ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ 9
РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, 9
как объект психокоррекционной работы
1.2. Психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание 20
в исправительных учреждениях: сущность, принципы
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 30
С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими 30
наказание в исправительных учреждениях
2.2. Диагностика социально-психологических проблем лиц, 43
отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» (на материалах социологического исследования)
2.3. Программа психокоррекционной работы с лицами, отбывающими 66
наказание в исправительных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 108
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ 9
РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, 9
как объект психокоррекционной работы
1.2. Психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание 20
в исправительных учреждениях: сущность, принципы
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 30
С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими 30
наказание в исправительных учреждениях
2.2. Диагностика социально-психологических проблем лиц, 43
отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» (на материалах социологического исследования)
2.3. Программа психокоррекционной работы с лицами, отбывающими 66
наказание в исправительных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 108
Актуальность проблемы исследования. В условиях реформирования УИС в числе важнейших комплексных проблем, требующих нового осмысления, выступает проблема организации и проведения с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России, социальной работы.
В «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными» отмечается необходимость изучения личности с целью индивидуализации исполнения наказания и подготовки осужденного к выходу на свободу [1]. В статье 66 (1) упомянутого выше документа и в приказе № 238 от 12.12.2005 дается описание личностных свойств, которые должны учитываться в процессе исполнения наказания и подготовки к освобождению: «принимать во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, историю его преступления, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения». Подчеркивается, что на основе изучения характера осужденного «в кратчайший срок после приема каждого заключенного следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей» [1].
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года одним из приоритетных направлений в работе психологической службы является разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, а также повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы.
Анализ российского опыта работы с осужденными в местах лишения свободы приводит к убеждению, что деятельность учреждений, исполняющих наказания, направлена в первую очередь на решение социальных и психолого¬педагогических задач, которым всегда должно предшествовать всестороннее психологическое изучение личности различных категорий осужденных.
Одной из главных задач, выполнение которой является основой разработки эффективных технологий ресоциализации осужденных, является
«постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по
индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности
осужденного» [10].
Используемые в настоящее время социально-психологические методы и технологии работы с осужденными преимущественно нацелены на коррекцию и развитие лишь отдельных черт характера заключённых (это программы психокоррекции агрессивности, тревожности, развития эмпатии и т.д.), тогда как системный подход, опирающийся на целостное личностное развитие, учитывающий историю личности, социальные, половозрастные и психологические особенности осужденных, а также необходимость психокоррекционной работы с «коллективом», формирования психологического климата в коллективе осужденных не реализуется.
Таким образом, психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, является актуальной и востребованной.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время накоплен значительный опыт изучения преступности, позволяющий выделить несколько направлений социально-психологического анализа и решения пенитенциарных проблем: социально-психологические особенности
осуждённых различных категорий (Ю.М Антонян, В.Л. Васильев,
A. Д. Глоточкин, В.В. Гульдан, М.Г. Дебольский, М.И. Еникеев,
B. И. Моросанова, А.Н. Пастушеня, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков,
Д.В. Сочивко и В.М. Литвишков, А.И. Ушатиков и др.); групповые ценности, нормы и представления осужденных (В.Н. Борисов, В.П. Голубев,
C. Л. Дановский, В.Г. Деев, Б.Б. Казак, Ю.Н. Кудряков, А.И. Ушатиков, Г.А. Хохряков и др.); обычаи, традиции и ритуалы различных групп осужденных (Е.В. Анастасов и В.А. Николаев, В.М. Анисимков, С.Я. Лебедев, А.Н. Сухов и др.); подготовка осужденных к освобождению (С.А. Ветошкин, М.А. Галагузова, У. Глассер, М.Г. Дебольский, В.И. Жуков, Э.В. Зауторова, Д. Клеммер, Л.Г. Лаптев, A.C. Макаренко, A.C. Новоселова, А.Н. Пастушеня, Ф. Редлем, Г.Н. Рослова, В.Н. Сорока-Росинский, В. Шарп, С.Т. Шацкий и др.).
