Часть I. Лингвостилистический анализ текстов современных российских фем-блогеров и рекомендации по их редактированию 4
Ведение 5
Глава 1. Теоретические основания исследования 7
§1. Блогинг как средство социальной коммуникации. Блогосфера и СМИ .. 7
1.2. Блог как текст 9
1.3. Язык блогеров и блогосферы 10
§2. Понятие «феминизм» 12
2.1. Развитие феминизма в России 12
2.2. Феминизм и лингвистика 19
§3. Прагматика текста и способы речевого воздействия на адресата 21
Вывод к Главе 1 24
Глава 2. Стилистика и текстов российских фем-блогеров 26
§1. Лексико-морфологический уровень 26
1.1. Заимствованная лексика 26
1.2. Лексика с точки зрения сферы употребления 31
1.3. Лексика как выразительное средство 40
§2. Словообразовательный уровень языка 46
§3. Синтаксический уровень 48
3.1. Предложения с точки зрения цели высказывания и эмоциональной
окраски 48
3.2. Структурно-синтактический анализ текста: о некоторых наблюдениях
52
3.3. Синтаксические средства выразительности 58
Вывод к Главе 2 63
Глава 3. Особенности работы редактора с текстами фем-блогеров 64
§1. Работа редактора над публицистическими текстами 64
§2. Особенности редактирования текстов современных фем-блогеров 65
2.1. Типы ошибок 65
2.2. Рекомендации редактору 76
Заключение 78
Часть II. Издательский проект книги «Женский голос» 83
Введение 84
Глава 1. Общая характеристика проекта издания книги «Женский
голос». Маркетинговый анализ 86
§1. Краткое описание проекта издания книги «Женский голос» 86
§2. Маркетинговый анализ 87
§3. Исследование потребителей 87
§4. Анализ конкурентов 91
§5. SWOT-анализ 92
§6. Позиционирование издательского проекта 94
§7. Полиграфические характеристики издания «Женский голос» 94
§8. Ценообразование 95
§9. Сбытовая политика и продвижение 96
Глава 2. Финансовый план 98
§1. Расчет объема издания в авторских листах 98
§2. Редакционные расходы 98
§3. Полиграфические расходы 99
§4. Коммерческие расходы 99
§5. Расчет рентабельности проекта 100
Заключение 101
Список литературы 102
Приложение 106
Сегодня феминизм оказывает немалое влияние на умы российского общества. Этому способствует развитие технологий и СМИ, а также деятельность активистов четвертой волны в интернете: используя различные медиа-площадки, «лидеры мнений» формируют отношение подписчиков к феминистическому движению. Для взаимодействия с аудиторией многие авторы выбирают формат сообщения (или текстовый формат). Тексты фем- блогеров отличаются от текстов иных блогеров и обладают определёнными лингвостилистическими особенностями, которые остаются мало изученным. Это обусловливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования являются вербальные средства воздействия.
Предмет исследования - стилистическая специфика текстов фем- блогеров.
Цель работы - выявить стилистические черты текстов фем-блогеров.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• изучение научной литературы по теории вопроса;
• сбор материла (постов) для дальнейшей практики;
• составление картотеки примеров;
• проведение стилистического анализа текстов фем-блогеров;
• выявление особенностей редактирования текстов фем-блогеров.
В работе применяются следующие методы: метод сплошной выборки; метод описания; метод лексико-стилистического и синтаксического анализа.
Материалом для работы послужили тексты популярных российских фем-блогеров, опубликованные на различных платформах (Instagram, Telegram, ВКонтакте) в период с 2018 по 2020 год.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые анализируется и рассматривается стилистика текстов российских фем - блогеров.
Часть I работы состоит из Введения, трех Глав и Заключения. Во Введении определяются актуальность, объект, предмет, цели и задачи, методы, материал и научная новизна исследования. Глава 1 посвящена основным теоретическим положениям исследования. В Главе 2 был проведен анализ стилистики текстов фем-блогеров на лексико-морфологическом,
словообразовательном и синтаксическом уровне. В Главе 3 рассматриваются особенности редактирования текстов блогеров, а также даются рекомендации по их редактированию. В Заключении суммируются выводы по Части I.
