ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в
школе
1.1. Подходы к изучению стилей материнского воспитания в
отечественной и зарубежной
психологии
1.2. Понятие психологической готовности ребёнка к обучению в
школе
1.3. Роль стилей материнского воспитания в становлении и развитии
психологической готовности ребёнка к обучению в
школе
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе
2.1. Организация и методы
исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния стиля
материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в
школе
2.3. Программа тренинга «Как мы чувствуем друг друга» для матерей по развитию авторитетного стиля воспитания со старшими дошкольниками...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в
школе
1.1. Подходы к изучению стилей материнского воспитания в
отечественной и зарубежной
психологии
1.2. Понятие психологической готовности ребёнка к обучению в
школе
1.3. Роль стилей материнского воспитания в становлении и развитии
психологической готовности ребёнка к обучению в
школе
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе
2.1. Организация и методы
исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния стиля
материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в
школе
2.3. Программа тренинга «Как мы чувствуем друг друга» для матерей по развитию авторитетного стиля воспитания со старшими дошкольниками...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в том числе детско-родительских отношений, что ставит задачу профилактики и коррекции неблагополучия в этих отношениях. Выделяя различные аспекты детско-родительских отношений, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как, прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его основных потребностей и его эмоциональному благополучию. Нарушенное материнское отношение негативно сказывается на удовлетворении потребностей ребенка, что искажает формирование его личности.
Материнское воспитание может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности ребенка. В каждой семье складывается определенная, но не всегда осознанная система воспитания. Речь идет о понимании целей и задач воспитания, о более или менее направленном применении методов и приемов воспитания, учете того, что можно, а чего нельзя допустить в отношении ребенка для благоприятного развития его психики. Наиболее иллюстративным в этом плане, на наш взгляд, является поведение родителей по отношению к старшим дошкольникам. К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в школу, что требует определенной психологической готовности его к школьному обучению.
Подготовка ребенка к школе начинается с раннего возраста, с самого рождения. Это правильно, так как в детском саду и общении с родителями ребенок получает свои первые знания. В основном эти знания, конечно же, общие, рассчитанные на обычного ребенка. Поэтому при дошкольном обучении ребенка следует учитывать тот факт, что все дети разные и имеют различные таланты, которые и необходимо развивать и поощрять. Также важно проанализировать способности ребенка, выявить преимущества и недостатки в его развитии, и, по мере возможности, стараться корректировать эти недостатки в развитии и пробелы в знаниях.
Причиной неготовности к обучению в школе наряду с анатомо-физиологическим развитием ребенка часто являются неблагоприятные условия воспитания в семье. Особенно негативно на развитии детей отражается пребывание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями со стороны нервно-психической сферы, что проявляется в задержке речевого, умственного и моторного развития.
Таким образом, учитывая, что главным институтом социализации ребенка выступает семья, возникает проблема определения закономерностей влияния стилей материнского воспитания на формирование психологической готовности его к школе.
Проблема влияния семьи на личность и поведение детей находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков (А.Я. Варга, А.И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.В. Ковалев, В.М. Минияров, А.В. Петровский, Н.В. Самоукина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; Д. Баумринд, А. Болдуин, С. Броди, Г. Навайтис, Р. Скиннер, Г.Х. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.). Изучением влияния стиля семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х.С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористского подхода - А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитического - А. Адлер, Д.В. Винникот, З. Фрейд, Э. Фромм. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, Г. Крайг, Э.Г. Эйдемиллером. Значимость эмоциональных отношений в детско-родительских отношениях подчеркивается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни. Проблема материнского отношения, стилей материнского воспитания освещена в работах Э.Г. Эйдемиллера, А.С, Спиваковской, Е.Т. Соколовой, С. Броди, Е.А. Овсяниковой, Н.С. Ткаченко и др.
Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования - влияет ли и как стиль материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе?
Целью исследования является изучение влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность к обучению в школе.
Объект исследования - психологическая готовность к обучению в школе.
