ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОХРАНЕ ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Сущность готовности младших школьников к охране
природы 6
1.2. Организация деятельности младших школьников
по охране природы при изучении предмета «Окружающий мир» 12
1.3. Педагогические условия формирования готовности
младших школьников к охране природы 19
Глава 2. Опытная экспериментальная работа по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 28
2.1. Опыт учителей по формированию готовности
младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 28
2.2. Экспериментальная работа по формированию готовности
младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 32
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложения 51
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Сущность готовности младших школьников к охране
природы 6
1.2. Организация деятельности младших школьников
по охране природы при изучении предмета «Окружающий мир» 12
1.3. Педагогические условия формирования готовности
младших школьников к охране природы 19
Глава 2. Опытная экспериментальная работа по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 28
2.1. Опыт учителей по формированию готовности
младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 28
2.2. Экспериментальная работа по формированию готовности
младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 32
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложения 51
Национальная доктрина развития образования в XXI веке, одним из ключевых, ставит вопрос о природоохранном образовании школьников. Природоохранное образование включено как обязательный элемент во все ступени общего образования и направленно на заложение основ экологических знаний, превращение их в практические навыки природопользования, стимулирования творческого интереса к познанию природы, формирование нравственно-эстетического отношения к ней. Природоохранное образование младших школьников - это сложный многоплановый процесс, обеспечиваемый согласованным влиянием на учащихся всех изучаемых предметов, внеурочной работы и окружающей обстановки. Важная задача природоохранного образования младших школьников состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы учащихся, вооружить их знаниями, умениями и навыками экономного использования природных ресурсов, сформировать готовность школьников к охране природы. Любовь младших школьников к природе, бережное отношение к её богатствам - это результат целенаправленной и кропотливой работы учителя не только по организации процесса изучения природы, но и вовлечению учащихся в посильное участие в природоохранной деятельности. К участию в природоохранной деятельности младших школьников необходимо целенаправленно готовить в урочной и внеурочной работе.
Проблема природоохранного образования младших школьников рассматривалась в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой. Характеристика содержания, средств, форм и методов формирования готовности младших школьников к охране природы представлена в работах А.В. Миронова, И.Р. Колтунова, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и др. Особенности формирования у младших школьников ответственного и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой и А.А. Плешакова.
Анализ педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные её аспекты исследованы недостаточно. Так, на наш взгляд, слабо разработана методика подготовки младших школьников к охране природы.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: готовность младших школьников к охране природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза: формирование готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- на уроках информировать учащихся об охраняемых объектах природы;
- мотивировать учащихся к деятельности по охране природы родного края;
- организовывать посильную природоохранную внеурочную деятельность младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность готовности младших школьников к охране природы.
2. Выявить особенности организации деятельности младших школьников по охране природы и педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы.
3. Проанализировать опыт учителей по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир»;
4. Провести экспериментальную работу по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, анкетирование, анализ законодательных документов по охране природы; эксперимент.
База исследования: 3«Б» класс МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, определена цель, задачи, предмет и объект исследования, задачи экспериментальной работы.
В первой главе раскрывается сущность готовности младших школьников к охране природы, рассматриваются особенности организации деятельности младших школьников по охране природы, выявляются педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы.
Во второй главе представлен опыт учителей по формированию готовности младших школьников к природоохранной деятельности, описываются ход и результаты экспериментальной работы по теме исследования.
В заключении подведены итоги исследования.
Библиографический список: 51 источник.
Приложение включает фрагменты уроков и внеурочных занятий, диагностические материалы, таблицы.
Проблема природоохранного образования младших школьников рассматривалась в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой. Характеристика содержания, средств, форм и методов формирования готовности младших школьников к охране природы представлена в работах А.В. Миронова, И.Р. Колтунова, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и др. Особенности формирования у младших школьников ответственного и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой и А.А. Плешакова.
Анализ педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные её аспекты исследованы недостаточно. Так, на наш взгляд, слабо разработана методика подготовки младших школьников к охране природы.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: готовность младших школьников к охране природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза: формирование готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- на уроках информировать учащихся об охраняемых объектах природы;
- мотивировать учащихся к деятельности по охране природы родного края;
- организовывать посильную природоохранную внеурочную деятельность младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность готовности младших школьников к охране природы.
2. Выявить особенности организации деятельности младших школьников по охране природы и педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы.
3. Проанализировать опыт учителей по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир»;
4. Провести экспериментальную работу по формированию готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, анкетирование, анализ законодательных документов по охране природы; эксперимент.
База исследования: 3«Б» класс МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, определена цель, задачи, предмет и объект исследования, задачи экспериментальной работы.
В первой главе раскрывается сущность готовности младших школьников к охране природы, рассматриваются особенности организации деятельности младших школьников по охране природы, выявляются педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы.
