Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ В РУССКО- И НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ)

Работа №69065

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

немецкий язык

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Оценка и экспрессивность как инструменты формирования общественного мнения в СМИ 6
1.1. Оценка как лингвистическая категория языка 6
1.2. Структура оценочных высказываний 9
1.3. Классификация оценочных лексических единиц 12
1.4. Экспрессивность как лингвистическая категория языка 15
1.5. Явление оценки в языке СМИ 19
Выводы 24
Глава 2. Способы формирования общественного мнения в СМИ 25
2.1. Материал и методика исследования 25
2.2. Средства выражения экспрессивности и оценки в русско- и
немецкоязычных СМИ 26
2.2.1. Лексические средства выражения оценочности и экспрессивности28
2.2.2. Синтаксические средства выражения оценочности и
экспрессивности 34
2.2.3. Стилистические средства выражения оценочности и
экспрессивности 37
Выводы 58
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Словари 68
Электронные источники 69
Список источников практического материала 69


Роль СМИ в формировании общественного мнения трудно переоценить. На протяжении десятков лет инструменты влияния на общественное сознание непрерывно преобразовывались, становясь всё более имплицитными. Тем не менее, для реализации суггестивной функции СМИ всё ещё активно пользуются такими категориями языка, как оценочность и экспрессивность, хотя очень редко сообщают оценку напрямую, чаще обращаясь к интертексту, метафорам, игре слов и прочим имплицитным средствам её выражения. Эксплицитные средства выражения оценки тоже нередко встречаются в СМИ, но, в основном, в виде цитат (что не всегда даёт читателю возможность понять точку зрения непосредственного автора статьи).
Предметом исследования данной работы являются экспрессивно-оценочные средства формирования общественного мнения.
Целью работы является описание, классификация и семантический анализ экспрессивно-оценочных средств формирования общественного мнения на примере статей в русско- и немецкоязычных СМИ.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
• Проанализировать теоретические положения, касающиеся категории оценочности и экспрессивности, исследовать типы оценки и средства создания экспрессивности, а также понятие общественного мнения и механизмы его формирования;
• Произвести отбор примеров из статей в русско- и немецкоязычных СМИ;
• Провести классификацию отобранных примеров;
• Выделить семантические и структурные средства образования экспрессивно-оценочных наименований;
• Выявить основные тенденции и закономерности в структуре и семантике экспрессивно-оценочных лексем в немецком и русском языке.
В соответствии с поставленными задачами в работе были применены методы и приемы типологического, словообразовательного, сравнительно-сопоставительного анализа, а также методы словарных дефиниций и сплошной выборки.
Материалом исследования послужили интернет-издания наиболее популярных в России и Германии информационно-политических журналов, таких, как «Bild», «Spiegel», «Welt», «Focus», «РИА Новости», «Вести», «Фонтанка», «ИноСМИ» и других. Ключевой тематикой примеров было выбрано освещение в русско- и немецкоязычных СМИ деятельности немецкого движения PEGIDA. Было проанализировано восемьсот немецкоязычных и триста русскоязычных статей.
Объектом исследования являются лексемы с лексикографически зафиксированной узуальной экспрессивно-оценочной семантикой и с приобретённой оценочностью. Для облегчения нахождения лексем с экспрессивно-оценочной семантикой было решено обратиться к определённым лексикографическим источникам: к толковым словарям немецкого и русского языка.
Актуальность работы заключается в тематической выборке и анализе современных текстов СМИ на злободневные темы, а также в недостаточной изученности инструментов формирования общественного мнения на основе экспрессивно-оценочной лексики.
Фундаментальные работы в исследовании категории оценочности и экспрессивности написаны такими зарубежными и отечественными лингвистами, как Е. М. Вольф, Н.Д. Арутюнова, Вернер Холли, Барбара Зандиг. Вопросы языка СМИ в своих исследованиях освещали Т. Ван Дейк, Харальд Бургер, Ханс-Юрген Бухер, Н. И. Клушина и другие.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Библиографический список работ насчитывает 76 наименований. В первой главе рассматриваются понятия категории оценочности и экспрессивности и их роль в формировании общественного мнения, а также явление оценки в языке СМИ. Вторая глава посвящена анализу и классификации экспрессивно-оценочных лексических единиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведённого исследования удалось установить некоторые закономерности и тенденции в образовании экспрессивно¬оценочных средств формирования общественного мнения, выявить их разновидности и проанализировать их функции на примере статей в русско- и немецкоязычных СМИ.