Русский язык активно развивается в различных сферах и формах, подтверждением этого факта является популярность блогов в сети Интернет. Среди наиболее влиятельных русскоязычных медиа-площадок, на которых существуют блоги, выделяются YouTube, Instagram, Telegram и ВКонтакте. Блогинг считается оптимальным средством для работы с широкой аудиторией, так как опубликованные тексты обладают интертекстуальностью, нелинейностью и общедоступностью. Ученые-филологи (Н. Н. Казнова, Ю. В. Балакина, Гасан Гусейнов) отмечают следующие лингвистические особенности, характерные для текстов блогеров: простота, лаконичность, подчеркнутая эмоциональность постов, большое количество заимствований, использование специфических терминов и жаргона, наличие большого числа грамматических ошибок и прочее.
Свои блоги ведут и сторонники такого социального движения, как феминизм. В настоящий момент феминизм в России становится все более популярным явлением, этому способствует бурное развитие технологий и наличие социальных сетей в Интернете. Именно тексты фем-блогеров стали предметом рассмотрения ВКР, поэтому в Главе 1 были изучены основные работы, посвященные истории возникновения и развития феминизма как в России, так и за рубежом (Валери Брайсон «Политическая теория феминизма», Ричард Стайтс «Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860 - 1930», Муслумова Т. В. «Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления», Ельникова Г. А. «Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса»).
Так как в работе анализируется в первую очередь вербальная составляющая фем-блогов, то феминизм был рассмотрен с точки зрения лингвистики. Ученые, занимающиеся вопросами гендерной лингвистики, среди которых А. М. Кузнецов и Е. С. Зиновьева, полагают, что на сегодняшний день в русском языке присутствует языковой сексизм. В качестве доказательства А. М. Кузнецов в статье «Феминизм и лингвистика: гендерные аспекты языка» приводит следующие показатели языковой андроцентричности:
1) отождествление понятий «человек» и «мужчина»;
2) производность имен женского рода от мужского;
3) применение имен мужского рода к референту-женщине расценивается как допустимое и повышающее ее статус;
4) наличие механизма включенности;
5) синтаксическое согласование;
6) феминность и маскулинность резко противопоставляются друг другу в качественном отношении (положительная и отрицательная оценки) и в количественном отношении (доминирование мужского как общечеловеческого).
Поскольку целью фем-блогеров является также речевое воздействие, в Главе 1 была рассмотрена и эта проблема. В качестве основной классификации способов речевого воздействия в работе представлена классификация И. А. Стернина, которая была дополнена видами речевых тактик Г. C. Meльник.
В Главе 2 были проанализированы стилистические особенности текстов 18-ти наиболее популярных российских фем-богеров. В ходе анализа были выявлены лексико-стилистические, лексико-морфологические,
словообразовательные и синтаксические особенности текстов фем-блогеров.
Было выявлено, что фем-блогеры активно используют заимствованную лексику, которая призвана усилить аналитическую ценность текста, его наукообразность и убедительность. Такое обилие заимствований помогает блогерам выглядеть начитанными, эрудированными и современными в глазах читателей. Заимствованная лексика была классифицирована следующим образом:
1. Номинации процессов:
1) номинации разного рода насилия;
2) номинации дискриминаций.
2. Номинации субъектов разного рода гендерных процессов.
3. Номинации сексуальных ориентаций.
Отдельно была рассмотрена специальная лексика (общенаучные термины).
К ним относятся:
1. Медицинские термины:
1) номинации психических заболеваний;
2) номинации медицинских процедур.
2. Политические термины:
1) номинации, отражающие функционирование органов власти и политической жизни общества;
2) номинации, обозначающие отражение государственного устройства и структуры власти.
Следует уточнить, что многие из анализируемых терминов стали общеупотребительными словами.
В ходе исследования удалось установить, что фем-блогерами широко используется разговорная, жаргонная и обсценная лексика. Были выявлены следующие группы жаргонной лексики фем-блогеров: номинации мужчин (характерные исключительно для фем-сообщества), номинации феминисток и жаргонизмы, показывающие причастность к фем-среде. Наличие подобной лексики усиливает разговорную интонацию текста, снимает дистанционную официозность, приближает и располагает к себе читателя.
