Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Сущность готовности младших школьников к охране
природы 6
1.2. Организация деятельности младших школьников
по охране природы при изучении предмета «Окружающий мир» 12
1.3. Педагогические условия формирования готовности
младших школьников к охране природы 19
Глава 2. Опытная экспериментальная работа по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 28
2.1. Опыт учителей по формированию готовности
младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 28
2.2. Экспериментальная работа по формированию готовности
младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 32
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложения 51
Национальная доктрина развития образования в XXI веке, одним из ключевых, ставит вопрос о природоохранном образовании школьников. Природоохранное образование включено как обязательный элемент во все ступени общего образования и направленно на заложение основ экологических знаний, превращение их в практические навыки природопользования, стимулирования творческого интереса к познанию природы, формирование нравственно-эстетического отношения к ней. Природоохранное образование младших школьников - это сложный многоплановый процесс, обеспечиваемый согласованным влиянием на учащихся всех изучаемых предметов, внеурочной работы и окружающей обстановки. Важная задача природоохранного образования младших школьников состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы учащихся, вооружить их знаниями, умениями и навыками экономного использования природных ресурсов, сформировать готовность школьников к охране природы. Любовь младших школьников к природе, бережное отношение к её богатствам - это результат целенаправленной и кропотливой работы учителя не только по организации процесса изучения природы, но и вовлечению учащихся в посильное участие в природоохранной деятельности. К участию в природоохранной деятельности младших школьников необходимо целенаправленно готовить в урочной и внеурочной работе.
Проблема природоохранного образования младших школьников рассматривалась в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой. Характеристика содержания, средств, форм и методов формирования готовности младших школьников к охране природы представлена в работах А.В. Миронова, И.Р. Колтунова, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и др. Особенности формирования у младших школьников ответственного и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой и А.А. Плешакова.
Анализ педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные её аспекты исследованы недостаточно. Так, на наш взгляд, слабо разработана методика подготовки младших школьников к охране природы.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: готовность младших школьников к охране природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза: формирование готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- на уроках информировать учащихся об охраняемых объектах природы;
- мотивировать учащихся к деятельности по охране природы родного края;
- организовывать посильную природоохранную внеурочную деятельность младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность готовности младших школьников к охране природы.
2. Выявить особенности организации деятельности младших школьников по охране природы и педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы.
3. Проанализировать опыт учителей по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир»;
4. Провести экспериментальную работу по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, анкетирование, анализ законодательных документов по охране природы; эксперимент.
База исследования: 3«Б» класс МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, определена цель, задачи, предмет и объект исследования, задачи экспериментальной работы.
В первой главе раскрывается сущность готовности младших школьников к охране природы, рассматриваются особенности организации деятельности младших школьников по охране природы, выявляются педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы.
Во второй главе представлен опыт учителей по формированию готовности младших школьников к природоохранной деятельности, описываются ход и результаты экспериментальной работы по теме исследования.
В заключении подведены итоги исследования.
Библиографический список: 51 источник.
Приложение включает фрагменты уроков и внеурочных занятий, диагностические материалы, таблицы.
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Залогом успеха формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» является использование инновационных и традиционных форм и методов учебного взаимодействия учащихся с учителем, а также с объектами природы.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность готовности младших школьников к охране природы. Готовность к охране природы - установка на нравственное поведение по отношению к природе, это активно-действенное состояние личности, мобилизованность сил для выполнения природоохранных задач. Основными компонентами готовности младших школьников к охране природы являются: природоохранные знания, мотивация к охране природы, природоохранные умения.
Для того, чтобы правильно организовать природоохранную деятельность младших школьников, необходимо:
- учитывать их возрастные особенности и подбирать доступные виды деятельности (изготовление кормушек и домиков для птиц, борьба с мусором, посадка растений и т.д.);
- привлекать родителей младших школьников к совместной природоохранной деятельности;
- организовывать природоохранную деятельность посредством экскурсии, исследовательской деятельности, коллективного творческого дела, «мозгового штурма».
Природоохранная деятельность - это разработка и практическая реализация мероприятий, целью которых является охрана природы.
