ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Характеристика атрибутивного словаря и его развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методических подходов обогащения атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Выявление уровня сформированности атрибутивного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Методические рекомендации по реализации направлений
логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Характеристика атрибутивного словаря и его развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
1.3. Анализ методических подходов обогащения атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Выявление уровня сформированности атрибутивного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Методические рекомендации по реализации направлений
логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Овладение словарем - это важное условие речевого развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и развитию лексикона ребенка.
Изучением развития речи в норме занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: М.М. Алексеева, А.Н. Богатырева, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.А. Смага, Е.М. Струнина, В.И. Яшина, А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева и др. Они определили, что в процессе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения, накапливает словарный запас и осваивает систему различных форм слов и словосочетаний. В процессе общего и речевого развития происходит не только обогащение, но качественное совершенствование словаря ребенка. Так, ребёнок постепенно овладевает смысловым значением слова, повышает свой уровень обобщения усваиваемых слов.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено расширением связей с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых и их общением с ребёнком. Также развитие лексики во многом определяет социальная среда, где воспитывается ребёнок. Возрастные нормативы словарного запаса детей одного и того же возраста могут колебаться с учетом социально-культурного уровня семьи, по причине усвоения словаря в процессе общения. Развитие лексики, при этом, влечет за собой уточнение значения слов.
Таким образом, по мере того, как развиваются психические процессы, к которым относятся мышление, восприятие, память, расширяются контакты с окружающим миром, обогащается сенсорный опыт ребёнка, качественно изменяется его деятельность, происходит формирование словаря ребёнка в количественном и качественном аспектах.
Однако достаточно часто у некоторых детей, при наличии нормального слуха и первично сохранного интеллекта, имеет место задержка формирования всех компонентов речевой системы. Указанная форма патологии речи именуется «общим недоразвитием речи». При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования (9).
Бедность атрибутивного словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, - это один из симптомов общего недоразвития речи, и от его успешного устранения зависит успешность коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи.
Актуальность темы исследования определена тем, что замедление речевого развития, трудности в овладении атрибутивным словарным запасом и грамматическим строем ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Скудность словарного запаса создаёт трудности при общении ребёнка с общим недоразвитием речи с другими людьми. Может затрудняться понимание обращённой речи и построение собственных высказываний. При этом, формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления (23)
Однако проблема исследования атрибутивного словаря детей с общим недоразвитием речи раскрыта недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования «Направления логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определение содержание системы логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия коррекционной работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи будут эффективнее, при условии учета речевых и когнитивных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи, а также опоре на закономерности развития словаря в онтогенезе
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему обогащения атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи .
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (В.И. Бельтюков. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Я. Мыркин, А.М. Шахнарович и др.); о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.); об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, В.Г. Чиркина и др.); методические концепции Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «детский сад № 87 «Кораблик» г. Белгород. В исследовании приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет.
Изучением развития речи в норме занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: М.М. Алексеева, А.Н. Богатырева, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.А. Смага, Е.М. Струнина, В.И. Яшина, А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева и др. Они определили, что в процессе нормального речевого развития ребёнок постепенно овладевает языковыми средствами общения, накапливает словарный запас и осваивает систему различных форм слов и словосочетаний. В процессе общего и речевого развития происходит не только обогащение, но качественное совершенствование словаря ребенка. Так, ребёнок постепенно овладевает смысловым значением слова, повышает свой уровень обобщения усваиваемых слов.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено расширением связей с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых и их общением с ребёнком. Также развитие лексики во многом определяет социальная среда, где воспитывается ребёнок. Возрастные нормативы словарного запаса детей одного и того же возраста могут колебаться с учетом социально-культурного уровня семьи, по причине усвоения словаря в процессе общения. Развитие лексики, при этом, влечет за собой уточнение значения слов.
Таким образом, по мере того, как развиваются психические процессы, к которым относятся мышление, восприятие, память, расширяются контакты с окружающим миром, обогащается сенсорный опыт ребёнка, качественно изменяется его деятельность, происходит формирование словаря ребёнка в количественном и качественном аспектах.
Однако достаточно часто у некоторых детей, при наличии нормального слуха и первично сохранного интеллекта, имеет место задержка формирования всех компонентов речевой системы. Указанная форма патологии речи именуется «общим недоразвитием речи». При общем недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования (9).
