Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Работа №69078

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
507
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ 9
РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, 9
как объект психокоррекционной работы
1.2. Психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание 20
в исправительных учреждениях: сущность, принципы
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 30
С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими 30
наказание в исправительных учреждениях
2.2. Диагностика социально-психологических проблем лиц, 43
отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» (на материалах социологического исследования)
2.3. Программа психокоррекционной работы с лицами, отбывающими 66
наказание в исправительных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 108

Актуальность проблемы исследования. В условиях реформирования УИС в числе важнейших комплексных проблем, требующих нового осмысления, выступает проблема организации и проведения с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России, социальной работы.
В «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными» отмечается необходимость изучения личности с целью индивидуализации исполнения наказания и подготовки осужденного к выходу на свободу [1]. В статье 66 (1) упомянутого выше документа и в приказе № 238 от 12.12.2005 дается описание личностных свойств, которые должны учитываться в процессе исполнения наказания и подготовки к освобождению: «принимать во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, историю его преступления, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения». Подчеркивается, что на основе изучения характера осужденного «в кратчайший срок после приема каждого заключенного следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей» [1].
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года одним из приоритетных направлений в работе психологической службы является разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, а также повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы.
Анализ российского опыта работы с осужденными в местах лишения свободы приводит к убеждению, что деятельность учреждений, исполняющих наказания, направлена в первую очередь на решение социальных и психолого¬педагогических задач, которым всегда должно предшествовать всестороннее психологическое изучение личности различных категорий осужденных.
Одной из главных задач, выполнение которой является основой разработки эффективных технологий ресоциализации осужденных, является
«постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по
индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности
осужденного» [10].
Используемые в настоящее время социально-психологические методы и технологии работы с осужденными преимущественно нацелены на коррекцию и развитие лишь отдельных черт характера заключённых (это программы психокоррекции агрессивности, тревожности, развития эмпатии и т.д.), тогда как системный подход, опирающийся на целостное личностное развитие, учитывающий историю личности, социальные, половозрастные и психологические особенности осужденных, а также необходимость психокоррекционной работы с «коллективом», формирования психологического климата в коллективе осужденных не реализуется.
Таким образом, психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, является актуальной и востребованной.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время накоплен значительный опыт изучения преступности, позволяющий выделить несколько направлений социально-психологического анализа и решения пенитенциарных проблем: социально-психологические особенности
осуждённых различных категорий (Ю.М Антонян, В.Л. Васильев,
A. Д. Глоточкин, В.В. Гульдан, М.Г. Дебольский, М.И. Еникеев,
B. И. Моросанова, А.Н. Пастушеня, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков,
Д.В. Сочивко и В.М. Литвишков, А.И. Ушатиков и др.); групповые ценности, нормы и представления осужденных (В.Н. Борисов, В.П. Голубев,
C. Л. Дановский, В.Г. Деев, Б.Б. Казак, Ю.Н. Кудряков, А.И. Ушатиков, Г.А. Хохряков и др.); обычаи, традиции и ритуалы различных групп осужденных (Е.В. Анастасов и В.А. Николаев, В.М. Анисимков, С.Я. Лебедев, А.Н. Сухов и др.); подготовка осужденных к освобождению (С.А. Ветошкин, М.А. Галагузова, У. Глассер, М.Г. Дебольский, В.И. Жуков, Э.В. Зауторова, Д. Клеммер, Л.Г. Лаптев, A.C. Макаренко, A.C. Новоселова, А.Н. Пастушеня, Ф. Редлем, Г.Н. Рослова, В.Н. Сорока-Росинский, В. Шарп, С.Т. Шацкий и др.).
Проблемы ресоциализации осужденных раскрываются в исследованиях
A. В. Бабушкина, А. Дробина, С.Н. Кавокина, М.Р. Оганесяна, О.Г. Перминова,
B. И. Селиверстова. Однако эти же исследования показывают, что социально¬
психологическая ресоциализация осужденных ещё не нашла должного развития в отечественной пенитенциарной системе. В частности, для этих целей недостаточно используются возможности активного социально¬
психологического обучения заключенных.
