Введение 3
1. Теоретические основы формирования конъюнктуры товарного
рынка 7
1.1. Понятие, функции и структурные элементы товарного рынка 7
1.2. Сущность конъюнктуры товарного рынка и факторы ее
образующие 13
2. Аналитические аспекты конъюнктуры рынка кондитерских изделий в
Российской Федерации и ее влияния на деятельность ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» за период 2014-2016 гг 20
2.1. Исследование конъюнктуры рынка кондитерских изделий в
Российской Федерации 20
2.2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «КФ
«БЕЛОГОРЬЕ» 29
2.3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КФ
«БЕЛОГОРЬЕ» 35
2.4. Анализ влияния конъюнктуры рынка кондитерских изделий на
деятельность ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» 42
3. Разработка проекта по снижению зависимости ОАО «КФ
«БЕЛОГОРЬЕ» от конъюнктурных колебаний на товарном рынке 53
3.1. Характеристика проекта 53
3.2. Экономическое обоснование проекта 59
3.3. Расчет экономической эффективности проекта 67
Заключение 71
Список использованных источников 78
Приложения 84
В условиях расширения конкуренции на товарных рынках все большее значение для обеспечения стабильности производства, продаж и рентабельности деятельности предприятия приобретает такой фактор, как состояние общей конъюнктуры рынка.
Оценка и анализ рыночной конъюнктуры - необходимое условие формирования товарной политики каждого предприятия, выработки его стратегии, разработки новых производственных и коммерческих проектов. Благодаря рыночной конъюнктуре удается определить состояние дел на конкретный момент времени, судить о правильности выбранной модели действия, оценивать место и роль конкретного предприятия в экономической системе общества, а также во время приспосабливаться к изменениям, происходящим во внешней среде.
В связи с этим, возникает настоятельная потребность в изучении особенностей конъюнктурных колебаний, происходящих на товарных рынках и исследовании степени их влияния на деятельность предприятий в целях дальнейшего их развития и достойного конкурентного позиционирования.
Анализ современной специальной литературы в
области конъюнктурных исследований рынка показывает, что эти вопросы могут считаться детально проработанными в основной массе проблем. Среди фундаментальных научных работ, относящихся к данной проблемной области, можно выделить труды таких авторов, как: А.Г. Аганбегян, М.М. Алексеев, А.А. Анфиногентова, И. Ансофф, Г.Л. Багиев, И.К. Беляевский, С. Бир, Г.Дж. Болт, В.Н. Васильев, И.Н. Герчикова, П.Ф. Друкер, С.Н. Захаров, У.Кинг, Д. Клиланд, В.М. Рутгайзер, В.Н.Самочкин, О.Г.Туровец, П. Уайн, Э.А. Уткин, Дж. Харрингтон, С.А. Хейнман и др.
Анализируя вышедшие публикации и сопоставляя исследовательские воззрения с практикой, следует признать, что, несмотря на определенный задел, накопленный к настоящему времени в этой области, в научной литературе достаточная теоретическая проработанность вопросов, касающихся взаимосвязи факторов, влияющих на формирование конъюнктуры определенных товарных рынков, их комплексной оценки, особенностей прогнозирования конъюнктуры, неадекватна теоретическому уровню проработанности организационно-методических основ
конъюнктурных исследований в отраслях, в частности, на рынке кондитерских изделий.
Актуальность изложенных проблем, а также их недостаточная разработка для практической деятельности в современных условиях хозяйствования и определили выбор темы, цели и задачи данной выпускной квалификационной работы.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является исследование конъюнктуры рынка кондитерских изделий, изучение влияние конъюнктурной ситуации товарного рынка на деятельность предприятия, а также выработка на этой основе практических рекомендаций по развития предприятия на данном рынке.
Поставленная цель выпускной квалификационной работы определила решение следующих основных задач:
о рассмотреть понятие, функции и элементы товарного рынка;
о раскрыть сущность конъюнктуры рынка как экономической категории;
о провести конъюнктурные исследования рынка кондитерских изделий в Российской Федерации;
о проанализировать организационно-экономическую и финансово-хозяйственную деятельность предприятия по производству кондитерских изделий ОАО «Кондитерская фабрика «Белогорье»;
о оценить влияние конъюнктуры рынка кондитерских изделий на деятельность ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ»
о сформировать практические предложения по развитию ОАО «Кондитерская фабрика «Белогорье» в сложившейся конъюнктурной ситуации на рынке кондитерских изделий.