Бедность атрибутивного словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, - это один из симптомов общего недоразвития речи, и от его успешного устранения зависит успешность коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи.
Актуальность темы исследования определена тем, что замедление речевого развития, трудности в овладении атрибутивным словарным запасом и грамматическим строем ограничивают речевые контакты ребёнка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Скудность словарного запаса создаёт трудности при общении ребёнка с общим недоразвитием речи с другими людьми. Может затрудняться понимание обращённой речи и построение собственных высказываний. При этом, формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления (23)
Однако проблема исследования атрибутивного словаря детей с общим недоразвитием речи раскрыта недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования «Направления логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определение содержание системы логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия коррекционной работы по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи будут эффективнее, при условии учета речевых и когнитивных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи, а также опоре на закономерности развития словаря в онтогенезе
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему обогащения атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по обогащению атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи .
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (В.И. Бельтюков. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Я. Мыркин, А.М. Шахнарович и др.); о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.); об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, В.Г. Чиркина и др.); методические концепции Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «детский сад № 87 «Кораблик» г. Белгород. В исследовании приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет.
Теоретически обосновав проблему формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Развитие словаря в онтогенезе связано с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. У дошкольников с общим недоразвитием речи имеется ряд проблем в формировании словаря прилагательных, например, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов.
Проведенное исследование, целью которого было изучение особенностей атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Сравнивая результаты, полученных в контрольной и экспериментальной группе, можно выделить следующие особенности атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: малое количество употребления прилагательных в речи детей; резкое расхождение в объёме активного и пассивного словаря прилагательных; трудности в назывании некоторых прилагательных (узкий, широкий, шерстяной, железный, овальный, прямоугольный и т.д.); трудности в группировке семантически близких слов; неумение подбирать антонимы к прилагательным; наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных по представлению; трудности в словообразовании относительных, качественных, притяжательных прилагательных.
На основании результатов эксперимента был сделан вывод о необходимости проведения работы в экспериментальной группе (где дети с общим недоразвитием речи). На основе этих результатов нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей.
Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, должна предусматривать организацию и проведение логопедических занятий, направленных на расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности; уточнение значений слов; активизацию словаря, перевод пассивного словаря в активный. Для этого следует реализовать следующие условия: в системе коррекционной работе должно быть организована на правильно произносимом речевом материале; комплексный подход (логопеда, воспитатели и психолога); активное использование наглядности, игровых приемов; опора на образное запоминание и мышление.
В коррекционно-логопедической работе должны использоваться дидактические и творческие игры, речевые упражнения, беседы, которые позволят: расширить и активизировать словарный запас; вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям и повысить их результативность; формировать у дошкольников знания об окружающих предметах и явлениях.
Проведенное исследование, целью которого было изучение особенностей атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Сравнивая результаты, полученных в контрольной и экспериментальной группе, можно выделить следующие особенности атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: малое количество употребления прилагательных в речи детей; резкое расхождение в объёме активного и пассивного словаря прилагательных; трудности в назывании некоторых прилагательных (узкий, широкий, шерстяной, железный, овальный, прямоугольный и т.д.); трудности в группировке семантически близких слов; неумение подбирать антонимы к прилагательным; наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных по представлению; трудности в словообразовании относительных, качественных, притяжательных прилагательных.
На основании результатов эксперимента был сделан вывод о необходимости проведения работы в экспериментальной группе (где дети с общим недоразвитием речи). На основе этих результатов нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей.
Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, должна предусматривать организацию и проведение логопедических занятий, направленных на расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности; уточнение значений слов; активизацию словаря, перевод пассивного словаря в активный. Для этого следует реализовать следующие условия: в системе коррекционной работе должно быть организована на правильно произносимом речевом материале; комплексный подход (логопеда, воспитатели и психолога); активное использование наглядности, игровых приемов; опора на образное запоминание и мышление.
В коррекционно-логопедической работе должны использоваться дидактические и творческие игры, речевые упражнения, беседы, которые позволят: расширить и активизировать словарный запас; вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям и повысить их результативность; формировать у дошкольников знания об окружающих предметах и явлениях.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ
ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, КАК СРЕДСТВО ОБОГОЩЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИСРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по развитию активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по развитию активного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