Таким образом, актуальность исследования и степень научной разработанности позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей совершенствования психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях .
Объект исследования - психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание.
Предмет исследования - специфика психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- изучить теоретические основания психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях;
- раскрыть опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях;
- выявить социально-психологические проблемы лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» и разработать рекомендации по совершенствованию психокоррекционной работы с ними.
В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов, использование которых способствовало всестороннему исследованию проблемы:
- теоретические методы - обобщение, систематизация теоретического материала, анализ нормативных документов, анализ специальной литературы;
- эмпирические методы: тестирование (использовались: тест ММР1 Миннесотский многоаспектный личностный опросник, методика «Несуществующее животное», методика выявления акцентуации характера» К. Леонгарда, «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, метод социометрии Дж. Морено), опросные методы: экспертный опрос; описание полученных результатов исследования;
- методы математической статистики с использованием пакетов программ EXCEL, SPSS 22 for Windows.
Теоретико-методологическая база исследования представлена ключевыми положениями теории социализации и социального развития (В.В. Абраменкова, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Е.В. Анд¬риенко, Н.В. Антонова, С.А. Беличева, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, Е.В. Змановская, О.И. Зотова и И.К. Кряжева, И.С. Клёцина, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Ю.П. Платонов, В.И. Слободчиков, A.B. Соловьёв, И.В. Шаповаленко и др. - в России; Э. Берн, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Дж. Тёрнер, Ю. Хабермас, Т. Шибутани, Э. Эриксон и др. - за рубежом), положением о развитии социально-психологических качеств личности (Г.М. Андреева, Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и др.), ключевыми положениями стадиальных теорий развития личности (В.В. Слободчиков, Э. Эриксон), положением о характере процесса социализации взрослого человека, для которого важно иметь возможность активно создавать новый социальный опыт (М.Р. Битянова, О.Г. Брим-младший и др.); положением о ресоциализации как о возможном процессе «повторного прохождения» личностью своего жизненного пути, который обеспечивается методами психотерапии (Е.В. Андриенко, Н. Смелзер и др.); личностным подходом, в частности, концепцией личностного роста (А. Адлер, Д. Бьюдженталь, А Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл, 3. Фрейд, К. Юнг и др.); теорией активного социально¬психологического обучения (А.К. Быков, Ю.Н. Емельянов, Г.И. Марасанов, Н.Т. Оганесян, Б.Д. Парыгин, Л.В. Петровская, Е.В. Сидоренко и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют фундаментальные положения юридической психологии: о социально-психологических закономерностях преступного поведения (Ю.М. Антонян, М.И. Гернет, М.Г. Дебольский, и др.); об особенностях формирования позитивных изменений личности осужденных посредством социально¬психологических тренингов (М.Г. Дебольский, В.В. Петрусинский, К. Роджерс, Е.Г. Трошихина, Н.Ю. Хрящева и др.); о зависимости вида преступления от социально-психологических особенностей осужденного (Ю.А. Алфёров, Ю.М. Антонян, Е.М. Данилин, В.И. Игнатенко, А.И. Мокрецов и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой
исследования послужили труды отечественных ученых в области психосоциальной работы с лицам, отбывающими наказание; статистические данные и методические материалы ФКУ «Исправительная колония № 6
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». Эмпирическую базу составляют материалы социального исследования «Диагностика социально-психологических проблем лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области», проведенного автором ходе прохождения преддипломной практики.
