Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
1.1. Методология и тенденции развития воспитательного
процесса в современной высшей школе 22
1.2. Современные подходы к формированию личности специалиста в условиях образовательного процесса 38
1.3. Нормативно-правовые основы и тенденции развития образовательного процесса в вузах МВД России 54
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
2.1. Становление и содержание понятия «профессиональное воспитание»
в вузовском образовании 69
2.2. Модель специалиста как основа профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов 85
2.3. Технологии и методы профессионального воспитания обучающихся в высшей школе 101
Глава III. ОБРАЗ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛА В СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
3.1. Методы изучения представлений курсантов о будущей профессии
и критерии интерпретации полученных данных 116
3.2. Характеристика представлений курсантов о профессии профессионалах на начальных этапах обучения в вузе 130
3.3. Характеристика образа профессии и профессионала курсантов второго и третьего года обучения 146
3.4. Характеристика профессиональных намерений курсантов 163
Глава IY. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ МВД РОССИИ
4.1. Концептуальные основы системы профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России 173
4.2. Организация и программа профессионального воспитания
в вузе МВД России 188
3
* 4.3. Содержание профессионального воспитания в образовательном процессе вуза 201
4.4. Содержание деятельности начальствующего состава и младших командиров по профессиональному воспитанию курсантов 210
Глава Y. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
5.1. Характеристика условий эффективности профессионального
т воспитания в вузе МВД России 223
5.2. Критерии оценки результативности профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузе 232
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 254
ПРИЛОЖЕНИЕ 283
<•
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
1.1. Методология и тенденции развития воспитательного
процесса в современной высшей школе 22
1.2. Современные подходы к формированию личности специалиста в условиях образовательного процесса 38
1.3. Нормативно-правовые основы и тенденции развития образовательного процесса в вузах МВД России 54
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
2.1. Становление и содержание понятия «профессиональное воспитание»
в вузовском образовании 69
2.2. Модель специалиста как основа профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов 85
2.3. Технологии и методы профессионального воспитания обучающихся в высшей школе 101
Глава III. ОБРАЗ ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛА В СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
3.1. Методы изучения представлений курсантов о будущей профессии
и критерии интерпретации полученных данных 116
3.2. Характеристика представлений курсантов о профессии профессионалах на начальных этапах обучения в вузе 130
3.3. Характеристика образа профессии и профессионала курсантов второго и третьего года обучения 146
3.4. Характеристика профессиональных намерений курсантов 163
Глава IY. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ МВД РОССИИ
4.1. Концептуальные основы системы профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России 173
4.2. Организация и программа профессионального воспитания
в вузе МВД России 188
3
* 4.3. Содержание профессионального воспитания в образовательном процессе вуза 201
4.4. Содержание деятельности начальствующего состава и младших командиров по профессиональному воспитанию курсантов 210
Глава Y. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
5.1. Характеристика условий эффективности профессионального
т воспитания в вузе МВД России 223
5.2. Критерии оценки результативности профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузе 232
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 254
ПРИЛОЖЕНИЕ 283
<•
Профессиональная педагогика как область педагогического исследования обособилась и оформилась относительно недавно. В 20-е годы прошлого столетия большое количество исследований проводилось в связи с развитием практики профессиональной подготовки рабочих для быстро развивающегося производства. Интенсивно изучались вопросы профессиональной ориентации, консультации, профессионального отбора и профессиональной пригодности специалистов энергетического и промышленного комплекса, военной и авиационно-технической деятельности. В рамках этих исследований в той или иной мере затрагивались вопросы психологической и нравственной подготовленности работников к будущей профессиональной деятельности.
Новый этап развития профессиональной педагогики в нашей стране определился с началом 60-х годов XX столетия. В этот период с одной стороны экстенсивно развивалась система профессионально-технического образования, с другой - система высшего профессионального образования, в том числе военного и юридического. Активно исследуются принципы, структура и содержание профессиональной подготовки и профессионального обучения работников разного уровня. Как непременное и важнейшее условие эффективности профессиональной подготовки называется воспитание будущих специалистов. В 60-е годы в литературе впервые появляется термин «профессиональное воспитание», которое понималось как формирование личности будущего работника, развития его интереса к профессии и других профессионально важных качеств.
