Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная российская политика в условиях централизации и децентрализации

Работа №69177

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ 8
1.1 Централизация и децентрализация в федеративном государстве 8
1.2 Понятия «центр» и «регионы» в теории федерализма 9
1.3 Различные интерпретации понятия «федеративное государство» 13
1.4 Виды федеративных государств 19
1.5 Централизация и децентрализация регионов в рамках развития
института федерализма 23
1.6 Различные принципы классификации федеративных государств 27
1.7 Институты и инструменты децентрализации и централизации в
федеративном государстве 29
ГЛАВА II. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ МИРОВЫХ ГОСУДАРСТВ 34
2.1 Особенности федеративного устройства США 34
2.2 Федерализм в Канаде 37
2.3 ФРГ: взаимодействие федерации и земель 41
2.4 Сферы взаимоотношений центра и регионов влияющие на уровень децентрализации федерации 46
ГЛАВА III. ХАРАКТЕР РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РАЗЛИЧНЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ ПЕРИОДЫ 50
3.1 Основные периоды развития отношений «центр - регионы» в
Российской Федерации 50
3.2 Развитие институтов исполнительной власти субъектов РФ и их отношения с центром федерации 52
3.3 Реформирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ, изменение его роли в российской политике 58
3.4 Изменение характера российского бюджетного федерализма 62
3.5 Этапы развития федерализма в России 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

Многовековая история создания и развития такого политического института как государство сопровождалось совершенствованием механизмов территориального управления его подвластной территорией. Расширение империй ставили перед государями все новые задачи, самой сложной из которых являлась полноценная интеграция новых владений в сложившуюся систему управления. История знает много примеров создания огромных империй, державшихся на военной мощи племен-завоевателей. Однако большинство из них имело примитивную систему управления своими провинциями, что приводило к быстрому их распаду.
Совершенствование государственных институтов со временем привело к стабилизации границ государств. Империи, родившиеся во времена Позднего Средневековья, просуществовали до конца Нового времени и имели под собой прочную основу своего существования, опиравшуюся не только на военную силу. Колониальные империи создавали в своих заморских владениях институты, способные интегрировать и удержать под своей властью территории, которые были удалены от столицы на тысячи километров, между которыми порой пролегали океаны.
Сегодня колониальные империи исчезли с политической карты Мира, но проблема управления большими географическими пространствами до сих пор актуальна. И в первую очередь она актуальна для России.
Совершенствование экономической и социальной сфер нашей жизни поставили перед институтом государства новые задачи по управлению своей территорией. Глобализация, с одной стороны, сузила мировое пространство, но с другой сделала это пространство разнородным внутри национального государства. В наше время, несмотря на ожидания ученых-политологов конца 20 века, этнический фактор является одной из самых актуальных тем в деле территориального строительства государства. Сегодня с данной проблемой столкнулись такие передовые европейские страны, как Великобритания, Бельгия и Испания. Пренебрежение степенью важности этнического фактора во внутренней политике привело к кровавому конфликту на Юго-Востоке Украины.
Как мы видим, проблема эффективного управления территорией своего государства, для достижения единства и развития своей страны, актуальна не только для больших по размеру государств. Чем сильнее территория страны разнородна по географическому, этническому, религиозному либо экономическому принципу, тем сложнее сохранить её территориальную целостность.
Для России все эти проблемы особенно актуальны - она обладает самой большой территорией, на которой проживают представители около 190 народов, население 7 республик федерации исповедует ислам. Вопрос грамотной организации территориального управления в России - вопрос сохранения единства и стабильности страны.
Однако, при понимании всей степени важности этой проблемы для нашего государства, в России до сих пор нет представления о том, какой должна быть политика выстраивания отношений между центром федерации и её регионами. Государство, с одной стороны, стремиться к большему контролю над своими субъектами. С другой стороны, в научной среде теория федерализма развивается в либеральной парадигме. На этот вопрос нет однозначного ответа.
Свобода регионов, неограниченная децентрализация власти в России в 90-е гг. привели к возникновению и усилению центробежных тенденций. Рост веса региональных политических элит и их независимость в принятии решений по проблемам внутри своих субъектов, привели к неэффективности власти федерального центра и серьезным экономическим проблемам, которые Москва была не в состоянии решить. Все это подрывало саму основу единой государственности и несло в себе угрозу распада. Распадом Российской Федерации мог закончиться «парад суверенитетов», который провозгласил Б.Н. Ельцин. Его активно поддержали не только элиты
сепаратистски настроенных субъектов, но и политические элиты ряда других регионов страны.
