Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №69159

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы125
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения вопроса влияния детско- 7
родительских отношений на эмоциональное благополучие младшего школьника
1.1. Проблема эмоционального благополучия ребенка в школьном 7
коллективе
1.2. Психологическая характеристика детей младшего школьного 15
возраста
1.3. Детско-родительские отношения и их роль в эмоциональном 21
благополучии детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских 31 отношений на эмоциональное благополучие младших школьников
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Программа тренинга по оптимизации детско-родительских 51
отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.
Младший школьный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, младший школьник активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе, организовать воспитание детей в своем доме.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна. Стремление воздействовать на усвоение детьми бесконфликтных навыков общения, определило проблему исследования.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались многими ученными. В отечественной психологии исследованиями в области влияния системы отношений занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и многие другие.
Сферу детско-родительских отношений изучали клинические психологи А.Я. Варга, А.И.Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и другие.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: влияют ли, и если да, то как, детско-родительские отношения на эмоциональное благополучие младших школьников?
Цель: изучить, каково влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие младших школьников.
Объектом исследования является эмоциональное благополучие младших школьников.
Предмет: характер влияния детско-родительских отношений на
эмоциональное благополучие младших школьников.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения влияют на эмоциональное благополучие младших школьников, а именно: неблагоприятные детско-родительские отношения приводят к недостаточному эмоциональному благополучию, что проявляется в высоком уровне тревожности, преобладании негативного эмоционального состояния, и, как следствие, низкому социометрическому статусу в классном коллективе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу на предмет подходов к изучению влияния детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие младших школьников.
2. Определить стиль детско-родительских отношений в семье.
3. Определить эмоциональное благополучие учащихся младшего школьного возраста с разным стилем детско-родительских отношений.
4. Установить характер влияния детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие младшего школьника.
5. Разработать программу тренинга по оптимизации детско -
родительских отношений.
Теоретические основы исследования базируются на трудах ведущих отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной о закономерностях развития детской психики, понимание младшего школьного возраста как особого периода в становлении личности. А также на исследованиях работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.
Методы исследования:
1. Организационный метод.
2. Эмпирический метод.
3. Методы качественной и количественной обработки данных.
4. Интерпретационные методы.
В работе использовались следующие методики психологического исследования:
1. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
2. Тест школьной тревожности (Филипс).
3. Метод социометрических измерений (Дж. Морено).
4. Методика «Настроение» (С. Панченко).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Белгорода. В нем приняли участие 40 младших школьников в возрасте 10-11 лет (параллели 3¬4х классов), а также их родители в количестве 40 человек (36 матерей, 4 отцов).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога образования для коррекции детско-родительских отношений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были апробированы на заседании методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 31 города Белгорода, а так же внедрены в практику работы психолога образования данного образовательного учреждения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ по теме исследования показал, что исследованием проблемы влияния детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие младших школьников в детском коллективе занимаются ведущие отечественные и зарубежные психологи и педагоги.
Существенным вкладом в изучение данного вопроса стали работы как отечественных так и зарубежных авторов. Так в зарубежной психологии проблема эмоционального благополучия и социометрического статуса разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме не так популярны, и, как правило, носят узконаправленный характер.
В процессе нашего исследования изучалась следующая проблема: влияет ли, и если да, то как, тип детско - родительских отношений на эмоциональное благополучие младших школьников в детском коллективе?
По результатам исследования мы определили основные направления деятельности педагога - психолога, педагога и родителей направленные на реализацию в практике работы дошкольного образовательного учреждения рекомендаций по гармонизации типа родительского отношения так, как следствие, эмоционального состояния старших дошкольников.
Проведенной эмпирическое исследование и выполненный количественный и качественный анализ результатов исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Эмоциональное благополучие, являясь компонентом
психологического здоровья младшего школьника, предполагает полное удовлетворение потребности в межличностном общении, формирование благожелательных семейных отношений, доброжелательных отношений в учебном, трудовом коллективах между учащимися и учителями, а также создание благоприятного эмоционального контекст а жизненных обстоятельств. Негативное эмоциональное самочувствие вызывает появление эмоциональной отстраненности, разрыв межличностных взаимоотношений, вызывает одиночество и снижает жизненный тонус личности
2. Социальный статус младшего школьника отражает положение, занимаемое им в социальной системе детского коллектива. Социометрический статус рассматривается как положение ребенка в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член детского коллектива.
3. Детско - родительские отношения представляет собой «относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных границах». Детско - родительские отношения реализуется в регулировании эмоциональной дистанции.
4. Данные диагностики влияния детско-родительских отношений на
эмоциональное благополучие младших школьников в детском коллективе позволили установить, что в группе младших школьников с отрицательным уровнем родительского отношения, низкими показателями принятия их родителями выявлено преобладание школьников с более низким социометрическим статусом, доминированием негативного
малоосознаваемого эмоционального состояния и высокого уровня школьной тревожности. В большинстве случаев причины такого состояния связаны не столько с ситуацией в школе (многие из этих респондентов достаточно успешно усваивают школьную программу), сколько с ситуацией в семье - очень высоким уровнем требований, предъявляемых к ребенку, непоследовательности, резкости высказываний и отсутствием эмоциональной близости в диаде «родитель - ребенок». Младшим школьникам данной подгруппы не хватает поддержки родителей.
