Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ленинградский (Петроградский) отдел рабоче-крестьянской инспекции в 1920-1925 гг.

Работа №69174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Государственный контроль в первые годы советской власти и до наступления нэпа 10
Глава 2. Организация Петроградской (Ленинградской) РКИ в период с 1921 по 1925 гг. 18
Глава 3. Основные направления деятельности ПО НК РКИ 45
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 69


Во всем мире, и особенно в нашей стране, проблема контроля за деятельностью государственных органов и качеством производства товаров и услуг. На вопрос о положении дел в стране, по распространенному преданию Н.И.Карамзин ответил коротко: «Воруют».
Актуальность нашей темы обусловлена, во-первых, традиционным интересом для такой страны как Россия к вопросам борьбы с коррупцией и контроля за деятельно стью го сударственных учреждений . Во-вторых, малочисленностью исследований, посвященных этой теме, особенно в период после 1991 г. В третьих, сосредоточением предыдущих исследований, прежде всего, на юридико-правовой стороне вопроса, а не на собственно исторической. В-четвертых, актуальностью изучения эпохи НЭПа, в которой причудливо переплетались государственные, частные и смешанные формы хозяйствования, относительный культурный и политический плюрализм с усилением партийной монополии на власть, строительство нового государства и реанимация элементов «старого мира». Все эти моменты, взятые в контексте история такого госучреждения, как Рабоче-крестьянская инспекция, на примере такого крупного экономического и политического центра, как Петроград-Ленинград, позволяют по-новому взглянуть, с одной стороны, на эпоху 20-ых гг., с другой - на историю госучреждений в России.
Предметом нашей работы является Петроградский отдел рабоче-крестьянской инспекции. Хронологические рамки исследования - 1920 г.- год создания самой рабоче-крестьянской инспекции, декретом от 7февраля, по 1925г. - год создания штатной комиссии при самой РКИ, и начало дискуссий о свертывании НЭПа. Целью данной работы является отображение деятельности Петроградского отделения рабоче-крестьянской инспекции (далее - ПО РКИ, инспекция) в 1920-1925 гг. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Проследить развитие органов контроля после Октябрьской революции и создание советского государственного аппарата. Выявить взгляды на государственный и общественный контроль В.И. Ленина и других деятелей партии большевиков до Октябрьской революции, и их эволюцию после нее.
- Определить специфику работы в Петроградской губернии, а позже и в области.
- Выявить изменения, вызванные преобразованием в январе 1920 г. государственного контроля в народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции, также и на местном уровне (в Петрограде и петроградской губернии)
- Охарактеризовать изменения, вызванные работой Петроградского отдела РКИ после провозглашения НЭПа в 1921 г., вплоть до смерти В.И. Ленина и назначении главой наркомата РКИ Г.К. Орджоникидзе.
- Отследить изменения, вызванные в Петроградском отделе положением о Наркомате Рабоче-крестьянской инспекции 1923 г. и статьями В.И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин?»
- Выявить вклад отдельных государственных деятелей в становлении советского контроля в Петрограде (как и среди самих работников РКИ, так и среди других государственных и партийных структур)
Методология работы включает в себя сравнительно-исторический метод, который будет использоваться нами для сличения этапов развития контрольных органов в Петроградской губернии после Октября 1917 г., а отчасти и до Октябрьской революции; историко-системный метод - для выявления места петроградской РКИ в системе государственно-административных органов губернии и Северо-западной области.
Источники нашего исследования можно разделить на несколько категорий. К первой относятся опубликованные источники. Сюда можно отнести, в первую очередь, нормативные акты. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., принятый на IV-ой сессии ВЦИК, 31 сентября. Для нашей работы был использовано издание кодекса с изменениями на момент 15 ноября 1925 г. , укладывающееся в хронологические рамки работы. Также был использован Уголовный кодекс РСФСР, принятый 26 мая 1922 г. на IX- ом съезде Советов, первое издание . Два данных источника права важны для нас, чтобы знать правовую ситуацию, в которой должны были работать инспекторы РКИ, и в которой вообще осуществлялась социально - экономическая и административная жизнь страны. Важен для нас и уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., который устанавливал полномочий госорганов по возбуждению судебного преследования и, например, предусматривал, что представители РКИ могут быть государственными обвинителями . Отчасти сюда относится и сборник «ЦКК-РКИ в основных постановлениях партии» 1927 г., хотя он содержит скорее директивные документы .
