Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

Работа №69163

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

языкознание

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1467
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования soft skills обучающихся средней
школы 6
1.1 Теоретический обзор и интерпретация понятия "soft skills " 6
1.2 Отражение soft skills в универсальных учебных действиях обучающихся .. 13
1.3 Soft skills на уроке иностранного языка 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Практические подходы к формированию soft skills обучающихся в процессе обучения их иностранному языку в школе 30
2.1 Групповая работа как оптимальная форма совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка .. 30
2.2 Программа формирования и развития soft skills школьников в процессе
групповой работы на уроках немецкого языка 37
2.3 Результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию soft
skills школьников средствами предмета "Иностранный язык" 39
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения

Актуальность темы исследования определяется тем, что современное общество со всеми социально-экономическими и политическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. Поэтому на сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой те "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха.
Объектом исследования является процесс формирования soft skills школьников. В качестве предмета исследования выступают возможности предмета "Иностранный язык" в формирования soft skills обучающихся.
Цель данного исследования состоит в определении оптимальных методических подходов к формированию soft skills школьников средствами предмета "Иностранный язык".
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать различные подходы к определению понятия "soft skills" и к их классификации;
2) соотнести soft skills с универсальными учебными действиями обучающегося согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
3) рассмотреть формы работы на уроке иностранного языка и определить наиболее эффективную для формирования soft skills;
4) составить и апробировать программу формирования и развития soft skills школьников на уроках немецкого языка ;
5) провести диагностическое исследование уровня сформированности soft skills школьников до и после реализации разработанной программы, проанализировать полученные результаты;
6) сформулировать методические рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills обучающихся на уроке.
Для достижения результата в данном исследовании были использованы следующие методы: 1) теоретические - метод анализа, сравнения, синтеза, метод классификации; 2) эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная деятельность.
Теоретическая база исследования - работы таких ученых, как А.Г. Асмолов (разработка Федерального государственного образовательного стандарта); А.И. Ивонина, Д. Татаурщикова, О. Сосницкая, О.Л. Чуланова и Т.А. Яркова (исследования в рамках формирования и развития soft skills); Г.А. Китайгородская, Х.Й. Лийметс, Г. Майер и Е.И. Пассов (групповая форма работы на уроке) и др.
База исследования: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Набережные Челны, РТ.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции "Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики " (г. Елабуга, 2019 г.), также на 51-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (г. Елабуга, 2020 г.). Имеются две публикации по теме исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблеме формирования и развития soft skills обучающихся средней школы в рамках изучения предмета "Иностранный язык", в преподавании вузовского курса методики обучения иностранным языкам, а также на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития общества ощутима острая нехватка профессионалов с хорошо развитыми гибкими навыками, которые формируются еще в школе. Под "soft skills" понимают те умения, навыки и компетенции, которые необходимы обучающемуся для общения, взаимодействия не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках изучения soft skills, их формирования и развития. В качестве основной классификации гибких навыков мы выделили классификацию soft skills, предложенную в 2016 году на Мировом экономическом форуме в Давосе.
Рассматривая выделенные soft skills в рамках ФГОС ООО, мы соотнесли их с метапредметными УУД, которые в отличие от предметных УУД являются "надпрофессиональными" и необходимы учащемуся в любой сфере жизни. Особое значение в рамках нашего исследования было уделено коммуникативным УУД и гибким навыкам, отвечающим за социальную компетентность и осознанность учащегося.
Было рассмотрено формирование и развитие гибких навыков в рамках предмета "Иностранный язык", с одной стороны, как самостоятельной цели обучения, что предполагает развитие спектра умений, необходимых для осуществления различных видов деятельности, а с другой стороны, в качестве средства развития иноязычной коммуникативной компетенции, повышения уровня иноязычной социализации обучающихся в иноязычном дискурсе.
Также были названы технологии по формированию и развитию гибких навыков, которые могут быть применены на уроках иностранного языка в основной школе (технологии развития критического мышления и проблемного обучения, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, кейс-стади, ротационная модель смешанного обучения и т.д.).
В качестве наиболее эффективной формы работы на уроке с целью формирования soft skills обучающихся на уроке иностранного языка была выбрана групповая работа, особенностью которой является непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
В рамках опытно-экспериментальной деятельности нами было проведено 10 уроков по немецкому языку в 8 "А" классе в соответствии с разработанной нами «Программой формирования и развития soft skills школьников на уроках немецкого языка». Результаты предварительного и итогового контроля уровня сформированности soft skills обучающихся, для определения которых мы использовали как апробированные методики (тест "Оценка самоконтроля в общении" (по М. Снайдеру), методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации), так и собственные разработки (анкета для диагностики личностной и групповой удовлетворенности групповой работой на уроке, бланк наблюдения за обучающимися 8 "А" класса на уроках немецкого языка с целью диагностики развития их социальной адаптации) позволили нам констатировать положительную динамику формирования и развития следующих soft skills в процессе групповой деятельности:
• готовность учащихся взаимодействовать друг с другом (развитие навыка сотрудничества с другими, клиентоориентированности);
• умение участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении (формирование и развитие умения вести переговоры и управления людьми);
• формирование навыка распознавать конфликтные ситуации и предотвращать их, выстраивать коммуникацию с избеганием личностных оценочных суждений (формирование и развитие эмоционального интеллекта).
Результаты проведенного исследования позволили нам сформулировать методические рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills обучающихся на уроке и выделить групповую форму работы как оптимальную для решения данной задачи.