Объектом исследования является предприятие, основной деятельностью которого выступает производство кондитерских изделий - ОАО «Кондитерская фабрика «Белогорье».
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы формирования и развития конъюнктуры рынка кондитерских изделий в РФ, а также ее влияния на деятельность предприятий.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужила общенаучная методология системного анализа, методы научного познания и анализа экономических процессов. Для решения прикладных задач, рассматриваемых в работе, использовались методы статистического и экономического анализа, метод инвестиционного анализа, метод сравнения.
Информационную базу работы составили законы Российской Федерации, указы Президента, постановления Правительства и другие правовые акты, информация Госкомстата Российской Федерации, официальные материалы ОАО «Кондитерская фабрика «Белогорье».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Она содержит таблицы и рисунки.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель исследования и соответствующие ей задачи, определены предмет и объект исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования конъюнктуры товарного рынка» рассмотрены понятие и экономическое содержание товарного рынка, его функции и структурные элементы, сущность конъюнктуры рынка и ее факторы образующие. Изучен методический подход к исследованию конъюнктурной ситации на товарном рынке.
Во второй главе «Аналитические аспекты развития рынка кондитерских изделий в Российской Федерации и его влияния на деятельность ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» за период 2014-2016 гг.» изучена тенденция развития рынка кондитерских изделий в РФ, рассмотрена организационно-экономическая характеристика ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ», проведена оценка его финансово-хозяйственной деятельности, исследовано влияние конъюнктурной ситуации на рынке на деятельность и на ее результаты предприятия.
В третьей главе «Разработка проекта по снижению зависимости ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» от конъюнктурных колебаний на товарном рынке» разработан проект по внедрению в деятельность ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» выездной торговли при помощи автолавки. В рамках разработки проекта было дано экономическое его обоснование и произведен расчет целесообразности еговнедрения.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Исследование теоретических основ формирования конъюнктуры товарного рынка позволило нам, в первую очередь, рассмотреть экономическое содержание самого товарного рынка, который представляет собой социально-экономический механизм, сферу товарного обмена, отличающуюся наличием отношений в виде купли-продажи товара и места проведения конкретной хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товара.
Весь комплекс обязательных элементов товарного рынка состоит из покупателей со своими потребностями; продавцов, желающих и имеющих возможность продать; покупательская сила, то есть наличием денег; желания купить; и соответствующих возможностей купить.
Все экономические элементы товарного рынка действуют при определенных условиях, главным из которых является экономическая свобода.
Успешное функционирование любого товарного рынка можно объяснить важностью понимания нужд и потребностей покупателя, возможностью производить товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать; возможностью создавать, расширять и сокращать рынки в зависимости от покупательской способности.
Сущность товарного рынка как и любой социально -экономической системы проявляется в его основных функциях. В числе таких функций нами выделены регулирующая, интегрирующая, стимулирующая,
ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная и функция экономичности.
Наряду с этим, в ходе исследования нами были выявлены возможные виды товарных рынков, которых в экономической системе оказалось огромное количество. Их систематизация позволила нам классифицировать основные виды товарных рынков по определенным признакам.
Товарный рынок - это динамично развивающаяся система, которая в определенный момент времени или промежуток времени характеризуется каким-либо особенностями развития. Такая ситуация на рынке носит название конъюнктуры рынка. От сложившейся конъюнктуры рынка зависит деятельность любого крупного, среднего или мелкого предприятия, а также его результаты.
Исследование сущности конъюнктуры товарного рынка позволило нам узнать, что она включает в себя следующие основные компоненты: степень сбалансированности рынка; сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития; уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров; масштабы рыночных операций и степень деловой активности; уровень коммерческого (рыночного) риска; силу и размах конкурентной борьбы; положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла. Предметом же анализа конъюнктуры рынка являются массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.
Конъюнктура товарного рынка определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических коммерческих партнеров, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.
Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, а во-вторых, складывающейся на рынке ситуации под влиянием комплекса различных факторов, в числе которых: экономические, научно-технические, политико-правовые, социо-культурные, природные, фактор цикличности экономики. Какие-то факторы могут быть постоянными или переменными, а какие-то из них стимулирующими развитие рынка или тормозящие его. От определенных действий факторов, товарный рынок может характеризоваться либо вариабельностью, либо цикличностью, либо динамичностью развития.