Предмет исследования - влияние стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания будут влиять на психологическую готовность старшего дошкольника к обучению в школе, а именно: авторитетный стиль семейного воспитания, проявляющийся в эмоциональной близости, сотрудничестве с ребёнком, поддержке его автономности и последовательности предъявления требований, создаёт благоприятное условие для развития психологической готовности к обучению в школе, а авторитарный стиль семейного воспитания, проявляющийся в отсутствии сотрудничества, строгости, воспитательной конфронтации с ребёнком, будет оказывать неблагоприятное влияние на основные компоненты психологической готовности к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к решению проблемы влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе в психолого-педагогической научной литературе.
2. Изучить психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
3. Исследовать стили материнского воспитания по отношению к детям дошкольного возраста в период подготовки к школе.
4. Определить различия в восприятии стилей материнского воспитания между старшими дошкольниками и их матерями.
5. Определить степень влияния стиля материнского воспитания и его отдельных показателей на психологическую готовностью ребёнка к обучению в школе.
6. Разработать программу тренинга «Как мы чувствуем друг друга» для матерей по развитию авторитетного стиля воспитания со старшими дошкольниками.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретико-методологические положения родительского отношения (А.И. Антонов, Т.В. Архиреева, Д. Баумринд, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, C.B. Ковалев, Р.В. Овчарова, A.C. Спиваковская и др.), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. А также теоретико¬методологические положения изучения психологической готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Л.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, В.В. Холмовская, И.С. Шефер и др.).
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный); эмпирические (опрос);
интерпретационный метод; методы математико-статистического анализа данных и качественного описания: критерии Манна-Уитни, множественный регрессионный анализ (MPA), с использованием пакета математической статистической обработки данных SPSS- 21,0.
Методики исследования: методика Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе», тест Тулуз-Пьерона, методика Н.И. Гуткиной «Домик», тест Л.А. Венгера «Мотивационная готовность к школе», методика Р Жиля «Межличностные отношения ребёнка», опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребёнок», опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми С. Степановой «Стратегии семейного воспитания».
Выборка и база исследования: МАДОУ детский сад №66 города Белгорода. В исследовании приняли участие 56 семей, из них: дети подготовительной к школе группы в количестве 56 человек, а также матери этих детей в количестве 56 человек. Общее число опрошенных составило 112 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стили семейного воспитания: авторитетный, авторитарный,
либеральный и индифферентный характеризуются определёнными
показателями: авторитетный стиль воспитания будет проявляться в
поощрении автономности, личной ответственности и самостоятельности ребёнка; при авторитарном стиле воспитания у матери с ребёнком отсутствует сотрудничество, родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины, стараясь навязать ребёнку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения; при либеральном стиле родители очень мало требований предъявляют к своим детям, к наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля; индифферентный стиль характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним.
2. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют: интеллектуальная готовность - развитие познавательных процессов; мотивационная готовность - уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил; личностная готовность - принятие ребёнком нового социального положения - положения школьника; эмоционально-волевая готовность - умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.
3. Определённый стиль семейного воспитания может оказывать влияние на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Авторитетный стиль способствует развитию интеллектуального компонента (мышление, речь, скорость мыслительных операций), мотивационного компонента, эмоционально-волевого компонента (развитие произвольной сферы, стабильность эмоциональных реакций) и личностного компонента (умение общаться, любознательность и самостоятельность). Авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать снижению психологической готовности к обучению в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенный анализ научной литературы расширяет и углубляет современные представления о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, а также в раскрытии влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей (матерей), в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов ДОУ.
Материнское воспитание может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности ребенка. В каждой семье складывается определенная, но не всегда осознанная система воспитания. Речь идет о понимании целей и задач воспитания, о более или менее направленном применении методов и приемов воспитания, учете того, что можно, а чего нельзя допустить в отношении ребенка для благоприятного развития его психики. Наиболее иллюстративным в этом плане, на наш взгляд, является поведение родителей по отношению к старшим дошкольникам. К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в школу, что требует определенной психологической готовности его к школьному обучению.
Подготовка ребенка к школе начинается с раннего возраста, с самого рождения. Это правильно, так как в детском саду и общении с родителями ребенок получает свои первые знания. В основном эти знания, конечно же, общие, рассчитанные на обычного ребенка. Поэтому при дошкольном обучении ребенка следует учитывать тот факт, что все дети разные и имеют различные таланты, которые и необходимо развивать и поощрять. Также важно проанализировать способности ребенка, выявить преимущества и недостатки в его развитии, и, по мере возможности, стараться корректировать эти недостатки в развитии и пробелы в знаниях.
