ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НОРМАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Воспитание культуры поведения дошкольников в современных научных
исследованиях 7
1.2. Особенности организации нормативной проектной деятельности старших
дошкольников в детском саду 16
1.3. Педагогические условия воспитания культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НОРМАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 39
2.1. Диагностика уровня воспитанности культуры поведения у старших
дошкольников 39
2.2. Содержание работы по воспитанию культуры поведения у старших
дошкольников средствами нормативной проектной
деятельности 47
2.3. Анализ результатов
исследования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
В современном обществе нравственное воспитание детей с раннего детства приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Воспитание культуры поведения - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме воспитания культуры поведения дошкольников определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и
сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни. Перед дошкольными образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка следуют вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам морали.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Разработками данной проблемы занимались такие учёные как А.М. Виноградова, В.А. Горбачева, И.Н. Курочкина, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, С.В. Петерина, Т.В. Чернин, С.Г. Якобсон. Они доказали, что формирование механизмов усвоения правил поведения происходит при активном участии социальных чувств и сознания. Большое значение в нравственном воспитании дошкольников придается формированию нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения.
Необходимостью использования проектной деятельности
дошкольников при решении задач социально-нравственного воспитания занимались такие ученые как Н.Е. Веракса, О.И.Давыдова, В.А. Деркунская, Т.А.Данилина, Л.А. Каменщикова, Л.С. Киселева, М.В. Крупенина, Т.В. Хабарова и другие. Данные исследователи подчеркивают, что одним из эффективных средств нравственного воспитания дошкольников является нормативная проектная деятельности. Данная деятельность дает возможность введения и освоения определенных норм и правил через совместную с педагогом нормотворческую деятельность детей. Однако содержание нормативных проектов по формированию представлений о правилах поведения у дошкольников сегодня практически не разработаны.
Таким образом, актуальность темы исследования «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности» определяет постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия воспитания культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания
культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему воспитания культуры поведения дошкольников в современных научных исследованиях.
2. Рассмотреть особенности организации нормативной проектной деятельности старших дошкольников в детском саду.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности.
Гипотеза исследования: воспитание культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности будет эффективным при совокупности следующих педагогических условий:
1) использование специально подобранных образовательных ситуаций, методов и приемов работы с детьми;
2) организация партнерского взаимодействия педагогов с родителями в целях обеспечения единства воспитательных требований;
3) обогащение развивающей предметно - пространственной среды в группе детского сада.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: психолого - педагогическими исследованиями о нравственном становлении личности ребенка в дошкольном детстве (А.М. Виноградова, В.А. Горбачева, И.Н. Курочкина, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, С.В. Петерина, Т.В. Чернин, С.Г. Якобсон); современными разработками в области применения инновационных педагогических технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста (Н.Е.Веракса, О.И.Давыдова, Т.А.Данилина, В.А. Деркунская, Л.А. Каменщикова, Киселева Л.С., Крупенина М.В., Хабарова Т.В.)
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области».
Материалы выпускной квалификационной работы были представлены на секционном заседании студенческой научно - практической конференции «Актуальные проблемы социально - личностного развития дошкольника» г. Белгород (13.04.2017г.) Опубликована статья «Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников» в международном научном журнале «Молодой ученый» №13 (147), март 2017 г. (ISSN 2072-0297, свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-38059 от 11 ноября 2009 г.). Журнал индексируется в РИНЦ.
В ходе экспериментального исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить проблему воспитания культуры поведения дошкольников в современных научных исследованиях.
2. Рассмотреть особенности организации нормативной проектной деятельности старших дошкольников в детском саду.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности.
В соответствии с первой задачей исследования нами на основе анализа научной и методической литературы были изучены теоретические положения, позволяющие выявить проблему воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Ещё классики отечественной педагогики (Л.И. Божович, А.М. Виноградова, Л.П. Князева, В.Г. Нечаева, С.В. Петерина) писали, что воспитание культуры поведения - важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках.