Третий этап развития профессиональной педагогики (и профессионального воспитания как его составной части) начался в 90-е годы XX века в связи с диверсификацией образовательных учреждений, интенсивным развитием авторских школ и программ обучения. Проводятся целенаправленные исследования в этой сфере, издаются учебники по
профессиональной педагогике, в вузах открываются одноименные кафедры.
В системе МВД становление этого направления теории и практики связано с развитием юридической педагогики. Авторы обсуждают объект, предмет, структуру, содержание данной педагогической специализации. В учебные планы и программы подготовки сотрудников ОВД с 2002 г. введена учебная дисциплина «профессиональная педагогика».
Несмотря на то, что воспитанию личности сотрудников правоохранительных органов в процессе профессиональной подготовки традиционно уделялось значительное внимание (В.В. Анциферов, B.C. Артамонов, А.В. Барабанщиков, А.С. Батышев, B.J1. Васильев, В.П. Давыдов, В.Я. Кикоть, B.C. Олейников, В.П. Сальников, Н.Н. Силкин, А.М. Столяренко, В.И. Хальзов, В.А. Якунин), термин «профессиональное воспитание» не получил широкого распространения в педагогических исследованиях по проблемам профессионального образования в системе МВД. Как правило, авторы используют традиционные понятия, прежде всего «воспитание личности сотрудников (курсантов)» и «формирование профессионально¬важных качеств».
Однако в последнее десятилетие количество исследований по данной проблеме увеличилось. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России рассматривали А.В. Буданов и И.А. Латкова (1997), Ю.В. Богомолов Ю.В. (1999); в историческом плане организация профессионального воспитания изучена в диссертации А.С. Боровых (2000); формирование профессионального самосознания курсантов в вузе МВД изучала И.И. Иванова (2001), вопросы профессионального воспитания будущих экономистов на примере работы начальника курса рассмотрены в диссертации Ч.М. Бурханова (2004).
f
6
Исследование проблем профессиональной подготовки на протяжении столетия свидетельствуют о чрезвычайно высокой значимости личностной составляющей эффективной деятельности любого специалиста. В условиях современных социально-экономических отношений в последние два десятилетия значимость этого фактора усилилась многократно, в том числе и для сотрудников правоохранительных органов. Повысилась роль внутренних социально-профессиональных регуляторов их деятельности, личной ответственности, личностного выбора специалиста в условиях высокого давления недостаточного материального обеспечения труда и обострения криминогенной обстановки в стране.
В нормативных документах нет исчерпывающей формулировки понятия «правоохранительные органы». Оно применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. В . функции правоохранительных органов входит конституционный контроль, отправление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно¬розыскная работа; исполнение судебных решений; оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам; предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Новый этап развития профессиональной педагогики в нашей стране определился с началом 60-х годов XX столетия. В этот период с одной стороны экстенсивно развивалась система профессионально-технического образования, с другой - система высшего профессионального образования, в том числе военного и юридического. Активно исследуются принципы, структура и содержание профессиональной подготовки и профессионального обучения работников разного уровня. Как непременное и важнейшее условие эффективности профессиональной подготовки называется воспитание будущих специалистов. В 60-е годы в литературе впервые появляется термин «профессиональное воспитание», которое понималось как формирование личности будущего работника, развития его интереса к профессии и других профессионально важных качеств.
Третий этап развития профессиональной педагогики (и профессионального воспитания как его составной части) начался в 90-е годы XX века в связи с диверсификацией образовательных учреждений, интенсивным развитием авторских школ и программ обучения. Проводятся целенаправленные исследования в этой сфере, издаются учебники по
профессиональной педагогике, в вузах открываются одноименные кафедры.
В системе МВД становление этого направления теории и практики связано с развитием юридической педагогики. Авторы обсуждают объект, предмет, структуру, содержание данной педагогической специализации. В учебные планы и программы подготовки сотрудников ОВД с 2002 г. введена учебная дисциплина «профессиональная педагогика».