Проблемы ресоциализации осужденных раскрываются в исследованиях
A. В. Бабушкина, А. Дробина, С.Н. Кавокина, М.Р. Оганесяна, О.Г. Перминова,
B. И. Селиверстова. Однако эти же исследования показывают, что социально¬
психологическая ресоциализация осужденных ещё не нашла должного развития в отечественной пенитенциарной системе. В частности, для этих целей недостаточно используются возможности активного социально¬
психологического обучения заключенных.
Таким образом, актуальность исследования и степень научной разработанности позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей совершенствования психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях .
Объект исследования - психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание.
Предмет исследования - специфика психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- изучить теоретические основания психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях;
- раскрыть опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях;
- выявить социально-психологические проблемы лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» и разработать рекомендации по совершенствованию психокоррекционной работы с ними.
В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов, использование которых способствовало всестороннему исследованию проблемы:
- теоретические методы - обобщение, систематизация теоретического материала, анализ нормативных документов, анализ специальной литературы;
- эмпирические методы: тестирование (использовались: тест ММР1 Миннесотский многоаспектный личностный опросник, методика «Несуществующее животное», методика выявления акцентуации характера» К. Леонгарда, «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, метод социометрии Дж. Морено), опросные методы: экспертный опрос; описание полученных результатов исследования;
- методы математической статистики с использованием пакетов программ EXCEL, SPSS 22 for Windows.
Теоретико-методологическая база исследования представлена ключевыми положениями теории социализации и социального развития (В.В. Абраменкова, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Е.В. Анд¬риенко, Н.В. Антонова, С.А. Беличева, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, Е.В. Змановская, О.И. Зотова и И.К. Кряжева, И.С. Клёцина, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Ю.П. Платонов, В.И. Слободчиков, A.B. Соловьёв, И.В. Шаповаленко и др. - в России; Э. Берн, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Дж. Тёрнер, Ю. Хабермас, Т. Шибутани, Э. Эриксон и др. - за рубежом), положением о развитии социально-психологических качеств личности (Г.М. Андреева, Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и др.), ключевыми положениями стадиальных теорий развития личности (В.В. Слободчиков, Э. Эриксон), положением о характере процесса социализации взрослого человека, для которого важно иметь возможность активно создавать новый социальный опыт (М.Р. Битянова, О.Г. Брим-младший и др.); положением о ресоциализации как о возможном процессе «повторного прохождения» личностью своего жизненного пути, который обеспечивается методами психотерапии (Е.В. Андриенко, Н. Смелзер и др.); личностным подходом, в частности, концепцией личностного роста (А. Адлер, Д. Бьюдженталь, А Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл, 3. Фрейд, К. Юнг и др.); теорией активного социально¬психологического обучения (А.К. Быков, Ю.Н. Емельянов, Г.И. Марасанов, Н.Т. Оганесян, Б.Д. Парыгин, Л.В. Петровская, Е.В. Сидоренко и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют фундаментальные положения юридической психологии: о социально-психологических закономерностях преступного поведения (Ю.М. Антонян, М.И. Гернет, М.Г. Дебольский, и др.); об особенностях формирования позитивных изменений личности осужденных посредством социально¬психологических тренингов (М.Г. Дебольский, В.В. Петрусинский, К. Роджерс, Е.Г. Трошихина, Н.Ю. Хрящева и др.); о зависимости вида преступления от социально-психологических особенностей осужденного (Ю.А. Алфёров, Ю.М. Антонян, Е.М. Данилин, В.И. Игнатенко, А.И. Мокрецов и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой
исследования послужили труды отечественных ученых в области психосоциальной работы с лицам, отбывающими наказание; статистические данные и методические материалы ФКУ «Исправительная колония № 6
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». Эмпирическую базу составляют материалы социального исследования «Диагностика социально-психологических проблем лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области», проведенного автором ходе прохождения преддипломной практики.
