ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 5
1 Профильное обучение 5
1.1 Отечественный опыт профильного обучения 5
1.2 Актуальность профильного обучения 7
1.3 Цели и задачи профильного обучения 8
2. Элективные курсы в профильном обучении 9
2.1 Примерные требования к программам элективных курсов. Виды
элективных курсов 10
2.2 Характеристика элективных курсов для профильного обучения .... 12
3. Содержания элективных курсов 15
3.1 Структура и критерии оценки программы элективных курсов ... 17
3.2 Роль элективных курсов в преподавании математики 20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИЗБРАННЫЕ ЗАДАЧИ ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» . . 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Трудно представить современный мир
без того огромного «багажа» геометрических знаний, который скопило человечество. Геометрия сопровождает человека на протяжении нескольких тысячелетий и успела проникнуть практически во все сферы человеческой деятельности. В наш век – век информационных технологий, хотя бы минимум
геометрических знаний просто необходим любому человеку. А хорошее геометрическое образование, пространственное воображение и логическое
мышление являются прекрасными помощниками многим специалистам различных профессий.
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют все больше требований к выпускникам общеобразовательных школ: им
необходимо обладать творческим и логическим мышлением, пространственным воображением, коммуникативными навыками уметь принимать решения
и нести за них ответственность.
Введение профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы направлено на развитие способности будущего выпускника к самостоятельному конструированию индивидуальной образовательной траектории, что значительно расширяет возможности для раскрытия потенциала
личности. Проявления активности и деловой инициативы, способствует ориентации и самоопределению личности в постоянно меняющемся мире. Целью профильного обучения является создание условий для образования
старшеклассников с учетом их склонностей и способностей, для их обучения
в соответствии с профильными интересами и намерениями в отношении продолжении образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка элективного курса в профильном обучении на старшей ступени общеобразовательной школы.4
Объект исследования: процесс обучения обучающихся на старшей
ступени общеобразовательной школы.
Предмет исследования: конструирование содержания элективного
курса в профильном обучении.
База исследования: МБОУ «СОШ № 29» г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева, 10 «А» класс.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ методологических подходов к конструированию
содержания профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
2. Определить совокупность принципов, источников, критериев при
конструировании содержания элективного курса в профильном обучении.
3. Определить содержание деятельности учителя при конструировании содержания элективного курса в профильном обучении.
4. Разработать и апробировать технологию конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении.
Структура работы: введение, две главы, заключение, литература.
Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать
профессиональному самоопределению старшеклассника, успешной
социализации, обеспечить преемственность между школьным и
профессиональным образованием. Необходимо создание условий для
осознанного выбора будущей образовательно-профессиональной траектории,
через возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Это
представляется возможным осуществить в рамках реализации элективных
курсов на старшей ступени общеобразовательной школы.
Результативность электиных курсов будет достигнута только в том
случае, если у обучающихся появится возможность осознанного выбора
элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса
обучающимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно
осозновать свои интересы, планы. Во-вторых, обучающиеся должны иметь
возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных
элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебнометодических комплектов. В-третьих, учителю, который будет
реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию
элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное
представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная
особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет
обучающемуся возможность свободного выбора индивидуальной
образовательной траектории, способствующей профссиональному
самоопределению старшеклассника.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента
учебного плана и носят авторский характер.
В результате аппробации разработанного элективного курса были
достигнуты главные цели: создание условий для подготовки к сдаче ЕГЭ по50
математике; расширение кругозора обучающихся, развитие математического
мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету.
Анализ методической литературы показал, что проблема профильного
обучения, в частности содержания элективных курсов, является несовершенство учебно-методического обеспечения, поэтому необходимо обратиться к
педагогическому конструированию как инструменту разработки содержания
элективных курсов.
