Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

Работа №69093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей пятого
года жизни 7
1.2. Влияние коллективного творчества на развитие эмоциональной от-зывчивости у детей пятого года жизни 16
1.3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у де-тей пятого года жизни в процессе коллективного творчества 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМО-ЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА 30
2.1. Определение уровня эмоциональной отзывчивости у детей пятого года
жизни 30
2.2. Реализация педагогических условий развития эмоциональной отзыв-чивости у детей пятого года жизни в процессе коллективного творчества
39
2.3. Выявление динамики в развитии эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ


Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы
по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен,
открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным
психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Нельзя
не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений
у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность,
агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения
ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко
возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в
этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Осваивая социальную обусловленность
эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры
личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм,
лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности. Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное
развитие является одним из новых направлений в развитии личности.
Самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех
культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, к сожалению, встречается все реже. И хотя в наши дни более важны4
ми становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила,
прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего
цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту
и отзывчивость. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности,
симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д.
В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, в основном с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию
дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую
сопереживание и сочувствие. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми. Т.П. Гаврилова считает, что
отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в
сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений. При рассмотрении способов развития отзывчивости у
дошкольников авторы обращаются к художественным произведениям, используя их в качестве примеров и средства воспитания сочувствия и сопереживания герою художественного произведения.
Детское коллективное творчество также рассматривается как одно из
эффективных средств развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Все виды изобразительной деятельности оказывают влияние на развитие
эмоционального отклика у дошкольников. В процессе коллективного творчества дети общаются друг с другом, обсуждая выполнение совместной работы, что уже способствует проявлению эмоций. Содержание выполняемой работы также вызывает у детей эмоциональную отзывчивость. Возможности
коллективного творчества в развитии эмоциональной отзывчивости у до5
школьников исследовались такими педагогами, как Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, А.И. Савенков и др. Все выше сказанное подтверждает актуальность
темы нашего исследования.
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий
развития эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни в процессе
коллективного творчества. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни в процессе коллективного
творчества.
Гипотеза исследования: успешному развитию эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни в процессе коллективного творчества могут способствовать следующие педагогические условия:
- организация мониторинга эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни;
- обогащение представлений детей об эмоциональных состояниях человека;
- обеспечение активной позиции ребенка в проявлении эмоциональной
отзывчивости процессе восприятия произведений искусства, продуктов совместной творческой деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование было направлено на формирование
эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни в процессе коллективного творчества.
Нами были определены и решены следующие задачи исследования:
1. Выяснить особенности развития эмоциональной отзывчивости у
детей пятого года жизни.
2. Обосновать влияние коллективного творчества на развитие эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни
3. Определить и апробировать педагогические условия развития
эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни в процессе коллективного творчества.
4. Выявить динамику в развитии эмоциональной отзывчивости у
детей пятого года жизни.
Нами были изучены научные труды педагогов и психологов об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста (В.В. Абраменкова, А.В.
Запорожец, Т.П. Гаврилова, Я.З. Неверович, М.С. Лисина, А.Е. Ольшанниковаи др.). Многие ученые рассматривают отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений. При рассмотрении способов развития отзывчивости у дошкольников авторы обращаются к художественным произведениям, используя их в качестве примеров и средства воспитания сочувствия и сопереживания герою художественного произведения.
По данным многих отечественных исследователей (Т.С. Комарова,
Н.Н. Леонова, И.А. Лыкова, А.И. Савенков, Т.И. Софронова и др.), наибольшее влияние изобразительная деятельность, и в том числе ее коллективные
формы, оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, их чувства, пере52
живания и, как следствие этого, совершенствование у детей способности сочувствовать другим людям. На этой основе появляется способность выделять
и оценивать нравственные стороны отношения человека к жизни, понимать и
ценить доброжелательное отношение к себе и другим людям. И все это положительно сказывается на становлении внутренней нравственной позиции
личности, на формировании у ребенка нравственно-эстетических качеств
личности.
Нами была проведена экспериментальная работа с детьми пятого года жизни, в основу которой была положена гипотеза исследования, согласно
которой успешному развитию эмоциональной отзывчивости у детей пятого
года жизни в процессе коллективного творчества могут способствовать следующие педагогические условия:
- организация мониторинга эмоциональной отзывчивости у детей пятого года жизни;
- обогащение представлений детей об эмоциональных состояниях
человека;
- обеспечение активной позиции ребенка в проявлении эмоциональной отзывчивости процессе восприятия произведений искусства, продуктов
совместной творческой деятельности;
- готовность воспитателя к профессиональной деятельности, включающая теоретический, практический и психологический компоненты.
Результаты контрольного этапа работы позволили выявить положительную динамику в развитии эмоциональной отзывчивости у детей средней
группы. Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.


5. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Психолого-педагогические аспекты
развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
6. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Психолого-педагогические аспекты
развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV меж¬дунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство
Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
7. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошколь¬
ников // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 6-18.
8. Белькова А.Н., Рындина А.Г. Совместная деятельность старших до¬
школьников в проектах художественно-эстетической направленности // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 46-56.
9. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в д/с.: Книга для воспитателей. М.
Просвещение, 1992.
10. Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Как стать партнером?// Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С. 42-49.
11. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное
творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «ИЗД. «ДЕТСТВО-ПРЕСС, М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. - 352 с.
12. Вотинова О.М. Формирование эмоционально-нравственного опыта де¬тей в дошкольном образовательном учреждении и семье: Дис...канд.пед.наук. - Москва, 2005. - 203 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005. -
14. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социо-культурный феномен и самоценный период в жизни человека// Дет-ский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 6-12.
15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд. Мос¬ковского университета, 1987. //http//koob.ru/
16. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально¬
экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учре¬ждении: Дис.канд.пед.наук. - Новокузнецк, 2011. - 210 с.
17. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.:
18. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у де¬тей младшего дошкольного возраста: Дис....канд.пед.наук. - Москва, 1998. - 239 с.
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образо¬вания / Т.И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ^ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-280с.
20. Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство». // Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб.: Детство- Пресс, 2010.
21.Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. - М.: «Акаде¬мия», 2000. - 512 с.
22.Затеева Е.В. Подготовка педагогов дошкольного образования к про- блематизации образовательного процесса [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: Москва, 2003. - 222 с. 3.
23. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя груп¬па: комплексные занятия»/ авт.-сост. О.В.Павлова.-Изд.2-е.- Волго¬град: Учитель, 2014.- 158 с.
24. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
26. Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспита¬ния и образования детей дошкольного возраста: Дис...докт.пед.наук. - Москва, 2009. - 361 с.
27. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и ценности возраста
//Дошкольная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 8-11.
28. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.
29. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: социально-эмоциональное раз¬витие детей от 3 до 6 лет: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образовательных учреждений, 2-е изд. М., 2005.
30. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий».- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.- 48с.
31. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое по¬собие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120 с.
32. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольни¬ков.: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
33. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. лед. учеб. заведений. - M: ТЦ Сфера,2003. -
34. Крайнова Л.В. Формирование нравственной активности у детей стар¬шего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Дис.канд.пед.наук. - Москва, 1984. - 201 с.
35. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Генезис,
2006. - 208 с.
36. Леонова Н.Н «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты». - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-320 с.
37. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.,
2000//http: //www. koob.ru/
38. Лыкова И.А., Лыскова И.В. «Поделись улыбкою своей.»: радость жизни и чувство юмора //Детский сад: теория и практика. - 2014. - №
4. - С. 6-18.
39. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. - 410. с.
40. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1999. -688 с.
41. Мартынова Л.Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на му¬зыкальные произведения у 5-7-летних воспитанников детских домов: на материале праздников: Дис.. канд.пед.наук. - Елец, 2008. - 235 с.
42. Неверович Я.З. Психология ребенка: Учебное пособие. - Санкт Петер¬бург: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 318 с.
43. Немов Р.С. Психологический словарь/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС,
2007. - 560 с.
44.Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М. : Знание, 1983. - 80с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер Ком, 1999.
- 720 с.
46. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмо¬ционального интеллекта дошкольника //Детский сад: теория и практи¬ка. - 2014. - № 4. - С. 86-96.
47. Сомкова О.Н., Конохова Е.С. Добро и зло в системе нравственных представлений старших дошкольников// Детский сад: теория и практи¬ка. - 2011. - № 4. - С. 43-54.
48. Социально-эмоциональное развитие дошкольников/ Пол ред. Н.В. Ми- кляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.
49. Софронова Т.И. Изобразительная деятельность дошкольника как соци¬ально-педагогический фактор развития личности: Дис.канд.пед.наук.
- Москва, 1998. - 204 с.
50. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания/ Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2000. - 238 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно¬го образования / http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.
52. Худик В.А., Тельнюк И.В. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 96-104.
53.Чехонина О.И. Развитие эмпатии в процессе приобретения социально¬го опыта детьми старшего дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 54-62.
54.Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоцио-нального состояния человека: Дис....канд.психол.наук. - Ленинград, 1984. - 196 с.
55.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Просвещение, 2004. - 325 с.
56. Эмоциональное развитие дошкольника: Уч. пособие для студентов / под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 224с.
57. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.- М.: АПН РСФСР, 1961. - 216 с.
58. Ясинских Л.В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ: Дис....канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2005. - 202 с.
59. Яфальян А.Ф. Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта: теоретический аспект Детский сад: тео-рия и практика. - 2014. - № 4. - С. 6-18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