Аналитические аспекты конъюнктуры рынка кондитерских изделий показали, что данный рыночный сегмент в Российской Федерации в отличие от большинства других отраслей промышленности страны, включая пищевые, в течение более десяти лет имеет стабильное развитие. С 2011 года по 2016 год она возросла на 21,21% и в 2016 году составила 3568462 тонны. Ежегодный прирост объемов производства кондитерской продукции в эти годы составлял от 2% до 6,7%. Росту производственных показателей способствовал устойчивый потребительский спрос. Даже в последние три года, начиная с 2014 г., когда в целом покупательная способность населения страны снизилась вследствие значительного ослабления рубля, потребитель остался верен себе, и никакие перипетии не ослабили его любовь к вкусному и сладкому. Поэтому, если в 2010 г. потребление в России составляло 20,5 кг кондитерских изделий на душу населения, то по итогам 2016 г. потребление достигло 23 кг.
Также, исследование показало, что сальдо торгового оборота кондитерских изделий в РФ приобрело положительное значение. Начиная с 2013г., экспортная составляющая в натуральном выражении стала превышать импортную, а в долларовом выражении - с 2014 года.
Изучение основных лидеров рынка кондитерских изделий показало, что десять крупнейших производителей занимают 32% всего рыночного сегмента, что говорит о высокой концентрации рынка и об острой конкурентной борьбе.
Весь рынок кондитерских изделий подразделен на две крупные товарные группы, первая из которых представлена какао, шоколадом и сахаристыми изделиями, а вторая - мучными кондитерскими изделиями.
Особенностями развития рынка в 215-2016 гг. является смещение спроса в сегмент от дорогих к более дешевым кондитерским изделиям, что связано с ростом цен на сахар и другие ингредиенты. Ключевыми потребительскими критериями выбора кондитерских изделий в порядке убывания значимости являются: внешний вид (дизайн упаковки/вид
продукта); опыт потребления; срок годности и свежесть продукта; состав; стоимость; производитель/марка; совет друзей/родных/знакомых.
В рамках исследования выпускной квалификационной работы нами было проанализировано влияние конъюнктурной ситуации на товарном рынке - рынке кондитерских изделий, на деятельность организации, функционирующей на данном рынке - ОАО «Кондитерская фабрика «Белогорье».
Открытое акционерное общество «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ» входит в двадцатку лидеров по производству печенья в России. Компания является одним из крупнейших предприятий в пищевой индустрии, специализирующимся на выпуске мучных кондитерских изделий в Белгородской области, одним из ведущих в Центральном Черноземье.
ОАО КФ «Белогорье» производит мучные кондитерские изделия (печенье) и зарекомендовала себя, как надежного партнера и производителя высококачественной продукции, осуществляет продажи продукции, как на местном рынке, так и на общероссийском рынке, более чем в 30 регионах, также поставки продукции осуществляются в страны СНГ, такие как Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан.
Анализ производственной, экономической и финансово-хозяйственной деятельности ОАО КФ «Белогорье» показал, что данное предприятие успешно реагирует на изменения, происходящие в конъюнктуре рынка, а также на всевозможные конъюнктурообразующие факторы. В числе таких факторов были рассмотрены экономические, демографические и социальные. Их влияние, благодаря имеющейся стратегии ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ», является сглаженным, а результаты деятельности положительными и в динамике имеют тенденцию к росту. Так, и сумма выручка, и себестоимости, и всех видов прибыли в течении анализируемого периода увеличиваются: наибольший темп роста составила чистая прибыль - +223,56%. Темп роста выручки и прибыли от продаж составили соответственно +137,18% и +178,24%. О том, что деятельность кондитерской фабрики, не смотря на варьирующие тенденции социально-экономических факторов конъюнктуры рынка кондитерских изделий, развивается говорит и увеличение стоимости активов с 635852 тыс.руб. до 729526 тыс.руб. Вместе с этим, возросла и стоимость оборотных и основных средств. Сумма дебиторской задолженности в 2016 году превысила сумму кредиторской, что является положительным фактом. Эффективность использования экономических ресурсов также возрастает с 2014 по 2016 гг.