Теоретико-практическая значимость. Анализ теоретических основ изучения психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, позволил выявить сущность и принципы психокоррекционной работы в пенитенциарной системе; раскрыть специфику психокоррекционной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, направленной на профилактику и урегулирование межличностных конфликтов среди лиц, отбывающих наказание; рекомендациях по совершенствованию психокоррекционной работы с обсужденными в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». Внедрение в систему деятельности исправительного учреждения предложений, разработанных в ходе исследования, позволит повысить качество психосоциальной работы с осужденными, что послужит основой для их успешной ресоциализации и интеграции в общество в дальнейшем.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время число осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, составляет свыше полумиллиона человек. Приоритетными задачами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, решаемыми в контексте проведения общей социальной государственной политики, являются: оптимизация и постоянное улучшение в соответствии с европейскими международными требованиями и стандартами условий содержания осужденных в местах лишения свободы, принятие действенных мер по активизации их трудовой занятости и профессиональному обучению, вовлечению осужденных в психокоррекционные и социально-педагогические мероприятия, способствующие их эффективной адаптации и ресоциализации.
Продуктивное решение этих задач неизбежно ведет к минимизации рецидивной преступности, декриминализации общества и стабилизации высокого уровня общественной безопасности.
Все это диктует необходимость внедрения в деятельность учреждений, исполняющих наказания, эффективных и продуктивных средств, приемов, методов, методик и технологий психокоррекционной работы с осужденными.
Это, в свою очередь, заставляет ученых и практиков изыскивать новые подходы психокорректирующего воздействия на осужденных в местах лишения свободы, пересматривать ранее распространенные психотехники, но частично утратившие свою эффективность в свете происходящих изменений, разрабатывать новые методики или возвращаться к уже забытым, старым, изучать положительный опыт пенитенциарной науки зарубежных стран.
С другой стороны, не менее важной является объективная оценка организации психокоррекционного процесса и нахождения новых форм индивидуальной и групповой работы с осужденными в новых, иногда стремительно меняющихся условиях (новые законодательные инициативы, изменения привычных соотношений категорий преступников, отбывающих наказание, рост преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом и т.д.).
Психокоррекционное воздействие на осужденных, стремящихся к ресоциализации, может быть направлено на:
- свойства и качества личности осужденного, провоцирующие совершение им насильственных преступлений (агрессивность, импульсивность, дефекты
100 эмоциональной сферы, низкий самоконтроль, неразвитость сдерживающего поведения, преобладающе зависимое поведение, неблагоприятно сложившийся стереотип поведения);
- снижение конфликтности, деструктивного поведения осужденного;
- самооценку (в случае, если она существенно занижена или завышена);
- коррекцию негативного представления о перспективах на будущее, что все потеряно;
- коррекцию неприятия, негативизма, агрессии, недоверия к сотрудникам ИУ (категоричный отказ от сотрудничества с администрацией и психологом, нежелание участвовать в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, попытки дискредитировать их, стремление к деструктивному воздействию на других осужденных и т.д.).
Решая первую задачу исследования, мы изучили теоретические основания психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях: дали характеристику лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, изучили сущность и принципы
психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в
исправительных учреждениях.
В рамках решения второй задачи исследования мы изучили опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях в регионах России.
Решение третьей задачи исследования было направлено на выявление социально-психологических проблем лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». По результатам исследования нами было выявлено, что, помимо личностных проблем осужденных, социально-психологический климат в коллективе отряда в целом неблагоприятен, высока конфликтность, агрессивные проявления заключенных в отношении друг друга.
Проведенное социальное исследование выявило достаточно высокую степень конфликтности в коллективе осужденных, что создает напряженность во взаимоотношениях. В связи с этим мы разработали программу социально-психологической коррекции межличностных взаимоотношений осужденных в условиях исправительного учреждения (колонии).
Предлагаемая программа призвана обеспечить поэтапную комплексную коррекцию межличностных взаимоотношений осужденных и способствовать профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций в среде осужденных.
Программа социально-психологической коррекции межличностных взаимоотношения осужденных является комплексной, но в значительной степени социально-психологической деятельностью и осуществляется разными специалистами - психологами, специалистами по социальной работе с осужденными, работниками отдела режимной службы, воспитателями отрядов.
