ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в
школе
1.1. Подходы к изучению стилей материнского воспитания в
отечественной и зарубежной
психологии
1.2. Понятие психологической готовности ребёнка к обучению в
школе
1.3. Роль стилей материнского воспитания в становлении и развитии
психологической готовности ребёнка к обучению в
школе
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе
2.1. Организация и методы
исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния стиля
материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в
школе
2.3. Программа тренинга «Как мы чувствуем друг друга» для матерей по развитию авторитетного стиля воспитания со старшими дошкольниками...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в том числе детско-родительских отношений, что ставит задачу профилактики и коррекции неблагополучия в этих отношениях. Выделяя различные аспекты детско-родительских отношений, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как, прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его основных потребностей и его эмоциональному благополучию. Нарушенное материнское отношение негативно сказывается на удовлетворении потребностей ребенка, что искажает формирование его личности.
Материнское воспитание может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности ребенка. В каждой семье складывается определенная, но не всегда осознанная система воспитания. Речь идет о понимании целей и задач воспитания, о более или менее направленном применении методов и приемов воспитания, учете того, что можно, а чего нельзя допустить в отношении ребенка для благоприятного развития его психики. Наиболее иллюстративным в этом плане, на наш взгляд, является поведение родителей по отношению к старшим дошкольникам. К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в школу, что требует определенной психологической готовности его к школьному обучению.
Подготовка ребенка к школе начинается с раннего возраста, с самого рождения. Это правильно, так как в детском саду и общении с родителями ребенок получает свои первые знания. В основном эти знания, конечно же, общие, рассчитанные на обычного ребенка. Поэтому при дошкольном обучении ребенка следует учитывать тот факт, что все дети разные и имеют различные таланты, которые и необходимо развивать и поощрять. Также важно проанализировать способности ребенка, выявить преимущества и недостатки в его развитии, и, по мере возможности, стараться корректировать эти недостатки в развитии и пробелы в знаниях.
Причиной неготовности к обучению в школе наряду с анатомо-физиологическим развитием ребенка часто являются неблагоприятные условия воспитания в семье. Особенно негативно на развитии детей отражается пребывание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями со стороны нервно-психической сферы, что проявляется в задержке речевого, умственного и моторного развития.
Таким образом, учитывая, что главным институтом социализации ребенка выступает семья, возникает проблема определения закономерностей влияния стилей материнского воспитания на формирование психологической готовности его к школе.
Проблема влияния семьи на личность и поведение детей находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков (А.Я. Варга, А.И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.В. Ковалев, В.М. Минияров, А.В. Петровский, Н.В. Самоукина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; Д. Баумринд, А. Болдуин, С. Броди, Г. Навайтис, Р. Скиннер, Г.Х. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.). Изучением влияния стиля семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х.С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористского подхода - А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитического - А. Адлер, Д.В. Винникот, З. Фрейд, Э. Фромм. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, Г. Крайг, Э.Г. Эйдемиллером. Значимость эмоциональных отношений в детско-родительских отношениях подчеркивается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни. Проблема материнского отношения, стилей материнского воспитания освещена в работах Э.Г. Эйдемиллера, А.С, Спиваковской, Е.Т. Соколовой, С. Броди, Е.А. Овсяниковой, Н.С. Ткаченко и др.
Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования - влияет ли и как стиль материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе?
Целью исследования является изучение влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность к обучению в школе.
Объект исследования - психологическая готовность к обучению в школе.
Предмет исследования - влияние стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания будут влиять на психологическую готовность старшего дошкольника к обучению в школе, а именно: авторитетный стиль семейного воспитания, проявляющийся в эмоциональной близости, сотрудничестве с ребёнком, поддержке его автономности и последовательности предъявления требований, создаёт благоприятное условие для развития психологической готовности к обучению в школе, а авторитарный стиль семейного воспитания, проявляющийся в отсутствии сотрудничества, строгости, воспитательной конфронтации с ребёнком, будет оказывать неблагоприятное влияние на основные компоненты психологической готовности к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к решению проблемы влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе в психолого-педагогической научной литературе.