5. В группе младших школьников с нейтральным уровнем
родительского отношения выявлено преобладание школьников с более высоким социометрическим статусом, доминированием позитивного, но малоосознаваемого эмоционального состояния и достаточно высокого уровня школьной тревожности. А существующее негативное актуальное эмоциональное состояние этих младших школьников в большинстве случаев связано с проблемами академической успеваемости по целому ряду школьных предметов и отсутствием поддержки со стороны родителей.
6. В группе младших школьников с отношением родителей по типу кооперации, с высоким уровнем принятия их родителями выявлено преобладание школьников с высоким социометрическим статусом, доминированием позитивного, осознаваемого эмоционального состояния и адекватного уровня школьной тревожности. А существующее негативное актуальное эмоциональное состояние этих младших школьников в большинстве случаев связано или с проблемами академической успеваемости по отдельным школьным предметам или с состоянием здоровья (проблема сезонной весенней простуды - ОРЗ, ОРВИ и т.д.).
7. Самые высокие показатели оптимального эмоционального благополучия выявлены в группе младших школьников с родительским отношением кооперация, а наиболее высокие показатели недостаточного эмоционального благополучия выявлены в группе младших школьников с отрицательным родительским отношением.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель исследования достигнута, задачи решены, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Детско-родительские отношения влияют на эмоциональное благополучие младших школьников, а именно: нарушение детско-родительских отношений приводит к
формированию у младших школьников высокого уровня тревожности, низкого социометрического статус и, как следствие, преобладание негативного эмоционального состояния.



1. Антонов Ю.Е. Здоровый школьник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.- 88 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Владос - Пресс, 2011. - 220 с.
3. Балинский И.М.. Лекции по психиатрии. - Л.: Медгиз, 1998. - 214 с.
4. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в образовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 48 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М., Просвещение, 2010. - 464 с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 2003. - 154 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 2010. - 228 с.
8. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
9. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. - М.: - 2005.¬75с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл Эксмо, 2003. - 134 с.
11. Грановская Р.М. Практическая психология. - СПб., 2007. - 429 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2004. - 542 с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2006. - 240 с., доп. с ил.
14. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. М., 1988. - 248 с.
15. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.- М., 2009.-206с.
16. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: Букинистическое издательство, 2012. - 216 с.
17. Изард К. Психология эмоций. - СПб., Питер, 2007. - 464 с.
18. Карандашев В.Н. Изучение оценочной тревожности. - М.:
Просвещение, 2011. - 126 с.
19. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / /Вопросы психологии. - 2014. - № 13. - С. 128-135.
20. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2012. - №13. - С. 5-12.
21. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2005. - 431 с.
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Алетей, 2000. -560 с.
23. Кричевец А.Н. Математическая статистика для психологов. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
24. Курышева О.В. Категория образа в традиции современной психологии. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 221-241.
25. Кухарчук О.В. Особенности социализации и реабилитации подростков, воспитывающихся в условиях депривации семейных отношений/ О.В. Кухарчук, Е.А. Митрофанова//Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015. - № 5 (14). - С. 46-52.
26. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 331-338.
27. Лесгафт П.Ф. Воспитание ребенка. - Северо-Запад, 2012. - 351 с.
28. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях./А.Г. Маклаков// Психологический журнал. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
29. Мид М. Культура и мир детства. - М., 2008. - 281 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
31. Мухина В.С. Дети с отклонениями поведения. - М.,2010. - 228с.
32. Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу. - М.: - 1998. - 216 с.
33. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография. - М.: Прометей, 2005. - 312 с.
34. Наследов Д.А. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2008.
35. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008. - 400 с.
36. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и
подготовка их к школе. - М., 2008.- 290с.
37. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
38. Прихожан А.М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования [Электронный ресурс] .-URL:http://psystudy.ru/num/2008n2-2/109-prikhozhan2
39. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности./ А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2008. - 58 с.
40. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и
школьный возраст. - М.: Сфера, 2011. - 274 с.
41. Психолого-педагогический словарь - Минск.: Современное слово, 2006. - 928 с.
42. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методика и тесты. - Самара: Бахрах - М. - 2005. - 672с.
43. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.,
Прогресс, 2004. - 283 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1990.- 104 с.
45. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ/И.А. Рыбалова //Управление образовательным учреждением. - 2005. - №4. - С.10-23.
46. Рыльская Е.А. Структура жизнеспособности человека: коммуникативный аспект / Е.А. Рыльская // Вестник Московского гос. обл. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 31-36.
47. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 2010. - 321 с.
48. Смирнова Е.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений. - М.Сфера, 2015. - 272 с.
49. Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук.-М.: Педагогика, 2009. — 208 с.
52. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во Просвещение, 2011.-536 с.
53. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М., 2000. - 482с.
54. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: 2009. - 314 с.
55. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
56. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы
возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - 219с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