Несмотря на то, что воспитанию личности сотрудников правоохранительных органов в процессе профессиональной подготовки традиционно уделялось значительное внимание (В.В. Анциферов, B.C. Артамонов, А.В. Барабанщиков, А.С. Батышев, B.J1. Васильев, В.П. Давыдов, В.Я. Кикоть, B.C. Олейников, В.П. Сальников, Н.Н. Силкин, А.М. Столяренко, В.И. Хальзов, В.А. Якунин), термин «профессиональное воспитание» не получил широкого распространения в педагогических исследованиях по проблемам профессионального образования в системе МВД. Как правило, авторы используют традиционные понятия, прежде всего «воспитание личности сотрудников (курсантов)» и «формирование профессионально¬важных качеств».
Однако в последнее десятилетие количество исследований по данной проблеме увеличилось. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России рассматривали А.В. Буданов и И.А. Латкова (1997), Ю.В. Богомолов Ю.В. (1999); в историческом плане организация профессионального воспитания изучена в диссертации А.С. Боровых (2000); формирование профессионального самосознания курсантов в вузе МВД изучала И.И. Иванова (2001), вопросы профессионального воспитания будущих экономистов на примере работы начальника курса рассмотрены в диссертации Ч.М. Бурханова (2004).
f
6
Исследование проблем профессиональной подготовки на протяжении столетия свидетельствуют о чрезвычайно высокой значимости личностной составляющей эффективной деятельности любого специалиста. В условиях современных социально-экономических отношений в последние два десятилетия значимость этого фактора усилилась многократно, в том числе и для сотрудников правоохранительных органов. Повысилась роль внутренних социально-профессиональных регуляторов их деятельности, личной ответственности, личностного выбора специалиста в условиях высокого давления недостаточного материального обеспечения труда и обострения криминогенной обстановки в стране.
В нормативных документах нет исчерпывающей формулировки понятия «правоохранительные органы». Оно применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. В . функции правоохранительных органов входит конституционный контроль, отправление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно¬розыскная работа; исполнение судебных решений; оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам; предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Профессиональное воспитание все больше осознается как неотъемлемая и важнейшая составляющая профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на значимость, разработка теории и практики этого направления деятельности в вузах МВД России еще только начинается. Это относительно новая проблематика в педагогике высшего юридического образования, и в силу этого ее исследование содержит множество точек зрения по разным аспектам и методологического, и теоретического и технологического характера. Это закономерный этап становления любого нового направления в науке.
Проведенное исследование показало тесную взаимосвязь проблем профессионального воспитания в вузовском образовании с развитием теории воспитания в современной педагогике в целом. В этой сфере, в связи с кардинальными социальными преобразованиями, происходит переосмысление многих устоявшихся положений, обнаруживается множество противоречий в развитии личности постперестроечного поколения, и ведется активный поиск путей их разрешения.
В нашем исследовании была предпринята попытка проследить отражение современной теории воспитания в практике профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, которая обладает выраженной спецификой. И многие противоречия профессионального становления, свойственные высшей школе сегодняшнего дня, в образовательных учреждениях МВД России обостряются и углубляются. '
Из наиболее важных идей, которые предлагает современная педагогическая мысль, целесообразно обратить особое внимание на компетентностный подход в высшем профессиональном образовании, который в нашем исследовании был лишь обозначен в силу того, что разработка ключевых компетенций будущих юристов требует значительных
и коллективных усилий специалистов психолого-юридического профиля. Однако предварительный анализ, достижения в этой области свидетельствуют о продуктивности данного подхода для дальнейшего развития профессиональной подготовки и воспитания сотрудников правоохранительных органов.
Другая продуктивная для целей профессионального воспитания, идея состоит в осознании значения представлений и образов курсантов для саморегуляции их учебной и служебной деятельности в вузе, а затем и профессионального труда в подразделениях ОВД. Получаемый на протяжении нескольких лет диагностический материал показывает, что сосредотачиваясь на формировании профессионально важных качеств, практика воспитания в процессе профессиональной подготовки мало внимания уделяла «Образу-Я», «Я-концепции» курсантов как будущих профессионалов. Это также относительно новое направление в профессиональной юридической педагогике, которое заслуживает дальнейшей теоретической и методической разработки.