Причиной неготовности к обучению в школе наряду с анатомо-физиологическим развитием ребенка часто являются неблагоприятные условия воспитания в семье. Особенно негативно на развитии детей отражается пребывание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями со стороны нервно-психической сферы, что проявляется в задержке речевого, умственного и моторного развития.
Таким образом, учитывая, что главным институтом социализации ребенка выступает семья, возникает проблема определения закономерностей влияния стилей материнского воспитания на формирование психологической готовности его к школе.
Проблема влияния семьи на личность и поведение детей находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков (А.Я. Варга, А.И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.В. Ковалев, В.М. Минияров, А.В. Петровский, Н.В. Самоукина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; Д. Баумринд, А. Болдуин, С. Броди, Г. Навайтис, Р. Скиннер, Г.Х. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.). Изучением влияния стиля семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х.С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористского подхода - А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитического - А. Адлер, Д.В. Винникот, З. Фрейд, Э. Фромм. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, Г. Крайг, Э.Г. Эйдемиллером. Значимость эмоциональных отношений в детско-родительских отношениях подчеркивается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни. Проблема материнского отношения, стилей материнского воспитания освещена в работах Э.Г. Эйдемиллера, А.С, Спиваковской, Е.Т. Соколовой, С. Броди, Е.А. Овсяниковой, Н.С. Ткаченко и др.
Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования - влияет ли и как стиль материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе?
Целью исследования является изучение влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность к обучению в школе.
Объект исследования - психологическая готовность к обучению в школе.
Предмет исследования - влияние стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания будут влиять на психологическую готовность старшего дошкольника к обучению в школе, а именно: авторитетный стиль семейного воспитания, проявляющийся в эмоциональной близости, сотрудничестве с ребёнком, поддержке его автономности и последовательности предъявления требований, создаёт благоприятное условие для развития психологической готовности к обучению в школе, а авторитарный стиль семейного воспитания, проявляющийся в отсутствии сотрудничества, строгости, воспитательной конфронтации с ребёнком, будет оказывать неблагоприятное влияние на основные компоненты психологической готовности к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к решению проблемы влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе в психолого-педагогической научной литературе.
2. Изучить психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
3. Исследовать стили материнского воспитания по отношению к детям дошкольного возраста в период подготовки к школе.
4. Определить различия в восприятии стилей материнского воспитания между старшими дошкольниками и их матерями.
5. Определить степень влияния стиля материнского воспитания и его отдельных показателей на психологическую готовностью ребёнка к обучению в школе.
6. Разработать программу тренинга «Как мы чувствуем друг друга» для матерей по развитию авторитетного стиля воспитания со старшими дошкольниками.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретико-методологические положения родительского отношения (А.И. Антонов, Т.В. Архиреева, Д. Баумринд, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, C.B. Ковалев, Р.В. Овчарова, A.C. Спиваковская и др.), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. А также теоретико¬методологические положения изучения психологической готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Л.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, В.В. Холмовская, И.С. Шефер и др.).
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный); эмпирические (опрос);
интерпретационный метод; методы математико-статистического анализа данных и качественного описания: критерии Манна-Уитни, множественный регрессионный анализ (MPA), с использованием пакета математической статистической обработки данных SPSS- 21,0.
Методики исследования: методика Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе», тест Тулуз-Пьерона, методика Н.И. Гуткиной «Домик», тест Л.А. Венгера «Мотивационная готовность к школе», методика Р Жиля «Межличностные отношения ребёнка», опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребёнок», опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми С. Степановой «Стратегии семейного воспитания».