В этом смысле, политика В.В. Путина в начале его правления помогла сохранить единство страны. Однако большинство авторов негативно отзывается о политике централизации и политике построения «вертикали власти» в стране, считая ее чрезмерной. По их мнению, подобная политика сдавливает инициативу внутри самих субъектов. Политика жесткой централизации, подавление Москвой любой самостоятельности и инициатив, которые исходят от властей субъектов, приводят к потере какого-либо интереса к перспективам развития единого государства со стороны региональных элит. В свою очередь это приводит к росту недовольства действиями федерального центра, а в дальнейшем и к застою в социальной и экономической сферах.
На сегодняшний день Россия действительно столкнулась с социально - экономическими проблемами, проявилось замедление экономического роста. И сегодня важно искать пути выхода из сложившейся ситуации. Необходимо анализировать как структурные проблемы экономики, так и проблемы административного управления государством. Именно поэтому в данной работе будут рассмотрены основные аспекты административно-территориального управления государством. Для целостного представления о характере отношений между центром и регионами необходимо составить систему критериев, влияющих на централизацию и децентрализацию власти, позволяющих охватить все плоскости данных взаимоотношений.
Решение этих проблем поможет выполнить главную цель работы - анализ изменений системы административно-территориального управления в Российской Федерации во временном ракурсе. В данной работе будет охвачен период современной России - с 1990г. по 2015г. Для этого необходимо выделить институты российского федерализма, которые оказали существенное влияние на баланс «центр - регионы», и проанализировать то, как они менялись в зависимости от изменения политической ситуации в стране.
В ходе работы должны быть подтверждены или опровергнуты гипотезы о том, что характер российского федерализма был подвержен постоянным изменениям, которые зависели от курса центральных политических элит. Центральные политические элиты были заинтересованы как в централизации, так и в децентрализации регионов в зависимости от доминирующих в определенное время задач и от баланса сил «центр - регионы». Все значимые изменения в проведении центральной политики сопровождались изменением системы «центр - регионы», что подтвердит тезис о степени ее важности для реализации государственной политики России.
Прийти к этой цели нам поможет решение следующих задач:
• Анализ теоретических подходов к институту федерализма;
• Изучение понятий «центр», «регионы», «централизация»,
«децентрализация»;
• Выявление плоскостей взаимодействия центра и регионов в государстве;
• Анализ отношений центра и регионов в различных федерациях (США, Канада, ФРГ);
• Выявление условий влияющих на отношения «центр - регионы»;
• Составление системы критериев для оценки характера
административно-территориального устройства государства;
• Оценка российского федерализма по заданной системе
критериев;
Объектом данного исследования является система административно-территориального устройства России с ее федеративными институтами. В данной работе будет проанализировано то, как функционирует федерализм в России, какие институты существуют, и то, какие инструменты федеральный центр использует для усиления своего влияния в регионах либо проведении политики децентрализации.
Предметом исследования являются условия, которые влияют на усиление или ослабление централизации в России. Необходимо изучить, какие события или изменения в политике страны приводили к изменению характера российского федерализма, а также то, каким образом центр добивался необходимого ему баланса.
Для достижения поставленных целей и задач в данной работе будут использованы методы сравнительного анализа, для изучения и сравнения структуры федеративных моделей различных государств. Также необходимо изучение теоретической базы, поиск подходов к феномену федерализма и разработанных моделей административно-территориального устройства государства. Федеративное устройство России будет изучено при помощи институционального анализа, однако для определения факторов влияния на децентрализацию и централизацию необходимо применения системного подхода.
В ходе работы должен произойти отход от оценочного восприятия централизации и децентрализации как положительного или негативного явления. Необходимо изучить данные процессы, опираясь на новый подход, исходя из посылки политической целесообразности и поиска необходимого баланса «центр - региона». Централизация и децентрализация могут быть одинаково полезны в разных исторических условиях, являясь ответами на внешние или внутренние вызовы, что позволяет сохранить целостность государства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проделанной работы была исследована теоретическая база по тематике отношений «центр - регионы». Были определены понятия «центра» и «региона», выделены плоскости взаимоотношений между ними. В рамках системного подхода регионы и центр в государстве взаимосвязаны и стремятся к равновесию распределения политической власти. Подобное равновесие находится в динамическом состоянии, похожее больше на маятник, который склоняется то в одну, то в другую сторону. На положение этого маятника влияют два фактора - потенциал региональных интересов и уровень центрального интереса. Процессы изменения баланса в одну либо в другую сторону называются «централизацией» либо «децентрализацией». Исходя из проанализированного материала, можно сделать вывод, что процессы централизации и децентрализации не являются аномальными для государства. Многие авторы считают, что прочность государства зависит не от его уровня централизации или децентрализации, а от того, насколько центральное правительство смогло обеспечить баланс интересов.
