Введение
3
Глава 1. Становление и развитие конституционно-правовых основ деятельности казачьих объединений в России 18
1.1. Теоретические аспекты исследования конституционно¬правовых норм, регулирующих деятельность объединений российского казачества 18
1.2. Генезис государственно-правовых основ деятельности казачьих объединений в России 48
Глава 2. Содержание конституционно-правовых основ деятельности объединений современного российского казачества в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа 78
2.1. Федеральные конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в России: содержание и тенденции развития 78
2.2. Особенности конституционно-правовых основ деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа 107
Заключение
Список использованных источников и литературы
142
149
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена объективными потребностями научного осмысления радикальных изменений российского законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, процессов формирования в социально-политической системе российского общества институтов и организаций, претендующих на правомочия артикуляции и защиты конституционных прав и свобод граждан России, в том числе граждан идентифицируемых с казачеством, которое законодательно отнесено к народам, репрессированным советским Правительством по политическим мотивам.1
Теоретико-прикладной характер общественных запросов на научное осмысление проблем формирования и реализации конституционно-правовых ос¬нов деятельности казачьих объединений в современных условиях в полной мере соответствует потребностям научно-методического обеспечения процесса развития правового государства и гражданского общества в России, объектив¬ной необходимостью формирования на всей территории Российской Федерации единого правового поля, обеспечивающего полную и эффективную реализацию всеми гражданами конституционных прав и свобод. Актуальность исследования проблем конституционно-правового регулирования деятельности казачьих обществ в Российской Федерации органично вытекает из задач, которые Президент России В.В. Путин поставил перед российскими юристами на совещание руководителей законодательных собраний субъектов Российской
1 См., например: О реабилитации репрессированных народов: Закон Российской Федерации от 26 апр. 1991 г. № 1107-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1991. - № 8. - Ст. 572; О реабилитации казачества: Пост. Верховного Совета РФ от 16 июля 1992 г. № 321-1 // Российская газ.- 1992. - 23 июля.
2 См., например, Колосова Н. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации // Закон и право. - 2002. - № 9. - С. 77; Ренов Э. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов - основной правовой принцип // Хозяйство и право. - 2000. - № 1. - С. 32-41 и др.
4
Федерации и посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации.1
Демократические процессы развития в современной России правового государства и гражданского общества сопровождаются восстановлением в социально-политической структуре традиционных для досоветской России социальных институтов и общностей, к числу которых относится казачество. Массовость казачьих объединений обеспечивается многочисленной социальной базой, которую составляют потомки казачьих родов и граждане, сочувствующие казачьему движению и поддерживающие его. По оценкам экспертов, в России насчитывается около 4,5 млн. граждан, относящих себя к потомкам российских казаков.2
Как отмечалось в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 355 «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству»: «Движение за возрождение российско¬го казачества, подвергшегося репрессиям в годы советской власти, приобрело широкий размах в 80-е годы». С тех пор социальные формирования, носящие наименование «казачьи», развивались количественно и качественно, трансформировались из разрозненных неформальных групп энтузиастов в систему казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и несистематизированное множество общественных объединений граждан, признающих себя потомками казаков.
Конституционно-правовые основы возрождения и деятельности казачества призваны обеспечивать Конституция Российской Федерации и федеральное
1 См.: Законы субъектов Российской Федерации должны быть работоспособными: Выступление В.В. Путина на совещание руководителей законодательных собраний субъектов РФ // Журнал российского права. - 2002. - № 7. - С. 3-6; Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией: Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. 16 мая 2003 г. // Новые законы и нормативные акты. - 2003. - № 21. - С. 3-16; Журнал российского. права. - 2003. - № 6.
- С. 3-14.
2 См.: Русский обзор. - 1992. - № 1-2. - С.14.
3 Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству: Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. № 355 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 3. - Ст. 210.
5
законодательство. Нормативно-правовая база деятельности казачьих объединений за период с 80-х гг. ХХ в. до настоящего времени неоднократно модернизировалась в зависимости от характера отношений государства к казачьим обществам и общественным объединениям. Используя свои конституционно¬правовые возможности, законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления адаптируют федеральное законодательство к конкретным региональным и местным условиям.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в современном российском обществе составляют Конституция Российской Федерации, законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также созданные на их основе с учетом традиций казачества и иных местных социальных групп населения корпоративные документы казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и казачьих объединений.
Социальные, политические, конституционно-правовые, организационные предпосылки и факторы формирования и развития конституционно¬правовых основ деятельности казачьих объединении в современных условиях детерминированы процессом демократической трансформации российского общества, потребностями и возможностями модернизируемых политической и правовой систем России, способствующих развитию казачества как института гражданского общества.