1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электронный ресурс].
URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата
обращения: 09.12.2019).
2. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.tananyeva.com/single-post/ (дата обращения: 13.10.2019).
3. Беркович М.А., Кофанова Т.В., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. - Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление, 2018. - №4. - С. 64-68.
4. Бим И.Л., Каплина О.В. Немецкий язык. Сборник упражнений. 5-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 206 с.
5. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2016. - 96 с.
6. Бим И.Л., Садомова Л.В., Жарова Р.Х. Немецкий язык. 8 класс: книга для учителя к учебнику для 8 класса. - 9-е изд., доп. - М.: Просвещение,
2012. - 82 с.
7. Богачева Н.В., Сивак Н.В. Мифы о "поколении Z" // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 64 с.
8. Восторгова Е.В., Михайлов В.В., Сыщенко А.К. Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior // Педагогические науки. - М., 2019. - С. 131¬134.
9. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект.
[Электронный ресурс]. URL: https://l-a-b-a.com/lecture/show/125 (дата
обращения: 13.10.2019).
10. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 5. - С. 14-20.
11. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 03.10.19).
12. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал "НАУКОВЕДЕНИЕ". - Том 9, №1. - 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 15.10.2019).
13. Исследование soft skills: как к этим навыкам относятся
разработчики. [Электронный ресурс]. URL:
https://techrocks.ru/2018/11/17/developers-soft-skills-research/ (дата обращения: 14.10.2019)
14. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения
иностранным языкам: учебное пособие. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва: Высшая школа, 1986. - 103 с.
15. Леонтьева Т.И., Котенко С.Н. Особенности обучения иностранному языку поколения z: традиции и новаторство // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2017. - Т. 9, №1. - С. 152-158.
16. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975. - 64 с.
17. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта: учебное пособие. - Киев: МАУП, 2002. - 256 с.
18. Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности
[Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/1841919/ (дата
обращения: 13.11.2019).
19. Нелисова И.Е. Развитие личности в условиях интенсивного обучения иностранному языку: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Л., 1980. - 176 с.
20. Немецкий язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова Л.И. Рыжова и др. - 12-е изд. - М.: Просвещение,
2013. - 239 с.
21. Немов Р.С. Социально-психологическое обеспечение и
возможности метода интенсивного обучения языку // Активизация учебной деятельности. - М., 1982. - 176 с.
22. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование (Концепция развития индивидуальности в диалоге культур). - Липецк, 1998. - 158 с.
23. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка: настольная книга преподавателя иностранного языка. - Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса- Пресс, 2010. - 640 с.
24. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Теория и методика профессионального образования. - 2017. - № 2 (35). - С. 94-103.
25. Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA-2015: взаимодействие со сложной реальностью // Образовательная политика. - 2012. - № 6. - С. 34-53.
26. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 -з)). - 569 с.
27. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Национальный психологический журнал, 2011. - C. 104-110.
28. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика". - 2018. - Т.15, № 3. - С. 350-363.
29. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.:АПКиППРО,2009. - 130 с.
30. Солдатова Г.У., Олькина О. 100 друзей. Круг общения подростков в социальных сетях // Дети в информационном обществе. - 2016. - № 24. - С. 24¬33.
31. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. URL: http://be-st.ru/ru/blog/13 (дата обращения: 05.10.2019).
32. Татаурщикова Д. Soft skills. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills/ (дата обращения: 11.12.2019).
33. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные
действия: сущность и показатели сформированности // Науковедение:
интернет-журн. - 2014. - Вып. 3 (май-июнь) [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf (дата обращения: 13.10.2019).
34. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / Т.Ю. Артюгина А.П. Павринова, В.В. Филатов [и др.]. - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. - 30 с.
35. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
36. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования / Козлов В.В., Кондаков А.М., Фирсов В.В., Дронов В.П. / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
37. Чечева Н.А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения
иностранному языку. - М.: Интернет-журнал "Мир науки", 2018. - № 5.
[Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf (дата обращения: 20.09.2019).
38. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - №1 (28). - С. 53-58.
39. Шайхутдинова Х.А. Работа в малых группах как эффективное средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2019. - Т. № 1(41). - С. 139-156.
40. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т.6, № 4(24). - С. 374-380.
41. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития.
[Электронный ресурс]. URL: https://
www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 22.10.2019).
42. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Том 2. № 4. - С. 222-234.
43. Business Soft Skills durch Fremdsprachen [Электронный ресурс].
URL: https://www.brainread.com/business-soft-skills-durch-fremdsprachen/ (дата
обращения: 17.01.2020).
44. Cambridge Dictionary. [Электронный ресурс]. URL:
https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/soft-skills (дата
обращения: 02.10.2019).
45. Dale E. Audio-Visual Methods in Teaching, 3rd ed. - Holt, Rinehart & Winston, New York, 1969. - 719 p.
46. Lazorenko L., Krasnenko O. The importance of developing 21st century. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.30525/978-9934-588-15-0-13 (дата обращения: 28.01.2020).
47. Meyer H. Unterrichtsmethoden Bd. 2. Praxisband.-Frankfurt am Main. 1987. - 494 S.
48. Soft и Hard skills. Что это такое и зачем их развивать? [Электронный ресурс]. URL: https://propostuplenie.ru/article/zachem-razvivat-soft-i-hard-skills/ (дата обращения: 22.10.2019).
49. Soft skills - навыки XXI века: что больше всего ценят работодатели- драйверы в России и Пермском крае? [Электронный ресурс]. URL: https://perm.hse.ru/news/243254110.html (дата обращения: 09.12.2019)
50. Softskills и Hardskills - в чем разница? [Электронный ресурс]. URL: https://www.mental-skills.ru/synopses/soft-skills-i-nard-skills-v-chem-raznitsa.html (дата обращения: 21.10.2019).
51. Sorace, A. and Ladd, D.R. 2004. Raising bilingual children. Series:
Frequently Asked Questions, Linguistic Society of America. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bilingualism-matters.ppls.ed.ac.uk/parents-questions/frequently-
asked-questions/ (дата обращения: 17.01.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