ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика счётных операций и их развитие в онтогенезе 6
1.2. Особенности овладения счётными операциями старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи 10
1.3. Методические подходы к предупреждению дискалькулии у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
2.1. Изучение готовности к овладению счётными операциями старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.2. Анализ результатов исследования готовности к овладению счётными
операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.3. Методические рекомендации по профилактике дискалькулии у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика счётных операций и их развитие в онтогенезе 6
1.2. Особенности овладения счётными операциями старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи 10
1.3. Методические подходы к предупреждению дискалькулии у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
2.1. Изучение готовности к овладению счётными операциями старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.2. Анализ результатов исследования готовности к овладению счётными
операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.3. Методические рекомендации по профилактике дискалькулии у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
В наше время учёные придерживаются такого мнения, что низкий уровень математических представлений в детстве снижает качество жизни уже взрослого человека в большей степени, чем, к примеру, низкий уровень грамотности.
Овладение счётными операциями - это, прежде всего, один из компонентов успешной школьной адаптации ребёнка. Математика является одним из ведущих предметов в общеобразовательной школе, опорой для всех школьных дисциплин, а в дальнейшем становится базой для людей самых разнообразных профессий. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих собственных силах, основанное на том, что мир имеет свой порядок и, потому, постижим и предсказуем для человека. Целенаправленное математическое развитие ребенка-дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки аргументировать свои действия.
Не каждому ребёнку овладение математикой даётся с лёгкость, а дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности даже при условии целенаправленного педагогического процесса. Поэтому такие дети нуждаются в дополнительной помощи. Этот факт указывает на актуальность нашего исследования.
Отсутствие особого внимания к овладению счётными операциями дошкольниками с ОНР может привести к дискалькулии в школьном периоде.
Дискалькулия - это частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких, повторяющихся математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью, с одной стороны, процессов приёма и переработки сенсомоторной информации и, с другой, «математической речи», приводящей к снижению уровня культуры познания математики.
Изучением особенностей усвоения детьми счётных операций занимались А.В. Белошистая, Дж. Локк, М. Монтессори, А.М. Леушина.
Проблему усвоения детьми с ОНР счётных операций изучали Е.А. Стребелева, С.Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, Л.Е. Томме,
И.А. Нигматуллина и др.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - состояние готовности к овладению счётными операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - организационно-методические условия логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии учёта особенностей когнитивного и речевого развития детей с ОНР, а также на основе онтогенетического развития психологических процессов, лежащих в основе овладения числом и математическими действиями.
Для планомерного достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить состояние готовности к овладению счётными
операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научно-теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счёта и счётных операций (П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже); о единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счётной деятельностью (Л.Б. Баряева, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Л.М. Фридман, Л.С. Цветкова); концептуальные положения о единстве законов развития ребёнка в норме и с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский); о роли обучения детей с нарушениями речевого развития и реализации их образовательных потребностей средствами специального образования (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Малофеев); исследования, раскрывающие клинико- психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, А.В. Ястребова).
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15
«Дружная семейка» г. Белгород.
Овладение счётными операциями - это, прежде всего, один из компонентов успешной школьной адаптации ребёнка. Математика является одним из ведущих предметов в общеобразовательной школе, опорой для всех школьных дисциплин, а в дальнейшем становится базой для людей самых разнообразных профессий. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих собственных силах, основанное на том, что мир имеет свой порядок и, потому, постижим и предсказуем для человека. Целенаправленное математическое развитие ребенка-дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки аргументировать свои действия.
Не каждому ребёнку овладение математикой даётся с лёгкость, а дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности даже при условии целенаправленного педагогического процесса. Поэтому такие дети нуждаются в дополнительной помощи. Этот факт указывает на актуальность нашего исследования.
Отсутствие особого внимания к овладению счётными операциями дошкольниками с ОНР может привести к дискалькулии в школьном периоде.
Дискалькулия - это частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких, повторяющихся математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью, с одной стороны, процессов приёма и переработки сенсомоторной информации и, с другой, «математической речи», приводящей к снижению уровня культуры познания математики.