Важным фактором, предопределяющим эффективность конституционно-правовых основ деятельности казачьих объединений предопределяется их соответствием нормам живого права, зафиксированным правовой культурой казачьей социальной общности и российского общества в традициях, обычаях, ритуалах.
В начале XXI века формирование конституционно-правовых основ воз-рождения и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации не закончено, они представляют собой разнородные, трудно совместимые элементы, вследствие чего в субъектах Российской Федерации наблюдается замедление процесса возрождения и развития казачества и переход его в режим функционирования. При этом отмечено прекращение количественного и качественного роста казачьих обществ, рост противоречий между запросами казачества на несение государственной службы и реальными условиями ее организации, увеличение верифицируемых оснований для нарастания в корпоративном сознании казачества негативных оценок отношения к нему государства.
Формирование и развитие конституционно-правовых основ возрождения и деятельности казачьих обществ в субъектах Федерации обеспечивают органы государственной власти и местного (муниципального) управления, которые при необходимости и конструктивном характере отношений казачьих обществ и организаций с органами государственной власти и местного само¬управления создают дополнительные нормативные, организационные, финансово обществ и организаций к решению общегосударственных и местных проблем.
Разрозненные действия политической элиты в субъектах Федерации, находящихся в Южном федеральном округе, порождают разнотипные специализированные органы государственной власти, сотрудничающие с казачьими обществами и организациями, различные законодательные акты, предопределяющие деятельности казачьих обществ.
Отсутствие специализированных федеральных государственных органов, взаимодействующих с казачьими обществами, несогласованность подобных элементов механизма в федеральных округах и в субъектах Федерации, муниципальных образованиях приводят к тому, что современное российское законодательство не обеспечивает в полной мере актуальные потребности членов казачьих обществ и органов государственной власти и местного само¬управления.
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референ¬думе 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2208.
3. О взаимодействии членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, с органами внутренних дел: Совместные рекомендации ГУКВ и МВД Российской Федерации // Казаки на службе России: Информационный бюллетень ГУКВ. - М.: Из¬вестия, 1997. - Вып. 2. - С. 105-107.
4. О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Феде¬рации: Указ Президента Российской Федерации от 20 янв. 1996 г. № 67 // Российская газ.- 1996. - 25 янв.; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 4. - Ст. 266.
5. О государственной поддержке казачьих обществ, взявших на себя обяза¬тельства по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: Пост. Правительства Российской Федерации от 27 нояб. 2000 г. № 894 // Российская газ.- 2000.¬6 дек.
6. О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 9 авг. 1995 г. № 835 // Россий¬ская газ.- 1995. - 15 авг.; Собрание законодательства Российской Федера¬ции. - 1995. - № 33. - Ст. 3359.
150
7. О концепции государственной политики по отношению к казачеству: Пост. Правительства Российской Федерации от 22 апр. 1994 г. № 355 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 3. - Ст. 210.
8. О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества: Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 // Ведомости Съезда на¬родных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 1992.
- № 25. - Ст. 1429.
9. О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 12 февр. 1998 г. № 162 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 7. - Ст. 827.
10. О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной или иной службе: Указ Президента Российской Федерации от 16 апр. 1996 г. № 563. // Российская газ.- 1996. - 24 апр.
11. О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе: Указ Президента Российской Федерации от 16 апр. 1996 г. № 563 // Российская газ.- 1996. - 24 апр.
12. О привлечении членов казачьих обществ к работам по охране лесов: При¬каз Федеральной службы лесного хозяйства России от 12 июля 1996 г. № 20 // Казаки на службе России: Информационный бюллетень ГУКВ. - М.: Известия, 1997. - Вып. 2. - С. 93.
13. О признании незаконными и преступными репрессивных актов против на¬родов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав. Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. № 772-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.
- 1989. - № 23. - Ст. 449.
151
14. О проведении эксперимента по невойсковой охране отдельных участков Государственной границы Российской Федерации: Указ Президента Рос¬сии от 19 июля 1996 г. № 943 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 26. - Ст. 3065.
15. О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покуп¬ку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведе¬ние хозяйством членам казачьих обществ: Пост. Правительства Россий¬ской Федерации от 17 июля 1996 г. № 885 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 31. - Ст. 3738.
16. О реабилитации казачества: Пост. Верховного Совета РФ от 16 июля 1992 г. № 321-1 // Российская газ.- 1992. - 23 июля.