ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы проблемного обучения физике 6
1.1 Проблемное обучение как педагогическое явление 6
1.2 Особенности проблемного обучения 11
1.3 Организация проблемного обучения, правила и способы создания
проблемной ситуации 13
1.4Система методов проблемного обучения 17
2 Методика проблемного обучения физике в школе на примере изучение
темы «Законы сохранения в механике» 20
2.1 Особенности проблемного обучения в преподавании физики 20
2.2 Научно-методический анализ темы «Законы сохранения в механике» .... 22
2.3 Организация уроков физики по проблемному обучению 26
2.4 Применение методов проблемного обучения в преподавании темы физики
«Законы сохранения в механике» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, направленный наусвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных способностей и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствиис поставленными целями.
Проблема - это задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Проблемное обучение — это вид обучения, при котором активируется самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую деятельность, формируют творческое мышление. Обучающий выполняет функцию направляющего, степень его участия зависит от сложности материала, подготовленности и уровня развития обучающихся. Такое обучение позволяет постепенно вырабатывать внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности [12].
Эта технология заинтересовала нас новыми возможностями построения любого урока, где обучающиеся не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей и искателей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой и интересной. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и выучат, а то, что открыли сами и обьяснили по -своему. Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Так почему же именно на проблемное обучение возлагают главную роль в достижении цели развития творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках физики?
Хотя данная проблема обстоятельно рассматривается в Психолого - педагогической и методической литературе, но в практике школы не используется и не изучается. Поэтому для исследования в работе была выбрана данная тема.
Цель работы:изучить теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе, и проверить эффективность проблемной методики на уроке физики при изучении темы «Законы сохранения в механике».
В ходе дипломной работы были определены следующие
Задачи:
• Выделить признаки проблемного обучения;
• Выявить особенности проблемного обучения;
• Определить правила и способы создания проблемной ситуации;
• Применить метод проблемного обучения на уроке физики при изучении темы «Законы сохранения в механике»;
• Провести исследование по усвоению программы при применении проблемного обучения;
• Проанализировать полученные результаты;
• Разработать рекомендации по применению проблемного обучения на уроках.
Объект исследования- процесс проблемного обучения.
Предмет исследования- методы, формы, содержание проблемного обучения на примере изучение темы «законы сохранения в механике».
Гипотеза: использование проблемных заданий и вопросов оказывает влияние на эффективность обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
Методы исследования: на теоретическом уровне - анализ и сравнение литературы, анализ понятийно-теоретической системы, на эмпирическом уровне - изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта.
В данной работе мы разработали два план-конспекта по физике, с использованием методов проблемного обучения, разработали и сняли два видео для демонстрации и задания проблемы, так же две презентации к урокам. И разработали два тестовых задания для проверки усвоения материала,и для сравнения результатов и выявления, лучшего метода усвоения знаний.Сравнили результаты, занесли их в таблицы, построили диограмму, разработали рекомендации для обучающих, которые будут использовать метод проблемного обучения на уроках физики при изучении тем «Законы сохранения в механике»:
1. Обучающий может использовать в работе проблемные ситуации из учебника, можетсамостоятельно продумывает разные проблемные ситуации во время подготовки к уроку, а также создаёт их во время занятий. Создать проблемную ситуацию можно подбором и с помощью противоречий внешне или по существу теоретических положений и фактов. Новые факты и известные теории могут быть несовместимы и противоречивы. Для обучающихся проблема предстает в виде познавательной трудности. Анализ поставленной проблемы требует активизации знаний, умений, навыков обучающихся. В отдельных случаях необходимо предоставить опорные знания, необходимые для решения данной проблемы.
2. Предположение о возможных способах разрешения проблемы на основе проделанного анализа проблемной ситуации, сравнения исходного и требуемого состояние исследуемого процесса, с опорой на известные законы. Продуктивно будет, если обучающийся пробует решить проблему до того, как получает решение.
3. Возможные вопросы к обучающимся для осознания и взаимосвязи с обучающим:
• Какие моменты процесса поиска представляли важные этапы решения?
• Какой момент решения был самым важным?
• В чём состояла самая главная трудность?
• Что можно улучшить ?
• Какой приём можно применять в похожей ситуации?
4. Для успешного выполнения проблемного задания на начальном этапе обучающему необходимо:
• Организовать и направить на работу с учебно -методической литературой, графическими пособиями (таблицами, схемами, графиками, моделями).
• Выделить основные категории и понятия.
• Разработать пошаговое описание методов и приёмов для достижения поставленной цели и творчески развивающие.
• Рекомендовать работу с информационными компьютерными тех-нологиями для обеспечения поиска и обмена информацией.
• Дать возможность обучающимся самим выбирать удобную для них форму работу — индивидуально, в парах, в малых группах.
Организованная подобным образом работа позволяет обучающимся:
• решать определённые практические задачи, стоящие перед ними не только на уроках физики, но и в различных жизненных ситуациях;
• выдвигать собственные проблемы, критически оценивать реальную ситуацию.
1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.
2. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. - Казань, 1967.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
4. Дик Ю.И., Коровин В.А. Программы для общеобразовательных
5. Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). Век Х. Оценки и отметки: Перевод с немецкого. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 128 с.
6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя / Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
7. Каменецкий С.Е., Пурышевой Н.С. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000.
8. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика.: Учеб. для 9 кл. сред, шк.- М.:Просвещение, 1990.-е. 191
9. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учебник для 9 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1994.
10. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов. - М.: Просвещение, 1982. - 448 с.
11. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.:
Просвещение, 1972.
12. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы. - М.: Знание, 1991.
13. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
14. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе Методическое пособие по спецкурсу Л. 1973.
15. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.
- М.: Педагогика, 1975.
16. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
17. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения М. Педагогика 1977.
18. Махмутов М.И. Современный урок. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
19. Онищук В.А. Урок в современной школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
20. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. -М.,1998. - 548 с.
21. Петрушин С.Ф., Сидорина М.С., Кунева С.Н. Актуальные проблемы обучения и воспитания учащихся: Учебно -методическое пособие.
- Брянск, 1998.
22. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
23. Программы общеобразовательных учреждений: Физика.
Астрономия. - М.: Просвещение, 1994.
24. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике М.: Просвещение, 1988.
25. Сердюченко О.И. Современные образовательные технологии // Научно-практический журнал «Завуч», 2002, № 2.
учреждений. М.: Просвещение, 1994. - с.250.
26. Якиманская И.С. Технология личностно -ориентированного
обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
27. Яковлев Н.М., Сохов А.М. Методика и техника урока в школе: В
помощь начинающему учителю. - 3-е издание, переработанное и
дополненное. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
Интернет-источники
28. http://www.ed.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию.
29. http://festi.val. 1september.ru/ - Сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
30. http://teacher.org.ru/ - конкурс «Учитель года России».
31. http://www.fpru.org/ - Фонд поддержки российского учительства.