2. Изучить психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
3. Исследовать стили материнского воспитания по отношению к детям дошкольного возраста в период подготовки к школе.
4. Определить различия в восприятии стилей материнского воспитания между старшими дошкольниками и их матерями.
5. Определить степень влияния стиля материнского воспитания и его отдельных показателей на психологическую готовностью ребёнка к обучению в школе.
6. Разработать программу тренинга «Как мы чувствуем друг друга» для матерей по развитию авторитетного стиля воспитания со старшими дошкольниками.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретико-методологические положения родительского отношения (А.И. Антонов, Т.В. Архиреева, Д. Баумринд, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, C.B. Ковалев, Р.В. Овчарова, A.C. Спиваковская и др.), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. А также теоретико¬методологические положения изучения психологической готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Л.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, В.В. Холмовская, И.С. Шефер и др.).
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный); эмпирические (опрос);
интерпретационный метод; методы математико-статистического анализа данных и качественного описания: критерии Манна-Уитни, множественный регрессионный анализ (MPA), с использованием пакета математической статистической обработки данных SPSS- 21,0.
Методики исследования: методика Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе», тест Тулуз-Пьерона, методика Н.И. Гуткиной «Домик», тест Л.А. Венгера «Мотивационная готовность к школе», методика Р Жиля «Межличностные отношения ребёнка», опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребёнок», опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми С. Степановой «Стратегии семейного воспитания».
Выборка и база исследования: МАДОУ детский сад №66 города Белгорода. В исследовании приняли участие 56 семей, из них: дети подготовительной к школе группы в количестве 56 человек, а также матери этих детей в количестве 56 человек. Общее число опрошенных составило 112 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стили семейного воспитания: авторитетный, авторитарный,
либеральный и индифферентный характеризуются определёнными
показателями: авторитетный стиль воспитания будет проявляться в
поощрении автономности, личной ответственности и самостоятельности ребёнка; при авторитарном стиле воспитания у матери с ребёнком отсутствует сотрудничество, родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины, стараясь навязать ребёнку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения; при либеральном стиле родители очень мало требований предъявляют к своим детям, к наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля; индифферентный стиль характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним.
2. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют: интеллектуальная готовность - развитие познавательных процессов; мотивационная готовность - уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил; личностная готовность - принятие ребёнком нового социального положения - положения школьника; эмоционально-волевая готовность - умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.
3. Определённый стиль семейного воспитания может оказывать влияние на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Авторитетный стиль способствует развитию интеллектуального компонента (мышление, речь, скорость мыслительных операций), мотивационного компонента, эмоционально-волевого компонента (развитие произвольной сферы, стабильность эмоциональных реакций) и личностного компонента (умение общаться, любознательность и самостоятельность). Авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать снижению психологической готовности к обучению в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенный анализ научной литературы расширяет и углубляет современные представления о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, а также в раскрытии влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей (матерей), в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов ДОУ.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют: • интеллектуальная готовность — развитие познавательных процессов; • мотивационная готовность - уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил; • личностная готовность - принятие ребёнком нового социального положения - положения школьника; • эмоционально-волевая готовность - умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Определённый стиль семейного воспитания может оказывать влияние на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. В нашем исследовании мы опирались на стили семейного воспитания, предложенные Д. Баумрид. Авторитетный стиль способствует развитию интеллектуального компонента (мышление, речь, скорость мыслительных операций), мотивационного компонента, эмоционально-волевого компонента (развитие произвольной сферы, стабильность эмоциональных реакций) и личностного компонента (умение общаться, любознательность и самостоятельность). Авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать снижению психологической готовности к обучению в школе.
Результаты исследования интеллектуальной готовности с помощью методики Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе» показали, что большинство детей имеют средний уровень развития умственных навыков, соответственно, могут испытывать трудности на начальном этапе школьного обучения, которые могут заключаться в следующем: сниженная
концентрация внимания при выполнений заданий как в классе, так и дома; снижение скорости выполнения заданий, медленное письмо под диктовку учителя; некоторые затруднения при формулировке своего ответа.