Оценка финансового состояния ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» за период 2014-2016 гг. показал, что данное предприятие обладает устойчивым финансовым состоянием и не абсолютным ликвидным балансом. Обеспеченность собственными оборотными средствами на кондитерской фабрике не велика, но соотношение собственных и заемных средств является идеальным. Рассчитанные значения рентабельности показывают хороший результат, а вложенные в оборот средства являются оправданными. Это говорит о том, что, не смотря на динамично происходящие изменения в конъюнктуре рынка, ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» умеет приспосабливаться к ним и вести рентабельную финансово-хозяйственную деятельность со стабильным ростом производства и получаемыми величинами доходов.
В числе основных конъюнктурообразующих факторов ОАО КФ «БЕЛОГОРЬЕ» в ходе исследования нами были выделены численность населения страны; уровень конкуренции на рынке; уровень инфляции; величина денежных доходов населения; величина расходов населения на продовольственные товары; объемы спроса на кондитерские изделия; потребности покупателя.
Основными показателями, которые характеризуют успешную адаптацию ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» к изменению в конъюнктуре рынка - это занимаемая предприятием доля рынка с тенденцией роста, увеличение его выручки, превышение темпов роста выручки над темпами роста денежных доходов населения и над темпом роста рынка.
В подтверждение тому, что ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» гибко реагирует на все изменения, происходящие в конъюнктуре рынка, нами была построена матрица Бостон Консалтинг Групп, позволяющая сопоставить динамику деятельности компании и темпы роста рынка кондитерских изделий за период 2014-2016 гг. Построенная матрица показала, что все три исследуемых года ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» находится в самом выгодном и наилучшем квадранте, а именно, с растущим рынком и растущими темпами работы предприятия.
Для рынка кондитерских изделий, о чем не было сказано ранее в работе, характерна цикличность развития, то есть сезонность в продажах кондитерских изделиях. Именно в связи с этим, компанией ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» была диверсифицирована деятельность и вторым ее направлением стало производство минеральной воды, лимонада и кваса, которым также присуща сезонность продаж. Сопоставление графиков сезонности на данные виды деятельности ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ», которые были построены на основании расчетов за 2014-2016 гг. показало, что пики продаж кондитерских изделий длительного хранения приходятся на зимние праздники, а ощутимый спад продаж приходится на летние месяцы - июнь и июль. Производство минеральной воды, лимонада и кваса, которые являются отличными средствами утоления жажды в жаркое время года, сглаживают сезонность кондитерского производства.
Балансирование диверсифицированного бизнеса ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» позволяет получать компании наиболее равномерные размеры выручки в течение всего года.
В рамках третьей главы нами был предложен проект по снижению зависимости ОАО «КФ «БЕЛОГОРЬЕ» от конъюнктурных колебаний на товарном рынке, который направлен на интенсификацию розничных продаж в летний период времени как кондитерских изделий длительного срока хранения, так и продажи кваса, минеральной воды и лимонада. Наше исследование показало, что 25 % всей продукции кондитерской фабрики «БЕЛОГОРЬЕ» продается на территории Белгородской области, но фирменного магазина с продажей собственного продукта нет. Мы предлагаем организовать выездную передвижную торговлю по городу Белгороду совместно всей продукцией с помощью автомобильной лавки с апреля месяца по октябрь включительно. Параллельно в рамках проекта предлагается усилить рекламную кампанию кондитерской фабрики. Экономическое обоснование проекта и расчет его эффективности показал, что величина чистой текущей стоимости проекта через пят лет составит 927069,76 тыс.руб., на 1 рубль инвестиций, вложенных в проект приходится 651 рубль 91 копейки прибыли, а срок окупаемости проекта, рассчитанный простым и дисконтированный методом равен 1 году. Следовательно, проект является доходным и рентабельным, его следует принять к реализации.
1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 09. 02. 2009г.) // Собрание законодательства РФ.- 05.12.1994.- № 32.
2. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7.02.1992 г. № 2300-1 // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru.
3. Российская Федерация. Госстандарт России. ГОСТ Р 51303 -
99. Торговля. Термины и определения: Постановление Госстандарта России от11.08.1999г. № 242-ст // Нормативные документы.-
http://www.consultant.ru.
4. Российская Федерация. Министерство промышленности и торговли. Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года: Приказ Минпромторга от 31.03.2011г. № 422 // Нормативные документы. - http://www.consultant.ru.
5. Афасенко И.Д. Торговое дело: Учебник для вузов [Текст] / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.
6. Анализ рынка кондитерских изделий [электронный ресурс].
- Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru/mr/food/confectioneries.htm
7. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента [Текст] : учебное пособие / И. Т. Балабанов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 526 с.
8. Беляев В.В. Конъюнктуры рынка: исследование и
обоснование управленческих решений [Текст] / В.В. Беляев // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2012. - № 6. - с. 110-115.
9. Богданов С.В. Трансформация конъюнктуры рынка при
совершенствовании управления инновационным процессом / С.В. Богданов, В.О. Черных, Д.А. Фролов [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-konyunktury-
rynka-pri-sovershenstvovanii-upravleniya-innovatsionnym-protsessom
10. Большой коммерческий словарь / под ред. Т. Ф. Рябовой. - М. : Война и мир, 2014. - 399 с.
11. Большой экономический словарь [Текст] / под. ред. А. Н. Азрилияна. - 2-е изд. доп. и перераб. - М. : Институт новой экономики, 2013. - 864 с.
12. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление [Текст] : Учебник / Р.И. Бунеева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 450 с.
13. Вигдорчик, Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятий [Текст] / Е. Вигдорчик, А. Нещадин // Экономист. - 2012. - № 11. - С. 69-71 с.
14. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность [Текст] : Учеб / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - Мн. : Выш. шк., 2016. - 352
с.
15. Горфинкеля, В. Я. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / В. Я. Горфинкеля. - 6-е изд., перераб. и допол. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 718 с.
16. Гурнович Т.Г. Принятие управленческих решений и прогнозирование экономической конъюнктуры на конкурентных рынках сельскохозяйственной продукции / Т.Г. Гурнович, П.Г. Чернышов // Кант, 2011. - № 2. - С. 150-152.
17. Гущина А.А. К вопросу о развитии методики
прогнозирования рыночной конъюнктуры в малом
предпринимательстве / А.А. Гущина, Н.Б. Пильник // Вестник ЮУрГУ,
2011. - № 8. - с. 154-160.
18. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст] : Учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп.- М. : ИТК «Дашков и К°», 2013. - 696 с.
19. Демьяненко А.Е. Исследование конъюнктуры
продовольственного рынка региона / А.Е. Демьяненко [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie- konyunktury-prodovolstvennogo-rynka-regiona
20. Дибнис Г.И. Факторы, определяющие адаптивные возможности предприятия к изменениям конъюнктуры рынка / Г.И. Дибнис, Е.В. Демьянова [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7faktory-opredelyayuschie-adaptivnye- vozmozhnosti-predpriyatiya-k-izmeneniyam-konyunktury-rynka
21. Доумен Д. Изучение конъюнктуры рынка - это просто. Серия «Бизнес-технологии» [Текст] / Д. Доуен. - М.: Изд-во «Феникс», 2014 - 224 с.
22. Жариков В.В. Исследование взаимосвязей жизненного цикла товаров (услуг) и конъюнктуры рынка [Текст] / В.В. Жариков, М.С.Теплякова, М.А. Истомин, Д.О.Кузнецов // Вестник ТГТУ, 2015. - № 1. - с. 183-188.
23. Жданова, А. О. Финансовый анализ предприятия [Текст] / А. О. Жданова. - М. : Инфра-М, 2013. - 332 с.
24. Зверева, А.О. Анализ и прогнозирование конъюнктуры товарных рынков [Текст] учебное пособие / А. О. Зверева, Ю. Г. Леонова. - Белгород : [б. и.], 2017. - 27 с.
25. Инвестиции: учеб. / А.Ю. Андрианов, С.В. Валдаейцев, П.В. Воробьев [и др.]; отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 584
с.
26. Как устроен кондитерский бизнес в России [электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-
idei/konditerskiy-biznes-v-rossii/
27. Касьянова Г.Ю. Торговая деятельность: учет и
налообложение для индивидуальных предпринимателей [Текст] / Г.Ю. Касьянова.- М.: АБАК, 2017. - 544 с.
28. Клименко О.И. Экономика и управление народным хозяйством: учеб. пособие / О.И. Клименко. - Часть 1. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. - 432 с.
29. Клименко О.И. Экономика и управление народным хозяйством: учеб. пособие / О.И. Клименко. - Часть 2. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. - 444 с.
30. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура: факторы и механизмы формирования: учебное пособие / В.Г. Клинов. - М.: Изд-во «Экономика», 2015. - 278 с.
31. Конъюнктура товарных рынков. Маркетинг & логистика [Текст] : журнал / учредитель: Ин-т исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка(ОАО «ИТКОР») ; издатель : ОАО «ИТКОР». - Москва : ИТКОР, 2014-. - 300 с.