Анализ учителей показал, что от уважительного и внимательного отношения учителя к стараниям ребенка защитить природу, создание ситуаций успеха для каждого ученика, помогая ребенку преодолеть сомнение, неуверенность в собственных силах значительно мотивирует младших школьников к охране природы.
В ходе теоретического анализа и анализа опыта учителей были выявлены и апробированы в ходе эксперимента педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Мы убедились, что формирование готовности младших школьников к охране природы будет эффективным, если:
- на уроках информировать учащихся об охраняемых объектах природы;
- мотивировать учащихся к деятельности по охране природы родного края;
- организовывать посильную природоохранную внеурочную деятельность младших школьников.
Мы провели 3 урока и 3 внеурочных занятия в третьем классе МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода направленных на формирование готовности
младших школьников к охране природы:. На контрольном этапе эксперимента количество учащихся, имеющие высокий уровень готовности к охране природы, увеличилось с 0% до 56%, имеющих средний уровень - с 68% до 32%, а количество младших школьников, а имеющих низкий уровень уменьшилось с 32 до 12%. Полученные в конце эксперимента данные' свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в организации сотрудничества с родителями младших школьников в формировании готовности учащихся к охране природы.
1. Иванов И.П. Школа актива: «Коллективное творческое дело» // Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика [Офиц. сайт]. URL:http://www.infovolga.ru/school/pioner/shpa/ktd.htm (дата обращение 25.05.2016).
2. Алексеев С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонова. // Начальная школа. - 1999. - №1. - С. 19-22.
3. Арустамов Э.А. Природопользование / Э.А. Арустамов. - М.: Дашков и Ко, 2002. - 278 с.
4. Афанасьева Е.А. Экология не знает границ/ Е.А. Афанасьева. // Юный натуралист. - 1990. - № 1. - С. 11.
5. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова. - М.: Просвещение, 1993. - 251 с.
6. Байбородова Л.В. Изучение эффективности воспитательной системы школы / Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев, Е.Н. Степанов. - Псков: ПОИПКРО, 2003. - 115с.
7. Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы / Ю.А. Барышева. // Начальная школа. - 1998. - №6. - С. 92-94.
8. Бахтибенов А.Ш. Экологическое воспитание младших
школьников:автореф.дис. : канд. пед. наук / А.Ш. Бахтибенов.- Москва, 1993. - 89 с.
9. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева.// Биология в школе. - 2008. - №3. - С. 57-59.
10. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л.Д. Бобылева. // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. Сб. науч. Тр. - Владимир: ВПГУ, - 2000. - С. 77-83.
11. Боголюбов С.А. Природа: что мы можем / С.А. Боголюбов. - М.: Моск. рабочий, 1987. - 144 c.
12. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой / В.Д. Бондаренко. - М.: Агропромизат, 1987. - 174 с.
13. Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города / Л.А. Боровская. - М.: Просвещение, 1991. - 250 с.
14. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям / Н.А Вершинин. // Начальная школа - 1998. - №10. - С. 9-11.
15. Волгина Н.Д. Отчет о школьной экологической акции «День птиц»// ИнфоУрок
[Офиц. сайт] URL: http://infourok.ru/otchet_po_ekologicheskoy_akcii_den_ptic-
475571.htm (дата обращения: 09.04.2016).
16. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников / А.Н. Воробьева. // Начальная школа - 1998. - № 6. - С.63-64.
17. Гетман В.Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах / В.Ф. Гетман. - М.: Радянская школа, 1983. - 96 с.
18. Горелова Е.В. Из опыта организации исследовательской деятельности с
младшими школьниками: знакомство с методами научного познания через игру // Учебно-методический кобинет [Офиц. сайт].URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-valerevna-gorelova/iz-opyta-organizaci- isledovatelskoi-dejatelnosti-s-mladshimi-shkolnikami-znakomstvo-s- metodami-nauchnogo-poznanija-cherez-igru.html (дата обращения:
12.04.2016).
19. Горощенко В.П. Природа и люди / В.П. Горощенко. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
20. Гришева Е.А. Задания экологического содержания / Е.А. Гришева. - М.: Просвещение, 1993. - 303 с.