Третье положение, которое важно выделить по результатам проведенного исследования, касается осознания реальных возможностей воспитания в современных социальных условиях. Всемерно утверждая значение грамотно организованного воспитательного процесса для становления будущего специалиста, важно признавать его границы, определяемые с одной стороны влиянием типологических, индивидуальных особенностей обучаемых, в частности, уровня и качества интеллекта, обучаемости, способностей, с другой - противоречиями реальной жизни, широкой информатизации и капитализации, которые отражаются в общественном сознании. Осознание ограниченных возможностей воспитания, в том числе профессионального, требует научного обоснования его соотношения с другими методами воздействия на поведение и деятельность курсантов в вузе.
249
• Четвертое положение, которое представляется важным по результатам проведенного исследования, касается вопиющего отставания методической проблематики по сравнению с общепедагогическими вопросами. Тот факт, что в большинстве диссертационных советов вузов МВД отсутствует научная специальность 13.00.06 - теория и методика воспитания, нельзя признать правомерным. Но и там, где есть возможность выбора специализации (13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования), подавляющее большинство работ проводится по общепедагогической специальности. Методические вопросы и здесь оказываются разрабатываемыми в меньшей степени. Это приводит к одностороннему рассмотрению воспитательных проблем, разработке теоретических проблем в ущерб методическим. Соответственно затрудняется накопление пособий научно-методического характера, которые необходимы для обучения начальствующего состава факультетов вуза технологиям профессионального воспитания. .
• '
В процессе проведенного исследования наметился также ряд вопросов, которые существенны, но не получили своего раскрытия в рамках данной работы. В первую очередь следует назвать необходимость сравнительных исследований по методике профессионального воспитания на разных факультетах с отражением их специфики. Во- вторых, следует отметить важность изучения особенностей профессионального воспитания девушек- курсантов. На отдельных факультетах в вузах МВД девушки составляют от трети до половины обучающихся. Исследования,- проведенные по профессиональному воспитанию женщин военнослужащих во внутренних войсках МВД России (М.А. Демина) и войсках Министерства обороны (C.JI. Рыков), показали множество специфических проблем, которые следует учитывать при его организации. Предварительный анализ показывает, что эти особенности имеются и вузах МВД. Выделяется также проблема организации профессионального воспитания в группах, где обучаются
курсанты с разными национальными культурами, определяющими их отношению к обучению и профессиональной деятельности.
В целом, проведенное исследование показало продуктивность программ профессионального воспитания, разрабатываемых на разных факультетах Санкт-Петербургского университета МВД России, и позволило сформулировать следующие теоретические выводы.
1. Концепция системной организации профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России основывается на ведущих тенденциях развития образовательного процесса в современной высшей профессиональной школе: личностно-ориентированном, системно¬деятельностном, компетентностном, средовом подходах в воспитании, полипарадигмальности современных воспитательных систем, субъект- су бъектных отношениях в процессе взаимодействия.
2. Профессиональное воспитание как целенаправленный процесс формирования системы ценностей и самосознания обучаемого в качестве субъекта профессионального труда, реализуется по мере освоения курсантами теоретических и практических основ профессиональной деятельности, конкретизации и углубления представлений о требованиях профессии к специалисту и самооценки собственной пригодности к ней.
3. Специфика профессионального воспитания в вузах МВД определяется высокой нормативностью и принципом единоначалия, который действует и в вузе; включенностью курсантов с первых месяцев обучения в служебную деятельность; разными требованиями, которые предъявляются курсантам как рядовым милиции и специалистам правоохранительных органов, сложностью и разнонаправленностью функциональных обязанностей сотрудников ОВД в разных сферах правоохранительной деятельности, в штатном составе освобожденных специалистов, ответственных за организацию воспитательной деятельности на факультете и каждом курсе.
4. Система профессионального воспитания в образовательном учреждении представляет собой целостное воспитательное пространство, субъекты и структуры которого взаимосвязаны единой методологией, принципами, преемственностью и дополнительностью. Модель такой системы содержит шесть уровней которой последовательно обозначают цели, структуру, функции, субъектов, организационно-управленческие требования, содержание, условия эффективности и критерии оценки данного процесса в его системных зависимостях.