Теоретико-практическая значимость. Анализ теоретических основ изучения психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, позволил выявить сущность и принципы психокоррекционной работы в пенитенциарной системе; раскрыть специфику психокоррекционной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, направленной на профилактику и урегулирование межличностных конфликтов среди лиц, отбывающих наказание; рекомендациях по совершенствованию психокоррекционной работы с обсужденными в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». Внедрение в систему деятельности исправительного учреждения предложений, разработанных в ходе исследования, позволит повысить качество психосоциальной работы с осужденными, что послужит основой для их успешной ресоциализации и интеграции в общество в дальнейшем.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными» отмечается необходимость изучения личности с целью индивидуализации исполнения наказания и подготовки осужденного к выходу на свободу [1]. В статье 66 (1) упомянутого выше документа и в приказе № 238 от 12.12.2005 дается описание личностных свойств, которые должны учитываться в процессе исполнения наказания и подготовки к освобождению: «принимать во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, историю его преступления, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения». Подчеркивается, что на основе изучения характера осужденного «в кратчайший срок после приема каждого заключенного следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей» [1].
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года одним из приоритетных направлений в работе психологической службы является разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, а также повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы.
Анализ российского опыта работы с осужденными в местах лишения свободы приводит к убеждению, что деятельность учреждений, исполняющих наказания, направлена в первую очередь на решение социальных и психолого¬педагогических задач, которым всегда должно предшествовать всестороннее психологическое изучение личности различных категорий осужденных.
Одной из главных задач, выполнение которой является основой разработки эффективных технологий ресоциализации осужденных, является
«постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по
индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности
осужденного» [10].
Используемые в настоящее время социально-психологические методы и технологии работы с осужденными преимущественно нацелены на коррекцию и развитие лишь отдельных черт характера заключённых (это программы психокоррекции агрессивности, тревожности, развития эмпатии и т.д.), тогда как системный подход, опирающийся на целостное личностное развитие, учитывающий историю личности, социальные, половозрастные и психологические особенности осужденных, а также необходимость психокоррекционной работы с «коллективом», формирования психологического климата в коллективе осужденных не реализуется.
Таким образом, психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, является актуальной и востребованной.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время накоплен значительный опыт изучения преступности, позволяющий выделить несколько направлений социально-психологического анализа и решения пенитенциарных проблем: социально-психологические особенности
осуждённых различных категорий (Ю.М Антонян, В.Л. Васильев,
A. Д. Глоточкин, В.В. Гульдан, М.Г. Дебольский, М.И. Еникеев,
B. И. Моросанова, А.Н. Пастушеня, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков,
Д.В. Сочивко и В.М. Литвишков, А.И. Ушатиков и др.); групповые ценности, нормы и представления осужденных (В.Н. Борисов, В.П. Голубев,
C. Л. Дановский, В.Г. Деев, Б.Б. Казак, Ю.Н. Кудряков, А.И. Ушатиков, Г.А. Хохряков и др.); обычаи, традиции и ритуалы различных групп осужденных (Е.В. Анастасов и В.А. Николаев, В.М. Анисимков, С.Я. Лебедев, А.Н. Сухов и др.); подготовка осужденных к освобождению (С.А. Ветошкин, М.А. Галагузова, У. Глассер, М.Г. Дебольский, В.И. Жуков, Э.В. Зауторова, Д. Клеммер, Л.Г. Лаптев, A.C. Макаренко, A.C. Новоселова, А.Н. Пастушеня, Ф. Редлем, Г.Н. Рослова, В.Н. Сорока-Росинский, В. Шарп, С.Т. Шацкий и др.).
Проблемы ресоциализации осужденных раскрываются в исследованиях
A. В. Бабушкина, А. Дробина, С.Н. Кавокина, М.Р. Оганесяна, О.Г. Перминова,
B. И. Селиверстова. Однако эти же исследования показывают, что социально¬
психологическая ресоциализация осужденных ещё не нашла должного развития в отечественной пенитенциарной системе. В частности, для этих целей недостаточно используются возможности активного социально¬
психологического обучения заключенных.