Ко второй группе опубликованных источников относятся труды политических и государственных деятелей. Сюда, в первую очередь, относятся труды В.И. Ленина. В работе Ленина «Государство и революция» указано, что в социалистическом обществе происходит процесс отмирания государственных институтов, но при этом на первой стадии необходимо «фабричная дисциплина», а также «учет и контроль». То есть Ленин предполагал особым образом наладить контроль «за ничтожным меньшинством капиталистов, за господчиками, желающими сохранить капиталистические замашки.». При этом он указывает, что контроль будет рабочим, будет «сводиться к простым действиям», и должен быть организован с привлечением и обучением этому широких масс, то есть контроль будет, прежде всего, «рабочим», а уже, поскольку власть будет у пролетариата, «государственным» . Можно заключить, что Ленин не слишком конкретно высказался о том, как должен выглядеть контроль в социалистическом обществе, но некоторые важные моменты он выделил.
Второй комплекс работ Ленина, прямо посвященный заявленной нами теме - статьи «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше», которые входят в комплекс т.н. последних статей Ленина . Здесь Ленин затрагивает вопрос неэффективности этого органа, которое связано с формированием инспекции по о статочному принципу и общей бюрократизацией государственного аппарата. Он предлагает соединить РКИ с ЦКК (центральной контрольной комиссией партии). Дополнив ее состав некоторым количеством рабочих и крестьян. Эти и другие идеи, высказанные в данной работе Ленина, а также их реализация - важные моменты, которые являются одной из главных задач нашей диссертации.
Последней категорией опубликованных источников, использованных нами, являются мемуары. В силу специфики темы, они не слишком многочисленны. Существует сборник «Как мы работали в Рабкрине» , где отчасти содержаться статьи, а отчасти воспоминания работников РКИ, включая и двадцатые годы.
Отдельным пунктом в источниках числится периодическая печать. Издания данного типа можно разделить на две группы: издания, непосредственно связанные с органами РКИ и общие. Ко второй группе относятся издания «Петроградская правда» - просмотрено за 1919, 1920, 1921 гг., к первой - «Вестник Петрорабкрина» - просмотрен за 1921 г. Печать дает больше сведений о текущих задачах инспекции, государственных органов, об их видении ими конкретных событий, об их декларациях и намерениях, хотя страдает известной субъективностью. В частности, «Петроградская правда» содержит сведениях о социально-экономической ситуации в городе.
Последний тип источников - архивные материалы. Прежде всего, это фонд Р-8 Центрального государственного архива Санкт-Петербурга - фонд Петроградского (Ленинградского) губернского отдела наркомата Рабоче-крестьянской инспекции. Фонд содержит материалы по текущей работе рабоче-крестьянской инспекции в Петроградской губернии, а отчасти и в Северо-Западной области, включая и результаты обследований отдельных регионов, материалы совещаний и переписки с другими государственными учреждениями. Фонд охватывает период 1920-1927 гг., то есть с включением основных хронологических рамок работы.
Также важен для нас фонд самого главного городского и губернского органа в Петрограде - фонд Р-1000 ленинградского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительного комитета. Здесь нам важны материалы фонда также с 1920 по 1925 гг. Исполком советов отвечал за организацию управления и хозяйства в городе и губернии, к тому же местные органы РКИ по положению 1920, 1922, 1923 гг. имели двойное подчинение, а стало быть, Петроградский губернский исполком был руководящим органом для петроградской рабочее-крестьянской инспекции. Для изучения предпосылок создания РКИ также были использован фонд Петроградской контрольной палаты, а для уточнения биографии деятелей Северо-западного управления РКИ - фонды архива ЦГАИПД СПб.
Так как, рассматриваемая нами тема охватывает период первой половины 20¬ых гг., то начать обзор нашей историографии стоит с периода конца 20-ых и 30-ых гг.