. 5. Основными принципами, определяющими организацию системы профессионального воспитания курсантов являются принципы компетентностной направленности обучения и воспитания в вузе; аксиологической значимости соподчинения и дисциплины для эффективности служебной деятельности и сохранения психологической устойчивости личности сотрудника ОВД; компенсаторной направленности при развитии личностных и субъектных качеств курсантов; формирующей направленности диагностики в становлении профессионала; рефлексивности и осознанности в процессе самовоспитания курсантов.
6. Содержанием профессионального воспитания всех субъектов воспитания в вузе является формирование у курсантов адекватного образа профессии и образа профессионала, отношения к профессиональному сообществу, ориентации на определенный образ жизни, профессионального самосознания и самооценки, основанных на профессиональной адаптации к условиям службы и профессиональных способностях обучаемых.
7. Технология и методика профессионального воспитания требует построения в . соответствии с этапами освоения профессии . и индивидуальными проблемами профессионального становления курсантов, а также содержит методы и формы работы, способствующей развитию профессионально-личностных и профессионально-субъектных ориентаций курсантов.
Проведенное исследование показало тесную взаимосвязь проблем профессионального воспитания в вузовском образовании с развитием теории воспитания в современной педагогике в целом. В этой сфере, в связи с кардинальными социальными преобразованиями, происходит переосмысление многих устоявшихся положений, обнаруживается множество противоречий в развитии личности постперестроечного поколения, и ведется активный поиск путей их разрешения.
В нашем исследовании была предпринята попытка проследить отражение современной теории воспитания в практике профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, которая обладает выраженной спецификой. И многие противоречия профессионального становления, свойственные высшей школе сегодняшнего дня, в образовательных учреждениях МВД России обостряются и углубляются. '
Из наиболее важных идей, которые предлагает современная педагогическая мысль, целесообразно обратить особое внимание на компетентностный подход в высшем профессиональном образовании, который в нашем исследовании был лишь обозначен в силу того, что разработка ключевых компетенций будущих юристов требует значительных
и коллективных усилий специалистов психолого-юридического профиля. Однако предварительный анализ, достижения в этой области свидетельствуют о продуктивности данного подхода для дальнейшего развития профессиональной подготовки и воспитания сотрудников правоохранительных органов.
Другая продуктивная для целей профессионального воспитания, идея состоит в осознании значения представлений и образов курсантов для саморегуляции их учебной и служебной деятельности в вузе, а затем и профессионального труда в подразделениях ОВД. Получаемый на протяжении нескольких лет диагностический материал показывает, что сосредотачиваясь на формировании профессионально важных качеств, практика воспитания в процессе профессиональной подготовки мало внимания уделяла «Образу-Я», «Я-концепции» курсантов как будущих профессионалов. Это также относительно новое направление в профессиональной юридической педагогике, которое заслуживает дальнейшей теоретической и методической разработки.
Третье положение, которое важно выделить по результатам проведенного исследования, касается осознания реальных возможностей воспитания в современных социальных условиях. Всемерно утверждая значение грамотно организованного воспитательного процесса для становления будущего специалиста, важно признавать его границы, определяемые с одной стороны влиянием типологических, индивидуальных особенностей обучаемых, в частности, уровня и качества интеллекта, обучаемости, способностей, с другой - противоречиями реальной жизни, широкой информатизации и капитализации, которые отражаются в общественном сознании. Осознание ограниченных возможностей воспитания, в том числе профессионального, требует научного обоснования его соотношения с другими методами воздействия на поведение и деятельность курсантов в вузе.
249
• Четвертое положение, которое представляется важным по результатам проведенного исследования, касается вопиющего отставания методической проблематики по сравнению с общепедагогическими вопросами. Тот факт, что в большинстве диссертационных советов вузов МВД отсутствует научная специальность 13.00.06 - теория и методика воспитания, нельзя признать правомерным. Но и там, где есть возможность выбора специализации (13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования), подавляющее большинство работ проводится по общепедагогической специальности. Методические вопросы и здесь оказываются разрабатываемыми в меньшей степени. Это приводит к одностороннему рассмотрению воспитательных проблем, разработке теоретических проблем в ущерб методическим. Соответственно затрудняется накопление пособий научно-методического характера, которые необходимы для обучения начальствующего состава факультетов вуза технологиям профессионального воспитания. .