Таким образом, актуальность исследования и степень научной разработанности позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей совершенствования психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях .
Объект исследования - психокоррекционная работа с лицами, отбывающими наказание.
Предмет исследования - специфика психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- изучить теоретические основания психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях;
- раскрыть опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях;
- выявить социально-психологические проблемы лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» и разработать рекомендации по совершенствованию психокоррекционной работы с ними.
В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов, использование которых способствовало всестороннему исследованию проблемы:
- теоретические методы - обобщение, систематизация теоретического материала, анализ нормативных документов, анализ специальной литературы;
- эмпирические методы: тестирование (использовались: тест ММР1 Миннесотский многоаспектный личностный опросник, методика «Несуществующее животное», методика выявления акцентуации характера» К. Леонгарда, «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, метод социометрии Дж. Морено), опросные методы: экспертный опрос; описание полученных результатов исследования;
- методы математической статистики с использованием пакетов программ EXCEL, SPSS 22 for Windows.
Теоретико-методологическая база исследования представлена ключевыми положениями теории социализации и социального развития (В.В. Абраменкова, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Е.В. Анд¬риенко, Н.В. Антонова, С.А. Беличева, М.Р. Битянова, Л.И. Божович, Е.В. Змановская, О.И. Зотова и И.К. Кряжева, И.С. Клёцина, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Ю.П. Платонов, В.И. Слободчиков, A.B. Соловьёв, И.В. Шаповаленко и др. - в России; Э. Берн, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Дж. Тёрнер, Ю. Хабермас, Т. Шибутани, Э. Эриксон и др. - за рубежом), положением о развитии социально-психологических качеств личности (Г.М. Андреева, Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и др.), ключевыми положениями стадиальных теорий развития личности (В.В. Слободчиков, Э. Эриксон), положением о характере процесса социализации взрослого человека, для которого важно иметь возможность активно создавать новый социальный опыт (М.Р. Битянова, О.Г. Брим-младший и др.); положением о ресоциализации как о возможном процессе «повторного прохождения» личностью своего жизненного пути, который обеспечивается методами психотерапии (Е.В. Андриенко, Н. Смелзер и др.); личностным подходом, в частности, концепцией личностного роста (А. Адлер, Д. Бьюдженталь, А Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл, 3. Фрейд, К. Юнг и др.); теорией активного социально¬психологического обучения (А.К. Быков, Ю.Н. Емельянов, Г.И. Марасанов, Н.Т. Оганесян, Б.Д. Парыгин, Л.В. Петровская, Е.В. Сидоренко и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют фундаментальные положения юридической психологии: о социально-психологических закономерностях преступного поведения (Ю.М. Антонян, М.И. Гернет, М.Г. Дебольский, и др.); об особенностях формирования позитивных изменений личности осужденных посредством социально¬психологических тренингов (М.Г. Дебольский, В.В. Петрусинский, К. Роджерс, Е.Г. Трошихина, Н.Ю. Хрящева и др.); о зависимости вида преступления от социально-психологических особенностей осужденного (Ю.А. Алфёров, Ю.М. Антонян, Е.М. Данилин, В.И. Игнатенко, А.И. Мокрецов и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой
исследования послужили труды отечественных ученых в области психосоциальной работы с лицам, отбывающими наказание; статистические данные и методические материалы ФКУ «Исправительная колония № 6
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». Эмпирическую базу составляют материалы социального исследования «Диагностика социально-психологических проблем лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области», проведенного автором ходе прохождения преддипломной практики.
