ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Цели, задачи и типы профильного обучения 5
1.2. Элективные курсы в профильном обучении 11
1.3. Теоретические основы элективного курса «Решение алгебраических
уравнений высших степеней» 19
1.3.1. История открытия комплексных чисел и решение уравнений
высших степеней 19
1.3.2. Алгебраическое решение уравнений третьей степени. Формула
Кардано 25
1.3.3. Алгебраическое решение уравнений четвёртой степени методом
Феррари 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
КОНСТРУИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ ВЫСШИХ
СТЕПЕНЕЙ» 35
2.1. Разработка программы элективного курса для 11 класса 35
2.2. Содержательная характеристика элективного курса 45
2.3. Опытное преподавание 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Математика является частью общечеловеческой культуры. Целью обучения математике в школе является развитие культуры каждого ребенка, его познавательных и творческих способностей, интеллекта. Изучая математику, обучающиеся вооружаются конкретными математическими знаниями, которые необходимы для изучения смежных дисциплин, а также в практической деятельности. Изучение математики способствует развитию личности ребенка, становлению его гуманитарной культуры.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования дала обучающимся возможность самостоятельного выбора уровня и направления математической подготовки. Для достижения этой цели были введены элективные курсы, позволяющие учитывать познавательные интересы обучающихся. Именно они дают возможность выстраивать индивидуальные образовательные программы, а также облегчают переход от общего к профессиональному математическому образованию.
Важная задача современного математического образования заключается в разработке программ элективных курсов. Это определяет актуальность темы исследования. Темой элективного курса мы выбрали «Решение алгебраических уравнений высших степеней».
Объект: профильное обучение в старших классах
общеобразовательной школы.
Предмет: элективные курсы в профильном обучении.
Цель работы - изучить возможности формирования представления о месте математики в современной цивилизации при проведении занятий элективного курса «Решение алгебраических уравнений высших степеней».
Постановка данной цели предопределила формулировку следующих задач:
1) рассмотреть цели и особенности профильного обучения по математике в школе;
2) изучить роль элективных курсов в профильном обучении;
3) исследовать методические рекомендации по созданию элективного курса;
4) рассмотреть теоретические основы темы «Решение алгебраических уравнений высших степеней»;
5) подобрать материал для разработки элективного курса.
Для достижения поставленных целей и задач применялись следующие методы исследования:
1) изучение психолого-педагогической, методической и
математической литературы;
2) ознакомление с предыдущим опытом разработки программ
элективных курсов;
3) опытное преподавание;
4) наблюдение за обучающимися при проведении занятий
элективного курса.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги данного исследования можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические основы проведения элективных курсов в старших классах общеобразовательной школы. Также мы рассмотрели историю открытия комплексных чисел, вывод формулы Кардано для решения уравнений 3-й степени, способ Феррари решения уравнений 4-й степени.
Целью профильного образования является дифференциация и индивидуализация обучения. Существует несколько моделей организации профильного обучения: модель внутришкольной профилизации, модель сетевой организации и свободная модель. Выделяют три варианта организации профильного обучения: индивидуальный тип,
социализирующий тип и предвузовский тип. При профильном обучении учебные дисциплины делятся на базовые общеобразовательные предметы, профильные предметы и элективные курсы.
Элективные курсы были введены Министерством образования и науки России в 2003 году. Они составляют 20% от общего количества учебных часов. Несмотря на то, что элективные курсы являются курсами по выбору, они обязательны для посещения учащимися. Существует несколько видов элективный курсов. Это предметные, межпредметные и элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Во второй главе мы разработали элективный курс «Решение алгебраических уравнений высших степеней». Этот курс не только развивает базовый курс математики, но и расширяет изучение профильного предмета, так как углубляет раздел «Комплексные числа».
Программа математического элективного курса предназначена для изучения в 11 классе профильной школы. Профиль обучения класса: физико¬математический. Количество часов при продолжительности учебного года 34 недели составляет - 17 часов за полугодие (1 час в неделю).
Цель изучения элективного курса «Решение алгебраических уравнений высших степеней» - ознакомление с приложениями теории комплексных чисел к вопросам решения уравнений высших степеней, а также - развитие математических способностей обучающихся.
Также нами были составлены краткие конспекты учебных занятий элективного курса.
Данный элективный курс был проведен нами в первом полугодии 2016¬2017 учебного года в 11 «А» классе МБОУ СОШ №42 г. Белгорода.
1. Аксёнова, Э.А. Профильное образование школьников / Э.А. Аксёнова // Образование в Сибири. - 2002. - №1. - С. 2-5.
2. Арефьев, И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников / И.П. Арефьев // Педагогика. - 2003. - №5. - С. 49-55.
3. Артемова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л.К. Артемова // Школьные технологии. - 2003. - №4. - С. 22-32.
4. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 28-33
5. Бабичева, Л. Школа будущего / Л. Бабичева // Лидеры образования. - 2003. - №6. - С. 18-21.
6. Баранников, А.В. Элективные курсы в профильном образовании / А.В. Баранников // Первое сентября, 2004. - №2. - С.1-2.
7. Безденежных, Т. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения / Т. Безденежных, В. Шмелёв // Директор школы. - 2003. - №1. - С. 7-12.
8. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по физико-математической специальности / А.Я. Блох [и д.р.] - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.