Основные цели нравственного воспитания старшего дошкольника: становление нравственного поведения, т.е. сознательный выбор нравственного поступка в простых и понятных детям ситуациях; овладение нравственными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм нравственности (положительного) и к их нарушению (отрицательного); сформировать устойчивые нравственные привычки культурного отношения ребенка к себе и окружающим.
Культура поведения дошкольников характеризуется как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности и реализуется через такие компоненты как: культура деятельности, культура общения, культурно¬гигиенические навыки и привычки. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить сенситивный период, когда дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
В соответствии со второй задачей исследования нами на основе анализа научной и методической литературы были изучены особенности организации нормативной проектной деятельности старших дошкольников в детском саду. Мы выяснили, что одной из развивающих, интересных и результативных форм совместной деятельности дошкольников, и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться с друг другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. Нормативная проектная деятельность даёт возможность введения и освоения определенных норм и правил через совместную с педагогом нормотворческую деятельность детей. Проекты по созданию норм предназначены для формирования у детей нравственных представлений, закрепления правил поведения.
Третья задачи исследования была реализована в ходе опытно - практической работы с детьми старшего дошкольного возраста. На
основании результатов проведения диагностических заданий мы определили исходный уровень воспитанности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Мы выявили, что в экспериментальной группе у 5 детей (36%) низкий уровень воспитанности культуры поведения, у 6 детей (43%) средний уровень, высокий уровень воспитанности культуры поведения у 3 детей (21%).
На этапе формирующего эксперимента мы обосновали и апробировали педагогические условия воспитания культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности.
С целью повышения уровня воспитанности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста нами был составлен нормативный проект «Мы культурные ребята», в реализацию которого входило: организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с родителями. В своей работе мы использовали этические беседы, чтение художественной литературы, специально созданные ситуации, игровые задания, подобранные
дидактические игры и игры-упражнения. Для обеспечения качества работы с детьми по воспитанию культуры поведения детей мы провели индивидуальные консультации и собрание для родителей.
Использование нами нормативной проектной деятельности помогло детям полноценно проживать образовательные ситуации, исследуя «пространство возможностей» нежелательных последствий неправильного детского поведения с последующим им изображением в рисунках. Дети научились обобщать эмоциональный опыт и когнитивный контекст, формулируя собственно правило и создавая лаконичные знаки для нормотворческих ситуаций. В процессе опытно - практической работы дети приобретали определенный социальный опыт культурного поведения в типичных ситуациях детской жизни, проявляя свою индивидуальность, выражая субъектность.
Наша работа принесла положительные результаты: улучшился психологический климат в группе, что облегчило работу педагога. Дети старшей группы расширили свой познавательный и социальный опыт. Конечным результатом, стала, созданная детьми книга «Правила дружных ребят». В книгу вошли рисунки детей, изображающие различные ситуации правильного и неправильного поведения, формулировки правил поведения и, наконец, собственно «знак - правило».
Результаты нашей работы на этапе контрольного эксперимента позволяют говорить о положительные динамики уровня воспитанности культуры поведения старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности. После эксперимента у 14% детей низкий уровень воспитанности культуры поведения (до эксперимента 36%), у 50% детей средний уровень (до эксперимента 43%), у 36% детей высокий уровень воспитанности культуры поведения (до эксперимента 21%).
Изложенные в выпускной квалификационной работе результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, заключающуюся в том, что воспитание культуры поведения у старших дошкольников средствами нормативной проектной деятельности будет эффективным при совокупности следующих педагогических условий:
1) использование специально подобранных образовательных ситуаций, методов и приемов работы с детьми;
2) организация партнерского взаимодействия педагогов с родителями в целях обеспечения единства воспитательных требований;
3) обогащение развивающей предметно - пространственной среды в группе детского сада.
Однако актуальность и сложность проблемы требуют дальнейшего изучения для обоснования целостной системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию культуры поведения средствами нормативной проектной деятельности.
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128с.
2. Анахина Т. А., Васильева С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 678-681.
3. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. - 2005. - N4. С.37-42.
4. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: учебно¬методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬ- СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 256 с.
5. Бархатова Л.С. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11.- с.12-13
6. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей. - М. : Мозаика - Синтез, 2004. - 40с.
7. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
8. Бочкарева Г.А. Беседы на этические темы. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4.- с.10-11
9. Буренина А.И. Проектирование интегративной программы
предшкольного образования: Метод. пособие / А.И. Буренина,
Л.И.Колунтаева. - СПб.: ЛОИРО, 2007. - 168с.
10. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада / Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова и др.; Под. ред. А.М. Виноградовой. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. - 96с.
11. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозайка-Синтез, 2014. - 64 с.
12. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Г.Н.Пантелеев и др. -М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
13. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
14. Володева, А.А. Особенности нравственного воспитания детей
дошкольного возраста / А.А. Володева // Педагогические науки. — 2014. — №6. — С. 27-29.
15. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
16. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с
17. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002.С.35- 36.
18. Евдокимова Е. C. Педагогическая поддержка в воспитание дошкольника. - М: ТЦ Сфера, 2011. С.56
19. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с
товарищами. // Дошкольное воспитание. 2004. - №10 - С.24 - 25.
20. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников / сост. В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 202с.
21. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Издательство МГУ, 2006. - 142с.
22. Кисилева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Кисилёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 4-е изд., испр.и доп.- М.: АРКТИ, 2012. - 96с.
23. Кильпатрик В.Х. Основы метода / Сжатый перевод с англ. Н.Н. Ильина. -М.-Л.: 1928. - 115 с.
24. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы - Волгоград: Учитель,2009. -143с.
25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.
26. Козлова С. А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2008. - 416с.
27. Конохова Е.С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №7. — С. 14-17.
28. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 2005. - 176 с.
29. Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете. //Дошкольное воспитание. 2003.- №11. - С.61-65.
30. Курочкина И.Н. Поведенческая компетенция воспитателя / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание. — 2014. — №8. — С. 85-87.
31. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 11 т. - М., 1962. Т.10
32. Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста //Детский сад от А до Я. - 2004. - № 4. - С.11-15.
33. Лобанова В. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности / В.
Лобанова, А. Тимошенко // Дошкольное воспитание. — 2014. — №12. — С. 99-104.
34. Максимова И. В., Полянская Н. В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2013. — С. 64-67.
35. Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста / М.Е. Маркушева // Дошкольная педагогика. — 2013. — №3. — С. 20¬23.
36. Меандров Г. Метод проектов в начальной школе. Методическое пособие для педагогов. Материалы Уральской областной станции под ред. Пумпянского и Калгановой. С.-М. Уральское обл. отд, 1931. - 88 с.
37. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2005. - 143 с.
38. Меркулова Т.В. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост.: Т.В. Меркулова, Е.А. Дубинина, Т.А. Котова, К.Ю. Белая. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 64 с.
39. Мониторинг в детском саду. Научно - методическое пособие / Т.И.
Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова [и др.]. - СПб:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 592 с.
40. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
41. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.: под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2003. - 272 с.
42.Одинцова Л.Г. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника // Дошкольное воспитание. -2005. - №7 - С.17-19.
43. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М: Просвещение, 2000. -344с.
44.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада. -М.: Просвещение, 1987.-144с.
45.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 336 с.
46. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.
— 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
47. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 96с.
48. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., - М.: Мозаика- Синтез, 2006.- 120с.
49. Полат Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат // [WWW-документ] URL http:www.iosso.ru/distant/projekt/meth%20prijekt/metod%20pro.html
50. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и
поступков детей / Т.О. Пономаренко //Дошкольное воспитание. - 2002.
- № 4. - С. 10-14.
51. Ушинский, К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. - М.: Карапуз, 2000. - 255 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. - № 1155.
53. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 4.- С.12 - 14.
54. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. - 112 с.
55. Яковенко Т.Н., Ходонецких З.П. О воспитании культурно¬
гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание №8. - 2009. - 22с.