Теоретико-практическая значимость. Анализ теоретических основ изучения психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, позволил выявить сущность и принципы психокоррекционной работы в пенитенциарной системе; раскрыть специфику психокоррекционной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, направленной на профилактику и урегулирование межличностных конфликтов среди лиц, отбывающих наказание; рекомендациях по совершенствованию психокоррекционной работы с обсужденными в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». Внедрение в систему деятельности исправительного учреждения предложений, разработанных в ходе исследования, позволит повысить качество психосоциальной работы с осужденными, что послужит основой для их успешной ресоциализации и интеграции в общество в дальнейшем.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В настоящее время число осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, составляет свыше полумиллиона человек. Приоритетными задачами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, решаемыми в контексте проведения общей социальной государственной политики, являются: оптимизация и постоянное улучшение в соответствии с европейскими международными требованиями и стандартами условий содержания осужденных в местах лишения свободы, принятие действенных мер по активизации их трудовой занятости и профессиональному обучению, вовлечению осужденных в психокоррекционные и социально-педагогические мероприятия, способствующие их эффективной адаптации и ресоциализации.
Продуктивное решение этих задач неизбежно ведет к минимизации рецидивной преступности, декриминализации общества и стабилизации высокого уровня общественной безопасности.
Все это диктует необходимость внедрения в деятельность учреждений, исполняющих наказания, эффективных и продуктивных средств, приемов, методов, методик и технологий психокоррекционной работы с осужденными.
Это, в свою очередь, заставляет ученых и практиков изыскивать новые подходы психокорректирующего воздействия на осужденных в местах лишения свободы, пересматривать ранее распространенные психотехники, но частично утратившие свою эффективность в свете происходящих изменений, разрабатывать новые методики или возвращаться к уже забытым, старым, изучать положительный опыт пенитенциарной науки зарубежных стран.
С другой стороны, не менее важной является объективная оценка организации психокоррекционного процесса и нахождения новых форм индивидуальной и групповой работы с осужденными в новых, иногда стремительно меняющихся условиях (новые законодательные инициативы, изменения привычных соотношений категорий преступников, отбывающих наказание, рост преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом и т.д.).
Психокоррекционное воздействие на осужденных, стремящихся к ресоциализации, может быть направлено на:
- свойства и качества личности осужденного, провоцирующие совершение им насильственных преступлений (агрессивность, импульсивность, дефекты
100 эмоциональной сферы, низкий самоконтроль, неразвитость сдерживающего поведения, преобладающе зависимое поведение, неблагоприятно сложившийся стереотип поведения);
- снижение конфликтности, деструктивного поведения осужденного;
- самооценку (в случае, если она существенно занижена или завышена);
- коррекцию негативного представления о перспективах на будущее, что все потеряно;
- коррекцию неприятия, негативизма, агрессии, недоверия к сотрудникам ИУ (категоричный отказ от сотрудничества с администрацией и психологом, нежелание участвовать в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, попытки дискредитировать их, стремление к деструктивному воздействию на других осужденных и т.д.).
Решая первую задачу исследования, мы изучили теоретические основания психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях: дали характеристику лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, изучили сущность и принципы
психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в
исправительных учреждениях.
В рамках решения второй задачи исследования мы изучили опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях в регионах России.
Решение третьей задачи исследования было направлено на выявление социально-психологических проблем лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». По результатам исследования нами было выявлено, что, помимо личностных проблем осужденных, социально-психологический климат в коллективе отряда в целом неблагоприятен, высока конфликтность, агрессивные проявления заключенных в отношении друг друга.
Проведенное социальное исследование выявило достаточно высокую степень конфликтности в коллективе осужденных, что создает напряженность во взаимоотношениях. В связи с этим мы разработали программу социально-психологической коррекции межличностных взаимоотношений осужденных в условиях исправительного учреждения (колонии).
Предлагаемая программа призвана обеспечить поэтапную комплексную коррекцию межличностных взаимоотношений осужденных и способствовать профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций в среде осужденных.
Программа социально-психологической коррекции межличностных взаимоотношения осужденных является комплексной, но в значительной степени социально-психологической деятельностью и осуществляется разными специалистами - психологами, специалистами по социальной работе с осужденными, работниками отдела режимной службы, воспитателями отрядов.
Ожидаемые результаты реализации программы: предупреждение и
урегулирование конфликтных ситуаций в среде осужденных и минимизация их негативных последствий, создание механизма, позволяющего снизить агрессивность, деструктивные тенденции в коллективе, осуществить коррекцию взаимоотношений в условиях изоляции, формирование у осужденных позиции доверия к друг другу и персоналу.
