Введение 4
I. Коммерческая концессия: теоретический и исторический анализ 20
1.1. Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий -
1.2. История возникновения и развития коммерческой концессии 33
1.3. Сущность коммерческой концессии как способа осуществления предпринимательской деятельности 39
II. Правовое регулирование коммерческой концессии: становление и развитие 61
2.1. Основные направления и тенденции правового регулирования коммерческой концессии в иностранных государствах -
2.2. Коммерческая концессия в современном российском законодательстве 79
III. Договор коммерческой концессии: проблемы и противоречия законодательного регулирования 90
3.1. Понятие и характеристика договора коммерческой концессии
3.2. Содержание договора коммерческой концессии 148
3.3. Срок действия, изменение и прекращение договора коммерческой
концессии 163
Заключение 179
Список использованных источников (нормативных правовых актов и
литературы) 184
Приложения:
Приложение № 1 - Схемы 193
Приложение № 2 - Таблица изменений в нормы ГК РФ, регулирующие коммерческую концессию, предлагаемых автором 194
2
В недавнее время наше государство в ходе кардинальных политико-экономических реформ осуществило переход от административной, планово-распределительной экономики к экономике рыночной. Это повлекло за собой существенные изменения в производственных, финансовых и прочих экономических отношениях между субъектами народного хозяйства. Российская Федерация становится неотъемлемой частью единого мирового экономического пространства, интегрируясь в такие международные образования как Европейский Союз, Всемирная торговая организация.
В экономике России стали появляться и развиваться методы и способы ведения предпринимательской деятельности, ранее возникшие и успешно практикующиеся в иностранных государствах. Одним из таких способов является ведение бизнеса по схеме коммерческой концессии (или франчайзинга) . В самых общих чертах коммерческая концессия - это вид взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности, в рамках которых одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в деятельности последнего на условиях, согласованных сторонами, комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, а именно: право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие объекты исключительных прав (например, на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, объекты авторских прав и т.п.).
Изменения экономических, производственных отношений - “базиса” неотвратимо влекут за собой изменения правовой “надстройки”, регламентирующей данные отношения. С одной стороны, правовая надстройка является выражением существующих в государстве и обществе
1 Бизнес - любая организованная законная деятельность, главной целью которой является получение прибыли // Коммерческая концессия (франчайзинг). Учебное пособие / И.П. Янушкевич - М.: ИНИЦ Роспатента, 2000, С. 9.
2 Более подробно о соотношении приведенных терминов см. параграф 1.1. настоящей работы.экономических отношений. С другой стороны, правовая система в государстве должна служить становлению, укреплению и развитию сильной, устойчивой экономической системы, способной обеспечивать повседневные потребности граждан данного государства.
Успех развития экономики во многом зависит от законодательного регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и отдельных граждан. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не
гарантирует права на труд и поддержки незащищенных слоев населения .
Для оптимального сочетания интересов участников рынка, государства и потребителей необходимо сбалансированное правовое регулирование, направленное в целом на развитие экономики государства.
Актуальность темы исследования. Коммерческая концессия как способ осуществления предпринимательской деятельности чрезвычайно выгодна для обеих сторон договора. Правообладателю она позволяет с минимальными издержками стремительно расширить бизнес и увеличить долю своего присутствия на рынке. Пользователю коммерческая концессия предоставляет возможность открыть собственное дело по заранее разработанной и апробированной технологии, с повышенной вероятностью того, что вновь открываемое предприятие окажется успешным и не потерпит крах.
Эти выводы подтверждает и опыт иностранных государств. Так, по данным фирмы “Mr. Doors Home Inc.” в США после пяти лет деятельности на рынке выживают 23 процента частных предприятий, а после десяти лет их остается лишь 18, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчайзинга, через пять лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 1004.
3 Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В. А. Язева. - М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2002, С. 42.
4 Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии. // Хозяйство и право, 2000 г., № 3, С. 99.
5
В США, где франчайзинг переживает настоящий бум, объем продаж по системе франчайзинга составляет порядка одного триллиона долларов, при этом 40% розничных продаж приходится на франчайзинг. В Великобритании оборот в сфере франчайзинга за 1999 год составил 8,9 млрд. фунтов стерлингов, доля франчайзинга в секторе розничной торговли находилась на уровне 29,4%, 90% всех франшиз отмечали прибильность своего бизнеса. Оборот франчайзинговой системы в Германии в 1997 году находился на уровне 17452 млн. долларов США и 18700 - в 1998 году. По данным на 1998 г. Емкость франчайзингового рынка во Франции оценивалась в 32,5 миллиарда долларов США. В Италии даже в ситуации экономической стагнации франчайзинг стал одним из немногочисленных секторов, продемонстрировавших положительные тенденции в динамике роста.
