-во СПБГУ., 2006. - 544 с.;
13. Гуревич, А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе / А.Я. Гуревич. - М.: РОССПЭН, 2005. - 424 с.
14. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.) / И.Н. Данилевский. - М. : Аспект-Пресс, 1998. - 399 с.
15. Данилевский, И. Н. Оригинальная древнерусская литература // Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники русской истории. М.: Лествица, 1998. - 544с.
16. Дворкин, А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций / А.Л. Дворкин. - Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. - 924с.
17. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта / В. Джемс, пер. с англ. - М., 1910. - 420с.
18. Ерасов, Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов. - М.: Наука, 2002. - 524 с.
19. Живов, В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры / В.М. Живов. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 760 с.
20. Житие и чудеса святого Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского, и слава его в России / сост. А. Вознесенский, Ф. Гусев. - СПб.: Издательство А.С. Яковлевой, 1994. - 725с.
21. Карсавин, Л.П. Культура Средних веков / Л.П. Карсавин. - М.: Издательский дом «Книжная находка», 2003. - 222 с.
22. Карпов, А.Ю. Самые знаменитые святые и чудотворцы России / А.Ю. Карпов. - М.: Вече, 2001. - 512с.
23. Кирский, Феодорит. История Боголюбцев и повествование о святых подвижниках / Ф. Кирский. - М.: Б.И., 1996. - 235с.
24. Клосс, Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков / Б.М. Клосс. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 488 с.
25. Ключевский В.О. Сочинения, Т. VI / В.О. Ключевский. - М., 1959.
- 512с.
26. Концевич, И.М. Стяжания Духа Святого в путях Древней Руси / И.М. Концевич. - М.: Лепта, 2002. - 385с.
27. Колесникова, В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму / В.С. Колесникова. - М.: Издательство Центрполиграф, 2003. - 589с.
28. Левшун, Л.В. История восточнославянского книжного слова XI - XVII веков / Л.В. Левшун. - Минск: Экономпресс, 2001. - 532 с.
29. Ле Гофф, Ж. Цивилизация Средневекового Запада / Ж. Ле Гофф.
- М.: Прогресс, 1992. 376 с.;
30. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф. - М.: Прогресс, 2001. - 440 с.
31. Литаврин, Г.Г. Византия и славяне: сборник статей / Г.Г. Литаврин. - СПб.: Алетейя, 1999. - 607с.
32. Лодыженский, М.В. Свет Незримый / М.В. Лодыженский. - Пг.: Лик пресс, 1915. - 289с.
33. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев, Т. 1. - М.: АОЗТ, 1930. - 915с.
34. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви
[Электронный ресурс] / Макарий (Булгаков). -
http://azbyka.ru/otechnik/Makarij Bul gakov/istorij a-russkoj -tserkvi/
35. Мейендорф, И. История Церкви и восточно-христианская мистика / Сост. и общ. ред. И.В. Мамаладзе. - М.: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято - Тихоновский богословский институт, 2003. - 576с.
36. Милютенко, Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси / Н.И. Милютенко. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. - 576 с.
37. Мюллер, Л. Понять Россию: историко-культурные исследования / Л. Мюллер. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 432 с.
38. Нил Синайский, преп.. 153 главы о молитве. Гл. 115 //
Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. - М.: Лепта, 1884. - 112с.
39. Осипов А.И. Святые как знак исполнения [Электронный ресурс] / А.Осипов - http: //www.biblioteka3 .ru/biblioteka/o sipov/svj atye-kak-znak- ispolnenij a-bozhij a-obetovanij a. html
40. Откровения блаженной Анжелы. - М.: Ниола XXI век: Лик пресс, 1918. - 246с.
41. Парамонова, М.Ю. Святые. // Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А.Я. Гуревича. - М.: РОССПЭН, 2007. - 624 с.
42. Патерик Печерский или Отечник / Печерский патерик. - Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 2001. - 529с.
43. Платонов, О.А. Терновый Венец России. Открытие русской цивилизации / О.А. Платонов - М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. - 816с.
44. Религия в истории и культуре / Под ред. Проф. М.Г. Писманика. Учебник. - М.: Изд-во Лазарет, 2000. - 316с.
45. Рождественский, Д.В. Общее учение о нравственном законе Божьем и нравственной жизни и деятельности человека / Д.В. Рождественский. - М.: Лествица, 2001. - 255с.
46. Рыжов, К.В., Рыжова Е.В. Сто великих пророков и вероучителей / К.В. Рыжов. - М.: Вече, 2002. - 544с.
47. Святой Франциск Ассизский. Сочинения. М. Изд.
францисканцев. 1995. [Электронный ресурс] -
http://www.bogoslov.ru/persons/3177073/
48. Серебрянский, Н.И. Древнерусские княжеские жития / Н.И. Серебрянский. - М., 1915. - 448с.
49. Скоробогатько, Н.В. Русские святые / Н.В. Скоробогатько. - М.: Белый город, 2004. - 48с.
50. Соколов, И.И. О византивизме в церковно - историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины 1Хв до начала ХУв (843 - 1453). Вселенские судьи в Византии: Сборник / И.И. Соколов. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. - 271с.
51. Соколов, И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви сер. 1Хв до нач. Х111в (842-1024) / И.И. Соколов. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. - 462с.
52. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
53. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 700 с.
54. Федотов, Г.П. Средний христианин / Г.П. Федотов. - Ростов-на- Дону: Историк, 1999. - 243с.
55. Флоровский, Г.К. Пути русского богословия / Г.К. Флоровский. - Вильнюс, 1991. - 317с.
56. Федотов, Г.П. Лицо России / Г.П. Федотов. - Ростов-на-Дону: Историк, 1999. - 311с.
57. Федотов, Г.П. Рождение свободы / Г.П. Федотов. - Ростов-на- Дону: Историк, 1999. - 201с.
58. Флоровский, Г. Восточные отцы церкви / Г. Флоровский. - М.: Изд-во АСТ, 2003. - 639 с.
59. Франциск Ассизский. Сочинения / Ф. Ассизский. - М.: Изд. Францисканцев, 1995. - 325с.
60. Фудель, Сергей Путь отцов - М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997. - 155, 291 с.
61. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 603 с.
62. Хорошев, А.С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.) / А.С. Хорошев. - М., 1986. - 780с.
63. Христианство как стержень средневековой культуры. [Электронный ресурс] - http://megalektsii.ru/s36118t4.html
64. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. - Т. 2. - М.: Айрис- пресс, 2003. - 624 с.
65. Экономцев, И. Православие. Византия. Россия / И. Экономцев. - М.: Лепта, 1992. - 548с.
66. Энциклопедия православной святости / Авт. сост. А.И. Рогов, А.Г. Парменов. - М.: Ниола XXI век: Лик пресс, 2003. - 398с.