Изобразительно-выразительных средств, таких как эпитеты или метафоры, в постах фем-блогеров представлено мало, а многие из них тяготеют к шаблонности и стереотипности. Эмоциональность текста достигается благодаря употреблению оценочной и эмотивно-окрашенной лексики. Можно сделать вывод, что фем-блогеры стремятся уйти от эмоционального, «женского» начала, сделав свои текст более строгими и аргументированными, а порой даже резкими и грубым.
На словообразовательном уровне было рассмотрено наиболее характерное для фем-блогеров явление - образование феминитивов. Использование феминитивов направлено на борьбу с андроцентричностью языка, поскольку патриархальные языковые стереотипы, где мужской, с точки зрения фем-блоегров, имеет позиции некой универсалии, прочно укрепились в сознании носителей.
Было также установлено, что синтаксическом уровне тексты фем- блогеров стремятся к лозунговости, которая достигается при помощи: 1) побудительных по цели высказывания предложений; 2) повествовательных предложений, содержащих глаголы побуждения; 3) предложений, содержащих модальные слова, выражающие долженствование. Стоит отметить, что блогерами часто используются восклицательные предложения, а также предложения содержащие риторический вопрос.
Кроме того, фем-блогеры активно используют разного рода синтаксические фигуры (например, анафору, градацию, парцелляцию) и особые средства актуализированного синтаксиса, а именно: сегментированные структуры, спрямленные и предикативно осложненные предложения.
Стоит также отметить, что для структуры текстов фем-блогеров характерно тяготение к сложным синтаксическим конструкциям. Такое построение текста мотивируется стремлением блогеров придать тексту объем и целостность.
В Главе 3 были рассмотрены и проанализированы основные виды ошибок фем-блогеров: фактические, логические стилистические ошибки, а также речевые лексические и грамматические ошибки. Кроме того, были рассмотрены орфографические и пунктуационные ошибки.
Среди рекомендаций по редактированию постов фем-блогеров, отличающих редактирование их текстов от иных, можно выделить следующие: 1) следует тщательно изучить заимствования, используемые фем- блогерами, проверять значение и написание каждого слова; 2) нижнее подчеркивание в словах типа «некрасив ая» показывает небинарность обращения, исправлять их не нужно.
В Части II была достигнута поставленная цель, а именно - составлен бизнес-план по определению рентабельности издания «Женский голос».
В результате маркетинговых исследований российского рынка литературы о феминизме, в работе были проанализирована целевая аудитория. Благодаря анализу основных потребители, было установлено, что это молодые женщины в возрасте от 18 до 25 лет, которые интересуются данной темой и стремятся расширить свои знания в данной сфере. В ходе анкетирования нам так же удалось выяснить, что большая часть опрошенных не против приобретения подобной книги, и потребители положительно относятся к проекту «Женский голос».
Благодаря анализу конкурентов, было выявлено, что наиболее распространенном видом бумаги является офсет, издания также имеют твердую обложку, а количество страниц представлено в диапазоне от 80 до 368. Средняя цена подобной книги - 647 рублей. Благодаря SWOT-анализу нам удалось установить, что книга «Женский голос» способна составить конкуренцию на сегодняшнем рынке, так как является уникальным изданием, а сильные стороны проекта превышают слабые.
При разработке проекта были определены: содержание и технические характеристики книги, позиционирование, ценообразование и организация сбыта продукции.
На основе найденных данных были осуществлены следующие расчеты: себестоимости (1 экз. - 362 рубля) и рентабельности выпуска (16%), расчёт отпускной цены одного экземпляра (1 экз. - 420 рублей).
Подводя итоги экономических расчетов можно полгать, что что проект по созданию книги «Женский голос» целесообразен и рентабелен.
1. О государственном языке Российской Федерации : Федеральный закон
Российской Федерации : от 05.05.2014 №101-ФЗ
(последняя редакция). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_162558/ (дата обращения: 19.11.2019). - Текст : электронный.
2. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования
и правила составления : ГОСТ Р 7.0.100-2018 : Национальный стандарт Российской Федерации : дата введения 2019-07-01. - URL :
https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-ROFESSIONALAM/7_sibid/rOCT_P_7_0_10 0_2018_1204.pdf (дата обращения: 21.05.2020). - Текст : электронный.
3. Издания. Основные виды. Термины и определения : ГОСТ 7.60-2003 :
Межгосударственный стандарт : дата введения 2004-07-01. - Москва :
Издательство стандартов, 2004. - 59 с. - Текст : непосредственный.