Довоенное время: труды, выходившие в это время нельзя признать полностью историческими: они носят оттенок решения текущих задач и написаны, как правило, работниками РКИ, поэтому их вполне можно отнести к источникам. Например, работы Ветошкина М.И. и Герцензона А.А. , а также юридическая работа Я. Муценека . Сосредотачиваясь в основном, на том как должна работать РКИ, а не на том, как она работает (этот материал автор использовал в основном, для обоснования своих рекомендаций), эти авторы достаточно много обращались к таким источникам, как нормативные акты и труды государственных деятелей, а не к делопроизводственным источникам, что придавало их работе формальный характер. Вместе с тем, особый характер этих работ, который ставит их на грань между историографией и источником дает исследователю ценные сведения о том, какие именно задачи «по горячим следам» РКИ считала важными для себя.
Некоторые итоги работы органов РКИ в 20-ые гг. подводит вышедший в 1931 г. сборник «В борьбе с недостатками госаппарата» . Этот сборник основан на обработке материалов Объединенного бюро жалоб СССР и РСФСР, но иногда авторы обращаются и к более ранним периодам, если касаться хронологических рамок нашей работы, это период 23-25 гг., к тому же многие описанные авторами явления характерны вообще для всего периода 20-ых гг. Сборник анализирует жалобы, касающиеся различных сфер советского общества: от промышленности до образования. Недостатком сборника можно считать его идеологизированность, сосредоточение внимания на тех темах, которые были характерны для начала 30-ых гг. - раскулачивание, коллективизация и индустриализация, и на тех реалиях, которые они несли за собой, а также подача этих тем с определенной точки зрения.
Послевоенное время - до конца 80-ых: Настоящий бум исследований по нашей тематике происходит после Великой Отечественной войны. Выходят работы Г.А. Дороховой, С.Н. Иконникова, А.Е. Лунева , которые можно считать классическими, теми, мимо которых не может пройти не один исследователь государственного контроля в СССР. Фокус этих исследований - рассмотрение системы государственного контроля в хронологических рамках нашей работы на общесоюзном материале. На местном петроградском (ленинградском) материале написаны работы Г.Н. Куприященко , А.Н. Константинова . Эти две работы можно назвать самыми близкими к нашей теме. Для всех работ данного периода характерно подробно рассмотрение всех аспектов деятельности РКИ, включая и организацию и структуру, а также методы практической деятельности. Работа Константинова впервые дает нам картину создания и развития РКИ в Северо¬Западном регионе, хотя эта картина в самой работе достаточно общая, так как автор ставил для своего труда скорее юридические, нежели исторические цели. Из недостатков данного периода можно отметить опору в оценках на суждения В.И. Ленина о государственном контроле, что не всегда соответствовало действительности. Также для данного период историографии свойственна характеристика деятельности РКИ, скорее с позиции актовых и декларативных источников, нежели с позиции реального делопроизводства. Как правило, исследователи не проводили параллелей между дореволюционной системой контроля и постреволюционной. Надо отметить, что в данный период, как и в остальные, тема государственного контроля привлекала, в основном, юристов и работников государственного аппарата.
Современный период (с конца 80-ых по настоящее время) - характеризуется резким спадом к тематике партийно-государственного контроля. Юристы продолжают выпускать работы, посвященные этой теме, но они носят скорее обобщающий характер. Исследователь Беляев обращается к теоретическим вопросам надзора и контроля, для него характерно нераздельное понимание понятий «контроль» и «надзор» . Д.В. Голотов в статье посвященном правовому статусу в РКИ (рассматривается период 1918 - 1922 гг.), разделяет понятия «контроль» и «надзор», но указывает, что РКИ сочетала в себе контрольные и надзорные функции, а также функция проверки исполнения . Более подробно разбирает этот вопрос А.М. Тарасов в работе «Государственный контроль в России» . Он именует РКИ «многофункциональным контрольным органом», подробно рассматривает место РКИ в системе государственных и правоохранительных органов того времени, разграничивая функции суда, прокуратуры и рабоче¬крестьянской инспекции. Тарасов также обращается к периодизации истории советских контрольных органов, выделяя 8 этапов; на хронологию нашего исследования падают 2-ой (с 1919 по 1923 гг.) и частично 3-ий этапы (1923-1934 гг.). Также обобщающей работой является работа Н.Н. Косаренко и И.Д. Хутинаева «Государственный контроль в системе управления» - они считаю, что следует говорить о «контрольно-надзорных функциях», где «надзор» - это слежение за «законностью принимаемых государственным учреждением, а «контроль» - более широкое понятие, включающее в себя «надзор» и охватывающее любую форму проверки деятельно сти государственных органов и учреждений с любой точки зрения.