Применение данного элективного курса будет способствовать росту
познавательной активности обучающихся, развитию их логического мышления, обучающиеся смогут лучше подготовится к сдаче ЕГЭ и утвердиться в
правильности выбора будущей профессии. Интеграция общеобразовательной
и профильной подготовки обучающихся в школе будет обеспечивать высокий уровень личностного развития обучающихся при соблюдении необходимых педагогических условий:
наличие обучающихся, желающих углубить свои знания по
математике, выбравших для себя деятельность, непосредственно связанную с
математикой;
профильную дифференциацию целесообразно осуществлять
посредством элективных курсов в средней общеобразовательной школе;
содержание элективного курса должно удовлетворять
требованиям обучающихся, создавать условия для дальнейшего развития
способностей обучающихся, подготовить почву для успешной сдачи
экзамена и осознанного выбора будушей профессии школьниками.
Таким образом, разработанный элективный курс способствует не
только успешной подготовке к сдаче экзамена, но и профессиональному
самоопределению обучающихся, а так же формирует логическое мышление и
математическую культуру у школьников.
1. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении /
A. В. Баранников / / Первое сентября, 2004. - №102. - С.1-2.
2. Богуславский А.А. Программно-методический комплекс № 6. Школьная система автоматизированного проектирования: пособие для учи-теля / А.А. Богуславский. - М.: КУДИЦ, 1995. - 26 с.
3. Болотов В.А. Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным / В.А. Болотов. / / Математика в школе, - 2003. - №9. С.4-8.
4. Бубнов В.А. Информационные технологии на уроках алгебры /
B. А. Бубнов / / Информатика и образование, 2000. - № 5. - С.7-8.
5. Зеленяк О.П. Решение задач по планиметрии. Технология алго-ритмического подхода на основе задач-теорем / О.П. Зеленяк. - Киев, М.: ДиаСофтЮП, ДМК Пресс, 2008. - 336 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / / Вестник образования России, 2010. - № 6. - С. 11-15.
7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / / Стандарты и мониторинг в образовании, 2002.- № 2. - С. 11¬16.
8. Мальцева С.С. Элективные курсы как средство гуманитаризации профильного обучения / С.С. Мальцева / / Альмонах современной науки и образования. - №5. - Тамбов: Грамота, - 2007.- С. 139-141.
9. Нифонтов, В.И. Структура и содержание учебных программ элективных курсов: методические рекомендации по разработке и оформле-нию / В.И. Нифонтов, Е.В. Шмыглева. - Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екате-ринбургский Дом Учителя», 2012. - 19 с.
10. О методических рекомендациях по реализации элективных кур-сов: Письмо М-ва образования Р.Ф. / / Вестник образования России, 2002. - №15. - С. 8-11.
11. Об элективных курсах в системе профильного обучения на стар¬шей ступени общего образования: Письмо М-ва образования Р.Ф. / / Вестник образования России, - 2003. - №21. - С. 15-19.
12. Потоскуев Е.В. ЕГЭ. Математика. Задания 14, 16. Опорные зада¬чи по геометрии. Планиметрия. Стереометрия / Е.В. Потоскуев. - М.: Экза¬мен, - 2017. - 223 с.
13. Роганин, А.Н. ЕГЭ. Математика: универсальный справочник / А.Н. Роганин, Ю.А Захарийченко, Л.И. Захарийченко. - Москва: Эксмо, - 2016. - 386 с.
14. Русских Н.Б. Требования разработке и оформлению программ элективных курсов в профильной школе и курсов по выбору в основной школе - предпрофильная подготовка: методическое пособие / Н.Б. Русских. - КИРОВ: КЦТ. - 2006. 36с.
15. Прасалов В.В. Задачи по планиметрии: учебное пособие. - 5-е изд., испр. и доп. / В.В. Прасалов. - М.: Московские учебники, - 2006. - 640с.
16. Садовничий Ю.В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. Задание 16. Планиметрия / Ю.В. Садовничий. - М.: Экзамен, 2017. - 144с.
17. Ященко И.В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. Ти-повые тестовые задания / И.В. Ященко [и др.] / Под ред. И.В. Ященко. - М.: Экзамен, 2017. - 55 с.
18. Ященко И.В. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2017 году. Про¬фильный уровень. Методические указания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин. - М.: МЦНМО, 2017. - 246 с.