ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОМЕХАНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ УДАРА БИТОЙ ПО МЯЧУ В ЛАПТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Общая характеристика русской лапты как вида спорта 7
1.2. Техническая подготовка в лапте 11
1.3. Удар битой по мячу в лапте, как один из элементов технической
подготовки 15
1.4. Основы теории удара 20
1.5. Биомеханические основы ударных действий в лапте 24
1.6. Основы обучения технике удара битой по мячу в лапте 27
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
2.3. Экспериментальная методика обучения технике удара битой по мячу
способом «сверху» в лапте на этапе начальной подготовки с применением биомеханического анализа 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Кинематический анализ удара битой по мячу с применением
компьютерной программы Kinovea 36
3.1.1. Угловой кинематический анализ по ключевым кадрам видеосъемки 36
3.1.2. Линейный кинематический анализ видеосъемки 41
3.2. Начальный уровень владения техникой удара битой по мячу способом
«сверху» у лаптистов на этапе начальной подготовки 43
3.3. Результаты промежуточного тестирования 44
3.4. Итоговое тестирование и результаты эксперимента 46
ВЫВОДЫ 48
Практические рекомендации
Список используемой литературы 50
Приложения
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Общая характеристика русской лапты как вида спорта 7
1.2. Техническая подготовка в лапте 11
1.3. Удар битой по мячу в лапте, как один из элементов технической
подготовки 15
1.4. Основы теории удара 20
1.5. Биомеханические основы ударных действий в лапте 24
1.6. Основы обучения технике удара битой по мячу в лапте 27
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
2.3. Экспериментальная методика обучения технике удара битой по мячу
способом «сверху» в лапте на этапе начальной подготовки с применением биомеханического анализа 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Кинематический анализ удара битой по мячу с применением
компьютерной программы Kinovea 36
3.1.1. Угловой кинематический анализ по ключевым кадрам видеосъемки 36
3.1.2. Линейный кинематический анализ видеосъемки 41
3.2. Начальный уровень владения техникой удара битой по мячу способом
«сверху» у лаптистов на этапе начальной подготовки 43
3.3. Результаты промежуточного тестирования 44
3.4. Итоговое тестирование и результаты эксперимента 46
ВЫВОДЫ 48
Практические рекомендации
Список используемой литературы 50
Приложения
Актуальность исследования. Многолетняя система спортивной подготовки направлена на изучение и дальнейшее совершенствование различных сторон подготовки спортсменов: физической, технической, тактической, психологической и др. Ее основная цель - постоянный рост спортивных результатов. Среди этих видов подготовки техническая подготовка является одной из важнейших, особенно на начальных этапах спортивной подготовки, так как неправильно освоенная на ранних этапах техника закрывает путь к вершинам спортивного мастерства.
Техника лапты - это совокупность специальных игровых приемов, выполняемых для успешного ведения игровой и соревновательной деятельности с целью достижением выигрыша, победы. В современной лапте выигрывает тот, кто умеет сильно и точно бить по мячу, так как основной особенностью лапты является игра битой. Чтобы точно и сильно бить по мячу, игрок должен обладать высокой техникой владения битой, зрительной ориентацией, гибкостью тела, резкостью рук и достаточной мышечной силой.
Техника удара битой по мячу подразумевает определенную организацию двигательных действий, обеспечивающих достижение главной цели упражнения - совершение максимально сильного и точного удара. Построение движений подчиняется биомеханическим закономерностям, без знания которых невозможен целенаправленный плодотворный тренировочный процесс.
Поскольку физические упражнения являются основным средством спортивной тренировки, необходимо как можно глубже разбираться в том, как они построены, как их нужно выполнять и от каких факторов зависит эффективность их выполнения.
Сложность в изучении проблемы технической подготовленности спортсменов заключается в том, что физические упражнения представляют собой не просто механическое движение, а двигательные действия, направленные на достижение определенной цели. Основная роль спортивной биомеханики в изучении двигательных действий состоит в том, чтобы раскрыть сущность исполнительной, двигательной стороны этих действий, разумеется, учитывая то, что она всегда определяется психической и физиологической деятельностью мозга.