Исследователем, который подробно занимается данной тематикой с позиций конкретно-исторических, а не юридических, является А.Г. Дианов . Этот исследователь подробно исследовал на материалах Сибири вопросы взаимодействия между РКИ и другими органами местной власти в 20-ые гг., что задает очень удобную схему для исследований РКИ в этот период в других регионах. Например, Дианов исследовал такой необходимый аспект отношений с местной властью, как взаимодействие РКИ и местных исполкомов советов, которые имели власть над ними (местные отделы РКИ находились в двойном подчинении - у своего общесоюзного наркомата и у местных исполкомов).
Некоторые исследователи также затрагивают эту тему на местных материалах . Исследователи также затрагивают темы, косвенно связанные с деятельностью НК РКИ . В статье Булюлиной рассмотрены вопросы портрете типичного жалобщика начала 20-ых гг., и о том, какие проблемы волновали населениях того периода.
Определенную концепцию места РКИ в системе государственных и партийных органов можно найти и в работах, которые посвящены коррупции и борьбе с ней , а также советской бюрократии этого периода в целом. Например, работа И.Б. Орлова и Г.М. Маркосяна «Взятка и борьба с ней в годы НЭПа» дает развернутую картину взяточничества в годы НЭПа. Авторы показывают, что НЭП стал очень хорошей средой для развития этого негативного явления, которое затронуло практически все государственные органы, включая и РКИ. Основной причиной этого была не только усилившаяся роль денег и появление рыночных элементов в экономике, но и слом старого аппарата и построение нового. Работы А.Н. Чистикова посвященные советской бюрократии 20-ых, также проясняют множество моментов связанных с реальной практикой привлечения к юридической ответственности партийных и советских работников .
Сборник «Россия нэповская», захватывая основные сферы жизни советского государства в 20-ые гг., показывая социальное, экономическое и политическое развитие советского общества, дает множество нужного для нашего исследования материала. В ряде глав сборника тема органов контроля и надзора затронута непосредственно, особенно в той, где речь идет о последних статьях В.И. Ленина .

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Необходимость существования контроля как элемента государственной системы после Октябрьской революции 1917 г. никогда не подвергалась в сомнению среди большевистских вождей. И если поначалу В.И. Ленин считал, что часть контрольно-учетных функций можно возложить на население, то затем, практика Гражданской войны и необходимость государственного строительства в экстремальных условиях вынудили большевиков сначала сохранить старые контрольные ведомства, а затем уже подвергать их реформированию. Так родилась идея рабочее-крестьянской инспекции - ведомства, отличавшегося от старого дореволюционного контроля более широкими полномочиями и отчасти направленностью.
В положении о рабочее-крестьянской инспекции были подчеркнуты ее новые задачи - следить не только за финансово-экономической деятельностью хозяйственных органов, но и за законно стью и целесообразностью распоряжений исполнительных органов и учреждений, принимать жалобы и прошения от населения. Инспекция получала дознавательные функции, а также функции государственного обвинения по вопросам ведения.
Такое разнообразие функций РКИ делало его с одной стороны, весьма важным органом, который пользовался популярностью у населения, что было отмечено в признании Петроградского бюро жалоб образцовым в 1921 г, но с другой стороны, лишало его возможности серьезной планомерной работы. Поэтому начался процесс обратного характера: последовало сокращение штатов и упрощение структуры РКИ, затем инспекция постепенно лишалась ряда своих функций. Сначала функции надзора за законностью перешли к созданной в 1922 г. прокуратуре, затем произошла реформа 1923 г. которая преобразовала РКИ из органа контроля с широкими (хотя и размытыми) полномочиями в орган, который следит за госаппаратом и занимается улучшением его работы.
Первоначальный ленинский план шел еще дальше: он превращал слитые ЦКК и РКИ в чуть ли не главный орган управления государством, который вырабатывал планы работы для всего советского аппарата и мог оказывать воздействие даже на Политбюро ЦК РКП(б). Но в пылу борьбы в Политбюро и частичной изоляции В.И. Ленина от политической жизни, эти положения были подкорректированы.