В первой главе были исследованы теоретические положения, рассматривающие с разных аспектов понятие оценки и оценочности, рассмотрено несколько способов классификации и несколько подходов к рассмотрению структуры оценки, и выбраны наиболее подходящие именно для этого исследования. Было проанализировано понятие экспрессивности, его виды и связь с понятиями эмоциональности и оценочности, а также рассмотрено несколько подходов к изучению экспрессивности, средств её выражения, предложенных разными лингвистами, и в результате были определены наиболее подходящие для этой работы. Наконец, особое внимание было уделено явлению оценки в языке СМИ и явлению воздействия на общественное мнение. Были приведены способы языкового воздействия на сознание реципиента и средства передачи оценки в публицистике.
Во второй главе было проанализировано 106 примеров, представляющих собой словосочетания и предложения. По результатам анализа удалось установить, что соотношение суждений с положительной и негативной оценочностью ожидаемо неравнозначно, что наиболее яркие примеры экспрессивности сосредоточены в заголовках текстов, что связано с их суггестивной функцией, а также функцией привлечения внимания, и что для усиления экспрессивности в текстах часто используется сочетание сразу нескольких средств выражения оценочности и экспрессивности.
В перспективе представляется целесообразным дальнейшее рассмотрение экспрессивно-оценочных средств формирования
общественного мнения на примере других схожих злободневных и неоднозначных тематик, и попытки их классификации, что особенно актуально ввиду неисчерпаемости и перманентной пополняемости корпуса примеров. Хоть попытки типологизации средств формирования общественного мнения и неоднократно предпринимаются, язык, тем временем, постоянно изменяется, предоставляя всё новый материал для исследований, новые контексты и новые значения старых слов. Также особое внимание следует обратить на создание и изучение параллельных корпусов примеров и на парный анализ оценочно-экспрессивных номинаций, что было бы полезно при создании, к примеру, двуязычных словарей экспрессивно-оценочной лексики. Кроме того, более подробно следует изучить функциональность цитат в публицистических текстах.


1. Арутюнова Н.Д. Номинация и текст. В сб. Языковая номинация: Виды наименований. - М.: Наука, 1977. - С. 304 - 357.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. - 341 с.
3. Балли Ш. Французская стилистика. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 392 с.
4. Баранов А.Н. Аксиологические конструкции в структуре языка (паремиология и лексика) // Вопросы языкознания, № 3. М.: Наука, 1989. - С. 74 - 90.
5. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие.
— М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
6. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти / Р. М. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987- 334 с.
7. Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1983.
- 271 с.
8. Брандес М.П. Стилистический анализ (на материале немецкого языка). М.: Высшая школа, 1971. - 191 с.
9. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
10. Ван Дейк Тён. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в
языке и коммуникации. Пер. с англ. - М.: Книжный дом
«ЛИБРОКОМ», 2013. - 344 с.
11. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова// Вопросы языкознания, № 5. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. - С. 3 - 29.
12. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования
языковых единиц. - М., 1980. - 237 с.
13. Володина М.Н. (ред.) Язык средств массовой информации. - М.:
Академический Проект, Альма Матер, 2008. - 760 с.
14. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. Москва: Едиториал УРСС, 2002. - 280 с.
15. Вольф Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо» / «плохо» // Вопросы языкознания, № 5. М.: Наука, 1986. - С. 98 - 106. Воронеж: «Истоки», 2012. - 178 с.
16. Гак В.Г. К типологии лингвистических номинаций. В сб. Языковая номинация: Общие вопросы. - М.: Наука, 1977. - С. 230 - 294.
17. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. Сборник статей по языкознанию. — М.: Наука, 1958. - С. 103 - 124.
18. Гибатова Г.Ф. Аксиология в языке // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011 - №2. - С. 127 - 132.