Выборка и база исследования: МАДОУ детский сад №66 города Белгорода. В исследовании приняли участие 56 семей, из них: дети подготовительной к школе группы в количестве 56 человек, а также матери этих детей в количестве 56 человек. Общее число опрошенных составило 112 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стили семейного воспитания: авторитетный, авторитарный,
либеральный и индифферентный характеризуются определёнными
показателями: авторитетный стиль воспитания будет проявляться в
поощрении автономности, личной ответственности и самостоятельности ребёнка; при авторитарном стиле воспитания у матери с ребёнком отсутствует сотрудничество, родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины, стараясь навязать ребёнку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения; при либеральном стиле родители очень мало требований предъявляют к своим детям, к наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля; индифферентный стиль характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним.
2. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют: интеллектуальная готовность - развитие познавательных процессов; мотивационная готовность - уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил; личностная готовность - принятие ребёнком нового социального положения - положения школьника; эмоционально-волевая готовность - умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.
3. Определённый стиль семейного воспитания может оказывать влияние на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Авторитетный стиль способствует развитию интеллектуального компонента (мышление, речь, скорость мыслительных операций), мотивационного компонента, эмоционально-волевого компонента (развитие произвольной сферы, стабильность эмоциональных реакций) и личностного компонента (умение общаться, любознательность и самостоятельность). Авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать снижению психологической готовности к обучению в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенный анализ научной литературы расширяет и углубляет современные представления о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, а также в раскрытии влияния стиля материнского воспитания на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей (матерей), в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов ДОУ.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют: • интеллектуальная готовность — развитие познавательных процессов; • мотивационная готовность - уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил; • личностная готовность - принятие ребёнком нового социального положения - положения школьника; • эмоционально-волевая готовность - умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Определённый стиль семейного воспитания может оказывать влияние на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. В нашем исследовании мы опирались на стили семейного воспитания, предложенные Д. Баумрид. Авторитетный стиль способствует развитию интеллектуального компонента (мышление, речь, скорость мыслительных операций), мотивационного компонента, эмоционально-волевого компонента (развитие произвольной сферы, стабильность эмоциональных реакций) и личностного компонента (умение общаться, любознательность и самостоятельность). Авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать снижению психологической готовности к обучению в школе.
Результаты исследования интеллектуальной готовности с помощью методики Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе» показали, что большинство детей имеют средний уровень развития умственных навыков, соответственно, могут испытывать трудности на начальном этапе школьного обучения, которые могут заключаться в следующем: сниженная
концентрация внимания при выполнений заданий как в классе, так и дома; снижение скорости выполнения заданий, медленное письмо под диктовку учителя; некоторые затруднения при формулировке своего ответа.
По результатам исследования эмоционально-волевой готовности был выявлено, что только 10% детей показали высокий уровень волевой готовности в школе и смогли безошибочно справиться с заданием, остальные допустили ряд ошибок, которые и увеличили количество полученных ими баллов. 88% детей допускали ошибки и показали средний уровень, 2% детей показали низкий уровень.
При изучении мотивационной готовности к обучению в школе результаты исследования показали, что большая часть старших дошкольников 71 % имеет средний уровень развития мотивационной готовности к школе. Так, большинство из них хотели бы учиться в школе «с уроками пения, рисования и физкультуры», в которой «давали бы сладости и игрушки», где «можно делать на уроке все, что хочешь» и пр. Высокий уровень показали 25% испытуемых. Эти дети высоко мотивированы к обучению в школе. Они ответили, что хотели бы посещать школу, где больше занятий, чем переменок, считают, что наряду с уроками рисования и пения русский язык и математика также очень важны. Низкий уровень мотивационной готовности к школе показали 4% детей. Эти дети практически не испытывают желания посещать школу, он хотели бы, чтобы все уроки были бы посвящены пению, рисованию и физкультуре.
Результаты исследования интеллектуального и волевого компонентов мы сопоставили с результатом исследования мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в начальной школ и обнаружили, что испытуемые, имеющие высокий уровень умственного развития, произвольной сферы, также имеют высокий уровень мотивационной готовности. Скорее всего родители данных детей серьезно относятся к их воспитанию и развитию: занимаются с ними, читают, изучают числа и буквы, учатся писать, раскрашивают раскраски, пишут в прописях, учат стихи, воспроизводят рассказ по картинкам, то есть заранее готовят к тому, что в будущем он станет учеником.