Проведенное исследование показывает, что коммерческая концессия является высокоэффективным способом осуществления
предпринимательской деятельности, который обладает рядом неоспоримых выгод и преимуществ для связанных с ним участников: предпринимателей, потребителей, государства и общества.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие “коммерческая концессия”, сформулированное в действующем законодательстве РФ, не является синонимом понятия “франчайзинг”, широко известного в иностранных государствах. Коммерческая концессия является одной из разновидностей франчайзинга, а именно - аналогом франчайзинга бизнес-формата. Следует отметить, что в мире наибольшее развитие получил именно франчайзинг бизнес-формата. Таким образом, коммерческая концессия является аналогом того вида франчайзинга, который в настоящее время практически применяется в зарубежных государствах. При этом общие положения о франчайзинге применимы и к коммерческой концессии.
Франчайзинг как способ осуществления предпринимательской деятельности в его современном виде впервые появился в США, после чего развивался стремительными темпами и получил признание во всех экономически развитых странах мира.
Сущность коммерческой концессии как способа осуществления предпринимательской деятельность можно кратко сформулировать следующим образом. Правообладатель, разработавший и успешно испробовавший на практике определенную технологию осуществления предпринимательской деятельности, а также являющийся обладателем исключительных прав на хорошо известные потребителям средства индивидуализации субъектов гражданского оборота и производимых ими товаров (работ, услуг), предоставляет указанную технологию и права на использование средств индивидуализации пользователю (т.е. делится с пользователем своим коммерческим опытом и деловой репутацией) в обмен
на долю в доходах, извлеченных пользователем от использования полученных прав.
Один из основных вопросов, затронутых в исследовании - влияние специального правового регулирования на состояние и развитие коммерческой концессии. История наглядно демонстрирует, что франчайзинг появляется там, где для этого, в первую очередь, созрели экономические условия, отсутствие специального законодательства не может сдержать развитие франчайзинга. Отдельные специалисты в области коммерческой концессии и предприниматели высказывают мнение, что наличие специального правового регулирования коммерческой концессии, напротив, сдерживает ее развитие. Однако при этом практика показывает, что специальное правовое регулирование коммерческой концессии обеспечивает большие правовые гарантии субъектам, вовлеченным в отношения коммерческой концессии, и направлено на предотвращение нарушений и злоупотреблений со стороны недобросовестных субъектов, а также на защиту ряда публичных интересов. В общественные отношения, возникающие в рамках применения коммерческой концессии, помимо предпринимателей, вовлечены также такие участники, как потребители, общество и государство. Таким образом, развитие коммерческой концессии как способа предпринимательской деятельности является не единственной задачей государства. Следовательно, коммерческая концессия требует сбалансированного специального правового регулирования.
Российская Федерация относится к числу стран, имеющих специальное законодательство о коммерческой концессии, которое состоит, в основном, из норм главы 54 ГК РФ, посвященной регулированию договора коммерческой концессии.
Анализ правоприменительной практики и теоретического материала показывает, что в действующее российское законодательство о коммерческой концессии необходимо внести следующие конкретные изменения:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: “Юридическая литература”, 1993.
2. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1996, № 2.
3. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.). Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 г. Текст Конвенции официально опубликован не был.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М: Издательство “СПАРК”, 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824, Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. № 256.
7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ) // “Российская газета” от 25 июня 2003 г. № 122.
8. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской
184
деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня 2003 г.) // "Российская газета" от 10 февраля 1996 г.
9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта 2003 г.) // "Российская газета" от 10 августа 2001 г. № 153.
10. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., № 32, ст. 1242.
11. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3, ст. 140.
12. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации № 42 от 22 октября 1992 г., ст. 2322.
13. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (с изменениями от 24 декабря 2002 г.) // Ведомостях Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации № 42 от 22 октября 1992 г., ст. 2325.
14. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 18 апреля 1991 г., № 16, ст. 499.
185
15. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 7 мая 1992 г., № 18, ст. 961.
16. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 22 октября 1992 г. № 42 ст. 2319.
17. Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изменениями от 3 октября 2002 г.) // Собрание постановлений Правительства Российской Федерации, № 1-2, 1992 г., ст. 7.