Ожидаемые результаты реализации программы: предупреждение и
урегулирование конфликтных ситуаций в среде осужденных и минимизация их негативных последствий, создание механизма, позволяющего снизить агрессивность, деструктивные тенденции в коллективе, осуществить коррекцию взаимоотношений в условиях изоляции, формирование у осужденных позиции доверия к друг другу и персоналу.


1. Всеобщая декларация прав человека [Текст] // Защита прав человека в местах лишения свободы: сб. норм, актов и офиц. док. М.: Юриспруденция, 2002. 480 с.
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных
наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [Электронный ресурс]: [приняты резолюцией 40/33
Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года] // http://www. КонсультантПлюс.
3. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2006. - 39 с.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят ГД ФС РФ 24.05.1996] //
http ://www .КонсультантПлюс.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст]:
[федер. закон: принят Гос. Думой ФС РФ 18.12.1996г. № 1-ФЗ] //
http ://www .КонсультантПлюс.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой ФС РФ 22.11.2001г. № 174-ФЗ] // http://www.КонсультантПлюс.
7. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания [Электронный ресурс]: [федер. закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ] // http://www.КонсультантПлюс.
8. Концепция развития УИС РФ до 2020 [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р]. - режим доступа: http: ГАРАНТ_259830
9. О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года [Электронный ресурс]: [постановление Президиума Совета судей РФ от 26 декабря 2007 г. № 133] // http://www.КонсультантПлюс.
10. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы [Электронный
103 ресурс]: [приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 г. № 238]. - http: КонсультантПлюс.
11. Аминов, И.И., Эминов, В. Е. Психологическая направленность технологий «социальных лифтов» в работе с осужденными [Текст] // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1271-1275. - URL: http:// e-koncept.ru/2016/96171 .htm.
12. Аминов, И.И. Юридическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция»/ И.И. Аминов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 217 с.
13. Андреев, Н.А. Социология исполнения наказания [Текст] / Н.А. Андреев,- М., 2001. - 244 с.
14. Бартол, К. Психология криминального поведения [Текст] / К. Бартол,- М., 2003.
15. Безносов, С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб., 1995. - 167 с.
16. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] /
С.А. Беличева. - М., 1993. - 248 с.
17. Белослудцев, В.И., Козюля, В.Г. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями [Текст] // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. С. 56-57.
18. Беляева, Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. - С.531-533.
19. Блэкборн, Р. Психология криминального поведения [Текст] / Р. Блэкборн. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
20. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе[Текст] // Вопросы психологии. - 1979. - № 2. - С.24-32.
21. Васильев, В.Л. Юридическая психология [Текст] / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер, 2012. - 624 с.
22. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 237 с.
23. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов [Текст] / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б .Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
24. Воронин, Р.М. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы [Текст] // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 113-115.
25. Датий, А.В., Бовин, Б.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России [Текст] // Прикладная юридическая психология. - 2011. - № 2. - С. 23-29.
26. Дебольский, М.Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами [Текст] // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. - С. 312-324.
27. Дебольский, М.Г. Программа социально-психологического тренинга и подготовка сотрудников ИТУ к профессиональному общению с осужденными [Текст] / М.Г. Дебольский. - М: Интер, 1994. - 96с.
28. Дебольский, М.Г. Научно-методические предпосылки
психокоррекционной работы с осужденными в исправительных учреждениях [Электронный ресурс] // http://psychlib.ru/mgppu/Dnm-2004/Dnm-2.
29. Дробинин, А. Ресоциализация освободившихся из мест лишения свободы [Текст] // Законность. - 2003. - №7. - С. 17-28.
30. Зубкова, В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика [Текст] / В.И. Зуюбкова. - М., 2002. - 144 с.
31. Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - С. 16-25.
32. Казберов, П.Н. Разработка психологических критериев оценки исправления осужденных в условиях реализации системы «социальных лифтов» [Текст] / П.Н. Казберов. - М.: Научно-исследовательский институт ФСИН России, 2012. - 100 с.