9. Болотов, В.А. Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным / В.А. Болотов // Математика в школе. - 2003. - №9. - С. 4-8.
10. Болотов, В.А. Перспективы перехода школы на профильное обучение / В.А. Болотов // Воспитание школьников. - 2004. - №1. - С. 2-8.
11. Буравова, Н.И. Профильное обучение в 9 классе / Н.И. Буравова // Математика в школе. - 2000. - №5. - С. 48-55.
12. Василенко, Ю.К. История и методология математики / Ю.К. Василенко.; под.ред. Л.Л. Коцарева. - Белгород: Политерра, 2015. - 189 с.
13. Выгодский, М.Я. Справочник по элементарной математике / М.Я. Выгодский. - М.: Наука, 1973. - 512 с.
14. Гужавина, Н.А. Положение о программе элективных курсов / Н.А. Гужавина // Управление современной школой. Завуч. - 2008. - №3. - С. 53-56.
15. Гузеев, И.С. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / И.С. Гузеев // Народное образование. - 2002. - №9. - С. 113-123.
16. Ермаков, Д.С. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д.С. Ермаков // Народное образование, 2004. - №7. - С. 101-107.
17. Ермаков, Д.С. Элективные учебные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Народное образование, 2004. - №2. - С. 114-119.
18. Захарова, Т.Б. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования / Т.Б. Захарова, Л.О. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №5. - С. 26-29.
19. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /
A. Г. Каспржак. - М.: Новая школа, 2004. - 160 с.
20. Каспржак, А.Г. Элективные курсы - ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства / А.Г. Каспржак // Директор школы. - 2006. - №1. - С. 3-9.
21. Клейн, Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии / Ф. Клейн. - М.-Л.: ГОНТИ, 1937. - 434 с.
22. Кленов, Н. Как подготовить школу к профильному обучению / Н. Клёнов // Народное образование. - 2003. - №7. - С. 106-114.
23. Колосов, В. Углублённое математическое образование /
B. Колосов // Математика. - 2004. - №.2 - С. 2-7.
24. Колягин, Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике / Ю.М. Колягин, В.В. Пикал // Математика в школе. - 1995. - №6. - С. 27-32.
25. Колягин, Ю.М. Профильная дифференциация обучения математике / Ю.М. Колягин // Математика в школе. - 1990. - №4. - С. 21-27.
26. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] // Официальные документы в образовании. - 2002. - №27. - С. 3-12.
27. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.
28. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей [Текст] / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
29. Крутихина, М.В. Элективные курсы по математике [Текст]: учебно-методические рекомендации / М.В. Крутихина, З.В. Шилова. - Киров: ВятГГУ. - 2006. - 40 с.
30. Кузнецов, А.А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития / А.А. Кузнецов // Народное образование. - 2003. - №4. - С. 85-88.
31. Кузнецов, А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание / А.А. Кузнецов // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 28-33.
32. Курош, А.Г. Курс высшей алгебры / А.Г. Курош. - М.: Наука, 1975. - 431 с.
33. Марков, В.И. Деятельностный подход в обучении математике в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения [Текст] / В.И. Марков. - Киров: КИПК и ПРО, 2006. - 200 с.
34. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей
ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002г. № 2783 // Официальные документы в
образовании. - 2002. - №27. - С. 12-34.
35. Окунев, Л.Я. Высшая алгебра: учебник / Л.Я. Окунев. - СПб.: Лань, 2009. - 336 с.
36. Романовская, М. Профильная школа [Текст] / М. Романовская [и д.р.] // Директор школы. - 2003. - №7. - С. 12-21.
37. Савицкая, Н. Элективные курсы в профильном обучении / Н. Савицкая // Народное образование. - 2004. - №6. - С. 275-277.
38. Сафонов, Г. Элективные курсы в профильных классах / Г. Сафонов // Народное образование. - 2005. - №6. - С. 213-219.
39. Симонова, И.М. Профильная модель обучения математике [Текст] / И.М. Симонова // Математика в школе. - 1997. - №1. - С. 32-36.
40. Солодовников, А.С. Задачник-практикум по алгебре / А.С. Солодовников, М.А. Родина. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
41. Стройк, Д.Я. Краткий очерк истории математики: пер. с нем. / Д.Я. Стройк - М.: Наука, 1978. - 256 с.
42. Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: книга для учителя [Текст] / Н.А. Терешин. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
43. Фаддеев, Д.К. Лекции по алгебре: учеб. пособие для вузов / Д.К. Фадеев - М.: Наука, 1984. - 416 с.
44. Шестакова, Л.Г. Математика в гуманитарных классах [Текст] / Л.Г. Шестакова // Математика в школе. - 1996. - №1. - С. 10-13.
45. Элективные курсы в профильном обучении: Письмо
Департамента общего и дошкольного образования №14-51-277/13 от 13.11.2003г. // Народное образование. - 2004. - №2. - С. 265-266.
46. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [электронный ресурс]: распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р.: ред. 10.02.2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. (Дата обращения: 15.04.2017г.).
47. Письмо Департамента государственной политики в образовании
Минобрнауки России от 4.03.2010г. № 03-413 «О методических
рекомендациях по реализации элективных курсов» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. (Дата обращения: 16.04.2017г.).