Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятия «познавательная деятельность»
в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Влияние нетрадиционных уроков на развитие
познавательной деятельности младших школьников 17
1.3. Педагогические условия развития познавательной
деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 26
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 33
2.1. Анализ опыта учителей по проблеме исследования 33
2.2. Диагностика уровня развития познавательной деятельности
у младших школьников 39
2.3. Содержание работы по развитию познавательной
деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 45
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение
Стремительное развитие современного общества определяет потребность в активной, творческой личности, способной к самообразованию. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьником суммой знаний, важное значение придается задаче «научить учиться», пробудить в ребенке желание познавать окружающий мир.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) личность становится главным элементом педагогического процесса, основой обучения. Большое внимание уделяется развитию познавательных интересов младших школьников, его творческих способностей, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной деятельности. Проблема развития познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, т.к. именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно-познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить ее формирование, зависит успешность процесса обучения, развитие личности в целом.
Педагогические и психологические исследования показывают, что сущность и способы развития познавательной деятельности всегда интересовали педагогов и психологов, среди которых И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинский, Н.Г. Дайри, и др. Также проблеме развития познавательной деятельности младших школьников посвящены труды многих ученых-педагогов Г.И. Щукиной, Н.Ф. Талызиной, Е.В. Бондаревской, В.Б. Бондаревского, Т.И. Шамовой, И.З. Озерского, и др.
Особую актуальность проблема развития познавательной деятельности на уроках окружающего мира приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Перед учителями ставится задача подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в
самообразовании и саморазвитии. Для формирования нового человека необходимо развитие личности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий (УУД) познания и освоения мира. Это
составляет цель и основной результат образования.
Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению
школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания школьников в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Это можно успешно решать через технологию нетрадиционных форм обучения и воспитания. Нестандартный подход к образованию является залогом предоставления каждому ученику равновеликого шанса достичь определенных высот в свете перехода на новые стандарты. Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования; внедрение технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работы в парах постоянного и сменного состава.
Использование в обучении нетрадиционных уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, (как проблемное обучение, поисковая, проектная деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы), снимают напряжение, оживляют мышление, внимание, повышается интерес к предмету в целом.
Изучением нетрадиционных форм обучения занимались: Г.И. Щукина, В.Б. Бондаревский, Н.Г. Морозова, А.А. Бородай, В.В. Васильев, П.Т. Фролов и др. Классификацией нетрадиционных уроков занимались В.А. Щенев, М.В. Короткова, Э.М. Браверманн, С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина.
Не отказываясь от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей следует придать уроку нестандартные, оригинальные формы для развития познавательной деятельности учащихся. Такие формы не станут заменой старых, но позволят дополнить их, внести разнообразие, оживление, которые реально повышают интерес к уроку и его содержанию, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, эффективность урока возрастает.
Этим объясняется выбор темы нашего исследования - «Развитие познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: развитие познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным если:
- использовать проблемные методы обучения;
- предлагать задания, формирующие познавательные УУД.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
- раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность»;
- изучить влияние нетрадиционных уроков на развитие познавательной деятельности младших школьников;
- выявить педагогические условия развития познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир»;
- изучить педагогический опыт по проблеме исследования;
- провести диагностику уровня развития познавательной деятельности младших школьников;
- разработать содержание работы по развитию познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы);
- метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никаноровская средняя
общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области, 3 класс (26 человек).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась не базе МБОУ «Никаноровская СОШ» Губкинского района Белгородской области. Основные положения исследования были представлены в виде докладов на Международной научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, март 2018), Всероссийской интернет-конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном
пространстве» (Белгород, 2016), семинаре заместителей директоров «Особенности реализации ФГОС в условиях сельской школы» (МБОУ «Никаноровская СОШ», май 2018).
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема развития познавательной деятельности является актуальной для современной школы. Нетрадиционные уроки являются ценным средством развития познавательной деятельности младших школьников, они активизируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания. С помощь них ученики охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Нетрадиционные уроки помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают на уроке радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
В соответствии с поставленными задачами, нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития познавательной деятельности младших школьников. При опоре на данные источники, нами раскрыта сущность познавательной деятельности, выявлены особенности ее развития у младших школьников, выявлены педагогические условия развития познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир». Помимо теоретического материала, нами был изучен педагогический опыт учителей начальных классов по проблеме исследования. На основе анализа теоретического и практического материала проведена диагностика уровня развития познавательной деятельности младших школьников и разработано содержание работы по развитию познавательной деятельности младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Познавательная деятельность понимается как сознательная деятельность субъекта, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов как память, внимание, мышление, восприятие и речь. В познавательной деятельности формируется отношение к знанию как к ценности, значимое для общества и для отдельной личности. Развитие познавательной деятельности учащихся - это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Развитие познавательной деятельности требует таких педагогических условий, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Использование на нетрадиционных уроках заданий, формирующих познавательные УУД и использование проблемного метода обучения как раз и являются ключевым условием развития познавательной деятельности.
Нами была проведена диагностика уровня развития познавательной деятельности у младших школьников 3 класса, которая показала недостаточный уровень развития познавательной деятельности.
В соответствии с результатами констатирующего эксперимента, нами было разработано и проведено 5 нетрадиционных уроков окружающего мира, а именно уроки-путешествия, урок-проект, урок-игра, урок-аукцион. В результате применения таких уроков мы увидели, что учащиеся не только осознанно усваивают учебный материал и приобретают умения, но и получают заинтересованность к предмету.