В итоге РКИ, наконец, занял в советской системе определенное место, получив возможность плановой работы в четко обозначенных рамках, но в то же время эффективность его работы стала зависеть от взаимодействия с другими органами. Постепенно также усиливался прямой партийный контроль над РКИ, который облегчался тем, что местные РКИ и так находились в двойном подчинении (местному исполкому и своему наркомату). Теперь же подчинение де-факто стало тройным: к приведенным выше организациям добавился губернский партийным комитет. На РКИ теперь возлагалось пресечение мелких недостатков госаппарата и хозяйственной системы, а более серьезные дела оставались в ведении прокуратуры и ГПУ, однако все время реальная практика работы этих учреждений сталкивала их между собой. Исключительно на РКИ осталась работа по совершенству аппарата, контроля их штатов, НОТу и приему жалоб населения. Последняя функция также претерпевает изменения с 1923 г. - новые подзаконные акты, касающиеся Бюро Жалоб при РКИ, устанавливают, что отныне «частные» жалобы, в которых не содержится намек на недостатки госаппарата не принимаются, не принимаются также и жало бы от «нетрудовых элементов». Новый порядок поколебал позиции РКИ как защитницы «несправедливо обиженных», что вылилось в сокращении общего количе ства поданных прошений и сокращении процента удовлетворенных жалоб с 1923 по 1925 гг.
Что касается специфики собственно Петрорабкрина, то специфика была, во- первых, что Петроград традиционно был одним из самых важных экономических и политических центров России, поэтому от Петроградской РКИ требовалось решать важные задачи. Во-вторых, под началом Петрорабкрина и уполномоченного оказалась не только Петроградская губерния, но и другие, относящиеся к Северо-западной области. И инспекция по мере сил справлялась с этими задачами, будучи одной из лучших местных инспекций, поэтому проблемы, с которыми сталкивался Петрорабкрин, были обусловлены проблемами рабоче-крестьянской инспекции в целом, нежели петроградской спецификой.
Таким образом, Петроградская рабоче-крестьянская инспекция прошла в своей работе два этапа: первый с 1920 по 1923 гг., когда ее полномочия были широки, но структура и практика работы были противоречивы и хаотичны, но происходит постепенное их упорядочивание, и этап с 1923 по 1925 гг. когда инспекция получает более четкие полномочия и возможность системной работы, но одновременно с этим лишается былой самостоятельности, и ее работа становится более формализованной.


ЦГА СПб. Ф. Р-8 - фонд петроградского (ленинградского) губернского отдела НК РКИ
Ф. 1000 - фонд петроградского (ленинградского) губернского совета и его исполнительного комитета
Периодическая печать:
Вестник Петрорабкрина (просмотрен единственный вышедший номер за август 1921 г.)
Петроградская правда (Ленинградская правда) (просмотрено с 1 янв. 1920 г. по 26 апр. 1924г.)
Опубликованные источники:
Труды государственных деятелей:
Государство и революция // Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т 33.- С. 7-120
Как нам реорганизовать Рабкрин? // Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т 45.- С. 383-388
Лучше меньше, да лучше // Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т 45.- С. 399-407
Нормативные акты:
Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. (СУ РСФСР).- 1920-1925 гг.- М: Госюриздат
Гражданский кодекс РСФСР принятый по становлением ВЦИК на 4-ой сессии ВЦИК от 31 октября 1922. // СУ РСФСР. Отдел первый.- 1922.- № 71.
Уголовный кодекс РСФСР, принятый на 3-ей сессии IX-ого съезда Советов 26/05 1922 г. / 2-ое изд.- М: Знание, 1922.- 103 с.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный по становлением ВЦИК от 15 февраля 1923 г. // СУ РСФСР. Отдел первый.-1923.- № 7.
Делопроизводственные источники:
ЦКК-РКИ в основных постановлениях партии.- М.-Л.- 1927.
Источники личного происхождения:
Как мы работали в Рабкрине: C6. ст. и восп.- Харьков: Книж. Изд-во, 1963.- 72 с.
Письма во власть, 1917-1927: заяв., жалобы, доносы и письма в гос. структуры и большевист. вождям / Редколл. А.В. Квашонкин, А. Берелович, Э. Чинелла и др.- М: Росспэн, 1998.- 664 с.- (Документы советской эпохи)
Литература:
Беляев В.П. Надзорная форма государственной деятельности (вопросы теории).- Белгород: Кооперативное образование, 2001.- 232 с.