По результатам исследования эмоционально-волевой готовности был выявлено, что только 10% детей показали высокий уровень волевой готовности в школе и смогли безошибочно справиться с заданием, остальные допустили ряд ошибок, которые и увеличили количество полученных ими баллов. 88% детей допускали ошибки и показали средний уровень, 2% детей показали низкий уровень.
При изучении мотивационной готовности к обучению в школе результаты исследования показали, что большая часть старших дошкольников 71 % имеет средний уровень развития мотивационной готовности к школе. Так, большинство из них хотели бы учиться в школе «с уроками пения, рисования и физкультуры», в которой «давали бы сладости и игрушки», где «можно делать на уроке все, что хочешь» и пр. Высокий уровень показали 25% испытуемых. Эти дети высоко мотивированы к обучению в школе. Они ответили, что хотели бы посещать школу, где больше занятий, чем переменок, считают, что наряду с уроками рисования и пения русский язык и математика также очень важны. Низкий уровень мотивационной готовности к школе показали 4% детей. Эти дети практически не испытывают желания посещать школу, он хотели бы, чтобы все уроки были бы посвящены пению, рисованию и физкультуре.
Результаты исследования интеллектуального и волевого компонентов мы сопоставили с результатом исследования мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в начальной школ и обнаружили, что испытуемые, имеющие высокий уровень умственного развития, произвольной сферы, также имеют высокий уровень мотивационной готовности. Скорее всего родители данных детей серьезно относятся к их воспитанию и развитию: занимаются с ними, читают, изучают числа и буквы, учатся писать, раскрашивают раскраски, пишут в прописях, учат стихи, воспроизводят рассказ по картинкам, то есть заранее готовят к тому, что в будущем он станет учеником.
По результатам проведенного тестирования личностной готовности к школьному обучению большинство детей (более 60%) признает в качестве лидера родителей (в большей степени, мать), а также педагогов. К общению со сверстниками дети не вполне готовы, хотя обучение в школе предполагает общение в школьном коллективе. Низкий уровень социализации может стать причиной неуспехов в обучении, тем самым, снизить эффективность учения в целом.
Согласно представленным данным, 9% матерей имеют авторитарный стиль воспитания. У этих родителей большие ожидания от детей, что само по себе хорошо. Их дети получают хорошие оценки, ответственны, умеют управлять собой и не попадают в переделки. Проблема в том, что такие родители не очень поддерживают своих детей, при этом, предъявляя к ним достаточно высокие требования.
У 3% матерей отмечен индифферентный стиль воспитания. К такому типу склонны родители, которые не могут дать детям необходимые им любовь и внимание из-за алкоголизма, нарциссизма либо необходимости работать на двух работах, чтобы содержать семью. По мере взросления ребенок живет своей жизнью.
Либеральный стиль воспитания показали 23% матерей. Эти родители воспитывают наиболее адаптированных детей. Уважающие, а не авторитарные, они дают детям много любви и поддержки, как и при разрешающем подходе. Но они и многого ждут от них, как и авторитарные родители. Эти родители очень внимательны, даже требовательны.
Авторитетный стиль воспитания используют 65% матерей. Большинство таких родителей очень стараются не повторять ошибок своих жестких родителей, и поэтому они перегибают палку в противоположном направлении. Они дают своим детям много поддержки, что им, конечно, необходимо.
В результате математико-статистической обработки данных значимых статистических различий по показателям стилей семейного воспитания в аспекте восприятия их матерями и детьми старшего дошкольного возраста нами обнаружено не было. Данный результат говорит нам о том, что матери старших дошкольников и старшие дошкольники одинаково воспринимают стиль семейного воспитания.
