ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика счётных операций и их развитие в онтогенезе 6
1.2. Особенности овладения счётными операциями старшими
дошкольниками с общим недоразвитием речи 10
1.3. Методические подходы к предупреждению дискалькулии у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
2.1. Изучение готовности к овладению счётными операциями старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.2. Анализ результатов исследования готовности к овладению счётными
операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.3. Методические рекомендации по профилактике дискалькулии у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
В наше время учёные придерживаются такого мнения, что низкий уровень математических представлений в детстве снижает качество жизни уже взрослого человека в большей степени, чем, к примеру, низкий уровень грамотности.
Овладение счётными операциями - это, прежде всего, один из компонентов успешной школьной адаптации ребёнка. Математика является одним из ведущих предметов в общеобразовательной школе, опорой для всех школьных дисциплин, а в дальнейшем становится базой для людей самых разнообразных профессий. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих собственных силах, основанное на том, что мир имеет свой порядок и, потому, постижим и предсказуем для человека. Целенаправленное математическое развитие ребенка-дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки аргументировать свои действия.
Не каждому ребёнку овладение математикой даётся с лёгкость, а дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности даже при условии целенаправленного педагогического процесса. Поэтому такие дети нуждаются в дополнительной помощи. Этот факт указывает на актуальность нашего исследования.
Отсутствие особого внимания к овладению счётными операциями дошкольниками с ОНР может привести к дискалькулии в школьном периоде.
Дискалькулия - это частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких, повторяющихся математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью, с одной стороны, процессов приёма и переработки сенсомоторной информации и, с другой, «математической речи», приводящей к снижению уровня культуры познания математики.
Изучением особенностей усвоения детьми счётных операций занимались А.В. Белошистая, Дж. Локк, М. Монтессори, А.М. Леушина.
Проблему усвоения детьми с ОНР счётных операций изучали Е.А. Стребелева, С.Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, Л.Е. Томме,
И.А. Нигматуллина и др.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - состояние готовности к овладению счётными операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - организационно-методические условия логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии учёта особенностей когнитивного и речевого развития детей с ОНР, а также на основе онтогенетического развития психологических процессов, лежащих в основе овладения числом и математическими действиями.
Для планомерного достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить состояние готовности к овладению счётными
операциями у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научно-теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счёта и счётных операций (П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже); о единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счётной деятельностью (Л.Б. Баряева, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Л.М. Фридман, Л.С. Цветкова); концептуальные положения о единстве законов развития ребёнка в норме и с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский); о роли обучения детей с нарушениями речевого развития и реализации их образовательных потребностей средствами специального образования (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Малофеев); исследования, раскрывающие клинико- психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, А.В. Ястребова).
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15
«Дружная семейка» г. Белгород.
Проблема исследования счётных операций является особенно актуальной в наши дни в связи с увеличением технических профессий, повышением технологического производства и нарастанием внимания к математическому образованию. Поэтому вопросы ранней профилактики и коррекции дискалькулии так беспокоят специалистов различных направлений: логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов.
В ходе дипломной работы были решены основные задачи, сформированные в соответствии с целью исследования. Подробно изучив научно-методическую литературу, проведя экспериментальное исследование и проанализировав полученные нами результаты, мы смогли убедиться, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается ограниченный математический словарь, недостаточное «чувство числа», трудности в счёте, в узнавании образа чисел и соотнесении числа предметов с цифрой, а также, особые проблемы в вербализации математических действий и ориентировке в пространстве.
Развитие счётных операций занимает особое место в развитии детей с общим недоразвитием речи в целом. Процесс формирования счётных операций положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие компонентов речи.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости профилактической и коррекционной работы. Для усвоения ребёнком с ОНР математических умений и навыков, а также для его дальнейшей успешности в школе необходимо уделять больше внимания математическим терминам, подкрепляя их картинным материалом, вводить их в активный словарь детей, используя при этом реально созданные условия и наглядность. Сам материал должен строиться так, чтобы он побуждал ребёнка к ответам, самостоятельным подсчётам, вопросам, выделению числительных. Также, стоит обратить особое внимание на фигуры и их качества, образ цифр и их словесное обозначение, так как их вербализация вызывает у старших дошкольников с ОНР особые сложности. Однако, не стоит забывать, что всё перечисленное будет восприниматься и усваиваться ребёнком эффективнее, если будет введено в его ведущую деятельность.