Анализ литературных источников показал, что в научно-исследовательской практике русская лапта является одним из малоизученных видов спорта. Известны лишь работы Е.В. Готовцева (2003, 2017), А.Ю. Костарева (Педагогическое моделирование в соревновательной деятельности лаптистов 2006 год, Проектирование системы подготовки
высококвалифицированных игроков в лапту, 2004 год) и учебно¬методические разработки по лапте в соавторстве с P.M. Валиахметовым, Л.Г. Гусевым, В.И. Щемелининым, в которых вопрос техники удара битой рассматривается поверхностно.
Таким образом, противоречие между необходимостью на начальном этапе подготовки максимально доступно и эффективно донести до обучающегося правильную технику удара, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике лапты, с другой, определило тему нашего исследования.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы особенности техники удара битой по мячу способ «сверху» и как максимально эффективно обучить технике удара битой по мячу в лапте способом «сверху» на этапе начальной подготовки.
Цель исследования - повышение эффективности обучения юных лаптистов технике удара битой по мячу способом «сверху» на этапе начальной подготовки за счет использования биомеханического анализа.
Объект исследования - техническая подготовка юных лаптистов на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования - техника удара битой по мячу способом «сверху» в лапте на этапе начальной подготовки.
Для того чтобы добиться поставленной цели нам необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Применить программное обеспечение Kinovea и выявить биомеханические особенности удара битой по мячу способом «сверху»
3. Разработать экспериментальную методику обучения технике удара способом «сверху» у лаптистов на этапе начальной подготовке с использованием биомеханического анализа.
4. Экспериментально апробировать и оценить ее эффективность.
5. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза: Мы предположили, что биомеханический анализ удара битой по мячу позволит выявить особенности выполнения удара битой по мячу способом «сверху».
А так же, что выявление особенностей выполнения удара способом «сверху», положенное в основу процесса обучения, позволят повысить показатели владения техникой удара битой по мячу.
Элементы новизны исследования: состоит в том, что впервые биомеханический анализ с использованием программного обеспечения Kinovea использован при обучении технике удара битой по мячу способом «сверху» в лапте.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной методики обучения юных лаптистов технике удара способом «сверху» на этапе начальной подготовки, что будет способствовать повышению эффективности обучения технике удара.
Материалы исследования могут быть использованы в практике работы тренеров спортивных школ.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Методы тестирования технической подготовленности;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы биомеханического анализа двигательных действий;
5. Методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин);
- учебно-методические разработки по лапте А.Ю. Костарева
-технико-тактическая подготовка игроков в русскую лапту (Р.М.
Валиахметов, Г.Н. Германов, Е.В. Готовцев, Л. Г. Гусев, А.Ю. Костарев, М.Е. Погадаев );
- основы биомеханики (Н.А. Бернштейн, В.И. Дубровский, Ю. Д. Железняк, В.П. Коренберг, Б.Е. Ламаш, Г.И. Попов, Н.Б. Сотский, В.Л. Уткин).
Техника лапты - это совокупность специальных игровых приемов, выполняемых для успешного ведения игровой и соревновательной деятельности с целью достижением выигрыша, победы. В современной лапте выигрывает тот, кто умеет сильно и точно бить по мячу, так как основной особенностью лапты является игра битой. Чтобы точно и сильно бить по мячу, игрок должен обладать высокой техникой владения битой, зрительной ориентацией, гибкостью тела, резкостью рук и достаточной мышечной силой.
Техника удара битой по мячу подразумевает определенную организацию двигательных действий, обеспечивающих достижение главной цели упражнения - совершение максимально сильного и точного удара. Построение движений подчиняется биомеханическим закономерностям, без знания которых невозможен целенаправленный плодотворный тренировочный процесс.
Поскольку физические упражнения являются основным средством спортивной тренировки, необходимо как можно глубже разбираться в том, как они построены, как их нужно выполнять и от каких факторов зависит эффективность их выполнения.
Сложность в изучении проблемы технической подготовленности спортсменов заключается в том, что физические упражнения представляют собой не просто механическое движение, а двигательные действия, направленные на достижение определенной цели. Основная роль спортивной биомеханики в изучении двигательных действий состоит в том, чтобы раскрыть сущность исполнительной, двигательной стороны этих действий, разумеется, учитывая то, что она всегда определяется психической и физиологической деятельностью мозга.