Булюлина Е.В. «Жалобщики» и «удрученные»: о работе с заявлениями граждан в рабоче-крестьянскую инспекцию в 1919-1920-е гг. // Вестник РУДН. 2010. № 2. С. 98-105
Ветошкин М. Что делает рабоче-крестьянская инспекция? (Делегатам X-ого съезда РКП(б)).- М: Издательство НК РКИ, 1921. - 8 с.
В борьбе с недостатками госаппарата: по мат. объед. бюро жалоб НК РКИ СССР и РСФСР. М: Госсоцэкономиздат, 1931.- 136 с.
Голотов Д.В. Правовой статус рабоче-крестьянской инспекции в системе органов государственного контроля в 1918-1922 гг. // Теория и практика общественного развития.- 2005.- № 1.
Гулько А.Н. Создание и направления деятельности наркомата рабоче-крестьянской инспекции в борьбе с хозяйственными правонарушениями в начале 1920-ых // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.- 2008.- № 61.- С. 98-101
Дианов А.Г. Роль института делегируемых в осуществлении рабоче-крестьянской инспекцией Сибири контрольных функций в 1922-1923 гг.// Омский научный вестник.- 2015.- № 3.- С. 16-19
Дианов А.Г. Преодоление кризиса в рабочее-крестьянской инспекции в период НЭПа // Омский научный вестник.- 2009.- № 3.- С. 12-15
Дорохова Г.А. Рабоче-крестьянская инспекция в 1920-1923 гг.- М: Госюриздат, 1959.- 185 с.
Иконников С.И. Организация и деятельность РКИ в 1920-1925 гг.- М: Изд-во Академии наук, 1960.- 215 с.
Константинов А.П. и др. Ленинские традиции партийно-государственного контроля: из истории создания и деятельности Ленинградской городской и областной КК-РКИ.- Л: Лениздат, 1963.- 144 с.
Косаренко Н.Н. Хутинаев И.Д. Государственный контроль в системе управления.- М: Восход-А, 2009.- 192 с.
Куприященко Г.Н. Деятельность органов Контрольной комиссии и Рабоче-крестьянской Инспекции (КК-РКИ) по развитию научной организации труда в период восстановления народного хозяйства, 1921-1925 гг. : На материалах Ленинградских партийных организаций / автореф. дисс. ...канд. ист. наук.- Л. 1988.- 16 с.
Лунев А.Е. Государственный контроль в СССР. - М.: Госюриздат, 1951.- 80 с.
Муценек Я. Рабоче-крестьянская инспекция в советском строительстве.- Екатеринослав: Изд. Екатеринославского Губсовнота, 1925.- 80 с.
Орлов И.Б. Коммунальная страна: становление советского жилищного хозяйства (1917-1941).- М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.- 336 с.
Орлов И.Б. Маркосян Г.М. Взятка и борьба с ней в годы НЭПа.- М: PRINCIPIUM, 2011.- 199 с.
Ратьковский И.С. И.П. Бакаев - председатель Петроградской ЧК // Россия в XX веке: сб. ст. / под. ред. М.В. Ходякова.- СПб, 2008.- С. 114-125
Россия нэповская / под ред. акад. А.Н. Яковлева.- М: Новый хронограф, 2002.- 446 с.- (Россия. XX век. Исследования)
Тарасов А.М. Государственный контроль в России.- М: Континент, 2008.- 672 с.
Чистиков А.Н. «Надо арестовывать осторожно»: судебная ответственность советской бюрократии 1917-1920-х // Россия в XX веке : проблемы политической, экономической и социальной истории: сб. ст. / под ред. М.В. Ходякова.- СПб, 2008.- 497 с.
Чистиков А.Н. Партийно-государственная бюрократия Северо-Запада Советской России 1920-х годов.- СПб: Европейский Дом, 2007.- 292 с.
Яковлева И.П. Контрольно-ревизионная деятельность органов рабоче-крестьянской инспекции (по материалам работы органов РКИ Кубани в 1920¬ые - начало 1930-ых гг.) // Вестник Адыгейского университета.- 2010.- № 2.
Яров С.В. Е.М. Балашов и др. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны.- М-СПб: Центрополиграф- Русская Тройка-СПб, 2013.- 543 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