21. Дорошко О.М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников: автореф. дис. :кан. пед. наук / О.М. Дорошко. - Киев, 1988. -26 с.
22. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования / А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1981. -184 с.
23. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе :дис.
: канд. пед. наук / И.Д. Зверев. - Москва, 1974. - с.29
24. Зверев И. Д., Экология в школьном обучении: дис. : канд. пед. наук / И. Д. Зверев. - Москва, 2000. - с. 37.
25. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе: дис. : канд. пед. наук / И.Д. Зверев. - Москва, 2000 - С. 65
26. Зинченко В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Просвещение, 2000. - 672 с.
27. Кавтарадзе Д.Н. Стратегия образования для устойчивого развития:
отступать некуда // Устойчивый мир: на пути к
экологическибезопасному гражданскому обществу: материалы XII Междунар. конф. по экологическому образованию. - Москва, 2006.
28. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования / З.П. Кириллова. - М.: Просвещение, 1983. - 295 с.
29. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Академия, 2004. - 496 с.
30. Ливчак И.Ф. Охрана окружающей среды / И.Ф. Ливчак, Ю.В. Воронов. - М.: Колос, 1996. - 278 с.
31. Майорова М.Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения / М.Л. Майорова. / Начальная школа - 1999. - №12. - С. 60-61.
32. Макаренко, А.С. Цель воспитания // Избр. пед. соч.: в 2 т. / под ред. И.А. Каирова.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1977. - Т. 1. - 131 с.
33. Маслова О.Н. Экологическая акция для младших школьников // Учебно¬методический кабинет [Офиц. сайт]. URL: http://ped- kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-maslova/fototch-t-o-yekologicheskoi-akci- delami-dobrymi-ediny.html (дата обращения: 16.04.2016).
34. Моисеева Л.В. Диагностика уровня экологическихзнаний и сформированности экологических отношений у школьников/ Л.В. Моисеева, И.Р.Кастунов.- Екатеринбург: УГПИ Науч. пед. центр «Уникум», 1993. - 148с.
35. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.
36. Пазова Р.И. Экологическая культура - основа экологического образования/ Р.И. Пазова. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета - П.:ПГУ, 2009. - № 2. - С. 13.
37. Петров В.В. Из жизни земного мира: пособие для учащихся / В.В. Петрова. - Минск: БГУ, 1998. - 127 с.
38. Распутин В. Г. Прощание с Матёрой / В.Г. Распутин. - М.: Азбука. - 2012 - 608 с.
39. Салеева Л.П. О содержании экологического воспитания в начальной школе / Л.П. Салеева. - М.: Правда, 1983. - 127 с.
40. Салеева Л.П. Содержание экологического образования: дис. :конд. пед. наук / Л.П. Салеева. - Москва, 1987.- 50 с.
41. Салеева Л.П., Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Салеева. - М.: Правда, 1977. - 139 с.
42. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех: кн. для будущих родителей / С.Л. Соловейчик. - Москва: Первое сентября, 2000. - 365 с.
43. Суравегина И.Т. Экологическое образование в школе / И.Т. Суравегин, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер. // Советская педагогика - М., 1989. - С.140.
44. Суравегина И.Т., Методическая система экологического образования / И.Т. Серавегина. // Советская педагогика - М., 1988. - С.31-34.
45. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения. T.1. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - 145 с.
46. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: офиц. текст. - М.: Норматика, 2014. - 31 с.
47. Ферб П. Популярная экология / П. Ферб. - М.: Мир. - 1971. - 202 с.
48. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников / Е.В. Хохлова. // Сельской школа. -Ставрополь, 2001. - С. 76.
49. Черных Т.А. Отчет о проведение экологической акции «Чистый двор»
//Paradia Авторская платырма [Офиц. сайт] URL:
http://pandia.ru/text/78/306/2869.php (дата обращения: 16.04.2016).
50. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры / Л.А. Чистякова. - Урал: ГАРК, 1998. - 129 с.
51. Шульженко А.К. Воспитание эстетического восприятия окружающей среды в европейских странах / А.К. Шульженко. // Экологическое образование. -2005. - № 2. - С.23-29.