Изучением особенностей усвоения детьми счётных операций занимались А.В. Белошистая, Дж. Локк, М. Монтессори, А.М. Леушина.
Проблему усвоения детьми с ОНР счётных операций изучали Е.А. Стребелева, С.Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, Л.Е. Томме,
И.А. Нигматуллина и др.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - состояние готовности к овладению счётными операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - организационно-методические условия логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии учёта особенностей когнитивного и речевого развития детей с ОНР, а также на основе онтогенетического развития психологических процессов, лежащих в основе овладения числом и математическими действиями.
Для планомерного достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить состояние готовности к овладению счётными
операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научно-теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счёта и счётных операций (П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже); о единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счётной деятельностью (Л.Б. Баряева, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Л.М. Фридман, Л.С. Цветкова); концептуальные положения о единстве законов развития ребёнка в норме и с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский); о роли обучения детей с нарушениями речевого развития и реализации их образовательных потребностей средствами специального образования (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Малофеев); исследования, раскрывающие клинико- психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, А.В. Ястребова).
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15
«Дружная семейка» г. Белгород.
Проблема исследования счётных операций является особенно актуальной в наши дни в связи с увеличением технических профессий, повышением технологического производства и нарастанием внимания к математическому образованию. Поэтому вопросы ранней профилактики и коррекции дискалькулии так беспокоят специалистов различных направлений: логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов.
В ходе дипломной работы были решены основные задачи, сформированные в соответствии с целью исследования. Подробно изучив научно-методическую литературу, проведя экспериментальное исследование и проанализировав полученные нами результаты, мы смогли убедиться, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается ограниченный математический словарь, недостаточное «чувство числа», трудности в счёте, в узнавании образа чисел и соотнесении числа предметов с цифрой, а также, особые проблемы в вербализации математических действий и ориентировке в пространстве.
Развитие счётных операций занимает особое место в развитии детей с общим недоразвитием речи в целом. Процесс формирования счётных операций положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие компонентов речи.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости профилактической и коррекционной работы. Для усвоения ребёнком с ОНР математических умений и навыков, а также для его дальнейшей успешности в школе необходимо уделять больше внимания математическим терминам, подкрепляя их картинным материалом, вводить их в активный словарь детей, используя при этом реально созданные условия и наглядность. Сам материал должен строиться так, чтобы он побуждал ребёнка к ответам, самостоятельным подсчётам, вопросам, выделению числительных. Также, стоит обратить особое внимание на фигуры и их качества, образ цифр и их словесное обозначение, так как их вербализация вызывает у старших дошкольников с ОНР особые сложности. Однако, не стоит забывать, что всё перечисленное будет восприниматься и усваиваться ребёнком эффективнее, если будет введено в его ведущую деятельность.
В ходе дипломной работы были решены основные задачи, сформированные в соответствии с целью исследования. Подробно изучив научно-методическую литературу, проведя экспериментальное исследование и проанализировав полученные нами результаты, мы смогли убедиться, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается ограниченный математический словарь, недостаточное «чувство числа», трудности в счёте, в узнавании образа чисел и соотнесении числа предметов с цифрой, а также, особые проблемы в вербализации математических действий и ориентировке в пространстве.
Развитие счётных операций занимает особое место в развитии детей с общим недоразвитием речи в целом. Процесс формирования счётных операций положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие компонентов речи.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости профилактической и коррекционной работы. Для усвоения ребёнком с ОНР математических умений и навыков, а также для его дальнейшей успешности в школе необходимо уделять больше внимания математическим терминам, подкрепляя их картинным материалом, вводить их в активный словарь детей, используя при этом реально созданные условия и наглядность. Сам материал должен строиться так, чтобы он побуждал ребёнка к ответам, самостоятельным подсчётам, вопросам, выделению числительных. Также, стоит обратить особое внимание на фигуры и их качества, образ цифр и их словесное обозначение, так как их вербализация вызывает у старших дошкольников с ОНР особые сложности. Однако, не стоит забывать, что всё перечисленное будет восприниматься и усваиваться ребёнком эффективнее, если будет введено в его ведущую деятельность.
Подобные работы
- ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по предупреждению оптической диcграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1530 р. Год сдачи: 2019