Во второй главе представлен опыт учителей по формированию готовности младших школьников к природоохранной деятельности, описываются ход и результаты экспериментальной работы по теме исследования.
В заключении подведены итоги исследования.
Библиографический список: 51 источник.
Приложение включает фрагменты уроков и внеурочных занятий, диагностические материалы, таблицы.
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Залогом успеха формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» является использование инновационных и традиционных форм и методов учебного взаимодействия учащихся с учителем, а также с объектами природы.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность готовности младших школьников к охране природы. Готовность к охране природы - установка на нравственное поведение по отношению к природе, это активно-действенное состояние личности, мобилизованность сил для выполнения природоохранных задач. Основными компонентами готовности младших школьников к охране природы являются: природоохранные знания, мотивация к охране природы, природоохранные умения.
Для того, чтобы правильно организовать природоохранную деятельность младших школьников, необходимо:
- учитывать их возрастные особенности и подбирать доступные виды деятельности (изготовление кормушек и домиков для птиц, борьба с мусором, посадка растений и т.д.);
- привлекать родителей младших школьников к совместной природоохранной деятельности;
- организовывать природоохранную деятельность посредством экскурсии, исследовательской деятельности, коллективного творческого дела, «мозгового штурма».
Природоохранная деятельность - это разработка и практическая реализация мероприятий, целью которых является охрана природы.
Анализ учителей показал, что от уважительного и внимательного отношения учителя к стараниям ребенка защитить природу, создание ситуаций успеха для каждого ученика, помогая ребенку преодолеть сомнение, неуверенность в собственных силах значительно мотивирует младших школьников к охране природы.
В ходе теоретического анализа и анализа опыта учителей были выявлены и апробированы в ходе эксперимента педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Мы убедились, что формирование готовности младших школьников к охране природы будет эффективным, если:
- на уроках информировать учащихся об охраняемых объектах природы;
- мотивировать учащихся к деятельности по охране природы родного края;
- организовывать посильную природоохранную внеурочную деятельность младших школьников.
Мы провели 3 урока и 3 внеурочных занятия в третьем классе МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода направленных на формирование готовности
младших школьников к охране природы:. На контрольном этапе эксперимента количество учащихся, имеющие высокий уровень готовности к охране природы, увеличилось с 0% до 56%, имеющих средний уровень - с 68% до 32%, а количество младших школьников, а имеющих низкий уровень уменьшилось с 32 до 12%. Полученные в конце эксперимента данные' свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в организации сотрудничества с родителями младших школьников в формировании готовности учащихся к охране природы.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность готовности младших школьников к охране природы. Готовность к охране природы - установка на нравственное поведение по отношению к природе, это активно-действенное состояние личности, мобилизованность сил для выполнения природоохранных задач. Основными компонентами готовности младших школьников к охране природы являются: природоохранные знания, мотивация к охране природы, природоохранные умения.
Для того, чтобы правильно организовать природоохранную деятельность младших школьников, необходимо:
- учитывать их возрастные особенности и подбирать доступные виды деятельности (изготовление кормушек и домиков для птиц, борьба с мусором, посадка растений и т.д.);
- привлекать родителей младших школьников к совместной природоохранной деятельности;
- организовывать природоохранную деятельность посредством экскурсии, исследовательской деятельности, коллективного творческого дела, «мозгового штурма».
Природоохранная деятельность - это разработка и практическая реализация мероприятий, целью которых является охрана природы.
Анализ учителей показал, что от уважительного и внимательного отношения учителя к стараниям ребенка защитить природу, создание ситуаций успеха для каждого ученика, помогая ребенку преодолеть сомнение, неуверенность в собственных силах значительно мотивирует младших школьников к охране природы.
В ходе теоретического анализа и анализа опыта учителей были выявлены и апробированы в ходе эксперимента педагогические условия формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Мы убедились, что формирование готовности младших школьников к охране природы будет эффективным, если:
- на уроках информировать учащихся об охраняемых объектах природы;
- мотивировать учащихся к деятельности по охране природы родного края;
- организовывать посильную природоохранную внеурочную деятельность младших школьников.
Мы провели 3 урока и 3 внеурочных занятия в третьем классе МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода направленных на формирование готовности
младших школьников к охране природы:. На контрольном этапе эксперимента количество учащихся, имеющие высокий уровень готовности к охране природы, увеличилось с 0% до 56%, имеющих средний уровень - с 68% до 32%, а количество младших школьников, а имеющих низкий уровень уменьшилось с 32 до 12%. Полученные в конце эксперимента данные' свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий формирования готовности младших школьников к охране природы в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в организации сотрудничества с родителями младших школьников в формировании готовности учащихся к охране природы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ОХРАНЕ ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников ответственного отношения к
природе в краеведческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эколого-эстетической культуры школьников средствами туризма
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017