4. Издания книжные для взрослых читателей : ОСТ 29.124-94 : Отраслевой
стандарт : дата введения 1994-10-01. - URL :
https://www.sovsib.ru/docs/ost2912494.pdf (дата обращения: 11.03.2020). -
Текст : электронный.
5. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст : непосредственный.
6. Баданина, И. В. Функционирование феминативов в языке интернета / И. В. Багданина. - Текст : непосредственный // Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура : материалы I международной научно-практической конференции, 08-09 февраля 2017 г. - Москва, 2017. - С. 89 - 94.
7. Балакина, Ю. В. Блоги - новое явление в текстовой лингвистике / Ю. В. Балакина. - Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета : сборник статей. - Воронеж, 2012. - №1. - С. 100 - 103.
8. Басовская, Е. Н. Риторические вопросы в современной публицистике / Е. Н. Басовская. - Текст : непосредственный // Русская речь : сборник статей. - Москва, 2004. - С. 57 - 63.
9. Большая российская энциклопедия. - URL : https://bigenc.ru/ (дата обращения: 16.10.2019). - Текст : электронный.
10. Большой Энциклопедический словарь. - URL : http://niv.ru/doc/dictionary/big- encyclopedic/index.htm (дата обращения: 10.02.2020) - Текст : электронный.
11. Большой юридический словарь (2008). - URL:
http://law.niv.ru/doc/dictionary/large-legal/index.htm (дата обращения: 11.02.20).
- Текст : электронный.
12. Брайсон, В. Политическая теория феминизма. Введение / В. Брайсон; перевод с английского О. Липовского. - Москва : Идея-пресс, 2001 - 304 с. - Текст : непосредственный.
13. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке. - URL :
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/ (дата обращения: 11.02.2020). -
Текст : электронный.
14. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н.С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М.И. Фомина; под ред. Н.С. Валгиной. - 6-е издание, дополненное и переработанное. - Москва : Логос, 2002. - 601 с. - Текст : непосредственный.
15. Вахтель, Н. М. Основы прагмалингвистики: учебное пособие / Н. М. Вахтель.
- Воронеж : Истоки, 2014. - 87 с. - Текст : непосредственный.
16. Гуманитарная энциклопедия. - URL : https://gtmarket.ru/encyclopedia/ (дата обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.
17. Евсюкова, Т. В. Основные подходы к определению понятий «блог» и
«блогосфера» в лингвистике / Т. В. Евсюкова, Т. М. Гермашева. - Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки : сборник статей. - Краснодар, 2015. - №11. -
С. 234 - 239.
18. Ельникова, Г. А. Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса / Г. А. Ельникова. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки : сборник статей. - Ростов-на-Дону, 2003. - №12. - С. 2 - 14.
19. Зиновьева, Е. С. Феминистская лингвистика в контексте постмодернистской философии / Е. С. Зиновьева. - Текст : непосредственный // Верхневолжский филологический вестник : сборник статей. - Ярославль, 2016. - №1. - С. 43 - 47.
20. Институт Философии Российской Академии Наук. Издательская деятельность - URL: https://iphras.ru/page17593190.htm (дата обращения: 02.06.2020). - Текст : электронный.
21. Казнова, Н. Н. Психолингвистические особенности коммуникации в блогах / Н. Н. Казнова. - Текст : непосредственный // Языковое бытие человека и этноса : сборник статей. - Москва, 2010. - №3. - С. 64 - 67.
22. Керова, А. В. Восклицательные предложения как средства выражения
эмотивности / А. В. Керова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного лингвистического университета.
Гуманитарные науки : сборник статей. - Москва, 2016. - С. 174 - 180.
23. Книжный рынок России. - URL :
http://www.fapmc.rU/mobile/activities/reports/2019/pechat2/main/custom/0/text_fi les/file/Bookmarket-2019=itog.pdf (дата обращения: 27.03.2020). - Текст :
электронный.
24. Костикова, И. В. Введение в гендерные исследования: учебное пособие для студентов и вузов / И. В. Костикова. - Москва : АспектПресс, 2005. - 255 с. - Текст : непосредственный.