По результатам проведенного тестирования личностной готовности к школьному обучению большинство детей (более 60%) признает в качестве лидера родителей (в большей степени, мать), а также педагогов. К общению со сверстниками дети не вполне готовы, хотя обучение в школе предполагает общение в школьном коллективе. Низкий уровень социализации может стать причиной неуспехов в обучении, тем самым, снизить эффективность учения в целом.
Согласно представленным данным, 9% матерей имеют авторитарный стиль воспитания. У этих родителей большие ожидания от детей, что само по себе хорошо. Их дети получают хорошие оценки, ответственны, умеют управлять собой и не попадают в переделки. Проблема в том, что такие родители не очень поддерживают своих детей, при этом, предъявляя к ним достаточно высокие требования.
У 3% матерей отмечен индифферентный стиль воспитания. К такому типу склонны родители, которые не могут дать детям необходимые им любовь и внимание из-за алкоголизма, нарциссизма либо необходимости работать на двух работах, чтобы содержать семью. По мере взросления ребенок живет своей жизнью.
Либеральный стиль воспитания показали 23% матерей. Эти родители воспитывают наиболее адаптированных детей. Уважающие, а не авторитарные, они дают детям много любви и поддержки, как и при разрешающем подходе. Но они и многого ждут от них, как и авторитарные родители. Эти родители очень внимательны, даже требовательны.
Авторитетный стиль воспитания используют 65% матерей. Большинство таких родителей очень стараются не повторять ошибок своих жестких родителей, и поэтому они перегибают палку в противоположном направлении. Они дают своим детям много поддержки, что им, конечно, необходимо.
В результате математико-статистической обработки данных значимых статистических различий по показателям стилей семейного воспитания в аспекте восприятия их матерями и детьми старшего дошкольного возраста нами обнаружено не было. Данный результат говорит нам о том, что матери старших дошкольников и старшие дошкольники одинаково воспринимают стиль семейного воспитания.
По мнению большинства детей, мама является для них главным человеком в жизни, поэтому ее воспитание оказывает огромное влияние на психическое развитие детей и определяет их психологическую готовность к школе. Однако, как показали результаты исследования, не все родителя в целом и мамы в частности понимают необходимость осуществления
контроля деятельности ребенка, установления с ним близкого
психологического контакта, доверия между собой и ребенком и пр.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждается, но требует дополнительной проработки и проверки на большей по объему и более разнообразной выборке (например, дети из разных по составу и типу семей), с учетом различных дополнительных факторов (индивидуально- типологические особенности, социальное положение семьи, возраст). Можно сделать следующие вывод. Исследование с использованием соответствующего психологического аппарата показало, что существуют определенные взаимосвязи между стилем воспитания и психологической готовности к школьному обучению.
На основе проведенного исследования была разработана программа тренинга для матерей. Следовательно, в ходе исследования были выполнены все намеченные задачи, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Определённый стиль семейного воспитания может оказывать влияние на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. В нашем исследовании мы опирались на стили семейного воспитания, предложенные Д. Баумрид. Авторитетный стиль способствует развитию интеллектуального компонента (мышление, речь, скорость мыслительных операций), мотивационного компонента, эмоционально-волевого компонента (развитие произвольной сферы, стабильность эмоциональных реакций) и личностного компонента (умение общаться, любознательность и самостоятельность). Авторитарный стиль семейного воспитания будет способствовать снижению психологической готовности к обучению в школе.
Результаты исследования интеллектуальной готовности с помощью методики Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе» показали, что большинство детей имеют средний уровень развития умственных навыков, соответственно, могут испытывать трудности на начальном этапе школьного обучения, которые могут заключаться в следующем: сниженная
концентрация внимания при выполнений заданий как в классе, так и дома; снижение скорости выполнения заданий, медленное письмо под диктовку учителя; некоторые затруднения при формулировке своего ответа.
По результатам исследования эмоционально-волевой готовности был выявлено, что только 10% детей показали высокий уровень волевой готовности в школе и смогли безошибочно справиться с заданием, остальные допустили ряд ошибок, которые и увеличили количество полученных ими баллов. 88% детей допускали ошибки и показали средний уровень, 2% детей показали низкий уровень.