19. Глаголева А.В. Интертекстуальность как средство формирования имиджа в заголовках медиатекстов / А.В. Глаголева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 6 (36). - Часть 2. - С. 36-40.
20. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. - М.: Добросвет, Изд-во «КДУ», 2009. - 234 с.
21.Згировская О.Г. Механизмы экспрессивности в языке СМИ // Вестник Московского государственного университета печати. 2013 - №6. - С. 164 - 168.
22. Ивин А.А. Основания логики оценок. Москва: Издательство
Московского университета, 1970. - 231 с.
23. Клушина Н.И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ // Публицистика и информация в современном обществе. Сб. ст. под ред. проф. Г.Я. Солганика. - М., 2000. - С. 94 - 106.
24. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: Изд-во "Наука", 1984. - 175 с.
25. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. - 232 с.
26. Кольцова Е.А. Оценочные номинации лица: гендерный и
коммуникативно-прагматический аспекты: на материале английского языка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Иваново, 2009. - 24 с.
27. Латина О.В. Идиомы и экспрессивная функция языка // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991. - С. 136 - 156.
28. Лукьянова Н.А. Экспрессивность в системе, словаре и речи // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности.
- М.: Наука, 1991. - С. 157 - 178.
29. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства её выражения в русском языке: Учебное пособие по спецкурсу. - М.: МПУ, 1993. - 125 с.
30. Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991. - С. 179 - 204.
31. Матвеева Т.В. Лексическая экспрессивность в языке. - Свердловск: УрГУ, 1986. - 91 с.
32. Михалева О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева; Иркутский гос. ун-т. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2005. - 320 с.
33. Михалева О.Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева; М.: Изд-во УРСС, 2009. -256 с.
34.Овечкина И.А. Оценка общественно-политических событий в СМИ: лексико-стилистический и переводческий аспекты / И.А. Овечкина // Вестник ВолГУ. - 2015. - Серия 9. - № 13. - С. 216-220.
35. Осипов Ю.М. Об уточнении понятия «эмоциональность» как лингвистического термина // Учен. зап. МГПИ В.И. Ленина. Проблемы синтаксиса английского языка. М., 1970. № 422. - С. 116 - 127.
36. Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. Серия
«Информационные войны». - М.: СИНТЕГ, 2000. - 180 с.
37. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации/ Г.Г. Почепцов. - М.: Рефлбук, 2001. - 656 с.
38. Райхштейн А.Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии. - М., Высшая школа, 1980. - 143 с.
39. Рао С. Оценка с помощью кавычек. // Русская речь. - 1996, № 3. - С. 50
- 52.
40. Рацибурская Л.В. Словообразовательные неологизмы с негативной оценочностью в текстах СМИ / Л.В. Рацибурская, В.А. Торопкина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013.
- № 6 (2). - С. 187-191.
41. Резниченко Л.Ю. Специфика диминутивных номинаций лица (на материале английского, немецкого и русского языков) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2010, № 2 (том 1). - С. 70 - 89.
42. Рут М.Э. Образная номинация в русском языке. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1992. - 148 с.
43. Сергеева Л.А. Проблемы оценочной семантики. Текст. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 140 с.
44. Сибирякова М.А. Косвенные номинации лица в молодёжном языке современной Германии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Иваново, 2014. - 180 с.
45. Солодилова И.А. Глагольная оценочность: когнитивные основы оценочного словообразования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014, № 3. - С. 173 - 176.
46. Суржикова А.О. Передача лексических средств манипулирования общественным мнением при переводе текстов СМИ / А.О. Суржикова, Ю.В. Привалова // Успехи соврем. естествознания. - 2012. - № 5. - С. 164-167.
47. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. - 143 с.
48. Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991. - С. 36 - 66.
49. Телия В. Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и её прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991. - С. 5 - 35.
50. Трипольская Т. А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты. - Новосибирск, 1999. 166 с.
51. Трипольская Т. А. Языковые механизмы эмоциональной и оценочной интерпретации действительности // Проблемы интерпретационной лингвистики: межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск, 2000. - С. 14-27.
52. Уфимцева А.А. Лексическое значение. М.: Наука, 1986. - 240 с.