25. Крыкова, И. В. Суфражизм как политическое направление феминизма / И. В. Крыкова. - Текст : непосредственный // Аналитика культурологии : сборник статей. - Тамбов, 2009. - №1. - С. 201 - 206.
26. Кузнецов, А. М. Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса / А. М. Кузнецов. - Текст : непосредственный // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты : сборник статей. - Москва, 2005. - №10. - С. 165 - 185.
27. Лапотько, А. Г. Редактирование: общий курс: учебное пособие / А. Г. Лапотько. - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2011. - 178 с. - Текст : непосредственный.
28. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под редакцией А. Н.
Николюкина. - Москва : НПК «Интелвак», 2001. - 799 с. - Текст :
непосредственный.
29. Маркетинговый анализ рынка: виды, методы, инструменты анализа. - URL : https://zakupkihelp.ru/raznoe/marketingovyj -analiz-rynka.html (дата обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.
30. Мельник, Г. С. Способы речевого воздействия на собеседника. - URL:
http://www.elitarium.ru/taktika-obshchenie-sobesednik-informaciya-vopros- interes-beseda-tema-kontrol-otnosheniya-umozaklyuchenie-ulovki (дата
обращения: 16.10.2019). - Текст : электронный
31. Морозова, В. А. Редактирование. Общий курс: учебное пособие для специальности «Издательское дело и редактирование» / В.А. Морозова. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 250 с. - Текст : непосредственный.
32. Муслумова, Т. В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления / Т. В. Муслумова. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета : сборник статей. - Шадринск, 2015. - №5. - С. 114 - 120.
33. Мы принимаем. Терминологический словарь. - URL : https://we-
accept.online/vocabulary (дата обращения: 11.03.2020). - Текст : электронный.
34. Новейший философский словарь. - URL:
http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/newest-dictionary/index.htm (дата
обращения: 11.02.20). - Текст : электронный.
35. Оксфордский словарь английского языка. - URL : https://www.oed.com (дата обращения: 16.10.2019). - Текст : электронный.
36. От аутинга до эйджизма: словарь злободневных терминов. - URL:
http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/141344_ot-autinga-do-eydzhizma- slovar-zlobodnevnykh-terminov (дата обращения: 10.02.2020) - Текст :
электронный.
37. Панюшева, М. М. Блогосфера: традиционные СМИ vs нетрадиционные / М. М. Панюшева - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета : сборник статей. - Москва, 2010. - №4. - С. 106 - 122.
38. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - URL : http://rus-
yaz.niv.ru/doc/pedagogicalspeech/fc/slovar-212.htm#zag-263 (дата обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.
39. Поветьева, Е. В Интертекстуальность в современном интернет дискурсе на примере блога и микроблога / Е. В. Поветьева. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук : сборник статей. - Москва, 2013. - №2. - С. 215 - 219.
40. Политика. Толковый словарь (Д. Андерхилл). - URL :
http://niv.ru/doc/dictionary/politics/index.htm (дата обращения: 10. 02. 2020). - Текст : электронный.
41. Рентабельность. - URL : https://is.gd/VzSlED (дата обращения: 11.03.2020). - Текст : электронный.
42. Российское общество психиатров. - URL : https://psychiatr.ru/news/181 (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.
43. Русский язык: энциклопедия / под редакцией Ю. Н. Караулова, Т. А. Ганиева, В. В. Иванов. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1997. - 721 с. - Текст : непосредственный.
44. Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка : учебное пособие для вузов / Л.Г. Самотик. - 2-е издание. - Москва : Флинта, 2012. - 510 с. - Текст : непосредственный.
45. Сбыт и сбытовая политика в системе маркетинга современного предприятия. URL : http://www.ekonomika-st.ru/upravlenie/marketing/marketing-7.html (дата обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.
46. Скажи что-нибудь по феминистски: словарь терминов от Екатерины Поповой.
- URL: https://www.cosmo.ru/lifestyle/society/skazhi-chto-nibud-po-
feministski-slovar-terminov-ot-ekateriny-popovoy/ (дата обращения:
10.02.2020). - Текст : электронный.
47. Словари XXI века. - URL: http://www.slovari21.ru/analytics/1526 (дата
обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.
48. Словарь гендерных терминов / под редакцией А. А. Денисовой. - URL: http://www.owl.ru/gender/index.htm (дата обращения: 16.10.2019). - Текст : электронный.