Анализ исследования дает основание утверждать, что развитие познавательной деятельности осуществляется эффективно, если учитель будет знать и учитывать уровни познавательной деятельности учащихся, а также использовать на нетрадиционных уроках метод проблемного обучения, и предлагать задания на формирование познавательных УУД.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы наша гипотеза подтвердилась, и выбранные нами педагогические условия обучения на нетрадиционных уроках соответствуют поставленным целям.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития познавательной деятельности младших школьников и может быть продолжено в дальнейшем.
Работу по развитию познавательной деятельности необходимо целенаправленно осуществлять в начальной школе, поскольку именно там закладываются основы развивающейся личности, формируются ведущие качества, такие как самостоятельность, ответственность и инициативность.
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 544 с.
2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония. Единство цели. Книга 6. Часть 3 / Ш.А. Амонашвили. - М.: Амрита-Русь, 2013. - 304 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвитияя Инновационный курс. Книга 1 / В.И. Андреев. - Казань: изд-во Казанского университета, 1996. - 568 с.
4. Анохина О.Е Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира / О.Е. Анохина // Начальная школа. - 2012. - №12. - С. 53-55.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Издательство «Мысль, 1976. - 160 с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развитие человека / А.Г. Асмолов. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
8. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский, Г. Нойнер. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с.
9. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. - М.: Высшая школа, 1991. - 232 с.
10. Блинова Т.Л. Структура познавательной деятельности школьников в
личностно-ориентированном обучении // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - № 3. [Офиц. сайт]. URL: http: //cyberleninka. ru/article/n/strukturapoznavatelnoy-
deyatelnosti-shkolnikov-v-lichnostno-orientirovannom-obuchenii (дата
обращения: 03.10.2017).
11. Богданова Е.Н. Социальное и финансовое образование младших
школьников: внедрение проблемного подхода / Е.Н. Богданова,
Т.В. Гусева // Перспективы науки и образования. - 2014. - №4 (10). - С. 85-87.
12. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РГПИ, 1995. - 32 с.
13. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 124 с.
14. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - №8. - С. 71-78.
15. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 199 с.
17. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание /
С.В. Герасимов // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 88-94.
18. Дубникова Е.А. Активизация познавательной деятельности младших
школьников с помощью новых информационных технологий / Е.А. Дубникова // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 86-87.
19. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников / Т.Г. Егорова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С. 66-68.
20. Жиленкова О.Н. Нестандартные уроки в начальной школе как условие эффективности современного урока [Офиц. сайт] URL: http://www.uchmet.ru/articles/141884/ (дата обращения: 15.10.2017).
21. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического
исследования / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
22. Ильин Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования / Г.Л. Ильин // Вопросы психологии. - 1992. - №3-4. - С. 19-23.
23. Копосова Л.А. Применение современных образовательных технологий на
уроках окружающего мира [Офиц. сайт] URL:
https: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/okruzhayushchii-
mir/2015/01/25/primenenie-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologiy (дата обращения 17.04.2018).
24. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. - 2002. - №1. - С. 57-63.
25. Кувалдина Л.Н. Игра как нестандартная форма учета знаний младших школьников / Л.Н. Кувалдина // Начальная школа. -1994. - №12. - С. 47-48.
26. Кудряшова Н.А. Из опыта работы по программе А.А. Плешакова / Н.А. Кудряшова // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 100-102.
27. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения / Н.М. Кузьмина // Начальная школа. - 2003. - №9. - С. 68-72.
28. Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Выпуск 1. Математика, природоведение: Практическое пособие для учителей начальных классов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина. - Ростов ТЦ «Учитель», 2008. - 97 с.
29. Купалова А.Ю. Комбинированный урок нетрадиционного типа /
А.Ю. Купалова, В.В. Никаноров. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.
31. Меретукова З.К. Культура организации проблемного обучения как
доминантный фактор развития учащихся / З.К. Меретукова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - №3 (103). - С. 67-77.
32. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Владос. - 2003. - 688 с.
ЗЗ.Охотина Л.Т. Психологические основы урока / Л.Т. Охотина. -
М.: Просвещение, 1977. - 96 с.
34. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
35. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 512 с.
36. Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке /
П.И. Пидкасистый, Б.И. Коротяев. М.: Знание, 1985. - 80 с.
37. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. -
М.: ВЛАДОС, 2008. - 464 с.
38. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК: 2002. - 656 с.
39. Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе / Л.В. Пчелина. - Изд.: Учитель, 2007. - 76 с.
40. Радаева Ч.Ф. Использование проблемных ситуаций на уроке как способ
формирования УУД / Ч.Ф. Радаева // Психология, социология и педагогика. - 2012. - №12. [Офиц. сайт] URL:
http://psychology.snauka.ru/2012/12/1473 (дата обращения 11.01.2018).
41. Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе / С.В. Савинова. - Изд.: Учитель, 2007. - 85 с.
42. Самойлова И.И. Роль нестандартных уроков в развитии творческого
потенциала младших школьников / И.И. Самойлова // Педагогика искусства: региональный опыт: методические материалы II Межрегиональных Бакушинских педагогических чтений - Белгород: Изд- во БелРИПКППС, 2009. - С. 138-140.
43. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное
пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998 . - 256 с.
44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
45. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: ИЦ «Академия», 1998. - 288 с.
46. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
47. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация
учащихся / О.В. Трофимова // Преподавание истории и обществознания в школе: научно-теоретический и методический журнал. - 2003. - №1. -
С. 16-22.
48. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации 6-е изд., переработанное. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
50. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов. -
М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
51. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. - 383 с.
52. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
53. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
54.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Книга по
Требованию, 2013. - 228 с.
55.Яшкова Л.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций //