ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования soft skills обучающихся средней
школы 6
1.1 Теоретический обзор и интерпретация понятия "soft skills " 6
1.2 Отражение soft skills в универсальных учебных действиях обучающихся .. 13
1.3 Soft skills на уроке иностранного языка 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Практические подходы к формированию soft skills обучающихся в процессе обучения их иностранному языку в школе 30
2.1 Групповая работа как оптимальная форма совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка .. 30
2.2 Программа формирования и развития soft skills школьников в процессе
групповой работы на уроках немецкого языка 37
2.3 Результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию soft
skills школьников средствами предмета "Иностранный язык" 39
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования soft skills обучающихся средней
школы 6
1.1 Теоретический обзор и интерпретация понятия "soft skills " 6
1.2 Отражение soft skills в универсальных учебных действиях обучающихся .. 13
1.3 Soft skills на уроке иностранного языка 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Практические подходы к формированию soft skills обучающихся в процессе обучения их иностранному языку в школе 30
2.1 Групповая работа как оптимальная форма совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка .. 30
2.2 Программа формирования и развития soft skills школьников в процессе
групповой работы на уроках немецкого языка 37
2.3 Результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию soft
skills школьников средствами предмета "Иностранный язык" 39
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения
Актуальность темы исследования определяется тем, что современное общество со всеми социально-экономическими и политическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. Поэтому на сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой те "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха.
Объектом исследования является процесс формирования soft skills школьников. В качестве предмета исследования выступают возможности предмета "Иностранный язык" в формирования soft skills обучающихся.
Цель данного исследования состоит в определении оптимальных методических подходов к формированию soft skills школьников средствами предмета "Иностранный язык".
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать различные подходы к определению понятия "soft skills" и к их классификации;
2) соотнести soft skills с универсальными учебными действиями обучающегося согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
3) рассмотреть формы работы на уроке иностранного языка и определить наиболее эффективную для формирования soft skills;
4) составить и апробировать программу формирования и развития soft skills школьников на уроках немецкого языка ;
5) провести диагностическое исследование уровня сформированности soft skills школьников до и после реализации разработанной программы, проанализировать полученные результаты;
6) сформулировать методические рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills обучающихся на уроке.
Для достижения результата в данном исследовании были использованы следующие методы: 1) теоретические - метод анализа, сравнения, синтеза, метод классификации; 2) эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная деятельность.
Теоретическая база исследования - работы таких ученых, как А.Г. Асмолов (разработка Федерального государственного образовательного стандарта); А.И. Ивонина, Д. Татаурщикова, О. Сосницкая, О.Л. Чуланова и Т.А. Яркова (исследования в рамках формирования и развития soft skills); Г.А. Китайгородская, Х.Й. Лийметс, Г. Майер и Е.И. Пассов (групповая форма работы на уроке) и др.
База исследования: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Набережные Челны, РТ.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции "Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики " (г. Елабуга, 2019 г.), также на 51-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (г. Елабуга, 2020 г.). Имеются две публикации по теме исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблеме формирования и развития soft skills обучающихся средней школы в рамках изучения предмета "Иностранный язык", в преподавании вузовского курса методики обучения иностранным языкам, а также на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка .
Объектом исследования является процесс формирования soft skills школьников. В качестве предмета исследования выступают возможности предмета "Иностранный язык" в формирования soft skills обучающихся.
Цель данного исследования состоит в определении оптимальных методических подходов к формированию soft skills школьников средствами предмета "Иностранный язык".
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать различные подходы к определению понятия "soft skills" и к их классификации;
2) соотнести soft skills с универсальными учебными действиями обучающегося согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
3) рассмотреть формы работы на уроке иностранного языка и определить наиболее эффективную для формирования soft skills;
4) составить и апробировать программу формирования и развития soft skills школьников на уроках немецкого языка ;
5) провести диагностическое исследование уровня сформированности soft skills школьников до и после реализации разработанной программы, проанализировать полученные результаты;
6) сформулировать методические рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills обучающихся на уроке.
Для достижения результата в данном исследовании были использованы следующие методы: 1) теоретические - метод анализа, сравнения, синтеза, метод классификации; 2) эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная деятельность.
Теоретическая база исследования - работы таких ученых, как А.Г. Асмолов (разработка Федерального государственного образовательного стандарта); А.И. Ивонина, Д. Татаурщикова, О. Сосницкая, О.Л. Чуланова и Т.А. Яркова (исследования в рамках формирования и развития soft skills); Г.А. Китайгородская, Х.Й. Лийметс, Г. Майер и Е.И. Пассов (групповая форма работы на уроке) и др.
База исследования: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Набережные Челны, РТ.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции "Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики " (г. Елабуга, 2019 г.), также на 51-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (г. Елабуга, 2020 г.). Имеются две публикации по теме исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблеме формирования и развития soft skills обучающихся средней школы в рамках изучения предмета "Иностранный язык", в преподавании вузовского курса методики обучения иностранным языкам, а также на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка .
На современном этапе развития общества ощутима острая нехватка профессионалов с хорошо развитыми гибкими навыками, которые формируются еще в школе. Под "soft skills" понимают те умения, навыки и компетенции, которые необходимы обучающемуся для общения, взаимодействия не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках изучения soft skills, их формирования и развития. В качестве основной классификации гибких навыков мы выделили классификацию soft skills, предложенную в 2016 году на Мировом экономическом форуме в Давосе.
Рассматривая выделенные soft skills в рамках ФГОС ООО, мы соотнесли их с метапредметными УУД, которые в отличие от предметных УУД являются "надпрофессиональными" и необходимы учащемуся в любой сфере жизни. Особое значение в рамках нашего исследования было уделено коммуникативным УУД и гибким навыкам, отвечающим за социальную компетентность и осознанность учащегося.
Было рассмотрено формирование и развитие гибких навыков в рамках предмета "Иностранный язык", с одной стороны, как самостоятельной цели обучения, что предполагает развитие спектра умений, необходимых для осуществления различных видов деятельности, а с другой стороны, в качестве средства развития иноязычной коммуникативной компетенции, повышения уровня иноязычной социализации обучающихся в иноязычном дискурсе.
Также были названы технологии по формированию и развитию гибких навыков, которые могут быть применены на уроках иностранного языка в основной школе (технологии развития критического мышления и проблемного обучения, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, кейс-стади, ротационная модель смешанного обучения и т.д.).
В качестве наиболее эффективной формы работы на уроке с целью формирования soft skills обучающихся на уроке иностранного языка была выбрана групповая работа, особенностью которой является непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
В рамках опытно-экспериментальной деятельности нами было проведено 10 уроков по немецкому языку в 8 "А" классе в соответствии с разработанной нами «Программой формирования и развития soft skills школьников на уроках немецкого языка». Результаты предварительного и итогового контроля уровня сформированности soft skills обучающихся, для определения которых мы использовали как апробированные методики (тест "Оценка самоконтроля в общении" (по М. Снайдеру), методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации), так и собственные разработки (анкета для диагностики личностной и групповой удовлетворенности групповой работой на уроке, бланк наблюдения за обучающимися 8 "А" класса на уроках немецкого языка с целью диагностики развития их социальной адаптации) позволили нам констатировать положительную динамику формирования и развития следующих soft skills в процессе групповой деятельности:
• готовность учащихся взаимодействовать друг с другом (развитие навыка сотрудничества с другими, клиентоориентированности);
• умение участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении (формирование и развитие умения вести переговоры и управления людьми);
• формирование навыка распознавать конфликтные ситуации и предотвращать их, выстраивать коммуникацию с избеганием личностных оценочных суждений (формирование и развитие эмоционального интеллекта).
Результаты проведенного исследования позволили нам сформулировать методические рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills обучающихся на уроке и выделить групповую форму работы как оптимальную для решения данной задачи.
В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках изучения soft skills, их формирования и развития. В качестве основной классификации гибких навыков мы выделили классификацию soft skills, предложенную в 2016 году на Мировом экономическом форуме в Давосе.
Рассматривая выделенные soft skills в рамках ФГОС ООО, мы соотнесли их с метапредметными УУД, которые в отличие от предметных УУД являются "надпрофессиональными" и необходимы учащемуся в любой сфере жизни. Особое значение в рамках нашего исследования было уделено коммуникативным УУД и гибким навыкам, отвечающим за социальную компетентность и осознанность учащегося.
Было рассмотрено формирование и развитие гибких навыков в рамках предмета "Иностранный язык", с одной стороны, как самостоятельной цели обучения, что предполагает развитие спектра умений, необходимых для осуществления различных видов деятельности, а с другой стороны, в качестве средства развития иноязычной коммуникативной компетенции, повышения уровня иноязычной социализации обучающихся в иноязычном дискурсе.
Также были названы технологии по формированию и развитию гибких навыков, которые могут быть применены на уроках иностранного языка в основной школе (технологии развития критического мышления и проблемного обучения, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, кейс-стади, ротационная модель смешанного обучения и т.д.).
В качестве наиболее эффективной формы работы на уроке с целью формирования soft skills обучающихся на уроке иностранного языка была выбрана групповая работа, особенностью которой является непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
В рамках опытно-экспериментальной деятельности нами было проведено 10 уроков по немецкому языку в 8 "А" классе в соответствии с разработанной нами «Программой формирования и развития soft skills школьников на уроках немецкого языка». Результаты предварительного и итогового контроля уровня сформированности soft skills обучающихся, для определения которых мы использовали как апробированные методики (тест "Оценка самоконтроля в общении" (по М. Снайдеру), методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации), так и собственные разработки (анкета для диагностики личностной и групповой удовлетворенности групповой работой на уроке, бланк наблюдения за обучающимися 8 "А" класса на уроках немецкого языка с целью диагностики развития их социальной адаптации) позволили нам констатировать положительную динамику формирования и развития следующих soft skills в процессе групповой деятельности:
• готовность учащихся взаимодействовать друг с другом (развитие навыка сотрудничества с другими, клиентоориентированности);
• умение участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении (формирование и развитие умения вести переговоры и управления людьми);
• формирование навыка распознавать конфликтные ситуации и предотвращать их, выстраивать коммуникацию с избеганием личностных оценочных суждений (формирование и развитие эмоционального интеллекта).
Результаты проведенного исследования позволили нам сформулировать методические рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills обучающихся на уроке и выделить групповую форму работы как оптимальную для решения данной задачи.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование soft skills у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ SOFT-SKILLS НА МЕГА-УРОКАХ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ SOFT-SKILLS НА МЕГА-УРОКАХ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КВИЗОВ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023 - ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ (CLIL) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