При изучении мотивационной готовности к обучению в школе результаты исследования показали, что большая часть старших дошкольников 71 % имеет средний уровень развития мотивационной готовности к школе. Так, большинство из них хотели бы учиться в школе «с уроками пения, рисования и физкультуры», в которой «давали бы сладости и игрушки», где «можно делать на уроке все, что хочешь» и пр. Высокий уровень показали 25% испытуемых. Эти дети высоко мотивированы к обучению в школе. Они ответили, что хотели бы посещать школу, где больше занятий, чем переменок, считают, что наряду с уроками рисования и пения русский язык и математика также очень важны. Низкий уровень мотивационной готовности к школе показали 4% детей. Эти дети практически не испытывают желания посещать школу, он хотели бы, чтобы все уроки были бы посвящены пению, рисованию и физкультуре.
Результаты исследования интеллектуального и волевого компонентов мы сопоставили с результатом исследования мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в начальной школ и обнаружили, что испытуемые, имеющие высокий уровень умственного развития, произвольной сферы, также имеют высокий уровень мотивационной готовности. Скорее всего родители данных детей серьезно относятся к их воспитанию и развитию: занимаются с ними, читают, изучают числа и буквы, учатся писать, раскрашивают раскраски, пишут в прописях, учат стихи, воспроизводят рассказ по картинкам, то есть заранее готовят к тому, что в будущем он станет учеником.
По результатам проведенного тестирования личностной готовности к школьному обучению большинство детей (более 60%) признает в качестве лидера родителей (в большей степени, мать), а также педагогов. К общению со сверстниками дети не вполне готовы, хотя обучение в школе предполагает общение в школьном коллективе. Низкий уровень социализации может стать причиной неуспехов в обучении, тем самым, снизить эффективность учения в целом.
Согласно представленным данным, 9% матерей имеют авторитарный стиль воспитания. У этих родителей большие ожидания от детей, что само по себе хорошо. Их дети получают хорошие оценки, ответственны, умеют управлять собой и не попадают в переделки. Проблема в том, что такие родители не очень поддерживают своих детей, при этом, предъявляя к ним достаточно высокие требования.
У 3% матерей отмечен индифферентный стиль воспитания. К такому типу склонны родители, которые не могут дать детям необходимые им любовь и внимание из-за алкоголизма, нарциссизма либо необходимости работать на двух работах, чтобы содержать семью. По мере взросления ребенок живет своей жизнью.
Либеральный стиль воспитания показали 23% матерей. Эти родители воспитывают наиболее адаптированных детей. Уважающие, а не авторитарные, они дают детям много любви и поддержки, как и при разрешающем подходе. Но они и многого ждут от них, как и авторитарные родители. Эти родители очень внимательны, даже требовательны.
Авторитетный стиль воспитания используют 65% матерей. Большинство таких родителей очень стараются не повторять ошибок своих жестких родителей, и поэтому они перегибают палку в противоположном направлении. Они дают своим детям много поддержки, что им, конечно, необходимо.
В результате математико-статистической обработки данных значимых статистических различий по показателям стилей семейного воспитания в аспекте восприятия их матерями и детьми старшего дошкольного возраста нами обнаружено не было. Данный результат говорит нам о том, что матери старших дошкольников и старшие дошкольники одинаково воспринимают стиль семейного воспитания.
По мнению большинства детей, мама является для них главным человеком в жизни, поэтому ее воспитание оказывает огромное влияние на психическое развитие детей и определяет их психологическую готовность к школе. Однако, как показали результаты исследования, не все родителя в целом и мамы в частности понимают необходимость осуществления
контроля деятельности ребенка, установления с ним близкого
психологического контакта, доверия между собой и ребенком и пр.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждается, но требует дополнительной проработки и проверки на большей по объему и более разнообразной выборке (например, дети из разных по составу и типу семей), с учетом различных дополнительных факторов (индивидуально- типологические особенности, социальное положение семьи, возраст). Можно сделать следующие вывод. Исследование с использованием соответствующего психологического аппарата показало, что существуют определенные взаимосвязи между стилем воспитания и психологической готовности к школьному обучению.
На основе проведенного исследования была разработана программа тренинга для матерей. Следовательно, в ходе исследования были выполнены все намеченные задачи, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