Анализ литературных источников показал, что в научно-исследовательской практике русская лапта является одним из малоизученных видов спорта. Известны лишь работы Е.В. Готовцева (2003, 2017), А.Ю. Костарева (Педагогическое моделирование в соревновательной деятельности лаптистов 2006 год, Проектирование системы подготовки
высококвалифицированных игроков в лапту, 2004 год) и учебно¬методические разработки по лапте в соавторстве с P.M. Валиахметовым, Л.Г. Гусевым, В.И. Щемелининым, в которых вопрос техники удара битой рассматривается поверхностно.
Таким образом, противоречие между необходимостью на начальном этапе подготовки максимально доступно и эффективно донести до обучающегося правильную технику удара, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике лапты, с другой, определило тему нашего исследования.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы особенности техники удара битой по мячу способ «сверху» и как максимально эффективно обучить технике удара битой по мячу в лапте способом «сверху» на этапе начальной подготовки.
Цель исследования - повышение эффективности обучения юных лаптистов технике удара битой по мячу способом «сверху» на этапе начальной подготовки за счет использования биомеханического анализа.
Объект исследования - техническая подготовка юных лаптистов на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования - техника удара битой по мячу способом «сверху» в лапте на этапе начальной подготовки.
Для того чтобы добиться поставленной цели нам необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Применить программное обеспечение Kinovea и выявить биомеханические особенности удара битой по мячу способом «сверху»
3. Разработать экспериментальную методику обучения технике удара способом «сверху» у лаптистов на этапе начальной подготовке с использованием биомеханического анализа.
4. Экспериментально апробировать и оценить ее эффективность.
5. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза: Мы предположили, что биомеханический анализ удара битой по мячу позволит выявить особенности выполнения удара битой по мячу способом «сверху».
А так же, что выявление особенностей выполнения удара способом «сверху», положенное в основу процесса обучения, позволят повысить показатели владения техникой удара битой по мячу.
Элементы новизны исследования: состоит в том, что впервые биомеханический анализ с использованием программного обеспечения Kinovea использован при обучении технике удара битой по мячу способом «сверху» в лапте.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной методики обучения юных лаптистов технике удара способом «сверху» на этапе начальной подготовки, что будет способствовать повышению эффективности обучения технике удара.
Материалы исследования могут быть использованы в практике работы тренеров спортивных школ.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Методы тестирования технической подготовленности;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы биомеханического анализа двигательных действий;
5. Методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин);
- учебно-методические разработки по лапте А.Ю. Костарева
-технико-тактическая подготовка игроков в русскую лапту (Р.М.
Валиахметов, Г.Н. Германов, Е.В. Готовцев, Л. Г. Гусев, А.Ю. Костарев, М.Е. Погадаев );
- основы биомеханики (Н.А. Бернштейн, В.И. Дубровский, Ю. Д. Железняк, В.П. Коренберг, Б.Е. Ламаш, Г.И. Попов, Н.Б. Сотский, В.Л. Уткин).
1. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что лапта является мало изученным видом спорта. Не было обнаружено практически никаких данных по вопросу технической подготовки лаптистов с применением биомеханического анализа.
2. Выявлены биомеханические особенности удара битой по мячу: Начальная стойка: угол между туловищем и плечом 70°, между предплечьем и битой - 170 °; в фазе замаха угол между плечом и туловищем составляет 170°, между предплечьем и битой - 54 °. Руки слегка согнуты в локтевом суставе. Центр тяжести переносится на правую ногу; Во время ударного взаимодействия биты с мячом угол между плечом и туловищем составляет 100°, между предплечьем и битой - 140°.
3. Разработана и апробирована экспериментальная методика обучения технике удара битой по мячу способом «сверху». В основе методике лежит использование результатов биомеханического анализа.
4. Анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента,
свидетельствует об эффективности предложенной нами методики. Выявлено достоверное повышение показателей технической подготовленности
спортсменов. В итоговом тестировании показатели в тесте «удары способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны» экспериментальной группы превысили результаты контрольной группы на 2,4 попадания (27,6 %) (p<0,05). В тесте «удары способом «сверху» в 4-ю и 5-ю зоны» к концу эксперимента у лаптистов экспериментальной группы выявлено превосходство результата относительно контрольной на 1,8 (20,9%) (р < 0,05).