1. Kosc, L. Developmental Dyscalculia. [Текст]: Journal of Learning Disabilities / L. Kosc. - 1974. - 177 с.
2. Берестенко, Ю.А. Теоретический анализ проблемы дискалькулии у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Берестенко. - Научное сообщество студентов: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2016. - С. 81-84.
3. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст] / Под ред. В.А. Жмурова. - 2-е изд. - М., 2012. - 1096 с.
4. Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: учебно-метод. пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева / Под ред. Т.Б. Филичевой. - М., 2007. - 63 с.
5. Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР [Текст] / Т.Н Волковская. - М., 2004. - 171 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - Краснодар, 2015. - 536 с.
7. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин. - М., 1966. - 336 с.
8. Йонсен, Ф. Трудности в обучении математике: избранные статьи [Текст] / пер. с норв. Л.В. Левита. - Архангельск, 2006. - 105 с.
9. Калинченко, А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст]: метод. пособие / А. В. Калинченко. - М.: Айрис- пресс, 2005. - 224 с.
10. Колесникова, Е.В. Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. - М., 2018. - 38 с.
11. Кондратьева, С.Ю. Профилактика вербальной дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1 (114). - С. 178-181.
12. Кондратьева, С.Ю. Профилактика графической дискалькулии у
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / С.Ю.
Кондратьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51. - С. 194-201.
13. Лалаева, Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска. - М., 2005. - 176 с.
14. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М., 1959. - 345 с.
15. Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.А. Менчинская. - М., 1952. - 39 с.
16. Непомнящая, Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет: На материале математики [Текст] / Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
17. Оксфордский толковый словарь по психологии [Текст] / Под ред. А. Ребера. - М.: Азбука-классика, 2002. - 588 с.
18. Реан, А.А. Психология детства [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
19. Степкова, О.В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук / О.В, Степкова. - СПб., 2008. - 13-22 с.
20. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 1999. - 320 с.
21. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М, 2000. - 304 с.
22. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет. [Электронный источник] / А.В. Белошистая // Интернет-портал РгоШколу.ги: [proshkolu.ru]. - Режим доступа: https://proshkolu.ru/user/bacalai/file/4843862/ Дата обращения: 03.02.2018.
23. Векслер, Д. Проверка зрительной памяти дошкольников. [Электронный источник] / Д. Векслер // Портал для родителей о детях StranaKIDS.ru: [stranakids.ru]. - Режим доступа: http://stranakids.ru/proverka-zritelnoi- pamyati-doshkolnikov/ Дата обращения: 23.12.2017.
24. Кондратьева, С.Ю. Вопросы профилактики и коррекции дискалькулии у детей с тяжёлыми нарушениями речи [Электронный источник] / С.Ю. Кондратьева // Научная электронная библиотека Киберленинка [cyberleninka.ru]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/voprosy- profilaktiki-i-korrektsii-diskalkulii-u-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi. Дата обращения: 12.03.2018.
25. Лиепинь, С. Методика для определения устойчивости, переключения и
распределения внимания [Электронный источник] / С. Лиепинь // Педагогический портал [pedportal.net]. Режим доступа:
https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/metodika-s-liepin-dlya- izucheniya-ustoychivosti-raspredeleniya-i-pereklyucheniya-vnimaniya-424562 Дата обращения: 09.04.2018.
26. Лурия, А.Р. Заучивание 10 слов [Электронный источник] / А.Р. Лурия // Психологические тесты [vsetesti.ru]. Режим доступа: https://vsetesti.ru/317/ Дата обращения: 26.01.2018.
27. Меркульева, В.А. Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов [Электронный источник] / Социальная сеть работников образования [nsportal.ru]. Режим доступа: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/07/korrektsionnaya-rabota- po-profilaktike-diskalkulii-u-detey Дата обращения: 18.03.2018.