По мнению большинства детей, мама является для них главным человеком в жизни, поэтому ее воспитание оказывает огромное влияние на психическое развитие детей и определяет их психологическую готовность к школе. Однако, как показали результаты исследования, не все родителя в целом и мамы в частности понимают необходимость осуществления
контроля деятельности ребенка, установления с ним близкого
психологического контакта, доверия между собой и ребенком и пр.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждается, но требует дополнительной проработки и проверки на большей по объему и более разнообразной выборке (например, дети из разных по составу и типу семей), с учетом различных дополнительных факторов (индивидуально- типологические особенности, социальное положение семьи, возраст). Можно сделать следующие вывод. Исследование с использованием соответствующего психологического аппарата показало, что существуют определенные взаимосвязи между стилем воспитания и психологической готовности к школьному обучению.
На основе проведенного исследования была разработана программа тренинга для матерей. Следовательно, в ходе исследования были выполнены все намеченные задачи, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Агафонова, И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И. Н. Агафонова // Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 61-63.
2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. - М.: Политиздат, 2012. - 223 с.
3. Азаров, Ю. П. Педагогика семейных отношений / Ю. П. Азаров. - М.: Политиздат, 2006. - 202 с.
4. Андреева, А. Д. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева, Т. В. Вохмянина,
A. П. Воронова, Н. И. Чуткина; под ред. М. В. Дубровиной. - М.: Изд-во МГУ, 2015. - 201 с.
5. Антонов, А. И., Медков, В. М. Социология семьи / А. И. Антонов,
B. М. Медков. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - 304 с.
6. Антонова, Р. Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики / Р. Я. Антонова. - М.: Наука, 2005. - 102 с.
7. Бардиан, А. Н. Воспитание детей в семье. Психолого¬
педагогические очерки / А. Н. Бардиан. - М.: Наука, 2002. - 236 с.
8. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 296 с.
9. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2012. - 254 с.
10. Брускова, Е. С. Урок после уроков: о воспитании детей в семье / Е. С. Брускова. - М.: Просвещение, 2007. - 164 с.
11. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Политова, Е. Ю. Сушкова. - М.: Политиздат, 2002. - 197 с.
12. Бугрименко, Е. А. Школьные трудности благополучных детей / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. - М.: Политиздат, 2014. - 189 с.
13. Буря, Р. С. Готовим детей к школе / Р. С. Буря. - М.:
Просвещение, 2017. - 93 с.
14. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2004. - 189 с.
15. Варга, Д. Дела семейные: пер. с венг. / Д. Варга. - М.:
Педагогика, 2006. - 160 с.
16. Виннескотт, Д. В. Разговоры с родителями / Д. В. Виннескотт. - М.: Просвещение, 2005. - 186 с.
17. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада / Сост. Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Виноградовой Н. Ф. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
18. Гребенников, И. В. Воспитательный климат семьи / И. В. Гребенников. - М.: Наука, 2015. - 204 с.
19. Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко // Социологические исследования. - 2005. - №10. - С. 10-13.
20. Донцов, И. А. Самосовершенствование личности / И. А. Донцов. - М.: Политиздат, 2007. - 356 с.
21. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академический проект, 2007. - 235 с.
22. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Родителю будущего первоклассника / Сост. Мочалова Н. М. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2016. - 35 с.
23. Дубровина, И. В. Готовность к школе / И. В. Дубровина. - М.: Академический проект, 2011. - 136 с.
24. Захарова, О. Д. Демографический кризис в России / О. Д. Захарова // Социологические исследования. - 2015. - №9. - С. 21-23.
25. Иванов, В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников / В. Д. Иванов. - М.: Политиздат, 2011. - 128 с.
26. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. - М.: Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, 2005. - 168 с.
27. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е издание / В. П. Кащенко. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.
28. Ковалев, С. В. Психология современной семьи: Кн. для учителя /
С. В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2013. - 208 с.
29. Колодезникова, Н. Г. Актуальные проблемы семейного
воспитания / Н. Г. Колодезникова, Л. И. Омукова. - Якутск, 2007. - 48 с.
30. Коломинский, Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности) / Я. А. Коломинский. - М.: Просвещение, 2016. - 238 с.
31. Кравцов, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцов. - М.: Наука, 2011. - 145 с.
32. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании Сб. статьей и речей. Изд. 2-е. доп. / Н. К. Крупская. - М.: Просвещение, 2003. - 288 с.