В рамках построения национальных моделей отношений между центром и его регионами возникают различные модели федеративных государств, которые изучаются и описываются в теории федерализма. В рамках этой теории определены основные виды взаимоотношений между центром и регионами в государстве, такие как федерация, конфедерация, ассоциативное государство, федерированное государство. Однако многими авторами отмечается, что даже в рамках этих видов каждое государство обладает своей уникальной системой отношений «центр - регионы». Несмотря на то, что институты в федеративных государствах могут совпадать, в зависимости от их модификации, они могут в корне менять характер отношений между центром и субъектами. Отсюда возникает сложность в сравнении уровня децентрализации в различных государствах. Проблемой для объективной оценки является и фактор скрытой асимметрии. Исходя из этого, наилучшим вариантом анализа отношений «центр - регионы» является индивидуальный подход изучения баланса между правительством и конкретными субъектами.
Проанализировав институциональное взаимодействие между центром и регионами, были выявлены основные инструменты влияния правительства на баланс централизации и децентрализации государства. К ним можно отнести способ формирования исполнительной власти, наличие и функционирование верхней палаты парламента, распределение полномочий, бюджетный федерализм, право определять свою внутреннюю структуру. В анализе российской практики федерализма за период с 1990 по 2015 год были исследованы три института - верхняя палата парламента (Совет Федерации), исполнительная власть в регионах, бюджетный федерализм.
Опираясь на изученные данные, была выделена периодизация современного российского федерализма. Каждый период отличается характерным изменением работы отмеченных институтов. Примечательно, что реформирование российских федеративных институтов совпадало во времени и влияло друг на друга. В ходе работы были подтверждены гипотезы о том, что процессы децентрализации и централизации были вызваны целями сохранения государства и его развития, а не идеологическими соображениями. Процесс децентрализации в первой половине 90-х годов был направлен на сохранение государственной целостности и пресечений сепаратизма. Это позволило удержать страну от развала, пусть и путем предоставления регионам максимально широких прав, что создало фундамент для создания более прочной федерации. Однако подобная система не позволяла проводить полноценное реформирование, т.к. отсутствовала эффективная вертикаль власти.
С назреванием необходимости преобразований в стране начались и новое реформирование институтов российского федерализма. В первую половину 2000-х г. была создана необходимая вертикаль власти, поставлены под контроль органы государственной региональной власти. Эти реформы стабилизировали положение в стране, позволив федеральному центру сконцентрироваться на реализации национальных проектов. Данное утверждение подтверждает гипотезу о том, что эффективная реализация государственной политики зависит от грамотного выстраивания отношений «центр - регионы». Подобные выводы позволяют сделать предположение о том, что дальнейшее реформирование системы российского федерализма будет зависеть от политической целесообразности этого для центрального правительства.
Однако из подобной работы нельзя сделать вывод о том, что ситуация менялась в равной степени для всех регионов. Учитывая практику договоров о разграничении полномочий между правительством и субъектами в 90-е годы, регионы обладали разным уровнем самоуправления. К тому же необходимо изучение финансовой асимметрии регионов. Особое положение таких регионов, как Татарстан и Чечня, для получения полного знания также требуют индивидуального изучения. Также, особое внимания должно быть уделено региональному лоббизму на федеральном уровне.


1. Андерсон Дж. Федерализм. Введение. — М.: Экономика, 2009.
2. Ачкасов В.А. Институциональные трансформации российского федерализма: проблемы регионального политического представительства // Российские властные институты и элиты в трансформации. Материалы восьмого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / Отв. ред. А.В. Дука. СПб.: Интерсоцис, 2011.
3. Ачкасов В. А. Сравнительная политология. — М.: Аспект-пресс, 2011.
4. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. М.; 2002.
5. Безруков А.В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // Журнал российского права. 2001. № 12.
6. Валентей С.Д., Любовный В.Я., Соловей В.Д., Федосов П.А. Перспективы российского федерализма: федеральные округа, региональные политические режимы, муниципалитеты // Полис. 2002.
7. Виталь Дюран Э. Местные органы власти во Франции. - М. 1996.
8. Гарнер Д. Великобритания. Центральное и местное управление. - М.1984.
9. Гиляровская С.В. Оценка самостоятельности бюджетов // ГосМенеджмент. № 4. 2012.
10. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2005.
11. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006.
12. Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика федерализма: системный подход. Новосибирск: Наука, 2009.
13. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995.
14. Голубева Л. А., Черноков А. Э. Сравнительное государствоведение. — СПб.: Знание, 2009.
15. Гончаров В.В. Принципы формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации: институционально- политический анализ: Моногр. — М., 2007.
16. Государственные финансы: из опыта индустриально развитых стран. - М: ООД ИМЭМО РАН, 1995.