49. Словарь гендерных терминов. - URL: http://a-z-gender.net/ (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.
50. Словари и энциклопедии. - URL: http://endic.ru/enc_psy/default.htm (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.
51. Словари и энциклопедии на Академике. - URL : https://dic.academic.ru (дата обращения: 16.10.2019). - Текст : электронный.
52. Словарь лингвистических терминов О. С. Ахмановой - URL: https://classes.rU/grammar/174.Akhmanova/source/worddocuments/_.htm (дата обращения: 13. 12. 2019). - Текст : электронный.
53. Словарь маркетолога. URL : https://www.calltouch.ru/glossary/ (дата
обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.
54. Словарь по политологии / под редакцией В. Н. Коновалов. - Ростов-на-Дону : Издательсвто РГУ, 2001. - 285 с. - Текст : непосредственный.
55. Словарь Руднеева. - URL : http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt (дата обращения: 16.10.2019). - Текст : электронный.
56. Словарь терминов, используемых феминистками. - URL:
https://ona.org.ru/glossary (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.
57. Словарь терминов. СПИД-центр. - URL :
https://aids43.ru/aids/20/#:~:text=%D0%92%D0%98%D0%A7%20(%D0%B0%D 0%BD%D0%B3 %D0%BB. ,%D0%BF%D 1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D 0%B4%D 1%8F%20%D0%BA%20%D 1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0% B8%D 1%82%D0%B8%D 1%8E%20%D 1%81%D0%BE%D 1%81%D 1 %82%D0 %BE%D 1%8F%D0%BD%D0%B8%D 1%8F%20%D0%A1%D0%9F%D0%98% D0%94. (дата обращения: 12.02.2020). - Текст : электронный.
58. Справочник MSD. - URL : - https://www.msdmanuals.com/ru (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.
59. Стайтс, Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм 1860 - 1930 / Р. Стайтс ; перевод с английского И. А. Школьниковой. - Москва : Российская политическая энциклопедия, 2004 - 616 с. - Текст : непосредственный.
60. Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. - Воронеж : Издательский Дом ВГУ, 2001. - 227 с. - Текст : непосредственный.
61. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под редакцией М. Н. Кожиной; члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Флинта : Наука, 2011. - 696 с. - Текст : непосредственный.
62. Тиганов, С. А, Руководство по психиатрии / С. А. Тиганов, А. В. Снежневский, Д. Д. Орловская; под редакцией А .С. Тиганова. - Москва : Медицина, 1999. - 712 с. - Текст : непосредственный.
63. Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и
орфографические. - URL: https://bingoschool.ru/blog/95/ (дата обращения: 02.06.2020). - Текст : электронный.
64. Типы ошибок. - URL : https://rustutors.ru/tipi-oshibok.html (дата обращения: 11.03.2020). - Текст : электронный.
65. Толковый словарь Кузнецова. - URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.
66. Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. - URL : http://rus- yaz.niv.ru/doc/dictionary-dmitriev/index.htm (дата обращения: 10. 02. 2020). - Текст : электронный.
67. Толковый словарь Ушакова: - URL: https://ushakovdictionary.ru (дата
обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.
68. Феминистками не рождаются. - URL: https://lenta.ru/articles/2019/03/07/rusfem/ (дата обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.
69. Философия: энциклопедический словарь (А. А. Ивин). - URL : http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/index.htm (дата обращения:
10. 02. 2020). - Текст : электронный.
70. Что такое конкуренция? Виды конкуренции. Кто такие конкуренты и как с ними бороться? - URL : https://kompanion.online/biznes-termini/chto-takoe- konkurenciya/ (дата обращения: 11.02.2020). - Текст : электронный.
71. Шишлянникова, А. М. Литературное редактирование медиатекстов: теория и практика: учебное пособие / А. М. Шишлянникова, И. В. Хорошунова. - Воронеж : Факультет журналистики ВГУ, 2017. - 192 с. - Текст : непосредственный.
72. Экономика и право: словарь-справочник. - URL:
http://economics.niv.ru/doc/dictionary/economy-and-law/index.htm (дата
обращения: 16.04.2020). - Текст : электронный.
73. Эриашвили, Н. Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг / Н. Д. Эриашвили.
- Москва : Бизнес, 2013. - 350 с. - Текст : непосредственный.