• '
В процессе проведенного исследования наметился также ряд вопросов, которые существенны, но не получили своего раскрытия в рамках данной работы. В первую очередь следует назвать необходимость сравнительных исследований по методике профессионального воспитания на разных факультетах с отражением их специфики. Во- вторых, следует отметить важность изучения особенностей профессионального воспитания девушек- курсантов. На отдельных факультетах в вузах МВД девушки составляют от трети до половины обучающихся. Исследования,- проведенные по профессиональному воспитанию женщин военнослужащих во внутренних войсках МВД России (М.А. Демина) и войсках Министерства обороны (C.JI. Рыков), показали множество специфических проблем, которые следует учитывать при его организации. Предварительный анализ показывает, что эти особенности имеются и вузах МВД. Выделяется также проблема организации профессионального воспитания в группах, где обучаются
курсанты с разными национальными культурами, определяющими их отношению к обучению и профессиональной деятельности.
В целом, проведенное исследование показало продуктивность программ профессионального воспитания, разрабатываемых на разных факультетах Санкт-Петербургского университета МВД России, и позволило сформулировать следующие теоретические выводы.
1. Концепция системной организации профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России основывается на ведущих тенденциях развития образовательного процесса в современной высшей профессиональной школе: личностно-ориентированном, системно¬деятельностном, компетентностном, средовом подходах в воспитании, полипарадигмальности современных воспитательных систем, субъект- су бъектных отношениях в процессе взаимодействия.
2. Профессиональное воспитание как целенаправленный процесс формирования системы ценностей и самосознания обучаемого в качестве субъекта профессионального труда, реализуется по мере освоения курсантами теоретических и практических основ профессиональной деятельности, конкретизации и углубления представлений о требованиях профессии к специалисту и самооценки собственной пригодности к ней.
3. Специфика профессионального воспитания в вузах МВД определяется высокой нормативностью и принципом единоначалия, который действует и в вузе; включенностью курсантов с первых месяцев обучения в служебную деятельность; разными требованиями, которые предъявляются курсантам как рядовым милиции и специалистам правоохранительных органов, сложностью и разнонаправленностью функциональных обязанностей сотрудников ОВД в разных сферах правоохранительной деятельности, в штатном составе освобожденных специалистов, ответственных за организацию воспитательной деятельности на факультете и каждом курсе.
4. Система профессионального воспитания в образовательном учреждении представляет собой целостное воспитательное пространство, субъекты и структуры которого взаимосвязаны единой методологией, принципами, преемственностью и дополнительностью. Модель такой системы содержит шесть уровней которой последовательно обозначают цели, структуру, функции, субъектов, организационно-управленческие требования, содержание, условия эффективности и критерии оценки данного процесса в его системных зависимостях.
. 5. Основными принципами, определяющими организацию системы профессионального воспитания курсантов являются принципы компетентностной направленности обучения и воспитания в вузе; аксиологической значимости соподчинения и дисциплины для эффективности служебной деятельности и сохранения психологической устойчивости личности сотрудника ОВД; компенсаторной направленности при развитии личностных и субъектных качеств курсантов; формирующей направленности диагностики в становлении профессионала; рефлексивности и осознанности в процессе самовоспитания курсантов.
6. Содержанием профессионального воспитания всех субъектов воспитания в вузе является формирование у курсантов адекватного образа профессии и образа профессионала, отношения к профессиональному сообществу, ориентации на определенный образ жизни, профессионального самосознания и самооценки, основанных на профессиональной адаптации к условиям службы и профессиональных способностях обучаемых.
7. Технология и методика профессионального воспитания требует построения в . соответствии с этапами освоения профессии . и индивидуальными проблемами профессионального становления курсантов, а также содержит методы и формы работы, способствующей развитию профессионально-личностных и профессионально-субъектных ориентаций курсантов.
Подобные работы
- Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Этика сотрудников правоохранительных органов, понятие, нормативно-правовая основа и особенности соблюдения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Имидж как фактор доверия сотрудникам правоохранительных органов
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Спецоперация, применения специальной тактики
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020 - Обеспечение личной безопасности сотрудников правоохранительных
органов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социальные гарантии женщин, проходящим службу в правоохранительных органах (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Социальный портрет кинолога как работника правоохранительных
органов на примере г.Барнаула
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2019