33. Кудрина, Г. Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста / Г. Я. Кудрина. - Иркутск, 2003. - 108 с.
34. Лаптева, И. М. Деловые люди / И. М. Лаптева // Дошкольное воспитание. - 2016. - №9. - С. 18-19.
35. Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками / М. И. Лисина // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 22-24.
36. Любина, Г. Как воспитать ребенка удачника? / Г. Любина // Дошкольное воспитание. - 2007. - №1. - С. 73-74.
37. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1988. - 486 с.
38. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольника в семье / Под ред. Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 2009. - 318 с.
39. Медведев, Г. П. В семье растут дети / Г. П. Медведев, А. В. Надъярный. - М.: Просвещение, 2016. - 146 с.
40. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 2007. - 288 с.
41. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2005. - 576 с.
42. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2е изд. / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2005. - 496 с.
43. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры - 3е изд., доп. / Б. П. Никитин. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
44. Никитин Б. П. Мы и наши дети / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. - М.: Мол. гвардия, 2014. - 223 с.
45. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под. ред. А.В. Петровского - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 464 с.
46. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2006. - 352 с.
47. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъективной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С. 4-6.
48. Осницкий, А. К. Саморегуляция деятельности и формирование активной личности / А.К. Осницкий. - М.: Знание, 2006. - 158 с.
49. Островская, Л. Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/с. / Л. Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
50. Островская, Л. Ф. Характер формируется с детства / Л. Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 2008. - №5. - С. 76-79.
51. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе / Г. Г. Петроченко. - М.: Политиздат, 2008. - 291 с.
52. Рогов, Н. И. Настольная книга практического психолога / Н. И. Рогов. - М.: Наука, 2009. - кн. 1, 214 с.
53. Рутман, Э. М. От соперничества к сотрудничеству / Э. М. Рутман // Семья и школа. - 2016. - №5 - С. 41-46.
54. Салион, Н. Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе управлении в практической жизни / Н. Салион // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5 - С. 41-52.
55. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В.
Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 2004. - 319 с.
56. Солодилова, О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах / О. П. Солодилова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 288 с.
57. Спиваковская, А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2006. - 160 с.
58. Теплюк, С. Истоки самостоятельности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2001. - №7. - С. 67-70.
59. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / Под ред. В. К. Котырло. - М.: Педагогика, 2017. - 342 с.
60. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. - М.: Просвещение, 2009. - 322 с.
61. Чирков, В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация / В. И. Чирков // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 102-105.
62. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие /В.А. Аверин. - СПб.: Сфера , 2008. - 379 с.
63. Акатова, Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Н.С. Акатова. - М., 2010. - 24 с.
64. Александров, A.A. Психодиагностика и психокоррекция / Под редакцией Александрова A.A. - СПб: Питер, 2008. - 384 с.
65. Алферов, А.Д. Психология развития школьник /А.Д. Алферов. - Изд-во: Феникс, 2011. - 384 с.
66. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: учебное пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 144 с.
67. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) / К.В. Бардин. - М.: Знание, 2003. - 96 с.
68. Благинин, A.A. Математические методы в психологии и педагогики: учебное пособие/ A.A. Благинин, В.В. Торчило. - СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2006. - 144 с.
69. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
70. Венгер, А.Л. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет /А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова// Вопросы психологии: науч.жур. - М.: 2013. - №4. - С.46-48.
71. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова// Начальная школа: науч. жур. - М.: Первое сентября, 2000. - №1.1. - С.7-12 .
72. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.И. Волкова. - М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО» ИД «РИПОЛ классик», 2005. - 240 с.
73. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та,2005. - 143 с.
74. Гатанова, Н.В. Тесты для подготовки к школе / Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. - СПб.: Из-во Нева, 2014. - 149 с.
75. Гордиец, A.B. Готовность ребенка к школе: Медико¬
психологические критерии: учебное пособие / Под ред. A.B. Гордиец. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 123 с.
76. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
77. Гуткина, Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития/ Н.И. Гуткина // Активные методы в работе школьного психолога. - СПб.: Питер, 1990. - 22 с.
78. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 2008. - 240 с.
79. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: учебно-методическое пособие / М.В. Ермолаева. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2012. — 167 с.
80. Захарова, JI.E. Проблема развития понятийного мышления как показателя психологической готовности к школе / JI.E. Захарова// Вестник Пятигорского гос. лингвистического ун-та: Науч. жур. - Пятигорск, 2010. - №4. - С. 296-299.
81. Захарова, JI.E. Развитие понятийного мышления детей в условиях дополнительного образования / JI.E. Захарова // Ярославский пед. вестник: Науч. жур. Ярославль, 2014. - № 4. - С. 236-239.
82. Землянухина, Т.М Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе / Т.М. Землянухина // Начальная школа: науч. жур. - 2002. - №6. - С. 44-50.
83. Карандашев, В.Н. Педагогическая психология/В.Н. Карандашев. - СПб.: Питер, 2006. - 412 с.
84. Кедярова, Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитания: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Кедярова. - Иркутск, 2002. - 186 с.
85. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование / Т. Н. Князева. - СПб.: Речь. - 2007. - 123 с.
86. Кожевникова, В.А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе: автореф. дис. . канд. пед. наук. 13.00.07/ В.А. Кожевникова. - Рига, 2009. - С. 17-20.
87. Козинцева, П.А. Особенности и психосоциальные факторы познавательного развития младших школьников: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / П.А. Козинцева. - Москва, 2011. - 186 с.
88. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
89. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего
возраста: Кн. для учителя / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М.:
Просвещение, 1988. - 190 с.
90. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: автореф. дис. . канд. психол. наук. 19.00.07 / М.Н. Костикова. - М., 2005. - 23 с.
91. Крайг, Г. Психология развития: учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е межд. изд. - СПб. Литер, 2005. - 992 с.
92. Лурия, А.Р. Внимание и память: материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Изд-во Питер, 2010. - 320 с.
93. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. 4-е изд., - М.: Изд-во Академия, 2009. - 456 с.
94. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов: в 3 т. / P.C. Немов. - М.: Изд-во Владос,1999 г. - 608с. - 1 т.
95. Никитина, A.A. Развитие школьной зрелости как условие успешного обучения / А. А. Никитина // Начальная школа: Науч. жур. - 2011. - №11. - С.30-33.
96. Орехова, О.А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / О.А. Орехова. - СПб., 2007. - 25 с.
97. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста Электронный ресурс. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. JI. Венгера. - М.: Изд-во Педагогика, 2008 . - 326 с.
98. Прихожан, A.M. Познавательная активность / A.M. Прихожан // Школьный психолог: Науч. жур. М.: Изд-во Первое сентября, 2013. - №43. - С. 21-24.
99. Психология здоровья дошкольника / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во Речь, 2010. - 413 с.
100. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Г. Ю. Любимовой. - М.: Изд-во: ACT, Астрель, 2009. - 692 с.
101. Hunt, J. McV. Criterion-referenced tests of school readiness: A paradigm with. Illustrations. Genetic Psychology Monographs, 2014. - 90 c.
102. Bruner, J. S. Personality dynamics and the process of perceiving. In: R. R. Blake & G. V. Ramsey (eds.). Perception: an approach to personality. New York: Ronald, 2011, С. 121 - 147.
103. Rosch, E. Principles of categorization. In: // Rosch E., Lloyd B.L. (Eds.). Cognition and categorization. N.Y.: Lawrence Erlbaum association., 2016, P. 27218. Gardner, H. To Open Minds: Chinese Clues to the Dilemma of American
104. Csirzentmihalyi, M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adoles cents./ Eds. C. Ames, R. Ames . Research on motivation in education. - N.Y. : Academic Press, 2014,- V. 3.-H. С. 45-71.
105. Sadker, M., Sadker, D. Failing at fairness: How America's schools cheat girls. New York: Charles Scribners Sons, Macmillan Publishing Co., 347 pp. ISBN 0-684-19541-0