33. Ковтун, В.Н. Организационные проблемы становления и функционирования психологической службы ИТУ [Текст] // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. - Домодедово, 1996. - С. 3¬7.

психокоррекционной работы в пенитенциарной практике [Текст] // Прикладная юридическая психология. - 2008. - № 4. - С. 93-98.
35. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. - Киев, 1989. - 268 с.
36. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у заключенных [Текст] / А.Е. Личко. - Л., 1983. - 240 с.
37. Личность преступника [Текст] // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2003. - С.113-118.
38. Мельникова, Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации [Текст] / Н.Н. Мельникова. - СПб., 2008. - 114 с.
39. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С.Мерлин. - М.; Воронеж: Модек, 2009. - 448 с.
40. Мокрецов, А.И., Новиков, В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: учебно-методическое пособие [Текст] / А.И. Мокрецов, В.В. Новиков. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 220 с.
41. Мухина, В.С., Хвостов, А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни [Текст] // Развитие личности. - 2002. - № 3. - С. 51-60.
42. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А.К. Осницкий. - Москва-Нальчик: Эльфа 1996. - 268 с.
43. Пастушеня, А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция [Текст] / А.Н. Пастушеня,- Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1998. - 86 с.
44. Перминов, О.Г. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие [Текст] / О.Г. Перминов, М, 2008. - 218 с.
45. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология [Текст] / В.Ф. Пирожков. - М., 2000. - 418 с.
46. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики: Учебное пособие [Текст] / Н.М. Платонова. - СПб., 2007.- 248 с.
47. Предупреждение рецидива преступлений. Учебное пособие [Текст] / под ред. С.А. Елисеева. - Томск, 2000. - 328 с.
48. Прикладная юридическая психология [Текст] / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. - 464 с.
49. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред. Б.Д. Карвасарского.З-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2013. - С. 412.
50. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Дергача, Л.Г. Лаптева. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 255 с.
51. Свободный, Ф.К. Агрессивность личности преступника. Часть 1: Методы диагностики. Методические рекомендации для курсантов, слушателей и практических работников органов внутренних дел. - Барнаул: Изд-во БЮИ, 2000.
- 268 с.
52. Семке, В.Я., Диденко, А.В., Аксенов, М.М. Динамика клинических и социально-психологических параметров адаптации осужденных с расстройствами личности в местах лишения свободы [Текст] // Сибирский вестн. психиатрии и наркологии. - 2007. - № 5. - С. 66-78.
53. Социально-психологическая реабилитация осужденных: эффективные модели работы [Текст]. - Минск, 2002.
54. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. докт. юрид. наук, канд. психолог. наук, проф. О.Г. Ковалева. - М: ГУ НИИ УИС Минюста России, 2005. - 120 с.
55. Сочивко, Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения [Текст] // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 1. - С. 34-43.
56. Сочивко, Д.В., Бурцев, А.О. Проблема психопатизации личности осужденных к лишению свободы [Текст] // Прикладная юридическая психология.
- 2014. - № 1. - С. 30-41.
57. Татидинова, Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных [Текст] // Социс. - 2003. - №З. - С.50-56.
58. Трубников, В.М. Социальная адаптация освобожденных граждан от отбывания наказания [Текст] / В.М. Трубников. - Харьков, 2000. - 300 с.
59. Ушатиков, А.И., Козак, Б.Б. Основы пенитенциарной психологии [Текст] / А.И. Ушатиков, Б.Б. Козак. - Рязань: АПУ, 2001. - 260 с.
60. Хвостов, А.А., Кулагина, С.И. Моральное сознание законопослушных граждан, осужденных и сотрудников УИС [Текст] / А.А. Хвостов, С.И. Кулагина // Ведомости уголовно-исправительной системы. - 2002. - № 7 (19). - С. 33-44.
61. Энциклопедия юридической психологии [Текст] / Под общей ред. А.М. Столяренко. - М., 2003. -600 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