53. Харченко В.К. Экспрессивность, эмоциональность, оценочность и образность как категории лингвостилистики // Стили языка и стили речи как явление функционально-речевой дифференциации: материалы докл. Орджоникидзе, 1983. - С. 38 - 40.
54. Цоллер В.Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика // Филологические науки. - 1996. - №6. - С. 62 - 71.
55. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Издательство ВГУ, 1987. - 192 с.
56. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 285 с.
57. Bucher, Hans-Jurgen. Medien-Nachbarwissenschaften: Linguistik. In:
Medienwissenschaft: ein Handbuch zur Entwicklung der Medien und Kommunikationsformen. - Berlin; New York: de Gruyter, 1999. - 1025 S.
58. Bucher, Hans-Jurgen. Sprachwissenschaftliche Methoden der
Medienforschung. In: Medienwissenschaft: ein Handbuch zur Entwicklung der Medien und Kommunikationsformen. - Berlin; New York: de Gruyter, 1999. - 1025 S.
59. Burger, Harald und Luginbuhl, Martin. Mediensprache. - Berlin/Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2014. - 532 S.
60. Chomsky, Noam. Sprache und Politik. - Berlin und Bodenheim bei Mainz.: Philo, 1999. - 256 S.
61. Ehrenfels, Christian von. Werttheorie und Ethik. In: Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Philosophie, Bd. 17. Leipzig, 1893. - S. 26-110, 200-266, 321-363, 413-425.
62. Eppler, Erhard. Politische Sprachkritik - was kann sie leisten? In: Tendenzen der deutschen Gegenwartssprache. - Paris: PIA, 1994. - S. 13 -
21.
63. Holly, Werner. Sind Bewertungen ansteckend? In: Zeitschrift fur
germanistische Linguistik. № 10, 1982. - S. 58 - 62.
64. Jahr, Silke. Emotionen und Emotionsstrukturen in Sachtexte. Berlin, de Gruyter, 2000. - 268 S.
65. Kirwel, Thomas. Auslanderfeindlichkeit in der deutschen Presse. Hamburg, 1996. - 192 S.
66. Le Grand, Sylvie. Uber den aktuellen Gebrauch des Terminus „Dissident" in Deutschland anhand der Analyse eines Spiegel-Spezial-Heftes. In: Tendenzen der deutschen Gegenwartssprache. - Paris: PIA, 1994. - S. 233 - 235.
67. Lundenberg, Katharina. Bewertungen in der Berichterstattung russischer Printmedien. Untersuchungen anhand herausragender Ereignisse im Verlauf des Tschetschenienkonflikts. Inauguraldissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Philosophie. Frankfurt am Main, 2004. - 365 S.
68. Luger, Heinz-Helmut. Journalistische Darstellungsformen aus linguistischer Sicht. Freiburg: Albert Ludwigs Universitat, 1977. - 350 S.
69. Luger, Heinz-Helmut. Pressesprache. Tubingen: Niemeyer, 1995. - 169 S.
70. Quadri, Bruno. Aufgaben und Methoden der onomasiologischen Forschung. Bern, 1952. - 271 S.
71. Sandig, Barbara. Ausdrucksmoglichkeiten des Bewertens. Ein Beschreibungsrahmen im Zusammenhang eines fiktionalen Textes. In: Deutsche Sprache, № 7. 1979. - S. 137 - 159.
72. Sandig, Barbara. Stilistik der deutschen Sprache. - Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1986. - 368 S.
73.Strauss, Gerhard. Brisante Worter von Agitation bis Zeitgeist: ein Lexikon zum offentlichen Sprachgebrauch. - Berlin: Walter de Gruyter, 1989. - 778 s.
74. Ullmann, Stephen. Grundzuge der Semantik. Die Bedeutung in
sprachwissenschaftlicher Sicht. Berlin: Walter de Gruyter & Co, 1967. - 344 s.
75. Wright, Georg Henrik von. The varieties of goodness. -
London, Routledge & Kegan Paul, New York: The Humanities Press, 1963. - 222 p.
76. Zillig, Werner. Bewerten. Sprechakttypen der bewertenden Rede. - Tubingen: Niemeyer, 1982. - 317 S.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