Прирост показателей ЭГ в итоговом тестировании по отношению к начальному уровню в тесте «удары способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны» в ЭГ составил 2,6 попадания (23,4 %), в контрольной группе 0,8 (9,1%). По тесту «удары способом «сверху» в 4-ю и 5-ю зоны» прирост ЭГ составил 2,9 (27,8 %), КГ - 0,9 (10,4%), относительно их начальных показателей.
Практические рекомендации
Программное обеспечение Kinovea можно рекомендовать тренерам и спортсменам различных видов спорта для просмотра и проведения видеоанализа движений. Оно предоставляет расширенные возможности, такие как наглядное сравнение, секундомер, покадровое замедленное воспроизведение. При работе с Kinovea вы можно использовать видео с внешних источников: видеокамер, смартфонов и т.д. Достаточно сохранить видеофайлы на компьютере - программа самостоятельно распознает их. И к тому же немаловажно, что программа эта бесплатная.
При демонстрации видеоматериалов обучающимся рекомендуется обращать особое внимание замедленной съёмке, так как это очень удобная функция, с её помощью можно просматривать малейшие элементы техники, а так же ошибки, допущенные при совершении данного технического элемента.
Так же рекомендуется предлагать обучающимся самим сравнить и выявить отличия своей техники и техники модели. Это будет формировать сознательность и осознанность выполнения технического элемента.
Продолжительность методики обучения технике удара битой по мячу составляет 6 месяцев. Занятия проводятся четыре раза в неделю в процессе спортивной тренировки, 3 из которых уделяются применению методики.
2. Выявлены биомеханические особенности удара битой по мячу: Начальная стойка: угол между туловищем и плечом 70°, между предплечьем и битой - 170 °; в фазе замаха угол между плечом и туловищем составляет 170°, между предплечьем и битой - 54 °. Руки слегка согнуты в локтевом суставе. Центр тяжести переносится на правую ногу; Во время ударного взаимодействия биты с мячом угол между плечом и туловищем составляет 100°, между предплечьем и битой - 140°.
3. Разработана и апробирована экспериментальная методика обучения технике удара битой по мячу способом «сверху». В основе методике лежит использование результатов биомеханического анализа.
4. Анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента,
свидетельствует об эффективности предложенной нами методики. Выявлено достоверное повышение показателей технической подготовленности
спортсменов. В итоговом тестировании показатели в тесте «удары способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны» экспериментальной группы превысили результаты контрольной группы на 2,4 попадания (27,6 %) (p<0,05). В тесте «удары способом «сверху» в 4-ю и 5-ю зоны» к концу эксперимента у лаптистов экспериментальной группы выявлено превосходство результата относительно контрольной на 1,8 (20,9%) (р < 0,05).
Прирост показателей ЭГ в итоговом тестировании по отношению к начальному уровню в тесте «удары способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны» в ЭГ составил 2,6 попадания (23,4 %), в контрольной группе 0,8 (9,1%). По тесту «удары способом «сверху» в 4-ю и 5-ю зоны» прирост ЭГ составил 2,9 (27,8 %), КГ - 0,9 (10,4%), относительно их начальных показателей.
Практические рекомендации
Программное обеспечение Kinovea можно рекомендовать тренерам и спортсменам различных видов спорта для просмотра и проведения видеоанализа движений. Оно предоставляет расширенные возможности, такие как наглядное сравнение, секундомер, покадровое замедленное воспроизведение. При работе с Kinovea вы можно использовать видео с внешних источников: видеокамер, смартфонов и т.д. Достаточно сохранить видеофайлы на компьютере - программа самостоятельно распознает их. И к тому же немаловажно, что программа эта бесплатная.
При демонстрации видеоматериалов обучающимся рекомендуется обращать особое внимание замедленной съёмке, так как это очень удобная функция, с её помощью можно просматривать малейшие элементы техники, а так же ошибки, допущенные при совершении данного технического элемента.
Так же рекомендуется предлагать обучающимся самим сравнить и выявить отличия своей техники и техники модели. Это будет формировать сознательность и осознанность выполнения технического элемента.
Продолжительность методики обучения технике удара битой по мячу составляет 6 месяцев. Занятия проводятся четыре раза в неделю в процессе спортивной тренировки, 3 из которых уделяются применению методики.