32. Коротких И.Ю. Основы коммерческой деятельности в схемах, рисунках, таблицах [Текст]: Учеб. пособие / И.Ю. Коротких.- Белгород: Кооперативное образование, 2013. - 390 с.
33. Коршунова, Г. В. Институциональные основы- исследования рыночных взаимодействий [Текст] / Г. В. Коршунова // Вопросы экономики. -2015. - №5 - С. 45-51 с.
34. Кром О. Достижение преимущества в торговле. Перевод Самсонов П.А. / О.Кром, М.Кром. - М.: Изд-во «Попурри», 2015. - 448 с .
35. Люльков, Р.Н. Прогнозирование
конъюнктуры товарных рынков : учебное пособие / Р. Н. Люльков, И.
Ф. Шаяхметов, А. А. Фаттахов ; Вост. ин-т экономики, гуманитарных наук, упр. и права. - Уфа : Вост. ун-т, 2016. - 78 с.
36. ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ».
Официальный сайт [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belogorye-pk.ru/production/konditerskie-izdeliya/vafli
37. Обзор российского рынка кондитерских изделий
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rossiyskogo-rynka- konditerskikh-izdeliy/
38. Олейник К.А. Все об управлении продажами [Текст] / К.А. Олейник, С. Иванова, Д. Болдогоев. - 3-е изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014 г. - 331 с.
39. Оценка конъюнктуры товарных рынков: теория и практика
[Текст] : монография / [Е. В. Носкова и др.] ; под общ. ред. И. М. Романовой ; М-во образования и науки Российской Федерации, Дальневосточный федеральный ун -т, Школа экономики и
менеджмента. - Владивосток : Дальневосточный федеральный ун-т, 2013. - 353 с.
40. Правила оказания услуг и продажи. Закон РФ «О защите прав потребителей [Текст]. - М.:Изд-во «Норматика», 2017. - 350с.
41. Раицкий К.А. Экономика и управление в организациях торговли [Текст] : учеб. пособие для вузов / К.А. Раицкий. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 192 с.
42. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учебник / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 1012 с.
43. Романова, И.М.
Оценка конъюнктуры товарных рынков [Текст] : учебное пособие / И. М. Романова, Е. В. Носкова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Дальневосточный
федеральный гос. ун-т. - Владивосток : Морской гос. ун-т, 2015. - 223
с.
44. Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст] : учеб. / Г.В. Савицкая. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Новое знание, 2016. - 651 с.
45. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: учебник для вузов [Текст] / М.В. Сорокина. - М.: СПб.: Питер, 2017 г. - 722 с.
46. Староверова Г.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / Г.С. Староверова, А.Ю. Медведев, И.В. Сорокина. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 312 с.
47. Сысоева С.В. Оперативное управление в розничной торговле [Текст] / С.В. Сысоева, Н.П. Новоселова. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.
48. Тлепцеруков, М.А. Оценка вшияния конъюнктуры
товарного рынка на деятельность предприятия (по материалам масложировой промышленности Краснодарского края): автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 (15.) / Тлепцеруков Мурат Алиевич; [Место защиты: Кубанский государственный
аграрный университет]. - Краснодар, 2015. - 26 с.
49. Фартушина А.С. Анализ методических принципов и подходов к прогнозированию конъюнктуры рынка [Текст] / А.С.Фартушина // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика, 2012. - № 1. - С.63¬69.
50. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
51. Шейнов В.П. Искусство торговли: эффективная продажа товаров и услуг [Текст] / В.П. Шейнов. - М.: Харвест. - Серия «Библиотека практической психологии», 2016. - 416 с.
52. Шохина, Е. И. Финансовый менеджмент [Текст] : учебное пособие / Е. И. Шохина. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. - 408 с.
53. Щигрев, С.В. Методы исследования конъюнктуры рынка / С. В. Щигрев ; Ин-т экономики и организации промышленного производства, Сибирское отд-ние, Российской акад. наук. - препр. - Новосибирск : [ИЭОПП СО РАН], 2013. - 230 с.
54. Экономика, анализ и планирования на предприятии торговли: учебник для вузов [Текст]. - СПб.: Питер, 2016. - 560 с.
55. Экономическая оценка инвестиций: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.Римера. - СПб.: Питер, 2012. - 432 с.