Продуктивное решение этих задач неизбежно ведет к минимизации рецидивной преступности, декриминализации общества и стабилизации высокого уровня общественной безопасности.
Все это диктует необходимость внедрения в деятельность учреждений, исполняющих наказания, эффективных и продуктивных средств, приемов, методов, методик и технологий психокоррекционной работы с осужденными.
Это, в свою очередь, заставляет ученых и практиков изыскивать новые подходы психокорректирующего воздействия на осужденных в местах лишения свободы, пересматривать ранее распространенные психотехники, но частично утратившие свою эффективность в свете происходящих изменений, разрабатывать новые методики или возвращаться к уже забытым, старым, изучать положительный опыт пенитенциарной науки зарубежных стран.
С другой стороны, не менее важной является объективная оценка организации психокоррекционного процесса и нахождения новых форм индивидуальной и групповой работы с осужденными в новых, иногда стремительно меняющихся условиях (новые законодательные инициативы, изменения привычных соотношений категорий преступников, отбывающих наказание, рост преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом и т.д.).
Психокоррекционное воздействие на осужденных, стремящихся к ресоциализации, может быть направлено на:
- свойства и качества личности осужденного, провоцирующие совершение им насильственных преступлений (агрессивность, импульсивность, дефекты
100 эмоциональной сферы, низкий самоконтроль, неразвитость сдерживающего поведения, преобладающе зависимое поведение, неблагоприятно сложившийся стереотип поведения);
- снижение конфликтности, деструктивного поведения осужденного;
- самооценку (в случае, если она существенно занижена или завышена);
- коррекцию негативного представления о перспективах на будущее, что все потеряно;
- коррекцию неприятия, негативизма, агрессии, недоверия к сотрудникам ИУ (категоричный отказ от сотрудничества с администрацией и психологом, нежелание участвовать в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, попытки дискредитировать их, стремление к деструктивному воздействию на других осужденных и т.д.).
Решая первую задачу исследования, мы изучили теоретические основания психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях: дали характеристику лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, изучили сущность и принципы
психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в
исправительных учреждениях.
В рамках решения второй задачи исследования мы изучили опыт психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях в регионах России.
Решение третьей задачи исследования было направлено на выявление социально-психологических проблем лиц, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области». По результатам исследования нами было выявлено, что, помимо личностных проблем осужденных, социально-психологический климат в коллективе отряда в целом неблагоприятен, высока конфликтность, агрессивные проявления заключенных в отношении друг друга.
Проведенное социальное исследование выявило достаточно высокую степень конфликтности в коллективе осужденных, что создает напряженность во взаимоотношениях. В связи с этим мы разработали программу социально-психологической коррекции межличностных взаимоотношений осужденных в условиях исправительного учреждения (колонии).
Предлагаемая программа призвана обеспечить поэтапную комплексную коррекцию межличностных взаимоотношений осужденных и способствовать профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций в среде осужденных.
Программа социально-психологической коррекции межличностных взаимоотношения осужденных является комплексной, но в значительной степени социально-психологической деятельностью и осуществляется разными специалистами - психологами, специалистами по социальной работе с осужденными, работниками отдела режимной службы, воспитателями отрядов.
Ожидаемые результаты реализации программы: предупреждение и
урегулирование конфликтных ситуаций в среде осужденных и минимизация их негативных последствий, создание механизма, позволяющего снизить агрессивность, деструктивные тенденции в коллективе, осуществить коррекцию взаимоотношений в условиях изоляции, формирование у осужденных позиции доверия к друг другу и персоналу.
Подобные работы
- Особенности социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ-МИГРАНТОВ
С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ОСУЖДЁННЫХ ЛИЦ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОСУЖДЕННЫХ ТУВИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ И ПОСТПЕНИТЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ОСУЖДЕННЫХ
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020