17. Григорьев Н.А. Современный этап эволюции отношений «центр - регионы» // Политические науки. Якутск: Вестник СВФУ, 2014, том 11, № 2
18. Грицюк Т.В. О некоторых концептуальных представлениях о
бюджетном федерализме/ Грицюк Т.В. // Финансы и кредит. - 2003. - №15.
19. Гумашвили Л.Э. К вопросу об основаниях асимметричности
Российской Федерации. Юридический вестник ДГУ. 2012. № 1.
20. Джефферсон, Томас. Автобиография. Заметки о штате Виргиния; - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990.
21. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М.,1996.
22. Доленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.
23. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2005.
24. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО «Издательский дом «Горец»; «Формула права»», 2004.
25. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб.,2002.
26. Линц Х., Степан А. «Государственность», национализм и демократия //Полис, 1997, № 5.
27. Лысенко В.Н. Губернаторы: выбирать нельзя назначать // Казанский федералист. 2004.
28. Лысенко В.Н. Институт губернаторов в современной России: вперед в прошлое // Казанский федералист. 2004.
29. Лысенко В.Н. Развитие федеральных округов и будущее федеративного устройства России // Федерализм. 2002.
30. Марков С. Необходимость реформ В. Путина в условиях «управляемой демократии» // Казанский федералист. 2004.
31. Медведев Н.П. Федеративный договор и органы власти в российском государстве // Регионология. 1992.
32. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и
политические институты. Курс лекций. - М.,2002.
33. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической
перспективе // Полис, 1992, № 5-6.
34. Миронюк М. Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ. — М.: РОССПЭН, 2008.
35. Монтескье, Шарль Луи. О духе законов; - М.: Мысль, 1999.
36. Немова Л.А. Взаимоотношения федерального центра и регионов в
финансово-экономической сфере: опыт зарубежных федераций. - М.:
Тандем, 2009.
37. Немова Л.А. Канада: фискальный федерализм и социальная политика // «США v Канада: экономика, политика, культура» № 1, январь 2000 г.
38. Пастухов В.Б. Три времени России. Общество и государство в прошлом - настоящем - будущем. - М.,1994.
39. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.,1996.
40. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации /Ред. - составители: В.Гельман, А.Кузьмин, Г.Люхтерханд, С.Рыженков. М.,1998.
41. Парламентаризм в России. Федеральное собрание 1993-1995 г. V Государственная Дума, Совет Федерации - М.: 1996.
42. Петухов А.В. Этапы развития федеративных отношений в Российской Федерации. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, - 2009 г.
43. Петров Н. Федерализм в России в 2005 году // Казанский федералист. 2006.
44. Политология. Ученик для вузов. Под ред. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. - М.: Юрайт, - 2005.
45. Раков В.М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в 16 - 18 вв.). Пермь, 1999.
46. Селезнев Л.И. Политическая система США. - СПб. 1995.
47. Смит Э. Национализм и модернизм. — М.: Праксис, 2004.
48. Современный федерализм: состояние и тенденции развития / Отв. ред.
О. Е. Кутафин. — М., 1999.
49. Современный федерализм: сравнительный анализ. - М.,1995.
50. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. Учебник. М.,2002.
51. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: Учебник для вузов.
Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012.
52. Токвиль, Алексис. Демократия в Америке: Пер. с франц. / А. де Токвиль; Сопр. Г. Дж. Ласки. - М.: Весь мир , 2000.
53. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика, - М.: ГУ ВШЭ, 2006г.
54. Руссо, Жан Жак. Об общественном договоре; - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 1998.
55. Фарукшин М. Х. Сравнительный федерализм: Учебник по спецкурсу.
— Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2001.
56. Фарукшин М. Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. — М.: Юрист, 2004.
57. Федерализм в России и Канаде. — М.: Формула права, 2009.
58. Федерализм: Теория, институты, отношения. Сравнительно-правовое исследование / Под ред. Б. Н. Топорнина. — М., 2001.
59. Федеративные отношения и региональное управление в России: пути реформирования. М.: ИНИОН, 1994.
60. Филиппов В.Р. Договорная федерация и эксклюзивная этничность // Федерализм. 2002.
61. Филиппова Н.А. Представительство публичных интересов в федеративном государстве: особенности российской национальной модели. Екатеринбург: УрО РАН, 2009.
62. Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм. - М., 2002.
63. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.,2000.
64. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Советское государство и право. 1994.
65. Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. — М.: МНИМП, 1997.
66. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
1. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 29.07.2000 N 106-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 11.12.2004 N 159-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 02.05.2012 N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 05.12.1995 N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
7. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 16.12.2004) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
9. Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах"
10. Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"
11. Указ Президента РСФСР от 22.08.1991 N 75 (ред. от 09.07.1997) "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации"


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